МГУ–2002: Факультет психологии

Наука. Научно-исследовательская работа велась по 10 приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, утвержденных Учёными советами МГУ и факультета, в рамках 34 научных тем.
Продолжалось сотрудничество с зарубежными университетами, в т.ч.: Хельсинским университетом, Университетом им. Шиллера в Йене (Германия), университетами стран Центральной (Австрия) и Северной (Нидерланды) Европы, а также Университетом г. Пуэбло (Мексика).
Методология, теория и история психологии
Проводилось исследование состояния русской психологической мысли в период конца 80-х гг. ХIХ в. – 1917 г. Частично его результаты отражены в небольшом очерке, посвящённом психологическим аспектам достижений русских физиологических школ – И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского. Под углом зрения методологической проблемы предмета психологии произведён анализ отечественной педологии, историко-психологических исследований П.Я.Гальперина. Из зарубежной психологии было подвергнуто всестороннему изучению творчество П.Жане, прослежены связи важнейших аспектов его концепции с отечественной психологией – с концепциями Выготского, Гальперина, Леонтьева.
На основе обобщения данных, полученных при изучении адаптивного поведения ряда видов птиц и млекопитающих, обитающих в городской среде, описаны тактики пищедобывательного поведения, поведения по отношению к человеку и его деятельности, ориентировочно-исследовательская деятельность и игра. Собраны и частично проанализированы материалы об особенностях поведения безнадзорных животных – кошек и собак, в частности, в зоне транспортных магистралей и в наземном и подземном транспорте, а также при взаимодействии с человеком. Проводились исследования стереотипии у животных Московского зоопарка, выявлены различные их формы, а также продолжались эксперименты по снятию психической депривации у жирафов через игру.
Проводились теоретико-методологические и экспериментальные исследования внимания и памяти человека, творческого воображения и внутренней мотивации деятельности. В области психологии внимания проведена обширная теоретическая работа, посвящённая анализу психологических и нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе эффектов функциональной слепоты в условиях быстрой смены и краткого предъявления стимулов. Итогом этой работы стал вывод о необходимости концепции уровневой организации перцептивного акта для объяснения указанных эффектов.
Продолжалась разрабатываться проблема механизмов и процессов развития мотивации. По теме демонстративной мотивации уточнялись филогенетические предпосылки и социально-психологические проявления демонстративного поведения, функциональная предназначенность отдельных его разновидностей, соотношение с родственными формами мотивации и поведения. Анализ показал, что область психологии мотивации в последнее десятилетие прекратила самостоятельное существование, растворившись в более широкой проблематике регуляции деятельности.
Разработка методического аппарата современной психологии, в том числе на базе информационных технологий
Проводилась дальнейшая разработка психосемантической модели сознания, исследования в области психологии искусства и изменённых состояний сознания, а так же в области политического менталитета россиян. Анализировалась топология и метрика семантических пространств, выступающих операциональной моделью сознания. Исследовалась семантическая структура поэтической метафоры как средства описания личности. Проводился анализ цветовых метафор поэтических текстов как проекций эмоционального состояния творца.
Продолжалась научная работа в области психологии познавательных процессов и психологических аспектов применения информационных технологий по следующим основным линиям. Проведена методологическая работа по специфике психологического исследования деятельности человека, опосредствованной информационными технологиями, в особенности Интернетом. Продолжена работа над исследованием общения, познания и игры, опосредствованных применением Интернета. В частности, раскрыты оригинальные мотивационные механизмы опосредствованной компьютером деятельности на примере хакеров. Изучались гендерные аспекты применения информационных технологий. Расширено разработанное ранее представление о детско-подростковой одаренности в применении компьютеров.
