МГУ–1999: Философский факультет

Наука. В области научной работы исследования ведутся по всему комплексу философских дисциплин. Основные направления НИР:
– Политических процессов России.
– Теоретическая и прикладная политология.
– История социально-политических учений.
– Международные политические процессы.
– Систематическая философия.
– Философия и методология науки.
– Теоретическая и прикладная логика.
– Социальная философия и философия истории.
– Этика и эстетика.
– История классической и современной философии.
– История русской философии.
– История и теория мировой культуры.
– Философия религии и религиоведение.
Факультет имеет четыре отделения: философии, религиоведения, политологии, и философии и методологии науки.
 
Отделение философии
Кафедра философии (зав. проф. В.В.Миронов). Профессора кафедры ведут основной профилирующий курс «Систематическая философия». В настоящее время на кафедре работают профессора: чл.-корр. РАН С.Т.Мелюхин, П.В.Алексеев, В.М.Фёдоров, В.В.Ильин, доц. А.В.Иванов. Научная работа сосредоточена на исследовании актуальных проблем и тенденций развития мировоззрения, онтологии, гносеологии и методологии, философских аспектов аксиологии, глобалистики, футурологии и геополитики, онтологических и гносеологических оснований интеграционных процессов в современной науке и философии, на сравнительно-типологическом анализе познавательных стратегий и ценностных ориентаций западной и восточной философии, на изучении проблем компьютерной эпистемологии и др. Большое внимание сотрудники кафедры уделяют исследованию закономерностей и философских оснований развития естественнонаучной мысли и выработке современного мировоззрения.
Сотрудники продолжают чтение спецкурсов и спецсеминаров направленных на углублённое изучение философии: «Современные проблемы философии» (С.Т.Мелюхин), «Онтология» (С.Т.Мелюхин), «Структура философского знания» (В.М.Фёдоров), «Запад–Россия–Восток: сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций» (А.В.Иванов), «Критика моделей рефлексивной субъективности» (А.Б.Толстов), «Судьба и логика самокритики западного философского разума. Тематическое введение в гносеологию XX в.» (А.Б.Толстов), «Русская религиозная гносеология Серебряного века» (А.Б.Толстов), «Основные гносеологические программы XX в.» (А.Б.Толстов), «Классические и неклассические стратегии философствования» (В.Ю.Кузнецов), «Проблема единства мира» (В.Ю.Кузнецов), «Философия образования» (В.Ю.Кузнецов), «Философия как семиотическая проблема» (И.С.Верстин).
 
Кафедра социальной философии (зав. проф. К.Х.Момджян). В 1999 г. продолжались исследования методологических проблем обществознания; специфики социально-философского познания общества; субстанциональной специфики социума; разрабатывалась социально-философская концепция деятельности, принципы структурно-функционального анализа социальных систем; проблемы философии истории и историософии России.
И.А.Гобозов опубликовал «Введение в философию истории».
 
