ЭС: Смена вех

«СМЕНА ВЕХ», сборник и журнал эмигрантской интеллигенции, издававшийся в Праге и Париже в 1921–1922 гг. Главный организатор и редактор Ю.В. Ключников.
 
Как сборник, так и журнальные статьи объединяла тема возможности принятия первой волной русской эмиграции большевистской революции ради сохранения единства и мощи российского государства. Такой крутой пересмотр общемировоззренческих ориентиров и личных убеждений части либерально настроенной интеллигенции произошёл на фоне осознания факта свершившегося властного переворота, устойчивости нового политического режима. Акценты на приоритет идеалов гражданского общества и личности по отношению к обществу стали смещаться в сторону «великой, единой и сильной России». Примирение базировалось на представлениях о «перерождении» советской власти, действующей теперь не в интернациональных, но в национальных интересах – в это время советское правительство объявило о переходе к новой экономической политике – НЭП, имеющей целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений для восстановления народного хозяйства.
 
Обоснование этой позиции составило основу одного из сложных идейно-политических и общественных течений – «сменовеховства». Его основные положения были сформулированы в работах выпускников юридического факультета Н.В. Устрялова (1913), Ю.В. Ключникова и Ю.Н. Потехина, и В.Н. Львова, окончившего историко-филологический факультет. Наряду со многими дореволюционными университетскими профессорами они являлись активными членами Конституционно-демократической партии (кадетов), партии «октябристов», объявленных большевиками вне закона. Вместе с тысячами других русских интеллигентов, присоединившихся в годы Гражданской войны к отрядам Л.Г. Корнилова, А.И. Деникина, П.Н. Врангеля, А.В. Колчака и других деятелей Белого движения, они оказались после его разгрома за пределами отечества.
Однако, по мнению Н.В. Устрялова («В борьбе за Россию», 1920; «Под знаком революции», 1925) в сфере политической практики никогда ни в чём нельзя зарекаться: сегодняшний враг может стать завтра другом, и наоборот.
«После крушения власти адмирала Колчака и генерала Деникина русские националисты очутились как бы над неким провалом… Начинать с начала то, что трагически не удалось при несравненно лучших условиях и при неизмеримо богатейших данных, могут в лучшем случае лишь политические Дон-Кихоты. Следовательно, нужно искать другой выход… Нужно пойти на подвиг сознательной жертвенной работы с властью, во многом нам чуждой… но единственной способной в данный момент править страной, взять её в руки».
Ему вторил Ю.В. Ключников:
«Вот уже год, как я отстаиваю мысль о прекращении вооружённой борьбы с большевистским правительством, а теперь (тоже уже довольно давно) я полагаю, что всякие вообще “срывы” советской России были бы лишь во вред России. Нет такой силы, которая могла бы прийти на смену теперешнему режиму, разломав всё сделанное им, и которая вместе с тем могла бы сама что-то осуществить и что-то хорошее создать. Спасение России и остальных народов в естественной эволюции к новым формам социальной жизни, требуемой и сознанием приобретших небывалую политическую силу трудящихся масс, и событиями последних лет. Если эта эволюция не сумеет осуществиться, то взамен неё придёт мировая революция. Tertium non datur. Бороться с этими эволюцией или революцией по рецептам Керенского, или Милюкова, или Струве – значит в лучшем случае играть невольно им же в руку... Таково – основное в моём политическом настроении, которое долго вынашивалось и, надеюсь, способно выдержать всякие испытания».
 
«Сменовеховство», рождённое в эмиграции, нашло поддержку и немалое число последователей в Советской России. Со временем это понятие стали распространять на всех сторонников примирения и сотрудничества с коммунистическим режимом в СССР, а затем и его юридическими преемниками в РФ. За время своего существования движение пережило несколько крупных этапов, связанных с переломными моментами в истории страны: 1920-е – 1930-е гг.; 1940-е – 1950-е гг.; 1980-е – 1990-е гг.
Власть стремилась максимально использовать «сменовеховцев», преследуя конкретную практическую цель раскола эмиграции, – им предоставляли страницы газет, разрешали читать лекции и устраивать диспуты, финансировались тиражи их изданий. По официальным данным с 1921 по 1931 гг. вернулись из эмиграции 181 432 человек (10–12%), причём в 1921 г. из них –121 843 человек.
Возвратившиеся на родину получали возможность работать, в том числе на ответственных государственных постах и в вузах. В недалёком будущем судьба их сложилась трагично.
Что касается названия «Смена вех» – считается, что его автор Ю.В. Ключников, провёл параллель со знаменитой книгой «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909), анализирующие причины и следствия первой русской-революции 1905–1907 гг. Основными её авторами были выпускники и профессора Московского университета С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, И.А. Кистяковский, С.Л. Франк.
 
Литература: Некрич А.М. Утопия у власти. URL: https://history.wikireading.ru/95190; Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. URL: https://history.wikireading.ru/301641; Идейно-политические течения русской эмиграции 1920–1930-х гг. Вып. 1. Сменовеховцы. Младороссы. Утвержденцы. Библиографический указатель. Сост. Л.Г.Филонова. URL: https://www.rsl.ru/datadocs/doc_8243za.pdf; Русская философия. Энциклопедия / под общ. ред. М.А.Маслина. – М., 2007.
Е.В. Ильченко
 
***