Ломоносовская премия - 1984: П.А.Николаев

Основная тема исследований – методологическое развитие русской науки о литературе и критике ХIХ–ХХ вв. В каждом направлении литературоведческой мысли Николаев усматривает его сильные и слабые стороны и показывает, как первые «снимаются» в концепциях последующих научных направлений. Его анализ научных школ направлен против догматического, предубеждённого подхода к первым опытам социологического изучения искусства, в которых, начиная с 1930-х гг., как правило, усматривался источник «вульгарной социологии». Автор убедительно обосновывает вывод об активном противостоянии русской критической и литературоведческой мысли иррациональным и натуралистическим концепциям художественного творчества. При этом уточнён характер разногласий между различными направлениями в критике и литературоведении: «артистической», «реальной», «органической», «народнической» критикой. Последовательно рассмотрена сложная гносеологическая проблема – соотношение реалистического метода и мировоззрения писателя. Обобщения исследователя противостоят до сих пор существующим «вопрекистским» концепциям творчества (в его отношении к мировоззрению писателя).

Методологический «монизм» – не теоретическое заключение, а необходимое условие научного анализа. В работах специально уясняется соотношение литературоведческой и общественно-исторической периодизации, воссоздаётся философская атмосфера той или иной эпохи.

Развито положение о конкретно-историческом характере художественной правдивости, о дифференциации методологических уровней анализа. Методологические принципы литературоведения соотносятся с уровнем развития смежных гуманитарных наук. Представлено единство литературоведческих и критических подходов к художественным явлениям в последние десятилетия: в литературную критику вносятся строгие научные критерии, а в литературоведческий анализ – критическая острота и эмоциональность.

Николаев впервые в советской науке поставил и решил проблему связи марксистского литературоведения с русским академическим литературоведением: культурно-исторической психологической и сравнительно-исторической школами.