Кафедра истории зарубежной философии (зав. проф. А.Ф.Зотов). В составе кафедры 8 профессоров докторов наук, 8 кандидатов наук и 1 младший научный сотрудник, в т.ч.: профессора – А.Ф.Зотов, А.Ф.Грязнов, В.Н.Кузнецов, Г.Г.Майоров, В.В.Соколов, Г.Я.Стрельцова, В.Ф.Титов, А.Н.Чанышев: доценты – В.В.Васильев, М.А.Гарнцев, В.Ф.Коровин, А.А.Костикова, Ю.Р.Селиванов; ст. препод. Е.А.Чичнева; ассистенты В.И.Бакина, А.А.Кротов; мл.н.с. Е.В.Фалев.
Сотрудники продолжают читать общий курс по зарубежной философии и ряд спецкурсов. «История философии Древнего Востока» (В.В.Соколов, Г.Г.Майоров, А.Н.Чанышев, М.А.Гарнцев); «История философии Античности и Средневековья» (В.В.Соколов, Г.Г.Майоров, А.Н.Чанышев, М.А.Гарнцев); «История философии эпохи Возрождения и Нового времени» (В.В.Соколов, Г.Г.Майоров, В.Н.Кузнецов, Г.Я.Стрельцова); «История новейшей философии» (А.Ф.Грязнов, А.Ф.Зотов, Г.Я.Стрельцова); ведут спецкурсы и спецсеминары: «Онтология Аристотеля» (А.Н.Чанышев); «Неоплатонизм» (А.Н.Чанышев); «Физика и метафизика Аристотеля» (М.А.Гарнцев); «Проблема единого и многого в античной философии» (М.А.Гарнцев); «Аналитическая философия: становление и развитие» (А.Ф.Грязнов); «Эволюция онтологических концепций в современной западной философии» (А.Ф.Зотов); «Антропологическая проблематика в истории западной философии» (А.Ф.Зотов); «Два метода феноменологического исследования» (Ю.Р.Селиванов); «Постмодернистская феминистская причина» (А.А.Костикова); «Мифологические аспекты древнегреческой философии» (В.И.Бакина); «Экзистенциализм в Испании» (В.Ф.Титов); «Предмет философии в историко-философском процессе» (В.В.Соколов); «От феноменологии тела к языку телесного желания» (А.А.Костикова). Лекции обеспечены методической литературой: А.Н.Чанышев «Курс лекций по древней и средневековой философии»; В.В.Соколов «Средневековая философия»; В.В.Соколов «Европейская философия XV–XVII в.»; В.Н.Кузнецов «Немецкая классическая философия»; А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль «Западная философия ХХ в.»; А.А.Костикова «Новая философия во Франции».
Проф. В.В.Соколов в рамках темы «Предмет философии в историко-философском процессе» (грант РГНФ) закончил исследование написанием с позиций субъект-объектности предмета философии проблемных очерков эллинистическо-римского периода истории античной философии. Такой подход проведен впервые в русскоязычной литературе.
 
Кафедра истории русской философии (зав. проф. М.А.Маслин). К основным направлениям научной работы кафедры относятся исследование основных этапов русской философской культуры; философско-богословская мысль в России; история философии народов Кавказа, народов стран СНГ, их культурной ориентации.
В настоящее время на кафедре работают профессора – М.А.Маслин, А.Д.Косичев, В.А.Кувакин, А.Т.Павлов, П.С.Шкуринов; доценты – А.И.Болдырев, Н.С.Козлов, Г.Г.Судьин; вед.н.с. Т.М.Караев; ст.н.с. А.П.Козырев, ст.н.с. Ю.Б.Сенчихина, ст.н.с. Л.Р.Авдеева; В.Н.Пономарёв, А.А.Попов, Б.В.Межуев.
На кафедре подготовлены и читаются основные курсы по истории русской философии для студентов философского, социологического, исторического, филологического факультетов, факультетов журналистики и психологии. На кафедре были прочитаны следующие спецкурсы и спецсеминары: «Евразийство», «Историко-философское россиеведение» (М.А.Маслин); «Философия в Московском университете», «Философские искания А.И.Герцена» (А.Т.Павлов); «Философские дискуссии и философская наука в СССР в 20–30 гг.» (А.Д.Косичев); «Философия России XVIII в.», «Проблемы космизма в русской философии XIX–ХХ вв.» (П.С.Шкуринов); «Философские идеи в русском массонстве XVIII–начала XIX в.», «Философские проблемы в творчестве Тютчева, Пушкина, Чехова» (А.И.Болдырев); «Дискуссионные проблемы истории русской философии» (Г.Г.Судьин); «Фактор российской (славянской) ориентации кавказских народов», «Религии народов Кавказа» (Т.М.Караев); «От Вл.Соловьёва к о. Сергию Булгакову» (ст.н.с. А.П.Козырев).
Проф. Г.В.Платонов и А.Д.Косичев издали работу “Духовность и наша жизнь”.
 
