Ломоносовская премия - 2014: Р.С.Гринберг, А.Я.Рубинштейн
Ядро КЭС определяют феномен «несводимых потребностей» и новая парадигма – переход от методологического индивидуализма к более мягкому принципу комплементарности индивидуальной и социальной полезности, допускающему существование групповых преференций наряду с предпочтениями индивидуумов. Комплементарность полезностей проявляется и во взаимодополняемости субъектов рыночного обмена: к совокупности индивидуумов добавляется государство, миссией которого является реализация несводимых общественных интересов. Такое расширение неоклассической модели позволяет в ином свете увидеть государство, находящееся не где-то за пределами рынка или над рынком, а органично в него встроенное.
На основе использования принципа комплементарности и анализа «равновесия Линдаля» применительно к совокупному спросу, учитывающему как индивидуальные предпочтения, так и несводимые к ним групповые преференции, сформулирован принцип инверсии и предложена модернизация неоклассических условий равновесия: в рассматриваемой концепции предельные издержки уравниваются одновременно предельной индивидуальной и предельной социальной полезностью блага. При этом в узком смысле социодинамическая версия рыночной модели консервативна, ибо для случая частных благ и сводимости любых интересов к индивидуальным предпочтениям ядро неоклассической теории остается незатронутым.
Одно из важных достижений «Экономической социодинамики» состоит в объяснении природы «мериторных благ» и решении парадокса «общественных товаров». Ключом к этим результатам послужила социальная полезность блага, определившая, кроме того, и основу теоретического обоснования объективной необходимости общественного финансирования организаций культуры, науки, образования (лечение «болезни Баумоля»). В целом же настоящая концепция принципиально изменила трактовку государственной активности: на место нежелательного для неоклассики «вмешательства государства» приходит равноправное участие государства в хозяйственной жизни общества, а вместо демонизируемого «бюджетного бремени» – социально целесообразные государственные расходы на реализацию несводимых общественных интересов, в большинстве случаев являющиеся инвестициями в человеческий капитал.
Следствием этого стало теоретически обоснованная критика остаточного принципа финансирования социальной сферы. Выявление и теоретический анализ феномена социодинамического мультипликатора экономического роста дали доказательство того, что затраты бюджетных средств на культуру, науку, образование и здравоохранение является не обузой для общества, а эффективными инвестициями в рост национального богатства.