Летопись факультета педагогического образования

ИЗ  ИСТОРИИ

1929

В течение 1929 года
Учебно-научная деятельность
Естественнонаучный сектор
При физико-математическом факультете открыты Высшие педагогические курсы в составе отделений: физико-математического и естественного. Курсы ставили своей задачей подготовку педагогов физико-математиков и естественников для рабфаков и техникумов. На них принимались студенты университета, выполнившие учебный план четырёх курсов физико-математического факультета.
(Первый университет. 1929. 4 окт.; Из истории Московского университета. 1917–1941 гг. М., 1955. С. 233)
 
1930
Сентябрь, 24
Высшие педагогические курсы, открытые при физико-математическом факультете в 1929 г., выделены в самостоятельную единицу на правах факультета.
(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 1, ед. хр. 1387, Приказ №107, 24.09.30)
В течение 1930 года
МГУ в целом
Обучались 3096 студентов, в т.ч.: на высших педкурсах (ВПК) – 39 человек.
(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 1, ед. хр. 1499, 1448)
 
1937
В течение 1937 года
Учебно-научная деятельность
Распоряжением НКП студенты, окончившие МГУ, направлялись преподавателями в среднюю школу.
(За пролетарские кадры. 1937. 17 апр.)
 
1940
В течение 1940 года
Учебно-научная деятельность
По решению НКП для МГУ в целях организации учебно-педагогического процесса и обеспечения педагогической практики студентов выделена школа №178, директором которой назначен зав. кафедрой педагогики проф. И.А. Каиров.
(Московский университет. 1940. 12 окт.)
 
1961
Апрель, 14
Открылся всероссийский съезд учителей. Ректор И.Г. Петровский призвал учёных университетов, педагогических, технических, сельскохозяйственных и других институтов оказывать систематическую помощь учителям в повышении их квалификации, «не отгораживаться от средней школы, в которой зарождаются первые научные интересы».
(Московский университет. 1961. 14 апр.)
 
1962
Июнь, 22
Приказ Минвуза РСФСР №474 от 22 июня 1962 г. об увеличении в 1962 г. плана приёма в высшие учебные заведения в целях более полного обеспечения школ учителями. Основание – Постановление СМ РСФСР №699 от 19 мая 1962 г. «Об увеличении плана приёма на дневные отделения и по педагогическим специальностям на 1800 человек».
(Архив МГУ, ф. 1, оп. 28, россыпь)
В МГУ на 75 человек увеличен приём на филологический факультет – студенческие билеты получили 265 первокурсников; на историко-филологический факультет Института восточных языков приняты 90 человек, что на 30 человек больше прошлогоднего; 605 человек поступили на I курс физического факультета, что является самым большим приёмом за всю его историю.
(Московский университет. 1962. 7, 11 сент.)
 
1982
Март, 22
Совет МГУ обсудил доклад зам. проректора В.И. Добренькова «О подготовке педагогических кадров в МГУ». Докладчик отметил, что в соответствии с приказом Минвуза СССР университет должен, начиная с 1983 г., целенаправленно распределять в школы Москвы учителей по 5 специальностям: русскому языку и литературе, истории, математике, физике, географии в связи с необходимостью поднять уровень преподавания этих дисциплин в средней школе. Ректор А.А. Логунов подчеркнул, что основной целью университета является подготовка кадров для развития фундаментальной науки, народного хозяйства и вопрос о создании в МГУ специальных педагогических кафедр или факультета в ближайшем будущем не стоит: «Если наши студенты попадут в школу, то научатся быстро».
 (Архив МГУ, ф. 1, оп. 5, ед. хр. 36)
 
1997
Сентябрь, 1
Открыт факультет педагогического образования.
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №388, 30.07.97)
В течение 1997 года
Администрация
Деканом факультета педагогического образования назначен Н.Х. Розов, профессор механико-математического факультета (30 июля).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №388, 30.07.97)
 
1998
Февраль, 11
На факультете педагогического образования создано учебно-научное объединение «Гуманитарное образование». Группа феминологии реорганизована в учебно-научную лабораторию развития гендерного образования.
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №57, 11.02.98)
 
1999
Июнь, 25
На факультете педагогического образования созданы кафедра истории и философии образования (и.о. зав. проф. Г.А. Китайгородская) и кафедра образовательных технологий (и.о. зав. проф. Н.Х. Розов).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №338, 25.06.99)
 
В течение 1999 года
Учебно-научная деятельность
Общеуниверситетские учебные подразделения
На факультете педагогического образования:
– открыта аспирантура по специальности «Теория и методика обучения».
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №622, 10.12.99)
 
2001
В течение 2001 года
Учебно-научная деятельность
Общеуниверситетские учебные подразделения
На факультете педагогического образования:
– открыта профессиональная образовательная программа для получения педагогической квалификации «Преподаватель высшей школы».
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №645, 17.12.2001)
 