Кафедра эстетики (зав. проф. Е.Г.Яковлев) ведёт научную работу по направлениям:
– теория русской эстетической мысли ХХ в.;
– основные направления современной зарубежной эстетики;
– проблема понимания предмета эстетики;
– взаимодействие эстетики, культурологии, искусствознания.
Читается основной курс «История и теория эстетики». На историческом факультете для студентов отделения истории искусств читается курс «История эстетических учений». На социологическом факультете, факультетах психологии и журналистики читается курс эстетики.
Для студентов, специализирующихся по кафедре эстетика, читаются спецкурсы: «Эстетика модернизма и постмодернизма» (проф. А.С.Мигунов), «Парадоксы катарсиса в искусстве ХХ в.» (проф. Е.В.Волкова), «Эстетический опыт. Современные концепции и проблемы теории» (ст.н.с. С.А.Завадский), «Народность искусства» (ст.н.с. Т.В.Кузнецова), «Эстетика Достоевского» (доц. В.М.Хоминская), «Ницшеанская ветвь русской философско-эстетической мысли» (проф. В.П.Крутоус), «Русская эстетика на рубеже веков» (мл.н.с. В.В.Дубовицкий), «Количественные методы в эстетике» (доц. Г.П.Турук), «Эстетика и психология рекламы» (асс. С.А.Дзикевич).
В 1999 г. сотрудники кафедры издали книги:
Турук Г.П. Распознавание художественных вкусов;
Кузнецова Т.В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности.
 
Кафедра этики (зав. чл.-корр. РАН А.А.Гусейнов) ведёт научную работу по направлениям:
– история этических учений и история нравов;
– проблема гуманизма в современной общественной жизни;
– теория ценностей;
– обоснование морали;
– мораль и экономика;
– мораль и политика;
– мораль и право.
На кафедре работают А.А.Гусейнов, Е.Л.Дубко, А.В.Разин, С.Ф.Анисимов, Т.И.Пороховская, Р.Г.Апресян, В.А.Вазюлин, А.И.Пашинский.
 
Кафедра истории и теории мировой культуры (зав. проф. А.Л.Доброхотов) кроме общего курса располагает следующими дисциплинами специализации: культура и быт русского общества XVIII–XIX вв.; чтение диалогов Платона; философия средневековой христианской культуры; генеалогия русской философии XIX–XX вв.; судьбы эзотерических учений; художественная культура Западной Европы XVI–XVIII вв.
Публикации 1999 г.:
Васильева Т.В. Путь к Платону;
Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России;
Свидерская М.И. Искусство Италии XVI в.: основные направления, ведущие мастера.
 
Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека (зав. акад. РАН В.С.Стёпин). Профессорско-преподавательский состав кафедры в настоящее время насчитывает 7 профессоров, 2 доцентов и 1 старшего преподавателя из числа штатных сотрудников Института философии и Института человека РАН.
На кафедре работают профессора: акад. РАН В.С.Стёпин, Л.П.Буева, Б.Г.Юдин, В.Л.Рабинович, Ф.И.Гиренок, В.С.Швырёв, доценты – И.К.Лисеев, Н.М.Смирнова; ст. препод. В.И.Аршинов.
Опубликовано Стёпин В.С. Теоретическое знание.
 
Отделение философии и методологии науки
Кафедра логики (зав. проф. Ю.В.Ивлев). В настоящее время на кафедре работают профессора – Ю.В.Ивлев, Е.К.Войшвилло, Е.Д.Смирнова, В.А.Бочаров, В.И.Маркин; доценты – А.А.Старченко, Е.Б.Кузина, Д.В.Зайцев; ст. преподаватели И.П.Голованова, А.А.Ильин; н.с. О.В.Попов.
Публикации кафедры в 1999 г.:
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики;
 
