Асмолов Александр Григорьевич

 (род. 22.02.1949, г. Москва). Окончил факультет психологии МГУ (1972).

Кандидат психологических наук (1976). Доктор психологических наук (1996). Профессор (1996). Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2008, член-корреспондент с 1995, член президиума).

Заведующий кафедрой психологии личности (1997‒н.вр.); профессор кафедры общей психологии (1992–1997) факультета психологии. Работает в МГУ с 1972 г.

Главный психолог Государственного комитета СССР по народному образованию (1988–1992), зам. министра образования России (1992–1998). Вице-президент Российского психологического общества.

Награждён орденом Дружбы (2010).

Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010).

Заслуженный профессор Московского университета (2008). Заслуженный работник высшей школы РФ (2005).

Область научных интересов: культурно-историческая психология, психология личности, психология бессознательного, политическая психология, практическая психология образования. Разрабатывает принципы системного историко-эволюционного деятельностного подхода как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках.

Тема кандидатской диссертации «О месте установки в структуре деятельности». Тема докторской диссертации «Историко-эволюционный подход в психологии личности».

Читает курсы «Методология историко-эволюционного развития сложных систем», «Культурно-деятельностный подход: исследовательская программа современной психологии», «Теория и практика переговоров», «Психология личности и дифференциальная психология», «Методологические основы психологии», «Культурно-историческая психология личности».

Основные труды: «Наперекор оппозиции души» (1994), «Психоаналитические заметки чиновника» (1995), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева» (соавт., 1999), «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества» (2008), «Стратегия и методология социокультурной модернизации образования» (2011), «Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие» (соавт., 2011), «Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии. В 2-х ч.» (соавт., 2011), «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012), «Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России» (соавт., 2012), «Преадаптация к неопредёленности: непредсказуемые маршруты эволюции» (соавт., 2018), «Ребёнок в культуре взрослых» (соавт., 2019), учебники «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990), «Психология образования» (соавт., 2019), учебные пособия «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), «Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека» (2010), «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» (соавт., 2010).