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития и обучения детей, подростков и молодёжи в изменяющемся мире
Завершён цикл многолетних исследований по изучению социо-морального развития в детском, подростковом и юношеском возрасте. Впервые разрабатывался и обосновывался целостный подход к описанию и объяснению механизмов и закономерностей социо-морального развития в онтогенезе, к изучению влияния индивидуальных особенностей эмоционально-личностной сферы на развитие моральной зрелости у детей и подростков. Изучались психологические особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в православной традиции. В эмпирическом исследовании были обнаружены различия в ценностных ориентациях, моральном поведении, в особенностях развития самооценки и моральных переживаниях младших школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Завершён цикл исследований проблемы влияния детско-родительских взаимоотношений и межличностных отношений со сверстниками на личностное развитие детей и подростков в контексте изучения различных механизмов влияния социальной среды на развитие ребёнка. В теоретическом и практико-ориентирующем плане была осуществлена серия исследований структуры и динамики социальной ситуации развития и её места в целостной системе коррекционно-профилактических мероприятий. В системе детско-родительских отношений исследовались различия в роли отцов у коренных народов Республики Саха (Якутия) в зависимости от социальной организации общества и образа жизни семьи, изучались механизмы их влияния на поло-возрастное развитие детей и подростков. Изучены современные формы госпитализма у детей, родители которых лишены родительских прав; прослежено влияние искажённых и недостаточно развитых форм общения на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферы личности, на особенности половой идентификации безнадзорных и помещенных в интернат детей.
Исследовалось формирование эвристических приемов мышления с учётом когнитивных стилей учащихся. Экспериментально показано, что успешность формирования эвристических приемов мышления по рефлексивной программе обучения значительно более высокая у учащихся с рациональным (аналитическим, поленезависимым, дедуктивным) стилем мышления по сравнению с учащимися с иррациональным (синтетическим, полезависимым, индуктивным) стилем мышления. В цикле исследований рассматривалась взаимосвязь двух основных направлений социальных воздействий на обучение и развитие – помощи и противодействия. Показано, что одним из эффективных средств нейтрализации чужого противодействия, средством ориентации вопреки чужой дезориентации является самостоятельная, критическая и осмысленная работа учащегося с предлагаемым ему учебным содержанием, самостоятельное исследование ситуации.
Психическое здоровье: норма, отклонение, диагностика, коррекция
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия изучалась на здоровых испытуемых и на больных с различными мозговыми дисфункциями. Проводился анализ теоретического аппарата нейропсихологии нормы. Получены данные о выраженных индивидуальных различиях в динамике межполушарного взаимодействия у лиц с разной латеральной организацией функций. Продолжалось изучение эмоционально-личностной сферы у когнитивно одарённых подростков. Показана связь ПЛО с особенностями эмоционально-личностной сферы и успешностью обучения. Проведено нейропсихологическое исследование пространственных функций на модели близнецов (18 пар). Показано, что в большей степени наследуются параметры пространственных функций, связанные с правым полушарием мозга. Изучались варианты нейропсихологических синдромов у больных с инсультом в бассейне средней мозговой артерии левого полушария. Выявлены 4 синдрома, в которых наряду с речевыми нарушениями наблюдались неречевые расстройства со стороны, как левого, так и правого полушарий. Получены новые данные в изучении межполушарного взаимодействия и механизмов компенсации речевого дефекта. Проводилось нейропсихологическое исследование особенностей межполушарного взаимодействия у больных рассеянным склерозом. Продолжалось лонгитюдное исследование детей с агенезией мозолистого тела. У больных с героиновой наркоманией выявлены специфические нарушения ВПФ, связанные с различными типами профиля латеральной организации функций.
Нейропсихологическое исследование психических функций на разных этапах возрастного развития человека проводилось в отношении детей младшего школьного возраста, лиц в возрасте инволюции в норме и в патологии. Изучалась специфика формирования мозга и психических функций у детей 6–10 лет в рамках дифференциальной нейропсихологии; проводился сравнительный анализ формирования психических функций и мозга детей в разных культурных условиях (российские, арабские, греческие и сербские дети); завершена работа по кросс-культурному исследованию формирования разных видов памяти у российских и арабских детей. Продолжалось исследование возраста инволюции как периода онтогенеза, характеризующегося формированием новых стратегий и специфических системных перестроек в психике и мозге. Начато исследование психического отражения времени при депрессиях и деменциях позднего возраста. Завершена работа по сравнительному изучению когнитивных процессов у больных гипертонией в позднем возрасте в условиях применения различных лекарственных средств; получены данные о разнонаправленной динамике познавательных процессов при нормализации артериального давления. Изучались особенности формирования психической деятельности у детей с морфофункциональными дефицитом (ОНР, ЗПР, эпилепсия); выявлен ряд синдромов, связанных с отклонениями в развитии когнитивных процессов и значимых для школьного обучения.