Кафедра философии и методологии науки (зав. доц. А.В.Панин). Членами кафедры являются: профессора – В.Г.Кузнецов, Ю.А.Петров; доценты – А.В.Панин, Ю.Д.Артамонова, Е.В.Брызгалина, А.В.Чусов.
Кафедра читает для студентов философского, филологического и некоторых естественных факультетов общие курсы: «Философия и методология науки», «Философские проблемы физики и математики», «Философия гуманитарного знания».
В 1998–99 г. прочитаны следующие спецкурсы: «Проблемы соотношения биологического и социального в политологии», «Идеалы и нормы научности», «Эволюционная теория познания», «Современные дискуссии в области методологии гуманитарного знания», «Исторические эпохи и исторические методы», «Критическое мышление», «Введение в феноменологию», «Философия права», «Футуросинергетика России».
Основные направления научной работы кафедры:
– разработка общих проблем философии науки: наука как общественный феномен, место науки в культуре, история науки, природа научного знания;
– исследование основных методологических концепций науки: логический эмпиризм, критический рационализм, постпозитивизм, структурализм, герменевтическая методология науки, феноменологическая концепция науки;
– философские проблемы конкретных наук: биологии, медицины, физики, математики, истории, языкознания, литературоведения, правоведения.
Кафедра обеспечивает чтение общих курсов по методологии науки и философским проблемам естественных и гуманитарных наук. Кроме этого поставлены спецкурсы: Исторические эпохи и исторические методы; Философия языка; Методологические идеи современной философской герменевтики и постструктурализм; История биологии; Философские проблемы медицины; Этико-правовые аспекты современной биомедицинской практики; Категориальные системы; Категории «пространство» и «время»; Элементы общей теории метода; Философия права.
В 1999 г. окончена работа по исследовательскому гранту РГНФ «Философия права в мировой культуре» (рук. проф. В.Г.Кузнецов, исполнители: проф. В.Н.Кузнецов и ст. препод. Е.А.Чичнева). Основные результаты:
1) Выявлены специфика и исторические корни западноевропейской правовой традиции, практически одинаковой для всех народов Европы;
2) показано, что большую роль в становлении новой юридической парадигмы в Средние века сыграл схоластический метод, который применялся точно также, как и в теологии;
3) проведён сравнительный анализ средневекового русского права и варварских правд западноевропейских народов и обнаружено, что все варварские правды сходны друг с другом в том, что направлены на ограничение обычаев кровной мести, которые приводили к истребительным войнам между родами, семьями, кланами, но способы таковых ограничений были разные;
4) было показано, что источниками российской правовой традиции были образование Киевской Руси; принятие Русью христианства; возникновение Московского княжества с союзными отношениями с Монгольской ордой; образование Святой Руси (Москва – третий Рим); ориентация реформ Петра I на Западную Европу; создание и укрепление Российской империи; отмена крепостничества в 1861 г.; революция 1905 г.; Октябрьский переворот 1917 г. и образование СССР в 1922 г.; распад СССР и образование РФ. Каждый из этих рубежных моментов оказал свое решающее влияние на специфику правовой традиции соответствующего периода;
5) философский анализ оснований средневекового монгольского права и правосознания показал, что Яса Чингисхана отменяла обычное, народное право, имела кодифицированный вид, была предназначена для создания нового государства сверху, путем установления сильной власти, во многом пересматривала старые правовые обычаи и нормы морали, отношение к религиозным представлениям, изменяла многие привычные традиции, вводила новую систему воспитания, предполагающую далеко идущие цели. При этом коренная ломка правосознания не была связана с решительным изменением привычного быта и занятий;
6) исследование религиозно-этических и социально политических корней правосознания в Древнем и средневековом Китае показало, что основу китайского образа жизни, духа законов и специфику правосознания определяют «три религии», или «три учения»: конфуцианство, даосизм и буддизм, каждое из которых имеет как религиозную, так и философско-этическую составляющие. Конфуцианская доктрина обоготворения предков оказалась ведущей для формирования китайского мировоззрения, в котором слились все «три религии», «три учения»;
7) исследование показало, что уже учение древних европейских философов об идеальном, совершенном мире как первооснове мироздания задало такое направление дальнейшей работе мысли европейского человека, благодаря которому возникла традиция формировать (конструировать) идеальные объекты теории, которые, будучи интерпретированы на опытном материале, не только выводят за границы того, что дано ощущению, но и позволяют создавать новые реальности. Откуда вытекает одно важное следствие: не следует причислять все, что сказал тот или иной философ относительно государства, законодательства, права, справедливости к корпусу зачатков философии права, или даже к неопределенному множеству отдельных философских вопросов права;
8) показано, что соотношение между содержанием выраженной в законе воли и идеями справедливости, свободы и естественного права является внутренним критерием для определения степени прогрессивности или реакционности права. Внешним (формальным) критерием оценки права служит реальное его применение;
9) анализ современных источников по философии права позволяет сделать обобщение, заключающееся в том, что существуют три основных разновидности теории справедливости: либеральная, социально-государственная и коммунитаристская. Первые две концепции объединяет признание принципов демократического правового государства. В то же время, они расходятся в понимании вопроса о «социальности» государства, т.е. в вопросе о полномочиях и обязанностях государства по обеспечению равных возможностей и социальной защиты, осуществление которых требует государственного вмешательства. Третья, коммунитаристская разновидность теории справедливости стоит в явной оппозиции к главной движущей идее первых двух, касательно априорной самоочевидности принципов справедливости и потому непререкаемости их для теоретика. Тезис об относительности демократических принципов дополняется здесь острой критикой существующего индустриального общества с его эгоизмом, беспочвенностью, отчуждением и интеллектуализмом
Публикации 1999 г.:
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: основания бытия, общества, познания и человеческих ценностей;
Петров Ю.А. Философский анализ физической теории;
Развитие герменевтики от конкретной методики до философского направления.
 
