Ломоносовская премия - 2017: М.А.Маслин
В работах М.А.Маслина обобщены результаты приоритетных научных направлений кафедры истории русской философии «Русская философия: единство в многообразии» и «Университетская и духовно-академическая философия». Национально своеобразным качеством русской философской мысли является именно её разноликость, то есть чрезвычайное разнообразие смысловых преломлений при сохранении общего лика, в его целостности и единстве. Понятие единства здесь стоит на втором плане, ибо разные лики единого целого русской философской мысли являлись продуктами разных исторических и философских эпох. Концепция разноликости и единства конкретным образом раскрывается в монографии как описание истории русской философии в качестве научной дисциплины и в руководимом автором научном проекте энциклопедии «Русская философия», коллектив которого насчитывает несколько десятков отечественных и зарубежных исполнителей. Энциклопедия «Русская философия» под общей редакцией М.А.Маслина – уникальное энциклопедическое издание по отечественной историко-философской мысли, представляющее её периоды, проблематику, направления, персоналии и основные произведения с XI в. до наших дней.
В словник 2-го доработанного и дополненного издания вошло около 900 статей. Энциклопедия переведена на сербский (2009) и французский (2010) языки. В монографии дана проблематизация и описание истории русской философии как научной дисциплины, раскрыты разные облики философского «лица России» на примерах интеллектуальных портретов русских мыслителей разных эпох и направлений: от М.В.Ломоносова до И.В.Киреевского, А.И.Герцена, К.Н.Леонтьева, Н.П.Огарёва, Д.И.Писарева, В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, Г.П.Федотова, И.А.Ильина, Г.В.Флоровского, М.М.Бахтина, А.С.Панарина. Это предполагает рассмотрение идей русских философов различных направлений, религиозных и нерелигиозных не как разнородной совокупности идей, но как преемственного процесса полифонического диалога идей внутри целого отечественной философской мысли.
Предмет, жанровые особенности и проблемы русской философии претерпевали изменения в разные эпохи её существования, однако все интегральные формы русской мысли рассматриваются автором как связанные единой цивилизационной общностью и исторической судьбой. Такой подход несовместим с монологическим «классовым подходом» и принципом партийности, который навязывал рассмотрение историко-философского процесса сквозь призму борьбы «всех против всех»: консерваторы, революционеры, либералы рассматривались как враждующие и непримиримые идеологические группировки, не связанные идейной общностью.
Энциклопедия и монография также знакомят читателя, во многих случаях впервые, с зарубежной литературой о русской философии, сведения о которой до сих пор распространяются в России отрывочно и несистематично.