В рамках исследования закономерностей формирования личностных расстройств, их коррекции и психотерапии предложена модель пограничной и нарциссической личностной организации для объяснения психологических механизмов нарушения структуры и функций самоидентичности; разработанная модель применена к анализу гендерной самоидентичности, что позволило дать синдромное описание феномена диффузной гендерной идентичности в ее связи с типом и качественной эффективностью защитных процессов и копинговых стратегий интра- и интерпсихической саморегуляции; на основе выявленной связи гендерной идентичности с биполярными параметрами когнитивного стиля (сверхзависимостью – сверх-автономией) и уровнем дифференцированности дано понимание когнитивно-аффективных механизмов нарушения её функционирования. Показана связь самодеструктивного, агрессивного поведения (суициды и гомициды), сексуальных нарушений (транссексуализма) с уровнями расстройства личности и наличием общей для них пограничной личностной организации.
По проблемам нейрогериатрии продолжена работа по экспериментальному исследованию программы опосредованного восстановления ВПФ (движений, письма, счёта, памяти) у больных Паркинсонизмом по методу Л.С.Выготского-А.Р.Лурии.
Проведено исследование внутренней картины болезни и речевой активности при паркинсонизме. Продолжена работа по изучению особенностей «лобных синдромов» у больных с органическими поражениями головного мозга, подготовлена статья «Заднелобные отделы коры больших полушарий головного мозга человека и «блок программирования и регуляции» деятельности.
Психология формирования, функционирования и развития человека как профессионала
Продолжалась разработка теоретических и методологических основ становления и функционирования профессионала, профориентации молодёжи и др. Организован дополнительный сбор 15-ти описаний профессий и отредактирован профессиографический материал о трудовых постах и деятельности психологов в системе образования и в социальном обслуживании, в системе здравоохранения, а также на производстве, в транспорте, в гражданской авиации, армии, в управлении социально-экономическими процессами. Продолжалось исследование соматической и сенсорной ориентации человека и его локализации в рабочем пространстве. Это позволило создать новые методы оценки эффективности организации предметной среды, обеспечивающей оптимальное построение двигательной активности в трудовой деятельности. Проводились работы по моделированию системы субъективных представлений в сознании профессионала (бухгалтеры, инженеры-программисты, таможенники, агенты по недвижимости). Разрабатывались компьютерные методики тестирования на основе психосемантического подхода.
Психология социальных групп и организаций
Важное место занимали исследования восприятия самих социальных изменений, изучалось то, как люди воспринимали, оценивали и объясняли себе происходящие в стране социальные, политические и экономические перемены. По результатам исследований образ «рыночного» будущего нашей страны представляется исключительно амбивалентным и противоречивым у большинства людей. Причем как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне. В зависимости от того, каким образом люди в целом воспринимали рыночное настоящее и рыночное будущее, их можно разделить на три группы. Первую группу можно условно назвать «пессимистами», которые одинакового негативно относятся к настоящему переходному периоду, и к рыночному «завтра».
Вторая группа – «утописты» – характеризуется исключительно позитивным отношением к рыночному «завтра», однако любые предвестники рынка в настоящей действительности раздражают их в силу несоответствия имеющимся идеалам. Такой разрыв между настоящим и будущим существенно затрудняет адаптацию этой группы к наступающим переменам.
И, наконец, третья группа, в которую входят так называемые реалисты, адаптирована к изменчивой ситуации лучше других. Люди, относящиеся к этой группе, воспринимая настоящее во всей его противоречивости, тем не менее, оценивают его как начало движения в предпочтительном для них рыночном направлении, что и позволяет им наиболее адекватно воспринимать существующий мир.
Получены результаты о различиях в восприятии «статуса» болезни: СПИД рассматривается как социальная проблема, в то время как рак в большей степени связан с определёнными симптомами и эмоциональным состоянием. Больные воспринимаются здоровыми как аутгруппа, наделённая негативными чертами, что, возможно, способствует поддержанию позитивности собственной идентичности. И это объединяет в восприятии людей оба заболевания. Однако СПИД характеризуется более негативно.
Разрабатывалась эмпирическая модель социальной стратификации, в основе которой лежат два критерия – материальный уровень (степень независимости субъекта от обстоятельств) и культурный уровень (образование, эрудиция, выполняемая работа). В исследовании было выделено пять групп:
Социальное дно характеризуется низким материальным и культурным уровнем.
Интеллигенция обладает высоким культурным уровнем и низкими доходами. Одна из важных функций данной группы – поддержка социальных норм общества.
