Ломоносовская премия - 2016: Р.М.Шукуров
Впервые в науке описан феномен тюркского меньшинства в Византийской империи, исследована роль инородцев-тюрков в социальной и культурной жизни Византии. Выдвинута и обоснована теория «Латентной тюркизации» – главного фактора, обусловившего гибель Византийской цивилизации. Реконструированы эпистемологические принципы византийского географического и этнографического знания, лежащие в основе византийской классификации восточных народов; вводится и обосновывается концепт «локативной» идентичности и реконструируется его связь с византийскими астрологическими преставлениями; обосновывается оригинальная типология освоения «чужого» византийским сознанием и вводятся концепты «диссимилирующего», «трансплантного» и «комплементного» трансферов, позволяющие с большой точностью оценивать виды и уровень ассимиляции «чуждой» информации; на основе выявленных моделей византийской классификации даётся новая интерпретация символических жестов в византийском дипломатическом церемониале.
Выявлены и каталогизированы восточные – арабские, персидские, тюркские, монгольские, – заимствования в среднегреческом языке. В итоге создан самый полный в науке список восточных заимствований в среднегреческом XII–XV вв., лексические элементы снабжены этимологиями; выявлена и этимологизирована группа картвельской и армянской лексики в среднегреческом; лингвистическому материалу даётся социо-антропологическая интерпретация, выявляются сферы византийской повседневности, в наибольшей мере подверженные «ориентализации»; вводится концепт «двуимённости мира», т.е греческой и «восточной» дублетности имён в византийском социокультурном пространстве; выявлены и каталогизированы носители восточных языков в Византии.
Предложен новый подход к исследованию византийской демографии, в особенности расселению иммигрантов из Анатолии, Золотой Орды, Ближнего Востока, Кавказа, Западной Европы. Впервые в науке выделяются компактные зоны проживания иммигрантов, восстанавливается хронология и масштабы переселений, анализируется социальный состав иммигрантов, определяются механизмы ассимиляции иммигрантов.
Впервые в науке описывается феномен «гаремного христианства» в христианско-мусульманском культурном пространстве Анатолии – особой социальной, культурной и религиозной роли знатных христианок, обитавших в гаремах мусульманской знати; идентифицируются «гаремные церкви» в резиденциях мусульманских правителей; на основе идеи «гаремного христианства» реинтерпретируются политические и культурные стратегии анатолийских мусульман, постулируется де-иконизация и метафоризация христианских священных образов мусульманским художественным сознанием. Разрабатывается карта расселения в Малой Азии греческого населения под властью мусульманских правителей.
Впервые в науке выделяется сетка инвариантных культурных кодов в истории Восточного Ирана и Центральной Азии, постулируется роль греческого (эллинистического и византийского) элемента в формировании древнего и средневекового иранизма. Выдвигается и обосновывается концепция эллинизирущего «Александрова хронотопа», переформатировавшего культуры на обширной территории от Средиземноморья до Памира. Реконструируются модели мусульманской концепции «чуждости», и «мусульман» как «чужих» в европейской ментальности. Впервые постулируются «оптический» и «аудиальный» аспекты мистического опыта. Формулируются новые принципы обучения исламистики в высшей школе. Транскрибирована и исследована арабографичная эпиграфика на предметах декоративно-прикладного искусства, предложена оригинальная типология надписей по их палеографическим и содержательным особенностям.