МГУ–1997: Факультет психологии

Новое в структуре. В составе факультета организована кафедра психологии личности (зав. проф. А.Г.Асмолов). Психология личности – теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека. Она обеспечивает разработку подходов к прогнозированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в т.ч. в этнических общностях), подходов к индивидуальному и групповому консультированию, экспертизе процессов принятия решения, целенаправленному формированию мотивации личности, проектированию приёмов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности.
В основе научных исследований и образовательных программ кафедры лежит деятельностный историко-эволюционный подход, интегрирующий представления о нормальном и аномальном развитии личности в социо- и персоногенезе и открывающий возможность для проведения междисциплинарных исследований в сфере социальных и поведенческих наук, прежде всего, истории, этнографии, культурологии, социологии, лингвистики и семиотики.
Кафедра обеспечивает преподавание базового курса общей психологии по разделам: личность и индивидуальность, подготовку студентов дневного и вечернего отделения, студентов спецотделения (будущих дипломированных специалистов) по специализации «Психология личности», обучение по магистерской программе «Психология личности» (для иностранных учащихся).
 
 
Конференции. Организована и проведена:
– I международная конференция памяти А.Р.Лурия (1902–1977) (24–26 сент.). Проведение конференции было приурочено к 95-летию со дня рождения и 20-летию со дня кончины А.Р.Лурия. Международный президиум конференции возглавили К.Прибрам и В.П.Зинченко, программный комитет – Е.Д.Хомская, организационный комитет – Ж.М.Глозман. На конференцию было прислано около 300 тезисов докладов (Сб. «1-я Международная конференция А.Р.Лурия». Тезисы докладов). А.Р.Лурия – один из наиболее ярких представителей отечественной психологической науки, работы которого актуальны и в настоящее время. Его творчество оказало существенное влияние на развитие различных областей психологической науки не только в нашей стране, но и в других странах. Программа конференции включала 3 пленарных и 11 секционных заседаний, две вечерние лекции (Е.Т.Соколова и М.Коула) и телемост «Нью-Йорк – Москва». В программу конференции входило также посещение научных центров: Федерального центра патологии речи и нейрореабилитации (директор В.М.Шкловский) и лаборатории клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН (зав. Н.К.Корсакова).
Тематика сообщений была весьма разнообразна. Её можно разделить на две неравные части. Первую составили доклады, посвящённые вкладу А.Р.Лурия в различные общепсихологические проблемы, вторую, основную – доклады, посвящённые роли А.Р.Лурия в развитии современной нейропсихологии. Всего на пленарных и секционных заседаниях было заслушано свыше 100 докладов отечественных и зарубежных участников. Помимо того, на каждой секции демонстрировались стендовые доклады (более 80).
На пленарных заседаниях выступали видные русские и иностранные учёные В.П.Зинченко, А.Г.Асмолов, Е.Д.Хомская, Ю.Ф.Поляков, Дж.Верч, А.Н.Коновалов, К.Прибрам, А.В.Брушлинский, Д.Таппер, Л.С.Цветкова, А.Пуанте, Д.Шмидер, В.Н.Краснов, В.В.Давыдов. Многие отмечали важный вклад А.Р.Лурия в создание нейропсихологии нового типа, определившей развитие современной отечественной и зарубежной нейропсихологии, значение идей А.Р.Лурия для развития современной медицинской (клинической) психологии и психиатрии.
Секционные заседания были посвящены: нейропсихологическому анализу познавательных процессов, проблемам межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, нейропсихологии детского возраста, нейропсихологии позднего возраста, роли нейропсихологии в психиатрии и психосоматике, нейролингвистике, афазии и восстановительному обучению, нейропсихологии индивидуальных различий, нейропсихологической коррекции развития высших психических функций у детей, нейрореабилитации, методам нейропсихологического исследования. Тематика докладов на секционных заседаниях отражала современный этап развития нейропсихологии, который можно охарактеризовать как этап ее интенсивной дифференциации, формирования новых направлений, разработки новых проблем. Этот этап является логическим продолжением луриевской классической нейропсихологии, распространением луриевской методологии на новые области знания. Одновременно продолжались работы и классического луриевского типа. Таково положение дел, прежде всего, в отечественной луриевской нейропсихологии, где работают представители его школы. Решающее влияние луриевских идей отчетливо можно проследить во всех основных разделах современной нейропсихологии (клинической, экспериментальной, реабилитационной).
