МГУ–2006: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 40 лет факультету психологии. Факультет был организован по приказу Министерства высшего и среднего специального образования от 6 декабря 1965 г. Организатором и первым деканом факультета психологии был профессор А.Н.Леонтьев. В год образования факультета его структура включала 3 кафедры: общей и прикладной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, педагогики и педагогической психологии и 5 лабораторий: психофизиологии ощущений, инженерной психологии, нейропсихологии, генетической психологии, программированного обучения.
В настоящее время на факультет 11 кафедр и 4 проблемные лаборатории. Сотрудники факультета разрабатывают разнообразные проблемы: методологии, теории и истории психологии, методического аппарата современной психологии, общих закономерностей и индивидуальных особенностей психического развития и обучения детей, подростков и молодежи в изменяющемся мире, психического здоровья, психологии формирования и развития человека как профессионала, психологии социальных групп и др.
В рамках празднования юбилея организована научная конференция «Психология перед вызовом будущего», в работе которой приняли участие около 400 человек.
Исполнилось 60 лет со дня рождения старшего научного сотрудника кафедры общей психологии, руководителя лаборатории зоопсихологии Мешковой Наталии Николаевны. Окончила биолого-почвенный факультет (1968). В 1977 г. была принята на факультет психологии на должность старшего лаборанта кафедры общей психологии. Работала в лаборатории зоопсихологии, руководителем которой был К.Э.Фабри. В 1983 г. она защитила кандидатскую диссертацию, посвященную ориентировочно-исследовательской деятельности животных. После кончины К.Э.Фабри Н.Н.Мешкова возглавляет зоопсихологическое направление на факультете. Область её научных интересов – психологические механизмы адаптации животных к урбанизированной среде, ранний онтогенез и девиантное поведение животных. Читает лекции по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология».
 
Исполнилось 50 лет со дня рождения доцента кафедры социальной психологии Дубовской Екатерины Михайловны. Е.М.Дубовская работает на кафедре с 1978 г., с 1992 г. в должности доцента. В 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию. Область научных интересов – социальная психология детства. Читает один из базовых курсов специализации «Психология малой группы», оригинальные спецкурсы «История социальной психологии», «Социальная психология детства».
 
Новое в структуре. Возрождено Научное студенческое общество (НСО), созданное по инициативе первого декана факультета психологии А.Н.Леонтьева и просуществовавшее до начала 1990-х гг. Председателем  избрана студентка IV курса Е.А.Малясова, ответственным секретарём – студент V курса И.В.Плужников. НСО ведет работу по приоритетным научным направлениям, в соответствии с которыми организованы секции: «Философия и методология науки», «Социальная психология и психология труда», «Клиническая психология», «Когнитивная психология и нейронауки», «Детская и педагогическая психология». В число задач НСО входит организация и координация международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», традиционная Летняя психологическая школа. Общество поддерживает контакты с аналогичными студенческими подразделениями в структуре других вузов (Санкт-Петербургский государственный университет, университеты Европы и США).
 
Научная работа кафедр и лабораторий. Научно-исследовательская работа велась по 10 приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, утверждённых Учёными советами университета и факультета в рамках 38 научных тем.
 
Кафедра возрастной психологии (зав. проф. А.И.Подольский).
– Общие и специальные закономерности формирования основных видов познавательной деятельности. Продолжаются исследования по развитию социального интеллекта, социального познания и социальной компетентности в детском возрасте. Исследовались представления детей дошкольного возраста о социальной причинности (доц. О.Б.Чеснокова, Ю.Мартиросова). Продолжено исследование о соотношении учебной мотивации и творческих способностей в младшем школьном возрасте (доц. С.М.Чурбанова, Н.А.Корягина).
– Возрастно-психологические особенности формирования личности. Продолжено изучение социоморального развития в детском и подростковом возрасте в рамках приоритетного направления. Продолжена научно-исследовательская и практическая работа по изучению закономерностей развития и функционирования детско-родительских отношений и семьи в целом. Сотрудники кафедры принимали участие в научно-практической конференции «Психоло-педагогическая поддержка развивающейся личности в условиях Московской области». Обсуждались проблемы научных исследований, ведущихся под руководством доц. А.Г.Лидерса: связь психологической совместимости супружеской пары и их удовлетворённости браком; исследование взаимосвязи способов совладания с семейным стрессом и удовлетворенности браком в супружеских парах. Опубликовано учебное пособие для студентов вузов А.Г.Лидерса «Психологическое обследование семьи».
Продолжен цикл исследований по типологическому анализу психического развития в связи с проблемой вариативности конкретных форм осуществления нормативного развития детей в онтогенезе (доц. Г.В.Бурменская). Изучался образ мира и образ Я у конфликтных детей младшего школьного возраста (120 учеников). Полученные результаты обнаружили неоднозначное соотношение особенностей мировосприятия и самооценки у детей. Снижение позитивности мировосприятия у младших школьников можно рассматривать как существенный индикатор неблагополучия в их личностном развитии, который целесообразно использовать в целях ранней диагностики проблемных вариантов развития у детей.
Продолжены исследования по проблеме профессионального самоопределения и развития личности в подростковом и юношеском возрасте (профессора А.И.Подольский, Н.С.Пряжников, О.А.Карабанова, доц. Ю.И.Фролов). Исследовалась специфика учебно-профессионального кризиса на разных этапах обучения студентов технического вуза (проф. Н.С.Пряжников).
Под руководством доц. Е.И.Захаровой исследовались особенности ценностной направленности матери как условие принятия материнской позиции. Проанализирована связь содержания ценностно-смысловой сферы женщины и формирования у нее внутренней позиции родителя. Обнаружены различия в степени принятия родительской позиции у матерей детей раннего возраста и матерей младенцев. Изучалось влияние операции кесарева сечения на формирование отношения женщины к ребенку». Прослежена динамика формирования отношения женщины к ребенку под влиянием разных способов родоразрешения.
 
Кафедра методологии психологии (зав. проф. Ю.П.Зинченко).
– Методология и методы фундаментальных и прикладных психологических исследований. Для психологии наряду с разработкой классификаций в рамках фундаментальных и прикладных исследований особую актуальность приобретает также вопрос об использовании классификаций в различных формах практической работы. Построение новых классификаций наталкивается на многочисленные и разнообразные трудности, преодоление которых осложняется отсутствием необходимых методологических средств. Разработка этих средств во многом упирается в неясность самого понятия классификации, в отсутствие четких представлений о классификации как особом способе познания, что требует уже не только конкретно-научного, но и философского, гносеологического и методологического анализа проблемы классификации.
Учёт методологических принципов и исторических традиций позволяет разделить классификации на естественные и искусственные. С одной стороны, важно принимать во внимание ту функцию, которую выполняет классификация, то, как она справляется с задачами, которые призвана решать. С другой стороны, следует иметь в виду, что не на всех этапах развития знания классификация решает одни и те же задачи и что в ходе исторического развития знания наблюдается смена видов классификации.
Анализ философско-методологических и психологических исследований позволил установить ряд общих принципов разработки классификаций в науке и специфические особенности классификаций, определяемые предметным содержанием изучаемой реальности.
1) Место классификации в структуре научного знания.
2) Различение искусственных и естественных классификаций.
3) Формы выражения классификации.
4) Классифицирование с выделением типов.
5) Соотношение и переход классов классификации.
6) Практическая значимость классификации.
– Методологические проблемы психологии безопасности антитеррористической деятельности. Методологический анализ актуального отечественного и мирового опыта по исследованию общекультурных и этнопсихологических аспектов психологического здоровья в условиях повышения террористической опасности показал, что на разных этапах психической травматизации (начиная от момента воздействия события до отдаленных этапов реакции) психологическая помощь будет различной, как с точки зрения целей и задач, так и с точки зрения возможности использования различных методов.
Нецелесообразно предлагать специальные методики, направленные на оптимизацию психического состояния, вне специального контекста, без наличия специального запроса. Одним из возможных специально организованных методов психологической работы может стать метод психологического дебрифинга как метод групповой психологической помощи при работе с людьми. Дебрифинг нацелен на оказание поддержки в эмоциональном отреагировании путем нормализации эмоциональных реакций и на подготовку к переживанию травматических событий в будущем. Кроме того, в задачи дебрифинга входит выявление людей, нуждающихся в помощи, с целью оказания этой помощи на возможно более раннем этапе. В фокусе воздействия находятся имеющиеся в данный момент реакции индивида на травмирующее воздействие. В программу подготовки персонала, оказывающего помощь жертвам террористических актов могут быть включены: организация и проведение дебрифингов; проведение Балинтовских групп; тренинги, направленные на развитие культурной сензитивности, навыков разговора; организация тренингов по профилактике стресса и эмоционального выгорания. Для развития культурной сензитивности разработаны различные методы, из которых целесообразно использовать в подготовке специалистов в области медицины катастроф «культурные ассиммиляторы» и тренинги межкультурной толерантности.
Программа комплексного обследования пострадавших в результате теракта включает в себя основной набор методик, позволяющих оценить общее психоэмоциональное состояние пострадавшего, выявить когнитивно-оценочные структуры и нарушения психического здоровья, а также набор методик, позволяющих в случае необходимости провести более детальное обследование пострадавшего. Диагностика при помощи тестов и методик проводится только в том случае, если это позволяет состояние пострадавшего, и обычно спустя несколько месяцев после события, так направлена на выявление посттравматических симптомов. В ином случае психолог должен полагаться на результаты беседы и наблюдения.
Ряд методик рекомендовано использовать как для взрослых, так и для детей, другие методики используются только для диагностики либо взрослых, либо детей.
– Психометрический и психосемантический анализ личностных психодиагностических методик. Одним из наиболее популярных и применяемых стандартизированных диагностических методов в Европе является опросник защитных стилей (Defence Style Questionnaire), созданный М.Бондом с сотрудниками (Blaya et all, 2004; Bousach et all, 1998; San Martini et all, 2004). В основе концепции опросника лежит разделяемое многими исследователями предположение об устойчивой связи между защитными стилями и структурой, содержанием и уровнем тех или иных психических дезадаптаций.
На данном этапе работы проводилось исследование возможностей психометрически обоснованной адаптации опросника структуры и уровня дезадаптаций (опросника защитных стилей М.Бонда).
В результате проведенной работы были получены следующие результаты:
1. Получено личное согласие М.Бонда на проведение исследовательской и психометрической работы по созданию официальной русскоязычной версии опросника защитных стилей.
2. Проведена работа по переводу опросника на русский язык с соблюдением всех требований, предъявляемым к такого рода адаптации.
3. Формулировка пунктов на русском языке была согласована с автором опросника в варианте «обратного перевода».
4. Проведен пилотажный опрос более 100 испытуемых по данному опроснику, а также по ряду других методик, выявляющих независимо защитные стили и выраженность дезадаптаций.
5. В настоящее время проводится обработка данных и анализ пилотажного исследования для проверки пунктов опросника по критериям психометрической обоснованности: информативности, надежности, валидности и репрезентативности.
6. По результатам ранее проведенных этапов работы написана и передана в печать («Вестник МГУ») статья «Методики диагностики защитных механизмов личности».
Подготовлен с/к «Основы интегрирования данных психодиагностического обследования и построения обратной связи» (доц. М.А.Джерелиевская, мл.н.с. Л.Л.Яшина, 32–64 ч.); курс «Психологический практикум» для студентов географического факультета (доц. Р.С.Шилко); курс «Общая и политическая психология» для студентов факультета мировой политики (проф. Ю.П.Зинченко); курс «Психология переводческой деятельности» для студентов Высшей школы перевода (проф. Ю.П.Зинченко).
 
