К 75-летию В.А. Садовничего

31 июля 2014 г. в Екатерининском зале Кремля Президент России В.В. Путин наградил ректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего орденом «Александра Невского» «за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие РФ, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, реализации внешнеполитического курса РФ, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность».

19 февраля 2008 г. в Белом зале столичной Мэрии на Тверской мэр Москвы Ю.М. Лужков вручил Грамоту, Знак и удостоверение Почётного гражданина города Москвы ректору Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Виктору Антоновичу Садовничему «за заслуги и большой вклад в развитие российской высшей школы, многолетнюю деятельность, направленную на решение проблем в сфере образования, а также активную благотворительную деятельность».

 

***

Указом Президента РФ № 798 от 20 декабря 2014 г. «О ректоре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова”» ректором МГУ сроком на 5 лет назначен академик РАН В.А. Садовничий.

Академик РАН В.А. Садовничий возглавляет Московский университет с 1992 г. С 1755 г. и по сегодняшний день должность ректора Московского университета занимали 44 человека. Не все эти руководители внесли значимый вклад в историю Московского университета, но все они являются его историческими личностями.

Чтобы охарактеризовать место и роль каждого из них, необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:

  • университет всегда был государственным, а ректор — назначаемым государственным служащим, включённым во властную вертикаль управления им;
  • вклад ректора в развитие университета определялся не только его умением эффективно использовать во благо университета возможности, предоставленные ему временем и властью, но и его личностью, человеческими и профессиональными качествами;
  • с именем каждого ректора необходимо также связывать действия и результаты по укреплению кадровой и материально-технической базы университета, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы университетского коллектива.

Годы, в течение которых В.А. Садовничий руководит Московским университетом, можно разделить на 3  главных периода:

  • с 1992 по 2003 гг., от избрания его ректором МГУ до присоединения России к Болонской декларации;
  • с 2004 до 2009 г., окончившийся принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»;
  • с 2010 г., когда была утверждена «Программа развития Московского университета до 2020 г.», продолжающийся до настоящего времени.

В каждом из этих периодов В.А. Садовничий гибок в тактике достижения поставленных целей и конкретных задач, но постоянен в выработанной стратегии: Московский университет должен непрерывно развиваться, не ориентируясь механически на лучшие мировые стандарты университетского образования, а разрабатывая свой путь, переводящий его в новое качество, иногда при помощи резкого «скачкообразного» перехода. При этом он осознаёт то, что у нас есть своя история «университетского вопроса как важнейшего для России», свои незыблемые традиции и постоянно требующая особого внимания и повседневного разрешения проблема — «высшая школа и высшая власть», что где-то может тормозить скачок, а где-то его подталкивать. Именно из идеи скачка родились в последние 20 лет более 20 новых факультетов, свыше 150 принципиально новых кафедр, специальностей и специализаций, совершенно уникальных форм обучения и организации научных исследований и т.д.

 

***

Чтобы объективно оценить результаты деятельности В.А. Садовничего — как нематериальные (а это идеи), так и материальные (а это физическое сохранение университета, освоение его новой территории за Ломоносовским проспектом, выход на этап инновационного развития) — надо откровенно и ответственно сказать о том, что «Время Садовничего» пришлось на время разлома государственности: ликвидацию СССР и переход страны от развитого социализма к пока ещё дикому капитализму, десятилетия политической нестабильности, экономической разрухи России, гуманитарного хаоса и практически полного упадка чувства общенациональной идентичности многонационального и многоконфессионального народа. В такой обстановке от человека, занимавшего «единственную в России должность», — должность ректора главного в России университета — Московского, — требовалась не просто самоотдача, требовалась личная самопожерственность в прямом смысле этого слова. А это дано далеко не каждому, точнее, по крайней мере, в «новой» России, возможно лишь единицам.

Проблема академической автономии Московского университета во взаимоотношениях с государством всегда оставалась главной. В современном мире университеты больше не могут претендовать на жизнь «в башне из слоновой кости», отгородившись неприступной стеной от запросов общества. Университет не должен полностью приспосабливаться к потребностям общества, будь то подготовка кадров для производства и распространение знаний, но и не может позволить своим членам трудиться в обстановке полной и абсолютной независимости от этих потребностей. Автономия университетов должна содействовать производству и последующему распространению знаний в том объёме, в каком университет считает это целесообразным. Это предполагает установление баланса между необходимостью реагирования на общественные нужды и удовлетворением потребностей самого университета, прежде всего, в обеспечении академической свободы. Такое равновесие крайне неустойчиво.

