МГУ–1998: Факультет психологии

Учебная работа. Самым важным событием в студенческой жизни психологов было проведение в апреле секции «Психология» в рамках ежегодной Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов – 98». Материалы конференции изданы отдельным сборником при поддержки РПО.
С 1998 г. издается газета «Вестник психологического факультета» – печатный орган студенческого союза факультета психологии МГУ. Вышло 4 номера.
НСО Студенческого союза факультета продолжает традицию выездных научных студенческих школ. При поддержке ученого совета и деканата в 1998 г. были проведены зимняя (янв. – февр., «Становление психолога-профессионала») и осенняя (сент., «Психология и практика»).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– I всероссийская научно-методическая конференция «Развивающаяся психология – основа гуманизации образования» (19–23 марта). В конференции приняли участие около 600 человек из 70 городов России, а также из Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии. Заслушано 480 докладов и выступлений. В приветственном слове ректора МГУ В.А.Садовничего была дана объективная картина состояния психологического образования в стране, и, в частности, было отмечено, что в стране невидимыми ранее темпами растет общественный запрос на психологическое образование. В соответствии с этим в последнее время расширяется как система государственного психологического образования, так и негосударственной формы подготовки психологов. Если в 1987 г. в России лишь в 4 университетах были факультеты психологии, то сегодня – более 120 дают в той или иной форме специальное психологическое образование. За последние 5 лет число негосударственных коммерческих форм высшего психологического образования только в Москве и Санкт-Петербурге возросло в 6–8 раз. Активно расширяется сеть форм психологического образования в других центрах страны. В МГУ недавно открылся еще один факультет, где психология будет занимать очень большое место – факультет педагогического образования. Можно сказать, что в течение последнего десятилетия сложилась система массового психологического образования. На пленарных заседаниях с докладом о проблемах психологического образования и перспективах его развития в России выступили профессора А.Г.Асмолов,  А.В.Брушлинский, Е.А.Климов, В.Я.Ляудис.
Рост социальной потребности в психологии и стремительное расширение психологического образования ставят принципиально новые проблемы – повышение качества массового психологического образования и уровня профессиональной ответственности специалистов, оказывающих людям психологическую помощь.
Выступления участников конференции продемонстрировали разнообразные подходы к решению проблем образования специалистов психологов: исследователей, практиков, преподавателей. Особое внимание при этом уделено стратегии психологического образования в XXI в.; проблемам многоуровневой подготовки психологов (бакалавр, магистр, специалист); вопросам содержания психологического образования в свете достижений современной научной психологии; трудностям подготовки, переподготовки и постдипломного образования преподавателей психологии; проблемам дистантного психологического образования; возможностям и формам довузовской психологической подготовки; участию психологов в проектировании учебно-воспитательного процесса; преподаванию психологии в педагогических, медицинских и технических вузах; проблемам учебника в психологии; технологии оценки качества образования в структуре профессиональной подготовки психологов; взаимосвязи психологического образования и искусства; междисциплинарному взаимодействию психологов, врачей, дефектологов и педагогов в коррекционно развивающем обучении детей; особенностям подготовки психологов для работы с одаренными детьми; путям профессионального самоопределения в системе народного образования. Обсуждалась новая специальность в психологическом образовании – «клиническая психология».
Интерес вызвали демонстрации сотрудниками факультета компьютеризованных заданий в психологическом практикуме (А.Н.Гусев), возможности применения информационных технологий в педагогике (О.А.Жильцова, Ю.А.Самоненко); демонстрация новых нейропсихологических методик коррекционно-развивающего обучения детей (Т.В.Ахутина).
– II съезд РПО «Психология и практика» (16–19 сент.).
 
Доктора и кандидаты наук 1998 г. Сотрудниками факультета защищены 2 докторские и 1 кандидатская диссертации.
Степень доктора психологических наук присуждена доц. кафедры психологии труда и инженерной психологии О.Г.Носковой за работу  «История психологии труда в России. 1917–1957». Использован системно-деятельностный подход, рассматривающий науку как познавательный инструмент в жизни общества. Доказан факт преемственности работ дореволюционного периода и 20-х гг., показана связь востребованности психологии труда со спецификой конкретных социально-экономических условий в стране и менталитетом лидирующей части общества. Доказаны: множественность причин кризиса отечественной психотехники в 30-е гг., факт существования психологии труда в составе других дисциплин; выделены идеи, концепции, технологии практики в области основных проблем психологии труда. Новым является тезис о целесообразности взаимодополнения, а не противопоставления традиций естественнонаучного и гуманитарного знания в психологии.
Степень доктора психологических наук присуждена доц. кафедры общей психологии И.А.Васильеву за работу «Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности». Раскрыты психологические механизмы мотивационно-эмоциональной регуляции мыслительной деятельности на разных стадиях её осуществления. Предложен новый подход к решению проблемы единства эмоциональных и интеллектуальных процессов, основанный на раскрытии механизмов смысловой регуляции мышления. Впервые предложена модель динамической смысловой системы регуляции мышления. Разработана новая концепция двойной детерминации эмоций в мыслительной деятельности. Результаты могут быть использованы в психологии, педагогике, кибернетике.
Кандидатскую диссертацию защитила мл.н.с. кафедры социальной психологии И.Б.Бовина («Социально-психологический анализ группового решения задач»).
 
Персоналии. Премии Президента РФ в области образования за 1997 г. удостоены П.Я.Гальперин (посмертно), профессора Н.Ф.Талызина, Л.И.Айдарова, И.И.Ильясов, Л.Ф.Обухова, А.И.Подольский, З.А.Решетова, Н.Г.Салмина, доц. И.А.Володарская.
«Премии столетия 1998» (Международная Ассоциация психофизиологов) – проф. Е.Н.Соколов за выдающийся вклад в развитие психофизиологии.
 
Публикации. Опубликовано 8 монографий, 5 научных сборников, 247 научных статей в отечественных и зарубежных журналах, 151 тезисов докладов.
 
Монографии
 
Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности;
Калошина И.П. Большая теорема Ферма, творческие задачи, модели поиска решения;
Кричевец А.Н. Априорность и адаптивность;
Леонтьев А.А. Психолингвистика;
Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест;
Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности;
Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологические исследования.
 
Учебники, учебные пособия
 
Гусейнова В.В. Основы профессионального самоопределения;
Гусейнова В.В. Основы семейного консультирования;
Данилова Н.Н. Психофизиология;
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции;
Карабанова О.А. Коррекция психического развития ребенка;
Климов Е.А. Введение в психологию труда;
Леонтьев А.А. Психология общения;
Рождественская Н.А. Как понять подростка;
Романов В.Я., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти;
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряжённости;
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология;
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология;
Хлудова Л.К. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы;
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей;
Организационная психология и управление. Россия: 1910–1919. Хрестоматия / ред.-сост. Вучетич Г.Г., Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П.;
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / под ред. Т.В.Корниловой.