Кафедра нейро- и патопсихологии (зав. проф. А.Ш.Тхостов).
– Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в норме и патологии: когнитивная, двигательная и эмоционально-личностная сферы. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия изучалась на здоровых испытуемых и на больных с различными мозговыми дисфункциями. Получены данные, свидетельствующие о том, что математически одаренные подростки с преобладанием симметричных и левосторонних признаков в профиле асимметрии, особенно амбидекстры со смешанным характером сенсорных признаков, и левши, обладают наиболее ярко выраженными математическими способностями в сравнении с правшами и праворукими. Эта группа также характеризуется рядом особенностей эмоциональной сферы – преобладанием отрицательного эмоционального фона, снижением уровня эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости, уверенности в себе, повышением уровня тревожности, астеничности, интроверсии, независимости.
Продолжается исследование особенностей межполушарной асимметрии в сенсорной и моторной сферах у музыкантов разной специализации. Создана оригинальная методика нотного дихотического прослушивания.
Проводилась апробация методики оценки памяти на лица, входящей в батарею тестов Векслеровской шалы памяти. Получены данные, свидетельствующие о связи характера ошибок с преобладанием правосторонних или левосторонних признаков в профиле функциональной асимметрии.         
Продолжалось комплексное нейропсихологическое и нейрофизиологическое исследование межполушарной организации и индивидуальных различий регуляторных функций в норме и у больных с локальными поражениями мозга различного генеза – опухоли, интракраниальные аневризмы, локализующиеся в различных сосудистых бассейнах левого и правого полушария головного мозга. Получены новые данные, свидетельствующие о межполушарных различиях в нарушении отдельных параметров, характеризующих регуляторные функции. Апробирована батарея методик (Висконсинский тест сортировки карточек, Словесно-цветовой тест Струпа, субтесты Шкалы памяти Векслера для оценки рабочей памяти, и т.д.), позволяющих проводить качественную и количественную оценку состояния регуляторных функций.
Продолжалось изучение состояния когнитивных функций у больных рассеянным склерозом. Получены новые данные о динамике нейропсихологических синдромов при фармакологическом воздействии, направленном на восстановление когнитивных функций.
Продолжалось исследование особенностей высших психических функций при различной патологии комиссуральной системы мозга. Выявлялась специфика выполнения гностических, мнестических и интеллектуальных заданий.
– Нейропсихологический анализ психических функций на разных этапах возрастного развития человека. В разделе «Нейропсихология детского возраста» изучались особенности нейрокогнитивного функционирования и его динамики в процессе лечения у больных юношеского возраста с манифестными психозами. Апробирована процедура статистической обработки данных клинико-психологического обследования (кластерный анализ).
Продолжалось комплексное нейропсихологическое и нейрофизиологическое исследование особенностей психического отражения времени на разных этапах онтогенеза. Апробирован комплекс экспериментальных методик. Получен ряд новых данных о возрастных и гендерных различиях в восприятии времени.
Начата работа по методологическому обоснованию и создан методический комплекс для нейропсихологического обследования детей с рассеянным склерозом и другими димиелинизирующими заболеваниями.
В разделе «Нейропсихология возраста зрелости» продолжается работа по анализу состояния ВПФ у больных с черепно-мозговыми травмами. Ведется подготовительная методическая работа для проведения исследования больных, находящихся в вегетативном состоянии.
Проводилось исследование некоторых оптико-пространственных функций в норме, также комплексное (нейропсихологическое и культурологическое) исследование навыка определения времени по часам.
В разделе «Нейропсихология позднего возраста» проведено нейропсихологическое исследование группы больных различными депрессивными расстройствами Разработаны нейропсихологические шкалы количественной оценки височной, лобной и подкорковой дисфункции, проведена первичная обработка данных.
– Закономерности формирования расстройств личности; методы их психологической коррекции и психотерапии. На основе интеграции культурно-исторической теории и современных психоаналитических моделей развивается коммуникативная и диалогическая теория саморегуляции, самоидентичности и социальных отношений; уточняются функции когнитивной опосредованности, символизации, рефлексии в регуляции содержания, эмоциональной инвестированности, временной устойчивости и пространственной организации их интрапсихической репрезентации при расстройствах личности невротического, пограничного и психотического уровней с учетом клинических, возрастных и когнитивно-стилевых различий.
Апробирован ряд контент-аналитических процедур качественно-количественной оценки диагностического материала (шкалы Блатт, Юриста, Илизура, «Конфигурационного анализа», «Опросника для интервьюера», «Структурных паттернов социального поведения»), применение которых на выборке из 224 взрослых пациентов с диагнозами психозы, депрессия, панические расстройства, расстройства адаптации с суицидальными попытками позволило описать феноменологию, представить типологию объектных отношений и отношений привязанности (избегающий, ненадежный, интроективный). Установлены статистически достоверные связи аффективно-когнитивного стиля с различиями в структурно-функциональной организации, клинической и индивидуальной вариативности защитных механизмов, стиле репрезентации объектных отношений (степенью конкретности/обобщенности, целостности/фрагментарности, враждебности/аффиляции, автономии/ кооперации) при пограничном и нарциссическом типе личностной организации.
Проведен теоретический анализ проблемы репрезентации пространства у пациентов с агорафобическими и клаустрофобическими симптомами. На основе эмпирического исследования пациентов с шизоаффективными и параноидными расстройствами (42 человека) предложена и детально описана типология вариантов переживания пространства у пациентов с этой симптоматикой, включающая «клаустрофобический», «клаустрофилический», «агорафобический», «агорафилический», «дисгармоничный» и «неопределенный» типы. Предложена оригинальная схема эмпирического исследования пространственных переживаний сочетающая в себе возможности лингвистического анализа, психоаналитического и семантического подходов.
Предложена модель нормального и аномального развития внутреннего диалога в структуре самосознания в дошкольном возрасте.
Полученные результаты уточняют психологические механизмы, ответственные за развитие в онтогенезе и нарушение при психической патологии внутренней целостности самоидентичности, эмпатичности, реалистичности в самопонимании и понимании Другого, устойчивой позитивной эмоциональной связи в межличностных отношениях. Результаты эмпирических исследований внедрены в практику превенции суицида, психотерапии депрессий, психологического сопровождения суицидентов, пациентов эстетической хирургии.
– Культурно-исторический подход к психосоматической проблеме: теоретические и прикладные аспекты. В теоретическом плане предложена и обоснована модель структурно-генетического анализа психологической саморегуляции ряда психосоматических феноменов: внутренней картины болезни, телесного опыта, алекситимии, аномального пищевого поведения. Психологическая саморегуляция, рассматриваемая как системное свойство ВКБ, проявляет себя на разных уровнях: телесном, эмоциональном, смысловом. В рамках данной модели механизмы знаково-символического опосредствования рассматриваются как факторы, опосредствующие эффективность психологической саморегуляции телесных явлений. Эмпирические исследования позволили установить и описать:
1) различные феномены нарушения смысловой и эмоциональной саморегуляции у больных сахарным диабетом и бронхиальной астмой;
2) феномены и механизмы нарушений саморегуляции телесного опыта у различных больных в виде эмоционально-смыслового его искажения, недифференцированности процессов категоризации опыта, трансформации его структуры;
3) зависимость «поведения в болезни» больных сахарным диабетом и бронхиальной астмой от сформированности способов эмоциональной саморегуляции, ориентации на собственное самочувствие и отношение к болезни. Показано, что разработанная модель психологических факторов саморегуляции может быть эффективно использована в программах обучения больных навыкам самоконтроля телесного состояния.
– Аномалии психического развития. Продолжена теоретическая разработка проблемы психической устойчивости у детей в норме и её нарушения при разных видах аномального развития. В эмпирических исследованиях ведется сбор материала по изучению вариантов аффективной неустойчивости и особенностей психического развития у детей дошкольного возраста. Продолжается апробация методики диагностики эмоциональных нарушений у детей школьного возраста. В рамках исследования нарушений эмоциональной регуляции в норме и патологии изучалась роль нарушений влечений, нарушений символической активности у детей с пограничными нарушениями и их коррекция.
Разрабатывается проблема особенностей аффективного развития в кризисные и стабильные возрастные периоды. Изучались особенности социальной адаптации и коммуникации со сверстниками у детей с расстройствами аутистического спектра.
Продолжались исследования эмоционально-личностной сферы у подростков с разными видами дезадаптивного поведения. Изучались стратегии совладания и защитные механизмы, образ Я и образ Другого, особенности полоролевой идентичности в зависимости от структуры семьи. Продолжались исследования психологических особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях. Изучается «образ будущей семьи» глазами подростков из социальных учреждений (детские дома, приюты).
– Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии. Проведён анализ психологической литературы, посвященной технологиям вовлечения в террористическую деятельность. Подтверждена гипотеза о наличии в структуре этих технологий инвариантных признаков, объединяющих их с другими новейшими технологиями удовлетворения актуализированных потребностей, детерминирующими формирование классических форм культурной патологии. Разработана программа помощи жертвам терактов.
Исследованы семьи больных, характеризующихся патологической зависимостью от азартных игр. Изучен феномен семейной созависимости, патологические поведенческие паттерны, обеспечивающие функционирование зависимости. Показано, что такие семейные отношения характеризуются повышенной нормативностью, риском эмоциональной открытости, псевдосоглашениями и специфической структурой ценностно-смысловой сферы.
Изучены нарушения общения при Интернет-зависимости. Данный вид нарушений проявляется в виде искажения эмоционального компонента общения, снижения способности улавливать эмоциональное состояние партнера по общению и, в целом, снижения способности распознавать невербальный язык коммуникации.
Были изучены такие формы зависимостей как орторексия, представляющая собой навязчивое стремление к правильному питанию и здоровому образу жизни, а также зависимость от фитнес-культуры.
Выявлены общие особенности эмоциональной и личностной сферы, универсальные для всех исследованных форм зависимостей: пассивная, эгоцентрическая позиция личности, примитивизация деятельности, трудности аффективной регуляции, проявляющиеся в алекситимии и других симптомах диссоциативной природы.
Разработаны новые психотерапевтические методы и приемы, направленные на преодоление и сознательный отказ от названных форм зависимостей.
– Восстановление личности, произвольных форм деятельности и когнитивных процессов при локальных поражениях мозга. Продолжались исследования нарушения речи и когнитивной деятельности при органических поражениях головного мозга, разрабатывались новые техники и технологии нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения, исследовались закономерности восстановления речи у больных с афазией. Разработан новый уровневый подход к представлению понятия «фактор», продолжены исследования в направлении рассмотрения афазии как компенсаторного образования, изучались речевые нарушения при «комплексных» афазиях сосудистой этиологии. Исследован вопрос закономерностей развития ВПФ в онтогенезе и показано, что наряду с гетерохронностью развития функций имеет место и гетерогения их развития, проявляющаяся в том, что на разных этапах развития изменяются не только составляющие ВПФ, но и их влияние внутри психологического содержания данной функции. Проведено исследование роли символа в развитии регуляции поведения личности в школьном возрасте. Продолжено изучение вопроса роли личности в восстановительном и формирующем обучении у взрослых и детей.
Проведена работа по обновлению дисциплин специализации: Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте, Патология памяти, Проективные методы психодиагностики, Расстройства самосознания, Диалогический подход к анализу психотерапевтического процесса, Личностные расстройства, Введение в психоаналитическую психотерапию, Дифференциальная психосоматика, Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии, Психология стресса: клинико-психологические аспекты проблемы.
 
Кафедра общей психологии (зав. проф. Б.С.Братусь). Основные направления исследований:
– История и философия психологии. Проводилось изучение философско-мировоззренческих оснований психологии. Продолжались исследования, связанные с построением аксиологической психологии личности. Были рассмотрены строение и психологическая динамика ряда предельных ценностно-смысловых образований. В области философии психологии рассмотрены взаимоотношения психологии и этики, а также психологические аспекты религиозных устремлений человека. Осуществлялась реконструкция образов человека, представленных в истории античной и средневековой мысли, а также в содержании различных направлений отечественной психологии. В качестве методов выступили теоретико-методологический и историко-психологический анализ, историко-психологические интервью (Б.С.Братусь, А.В.Лызлов, В.В.Умрихин). Разрабатывались методологические проблемы истории психологии (А.Г.Чеснокова, Е.Е.Соколова).
Продолжалось исследование школы А.Н.Леонтьева, проводился исторический и теоретический анализ принципов теории деятельности в сопоставлении с современными методологическими дискуссиями по психологии, а также с идеями культурно-исторической психологией Л.С.Выготского (Е.Е.Соколова, А.Н.Ждан). Подготовлены к печати материалы Харьковской школы (ред.-сост. Е.Е.Соколова).
Продолжалось изучение психологических школ Московского университета, подготовлена коллективная монография (под ред. А.Н.Ждан) «Психология в Московском университете. 1755–2005. Результаты научных исследований используются в учебных курсах по истории психологии, «Мир и психология» (В.В.Умрихин, Б.С.Братусь), в факультативе «Средневековый человек как историко-культурный феномен» (А.В.Лызлов), в спецкурсах «Актуальные проблемы теоретической психологии» (Е.Е.Соколова), «Школа А.Н.Леонтьева в контексте ее оппонентного круга» (Е.Е.Соколова), «Философия психологии» (Б.С.Братусь).
– Основные этапы и факторы развития психики. Продолжено сравнительное исследование игры у синантропных и экзоантропных форм домовой мыши. Проведены наблюдения за поведением на «игровой площадке» (в условиях жилой комнаты) детенышей синантропной формы из популяции, обитающей на территории Ботанического сада МГУ. Установлено, что в отличие от детенышей из городских квартир у этой формы игровое поведение на «площадке» отсутствует. Игровые объекты использовались лишь как ориентиры или укрытия, подобно тому, что мы наблюдали ранее у детенышей мышей из природных популяций.
Проводилось исследование по инициативной теме «Клинико-психологический подход к изучению девиантного поведения у собак». Был проведён сравнительный анализ причин и симптомов отклоняющегося поведения у детей и детенышей высших млекопитающих (по данным литературы и собственным наблюдениям авторов). Отмечено значительное сходство как в причинах его возникновения (основная причина – депривация видотипичного поведения в сенситивные периоды онтогенеза), так и самой феноменологии отклонения от нормы. Исходя из выявленного сходства делается вывод о возможности приложения существующих в клинической психологии подходов к решению задач психологической помощи животным – диагностики, коррекции, лечения расстройств поведения, а также их профилактики. Продолжалась работа по сбору и анализу данных по теме «Домашние питомцы как функциональные члены семьи». Проводилось посещение и интервьюирование семей, имеющих домашних животных (г. Москва)
– Мотивационно-смысловая регуляция жизнедеятельности. Работа в группе Д.А.Леонтьева шла по четырем направлениям. Первое – связано с изучением механизмов самодетерминации, саморегуляции и личностного потенциала. Защищена кандидатская диссертация (Е.Ю.Мандрикова «Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки»). Второе – посвящено методологии и методике гуманитарного познания, в частности качественной исследовательской методологии и методологии комплексной гуманитарной экспертизы. Защищена кандидатская диссертация (А.М.Улановский «Феноменологический подход как качественная исследовательская методология»), выпущена коллективная монография «Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности» (под ред. Г.В.Иванченко и Д.А.Леонтьева). Третье направление продолжает экспериментальные исследования по психологии искусства и рекламы. Четвертое направление, также отмеченное рядом публикаций, связано с историко-психологической работой с наследием школы А.Н.Леонтьева. В рамках этого направления проведена всероссийская научная конференция «Поверх барьеров: человек, текст, общение», посвященная 70-летию со дня рождения А.А.Леонтьева.
Под руководством проф. Л.В.Бороздиной завершено исследование, достоверно выявившее отсутствие какого-либо эмоционально-мотивационного сопровождения феномена несоответствия самооценки и притязаний по характеристикам устойчивости и адекватности, в отличие от такового, фиксируемого в случае расхождения конструктов по параметру высоты. Результаты анализа соположения уровней самооценки и притязаний у лиц возраста 16–17 лет обнаружили возможность гармоничного и дисгармоничного развития высотных характеристик самооценки и притязаний примерно в половине экспериментальной выборки. Достоверно показано, что юноши с рассогласованием изучаемых личностных образований оказываются надежно эффективнее в учении, демонстрируя более высокий средний балл успеваемости, однако отличаются ухудшением здоровья, достоверно чаще заболевая вирусными инфекциями (ОРЗ, ОРВИ), а также недугами кардиоваскулярного и гастроэнтерологического характера.
– Развитие и функционирование психики в условиях информационной культуры и проблема информационной безопасности. Научно-исследовательской группой А.Е.Войскунского обосновано и разработано введенное ранее представление о специфической детско-подростковой одаренности в применении компьютеров, изучены мотивационные механизмы опосредствованной компьютером познавательной, игровой и коммуникативной деятельности. Рассмотрена связь между проблематикой виртуальной реальности и проблематикой измененных состояний сознания. Проанализированы современные представления о формализации в психологии, о преимуществах и недостатках опосредствованного Интернетом экспериментального психологического исследования. В ходе работы над развитием предложенной О.К.Тихомировым смысловой теории мышления и над изучением его научного архива осуществлено научное и литературное редактирование ранее не публиковавшегося курса лекций О.К.Тихомирова по общей психологии.
Научно-исследовательская группа Л.В.Матвеевой продолжала изучение особенностей развития и функционирования психики в условиях современной информационной культуры; диалога общества и личности в СМИ; взаимодействия коллективного и индивидуального сознания опосредствованного СМИ; диалога автора телевизионной передачи и зрителя, а также изучение образа политика в менталитете российской аудитории, дискурса современной информационной культуры. Л.В.Матвеева продолжала исследовать феномен «разорванной коммуникации» в СМИ, а также феномен мифологического сознания в телевизионных передачах и драматургию взаимоотношений ролевых позиций «герой», «антигерой», «звезда» в телевизионном дискурсе. Предпринятое исследовательской группой изучение особенностей восприятия эмоций человека с экрана монитора компьютера и телеэкрана позволило выявить специфику эмоциональной атмосферы взаимодействия героя телепередачи со зрителем в рамках диалогической парадигмы анализа телевизионной коммуникации. Результаты эксперимента позволяют по-новому поставить проблематику психологической безопасности личности в телевизионной и Интернет коммуникации в условиях информационной глобализации, а также подробнее описать особенности механизмов воздействия СМИ на личность. Т.Я.Аникеева занималась изучением творческой мотивации авторов телевизионных передач. Е.Е.Петракова исследовала процесс образной регуляции взаимодействия авторов телевизионных передач с подростковой аудиторией. Ю.В.Мочалова анализировала архетипические сценарии и ритуалы в телевизионных передачах и кинофильмах.
– Экспериментальная психология познания. Разрабатывались проблемы междисциплинарного взаимодействия в исследованиях познавательных процессов, а также методологии психологии. Опубликовано учебное пособие «Методологические основы психологии» (Т.В.Корнилова, соавт.). Изучен эффект нисходящих влияний на процесс решения перцептивной задачи – в частности, эффект превосходства слова. Опубликованы данные о закономерностях внимания применительно к феномену торможения возврата внимания (М.В.Фаликман, соавт.) и обоснований понятий личностного вкуса и гештальта деятельности (Ю.Б.Дормашев). Выполнены исследования автобиографической памяти (В.В.Нуркова).
Опубликованы результаты исследований закономерностей решения человеком так называемых комплексных проблем (рук. И.А.Васильева), а также другие феномены личностной регуляции мышления (в частности, аффективные искажения в понимании пословиц О.Н.Арестовой) и операциональных компонентов (исследования невербализованных компонентов Е.Е.Васюковой). Защищены две кандидатские диссертации, посвященные проблематике стилевой регуляции мышления и специфики ориентировки при решении комплексных проблем.
Изучены и представлены в публикациях новые данные о соотношении рациональности и интуиции в формировании вербальных прогнозов при принятии решений, мотивационной регуляции принятия решений и учебной деятельности (Т.В.Корнилова, М.А.Чумакова). Продемонстрированы взаимодействия разноуровневых регуляторных компонентов регуляции принятия решений, соответствующие модели личностного и инструментального эффектов (Т.В.Корнилова, соавт.).
Сотрудники кафедры читают и ведут курсы: Психология коммуникации (вед.н.с. V курс), Психология воздействия СМИ на человека (с/к, IV–V курс) (вед.н.с. Л.В.Матвеева); Современные методики исследования познавательных процессов: методики регистрации глазодвигательной активности (ст.н.с. Е.Е.Васюкова, с/к); Качественная методология психологического исследования (А.М.Улановский, с/к); Современные исследования внимания в когнитивной психологии (асс. М.В.Фаликман, с/к); Античный человек как историко-антропологический тип, Средневековый человек как историко-культурный тип (А.В.Лызлов, факультативы).
Были разработаны и поданы в УМО для утверждения программы следующих новых курсов для модулей «Психология посредничества и переговоров» и «Психология конфликта и кризисных ситуаций»: Совершенствование стилей общения и самовыражения личности в переговорном процессе (вед.н.с. Л.В.Матвеева); Имидж человека в переговорном процессе. Самопрезентация личности в общении (лаб. Е.Е.Караванова); Мотивация и креативность в общении (асс. Т.Я.Аникеева).
Ст.н.с. А.Е.Войскунский разработал новый спецкурс «Психология компьютерной безопасности», доц. Е.Е.Соколова – курс «Актуальные проблемы современной теоретической психологии» (для магистрантов факультета) на базе читаемого ранее автором курса «Современные проблемы теоретической психологии».
 
Кафедра психогенетики (зав. проф. М.С.Егорова).
– Роль генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивных характеристиках. Основное исследование посвящено анализу роли общей и индивидуальной среды в формировании психологических характеристик. Исследование выполняется в контексте дифференциальной психологии и психогенетики (генетики поведения), является первым этапом лонгитюдного исследования и направлено на изучение природы индивидуальных различий в психологических характеристиках. Проведение первого этапа исследования (первого среза лонгитюдного исследования) рассчитано на несколько лет.
Содержание исследования: сравнение внутрипарного сходства сиблингов (однополых и разнополых) и внутрипарного сходства родителей и детей по ряду характеристик когнитивной и личностной сфер и последующий совместный анализ полученных данных с данными близнецового исследования (проведенного ранее коллективом кафедры).
Цель исследования:
1) анализ природы вариативности психологических характеристик (роль генотипа и среды в их формировании);
2) анализ когортных различий (оценка индивидуальных особенностей в зависимости от социальной ситуации развития в разные периоды онтогенеза).
В проведенном исследовании рассматривались связанные со структурой семьи причины вариативность академической успеваемости и уровня когнитивного развития подростков (единственных детей в семье и детей, имеющих сиблингов).
По данным, полученным на трех выборках испытуемых (n=416 человек), можно сказать, что различия в показателях когнитивной сферы между сиблингами и единственными детьми в семье обнаруживаются при выделении подгрупп, различающихся по порядку рождения и полу. При этом для мальчиков и девочек эти различия оказываются разнонаправленными. Более успешными и по школьной успеваемости и по показателям некоторых субтестов тестов умственного развития оказываются мальчики, имеющие сиблингов, и девочки, являющиеся единственным ребенком в семье.
 
Кафедра психологии личности (зав. проф. А.Г.Асмолов). Основные направления исследований:
– Культурно-историческое происхождение и развитие личности; знаково-символические структуры сознания и самосознания личности; методология и методы личностной психодиагностики и психокоррекции. В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические и эмпирические исследования в области психологии личности (триада: индивид-личность-индивидуальность). Группа А.Г.Асмолова выполнили работу в области изучения психологической составляющей при оценке социальных рисков в современной системе образования России. В рамках работы Национального фонда подготовки кадров при правительстве РФ (НФПК) по заказу Минобразования РФ проведён анализ и подготовлен национальный доклад «Образование как ресурс консолидации и взаимопонимания в российском обществе».
Группа В.А.Иванникова решала задачи исследования проблем потребностей, мотивации и волевой регуляции. Усилия были направлены на выяснение природы субъективной представленности потребностей субъекту деятельности и выявлению факторов, участвующих в процессе мотивации действий и влияющих на него. Установлено, что объективная презентация потребностей является самостоятельным процессом ее построения и наблюдается только при поведенческом способе удовлетворения потребностей. В результате теоретического анализа выделено две группы факторов мотивации:
1) факторы, создающие необходимость и готовность к действию (потребности, мотивы, цели, эмоции, личностные ценности);
2) факторы, создающие возможность осуществления успешного поведения: а) внутренние факторы (знания, умения, навыки, функциональное состояние, личностные качества и проч.); б) внешние факторы (объекты потребностей, преграды, время исполнения действия, вероятность успеха, действия других людей и т.д.).
Таким образом, было показано, что субъективная представленность жизненных задач (потребностей) живого существа по обеспечению себя необходимыми условиями существования определяется способом удовлетворения потребности.
Исследования Ю.В.Мочаловой были направлены на теоретическую проработку проблемы эмоциональной выразительности позы, мимики, жестов личности в рамках экспертного исследования особенностей распознавания и понимания эмоциональных переживаний человека воспринимаемых с экрана телевизора и компьютера, проведенного межкафедральной исследовательской группой «Психология массовой коммуникации» (рук. д.п.н. Л.В.Матвеева). В ходе эмпирического исследования разрабатывался новый методический инструментарий.
Группа Е.Е.Наиновской изучала проявление личности в восприятии произведений искусства.
Группой А.Н.Гусева продолжено исследование роли индивидуально-личностных и стимульных детерминант процесса обнаружения пороговых (около пороговых) зрительных и слуховых сигналов. Прорабатывалась идея описания сенсорно-перцептивного процесса как процесса формирования специфического функционального органа (по А.А.Ухтомскому или воспринимающей функциональной системы, по А.Н.Леонтьеву), соответствующего условиям сенсорной задачи, когнитивным ресурсам и личностным диспозициям решающего её субъекта.
Группа А.М.Аламазьян продолжила эмпирическую разработку темы «Смысловая моторика личности», были изучены критерии психологического анализа движения, рассмотрена феноменология танцевальных практик, изучались механизмы смысловой регуляции музыкального движения. Концептуально разрабатывалась проблема телесности личности и её связь со смысловым компонентом моторики личности.
– Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в гражданском обществе. Продолжена теоретическая, методическая и прикладная работа в рамках развиваемых на кафедре теоретических представлений о природе формирования толерантных установок личности (А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Е.И.Шлягина, Е.Е.Насиновская). Для группы Г.В.Солдатовой главной целью стала разработка практических подходов к профилактике такого социально опасного явления как ксенофобия. В этой связи были решены следующие задачи: проанализированы теоретические и методологические подходы к исследованию данного феномена в зарубежной и отечественной психологии; проанализированы психологические механизмы ксенофобии и особенности формирования ксенофобического мышления; проведено эмпирическое исследование онтогенеза альтернативы «свои-чужие» в разных возрастных группах школьников. Было доказано, что ксенофобические установки имеют наибольший потенциал позитивного изменения в среднем и старшем подростковом возрасте. В связи с этим в контексте подготовки программ по формированию установок толерантного сознания, профилактики экстремизма и насилия в российском обществе был разработан тренинг по преодолению и профилактике ксенофобии среди подростков «Может ли другой стать другом». Его главной целью явилось развитие у школьников мировоззрения, в основе которого лежит осознание общности человечества и формирование отношения «к другому» не как «чуждому», а как «к ближнему». Тренинг был апробирован в школах Москвы и Московской области, среди которых в основном школы с большим количеством детей из семей мигрантов. Работой было охвачено более 300 школьников.
Группа Е.И.Шлягиной продолжила теоретические и эмпирических исследования по двум направлениям:
1. Роль личностных характеристик в формировании толерантных копинг-стратегий. Полученные эмпирически данные, позволяющие дифференцировать копинг-стратегии и личностные диспозиции испытуемых.
2. Психологические аспекты мультикультурализма. Собирался эмпирический материал, касающейся особенностей этнической идентичности людей, рожденных в этнически-смешанных браках.
В.С.Собкиным проведён цикл эмпирических исследований, касающихся различных аспектов проявления толерантного поведения личности: межнациональная толерантность, конфессиональная толерантность, толерантность к представителям различных социальных групп, толерантности в различных идеологических контекстах.
Группой Е.Е.Насиновской продолжена разработка теоретических положений проблемы альтруистической мотивации личности и ее эмпирическое исследование. Систематизирован материал по истории и современному состоянию проблемы альтруизма, представленный в этико-философских учениях и психологических исследованиях. Осуществлен анализ альтруистической мотивации с позиций ноэтической парадигмы, предполагающей учёт духовной составляющей альтруистического поведения личности.
Сотрудники кафедры разработали и читают: Эмпирические методы в психологии личности (А.Н.Гусев, с/к, 32 ч.); Психология диалогического взаимодействия с элементами деловой игры», (Ю.В.Мочалова, с/к, 16 ч.); Контент-анализ в эмпирическом исследовании личности (А.К.Юсупова, с/п).
 
Кафедра психологии образования и педагогики (зав. проф. С.Д.Смирнов).
– Психологические закономерности и педагогические условия личностного развития. Завершено научное исследование особенностей становления межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми (проф. Н.Г.Салмина). Выделены три формы социально-желательного поведения: отсутствие ориентации на одобрение и знаний социальных норм; вербальная демонстрация социальной желательности; реализация норм через социально-желательное поведение в присутствии взрослого. Выделены гиперсоциальный, социальный, уступчивый типы взаимодействия. У детей дошкольного возраста, реализующих социально компетентные типы взаимодействия, наблюдается высокая устойчивость к фрустрации, ориентировка на правила и нормы, произвольность в эмоциональной сфере. Если социальная компетенция не сформирована, то в межличностном взаимодействии проявляются конфликтный тип, групповая изоляция, разновидности уступчивого типа.
Продолжались научные исследования поиска условий, способствующих наиболее эффективному формированию способов межличностного познания детей у студентов педагогических вузов и учителей (д.п.н Н.А.Рождественская).
Изучение зависимости самосознания старшеклассников от освоения информационных компьютерных технологий (к.п.н. И.Л.Можаровский) показало, что «продвинутые» пользователи характеризуются большей уверенностью в себе и меньшей внутренней конфликтностью по сравнению с «начинающими». В то же время «эксперты» отличаются наиболее выраженным негативно-критическим самоотношением и неудовлетворенностью собственными возможностями, потерей интереса к своему внутреннему миру.
Исследования структуры, механизмов функционирования и условий формирования оптимистического (конструктивного) мышления личности (к.п.н. Т.О.Гордеева) позволили выделить три составляющие оптимистического или конструктивного мышления.
Работа по теме «Изучение мотивации личности школьников» (к.п.н. И.И.Вартанова) показала, что высокая тревожность учащихся положительно коррелирует с низкой самооценкой и негативным самоотношением, а также такими типами образа родительской позиции как непоследовательность, враждебность, директивность. Тревожность на уроке положительно связана с мотивацией социальной идентификации и отрицательно с познавательной мотивацией. Негативные эмоциональные переживания учащихся значимо положительно коррелируют с непоследовательной позицией родителей.
– Изучение структуры, свойств и факторов учебной деятельности, закономерностей познавательного развития и формирования общих учебных умений. Изучались зависимости успешности учения от стилей учения, видов социального подкрепления, учета эмоционального компонента, уровня развития учебных умений, мотивации и установки на понимание, видов репрезентации учебного материала, развития вербального интелекта, развития ВПД, умений переводить знания в ориентиры действий. Установлены связи действий классификации и сохранения, развития логики и эгоцентризма у дошкольников. Разработаны новые методики диагностики умений составлять план текста, оценки успешности учения.
– Диагностика познавательного и личностного развития. Продолжалось изучение академического и практического интеллекта как фактора успешности обучения в вузе с использованием субтестов оценочной батареи ROADS, составленной Центром PACE Йельского, направленных на определение показателей флюидного, кристаллизованного вербального и практического интеллекта (рук. д.п.н. Е.Л.Григоренко). Были созданы новые диагностические и формирующие методы. «Психологический тренинг развития способов межличностного познания у учителей» (д.п.н. Н.А.Рождественская), методика формирования понимания сохранения, методики формирование логических операций классификации и сериации через формирование их состава и структуры (к.п.н. И.Н.Погожина), модель обучения психолога-консультанта (к.п.н. С.О.Раевский, совм. с Ю.И.Фроловым). Разработаны «Шкала оптимистического мышления для взрослых» и «Шкала оптимистического мышления для подростков», диагностирующие особенности оптимистического мышления в области негативных и позитивных жизненных ситуаций в сферах достижений и межличностных отношений (к.п.н. Т.О.Гордеева). Методика изучения степени освоения подростками информационных компьютерных технологий (к.п.н. И.Л.Можаровский), методика оценки успешности учения студентов (д.п.н. И.И.Ильясов), методика диагностики умения составлять план учебного текста «Выбор лучшего плана» (к.п.н. О.Е.Мальская).
– Разработка целей, содержания, методов, форм и средств общего и профессионального обучения на базе деятельностного подхода. Исследования велись в трех направлениях.
1. Исследовалось содержание первого этапа процесса усвоения – этапа создания мотивационной основы. Установлена нормативная структура деятельности учащегося и обучающего на данном этапе, приводящая к актуальной готовности к учению. Произведено ее соотнесение со структурой «постоянной» готовности (д.п.н. Т.В.Габай).
2. Исследовалась возможность формирования системного мышления через внедрение принципов деятельностного подхода к построению учебного предмета на материале курса «Биология» и моделирования новых видов деятельности учения с системной ориентировочной основой. Получены высокие показатели в умственном развитии учащихся (д.п.н. З.А.Решетова).
3. Разработка психологических основ организации профильного обучения старшеклассников. Показано, что формирование готовности к осознанному профессиональному определению выступает основным психологическим новообразованием старшего школьного возраста (к.п.н. И.А.Володарская).
– Принципы и система психолого-педагогической подготовки преподавателя вуза. Был проведён систематический анализ функций преподавателя высшей школы, вытекающих из задач высшей школы как социального института в построении гражданского общества, а также вытекающих из положений Законов РФ «Об образовании» и «О высшем профессиональном образовании». Описаны основные виды деятельности преподавателя высшей школы; необходимые для их реализации знания, умения, способности и личностные качества. Соответственно выделены функции преподавателя как субъекта педагогической деятельности и как субъекта педагогического общения или (носителя определенных личностных качеств). Полученные результаты описаны на языке компетентностей, которыми должен обладать преподаватель вуза и составлен исчерпывающий перечень профессиональных задач, качество решения которых определяет уровень его профессионализма. Выделены и развернуто описаны задачи обучения (предметные: задачи, связанные с целями обучения, содержанием обучения, методами обучения, организацией педагогического контроля; задачи развития познавательной сферы учащихся, их профессионального мышления и др.) задачи воспитания; задачи самопознания и саморазвития; исследовательские задачи; организационные задачи; просветительские задачи.
Проф. С.Д.Смирнов разработал с/к «Педагогическое общение» для студентов V курса специализации «Педагогическая психология». Совместно с проф. Т.В.Корниловой написана новая программа курса «Методологические основы психологии» и прочитан данный курс на в/о факультета.
Профессор-консультант З.А.Решетова разработала программу спецкурса «Психология усвоения и обучения». Вед.н.с. И.П.Калошина разработала новый спецсеминар в рамках основного спецкурса «Введение в творческую учебную и профессиональную деятельность» для иностранных студентов IV курса, слабо владеющих русским языком.
Доц. С.О.Раевский разработал с/п «Введение в аналитическую психологию».
В рамках новой специализации «Психология развивающего образования» ст. препод. О.Е.Мальская совместно с доц. И.Л.Можаровским разработали новый с/п «Формирование способов работы с учебными текстами у старших школьников и студентов».
Н.с. С.Л.Шелиной разработан новый с/к «Формирование навыков взаимодействия».
 
Кафедра психологии труда и инженерной психологии (зав. проф. Ю.К.Стрелков). Проводились работы в рамках основной кафедральной темы «Развитие и функционирование человека как субъекта труда» по направлениям:
– Психология труда. Продолжалась теоретико-методологические разработка понятий и представлений о значении фактора времени в трудовой деятельности субъекта. Были рассмотрены время и субъект в транспортном труде, внешние и внутренние критерии оценивания времени субъектом профессиональной деятельности, временной синтез (прошлого, настоящего и будущего) в психологии, определены критерии оценивания времени, намечены пути объединения понятий пространства, времени, личности, профессиональной деятельности (Ю.К.Стрелков). Разработана деятельностная концепция «психических и личностных ресурсов» субъекта труда (Б.И.Беспалов). Продолжились исследования динамики функциональных состояний и способов их восстановления в процессе рабочего дня (А.С.Кузнецова). Подведены итоги эмпирического изучения внутри-профессиональных различий представителей юридических специальностей (О.Г.Носкова). Проводилось исследование гендерных различий карьерных стратегий профессионалов, имеющих семью (В.И.Евсевичева). Продолжилась разработка компьютерных методик тестирования профессионально-важных качеств на основе психосемантического подхода и моделирование системы представлений о мотивационных, характерологических и ситуационных факторах профессиональной деятельности
– Инженерная психология и эргономика. Проводились исследования взаимодействия субъекта труда с предметно-пространственным окружением, что позволило расширить понятие эргономического моделирования (О.Г.Чернышева).
– Психология управления и организационная психология. Рассматривались психологические особенности конкурентоспособного менеджмента. На основе анализа теорий конкуренции расширен традиционно выделяемый круг требований к управлению (Т.С.Кабаченко). Впервые разработана методика и система организации масштабного международного сравнительного исследования корпоративной культуры в странах Востока-Запада и России (Н.И.Дряхлов). Создан международный российско-японский Центр этих исследований на факультете.
 
Кафедра психофизиологии (зав. проф. А.М.Черноризов).
– Психофизиология компьютеризированного обучения. Тема разрабатывалась в связи с проблемой «психофизиология взаимодействия человек-компьютер. Одной из важных задач являлась идентификация оптимальных ФС в процессе когнитивной деятельности и обучения человека. В исследовании были идентифицированы несколько типов ФС по комплексам осцилляторных процессов многоканальной ЭЭГ и сердечного ритма. Типы ФС различались эффективностью исполнительной деятельности. Чтобы исследовать собственно мозговые механизмы процесса научения исследование было переориентировано на изучения функций электрической активности мозга и прежде всего высокочастотной – гамма-активности в процессах памяти и научения. Разработанная автором методика неинвазивной регистрации активности локальных нейронных сетей у человека – локализации в структурах мозга узкополосных гамма осцилляторов на основе многоканальной ЭЭГ и применения метода дипольного анализа позволила выявлять операции обращения к памяти и контролировать их динамику в процессе научения. На моделях памяти – сенсорного ожидания и готовности к выполнению моторной реакции выявлена роль частоты гамма осцилляторов и структур мозга, принимающих участие в кодировании информации в памяти.
– Диагностика когнитивных состояний и процессов по сопряженному изменению ЭЭГ и сердечного ритма. Исследование проводилось с позиции авторской концепции, базирующейся на представлении о роли осцилляторной активности мозга в процессах кодирования и декодирования информации и системной роли биоритмов в интеграции сенсорных процессов с поведенческими, включающими двигательные и вегетативные реакции.
В результате реализации такого подхода было выявлено два типа связей осцилляторных процессов центрального и периферического уровней при активном и пассивном внимании субъекта. Активное внимание отражается в тоническом усилении гамма-ритма, которое положительно коррелирует с усилением влияний высокочастотного дыхательного модулятора СР, а наблюдаемая при этом депрессия низкочастотных ритмов ЭЭГ – с усилением вклада низкочастотного дыхательный модулятора сердечного ритма. При пассивном внимании увеличена мощность метаболического модулятора СР, положительно коррелирующего с мощностью низкочастотных ритмов ЭЭГ. На новом этапе исследования, для более глубокого изучения процессов в электрической активности мозга, выражающих сенсорные, когнитивные и исполнительные действия человека внимание исследователей было направлено на изучение роли высокочастотной активности мозга с селективной настройкой на различные частоты в процессах обработки информации. На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы. В самых различных структурах мозга существует множество гамма-осцилляторов, работающих на разных частотах и характеризующихся острой и избирательной настройкой на определенную частоту. Вовлечение структур мозга в совместную деятельность обеспечивается через появление в них когерентных колебаний, отражающих их пространственную синхронизацию на частоте гамма осцилляций. Узкополосные гамма осцилляторы выполняют коммуникативную функцию, объединяя сенсорные процессы с процессами в памяти уже в составе сенсорного ответа, обеспечивая слияние двух потоков информации: «bottom-up» и «top-down». Получение данных результатов стало возможным на основе метода – наложения расчетных координат эквивалентных токовых дипольных источников в трехмерном объеме мозга на томографические, анатомические срезы мозга испытуемых, полученных методом магнитно-резонансной томографии (Центр МРТ и спектроскопии МГУ).
– Стресс. Механизмы и диагностика. Экопсихология. Основное направление работ было посвящено анализу экопсихологической ситуации население России. Усиление действие стрессоров приводит к повышенной смертности россиян. Наряду с эти увеличивается количество психических и психосоматических заболеваний. Предложенная программа улучшения демографической ситуации с нашей точки зрения страдает существенным недостатком. Стимуляция деторождения не сможет компенсировать тот ущерб численности населения, возникающий у работоспособной части населения. По опубликованным статистическим данным значительное количество неестественных смертей связано с повышенной заболеваемостью сердечно-сосудистой системой. В основе этих заболеваний чаще всего лежит развитие гипертонии, этиология которой во многом обусловлена повышенными стрессовыми нагрузками на человека. Этот факт объясняет повышенную смертность среди работоспособного населения.
Выход из создавшейся ситуации видится в переориентации программы на антистрессовые рельсы: ликвидация как системных так локальных стрессоров. В этой работе значительная роль должна принадлежать психологическому и медицинскому сообществам, их руководителям и структурам, связанным с улучшением социально-психологического климата в стране.
В рамках приоритетного направления «Нейрофизиология, психофизиология и моделирование когнитивных процессов: теоретический и экспериментальный подходы» продолжается работа по обоснованию и апробации нового психофизиологического подхода к изучению когнитивных процессов, базирующегося на векторном принципе кодирования информации в нервных сетях. Результаты теоретических разработок и экспериментальных исследований в этом направлении позволили сформулировать единую векторную модель когнитивных процессов и исполнительных механизмов поведения, представляющую собой гиперсферу в многомерном пространстве. Эти данные были представлены группой сотрудников кафедры на 13 всемирном конгрессе Международной психофизиологической организации (13th World congress of psychophysiology. Istanbul, Turkey). В рамках конгресса кафедрой были организованы и проведены три научных симпозиума по теме «Человек – Нейрон – Модель», посвященных обсуждению этой новой в современной психофизиологии парадигмы интеграции психофизических и нейрофизиологических данных.
А.В.Вартанов разработал спецкурс «Современные методы локализации мозговой активности» (междисциплинарный факультатив, IV курс)
 
Кафедра социальной психологии (зав. проф. А.И.Донцов; проф. Т.Г.Стефаненко).
– Психология социального познания.  Обозначены новые теоретические аспекты проблемы социального познания: формирование новой парадигмы в социальной психологии через усиление гуманитарной ориентации, в частности, через «поворот» к исследованию языка и разработку принципов нарративной психологии (проф. Г.М.Андреева). В области эмпирических исследований происходило освоение новых предметных областей: изучение ценностей нарождающегося в России среднего класса; анализ психологических аспектов формирования стратегии и тактики террористического поведения в «группах риска» (проф. Г.М.Андреева). Продолжалось изучение структуры ценностей в юношеском возрасте, начато изучение неформальных групп как института социализации (доц. Е.М.Дубовская). Изучалась ценностная структура различных социальных групп, а также взаимосвязь ценностей и потребительских предпочтений в этих группах (доц. Т.В.Фоломеева). Изучались гендерные особенности представлений о ценностях и социальных ролях (доц. О.А.Тихомандрицкая). Построена целостная социально-психологическая концепция динамики идентичности личности в условиях социальных изменений с социально-конструкционистских позиций, раскрыты закономерности конструирования идентичности в ситуации неопределенности, получены новые эмпирические данные о взаимосвязи социальной и персональной идентичностей с особенностями самопрезентации в ходе Интернет-коммуникации (доц. Е.П.Белинская).
– Активные формы социально-психологического воздействия. Продолжен анализ особенностей качественной методологии, процессов, происходящих в фокус-группе, социально-психологических механизмов её функционирования и правил управления группой. Существенное внимание уделялось изучению групповых процессов, происходящих в фокус-группе: групповой динамике, социально-психологическим характеристикам группы, специфике управления фокус-группой, влиянию личностных и социально-психологических характеристик респондентов на эффективность фокус-групп (проф. О.Т.Мельникова).
Проведены анализ специфики и проблем обучения взрослых методом групповой дискуссии и исследование возможностей социально-психологического тренинга в профессиональном самоопределении подростков и профессиональном развитии взрослых (доц. О.В.Соловьёва).
Созданы программы тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе (проф. Т.Г.Стефаненко).
Проводились исследования организации как социотехнической системы и факторов, регулирующих деятельность организации, а также исследования и разработки консультирования как формы психологической помощи для проведения управляемых изменений в организации (ст.н.с. М.А.Иванов). Продолжались фундаментальные и прикладные исследования управленческой деятельности (проф. Т.Ю.Базаров).
Проведены исследования влияния гомогенности-гетерогенности групп на эффективность групповой работы. Изучено также влияние формы проведения тренинга на перенос навыка (проф. Ю.М.Жуков).
Разработаны и апробированы упражнения по стимуляции групповых форм творческой деятельности – брейнсторминг-группы и ролевой игры (н.с. Ю.Э.Ширков), а также программа тренинга творческого мышления (ст.н.с. Е.А.Аксенова). Разработаны методические инструменты для оценки потребности в обучении персонала и для оценки эффективности тренинга (ст.н.с. Г.Т.Базарова).
Разработаны два новых общих курса лекций для студентов д/о и в/о факультета: «Психология менеджмента» (проф. Т.Ю.Базаров) и «Психология общения» (доц. О.В.Соловьёва).
Разработан новый спецкурс для студентов специализации «Гендерная психология» (мл.н.с. Н.Г.Малышева).
Существенно обновлена тема «Контент-анализ» в общем практикуме по психологии (ст.н.с. А.В.Журавлёв, ст.н.с. Е.Н.Павлова, мл.н.с. Н.Г.Малышева).
Кафедра сотрудничает с философским факультетом университета г. Росток (Германия) по теме «Межкультурная коммуникация» в рамках программы международного исследовательского проекта «Социально-психологические закономерности и механизмы межкультурной коммуникации».
 
Кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. М.Ш.Магомед-Эминов) и УНЦ психологической помощи.
– Личность и стресс: изучение личности в экстремальной жизненной ситуации. Феномен экстремальности в современном мире. Для изучение феномена экстремальности обоснован ряд принципов и методологических оснований данной феноменологии:
1) рассмотрение в горизонте личности в трансординарном существовании,
2) разработана немедицинская парадигма трактовки феноменов экстремальности, в т.ч. психической травмы,
3) проведён анализ экстремальности как новой парадигмы общепсихологической методологии изучения психической деятельности человека,
4) осуществлено исследование онтологического горизонта понимания личности.
Дано описание психических феноменов экстремальности: – психической травмы с точки зрения присутствия человека в жизненном мире:
а) культурных аномалий как особой реальности современности,
б) травматического стресса как особого случая экстремальности,
в) экстремальности как особых условий жизнедеятельности,
г) жизненных трудностей как широкой трактовки экстремальности,
д) экстремального отдыха как особого культурного феномена,
е) начато исследование феномена бездомности как психологического явления,
ж) предприняты пилотажные исследования психологического феномена беспризорности,
з) ландшафтного дизайна как экстатического переживания,
и) исследование феномена экстремального существования в мегаполисе,
к) феномена горя,
л) феномена терроризма и террористической угрозы,
м) позитивных последствий экстремальности
Осуществлялась дальнейшая разработка новой специализации «Экстремальная психология и психологическая помощь» как форма высшего образования, и постдипломной подготовки.
Разработаны и читаются новые спецкурсы специализации по тематике «Феномен экстремальности в современном мире»: Психология терроризма и насилия; Психология смерти и умирания; Психоанализ кризисных состояний культуры; Психология утраты. Введен спецпрактикум Стрессменеджмент.
 
Лаборатория психологии общения и психосемантики разрабатывала психосемантическую модель индивидуального и общественного сознания на материале политического, этнического, религиозного сознания, психологии искусства. В теоретико-методологическом плане была продолжена разработка проблематики конструктивистской парадигмы в психологии и её связи с психосемантикой как областью исследований (В.Ф.Петренко, А.М.Улановский). В рамках проекта кросс-конфессионального исследования менталитета и систем ценностей представителей различных религий была организована научно-исследовательская экспедиция в республику Бурятия, с целью изучения картины мира буддистов (В.Ф.Петренко, А.М.Улановский). В рамках проекта исследований по проблематике психологии искусства получили свою дальнейшую разработку проблемы художественной коммуникации и метафоры как языка описания личности (В.Ф.Петренко, Т.И.Менчук). Продолжен цикл работ по психосемантическому исследованию измененных состояний сознания (В.Ф.Петренко, В.В.Кучеренко, Ю.А.Вяльба, А.В.Россохин). Была продолжена разработка математического аппарата психосемантики, идей и принципов структурного моделирования в психологии (О.В.Митина). Начата разработка новых направлений – качественных методов психологического исследования (А.М.Улановский) и нарративной психологии (Ф.И.Барский).
 
Лаборатория психологии труда (зав. проф. А.Б.Леонова).
– Психология профессионала в условиях технических инноваций и организационных изменений. В рамках деятельностной парадигмы изучения современных видов труда сформулированы принципы структурно-интегративного подхода к анализу функциональных состояний человека и проведена разработка концептуальной модели оценки надежности и психического здоровья профессионала. По результатам циклов экспериментально-прикладных исследований, проведенных на профессиональных контингентах менеджеров разного должностного статуса, врачей, педагогов, военнослужащих, сотрудников офисов и инженерно-технического персонала организаций (общая численность обследованных контингентов более 1500 человек), доказана экологическая валидность предложенной модели и предложена методологическая схема построения комплексных систем диагностики и профилактики профессионального стресса. Разработаны и прошли этапы психометрической апробации психологические технологии оценки и коррекции профессионального стресса (система ИДИКС), оценки индивидуальной стресс-резистентности (система ИОСР), программы эргономического проектирования компьютеризованных рабочих мест и эргодизайна пользовательских интерфейсов.
По результатам проведенных исследований опубликовано 20 научных работ, сделано 12 докладов на международных и российских конференциях, защищены 2 кандидатские диссертации. Материалы исследований используются в учебном процессе (1 общий курс, 6 с/курсов и 7 с/практикумов), выполнены 6 дипломных и 9 курсовых работ.
Сотрудники читают спецкурсы для студентов IV, V курса д/о, VI курса в/о и спецпотока: Основы психосемантики профессий, Прикладные аспекты профессиональной психосемантики: семантические особенности переговорного процесса (М.М.Абдуллаева); Психология межличностной координации в бизнесе, Психология предпринимательской активности и частной инициативы, Основы психологического консультирования (Ю.О.Сливницкий).
Cпецпрактикум для студентов V курса д/о «Подготовка и проведение организационного тренинга» (н.с. А.А.Качина).
Разработаны новые спецкурсы в рамках проекта «Реализация инновационных образовательных программ в области психологии»: Управление стрессом при ведении профессиональных переговоров. Психология посредника и переговорщика (А.Б.Леонова, И.А.Мотовилина); Инновационные процессы и кризисы в развитии организации. Психология конфликтных и кризисных ситуаций (И.А.Мотовилина).
 
Лаборатория нейропсихологии (зав. проф. Т.В.Ахутина).
– Когнитивная нейропсихология и коррекционно-развивающее обучение.
1. Теория и история нейропсихологии и нейролингвистики. Проанализированы теоретические основания (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) и современное состояние отечественной психо- и нейролингвистики; в свете новых нейролингвистических данных рассмотрен этап мысли в порождении речи (Т.В.Ахутина). Продолжен анализ развития нейропсихологии школы А.Р.Лурия (Ж.М.Глозман). Проведен анализ взаимодействия невербальной и вербальной форм мышления на разных этапах онтогенеза (О.А.Гончаров).
2. Нейропсихологическая диагностика и коррекция ВПФ в детском возрасте. Завершена работа над пособием для развития и коррекции зрительно-вербальных функций у детей 5–6 лет (Н.М.Пылаева, Т.В.Ахутина). Продолжено изучение трудностей обучения у детей: с помощью регистрации движений при письме показан сложный характер связи трудностей письма с характеристиками ВПФ (Т.В.Ахутина, А.Н.Кричевец, А.А.Корнеев); проведен анализ зрительных и зрительно-пространственных функций детей с разной успешностью обучения (М.Ю.Максименко); изучено влияние обучения музыке на ВПФ детей (Ж.М.Глозман, А.Е.Павлов). Начата серия популярных статей по детской нейропсихологии (Ж.М.Глозман). Создана авторская система игровой коррекционно-диагностической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями развития (А.А.Цыганок).
3. Исследование ВПФ у больных с различной нозологией. Продолжены исследования двигательных, эмоциональных и когнитивных функций у больных паркинсонизмом в ходе восстановительного обучения; качества жизни хронических больных и их родственников (Ж.М.Глозман). Завершается исследование мигрени как модели диссоциации процессов общения и обобщения (Ж.М.Глозман, К.М.Петров). Проводится работа по обобщению опыта нейропсихологической диагностики больных с различной нозологией (Н.Н.Полонская). Защищена кандидатская диссертация А.А.Кисельникова о готовности к общению при заикании (рук. Ж.М.Глозман и А.В.Вартанов).
 
Лаборатория психологии восприятия.
– Механизмы построения перцептивных образов и сенсомоторные координации. Проведены оригинальные эксперименты, показывающие важность когнитивного уровня обработки информации о цвете поверхности. Для исследования была выбрана иллюзия Бенари, которая предъявлялась наблюдателям в трёхмерной сцене. Было показано, что выраженность иллюзии зависит от гипотезы о рельефе поверхности, на которой был прикреплен паттерн с иллюзией. Гипотеза о рельефе изменялась при использовании псевдоскопа. Изменение гипотезы о наклоне поверхности влекло за собой изменение гипотезы об освещенности поверхности, что, в свою очередь, приводило к изменению оценки цвета поверхности (т.е. выраженности иллюзии). Проведенные эксперименты подтвердили правомерность Альбедо-гипотезы о взаимосвязи таких перцептивных параметров образа, как рельеф, освещенность и цвет поверхности.
Были продолжены исследования цветовых иллюзий методом подпороговой суммации. Гипотеза исследования предполагает, что степень взаимодействия иллюзорных цветов и реальных цветовых стимулов зависит от того, на каком уровне обработки информации формируется иллюзия. Были проведены эксперименты для исследования временной динамики возникновения некоторых цветовых иллюзий методом подпороговой суммации. Для иллюзии одновременного цветового контраста максимальная величина взаимодействия наблюдается при задержке тестового (реального цветового сигнала) стимула относительно начала формирования иллюзорного цвета 300–500 мс. При исследовании иллюзии «неоновых» цветов было обнаружено, что на начальной стадии формирования иллюзии (100–500 мс) происходит обратное взаимодействие между тестовым и иллюзорным цветом. Т.е. при формировании «неонового» цвета в конфигурации иллюзии Канизы, иллюзорный «неоновый» цвет совпадает с цветом формирующих сегментов. В тоже время его взаимодействие с реальным тестовым сигналом указывает, что происходит не сложение этих цветов (как в классическом случае при совпадении цвета подпорогового и тестового сигналов), а торможение, как при иллюзии одновременного цветового контраста.
В рамках исследования механизмов построения зрительного образа объекта проведена серия экспериментов на материале временных смещений. С помощью оригинальной диагностической методики, позволяющей определять индивидуальный период наилучшей аккомодации зрительного внимания в задачах чтения, проведены измерения на выборке студентов университета. Показано, что наилучший аккомодационный период составляет 1200 мс. Экспериментально показаны различия между механизмами восприятия последовательности и одновременности событий. Показано, что для успешного решения задачи определения события, одновременного с данным, необходимо избежать переключения внимания как в пространстве, так и между объектами. Описан вклад объектно-ориентированного внимания в решение указанной задачи.
Было продолжено исследование по разработке обобщенных мер сенсорной чувствительности с использованием рейтинговых оценок уверенности испытуемого в правильности своего ответа. При этом для каждого стимула, используемого в методе констант, вычисляется непараметрическая мера чувствительности, основанная на рейтингах. Тогда величина обобщенного сенсорного порога может быть определена, как амплитуда такого тестового стимула, которому соответствует определенная конвенционально принятая величина чувствительности. Соответственно, процедура измерения должна опираться на модель поведения испытуемого в пороговой зоне, которая включала бы и теоретический механизм выработки субъективной оценки уверенности. Проведена предварительная разработка такой психофизической модели, основанная на статистической теории принятия решений и концепции «идеального наблюдателя». Для практической оценки полученных результатов написана статистическая процедура для пакета MATLAB, предназначенная для обработки рейтинговых оценок уверенности в психофизических экспериментах.
Проведена теоретическая работа по систематизации психофизических моделей, использующих геометрический подход. На основании изучения литературных источников показано, что геометрический язык в психофизике достаточно эвристичен, и позволяет с единых позиций оценивать и сравнивать результаты, полученные в различных экспериментальных парадигмах.
Сотрудниками читаются новые спецкурсы: Зрительные иллюзии: что они нам говорят о зрительном восприятии? (Г.Я.Меньшикова IV курс); Память в психологии и психолингвистике (О.В.Федорова, Е.В.Печенкова, филологический факультет).
 
Лаборатория психологии профессий и конфликта.
– Выбор, становление и формирование профессиональной карьеры: необходимые условия, типичные конфликты и способы их преодоления. Ведется изучение общих проблем психологического профессиоведения и психологических проблем профессионального становления студентов-психологов. В их числе: исследование мотивации к освоению профессии как главного фактора профессионализации; анализ и развитие ценностно-смысловой сферы, работа по осознанию в ней места и роли профессиональных ценностей; анализ уровня профессионально-личностного самоопределения; исследование индивидуально-личностных особенностей студентов, способствующих профессиональному становлению; выяснение условий успешного профессионального выбора и формирования профессиональной карьеры; анализ динамики профессионализации.
Выполнен профессиографический анализ специальностей Московского университета. Осуществлена классификация профессий (на материале профессиограмм), по которым осуществляется обучение в МГУ.
Разрабатывается компьютерно-информационная поддержка профессионального самоопределения школьников.
Исследования выявили комплекс серьезных проблем обучения и профессионализации студентов, решение которых требует внесения определенных корректив, как в саму парадигму обучения, так и в методы взаимодействия кафедр и лабораторий факультета со студентами. Многие студенты остро нуждаются в индивидуальной работе – в наставниках на пути профессионального самоопределения. Выявлена острая негативная реакция студентов на дефицит активных форм обучения в структуре учебного процесса. Профессиональная подготовка будущих психологов станет более эффективной, если осуществлять постоянную работу по достижению более высокого уровня рефлексии профессиональных интересов, целей и задач.
Мы вновь ставим вопрос о налаживании «Консультационной службы профессиональной поддержки студентов-психологов».
Результаты работы сотрудников лаборатории представлены в Учебном пособии для студентов-психологов: «Психолог. Введение в профессию. Учебное пособие» (под ред. Е.А.Климова).
 
Доктора наук 2006 г. Степень доктора психологических наук присуждена доценту кафедры социальной психологии Белинской Елены Павловны за работу «Идентичность личности в условиях социальных изменений». Диссертация является фундаментальным теоретико-эмпирическим исследованием важнейшей социально-психологической проблемы динамики идентичности личности в социальном контексте. Основные научные результаты состоят в построении целостной социально-психологической концепции динамики идентичности, опирающейся на анализ взаимозависимостей ее проявлений с другими психологическими реалиями, апелляцию к активности субъекта идентификации, учет особенностей восприятия и категоризации им самих социальных изменений. Доказано, что влияние переживаемой неопределенности на структуры идентичности определяется исходными особенностями представлений человека о себе и степенью устойчивости к неопределенности (ее когнитивным и поведенческим компонентом). Определена структурно-динамическая специфика идентичности у когнитивно-, аффективно- и поведенчески устойчивых к неопределенности респондентов. Доказана возможность рассмотрения Интернет-коммуникации в качестве модельной ситуации конструирования идентичности в неопределенности в силу наличия в ней множественных сред общения в сочетании с отсутствием многих социальных норм и слабой регламентированностью взаимодействия. Впервые в отечественной социальной психологии теоретически обоснована и эмпирически показана роль индивидуальных стратегий совладания с неопределенностью в содержании и проявлениях персональной и социальной идентичности личности; определены содержательные параметры возможной социальной идентичности как варианта самопрогноза личности в неопределенности, а также закономерности ее конструирования.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– всероссийская научная конференция «Поверх барьеров: человек, текст, общение», посвященная 70-летию со дня рождения А.А.Леонтьева (18–20 мая);
– международная научная конференция «Психология перед вызовом будущего», посвященная 40-летию факультета психологии (23–24 нояб.).
 
Персоналии. Премии Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу 2005 г. в серии «Педагогика и психология» удостоена проф. Т.В.Корнилова  за книгу «Экспериментальная психология».
 
Публикации.
Монографии
 
Вилюнас В.К. Психология развития мотивации;
Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. и др. Нейропсихологическая диагностика дошкольников;
Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология. От психической травмы к психотрансформации. Т. II;
Нуркова В.В. Зеркало с памятью: феномен фотографии. Культурно исторический анализ;
Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика;
Собкин В.С. (ред.) Социология образования: Беседы, технологии, методы. Труды по социологии образования. Т. XI, вып. XVIII;
Собкин В.С. (ред.) Социология дошкольного воспитания. Труды по социологии образования. Т. XI, вып. XIХ;
Собкин В.С. Отношение участников образовательного процесса к информационно-коммуникационным технологиям;
Цыганок А.А., Виноградова А.Л. и др. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий;
Glozman J.A. Avaliacao Quantitativia dos Dados da Investigacao Neuropsicoloca.
 
Учебники
 
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы культурно-исторического понимания развития человека;
Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.// Т. 2. Ощущение и восприятие / Под. ред. Б.С.Братуся;
Кричевец А.Н., Шикин Е.В. и др. Математика для психологов;
Нуркова В.В. Психология: Учебник для вузов;
Нуркова В.В. Общая психология, т. 3 «Память»;
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М. и др. Психогенетика;
Тихомиров О.К. Психология;
Фаликман М.В. Общая психология. Т. 2 «Внимание».