МГУ–2001: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 35 лет факультету психологии. Вклад факультета в подготовку высококвалифицированных кадров и развитие отечественной психологии был отмечен Благодарностью Президента РФ В.В.Путина. Ряд ведущих сотрудников были награждены высокими отраслевыми и университетскими наградами и знаками отличия.
 
Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающего отечественного психолога Б.В.Зейгарник. Памяти Б.В.Зейгарник была посвящена международная конференция по клинической психологии.
 
Наука.
Общие закономерности развития и функционирования психики и сознания современного человека
Проведён историко-методологический анализ становления и развития дихотомии двух методологических парадигм психологического знания (естественнонаучной и социокультурной), показано их своеобразное соотношение в российской науке начала ХХ в.
Проведены исследования, направленные на изучение связей внимания и памяти человека в процессе автоматической и контролируемой переработки информации с использованием оригинальной методики, совмещающей две классические методики: задачу Струпа и задачу на определение объёма кратковременной памяти. Результатом исследований явилось обнаружение нового эффекта, названного мнемическим эффектом Струпа (МЭС) – уменьшение продуктивности кратковременного запоминания последовательности цветов слов-наименований цвета в условии их (т.е. цветов и слов) несовпадения по сравнению с кратковременным запоминанием последовательности цветов бессмысленных символов.
В рамках дальнейшей разработки психосемантической модели сознания анализировались подходы к построению модели описания динамики общественного и индивидуального сознания методами синергетики, в частности разностных уравнений. Анализировалась топология и метрика семантических пространств, выступающих операциональной моделью сознания. Исследовалась семантическая структура поэтической метафоры, как средства описания личности. Проводился анализ цветовых метафор поэтических текстов как проекций эмоционального состояния творца.
Раскрыты оригинальные мотивационные механизмы опосредствованной компьютером деятельности на примере хакеров. Данные мотивационные механизмы получили наименование гипермотивационных. Разработано представление о специфической детско-подростковой одаренности в применении компьютеров.
Психология формирования и функционирования человека как профессионала в современных условиях
Обнаружены некоторые индивидуально-личностные особенности первокурсников, которые могут способствовать или препятствовать их профессиональному обучению. Проведён анализ причин выбора профессии у студентов I курса и выявлена его специфика в зависимости от половой принадлежности. Выделены признаки, позволяющие определить уровень мотивации конкретного студента, что позволяет прогнозировать процесс будущей профессионализации
Понятие образа ситуации рассмотрено на примерах различных профессий: моряки-судоводители, водители автотранспорта, арбитражный управляющий, косторез. Понятие использовано для анализа происшествий (несчастных случаев, катастроф) на железнодорожных переездах, для анализа представлений о времени жизни у моряков-судоводителей. Определены основные группы риск-факторов для эффективной адаптации персонала к новым условиям труда на базе анализа проявлений профессионального стресса, развития негативных функциональных состояний и появления устойчивых форм профессионально-личностных деформаций у разных категорий служащих (врачи, педагоги, юристы, менеджеры коммерческих фирм и др.). На базе выявленных групп риск-факторов создана дескриптивная модель оценки и прогнозирования развития стрессовых состояний, снижающих эффективность деятельности.
Современный человек в экстремальных условиях: диагностика, коррекция, психологическая поддержка
Выявлено, что аномальное развитие личности, вызванное травмометаморфозами личности и задержками психотрансофрмации, характеризуется синдромом смыслоутратности и аффективно-агрессивным синдромом; описаны также иные синдромы, связанные с мотивационной трансформацией личности
Психофизиология когнитивных процессов
В результате реализации комплексной нейробиологической программы по изучению цветового зрения человека и животных показано, что перцептивные пространства цветовосприятия человека, обезьяны, кролика и рыбы изоморфны. Это свидетельствует о принципиальном сходстве механизмов цветового зрения у животных разного уровня филогенеза. Установлено, что сферическая модель цветового зрения является универсальным инструментом комплексного психофизиологического исследования цветового зрения у разных представителей позвоночных животных. Показано, что спектральные реакции биполярных клеток сетчатки карпа удовлетворяют уравнению четырёхмерной сферы. Этот результат имеет фундаментальное значение, так как свидетельствует в пользу векторного принципа кодирования информации о цвете в нейронных сетях зрительной системы.