Принято выделять автономию в научно-исследовательской, учебной, административной и финансовой деятельности.

Автономия в научной деятельности подразумевает, что создатели фундаментальных знаний имеют возможность трудиться по своим планам, без какого бы то ни было вмешательства извне; при этом давать оценку результатам их работы могут лишь коллеги.

Автономия в учебной деятельности предполагает, что университет правомочен решать в рамках своей компетенции, какие знания передавать студентам и какой методикой пользоваться для этой цели.

Административная автономия состоит в возможности самостоятельно планировать и контролировать приём студентов, преподавательский и исследовательский персонал, разрабатывать собственные учебные программы, присуждать учёные степени и устанавливать отношения с другими учебными заведениями в стране и за рубежом.

Наконец, университет наделяется правом свободно распоряжаться своим бюджетом в пределах имеющихся фондов и изыскивать дополнительные средства для своей деятельности при одновременном распространении на него соответствующих форм государственного финансового контроля.

В этом смысле университетскую автономию можно считать относительной, хотя академическая свобода — категория абсолютная. Другими словами власти подотчётен сам университет, но не эта свобода, которая несоизмерима с такими понятиями, как эффективность, результативность, производительность.

Предоставление университетам автономии, ограничение влияния на университетские дела власти нужно, прежде всего, самому обществу для обеспечения наилучшего его развития в будущем. Жизнь убедительно продемонстрировала, что именно при такой организации взаимоотношения государства и университета общество в итоге получает для себя наибольшую пользу. В значительной степени это связано с основными функциями университета, ибо в университетах проводятся фундаментальные исследования, и обучается молодёжь – будущее страны.

Автономия университетов предполагает в то же время и высокую ответственность их перед обществом, которая должна быть осознана самими университетами. Университет должен самостоятельно принять на себя большую моральную ответственность перед обществом за свои действия в интересах общества и на его благо. Другими словами, университетская автономия — это не абстрактное право, а условие наиболее полной реализации его задач.

Автономия сегодня – это совокупность защитных мер, способных оградить Московский университет от разрушительных последствий или хотя бы ослабить их отрицательное воздействие на наиболее важные для обеспечения жизнедеятельности университета организмы. Она должна в первую очередь помочь Московскому университету защитить его профессиональное лицо, его высокую марку в России и в мире.

В.А. Садовничий: «Абстрактно автономия – это степень независимости, но не от государства, как многие думают, а от чиновников правительства. Я не разделяю крайностей, выражающихся в конфронтации с правительством. Одновременно не могу мириться и с тем, когда университет стараются “подмять под себя”. Более того, я сторонник активного сотрудничества с правительством. Московский университет — университет государственный. А это значит, что он не может быть в стороне от дел государства, “став в позу” и отказавшись от своего на них влияния. Это противоречит интересам России и нанесло бы её невосполнимый ущерб, поскольку речь идёт о такой общенациональной силе, как Московский университет... Когда речь идёт об автономии университетов, я считал и считаю, что у них должно быть больше свободы в решении вопросов, в которых никто не может разбираться лучше, чем сама корпорация. Глубоко убеждён, что самая правильная линия власти в отношениях с высшей школой — поддержка университетской автономии. Это та сфера, где любое администрирование, выстраивание всех по одной линейке только во вред. Убедительный пример – ситуация начала 1990-х гг., когда вузы оказались фактически брошенными на произвол судьбы. Ждать помощи было неоткуда. Но корпорации предоставили свободу действий, и она не только выжила, но развивается, продолжая приносить пользу. Уверен, мы гораздо больше послужим обществу, если будем автономны. И общество будет оставаться сильным до тех пор, пока университеты сохраняют автономию».

Ещё в бытность его работы первым проректором, власть — Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина №294 от 18 декабря 1991 г. «Об особо ценных объектах национального наследия России» — объявила Московский университет достоянием народов России. А чуть позже предоставила Указом №48 от 24 января 1992  г. «О Московском государственном университете» статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России, осуществляющего свою деятельность на основе законодательства РФ и собственного устава. Под руководством ректора В.А. Садовничего была проведена (и ведётся до сих пор) большая и серьёзная работа по исследованию истории и теории Московского университета, на основе которой были приняты первые постсоветские Уставы 1993 и 2008 гг.