2002
В течение 2002 года
Издательская и библиотечная деятельность
Учреждена новая серия журнала «Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование».
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №855, 5.11.2002)
 
2003
В течение 2003 года
Почётные звания
Почётное звание «Заслуженный преподаватель Московского университета» присвоено доц. Л.В. Попову.
(Московский университет. Ежегодник–2003. С. 178–186)
Учебно-научная деятельность
Общеуниверситетские учебные подразделения
На факультете педагогического образования:
– открыто обучение по курсу «Рациональное чтение».
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №99, 26.02.2003)
 
2004
Декабрь, 7
Факультет педагогического образования переименован в факультет глобальных процессов (в составе отделений глобальных процессов и педагогического образования).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №898, 7.12.2004)
В течение 2004 года
Почётные звания
Почётное звание «Заслуженный профессор Московского университета» присвоено Г.А. Китайгородской, Н.Х. Розову.
(Московский университет. Ежегодник–2004. С. 188–189)
 
2005
Март, 21
Учёный совет МГУ принял решение о создании факультета глобальных процессов.
(Московский университет. 2005. №12. Март)
В течение 2005 года
Учебно-научная деятельность
Общеуниверситетские учебные подразделения
На факультете глобальных процессов (отделение педагогического образования):
– проведена конференция по активным формам обучения в высшей школе совместно с НИВЦ (30 июня – 4 июля).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №392, 10.06.2005)
 
2006
В течение 2006 года
Учебно-научная деятельность
Общеуниверситетские учебные подразделения
На факультете глобальных процессов (отделение педагогического образования):
– проведён международный научно-практический конгресс Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского (Приднестровье, Тирасполь) V Славянские педагогические чтения «Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции»  совместно с РАО (1–2 нояб.).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №514, 4.07.2006; Московский университет. 2006. №37. Ноябрь)
– проведена международная конференция по активным формам обучения в высшей школе совместно с НИВЦ (1–5 июня).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №283, 4.05.2006)
 
2007
Июнь, 8
Созданы факультет глобальных процессов и факультет педагогического образования на основе двух отделений факультета глобальных процессов.
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №379, 8.06.2007)
В течение 2007 года
Администрация
Деканом факультета педагогического образования назначен проф. Н.Х. Розов.
 
Учебно-научная деятельность
Общеуниверситетские учебные подразделения
На факультете глобальных процессов (отделение педагогического образования):
– проведена  III международная конференция по активным формам обучения совместно с факультетом психологии и НИВЦ (31 мая – 4 июня).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №181, 30.03.2007)
 
Памятные события и даты
10 лет факультету педагогического образования. Особенностью факультета является то, что на нём занимаются по своему желанию, студенты других, «профильных» факультетов МГУ, т.е. параллельно с освоением выбранной области науки. Учебные планы факультета предусматривают изучение общетеоретических и прикладных аспектов психологии учебного процесса, актуальных проблем педагогики, основ дидактики и частной методики обучения конкретному учебному предмету, соответствующему профильной научной специальности студента или аспиранта, современных образовательных (компьютерных, информатизационных, мультимедийных) технологий. Студенты осваивают основы преподавательского мастерства (режиссура педагогического процесса, техника речи, актерское мастерство), проходят педагогическую практику, получают общекультурную и специальную подготовку (включая историю цивилизации, науки и культуры, религиоведение, управление, организацию и экономику образования, законодательство в области образования). На факультете работают профессора и доценты Н.Х. Розов, Н.Ф. Талызина, С.Д. Смирнов, Г.А. Китайгородская, И.А. Володарская, В.А. Попков, В.И. Купцов, М.А. Ковальчук, И.И. Ильясов.
(Московский университет. 2007. №33. Ноябрь; №39–40. Декабрь)
 
2008
В течение 2008 года
Учебно-научная деятельность
Общеуниверситетские учебные подразделения
На факультете педагогического образования:
– проведён IV съезд общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» – «Новая модель образования в стратегии 2020: учитель, семья, общество» (31 окт.).
(Московский университет. 2008. №35. Ноябрь)
– проведена международная научно-практическая конференция «Сравнительный анализ развития системы высшего образования в России и КНР в переходный период» (29 марта).
(Московский университет. 2008. №12. Апрель)
– проведена IV международная конференция по активным формам обучения совместно с факультетом психологии и НИВЦ (3–6 июня).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №60, 7.02.2008)
– открыты программы краткосрочного повышения квалификации: «Повышение квалификации педагогических работников в условиях информатизации образования» (рук. ст.н.с. Т.Ф. Сергеева), «Семейная педагогика» (рук. вед.н.с. Г.В. Новикова).
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №934, 933, 1.12.2008)
 
2011
В течение 2011 года
Администрация
Продлены полномочия декана факультета педагогического образования проф. Н.Х. Розова.
(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №125, 22.02.2011)