Новые русские не испытывают материальных затруднений, но их культурный уровень зачастую достаточно невысок.
Элита, обладая высоким культурным уровнем, имеет также и высокий доход, осуществляет социальное влияние.
Резерв, из которого пополняются разные группы в ходе социальной миграции. Хотя описанная социальная структура не является полной, она представляет несомненный интерес и содержит большой потенциал развития.
Психология когнитивных процессов: общепсихологический, психофизиологический, нейро-психологический и социально-психологический аспекты
Исследована роль широкополосного вызванного и индуцированного гамма-ритма в когнитивных процессах. Выделены тонический и фазический типы реакций гамма-ритма. Гамма-осцилляции рассматриваются как неспецифическая форма реакции активации, обеспечивающая протекание самых различных сенсорных и когнитивных операций. На этом основании гамма-ритм как показатель когнитивной активности, включён в комплекс осцилляторных процессов, применяемых для диагностики ФС. Сформирована новая концепция системной психофизиологической диагностики функциональных состояний, основанной на представлении о роли осцилляторной активности мозга в процессах кодирования и декодирования информации и их функции в обеспечении системной организации процессов переработки информации. Системная роль биоритмов распространяется на поведенческий, исполнительный уровень, определяющий появление двигательных и вегетативных реакций. Предложен и апробирован метод интегральной оценки уровня гамма-активности по количеству источников гамма-ритма в объёме целого мозга на основе трёхмерной локализации в мозге его эквивалентных диполей (модель одного подвижного диполя). Для локализации эквивалентных источников гамма-ритма их расчётные координаты накладываются на структурные магнитно-резонансные томограммы мозга конкретного обследуемого. Такой метод позволил установить структуры мозга, вовлекаемые в процесс сенсорного кодирования и формирования реакции антиципации стимула.
Проведено экспериментальное исследование центральных и периферических механизмов информационного стресса на основе комплексного изучения у человека взаимодействия осцилляторных свойств модуляторов сердечного ритма с ритмами ЭЭГ и важнейшими биологическими регуляторами – катехоламинами, оксидом азота и свободными радикалами. Цель работы – выявить системную организацию осцилляторных процессов, характерную для состояния стресса, и её биохимическую основу. Получены данные о связи низкочастотного модулятора сердечного ритма с уровнем ТБК в покое и высокочастотного дыхательного модулятора с выбросом адреналина во время информационной нагрузки. Выделено три типа реагирования на стрессовую ситуацию, создаваемую решением трудных арифметических задач в быстром темпе, которые нашли отражение в особенностях изменения показателей вариабельности сердечного ритма, гамма-ритма и биохимических параметров
На основе совмещения расчёта локализации эквивалентных токовых диполей для гамма ритма с томографическим картированием мозга, полученным методом магнитного резонанса, у человека исследованы процессы сенсорного кодирования информации при восприятии звуковых стимулов в условиях пассивного и активного внимания. Показано существование частотно-специфического механизма кодирования информации. С изменением уровня функционального состояния и внимания меняется частотный состав узкополосных гамма-осцилляторов, вовлекаемых в процесс сенсорного восприятия, параллельно меняется и локализация их источников в структурах мозга рост числа гамма-источников во временном окне появления реакции антиципации как специфической формы сознания.
В результате экспериментального исследования мозговых механизмов когнитивных процессов выявлено, что зрительная кора функционирует не только как структура, специфическая для зрительного восприятия, но также имеет неспецифический вход для участия в процессе зрительного воображения, актуализируемого словом. Эти результаты позволяют обосновать гипотезу о едином субстрате различных уровней сознательной репрезентации. Исследование мозговых механизмов распознавания семантического значения слова человеком изучалось с помощью метода ВП при использовании в качестве стимульного материала слов-оммонимов, написание и звучание которых одинаково, но значения слов различны и определяются контекстом (при этом два различных значения оммонима используются в речи с различной частотой, и относятся к разным словарям лексикона: ядерного и периферийного). В результате выявлены различия в распознавании ядерного и периферического значения слова, описано участие подкорковых структур мозга и наличие обратного входа возбуждения в зону первичного анализа.