 

***

Высокий статус позиции ректора Московского университета и личный авторитет В.А. Садовничего позволили выстроить качественно новую линию отношений университета с властью. Указом Президента РФ В.В. Путина №1795 от 27 октября 2000 г. было объявлено о всероссийском праздновании 250-летия Московского университета в 2005 г., а день его основания — 25 января — стал Днём российского студенчества.

2009 г. стал особенным в жизни университета. На государственном уровне был подведён итог почти 20-летней борьбы за сохранение, укрепление позиций и развитие университета в новых исторических условиях. С 24 ноября этого года вступил в силу Федеральный закон РФ №259-ФЗ от 10 ноября 2009 г. «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», определивший особенности правового положения ведущих классических университетов России как «уникальных научно-образовательных комплексов». В соответствии с Указом Президента РФ №1455 от 21 декабря 2009 г. «О ректоре федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова”» ректором МГУ сроком на 5 лет был назначен В.А. Садовничий.

27 сентября 2010 г. правительство В.В. Путина приняло распоряжение №1617-р «О Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова” до 2020 г.». Основной стратегической целью «Программы» является обеспечение развития Московского университета как современного единого научно-образовательного комплекса, осуществляющего подготовку кадров для отечественной науки, высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы, выполнение научных исследований мирового уровня, создание условий для инновационной деятельности и воспитание молодого поколения в духе лучших традиций нашего общества. На реализацию программы с 2014 г. из внебюджетных источников может быть привлечено до 50 млрд рублей. На рабочей встрече с ректором В.А. Садовничим В.В. Путин подчеркнул: «Это, действительно, очень серьёзный документ, в основе которого лежит активизация междисциплинарных исследований и использование самых современных научных средств и методов в образовательном процессе. Я очень рассчитываю на то, что университет – как это было и в прежние времена, – внесёт существенный вклад и в развитие научных исследований».

А сам российский Президент в июле 2013 г. дал согласие возглавить Попечительский совет Московского университета.

Университет многое получил и много добился. Он получил возможность вести обучение по собственным образовательным стандартам и выдавать дипломы собственного образца. Начата и продолжается кропотливая и очень важная работа по созданию, совершенствованию и внедрению собственных образовательных стандартов, профилей подготовки и основных образовательных программ. Университет взял на себя ответственность в том, что должен знать и уметь его выпускник, какие курсы он обязан прослушать и сдать, сколько времени у него должно уходить на самоподготовку. 27 июня 2011 г. Учёный совет университета утвердил образовательные стандарты МГУ: 10 — для подготовки специалиста, 31 — интегрированного магистра и 47 — обычного двухлетнего магистра. В них заложены общеуниверситетское ядро подготовки и универсальные компетенции, углублённое изучение предметов на иностранном языке и свободное владение языком, а также учёт обратных связей с выпускниками и работодателями. Обучение по ним началось с 1 сентября 2011 г.

Московский университет предложил своим студентам ещё одну образовательную инновацию в виде межфакультетских лекционных курсов, направленную на междисциплинарную подготовку и самообразование.

Университет активно разрабатывает и создаёт уникальные исследовательские комплексы по ряду направлений фундаментальной науки. Он возглавляет консорциум российских университетов, обладающих супервычислителями. Супервычислительными мощностями МГУ пользуются ежедневно более 600 российских и международных научных групп.

Как когда-то СССР, так и теперь МГУ вышел первым в космос. В 2005 г. университет запустил свой первый спутник «Татьяна–1». Уже отпраивлись на орбиту «Татьяна–2», «ЮтСат», «Чибис-М», «Вернов» (научная аппаратура РЭЛЕК), «Ресурс-П» (научная аппаратура НУКЛОН). Готов к запуску тяжёлый спутник «Ломоносов». Университетская космическая программа, заработавшая в 1957 г., когда был запущен первый советский спутник, продолжается и сегодня. Более 400 отечественных ИСЗ несут оборудование, созданное учёными Московского университета. Новая обсерватория Московского университета в горной Карачаево-Черкесии — уникальный объект астрономической инфраструктуры в мире, второй телескоп страны.

Факультет фундаментальной медицины и Медицинский центр университета предлагают возможности для создания в России системы непрерывного профессионального развития врачей и специалистов по наукоёмким медицинским технологиям.