Отделение политологии
Кафедра политологии (зав. проф. А.С.Панарин). Сотрудниками кафедры являются профессора А.С.Панарин, И.А.Василенко, доц. А.В.Попов, д.с.н. В.И.Шамшурин. Кафедра сотрудничает с известными специалистами Института философии, ИМЭМО и других институтов РАН. По кафедре специализируется около 50 студентов, свыше 15 аспирантов. Преподаватели кафедры читают общие курсы: Философия политики, Политология, Политическая психология, Политические системы современности, Политическая антропология, спецкурсы по государственному управлению, политическому менеджменту, философии права.
Основные направления научных исследований:
– культурно-гуманитарное измерение политики;
– политическое прогнозирование;
– политическая антропология;
– политический менеджмент;
– социокультурные проблемы политического партнёрства;
– философия права;
– политическая психология.
Публикации 1999 г.:
Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства;
Панарин А.С. Политология: о мире политики на Востоке и на Западе.
 
Кафедра истории социально-политических учений (зав. проф. Е.Н.Мощелков) читает следующие основные курсы: История политических учений с древнейших времён до Нового времени, История политических учений Западной Европы и Америки ХVIII – начала ХIХ вв., История политических учений России ХIХ в., История политических учений Западной Европы ХIХ в., История политических учений первой половины ХХ в., История политических учений второй половины ХХ в. Все вышеперечисленные курсы обеспечены методической литературой. А также спецкурсы и спецсеминары: «Политическая философия русского консерватизма» (А.А.Ширинянц); «Политическая культура российской интеллигенции ХIХ – начала ХХ в.» (А.А.Ширинянц); «Методология исследования социально-политической мысли» (Н.И.Бочкарёв); «Проблемы свободы и равенства в политической мысли Европы ХХ в.» (Н.Н.Железняк); «Проблемы методологии исследования истории политической мысли ХIХ в.» (Н.Н.Железняк); «Национальная культура политических традиций Нового времени» (К.М.Андерсон); «Власть и интеллигенция» (К.М.Андерсон); «Источниковедение истории политических учений Новейшего времени» (К.М.Андерсон); «Социально-политические проблемы в отражении древней мифологии» (О.Ю.Бойцова); «Анализ и обработка научных текстов» (О.Ю.Бойцова); «Основные проблемы западной политической науки последней трети ХХ в.» (О.Ю.Бойцова); «Психологические методы в политической науке» (Ю.Б.Мишкинене); «Современная американская политическая философия» (Ю.Б.Мишкинене); «История и теория массовых коммуникаций» (Ю.Б.Мишкинене); «Личность и государство в политической мысли Средневековья» (А.А.Зоткин); «Философия политики Г.В.Ф.Гегеля» (А.А.Зоткин); «Русская консервативная мысль ХVIII – начала ХIХ в.» (Д.В.Ермашов).
В 1999 г. опубликованы:
Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков российского консерватизма: Н.М.Карамзин;
Ширинянц А.А., Васич В.Н. Политика. Культура. Время. Мифы;
Русская социально-политическая мысль XIX–XX вв. / под ред. А.А.Ширинянца.
 