Продолжены исследования механизмов ахроматического зрения по схеме человек-модель-нейрон. Из данных моделирования ахроматического зрения человека следует, что восприятие интенсивности света реализуется на базе двух нейронных механизмов – B-типа (яркостного) и D-типа (темнового). В качестве экспериментальной модели, адекватной для проверки этого следствия из психофизической модели, была выбрана просто устроенная система ахроматического зрения моллюска Helix pomatia L. Глаз моллюска содержит только один пигмент (родопсин) и поэтому в состоянии различать только оттенки яркости света. В соответствии с гипотезой, сетчатка глаза моллюска должна содержать два типа клеток – аналогов B- и D-клеток в сетчатке позвоночных животных. В 2002 г. проведены серии экспериментов по внутриклеточной регистрации нейронов сетчатки изолированного глаза моллюска.
Главным итогом работы явилось обнаружение двух типов нейронов, реагирующих на световые стимулы разной интенсивности деполяризацией (как клетки B-типа) или же гиперполяризацией (как клетки D-типа).
Начаты серии опытов по регистрации ЭРГ глаза моллюска с целью выяснения механизмов световой адаптации и последующего сравнения этих механизмов с механизмами адаптации в глазу позвоночных животных (лягушка, человек). В 2002 г. отлажена экспериментальная методика регистрации и получены предварительные данные.
Человек в экстремальных условиях: диагностика, коррекция, психологическая помощь
Проведено изучение смысловых трансформаций личности в рамках трансформативного подхода, позволившего отделить феномены ПТСР от других негативных последствий психологической травмы, в частности, синдрома смыслоутратности. Изучены и сопоставлены симптоматика ПТСР и патология смысла в различных экстремальных ситуациях (военных действий, ожидания хирургических операций, нахождение онкологических больных в ситуации онкоклиник и хосписов, психологические реакции заложников, родственников и их окружения, в т.ч. участников событий на Дубровке в октябре 2002 г.).
Смысловая система личности рассмотрена как динамическое образование, осуществляющее функцию саморегуляции, понятия выделены и операционализированы.
Выявлены основные формы и стадии смыслотрансформации у переживших экстремальные жизненные ситуации. Выявлена первая стадия смыслового конфликта – интерпсихический смысловой конфликт (между смысловой сферой личности, образованной повседневной реальностью и ценностными требованиями экстремальной жизненной ситуации), в частности в форме конфликта между личностью и социальной ролью (на примере военной и гражданской личности офицеров – участников военных конфликтов). Выделены интрапсихические смысловые конфликты. Изучены их отличия от классического психодинамического конфликта.
Проведена категоризация смыслового конфликта: выделены – негативный смысл собственных действий, осознание и отклонение квази-ценностей, оценка ситуации как бессмысленной, длительная репрезентация смыслового противоречия, активное не-восприятие ситуации, ощущение пустоты и бессмысленности. Выявлены и описаны смысловые противоречия, ведущие к личностной дезинтеграции и «удвоению». В межличностной сфере выделены смысловые диссонансы: между участниками экстремальных событий и их окружением (не-участниками), а также индукция смыслового конфликта на окружающих людей, отражение смысловых диссонансов в расстройстве общения, отчуждении, непонимании и т.д.
Выявлена трансформация групповой динамики в групповой травмотерапии смешанного типа: описан групповой процесс в отсутствии гомогенности терапевтической группы, неявные аффективно-травматические изменение групповой динамики. Описано групповое расщепление, групповая диссоциация, смысловые барьеры, разрыв коммуникаций и поиск смысла.
Выявлены мотивационные трансформации, направленные на ценности, не характерные повседневной жизни, но свойственны экстремальной ситуации. Изучены мотивационные деформации: в частности в оправдании чрезмерной жестокости в военных действиях, мотивации мести и т.д. Выявлены характеристики экстремальной ситуации: трансординарная компрессия, трансординарная декомпрессии, компрессия ординарности. Проанализированы недостатки существующих моделей, трактующих травматические стрессоры как дистрессовые факторы самой экстремальной ситуации, смысловая динамика описывается как системообразующий или этиологический фактор.
Выделены характеристики расстройства смысла. Изучены феномены утраты смысла, синдром смыслоутратности, актуализирующий мотивацию поиск смысла, описаны варианты выхода из смыслового конфликта: утрата смысла или частичное разрешение травматической ситуации и трансситуативная активность поиска ориентиров. Введено понятие утраты смысла как позитивного процесса освобождения от конвенциональной бессмысленности трансординарной (экстремальной ситуации существования) вместо известной парадигмы поиска смыслов в ситуации, где позитивные конструктивные смыслы отсутствуют.