В 2005 г. на территории за Ломоносовским проспектом было построено первое здание — здание Фундаментальной библиотеки МГУ. Сегодня эта территория рассматривается как новый масштабный проект — университетская научно-технологическая долина. В специально построенных и оборудованных зданиях будут объединены в один многопрофильный кластер различные площадки: от лабораторий, проводящих фундаментальные исследования и эксперименты, до внедрения инновационных разработок и опытных производств по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Для этого есть возможности – за последние годы университет укрепил сотрудничество с промышленными предприятиями и открыл ряд инновационных производств в разных районах страны. Первое строительство планируется на 2016 г.

МГУ неизменно первый среди российских университетов и устойчиво удерживает позиции в первой сотне большинства международных университетских рейтингов.

 

***

В.А. Садовничего можно с полным правом отнести к «собирателям» российского образования. Конкретных примеров более чем достаточно. К числу первых из них относится организация Российского союза ректоров, решающая роль которого в сохранении единого образовательного пространства в стране в 1990-е гг. более чем очевидна. Тоже самое нужно сказать о Евразийской ассоциации университетов, созданной по прямой инициативе В.А. Садовничего и руководимой им, которой удалось не просто сохранить связь высшей школы России и университетами бывших союзных республик СССР, но и реально помочь им физически выжить. Тут огромную роль играли прямые контакты ректора с президентами, председателями правительств, министрами образования этих теперь уже независимых и суверенных стран «ближнего зарубежья». Филиалы МГУ в Севастополе, Астане, Ташкенте, Баку, Душанбе, Ереване учат по университеским образовательным стандартам, университеским учебным планам, и студенты получают дипломы Московского университа.

К «собирательной» деятельности В.А. Садовничего необходимо отнести и организуемые по его инициативе съезды учителей-предметников: математиков; физиков, биологов, информатиков, химиков, русского языка и литературы.

Он инициировал в 2002 г. и стал во главе редакционного совета серии «Классический университетский учебник». На сегодняшний день она включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов. Эти книги являются достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

Московский университет стоит у истоков и возглавляет олимпиадное движение школьников, ставшее неотъемлемой частью нашей системы образования.

Московский университет — инициатор проведения фестивалей науки, приобретших всероссийский масштаб. Сотни тысяч школьников каждый год приходят познакомиться с последними достижениями науки, послушать нобелевских лауреатов, поучаствовать в экспериментах.

 

***

В качестве заключения можно сделать вывод что, главным лейтмотивом всей деятельности ректора В.А. Садовничего является утверждение органичного единства и целостности России, Московского университета и отечественной высшей школы. На многочисленных конкретных примерах, приводимых ректором во многих его публикациях и выступлениях, показан весомый вклад Московского университета в становление отечественной высшей школы, нашей науки и культуры. Тем самым рельефно очерчена его роль в российской истории. Вряд ли кто-то сможет назвать другое светское учреждение России, за которым больше конкретных и исторически столь значимых для страны результатов деятельности, чем Московский университет.

«Я вообще придерживаюсь той точки зрения, — подчёркиваёт В.А. Садовничий, — что университеты представляют собой вечные структуры человеческой цивилизации. Да, они могут болеть, порой тяжело и долго, но они никогда не умирают, поскольку являются, прежде всего, порождением и воплощением духа и интеллекта своей нации. Исчезнет она – исчезнут и её университеты. Но не менее верно и обратное: пока живут университеты, живёт и нация. Потому-то университеты и являются в цивилизованных странах национальным достоянием».

Ректор часто выступает в защиту оправдавших себя достижений российского образования, науки, культуры и нравственности. События двух последних десятилетий свидетельствуют о несомненном расширении и росте влияния Московского университета на общество и власть. Оценки происходящего в стране, в отечественной высшей школе и фундаментальной науке, в культурной и духовной жизни, данные им, разделяют самые широкие круги российской общественности и специалистов.

Именно эта поистине историческая миссия и составляет сущность многогранной деятельности В.А. Садовничего на посту ректора Московского университета, президента Российского Союза ректоров, президента Евразийской ассоциации университетов, члена Совета по науке и образованию при Президенте РФ, академика РАН и других влиятельных собраний. Его главной опорой в этой миссии стал Московский университет, люди Московского университета, которые общими усилиями сумели не только сохранить это национальное достояние народов России, но и добиться его утверждения Федеральным законом как ведущего классического университета РФ, уникального научно-образовательного комплекса, имеющего огромное значение для развития российского общества.

За всю свою историю Московский университет дал России около полумиллиона молодых специалистов и тех, кто повысил свою квалификацию в его стенах. И это не просто количество. Это — высокое качество.

Профессор Московского университета В.И. Ильченко