Кафедра политических процессов России (зав. проф. В.И.Коваленко) читает общие курсы: Политическая история России; Политические отношения и политический процесс в современной России; Прикладная политология; Этнополитика; Глобалистика и экополитология; Конфликтология. Специализация кафедры состоит из следующих спецкурсов: Национальное и общеисторическое в политической традиции России; Социальные и политические аспекты экономической реформы в России; Авторитаризм в России: традиции и современность; Проблемы становления многопартийности в России; Технология политической мобилизации и её особенности в современной России; Русская идея: политический аспект; Собственность и власть в России; Современные идейно-политические течения в России; Национально-государственные интересы России на современном этапе; Социальные и политические конфликты, принципы и пути их разрешения в России в условиях трансформационных процессов; Региональные политические движения и элиты в России. Спецкурсы по прикладной политологии: Методы эмпирического анализа политических явлений; Методика анализа политической ситуации; Программа политического исследования; Принципы и методы составления предвыборных программ политических партий; Конкретно-политический         анализ программной деятельности партий и движений в стране на современном этапе: по отдельным партиям и движениям; Политический портрет лидера: исследовательский проект; Роль средств массовой информации в политическом процессе: конкретно-политологический анализ.
В 1999 г. опубликованы:
Коваленко В.И., Костин А.И. Политическая культура;
Шердаков В.Н. Земельный вопрос / под ред. Е.С.Строева;
Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России;
Российское общество: становление демократических ценностей? / под ред. М.Макфола, А.Рябова;
Россия накануне думских выборов 1999 г. / под ред. М.Макфола, Н.Петрова, А.Рябова.
 
Кафедра мирового политического процесса (зав. проф. Ю.М.Павлов) читает общие курсы: История мирового политического процесса; Теория мирового политического процесса; Теория международных отношений; Сравнительная политология: региональные политические институты и процессы. Для специализации кафедра предлагает следующие дисциплины: Теория мирового политического процесса как предмет изучения; Субъекты мирового политического процесса; Политическое пространство и время в мировом политическом процессе; Взаимодействие и взаимозависимость в мировом политическом процессе; Взаимодействие мировой экономики и международной политики; Этнополитические процессы в современном мире; Политические партии и общественные движения.
 
Отделение религиоведения
Кафедра философии религии и религиоведения (зав. проф. И.Н.Яблоков) обеспечивает чтение общего курса истории религии и религиоведения, предлагает следующие дисциплины специализации: Государственно-церковные отношения в истории России; Эволюция религии в современном мире; Свобода совести; Диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений; Вероучительные тексты; Религиозная онтология и метафизика; Христианская историософия; Буддизм и буддийская философия; Ислам и мусульманская философия и теология; Католическая философия и теология; Протестантская философия и теология; Православная философия и теология; Внеконфессиональная синкретическая философия; Религии Востока.
 