Изучены пути и способы преодоления смыслового кризиса в экстремальной ситуации: выживание как смысл, сохранение самоидентичности, актуализация мотивации испытания собственных возможностей, помогающее поведение, мстительная агрессия как смысл, фокусировка на повседневной активности и действиях, имитация героя, ожидание будущего как смысл.
Психология формирования установок толерантного сознания
Начата разработка психологических технологий, исходной ориентацией которых является установка на социальное конструирование культуры толерантности, то есть культуры, поддерживающей гарантию разнообразия и основанной на позитивном поиске продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми. В ходе разработки программы осуществлялась работа по направлению «Психология аккультурации и адаптации мигрантов в новой социокультурной среде». Исследован процесс формирования установок толерантного сознания как способа взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов. На основе полученных результатов разработан и апробирован в 12 регионах РФ тренинг толерантности по профилактике и преодолению мигрантофобии.
Культурно-историческая психология личности и сознания
Сформулированы основные направления неклассической психологии, развивающейся на базе культурно-исторической деятельностной программы школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. Неклассическая психология рассматривается как мета-наука исследования мира психических явлений, являющаяся постмодернистским междисциплинарным направлением в современных поведенческих, гуманитарных, социальных и естественных науках. Особое внимание уделено критике идеала рациональности в междисциплинарных исследованиях личности и сознания. Проанализированы многочисленные препятствия на пути становления неклассической психологии, которые связаны, прежде всего, с надсознательными установками, схематизмами сознания и стереотипами мышления, присущими классической философии и науке конца XIX – начала XX в.
 
Учебная работа Введены новые общие и специальные курсы; спецсеминары, практики и практикумы: Формы организации школьной психологической службы (О.Е.Буланова с/к, спецпрактикум); Специальная психология образования (Е.Л.Гончарова, с/к); Когнитивное и бихевиоральное консультирование (Т.О.Гордеева, с/к); Психология сексуальности (Ю.П.Зинченко, с/к); Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в клинической психологии (М.С.Ковязина, с/к); Практикум по психологической помощи детям, Практикум по психотравматологии (М.Ш.Магомед-Эминов); Зарубежные теории учения (И.Л.Можаровский, с/к); Клинико-психологические аспекты стресса (Е.И.Первичко, с/к); Введение в теорию и практику личностного консультирования, Проективные методы в психодиагностике (Е.Т.Соколова, с/к).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– II международная конференция «А.Р.Лурия и психология XXI в.», посвящённая 100-летию со дня рождения учёного (24–27 сент.). Было прислано около 550 тезисов, 440 из них вошли в сборник тезисов конференции. Научная программа освещалась на 2 пленарных заседаниях и 20 секционных. Было прочитано три вечерних лекции: Р.Дж.Стернбергом (США), Е.Тулвингом (Канада), Б.М.Величковским (Германия).
– международная научная конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения П.Я.Гальперина (30 сент. – 2 окт.). Работа конференции проходила по направлениям: Идеи П.Я.Гальперина и основные тенденции мировой психологии ХХI в.; Система психологии П.Я.Гальперина; Научная биография П.Я.Гальперина: этапы развития взглядов; Применение технологий, основанных на идеях П.Я.Гальперина, в различных сферах общественной практики.
 
Доктора наук 2002 г. О.А.Карабанова «Социальная ситуация развития ребёнка: структура, динамика, принципы коррекции». В контексте целей и задач коррекции и профилактики трудностей психического развития ребёнка впервые была выделена в качестве прямого объекта психологического исследования и подвергнута теоретико-экспериментальному анализу динамическая структура социальной ситуации развития. Теоретически проанализировано понятие социального контекста психического развития ребёнка как общения и сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в рамках определённых социальных институтов – семейного, образовательного, групп сверстников. Определено его место в отношении социальной ситуации развития как характеристики психологического возраста. Показано, что активно-действенную позицию ребёнка в отношении социальной ситуации развития реализует ориентирующий образ в единстве его когнитивных и аффективных компонентов. Включение понятия «ориентирующий образ» в модель социальной ситуации развития ребёнка показывает необходимость и плодотворность использования основных положений учения П.Я.Гальперина о психике как ориентировочной деятельности в русле детской (возрастной) психологии. Выделенные эмпирические типы соотношения ориентирующих образов детско-родительских отношений, позволили показать их значение в генезисе трудностей развития и определить стратегию и тактику коррекционной работы в случае дисгармоничности таких типов.