Разработана концепция векторного кодирования сигналов в нейронных сетях и на её основе предложена математическая модель механизмов когнитивной и исполнительной деятельности. Сформирована новая концепция системной психофизиологической диагностики функциональных состояний, основанной на представлении о роли осцилляторной активности мозга в процессах кодирования и декодирования информации и их функции в обеспечении системной организации процессов переработки информации.
Исследована роль вызванного и индуцированного гамма-ритма с когнитивными процессами. Выделены тонический и фазический типы реакций гамма-ритма.
Для диагностики функциональных состояний (ФС) разработан метод трёхмерного представления сердечного ритма. Трёхмерные пространства сердечного ритма (СР), построенные для больших наборов спектров ритмограмм СР, универсальны и обнаруживают сходство у разновозрастных групп. Применение трёхмерного векторного пространства СР впервые позволило разделить ФС стресса от других состояний напряжения, возникающих при обучении и проверке полученных знаний
Психология социального познания
В рамках исследования конструирования идентификационных структур личности в ситуации социальной неопределённости проведена операционализация понятия социальной неопределённости, проведено эмпирическое исследование, посвящённое анализу взаимосвязи ценностных ориентаций и идентификационных моделей у молодёжи. Изучены представления об успешности в различных сферах жизнедеятельности человека и их взаимосвязь с социальными и личностными ценностями. Проведено исследование индикаторов неискренности в коммуникативных сообщениях. Выявлена роль обратной связи в формировании сложных социоперцептивных умений.
Психическое здоровье личности и гармонизация её развития: отклонения, диагностика, коррекция
Продолжалось изучение особенностей эмоционально-личностной сферы у праворуких и леворуких испытуемых (студенты МГУ) с помощью новых методов: тестов-опросников, проективных тестов, семантического дифференциала и др. Обнаружено, что эмоциональная сфера зависит от типа ПЛО, и что в целом у лиц с преобладанием левых признаков (при доминировании правого полушария) имеются признаки социальной дезадаптации, сензитивности, эмоциональной нестабильности, склонности к депрессиям.
Впервые проведено комплексное нейропсихологическое исследование ВПФ у больных героиновой наркоманией. Определялся профиль латеральной организации мозга (ПЛО). Правши и праворукие составили 31% от общего числа обследованных больных. Описаны специфические нейропсихологические синдромы:
а) дисфункции медио-базальных отделов лобных долей мозга и диэнцефально-лимбических структур,
б) дисфункции теменно-височно-затылочных отделов мозга,
в) дисфункции конвекситальных отделов лобных долей мозга.
У 92% больных имеется нейропсихологическая симптоматика. Эти данные указывают на преимущественно органическую природу расстройств ВПФ при героиновой наркомании. При сравнительном исследовании группы психически здоровых лиц пожилого и старческого возраста (15 испытуемых) и группы больных депрессиями (15 испытуемых) было показано, что при аффективной патологии в позднем возрасте процессы опосредствования и саморегуляции мнестической и интеллектуальной деятельности имеют ряд существенных различий по сравнению нормой.
Адаптирован метод по исследованию образа тела, созданы и апробированы методики по исследованию восприятия внешности. Разработаны методы, направленные на диагностику латентных признаков дисморфофобий, дисморфоманий, а также на утверждение у пациенток ценностного и реального отношения к собственной внешности, оказание психологической помощи пациенткам со скрытым психотерапевтических запросом. Выявлены феноменологические особенности эмоциональной сферы женщин в период беременности и объединены в понятие невротический синдром беременности. Выделены телесная, когнитивная, эмоциональная, мотивационная и семейная составляющие психологической готовности к родам
Установлено, что в период от 9 до 15 лет у детей происходит развитие представлений о собственном теле, которое заключается в означении телесных феноменов, формировании категориальной структуры телесного опыта. Выделены две центральные тенденции развития категориальной структуры телесного опыта:
а) дифференциация, усложнение её организации и
б) интеграция, повышение целостности.
Дифференциация представлений о теле проявляется в расширении категориальной структуры телесного опыта и постепенного субъективного разделения эмоциональных и соматических феноменов на вербальном уровне представлений
Формирование познавательных способностей и качеств личности в условиях новых технологий обучения и моделей образования
