Крупным планом

Памятник Ломоносову, Аллея учёных, панно актового зала, уникальные башенные часы, ограды, выкованные Гагариным
 
Памятник М.В. Ломоносову работы скульптора Н.В. Томского (высотой 4,5 метра) было решено установить на гранитном пьедестале в сквере у четырех фонтанов. Автор задумывал статую как первый образ целой галереи статуй представителей передовой научной мысли. Образ ученого должен был выразить внутреннюю скромность в сочетании с большим человеческим достоинством – черту, которая была присуща людям передовой науки. Простая одежда и естественно свободная поза Ломоносова, его открытое лицо подчеркивает в скульптуре эту идею. Ломоносов выступает перед молодежью как наставник и учитель, встречая молодых ученых на дороге к храму науки.
 
Над созданием Аллеи ученых – галереи скульптурных портретов – трудились более восьмидесяти скульпторов. Перед семидесятиметровым бассейном у главного фасада разместили 12 бюстов великих русских ученых: Н.Е. Жуковского, К.А. Тимирязева, Д.И. Менделеева, П.Л. Чебышева, А.И. Герцена, М.В. Ломоносова, Н.И. Лобачевского, Н.Г. Чернышевского, В.В. Докучаева, А.С. Попова, И.П. Мичурина, И.П. Павлова.

         

         

Внутри главного высотного здания университета, в фойе актового зала установлены бронзовые скульптуры  Д.И. Менделеева, И.В. Мичурина, И.П. Павлова, Н.Е. Жуковского.

     

Здесь же, над колоннами фойе размещена галерея из 60 мозаичных портретов крупнейших ученых мира (автор А.А. Дейнека).

В фойе Дома культуры установлены скульптуры А.С. Пушкина и А.М. Горького, а также мраморные бюсты Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Ш. Руставели и Низами.

 

         

Скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие «Вечную молодость науки», стоят у главного входа (автор В. Мухина).

 

У входа с южной стороны – еще две скульптурные группы: «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (автор С.М. Орлов).

        

Скульптурный аттик над главным входом украшен барельефом «Народ-созидатель» работы скульптора Г.И. Мотовилова.

 
На портике главного входа установлены бронзовые фигуры «Физкультурников» (автор С.М. Орлов). На ризалитах высотной части главного корпуса находятся четыре восьмиметровые аллегорические скульптуры двух молодых рабочих с молотами и двух колхозниц с серпами и снопами (автор М. Бабурин).
 
       
 
У здания физического факультета – скульптуры ученых А.Г. Столетова и Н.П. Лебедева, у химического факультета – А.М. Бутлерова и Д.И. Менделеева.
 
       
 
Огромное мозаичное панно в актовом зале (автор П.Д. Корин) вносит в архитектуру интерьера торжественность и монументальность, отвечающую характеру всего сооружения.
Панно занимает почти всю торцовую стену против главного входа в зал. Выбор темы – «победные знамена» - предопределил месторасположение и характер ее трактовки. В связи с тем, что панно видно из зала лишь сквозь ряды колонн, стоящих перед ним и тем, что оно является одновременно торжественным фоном для площадки президиума, авторы остановились на изображении эмблем науки и победных знамен на золотом небе в час восхода солнца. Переливы живописных складок алых знамен, выложенных цветной смальтой и натуральными камнями, сверкание золотой смальты создают праздничный образ. Заканчивается панно внизу мощной лавровой гирляндой, перевитой лентой. (Архитектура СССР. 1953. №10. С. 28-29).
 
Работы по изготовлению механизмов гигантских часов башен Главного здания МГУ проводились в производственных мастерских Московского механического института. Монтаж механизмов в помещениях башен начался 14 мая 1952 года. Осуществляла работы бригада учебно-производственных мастерских Московского механического института, которой руководил В.М. Пушкарев (Волжская коммуна. 1952. 28 февраля).
Эти часы до сих пор являются самыми большими в Европе. Их циферблаты имеют в диаметре 9 метров, длина минутной стрелки 4,13 метра, часовой – 3,7 метра, высота цифр – 0,7 м. Весят стрелки по 39 и 50 кг. Циферблаты изготовлены из нержавеющей стали, а цифры отлиты из алюминия и закреплены на золотистом стекле. Стрелки часов можно различить на расстоянии до трех километров. Изначально они представляли собой маятниковые механизмы, многопудовые гири которых спускались на тросах в шахты глубиной в шесть этажей. Однако эти механизмы проработали недолго: требовалось содержать слишком большой штат обслуживающего персонала. Ручные лебедки для подтягивания гирь заменили редукторами, а затем совсем отказались от огромных  механизмов – в 1957 году все башенные часы МГУ были переведены на работу от электродвигателя. Часы расположены на двух башнях университета, ещё две украшены термометром и барометром, имевшими дистанционное управление.
 
 
Слесари-стахановцы А.А. Пономарев и С.В. Гусаров со стрелками (1952) и современный вид часов.
Примечательная история связана и с оградами Главного здания МГУ. Во время обучения в Люберецком ремесленном училище (1949-1951), будущий первый космонавт Ю.А. Гагарин проходил производственную практику на заводе: в маленьком литейном цеху он и его одногруппники должны были произвести в высшей степени ответственное «архитектурное литье для украшения новых зданий Московского государственного университета»: решетки ограды и некие «ажурные колпаки». Однажды в цех вошли представители от заказчика литья и пригласили группу молодых литейщиков на экскурсию в студгородок. По воспоминаниям своего товарища, «Юра Гагарин просиял своей доброй улыбкой и произнес довольно громко: "На экскурсии я люблю ездить, но лучше бы поучиться в этом университете"» (Данилкин Л. Юрий Гагарин (ЖЗЛ). М., 2011. С. 77).
 
Ограда ГЗ МГУ и фото визита лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина в Московский университет (1961).