А.Н.Гусев «Дифференциальная психофизика сенсорных задач». Объект исследования: решение субъектом задачи по обнаружению порогового и околопорогового сигналов. Предметом исследования является роль ситуационных факторов, интра- и интериндивидуальных различий в решении субъектом задачи обнаружения сигнала. Цель исследования – показать системную детерминацию процесса обнаружения сигнала как решения сенсорной задачи. Основными методами исследования были методы лабораторного и квази-натурного эксперимента. Психофизический метод «да–нет» использовался для оценки эффективности обнаружения порогового сигнала. В контексте системно-деятельностного подхода (А.Г.Асмолов) теоретически обосновано и экспериментально подтверждено представление о процессе обнаружения сигнала как процессе решения сенсорной задачи. Активация и усилие рассмотрены как основные детерминанты сенсорного процесса.
Л.В.Нагибина «Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке». Объектом исследования выступают психологические особенности когнитивных (рациональность и иррациональность) и ценностно-мотивационных характеристик личности, музыкальной деятельности и обучения ей. Цель исследования – дополнение и уточнение типологии познавательной сферы личности и изучение влияния познавательных типов личности на музыкальную деятельность и обучение музыке. Предметом исследования является связь типологических особенностей и стиля музыкальной деятельности и обучения музыке. Выявлены дополнительные возможные соотношения рациональных и чувственных компонентов познания, при этом между ними существуют не только отношения доминантности, но и равносильности. Тип с равносильной рациональностью и иррациональностью не представлен ни в одной из существующих типологий. Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная система типов позволяет осуществлять психологическую (диагностическую, коррекционную) работу, а также обучение и воспитание на всех уровнях системы образования с учетом индивидуально-типологических различий.
Ю.А.Самоненко «Функции, содержание и дидактические условия формирования научных методологических знаний у школьников». Работа посвящена разработке теоретической базы для модификации содержания учебного предмета и процесса его усвоения. В её основу положено изучение возможностей модификации. Систематизирована номенклатура компонентов методологических знаний, необходимых и достаточных для полноценного усвоения школьниками предметных знаний дисциплин естественнонаучного цикла, составляющих основу методологической культуры учащихся. Разработаны подходы и представлены конкретные примеры построения заданий, направленные на овладения методологическими знаниями в их ориентировочной и инструментальной функции. В частности, обоснована целесообразность группировки и анализа «разнопредметных» по содержанию задач, но сходных в отношении познавательных стратегий, применяемых для их решения. Сформулированы требования системно-деятельностного подхода к построению учебного предмета с усилением методологического компонента реализованы в целостной модели обучения предметам естественнонаучного цикла на материале школьного курса физики и химии. Разработаны на основе системно-деятельного подхода дидактические требования, задающие направления модификации учебного предмета в направлении усиления его методологического компонента. Их выполнение позволяет реализовать в ходе усвоения предмета такие дидактические принципы как доступность, научность, развивающий характер обучения.
 
Публикации.
Монографии
 
Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии;
Нагибина Н.Л., Миронычева А.В. Психология типов. Системный подход. Ч. 2;
Нагибина Н.Л., Грекова Т.Н. Психология типов. Стратегии развития. Ч. 3;
Спиваковская А.С. Девять диалогов по психологии обыденной жизни;
Сурнов К.Г., Би&Ли: Развернутые психологические метафоры скуки и эссе;
Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения;
Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт.
 
Учебники, учебные пособия
 
Базаров Т.Ю. Управление персоналом;
Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании;
Володарская И.А., Грацианова Т.Л. Методы и формы обучения студентов;
Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности;.
Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте;
Климов Е.А. Акмеология;
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы;
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте;
Мельникова О.Г. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники;
Подольский А.И. и др. Диагностика подростковой депрессивности;
Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении;
Романов В.Я. Психология внимания;
Тхостов А.Ш. Психология телесности;
Хомская Е.Д. Нейропсихология.
Общая психология. Тексты в 3-х т. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1 / Под ред. В.В.Петухова, Ю.Б.Дормашева, С.А.Капустина;
Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова.