МГУ–2005: Факультет психологии

Научная работа кафедр и лабораторий. Научно-исследовательская работа по 10 приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, в рамках 38 тем.
 
Кафедра возрастной психологии (зав. проф. А.И.Подольский) сосредоточила исследование вокруг двух основных тем – «Возрастно-психологические особенности формирования личности» и «Общие и специальные закономерности формирования основных видов познавательной деятельности».
В рамках темы «Возрастно-психологические особенности формирования личности» проф. О.А.Карабановой завершена научно-исследовательская работа по систематическому и целостному теоретико-методологическому анализу базовых теорий психического развития ребёнка в онтогенезе, а также психологических особенностей возрастных стадий развития человека от рождения до завершения жизненного цикла. По материалам исследований в 2005 г. опубликовано учебное пособие для высшей школы: «Возрастная психология. Конспект лекций». Завершён цикл междисциплинарных исследований с участием кафедры общей психологии, социальной психологии, факультета журналистики в рамках университетского межфакультетского гранта РГНФ «Фактор информационной психологической безопасности в телевизионной и рекламной коммуникации». По теме исследования опубликована коллективная монография «Информационная и психологическая безопасность в СМИ». Проводились исследования социоморального развития детей и подростков. Был продолжен цикл исследований по типологическому анализу психического развития в связи с проблемой вариативности конкретных форм осуществления нормативного развития детей в онтогенезе (доц. Г.В.Бурменская, асп. И.А.Борисова, асп. Е.В.Пупырева). Как проблема возрастно-психологического консультирования исследовался процесс становления автономии ребенка. Развитие автономии ребенка в младшем школьном возрасте сопоставлялось с особенностями эмоциональной привязанности к матери. Так же рассматривалась роль эмоциональной привязанности к матери в формировании самооценки младших школьников. Система привязанности ребёнка к матери рассматривается как основание типологии психического развития.
Продолжена научно-исследовательская и практическая работа по изучению закономерностей развития и функционирования детско-родительских отношений и семьи в целом на базе психологической консультации при кафедре возрастной психологии по проблемам развития и воспитания детей и подростков. Были продолжены исследования по проблеме профессионального самоопределения и развития личности в подростковом и юношеском возрасте (профессора А.И.Подольский, Н.С.Пряжников, О.А.Карабанова, доц. Ю.И.Фролов).
В рамках темы «Общие и специальные закономерности формирования основных видов познавательной деятельности» исследовались общие и специальные закономерности формирования основных видов познавательной деятельности в онтогенезе.
Продолжены исследования особенностей ценностно-смысловой сферы женщин, ожидающих ребенка (доц. Е.И.Захарова); исследования, выполненные на стыке двух подходов: нейропсихологического и возрастно-психологического при анализе вариантов развития речи у детей старшего дошкольного возраста (проф. Т.В.Ахутина, проф. Л.Ф.Обухова, А.М.Цибульская).
 
Кафедра методологии психологии (зав. проф. Ю.П.Зинченко) вела работу по теме «Методология и методы фундаментальных и прикладных психологических исследований» по основным направлениям:
– методологические и методические аспекты профессиональной подготовки психологов;
– методологические аспекты исследования мотивационной сферы и познавательных процессов человека;
– методологические проблемы и методы психологии конфликта;
– методологические аспекты и методы психологии безопасности и антитеррористической деятельности.
Научно-исследовательская работа по теме «Психометрический и психосемантический анализ личностных психодиагностических методик» была посвящена созданию психометрически обоснованного стандартизованного опросника защитных механизмов личности.
Р.С.Шилко было проведено исследование «Методологические проблемы классификации психологии» в рамках гранта Президента РФ для поддержки молодых российских учёных.
 