Учебная работа. В настоящее время на факультете обучаются около 600 студентов. За время обучения студентам предоставляется возможность освоить второй иностранный язык, древние языки, обучиться работе на компьютере. Окончившим соответствующие отделения присваивается квалификация: «Философ. Преподаватель философии»; «Политолог. Преподаватель политических наук» и «Религиовед. Преподаватель философии и религиоведения». Срок обучения 5 лет. План приёма 1999 г. составил: 90 мест на отделение философии, 35 мест на отделение политологии, по решению Учёного Совета факультета было выделено 20 мест для отделения религиоведения.
Дополнительно к плану приёма по решению приемной комиссии факультета 20% абитуриентов, из числа успешно сдавших экзамены, но не прошедших по конкурсу, могут быть зачислены на факультет по контракту.
Поступающие на факультет сдают конкурсные экзамены по следующим дисциплинам:
1. Русский язык и литература (письменно);
2. Отечественная история (устно);
3. Иностранный язык (устно);
4. Обществознание (письменно)
Медалисты и лица, приравненные к ним, зачисляются на факультет по результатам сдачи первого экзамена на «отлично», а при получении иных положительных оценок участвуют в общем конкурсе.
Приём документов – с 20 июня. Начало экзаменов – с 1 июля. Всем иногородним абитуриентам с 27 июня представляется общежитие на срок сдачи вступительных экзаменов и право пользоваться научной библиотекой Университета.
Факультет имеет большую аспирантуру (около 240 аспирантов), на специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций имеют выход все кафедры. Срок обучения в очной аспирантуре – 3 года, в заочной – 4. Кадровый состав факультета позволяет обеспечить высококвалифицированным руководством каждого аспиранта.
Отделение для лиц с высшим образованием. Продолжает работу, созданное в 1991 г. специальное отделение по подготовке и переподготовке, для людей, имеющих высшее образование. Желающие получить другую специальность, имеют возможность в более сжатые сроки получить классическое университетское образование на отделениях философии, политологии и религиоведения философского факультета. Выпускники получают диплом МГУ им. М.В.Ломоносова о высшем образовании по специальностям: «Философ. Преподаватель философии», «Политолог. Преподаватель политических наук», «Политолог. Специалист по политическому менеджменту и PR», «Философ-религиовед. Преподаватель философии и религиоведения». Срок обучения для лиц, имеющих степень бакалавра по вышеперечисленным специальностям – 2 года, для остальных лиц, имеющих диплом либо специалиста, либо бакалавра – 3 года. Тем не менее, в отдельных случаях, есть возможность обучения по индивидуальной программе, утверждённой, по представлению учебной части, руководителем факультета.
Учебный план полностью соответствует государственному образовательному стандарту и университетской программе по специальностям: философия, политология и религиоведение. Форма обучения – вечерняя и дневная. Студенты имеют возможность дополнительно посещать любые лекции, проводимые в МГУ (в т.ч. изучать древние языки). Выпускники имеют право на бесплатное обучение в аспирантуре МГУ. Абитуриенты сдают один вступительный экзамен (соот­вет­с­т­венно по философии, политологии, религиоведению). Приём документов с 4 мая по 30 июня и с 25 августа по 15 сентября.
Обучение платное, иногородним предоставляется общежитие на контрактной основе.
Подготовительные курсы. На факультете с 1999 г. открыта «Довузовская образовательная программа (подготовительные курсы)». Обучение на курсах обеспечивает подготовку к вступительным испытаниям на философский факультет в соответствии с программой вступительных экзаменов: русскому языку и литературе (сочинение); истории Отечества; иностранному языку; обществознанию. На курсы принимаются школьники выпускных классов и лица, имеющие документ о полном среднем образовании.
По желанию слушателя подготовка может вестись как выборочно (по отдельным дисциплинам), так и по всему комплексу экзаменационных испытаний. Сроки обучения – от 1 до 9 месяцев. Занятия проводят преподаватели Московского университета 2–3 раза в неделю в аудиториях философского факультета во второй половине дня в группах от 10 до 12 человек. Курсы платные.
Программы переподготовки специалистов. Философский факультет осуществляет программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. По завершению обучения вручаются следующие документы государ­ственного образца:
1. «Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации». Данная форма обучения предоставляет возможность занятий по индиви­дуальной программе в рамках одной или нескольких кафедр факультета на выбор стажера.
2. «Свидетельство о повышение квалификации». Свидетельство выдается после выполнения учебного плана объёмом не менее 100 часов. Форма обучения – вечерняя. Обучение проводится по следующим программам: «Сов­­­­­ре­мен­­ные политические технологии» (1,5 мес.); «Поли­ти­ческая региона­лис­тика» (1,5 мес.); «Современная между­на­родная политика» (3 и 4,5 мес.); «Политический менеджмент» (3 мес.); «Социальная философия» (3 мес.); «Современная философия науки» (3 мес.); «Эстетика на пороге XXI века» (1,5 мес.).
Набор слушателей производится 2–3 раза в год.
3. «Диплом о профессиональной переподготовке». На факультете проводятся следующие программы переподготовки: «Public Relations (связи с общественностью) государственной власти и управления» – 9 мес. «Введение в культурологию» – 9 мес. «Религиоведение» – 9 мес. Данная форма обучение предполагает выполнение учебного плана объёмом не менее 500 часов. Форма обучения – вечерняя. Набор слушателей производится 1 раз в год. Диплом дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности. Обучение платное, иногородним предоставляется общежитие на контрактной основе.
 
Публикации. В 1999 г. учеными факультета было издано: 24 монографии, 9 сборников, 32 учебника и учебных пособия, 10 наименований учебно-методической литературы, 7 научно-популярных изданий, 158 статей в отечественных и зарубежных изданиях, 63 тезиса докладов.