МГУ–1996: Факультет психологии
К юбилею факультета. Приказ о преобразовании отделения психологии философского факультета Московского университета в факультет психологии был издан 6 декабря 1965 г. Приём студентов на новый факультет начался 1 сентября 1966 г. Примечательно, что факультет был образован в тот год, когда впервые в нашей стране проходил XVIII Всемирный конгресс психологов.
Проведена юбилейная научная конференция «Современное состояние психологической науки и психологического образования в МГУ», посвященная 30-летию факультета психологии (21–22 нояб.). Открытие конференции состоялось в Большом зале Культурного центра МГУ. С интересным докладом-размышлением «Итоги и перспективы научной и преподавательской работы на факультете психологии МГУ» выступил декан факультета Е.А.Климов. В 1995 г. Е.А.Климов был избран президентом Российского психологического общества.
С приветствиями к участникам конференции обратились ректор МГУ профессор В.А.Садовничий, зам. министра общего, среднего и профессионального образования А.Г.Асмолов, учёный секретарь Российской академии образования Н.Н.Нечаев. С теплыми поздравлениями выступили руководители крупнейших научных психологических центров страны, психологических обществ, других вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Латвии, Финляндии, Украины и т.д. Своими воспоминаниями поделились директор Института психологии РАН профессора А.В.Брушлинский, зам. директора психологического института РАО В.И.Панов, декан психологического факультета Московского городского педагогического университета Е.С.Романова, вице-президент РПО В.А.Барабанщиков, председатель Московского отделения Психологического общества Д.Б.Богоявленский, заведующий кафедрой психологии Полтавского пединститута В.Ф.Моргун.
Вторая часть пленарного заседания была посвящена проблеме развития факультета, становлению научных психологических школ. Об истории становления факультета психологии рассказала проф. А.Н.Ждан. С интересными докладами выступили профессора А.А.Бодалёв, В.А.Иванников, Л.С.Цветкова, С.Д.Смирнов.
Первый день закончился большой художественной программой: это и выступления выпускников разных лет и сегодняшних студентов, и мини-КВН, и дискотека, организованная Студенческим союзом. С волнением зал принимал концертное выступление первых выпускников факультета, которые подготовили его в форме «юбилейного капустника». А слова из песни выпускника факультета М.Леви «Радуйся, радуйся, тебя встречает твой дом» точно передали отношение многих к своему факультету – это действительно дом.
22 ноября уже на Моховой, в основном учебном корпусе факультета, состоялась научная конференция «Проблемы психологического образования». Руководители – профессора Е.А.Климов и В.Я.Ляудис. С докладами выступили профессора О.К.Тихомиров, С.Д.Смирнов, И.И.Ильясов, Н.Ф.Талызина, В.Я.Ляудис, доценты И.А.Васильев, А.Н.Гусев, В.Я.Романов.
Были организованы круглые столы по основным направлениям и перспективам психологических исследований на факультете:
– Общая психология сегодня: современные исследования деятельности, сознания и личности (рук. проф. О.Н.Тихомиров);
– Психология труда и организационная психология (рук. проф. Е.А.Климов);
– Актуальные проблемы психологии развития (рук. проф. А.И.Подольский);
– Состояние и перспективы развития психофизиологии (рук. проф. Е.Н.Соколов);
– Педагогическая психология (рук. проф. И.И.Ильясов);
– Проблемы клинической психологии: теоретические и практические аспекты (рук. проф. Ю.Ф.Поляков).
В читальном зале библиотеки факультета была открыта выставка научных публикаций сотрудников за 30 лет.
Юбилей факультета – это не просто история факультета как структуры МГУ. Это встреча прошлого, настоящего и будущего, это – история людей. И потому так убедительны и значимы воспоминания студентов факультета – воспитанников разных лет, их размышления на тему «Что значит факультет психологии в моей жизни».
Проф. З.А.Решетова: Моя профессиональная и личностная судьба связана с факультетом психологии. Я не просто ветеран факультета, я – свидетель его еще эмбрионального формирования в рамках философского факультета сначала как кафедры психологии, затем психологического отделения. Моё профессиональное формирование началось с первого года обучения на философском факультете в 1945 г. И сейчас, спустя полвека, маяком моей памяти остается незабываемое чувство благодарности той атмосфере, тому климату, который был создан на факультете. Мне посчастливилось учиться у крупных учёных, создававших и развивавших отечественную психологическую науку на новых методологических основах: А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.А.Смирнова, Б.М.Теплова. Их бескорыстное служение науке, творческий потенциал, любовь к молодёжи, демократизм закладывали лучшие традиции факультета как главной кузнице молодых психологов.
К.пед.н. Е.Е.Соколова: Про себя могу сказать: я всегда была счастлива сначала учиться на факультете, а теперь и работать на нем. Психология – вообще самая интересная наука, а та психология, которой нас обучали когда-то на факультете (я училась в МГУ в 1976–1981 гг.), – лучшая психология, по крайней мере для меня. Я еще застала на факультете «классиков» – А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурию, Б.В.Зейгарник, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина. Они-то и научили меня быть психологом не только «на работе», но и в жизни. Я не верю в расхожую истину, что «сапожник всегда остается без сапог», по крайней мере, по отношению к психологу. Если сам психолог не может решить свои собственные проблемы – какой же он профессионал? Мне кажется, что именно занятия по психологии и дали мне средства решения и своих жизненных проблем. Теперь я занимаюсь историей психологии и пытаюсь доказать уже своим студентам, что занятия именно этим предметом (т.е. историей психологии) – лучшая форма психотерапии. Когда видишь, что люди, жившие и 300, и 500, и 1500 и даже 2500 лет назад решали (и решали успешно) все те же общечеловеческие проблемы (да при этом пользовались своими собственными теоретическими представлениями о психике и сознании), то появляется мотивация к углубленному изучению и теории в психологии. Спасибо моим учителям за открытие этой истины!
Аспирантка, выпускник 1994 г. А.А.Матюшкина: Факультет психологии – это место, к которому ведут все дороги в Москве. События в жизни происходят на пути к факультету или на нем: встречи, мысли и развитие.
Проф. А.Г.Асмолов: «А разве есть моя жизнь без факультета?!» К этим искренним словам могут присоединиться многие преподаватели и студенты факультета.
Ст. препод. кафедры общей психологии Г.Н.Плахтиенко
Конференции. Организованы и проведены:
– I всероссийская конференция Российского психологического общества (31 янв. – 2 февр.). В конференции приняли участие свыше 700 человек, в т.ч. член Исполкома Международного совета психологических наук Ян Стреляу (Польша). На пленарном заседании были заслушаны доклады: чл.-корр. РАН А.В.Брушлинского «Психология субъекта в изменяющемся обществе», проф. Ю.М.Забродина «Российские реформы и перспективы развития психологии». Докладчики отметили необходимость смены базовой парадигмы отечественной психологической науки в целях осознанного управления и самоуправления развитием человека как гражданина и профессионала, необходимость использования не только мирового опыта психологической науки, но и освоения антропософских идей гуманистической философии и российской психологии XIX в. В докладе акад. РАО В.С.Мухиной «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений» показано влияние этнических стереотипов в возникновении межэтнических конфликтов последних лет на примере разных регионов России. Профессора Ю.Ф.Поляков и Е.Д.Хомская в докладе «Чернобыльская катастрофа с позиций клинической психологии» представили результаты нейро-психологических исследований лиц, участвовавших в ликвидации последствий чернобыльской аварии, а именно – влияние малых доз радиационного облучения на состояние высших психических функций, эмоциональной сферы. Выявлены неслучайные признаки серьёзных заболеваний мозга у обследованных. Почётный академик РАО М.Г.Ярошевский в своём докладе «Психологическая история науки: российский путь» наметил новое направление исследований истории науки – изучение личности учёного, как исторической фигуры; на примере творчества значительной группы отечественных учёных показана их конструктивное социо-культурное влияние на социальную практику. На конференции работали секции: психологии личности, психологии способностей и одарённости, психодиагностики, истории психологии, социальной психологии, психологии труда, акмеологии, психологии познания, психологии развития, психологии образования, психофизиологии, психогенетики, дифференциальной психологии, клинической психологии, психотерапии. Материалы конференции опубликованы в «Ежегоднике Российского психологического Общества» Т. 2, Вып. 1-4. «Психология сегодня» (под ред. Е.А.Климова и Д.Б.Богоявленской
На конференции было объявлено о принятии Российского психологического общества в состав Международного союза психологической науки.
Публикации.
Монографии
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров;
Гозман Л.Я. Политическая психология;
Калошина И.П. Автоматическое доказательство теорем и его математические модели;
Климов Е.А. Психология профессионала;
Леонова А.Б., Зильстра Ф.Р. Interruptoin in mental information on work. Effects on work activity and psychological well-being;
Магомед-Эминов М.Ш. Травматический стресс: от военного невроза к психологии уцелевшего;
Магомед-Эминов М.Ш. Личность в аномальном мире;
Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде;
Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории. Факты. Проблемы;
Петухов В.В. Природа и культура;
Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П. Энциклопедия русской философии. 1929–1964;
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение;
Талызина Н.Ф. Чему и как учить сегодня (на исп. яз.).
Учебники, учебные пособия
Андреева Г.М. Социальная психология;
Бурменская Г.В. (ред. и сост.) Хрестоматия по детской психологии;
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. Курс лекций;
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую социальную психологию;
Залесский Г.Е., Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности;
Кабаченко Т.С. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность;
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения;
Микадзе Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска»;
Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П. Инженерная психология и эргономика. Справочник. 1958–1991;
Талызина Н.Ф. Отечественные теории учения. Хрестоматия;
Фролов Ю.И. Психология подростка. Тексты;
Шмелёв А.Г. “Основы психодиагностики.