Исследована система детского комбинаторного (многофакторного) экспериментирования – построение ребенком комплексных практических воздействий на объект с целью выявления его скрытых системообразующих связей. Показано, что эта система образует особое, ранее не изученное направление познавательного развития детей. Оно служит предпосылкой становления начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений. Разработана концепция социальной детерминации исследовательской инициативности. В ней анализируется система социальных условий и взаимодействий, которые способствуют или же противодействуют приобретению опыта, обучению и развитию в индивидуально-личностном и в цивилизационном масштабе.
Посредством специально разработанного опросника изучались представления студентов о критике. В результате факторного анализа выявлена структура этих представлений, фиксирующая разные типы установок в процессе критики. Обнаружена статистически значимая связь между особенностями реального критического оценивания текста и содержанием представлений о критике у студентов). Сформулированы и апробированы теоретические основы психодиагностики ценностно-мотивационных образований (ЦМО – мотивов, убеждений, ценностных ориентаций, установок и поведенческих стереотипов). Реализующий их принцип достаточно общий способ (метод) построения конкретных ценностно-нормативных методик, разработана процедура их компьютеризации.
Развитие психики человека на основных этапах жизненного цикла
В исследованиях структуры и возрастной динамики феномена познавательного и личностного эгоцентризма у подростков проанализировано многообразие подходов к одному из ключевых феноменов психического развития – феномену центрации субъекта на себе. Показано, что аффективные компоненты эгоцентризма («Воображаемая аудитория», «Личный миф», «Сфокусированность на себе») составляют суть ключевых переживаний подросткового возраста, благодаря «пересечению» в развитии подростка новых потребностей (в самопознании, в самоопределении и т.д.) и новых возможностей интеллектуального развития (достижение формально-логического мышления). Исследован феномен лидерской одарённости в подростковом возрасте. В эмпирическом исследовании разработаны методические процедуры выявления групповых лидеров, с использованием факторного анализа выделены основные структурные компоненты лидерской одаренности.
Разработан целостный подход к описанию и объяснению механизмов и закономерностей развития моральной компетентности в подростковом возрасте, в экспериментальном исследовании изучалось влияние таких эмоционально-личностных характеристик, как эмоциональный интеллект и интернальность (локус контроля) на развитие моральной зрелости подростков. Обнаружены различия в динамике и условиях усвоения старшими дошкольниками различных по содержанию моральных норм (нормы взаимопомощи, правдивости и справедливого распределения), отражающие гетерохронный характер их усвоения, соотношение морального и вербального поведения, уровень развития морального мышления и моральных суждений. Выделена психологическая роль взрослого и сверстника в процессе усвоения моральных норм дошкольниками.
Культурно-историческая психология развития личности и сознания
Продолжена и завершена разработка ФЦП «Формирование установок сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В основу программы был положен историко-эволюционный подход в психологии, выступающий как логическое развитие культурно-исторической психологии и методология неклассической психологии. Прошла апробация методов мониторинга, диагностики и прогнозирования динамики социально-психологической, особенно межэтнической, напряженности, в ситуациях социальной нестабильности.
Диагностика и учёт индивидуально-психологических особенностей студентов как условие повышения эффективности обучения в вузе
На материале компьютеризованной процедуры, позволяющей эксплицировать этапы решения так называемых «закрытых» задач для студенческой выборки продемонстрированы эффекты разного влияния специфической и неспецифической мотивации и личностных свойств саморегуляции в микрогенезе интеллектуальных стратегий. Проведён анализ мотивационного профиля личности на основе выявления группировок разноуровневых личностных свойств (в сравнении результатов кластер-анализа для данных, полученных на студенческих группах, выборке взрослых и лицах с проблемами саморегуляции поведения (больных диабетом).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– научная конференция «Толерантность как норма жизни в мире разнообразия»;
– научно-практическая конференция «Толерантость и интолерантность: теория и практика»;
– международная научно-практическая конференция «Психология, педагогика и социология чтения»;
– I всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии;
– российско-голландская конференция по социоморальному развитию в подростковом возрасте;
– Первые общепсихологические чтения кафедры общей психологии; 
– I международная конференция по клинической психологии памяти Б.В.Зейгарник.
 