Кафедра нейро- и патопсихологии (зав. проф. А.Ш.Тхостов) завершила исследование эмоционально-личностных особенностей математически одарённых подростков с учётом типа ПЛО в рамках темы «Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в норме и патологии (когнитивная, двигательная и эмоциональна-личностная сферы)». Среди подростков этой группы выявлена более частая встречаемость амбидекстров и левшей по сравнению с идентичной по демографическим показателям контрольной группой. Это коррелирует с достижениями амбидекстров и левшей в области математики. Вместе с тем данные подростки отличаются высоким уровнем интроверсии, снижением эмоциональной устойчивости, высокой тревожностью.
Осуществлялось комплексное нейропсихологическое и нейрофизиологическое исследование индивидуальных различий в состоянии регуляторных функций в норме. Особенности программирования и контроля, скоростные показатели и продуктивность деятельности, как показала выборка нормы, связаны со сложностью выполняемого задания. Параллельно продолжалось изучение расстройств регуляторных функций у больных с поражениями мозга.
Осуществлён начальный этап исследования музыкально одарённых подростков с разным профилем функциональной ассиметрии мозга. Велась разработка методики нотного дихотического прослушивания.
Начат новый цикл исследований особенностей нейропсихологических синдромов у больных с артериальными аневризмами головного мозга. Разрабатывался нейропсихологический подход к коррекции эмоциональных нарушений у больных с поражением правого полушария мозга.
Продолжалось изучение состояния когнитивных функций у больных рассеянным склерозом, получены новые данные о динамике нейропсихологических синдромов при направленном фармакологическом воздействии.
В продолжающихся исследованиях по теме «Нейропсихологический анализ психических функций на разных этапах возрастного развития человека» осуществляется накопление числа испытуемых и обследованных больных, публикация промежуточных материалов. В частности, показано, что имеют место возрастные и гендерные различия в восприятии времени.
Показана многофакторность нейропсихологических синдромов при ЧМТ, эпилепсии в детском возрасте, при повреждениях мозолистого тела.
У больных с различными депрессивными расстройствами наблюдаются негативные изменения некоторых ВПФ.
В завершённых исследованиях показано, что: в сформированности разных видов памяти у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют место отклонения от возрастных нормативов, наиболее дефицитарной при этом оказывается зрительная память. Различные варианты ОНР сочетаются с разными нейропсихологическими синдромами, что указывает на наличие связи между типом ОНР и недостаточной функциональной зрелостью определенных мозговых структур.
При повреждениях головного мозга в детском возрасте, в структуре нейропсихологических синдромов присутствуют не только симптомы, обусловленные локализацией повреждения в определенном полушарии мозга, но и симптомы, характерные для противоположного полушария. Это объясняется особенностями внутрисистемных и межсистемных связей различных структур мозга, специфичных для разных возрастных периодов в детском возрасте.
Показано снижение функций лобных долей мозга при ювенальной шизофрении по сравнению с нормой, а также наличие позитивного эффекта лекарственной терапии для нормализации функционирования префронтальных структур.
В исследованиях по теме «Закономерности формирования расстройств личности; методы их психологической коррекции и психотерапии» на основе интеграции культурно-исторической теории и современных психоаналитических моделей развивается коммуникативная и диалогическая теория саморегуляции, самоидентичности и социальных отношений, уточняются функции механизмов когнитивной опосредованности, символизации, рефлексии в регуляции содержания, эмоциональной инвестированности, временной устойчивости их интрапсихической репрезентаций. Апробирован ряд контент-аналитических процедур качественно-количественной оценки диагностического материала (шкалы Блатт, Юриста, Илизура, «Конфигурационного анализа», «Опросника для интервьюера», «Структурных паттернов социального поведения»), применение которых на выборке из 224 взрослых пациентов с диагнозами психозы, депрессии, панические расстройства, расстройства адаптации с суицидальными попытками позволило описать феноменологию и типы объектных отношений и отношений привязанности (избегающий, ненадежный, интроективный); установило статистически достоверную связь когнитивного стиля с различиями в структурно-функциональной организации, возрастной, клинической, и индивидуальной вариативности защитных механизмов, стиле репрезентации объектных отношений (степенью конкретности/обобщенности, целостности/фрагментарности, враждебности/аффиляции, автономии/кооперации), их специфичность при пограничном и нарциссическом типе личностной организации.
Полученные результаты уточняют психологические механизмы, ответственные за развитие в онтогенезе и нарушение при психической патологии внутренней целостности самоидентичности, эмпатичности, реалистичности в самопонимании и понимании Другого, устойчивой позитивной эмоциональной связи в межличностных отношениях. Результаты эмпирических исследований внедрены в практику превенции суицида, психотерапии депрессий, психологического сопровождения суицидентов, пациентов эстетической хирургии.
По теме «Культурно-исторический подход к психосоматической проблеме: теоретические и прикладные аспекты» разработанная на предыдущем этапе теоретическая модель клинико-психологического анализа явлений телесности, базирующаяся на концепции культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского, стала методологической основой эмпирических исследований 2005 г.
Было продолжено изучение роли различных психологических факторов в регуляции телесного опыта в ходе психосоматического онтогенеза. Эмпирически подтверждено наличие связи между факторами эмоциональной природы (уровнем тревожности, депрессивности и алекситимии) и особенностями телесного опыта и физического самочувствия у подростков в норме и при хронической соматической патологии. Полученные результаты могут быть использованы при построении программ психопрофилактики.
Описана феноменология эмоционального и телесного опыта детей (5–7 лет) и подростков (12–14 лет) с ожоговой травмой. Выявлены различные варианты искажения образа телесного Я у этих подростков (с изменением структуры интрацептивного опыта, в том числе и болевого). Показано, что на более поздних этапах болезни эти изменения способствуют появлению ипохондрической, фобической и депрессивной симптоматики, что, в свою очередь, влечет за собой дальнейшие деформации образа «Я». На основании результатов исследования определены основные этапы психологической реабилитации этих больных.
Разработана эмпирическая модель многоуровневой организации системы психологической регуляции телесных феноменов у взрослых (на примере больных сахарным диабетом и бронхиальной астмой). Показано, что ведущую роль в иерархически организованной системе регуляции играют смысловые и эмоциональные факторы, которые влияют на семантику телесного опыта, стратегии его означения, структуру и пр.
Описана феноменология представлений о здоровье-болезни в кросс-культурном исследовании российской и грузинской популяции.
Теоретическая разработка проблемы психической устойчивости у детей в норме и ее нарушения при разных видах аномального развития велась в рамках темы «Аномалии психологического развития».
В эмпирических исследованиях ведется сбор материала по изучению вариантов аффективной неустойчивости и особенностей психического развития у детей дошкольного возраста. Продолжается апробация методики диагностики эмоциональных нарушений у детей школьного возраста. В рамках исследования нарушений эмоциональной регуляции в норме и патологии изучалась роль нарушений влечений, нарушений символической активности у детей с пограничными нарушениями и их коррекция.
Разрабатывается проблема особенностей аффективного развития в кризисные и стабильные возрастные периоды. Изучались особенности социальной адаптации и коммуникации со сверстниками у детей с расстройствами аутистического спектра.
Завершена работа по изучению адаптивных и дезадаптивных стратегий решения конфликтов у подростков с различными психическими расстройствами. Продолжались исследования эмоционально-личностной сферы у подростков с разными видами дезадаптивного поведения (нервная анорексия, суицидальное поведение и другие расстройства поведения). В зависимости от структуры семьи у подростков с дезадаптивным поведением изучались стратегии совладания и защитные механизмы, образ Я и образ Другого, особенности полоролевой идентичности. Проводились исследования психологических особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях в соотнесении со спецификой эмоционально-личностной сферы усыновленных детей. Выделены факторы риска в возникновении дезадаптивного поведения у приёмных детей: характер мотивов усыновления, гибкость-ригидность семейной системы и др.
На основе полученных на предыдущем этапе результатов в рамках темы «Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии» была усовершенствована концепция психологического анализа современных технологий удовлетворения потребностных состояний в контексте культурно-исторического подхода к проблемам развития психики. Продолжена разработка комплексного диагностического подхода к проблеме, обеспечивающего возможность квантифицированной верификации сформулированных гипотез. Получены первые результаты дифференцированного исследования значимых для жизнедеятельности социума современных технологий.
Спланированы пилотажные исследования деформаций образа мира, детерминируемых развлекательными технологиями, современных технологий коррекции тела, технологий рекламы и маркетинга.
Проведено исследование психологических особенностей подростков, зависимых от ролевых компьютерных игр. Показано, что активное внедрение в жизнедеятельность подростка компьютерных игр может способствовать формированию неблагоприятных психологических новообразований. Уровень субъективного благополучия в группе зависимых подростков ниже, чем в контрольной группе. Данные исследования свидетельствуют о том, что социально-психологическая адаптация личности подростка, склонного к зависимости от ролевых компьютерных игр, направлена на уход от действительности в мир иллюзий, компенсаторных фантазий при общем негативном эмоциональном фоне. Данная группа демонстрирует более выраженное по сравнению с нормой поведение избегания принятия решений и взятия на себя ответственности.
Начато исследование влияние культуры на формирование феномена систематического переедания. Выявлена взаимосвязь между уровнем субъективного контроля и пищевым поведением. Женщины, страдающие ожирением, обладают более низким уровнем субъективного контроля и более подвержены влиянию социо-культурных факторов на организацию процесса питания. Установлена взаимосвязь между удовлетворенностью телом и уровнем субъективного контроля Женщины, в меньшей степени удовлетворенные собственным телом, обладают более низким уровнем субъективного контроля и в большей степени склонны к использованию способов коррекции тела, не требующих их собственных усилий. Субъекты, неудовлетворенные собственным телом, являются также и более подверженными влиянию социо-культурных факторов, детерминирующих процесс питания.
Продолжались исследования по теме «Восстановление личности, произвольных форм деятельности и когнитивных процессов при локальных поражениях мозга». Предложено новое представление о понятии фактор с использованием уровневого подхода к его анализу и рассмотрение афазии как компенсаторного образования. Проведены исследования специфики »комплексных» афазий. Продолжена разработка новой концепции восстановительного обучения и закономерностях спонтанного и направленного путей восстановления функций и участие в них механизмов межполушарного взаимодействия. Продолжена разработка компьютерной программы по реабилитации и создана демонстрационная версия.
Проведены исследования психологического содержания и системного строения ВПФ (памяти, движений) зрительно-пространственных процессов на разных этапах онтогенеза и у детей с разным профилем латеральной асимметрии; формирование символа и символических процессов у младших школьников. Исследованы виды и формы символа, нормативы его формирования в онтогенезе и при разных вариантах дизонтогенеза. Разработаны методы формирующего обучения моторных, мнестических процессов. Проведены сравнительные исследования особенностей эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР, ДЦП и нормы.
 