К числу новых направлений, представленных на конференции, относятся, прежде всего, детская нейропсихология, разрабатывающая общие теоретические вопросы нормального и аномального психического развития детей. Это направление непосредственно связано с педагогическими задачами: с использованием нейропсихологических знаний для диагностики различных отклонений в развитии детей и коррекции трудностей обучения. Успехи такового типа работ дают основания говорить о формировании особой нейропсихологической педагогики.
Новые возможности нейропсихологии были продемонстрированы в рамках психиатрии и психосоматики, где успешно применяются луриевские принципы синдромного анализа, где изучаются проблемы нейрогеронтологии, и показаны широкие возможности нейропсихологических методов исследования в оценке успешности лечения различных психических заболеваний.
На конференции были представлены и другие новые направления в нейропсихологии: нейропсихология индивидуальных различий, применяющая луриевскую методологию для изучения типологии нормы, нейропсихологический подход к изучению эмоционально-личностной сферы, новые компьютерные методы нейропсихологического исследования и др.
Активно обсуждались проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Были предъявлены новые доказательства анатомических основ асимметрии, клинические нейропсихологические данные об асимметрии полушарий на уровне коры и подкорки, электрофизиологические данные о неравноценности полушарий при поражении глубоких структур.
Приводились интересные соображения о типах межполушарного взаимодействия в норме и при психической патологии. Интересную дискуссию вызвал доклад П.В.Симонова об эмоциях и функциональной асимметрии мозга.
Тема «Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие» звучала и при обсуждении проблем нейропсихологии познавательных процессов, афазии и восстановительного обучения, нейролингвистики. Можно сказать, что на сегодняшнем этапе развития нейропсихологии проблема специфики работы и взаимодействия полушарий головного мозга является одним из важнейших.
Большое внимание участников конференции вызвали доклады, посвящённые различным аспектам проблемы восстановления высших психических функций и нейрореабилитации. Луриевский подход – как основа реабилитационных мероприятий – был продемонстрирован в ряде докладов, посвящённых восстановлению у взрослых и детей речевых функций. Говорилось о влиянии луриевских идей на организацию работы в области реабилитации в Германии, Польше, Мексике. Во многих докладах была представлена новая интересная информация о методах, используемых в современной реабилитационной нейропсихологии: методах коррекции отклонений психических функций у детей, методах восстановления нарушенных психических функций у взрослых (речевых и др.), методах организации нейропсихологической информации – в диагностической и реабилитационной работе, возможностях использования различных современных технических средств для функциональной диагностики, математических методах обработки нейропсихологической информации и др. Вообще о методах, используемых в различных областях нейропсихологии, говорилось почти на всех секциях, что указывает на большую актуальность этой темы.
Специальным предметом обсуждения было сопоставление луриевских и североамериканских методов клинической нейропсихологической диагностики, делающих акцент на качественном и количественном (психометрическом) аспектах исследования. Большинство докладчиков высказывалось в пользу луриевского подхода как основного и необходимости привнесения в него количественных оценок. В рамках методических проблем на конференции обсуждались возможности новых экспериментально-психологических, психофизиологических (ЭЭГ, БАТ и др.) и компьютерных методов для решения различных нейропсихологических задач.
На конференции было принято решение об организации Международного нейропсихологического научно-педагогического центра А.Р.Лурия (на базе МГУ).
 
Персоналии: Проф. В.Ф.Петренко избран членом-корреспондентом РАН за большой вклад в развитии методов экспериментальной психосемантики и за циклы работ по исследованию политического сознания.