Доктора и кандидаты наук 2001 г. Степень доктора психологических наук присуждена ст.н.с. кафедры педагогики и педагогический психологии А.Н.Поддъякову за работу «Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте» (специальность 19.00.07 – Педагогическая психология). Предметом исследования являются психологические закономерности развития исследовательской инициативности детей в условиях новизны, сложности и взаимообусловленности предметов и явлений. Разработана целостная психолого-педагогическая концепция исследовательской деятельности человека в сложных динамических областях. Она носит междисциплинарный характер, интегрируя положения психологии, педагогики, теории сложных динамических систем, логики, математики и конфликтологии. Создана и проверена на практике система диагностических и обучающих средств, стимулирующих развёртывание исследовательской инициативности детей в направлении самостоятельного познания сложных, многосвязных объектов и явлений. С помощью этих средств исследованы структура исследовательской инициативности, её функции, механизмы осуществления и динамика развития в детском возрасте. Обнаружены инвертированные отношения между успешностью взрослых и успешностью детей в обследовании различных сторон одного и того же объекта (некоторые способы действий и свойства объекта лучше исследуются взрослыми, а другие – детьми).
Степень доктора психологических наук присуждена асс. кафедры психологии личности Г.У.Солдатовой за работу «Психология межэтнической напряжённости в ситуации социальной нестабильности» (специальность 19.00.05 – Социальная психология). Впервые на основе концептуализации межэтнической напряжённости как социально-психологического феномена осуществлено исследование психологических аспектов проблемных межэтнических ситуаций; разработана система взаимозависимых понятий, раскрывающих содержание межэтнической напряжённости на теоретико-методологическом, эмпирическом и операциональном уровнях. Обобщены и систематизированы психологические, антропологические, этнологические, социологические, политологические и культурологические результаты исследований этнических конфликтов, этничности, этнического самосознания, этнической идентичности в контексте проблемных межэтнических отношений; разработана гибкая система методов, способная выявлять динамику межэтнической напряжённости, прогнозировать и улавливать критические моменты межэтнических отношений с целью их раннего предупреждения. Рассматриваются различные аспекты межэтнических отношений, широкий круг эмпирических объектов и исследований через призму социально-психологического феномена межэтнической напряжённости. Разработанные программы и методы этнопсихологического исследования представляют специализированный социально-психологический инструмент диагностики и мониторинга уровней внутригрупповой и межэтнической напряжённости и характера этномобилизационных процессов. Это также способ дать точные прогнозы темпов и векторов эскалации напряжённости в обществе и на основе понимания глубинных психологических механизмов своевременно принять соответствующие меры по её локализации и регулированию. Результаты исследования представляют систематизированную научно-информационную базу этнопсихологических данных по ряду регионов России.
Степень доктора психологических наук присуждена доц. кафедры педагогики и педагогический психологии Т.В.Габай за работу «Общая структура учебной деятельности» (специальность 19.00.07 – Педагогическая психология). В качестве объекта исследования взята целостная система – деятельность передачи-усвоения социального опыта (учебная деятельность). С операционно-содержательной стороны учение выступило как её основная подсистема, обучение – как подготовительная. С мотивационно-целевой стороны деятельность предстала как двух-ипостасная – как индивидуально-познавательная деятельность учащегося и как трудовая деятельность обучающего лица. В качестве познавательной учебная деятельность была охарактеризована системой признаков, отличающей её от других видов деятельности, в ходе которой человек приобретает опыт; её функцией и местом в структуре других видов человеческой деятельности – эти характеристики конструируют определение понятия «учебная деятельность». Прочность умения выступила как базовая характеристика, отражающая количественный аспект самостоятельности и других характеристик и предполагающая специальные методы её прямой отработки. Акцентировано значение актуализируемости знаний и умений как другой базовой характеристики и намечена схема её обеспечения. Освоенность рассмотрена как частный случай актуализируемости. Самостоятельность и форма выступили в качестве двух вариантов некоей обобщённой характеристики интериоризации. Уточнён статус перцептивной формы действия. Соотнесены между собой две характеристики, используемые в теории поэтапного формирования умственных действий – дифференцированность и обобщённость. Намечена схема конкретно-деятельностного анализа механизма подкрепления в учении в его связи с ориентировкой и мотивацией. Предпринята попытка выявления особенностей третьей стадии генеза предметно-специфического умения – по завершению собственно-учебной деятельности – с привлечением понятия «подкрепление», а также пересмотрено значение познавательной и «деловой» мотивации учения в их взаимосвязи и в отличии от других видов мотивации.
 
Публикации.
Монографии
 
Безрогов В.Г., Нуркова В.В. Педагогическая антропология: Феномен детства в воспоминаниях;
Бороздина Л.В., Молчанова О.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых;  
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика, применение к исследованию личности ребёнка;
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные труды.
Леонтьев А.А. Деятельный ум. Знак, деятельность, личность. Серия «Психологи Отечества»;
Хомская Е. Alexander Romanovich Luria. Scientific Biography / Ed. D.E.Tapper.
 
Учебники, учебные пособия
 
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия;
Асмолов А.Г. Психология личности; 
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития;
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития;
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности;
Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы;
Карабанова О.А. Психология семейных отношений;
Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Психологический аспект;
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками;
Лидерс А.Г., Краснова О.В. Социальная психология старости.
Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории. Факты. Проблемы;
Подольский А.И. 4 лекции по психологии / под ред. П.Я.Гальперина;
Самоненко Ю.А. Психология и педагогика;
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования;
Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика;
Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма;
Психология внимания. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.