Кафедра общей психологии (зав. проф. Б.С.Братусь)  в соответствии с планом мероприятий, связанных с 250-летним юбилеем Московского университета завершила исследования рамках темы «Научные школы российской психологии ХХ столетия в соотношении с мировой наукой». Проведён историко-теоретический анализ становления и развития психологической науки и образования в университете с момента его основания и до настоящего времени. Завершена работа над коллективной монографией «Психологическая наука в Московском университете: 1755–2005», сданы статьи в «Энциклопедический словарь Московского университета» и справочник «Профессора Московского университета» (98 статей). В целом представленные данные отражают место и роль психологической мысли в процессе её становления и развития в университете, раскрывают индивидуальный вклад учёных в науку. В связи с 60-летней годовщиной Победы в Великой Отечественной войне проанализирована деятельность психологов в военные годы. Выполнена большая работа по анализу творчества А.Н.Леонтьева (Д.А.Леонтьев, Е.Е.Соколова, Е.А.Загряжская, Т.И.Менчук; грант РГНФ). Работа проходила по двум аспектам анализа этой школы: предметно-логическому и личностно-психологическому. В настоящее время создается сайт, посвящённый А.Н.Леонтьеву и его школе (Д.А.Леонтьев, Е.Е.Соколова).
По теме «Основные этапы и факторы развития психики животных» были проведены обработка и анализ материалов сравнительного экспериментального исследования игры у синантропной и двух экзоантропных форм домовой мыши, проводившегося в 2002–2004 гг. Обнаружены значительные различия в поведении на «игровой площадке» тех и других мышей в ювенильном периоде онтогенеза: для домовых мышей из урбанизированных популяций характерна разнообразная и интенсивная игра с объектами – «игрушками», в то время как у домовых мышей из экзоантропных популяций игровые взаимодействия с этими объектами отсутствовали. Делается вывод о генетической обусловленности и специфической функции игры у синантропных домовых мышей. Последняя рассматривается как особый психологический механизм адаптации к антропогенной среде, действующий в ювенильном периоде онтогенеза.
Проведено сравнение ориентировочно-исследовательской деятельности в условиях, имитирующих жилище человека («жилая комната») у далеких в таксономическом плане форм грызунов: домовых мышей и серых полевок из синантропных и экзоантропных популяций. Анализ позволил установить, что у синантропных форм – и мышей, и полевок, значительное сходство в стратегии, динамике и интенсивности ориентировочно-исследовательской деятельности. Это позволило авторам выдвинуть предположение о существовании общего механизма популяционного поведенческого ответа на общие же «требования» к популяции – «кандидату» в синантропы со стороны антропогенной среды.
В соответствии с темой «Развитие психологической теории деятельности» продолжалось изучение механизмов самодетерминации личности.
Проводилась историко-психологическая работа с наследием А.Н.Леонтьева и анализом и публикацией зарубежной психологической классики и актуальных современных исследований.
В рамках исследований по психологии познавательных процессов продолжались исследования автобиографической памяти личности и началось изучение структуры представления и извлечения из памяти предметных знаний.
Обоснование и разработка введенного ранее представления о специфической детско-подростковой одаренности в применении компьютеров проводилась в рамках темы «Развитие и функционирование психики в условиях информационной культуры».
Изучены мотивационные механизмы опосредствованной компьютером познавательной, игровой и коммуникативной деятельности: на примере игроков в ролевые групповые игры, а также хакеров. Рассмотрена связь между проблематикой виртуальной реальности и проблематикой измененных состояний сознания, начато эмпирическое изучение последних с применением специально разработанных методических средств.
Осуществлена историко-психологическая и методологическая работа по анализу специфики качественного и количественного психологического исследования деятельности человека, опосредствованной информационными технологиями, в особенности Интернетом. Проанализированы современные представления о формализации в психологии, о преимуществах и недостатках опосредствованного Интернетом экспериментального психологического исследования.
Осуществлено научное и литературное редактирование ранее не публиковавшегося курса лекций О.К.Тихомирова по общей психологии.
Продолжена фундаментальная работа по соотнесению методов психологического исследования с основными научными парадигмами в психологии. Рассмотрены ведущие направления построения предмета изучения в современной психологии принятия решений. Выделены методологические основания двух ведущих отечественных концепций – Т.В.Корниловой и А.В.Карпова и их отличия от основных зарубежных подходов.
В рамках темы «Ценностно-смысловая сфера человека: строение, развитие, кризисы» продолжалась работа по исследованию философско-методологических оснований гуманитарного подхода в психологии, по построению аксиологической психологии личности, по исследованию ценностно-смысловой сферы личности. Производилось изучение истории зарождения и развития гуманитарного направления в психологии в соотношении отечественной философии и психологии с проектом В.Дильтея (В.В.Умрихин; А.В.Лызлов). В исследованиях проф. Л.В.Бороздиной обнаружено отсутствие эмоционально-мотивационного сопровождения при несоответствии самооценки и притязаний по характеристикам устойчивости и адекватности. Продолжались исследования соотношения уровней самооценки и притязаний в ранней юности, а также изучение пальцевой дерматоглифики в качестве показателя эмоциональной устойчивости и неустойчивости и индикатора ΙQ. Выделены так называемые пальцевые формулы – специфические сочетания дактилоскопов, релевантные только эмоциональной стабильности или только эмоциональной нестабильности. Подтверждение этого факта на широком массиве испытуемых (сотни человек) создает возможность построения совершенно нового метода диагностики названных психических особенностей. Проф. В.К.Вилюнасом завершена разработка проблемы механизмов и процессов развития мотивации.
 
Кафедра психогенетики (зав. проф. М.С.Егорова) проводила исследование по теме «Роль генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивных характеристиках». Были обработаны и проанализированы результаты исследования «Cравнение близнецов и одиночнорожденных детей» (выборка – около 9000 одиночнорожденных детей и близнецов школьного возраста – репрезентативна населению РФ).
1) Сопоставлены распределения показателей академической успеваемости одиночнорожденных детей с распределениями аналогичных показателей в 6 группах близнецов – МЗ-мальчики и МЗ-девочки, ДЗ-мальчики и ДЗ-девочки (из однополых пар), ДЗ-мальчики и ДЗ-девочки (из разнополых пар);
2) Подсчитаны различия средних между близнецами и одиночнорожденными (близнецы vs. одиночнорожденные, МЗ близнецы vs. одиночнорожденные, ДЗ близнецы vs. одиночнорожденные, МЗ-девочки vs. одиночнорожденные девочки, МЗ-мальчики vs. одиночнорожденные мальчики, ДЗ-девочки vs. одиночнорожденные девочки, ДЗ-мальчики vs. одиночнорожденные мальчики, МЗ-близнецы vs. ДЗ-близнецы);
3) Подсчитаны различия средних в группах близнецов, различающихся по социально-демографическим параметрам семьи, региону проживания, близнецовым отношениям (однофакторные модели);
4) Проанализирована возможность и целесообразность использования многофакторных моделей обработки результатов исследования;
5) Проведён анализ результатов, полученных при использовании однофакторных моделей.
Общий вывод, который можно сделать на основании обработанных к настоящему времени результатов свидетельствует о том, что группой риска являются близнецы 7–9 лет (причём мальчики в большей степени, чем девочки).
 
Кафедра психологии личности (зав. проф. А.Г.Асмолов) проводила теоретические и эмпирические исследования в области психологии личности (триада: индивид-личность-индивидуальность) по теме «Культурно-историческая психология личности и сознание». А.Г.Асмоловым закончена теоретическая и экспериментальная работу по гранту РГНФ «Интеллект как механизм социального поведения личности» (совм. с А.В.Цветковым и Н.В.Пастернак). Проведены эмпирические исследования роли символов в развитии личности. В.А.Иванниковым развивалось положение о личности как человеке, живущем в пространстве нравственных, духовных отношений, обладающем потребностями (ценностями) в нравственном поведении. Проводилась теоретическая работа по анализу объективных и субъективных составляющих деятельности и особенностей технологического и смыслового подхода в понимании деятельности. Е.Е.Насиновская продолжила работу над докторской диссертацией «Смысловая мотивация альтруистического поведения личности». В русле методологии деятельностно-смыслового, гуманистического, экзистенциального и диалогического подходов были проанализированы механизмы и уровни смысловой регуляции и самодетерминации альтруистического поведения личности. А.М.Айламазян продолжила методологическую и эмпирическую разработку темы «Смысловая моторика личности».
В 2005 г. были изучены критерии психологического анализа движения, рассмотрена феноменология танцевальных практик и их роль в развитии телесности личности. В.Я.Романов продолжил разработку деятельностно-уровневого подхода к вниманию как ресурсу активизации сознания личности: была постановлена и разработана проблема роли внимания в познавательной теоретической деятельности человека. Проведен цикл экспериментов, в ходе которых получены новые данные о зависимости мнемического эффекта Струпа от скорости предъявления стимуляции (совм. с Р.А.Шилко). А.Н.Гусевым (совместно с И.С.Уточкиным) продолжены теоретические и экспериментальные исследования в рамках системно-деятельностного подхода в психофизике, ключевым понятием которого является «сенсорная задача». Данный подход позволил сформулировать интегральный взгляд на регуляцию процесса обнаружения сигнала, не реализованный в традиционной психофизике. Полученные результаты показали, что разноуровневый анализ деятельности наблюдателя (включая психофизический, дифференциально-психологический, нейропсихологический и интроспективный аспекты) позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода и более полно описывать функциональную систему обнаружения сигнала. Также получили развитие теоретические представления о функциональном органе (перцептивной функциональной системе) как средстве решения сенсорных задач. Разработаны методы эмпирического анализа стилей общения членов экипажей Международной космической станции как проявление личностной динамики.
Основу исследований по теме «Психология формирования установок толерантного сознания» составили: историко-эволюционного подход (А.Г.Асмолов) и развиваемых на кафедре теоретических представлений о природе формирования толерантных установок личности (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Е.И.Шлягина, Е.Е.Насиновская). Продолжена теоретическая, методическая и прикладная работа в рамках ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Решались задачи:
1) теоретическая проработка вопросов о психологической природе толерантных установок личности в рамках методологической триады: индивид-личность-индивидуальность;
2) методическая разработка психологических технологий и инструментария, и внедрение их в практику конкретных эмпирических исследований и социальную практику.
Методологическим основанием теоретических и прикладных разработок являлась идея социального конструирования культуры толерантности, поддерживающей гарантию разнообразия и основанной на позитивном поиске продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми.
Основные научные разработки осуществлялись по направлениям:
1) Психология аккультурации и адаптации мигрантов в новой социокультурной среде;
2) Формирование установок толерантного сознания как способа взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов;
3) Формирование установок толерантного сознания в семье;
4) Ценностно-смысловая регуляции альтруистического поведения.
В качестве основных научных и практических результатов работы выделим следующее.
1. Разработка и реализация программы обучения и сопровождения временного коллектива местных специалистов в Беслане. Подготовлены и проведены лекции, семинары, практические занятия по целому ряду тем: стресс и травма; проблемы психического здоровья у людей, переживших экстремальную ситуацию или ставших её свидетелями; психотерапевтические подходы к оказанию психологической помощи в кризисных ситуациях; проблемы психодиагностики; работа с переживанием горя, потери и др.
2. В рамках методического направления проводится разработка, апробация и внедрение методов индивидуальной и групповой поддержки мигрантов из дальнего зарубежья, программ адаптации детей и взрослых к инокультурной среде, а также программы интеграции детей из семей мигрантов в образовательную среду.
В рамках темы «Интеллект как механизм социального поведения личности» исследовалось соотношение между уровнем развития интеллектуальных операций и особенностями социального поведения личности. В качестве ключевой характеристики когнитивной организации, являющейся одновременно одной из составляющих регуляции поведения человека, рассматривалась способность действовать «в уме» – понятие, появившееся и разрабатываемое в отечественной психологии.
 
Кафедра психологии образования и педагогики (зав. проф. С.Д.Смирнов). В контексте развития теории планомерного формирования знаний (по П.Я.Гальперину) и выявления оптимальных условий её использования в обучении было установлено, что последовательное прохождение всех форм действия (всего пути интериоризации) необходимо лишь для детей, находящихся на стадии наглядно-действенного мышления. При наличии более высоких стадий развития интеллекта это путь сокращается: возможно движение от перцептивных и даже внешнеречевых форм действия к формам умственного действия. В то же время подтверждены данные о том, что стадия интеллекта, достигнутая ребёнком, зависит от конкретных культурно-социальных условий жизни, в которых ребенок развивается (проф. Н.Ф.Талызина, Д.Флорес).
Выделены и описаны типы и стили каузальной атрибуции, рассматриваемые в качестве важного фактора эффективности учебной и педагогической деятельности. Осуществлена эмпирическая проверка влияния различных типов и стилей личностной каузальной атрибуции на уровень и содержание мотивации, степень эмоциональной напряжённости (тревожности) и показатели успешности учебной и педагогической деятельности. Обнаружено, что эффективность учебной (школьников), учебно-профессиональной (студентов) и педагогической (преподавателей) деятельности положительно коррелирует с благоприятным типом и оптимистическим стилем личностной каузальной атрибуции. Такие учащиеся, студенты и преподаватели выгодно отличаются высоким уровнем содержательной мотивации, оптимальным уровнем эмоциональной напряжённости и высокими показателями успешности учебной и педагогической деятельности. В то время как у учащихся, студентов и педагогов с неблагоприятной атрибуцией и пессимистическим объяснительным стилем обнаружена низкая внешняя мотивация, высокий уровень эмоциональной напряжённости (тревожности) и низкие показатели успешности учебной и педагогической деятельности. Установлены различия в проявлениях и функционировании типов и стилей личностной атрибуции у учащихся, студентов и педагогов (И.И.Ильясов, М.М.Долгатов).
Обоснован и апробирован в эмпирическом исследовании выбор комплекса методик, позволяющих оценить основные индивидуальные психологические и психофизиологические особенности студентов, влияющие на успешность обучения или требующие учета при решении задач индивидуализации и дифференциации обучения. Эти методики нацелены на диагностику:
1. познавательных способностей базового уровня;
2. общего интеллекта;
3. самоорганизации (по И.И.Ильясову и А.Д.Ишкову);
4. неспецифической (глубинной мотивации);
5. учебной мотивации;
6. типа имплицитных теорий личности и интеллекта (по К.Двек) (проф. С.Д.Смирнов).
Конкретизированы цели и смоделировано нормативное содержание основных компонентов деятельности учащегося на этапе обеспечения актуальной готовности его к выполнению учебных действий (Т.В.Габай).
Выявлена ориентировочная основа межличностного познания субъектов учебно-воспитательного процесса. Показано, что учителя и родители, на более высоком уровне владеющие способами межличностного познания, оценивают личностные особенности детей адекватнее, чем учителя и родители, владеющие этими способами на невысоком уровне. У первых способы межличностного познания коррелируют с такими профессионально важными качествами учителя, как эмпатия, демократический стиль воспитания и способность к прогнозированию личностного роста учащихся. Установлено, что для адекватной оценки родителями своих детей, помимо качественного владения основными способами межличностного познания значимыми являются такие личностные свойства, как гибкость поведения, ориентация на мнение членов семьи и высокий уровень самоконтроля. Выявлена зона ближайшего развития способов межличностного познания у подростков. Установлено, что их рефлексивное формирование в сензетивный период оказывает положительное воздействие на повышение социометрического статуса подростков в коллективе сверстников, в то время как формирование этих способов до и после сензетивного периода не приводит к улучшению группового статуса (Н.А.Рождественская).
Определены и раскрыты, применительно к современным социальным реалиям, наиболее характерные типы так называемых, конфликтных (проблемных) жизненных ситуаций – первой, второй и третьей степеней сложности, ставящих индивида перед необходимостью самостоятельного (свободного) альтернативного выбора между нравственным и безнравственным. Представленная классификация позволяет более строго оценивать меру нравственной напряженности (моральной конфликтности) деятельности того или иного ученика, а, следовательно, и точнее определять ее нравственно развивающие потенции (А.В.Зосимовский).
Показана эвристичность и практическая ценность анализа школьной учебной деятельности как вида исследовательской деятельности. С помощью системного анализа выявлены и описаны ее специфические цели, предмет, средства, состав познавательных действий, продукт. Главная цель – формирование общего механизма усвоения как познавательной деятельности, формирующего системный способ мышления учащихся. В содержание обучения включены не только знания, но и деятельность по их добыванию. В результате построенного на этих принципах обучения был сформирован новый тип ориентировки в предмете как системный способ его воспроизведения мышлением. Это нашло свое выражение в возможности самостоятельной организации деятельности по анализу новых объектов, новых качеств, сформированных знаний, их организацию в концептуальную систему (З.А.Решетова).
В эмпирическом исследовании было выявлено, что в основе становления межличностного взаимодействия у детей школьного возраста лежит отношение к нормам. Выделены 4 типа взаимодействия, различающиеся знанием норм, жестким, гибким подчинением нормам или отсутствием ориентации на нормы (Н.Г.Салминa).
Историко-научный анализ становления теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и её места в современной психологической науке, позволил установить, что в данной теории можно выделить философско-мировоззренческий, теоретический и конкретно-психологический уровни. Связующим звеном между ними выступает идея об ориентировочной природе и функции психики. Это позволило выделить специфические особенности психологического и педагогического, подходов к образовательному процессу. (М.А.Степанова).
С помощью опросников выделены три основных мотива учения – (хорошие) оценки, значимость (важность) результатов учебной деятельности для себя и одобрение родителей. При этом если значимость родительского одобрения уменьшается к старшим классам, то исключительная значимость школьных оценок остается одинаковой во всех возрастных группах. Также обнаружены значимые гендерные различия. Начиная с 8 класса, одним из важнейших стимулов учебной деятельности у мальчиков (в отличие от девочек) является желание произвести впечатление и получить одобрение от ближайшего социального окружения (родителей, учителей и одноклассников). Напротив, девочки, начиная с 8 класса, показывают более высокие уровни внутренней мотивации достижения. (Очевидно, это хороший ответ на вопрос, почему российские девочки демонстрируют более высокие достижения в учебной деятельности и большую вовлеченность в нее, чем мальчики.) Эти тенденции становятся еще более выраженными в 10 и 11 классах (Т.О.Гордеева).
Получены эмпирические данные об изменениях в «подходах к учению» при переходе учащихся из школы в вуз. Установлено, что изменения в учебных установках при переходе учащихся из школы в университет в основном вызваны развитием «глубокого» подхода к учению, связанного с внутренней (познавательной) мотивацией учения. При этом «глубокие» и «поверхностные» учебные установки старшеклассниками меньше воспринимаются как противоположные; они в большей мере, чем студенты склонны сочетать элементы обоих подходов, и актуализируют «понимающий» и «запоминающий» подход в зависимости от ситуации. У старшеклассников ориентация на академические достижения коррелирует как с «глубоким», так и с «поверхностным» подходом, т.е. связана как с внутренней (познавательной), так и с внешней мотивацией учебной деятельности. У студентов младших курсов стремление быть высоко успевающим связано с познавательными интересами в учении гораздо слабее. При этом внутренняя регуляция деятельности, направленность на достижение поставленной учебной цели, настойчивость и самоорганизация и у тех и у других сопряжена, прежде всего, с «глубоким» подходом и познавательной мотивацией (И.Л.Можаровский, О.Е.Мальская).
С позиций деятельностной теории усвоения разработана обучающая программа, включающая все дидактические материалы по формированию обобщенных приемов деятельности по решению профессиональных задач на основе умений и знаний, приобретаемых в ходе изучения курса электротехники. Программа используется при подготовке курсантов в филиале Военного артиллерийского университета г. Коломна (И.А.Володарская, А.С.Марков).
Эмпирическое исследование комплекса взаимосвязей типа ведущей мотивации, степени выраженности типа межличностных отношений подростка с особенностями его восприятия детско-родительских отношений привело к выделению двух общих факторов, объясняющих 69% общей дисперсии данных: независимость мнения, конфликтность и доброжелательность, описывающих в единой модели как стили социального поведения, так и мотивацию двух типов – социальной идентификации и достижения (И.И.Вартанова).
При изучении влияния ситуации длительного аналитического консультирования на личностное развитие взрослого показано, что данная ситуация влияет на увеличение сложности образа «Я» и «другого», увеличение амбивалентности в восприятии «другого», уровня символизации и внутренней познавательной мотивации (С.О.Раевский).
 
Кафедра психологии труда и инженерной психологии (зав. проф. Ю.К.Стрелков) в рамках основной кафедральной темы «Развитие и функционирование человека как субъекта труда» продолжала работы по направлениям «Психология труда», «Инженерная психология и эргономика», «Психология управления и организационная психология». По направлению «Психология труда» продолжалась теоретико-методологическая разработка гуманитарного подхода в психологии труда. Основным в этой работе было отношение Я к значимому Другому, отношение другого человека.
Продолжались работы по теме «Психологический смысл длительности». Понятие длительность позволяет подробно рассмотреть единство временных терминов, их синтез, динамику, кинематику, механику. Показано, что длительность позволяет наиболее отчетливо выполнить экзистенциально-психологическую реконструкцию временной формы.
В рамках темы «История отечественной психологии труда и смежных прикладных психологических дисциплин» была изучена особая роль и вклад И.Н.Шпильрейна и С.Г.Геллерштейна в становлении московской школы индустриальной психологии
Исследования по теме «Психология карьерного консультирования» касались изучения возрастания роли семьи в профессиональном самоопределении молодежи в настоящее время.
В соответствии с темой «Научно-педагогические основы совершенствования профессиональной подготовки психологов» разрабатывалось представление о содержании понятий компетенции (как круга обязанностей, задач деятельности, как продукта организационного проектирования) и компетентностей человека как субъекта труда (меры соответствия опыта, знаний, умений, представленности профессионально-важных индивидуально-личностных качеств субъекта труда – требованиям его трудовой деятельности – или компетенциям). При проектировании госстандартов подготовки психологов 3 поколения компетентностный подход может быть реализован лишь в отношении стандарта подготовки магистров (и специалистов); компетентностный подход неадекватен разработке программ подготовки бакалавров психологии, ибо соответствующих видов профессиональной деятельности пока не существует (проф. О.Г.Носкова).
Продолжалась разработка имитационного подхода, основанного на ситуационно-операциональных решётках. На основе результатов разработки на материале производственной деятельности IT-специалистов подготовлена методика. Продолжалась работа по совершенствованию компьютеризованных тестов знаний по общей психологии. Предложена и апробирована новая методика диагностики особенностей мыслительной деятельности и уровня обучаемости представителей различных профессиональных групп с помощью экспресс-теста на усвоение искусственного языка. Продолжен мониторинг развития профессионального самосознания студентов-психологов с помощью методики «Семантического дифференциала». Разработана методическая схема компьютеризованных исследований корпоративной и конкурентной мотивации работников в условиях соревнования и точности экспертных оценок (проф. А.Г.Шмелёв).
Продолжалась работа в рамках темы «Разработка и прикладная апробация психологических средств нормализации и коррекции функциональных состояний (ФС) в трудовой и учебной деятельности». Продолжается серия исследований функциональных состояний и средств саморегуляции по линии «причины динамики ФС – анализ количественных и структурных сдвигов ФС – оценка эффективности средств саморегуляции». По данной схеме в 2005 г. проведен цикл исследований специалистов, оказывающих справочно-консультационные услуги при помощи средств дистантной коммуникации (по телефону и при помощи компьютерной техники) в четырех различных по специфике деятельности организациях: компьютерной фирме, организации по продаже технических средств, справочно-диагностичеком медицинском центре, справочной службе учебного заведения (проф. А.С.Кузнецова).
Разрабатывалась тема «Психологическая оценка инновационного потенциала предприятия». Для решения задач диагностики психологического и социально-психологического уровней инновационной готовности созданы две методики, совместное применение которых дает ценную информацию как в отношении коллектива в целом, так и в отношении конкретного работника.
«Психологические особенности конкурентоспособного менеджмента». На основе анализа теорий конкуренции (концепций Нельсона, Диксона, Портера), очерчен круг требований к управлению, дополняющих традиционно выделяемые компетенции руководителя. Примером может служить «оперативность и системность при принятии решений». Эта компетенция в рыночных условиях является значимой на всех уровнях управления организацией, что позволяет утверждать, что конкурентноспособный менеджмент обеспечивается согласованными усилиями всех уровней управления, а не только высшим его уровнем, как это иногда принято считать (проф. Т.С.Кабаченко).
Проведена работа по созданию «Международного центра сравнительных исследований проблем корпоративной культуры в странах Востока – Запада и России» совместно с университетом ЧОО Токио, Япония – проф. Акахиро Ишикава. Разработана программа и инструментарий по социологическому исследованию проблем корпоративной культуры в машиностроительной промышленности России. Исследования планируются на 2005–2006 гг. с последующей публикацией материалов в 2-х томах на русском, английском и японском языках (проф. Н.И.Дряхлов).
В соответствии с темой «Разработка психологических основ развивающего обучения и моделей дистанционного образования» лабораторией средств и методов обучения проведено исследование дидактических условий эффективного усвоения школьниками методологических знаний при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Осуществлена подготовка к проведению педагогического эксперимента (программы, планы, учебно-методическое обеспечение) в средних школах города Москвы по апробированию дидактических условий эффективного формирования методологического компонента знания при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Начата реализация педагогического эксперимента, которая показала, что усиление методологического компонента естественнонаучного образования школьников возможно на основе теоретических положений в деятельностной теории психики А.Н.Леонтьева, реализованных в моделях развивающего обучения.
 
Кафедра психофизиологии (зав. проф. А.М.Черноризов) исследует психофизиологические механизмы психических процессов и состояний – ощущений и восприятия, памяти и научения, мышления и сознания, эмоций и стресса, функциональных состояний и индивидуальных различий. Основные результаты представлены по следующим направлениям и темам:
– Фундаментальная психофизиология. Исследования с использованием методов внутриклеточной регистрации активности нейронов на препаратах животных позволяют объяснить многие психофизиологические феномены процессами протекающими на нейронном уровне работы мозга. Основным методологическим подходом к исследованию психических процессов, развиваемых на кафедре, является подход человек-нейрон-модель.
В рамках данного направления проводится исследовательская работа с кафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета по темам «Гетеросинаптическая потенциация ответа командного нейрона на сенсорный стимул» и «Участие ацетилхолина в передаче сенсорной информации к командному нейрону».
– Психофизиология сенсорных и когнитивных процессов. Психофизиологические механизмы когнитивных процессов изучались электрофизиологическими методами регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП) мозга. Получены данные о динамических изменениях компонентного состава и амплитудных параметров ВП при восприятии человеком различий между эмоциональными выражениями лица. Показано, что различия между сложными зрительными стимулами прямо представлены в нейронных сетях, так же как и простые конфигуративные характеристики.
Ведётся исследовательская работа по созданию комплексной системы объективной диагностики и дифференциации тревожных состояний человека. Продолжены исследования по изучению мозговых механизмов образной и вербальной репрезентации.
Совместно с кафедрой нейропсихологии и Психологическим институтом РАО проведено «комплексное междисциплинарное изучение мозговых механизмов готовности к речи» на основе полного нейропсихологического исследования по схеме А.Р.Лурия с качественной и количественной квалификацией диагностированных симптомов и данных электрофизиологического исследования на основе оригинальной методики регистрации и локализации биопотенциалов, синхронизированных с процессом подготовки к произнесению высказывания.
Продолжены исследования по теме «Высокочастотные ритмы электрической активности мозга в когнитивной деятельности человека».
– Механизмы профилактики стресса. Экопсихология. Продолжались фундаментальные исследования особенностей стрессовой реакции при выполнении интеллектуальной задачи и при действии различных стрессоров. Это позволяет изучать механизмы стрессоустойчивости. Исследование опирается на концепцию общего адаптационного синдрома Г.Селье и теоретические представления о стрессе Г.Г.Аракелова.
Был выявлен объективный психофизиологический показатель стрессоустойчивости. Результаты исследования показали взаимосвязь угасания реакции КГР в ответ на повторяющиеся стрессовые воздействия и длительности нарушения деятельности в результате стрессового воздействия. Ключевые понятия работы: стрессоустойчивость, вегетативные показатели, кожногальваническая реакция (КГР), стрессореактивность, угасание стрессовой реакции.
По теме «Экопсихология» проводится теоретическая разработка и выделение стрессоров различной природы, вызывающих психические и психосоматические нарушения у человека.
– Прикладная психофизиология. В области прикладной психофизиологии разрабатываются актуальные темы: «Диагностика динамических изменений ФС человека при монотонии и стрессе» Результаты исследования 30 человек показали наличие широкого спектра индивидуальных различий, проявляющихся специфическим образом в условиях нормальной, монотонной и напряженной деятельности. Установлено, что отдельно взятые показатели периферической (ЭКГ, КГР, ФПГ, ЭМГ) и центральной НС (параметры спектральной мощности ЭЭГ) не обеспечивают четкой диагностики и описания оптимального функционального состояния человека. Наиболее адекватными и информативными характеристиками динамических изменений оптимума ФС в условиях монотонной и напряженной деятельности являются амплитудные параметры ВП, отдельные полосы спектра ЭЭГ и показатели продуктивности выполняемой деятельности. На базе этих характеристик выделены группы индивидов с различной успешностью выполнения задачи в ситуациях монотонии и информационного стресса.
Проведено фундаментальное исследование по теме «Комплексная оценка профессиональной пригодности». Используя многоуровневый подход к анализу деятельностных, психологических и психофизиологических характеристик машинистов-инструкторов предложена принципиально новая система оценки профессионально важных качеств. С помощью программной реализации алгоритма искусственной нейронной сети – самообучающейся карты Кохонена (СКК) был успешно апробирован векторный метод объективной оценки комплекса психологических и психофизиологических показателей, предположительно коррелирующих с профессионально важными качествами машинистов-инструкторов. Результаты исследований показали, что исследуемые параметры возможно рассматривать не по отдельным показателям, а в виде целостного вектора, что позволяет объективно оценивать индивидуальные различия по комплексу разноуровневых характеристик.
По теме «Коррекция психологических и психосоматических расстройств методом биологической обратной связи» ведется интенсивная работа по изучению мозговых механизмов, обеспечивающих перестройку, патологично сформированных хроническим или эпизодическим стрессом, функциональных систем управления. Разрабатываются новые технологии реабилитации эмоциональных состояний, депрессий, сна, фобий различного генеза, головных болей напряжения, стрессовой гипер- и гипотонии.
 
Кафедра социальной психологии (зав. проф. А.И.Донцов) продолжала работу по теме «Психология социального познания», представляющую собой комплексное исследование глобальных вопросов социальной перцепции, как в фундаментальном плане, так и в различных частных направлениях. Общей базой для этих исследований выступает подход, разрабатываемый проф. Г.М.Андреевой, посвящённый системному анализу закономерностей и механизмов конструирования образа социального мира. Проводится исследование представлений об успешности в различных сферах жизнедеятельности человека, социальных представлений о благополучии и их взаимосвязи с социальными и личностными ценностями, в т.ч. и на такой новой для отечественной реальности социальной группе как средний класс. Проводится теоретический анализ и обобщение эмпирических данных по проблеме конструирования человеком своей персональной и социальной идентичности в условиях неопределенности.
Важной составляющей этого направления работы кафедры является изучение представлений о справедливости, связи этих представлений с мерой погружения их носителей в правовой контекст, в т.ч. и на такой специфической выборке как присяжные заседатели.
Продолжается работа по изучению социальных представлений о здоровье и болезни как факторов социального поведения. Начато эмпирическое исследование представлений о науке и учёных у студентов различных специальностей, которое проводится совместно с научными сотрудниками Института истории естествознания и техники.
Ведётся работа по изучению вопросов психологии организации. Проводятся эмпирические исследования социально-психологических аспектов функционирования организации. В настоящее время предпринимаются попытки теоретического анализа и эмпирического обобщения социально-психологических аспектов функционирования организаций на основе методологии психологии социального познания, в частности эмпирическое изучение социально-психологических факторов организационной идентификации.
В рамках темы «Активные формы социально-психологического воздействия» проводились исследования по двум основным направлениям: изучение возможностей социально-психологического воздействия посредством тренинга межкультурной коммуникации, а также разработка и апробирование способов активной оценки профессионального потенциала сотрудников и диагностики их сопротивления организационным инновациям.
Усовершенствована программа тренинга межкультурной коммуникации, с проведением которого сотрудники (проф. Т.Г.Стефаненко, мл.н.с. Н.Г.Малышева, асп. А.С.Купавская) выезжали в гг. Беслан, Кисловодск. По материалам Т.Г.Стефаненко издано учебное пособие «Тренинг этнической толерантности для школьников». Программа тренинга включена в спецпрактикум по кафедре для студентов V курса специализации.
Проводились исследования коллективного целеполагания. Для реконструкции и объективации ценностно-мотивационного слоя целеполагания были разработаны и модифицированы вербальные и невербальные ассоциативные методики. Для обеспечения доверительности и открытости коммуникации между участниками согласования были модифицированы существующие (кодекс кооперативности Грайса и др.) и разработаны новые правила внутригруппового взаимодействия. Методологическую основу исследований составили: концепция научающихся организаций П.Сенге, модель ключевых процессов командообразования Ю.М.Жукова, концепция коллектива как субъекта деятельности А.И.Донцова, концепция психологических механизмов целеобразования О.К.Тихомирова. По материалам данных исследований начата разработка обучающих тренинговых программ, направленных на подготовку «агентов изменений» к работе с сопротивлением персонала и разработана тема спецпрактикума для спецотделения «Психология управления персоналом (ст.н.с. А.В.Журавлёв и Е.Н.Павлова).
Продолжалось эмпирическое изучение основных социально-психологических механизмов функционирования фокус-группы в контексте феномена малой группы. Обоснована адекватность фокус-групп как надёжного и валидного методического инструмента для исследования широкого спектра психологических механизмов и феноменов, лежащих в основе отношений человека к социальной среде. Продолжалась разработка социально-психологического содержания рекламного воздействия. На материале полученных данных существенно обновлены соответствующие темы спецпрактикума для студентов IV курса специализации.
В рамках темы «Социальные изменения и адаптация в период радикальных социальных изменений» лабораторией политической психологии наиболее детальному теоретико-эмпирическому исследованию была подвергнута проблематика психологического сопровождения организационных изменений. Были разработаны новые методические средства для выявления и консолидации активного меньшинства, осуществляющего организационные преобразования. Базовый методологический принцип, который был положен в основу организационно-кадровой диагностики, предполагал замену парадигмы оценки сотрудников на парадигму их развития. Все диагностические процедуры конструировались с целью создания развивающих событий и получения такой информации о сотрудниках и организации, которая может возвращаться персоналу в виде развивающей обратной связи.
Также проводилось исследование коллективного согласования целей организационных изменений. Концептуальная основа исследований предполагала рассмотрение процесса согласования целей организационных изменений на двух уровнях: ценностно-мотивационном и рационально-концептуальном. Для реконструкции и объективации ценностно-мотивационного слоя целеполагания были разработаны и модифицированы вербальные и невербальные ассоциативные методики. Для обеспечения доверительности и открытости коммуникации между участниками согласования были модифицированы существующие и разработаны новые правила внутригруппового взаимодействия. В качестве объекта исследования были взяты реальные группы наемных руководителей высшего иерархического уровня.
Начата работа по изучению социально-психологических аспектов сопротивления организационным изменениям, предполагающая психологическое сопровождение процесса внедрения информационно-управленческой системы SAP/R3 в холдинге, состоящем из 8-ми предприятий.
 
Кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. доц. М.Ш.Магомед-Эминов) и УНЦ психологической помощи вели работу по теме «Личность и стресс: изучение личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации». Проводилась разработка методологических основ специализаций кафедры по основным научно-теоретическим направлениям: Психострессология; Психотравматология; Психотанатология; Психоадаптология; Психологическая помощь.
 
Лаборатория психологии труда вела работу по теме «Психология профессионала в условиях технических инноваций и организационных изменений» направлена на проведение конкретных экспериментально-прикладных исследований и теоретическое обобщение данных о психологических механизмах регуляции деятельности, обеспечивающих полноценную адаптацию профессионалов к динамичным условиям и факторам повышенной напряженности в современных видах труда. На основании реализации принципов деятельностного подхода проведена разработка иерархической модели развития и управления стрессом, верифицированная в цикле исследований профессиональных групп: менеджеров различного должностного статуса, врачей разных специализаций, педагогов высшей и средней школы, сотрудников правоохранительных органов, служащих банковских структур (всего 14 профессиональных групп, обследовано более 900 чел.). Полученные данные использованы для комплексного анализа механизмов регуляции деятельности на уровнях:
(1) определения системных качеств личности и индивидуальной устойчивости к стрессу (стресс-резистентность),
(2) актуализации психологических ресурсов в процессе актуального выполнения деятельности (микроструктура исполнительных и когнитивных действий),
(3) эффективности взаимодействия с компьютеризованными средствами и орудиями труда (интерфейс взаимодействия пользователь-информационная среда),
(4) воздействия динамичных характеристик организационной среды и социально-психологических регуляторов группового поведения (организационная культура и инновационная активность).
По результатам выполненных исследований определена специфичность механизмов регуляции деятельности с точки зрения доминирующих мотивационно-ценностных установок субъекта труда, формирования острых и хронических видов неблагоприятных функциональных состояний, стратегий совладающего поведения и копинг-механизмов, обуславливающих развитие личностных деформаций и нарушений профессионального здоровья стрессовой этиологии. Доказана эффективность использования методов психологической саморегуляции состояний и активного релаксационного тренинга по сравнению с неспецифическими формами пассивного отдыха, обеспечивающих целенаправленную перестройку спонтанно сложившихся механизмов регуляции деятельности.
Результаты проведенных исследований широко внедрены в учебный процесс. Они используются в 6 с/к и 6 с/п. По результатам исследований опубликованы 57 научных работ, из них 1 монография и 16 статей; сделаны 14 докладов на международных и российских конференциях; защищены 2 кандидатские диссертации, 2 магистерские диссертации, 5 дипломных и 12 курсовых работ, осуществлялось руководство 11 аспирантами и 2 магистрантами.
 
Лаборатория нейропсихологии (зав. проф. Т.В.Ахутина) работала по теме «Когнитивная нейропсихология и коррекционно-развиающее обучение».
– Теория и история нейропсихологии. Проанализированы тенденции развития общей и детской нейропсихологии и теории коррекционно-развивающего обучения, показана их связь с освоением и разработкой принципов социального генеза и системного динамического строения ВПФ, выдвинутых Л.С.Выготским и А.Р.Лурией (Т.В.Ахутина). Проанализировано развитие отечественной нейропсихологии в до-Луриевский, Луриевский и пост-Луриевский периоды (Ж.М.Глозман). Предложена структура взаимодействия естественнонаучных и гуманитарных подходов в психологии, в общем, и нейропсихологии, в частности (А.Н.Кричевец). Велась работа по изучению проблемы активного действия (О.А.Гончаров).
– Нейропсихологическая диагностика ВПФ детей. Продолжена разработка методов следящей диагностики: обобщены данные литературы и экспериментальные данные по индивидуальным особенностям овладения речью, чтением и письмом (Т.В.Ахутина, О.Е.Головина, А.Н.Кричевец, А.А.Корнеев). В двух психогенетических исследованиях близнецов школьного возраста и возраста поздней зрелости был проведен нейропсихологический анализ состояния ВПФ (Т.В.Ахутина совм. с М.Егоровой и А.Шварц). Обобщены результаты исследования нейропсихологических и психодинамических особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста и их связь с успешностью обучения (Ж.М.Глозман совм. с И.В.Равич-Щербо). Изучались индивидуальные особенности внимания, речи и мышления у детей, обучающихся в классах КРО с использование нейропсихологического способа анализа (М.Ю.Максименко) и у старших дошкольников (Н.Н.Полонская).
– Вопросы нейролингвистики, личности и общения. Сделан обзор развития взглядов на механизм порождения речи за 40 лет, отечественная модель порождения речи соотнесена с современными экспериментальными данными (Т.В.Ахутина). Продолжено нейропсихологическое и психофизиологическое исследование заикания (Ж.М.Глозман).
– Проблемы нейрогериатрии. Проведены кинематический анализ ходьбы и стабилографическое исследование постуральной устойчивости при паркинсонизме (Ж.М.Глозман).
 
Лаборатория психологии восприятия работала по теме «Механизмы построения перцептивных образов и сенсомоторные координации». Рассмотрена возможность использования зрительных иллюзий различного уровня сложности для исследования оценки белизны поверхности. Была принята трёхуровневая модель, в которой рассматривались сенсорный, кортикальный и когнитивный уровни обработки информации о белизне. Для каждого из уровней были выделены зрительные признаки, которые могут влиять на оценку белизны. На основе сделанного анализа была сформирована иерархическая структура признаков. Гипотеза предполагает, что наибольший вклад в оценку белизны вносит когнитивный уровень. Была предложена методика, согласно которой на основе зрительных признаков возможно оценить вклад различных уровней в процесс оценки белизны. Разрабатывается компьютерная программа для реализации предложенной методики.
Исследования цветовых иллюзий методом подпороговой суммации показали, что степень взаимодействия иллюзорных цветов и реальных цветовых стимулов зависит от того, на каком уровне зрительного тракта формируется иллюзия. Однако, данный метод не может выделить соотношения между яркостной и хроматической составляющими иллюзорного цвета. Для решения этой задачи применялся метод измерения цветовых порогов для стимулов предъявляемых на фоне пьедестала, интенсивность которого менялась от подпорогового до надпорогового. В некоторых работах, при использовании реальных цветовых стимулов и пьедесталов, были получены признаки пороговых кривых, которые указывают на отсутствие яркостной составляющей в пьедестале. Данный метод был применен для исследования цветового одновременного и последовательного контраста, так как при данных иллюзиях наблюдается наиболее сильное взаимодействие иллюзорных цветов и реальных цветовых стимулов. Было показано, что для диапазона цветовых стимулов, доступных для нашей аппаратуры, в иллюзорных цветах всегда присутствует яркостная составляющая.
В рамках исследования механизмов построения зрительного образа объекта на материале временных смещений проведена серия экспериментов, результаты которых позволяют говорить о неоднородности класса временных смещений (в частности, различий механизмов смещений при установлении одновременности и последовательности событий). Выявлен вклад объектно-ориентированных и пространственных механизмов отбора в решение человеком перцептивной задачи установления события, одновременного с заданным.
Дополнительно разработана диагностическая методика, позволяющая определять период наилучшей аккомодации зрительного внимания индивидуально для каждого испытуемого.
Предложена обобщенная мера сенсорной чувствительности, основанная на построении (на основе рейтинговых оценок уверенности) пакета рабочих характеристик (РХ) для каждого из тестовых стимулов, используемых в методе констант. Для каждой полученной таким образом РХ вычисляется площадь под кривой, служащая непараметрической мерой чувствительности. Зависимость этой меры от величины стимула можно назвать обобщенной психометрической кривой. Величина обобщенного сенсорного порога может быть определена при помощи этой кривой, как амплитуда такого тестового стимула, которому соответствует определенная конвенционально принятая величина чувствительности.
Подготовлена компьютерная программа (MATLAB), реализующая предложенную процедуру обработки данных. С целью проверки ее эффективности обработаны результаты экспериментов на материале различения длин линий. Предложенный метод позволяет строить более устойчивые, характеризующиеся меньшим разбросом обобщенные психометрические кривые, и, соответственно, получать более стабильные оценки порогов.
 
Лаборатория психологии профессий и конфликта работала по основной исследовательской теме «Выбор, становление и формирование профессиональной карьеры: необходимые условия, типичные конфликты и способы их преодоления», выполняемой в рамках приоритетного направления «Психология функционирования и развития человека как профессионала». Продолжена работа, начатая в 2000 г., по более детальному исследованию основных психологических проблем и личностных особенностей студентов-психологов на различных этапах обучения (первокурсников, старшекурсников, выпускников). Результаты работы сотрудников лаборатории за последние годы представлены в тематическом номере журнала «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология», 2005, № 2.
Ведется изучение общих проблем психологического профессиоведения и проблем становления профессионального психолога в вузе.
– Компьютерно-информационная поддержка профессионального самоопределения школьников. Согласно данным психологических и социологических исследований 50% студентов после окончания вуза меняют свою специальность. Это явление делает остро актуальной проблему выбора профессии школьниками. Собственный опыт профориентационной работы позволяет говорить об отсутствии личностной готовности к профессиональному самоопределению. Разрабатываемая компьютерная профессиоведческая система «Веда», рассчитанная на младших подростков, будет способствовать развитию качеств личности, необходимых для успешного профессионального самоопределения – самостоятельности, ответственности и активности. Подготовлено 50 описаний профессий.
– Построение типологий профессий Московского университета. Выбрана и доработана ориентировочная схема – формула анализа профессий. Начата работа по классификации профессий на материале профессиограмм естественных факультетов МГУ. По материалам имеющихся развернутых профессиограмм составлены по единой схеме 35 кратких профессиограмм психологов, занимающих трудовые посты в трех сферах: в системе образования и социально обслуживании населения; в здравоохранении; в производственных организациях.
 
Лаборатория психологии общения и психосемантики работала по линии дальнейшего развития психосемантического подхода к изучению сознания и личности субъекта по научной теме «Психология сознания и самосознания». Эмпирические исследования проводятся в рамках развития психосемантической модели сознания (исследования содержания и динамики общественного сознания, менталитета общества в рамках политической психологии). Новым в теоретическом плане является разработка и её операциональная реализация понятия «художественных конструктов». Продолжен цикл исследований измененных состояний сознания, в контексте использования лингвистических методов контент-анализа в ходе психотерапевтических сессий, дается анализ категории судьбы, в контексте нарративной психотерапии. В рамках математического обеспечения психосемантической модели сознания, продолжена апробация методов структурного моделирования.
 
Учебная работа. На факультете организованы новые общие и специальные курсы лекций; специальные семинары, практики и практикумы: «Общая психология» для непсихологов (доц. Е.Е.Соколова, философский факультет; вед.н.с. Л.В.Матвеева, факультет глобальных процессов; доц. Н.Б.Березанская, физический факультет; доц. Н.И.Наенко, н.с. А.А.Матюшкина, географический факультет); Эволюционная психология (проф. В.К.Вилюнас); Позитивная психология (проф. Д.А.Леонтьев, с/к); Введение в гуманитарную экспертизу (проф. Д.А.Леонтьев, Г.В.Иванченко, с/с); Методика и практика современного психоанализ (ст.н.с. А.В.Россохин, с/к); Роль психолога в системе массовой коммуникации (группа вед.н.с. Л.В. Матвеевой, с/п); Психология публичной самопрезентации личности с использованием элементов видеотренинга (вед.н.с. Л.В.Матвеева, с/п); Комплексное исследование познавательных процессов и личности (доц. О.Н.Арестова, с/п); Сенсомоторный психосинтез (н.с. В.В.Кучеренко, с/п); Сознание и универсальные психические процессы (В.Я.Романов, с/с).