МГУ–2007: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры нейро- и патопсихологии, Заслуженного преподавателя Московского университета Лебединского Виктора Васильевича. Специалист в области психологических механизмов аномального развития ребёнка, механизмов формирования патологического развития личности в детском возрасте. Им разработана оригинальная, ставшая классической клинико-психологическая классификация аномального развития ребёнка, предложена теория уровневой организации базальных эмоций, создано новое научное направление на кафедре. Читает курсы «Психология аномального развития», «Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность. Автор книги «Нарушения психического развития у детей» (1985).
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры психологии образования и педагогики, Заслуженного профессора Московского университета Ильясова Ислама Имрановича. Специалист в области педагогической психологии. Разработал обобщенную модель структуры процесса учения, описал учение как деятельность субъекта, выделил систему факторов эффективности учения и систему условий формирования общих учебных умений, уточнил роль практических действий в познавательном развитии и усвоении учебного материала, установил сравнительное значение уяснения содержания материала и его последующей отработки в учении. Рассмотрел широкий круг вопросов, касающихся истории развития теорий учения в отечественной и зарубежной психологии, проблемы диагностики и формирования общих учебных умений. Автор монографий «Структура процесса учения» (1986), «Система эвристических приемов в решении задач» (1992).
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии, Заслуженного профессора Московского университета Николаевой Валентины Васильевны. Специалист в области нарушений психической деятельности у больных с различными нервно-психическими и соматическими заболеваниями, занимается исследованиями психологических механизмов симптомообразования. Читает лекции по патопсихологии и психосоматике на факультете психологии, лекции по психосоматике для слушателей факультета повышения квалификации. Имеет авторское свидетельство: «Способ определения сосудисто-мозговых расстройств при ишемической болезни сердца» (1983).
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии Микадзе Юрия Владимировича. Специалист в области нейропсихологических исследований психических функций детей и взрослых в норме и при различных повреждениях мозга. Обосновал и развил новое научное направление нейропсихологии – дифференциальную нейропсихологию детского возраста. Прикладным аспектом исследований в этой области является использование нейропсихологических методов для анализа индивидуальных особенностей нормального развития и отклонений в развитии детей и подростков, для выявления причин школьной неуспеваемости. Полученные результаты позволили описать ряд нейропсихологических синдромов, характеризующих специфику позитивного и негативного развития психических функций в младшем школьном возрасте, а также описать специфику различий в формировании психических функций в разных социокультурных условиях.
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего кафедрой возрастной психологии, Заслуженного профессора Московского университета Подольского Андрея Ильича. Специалист в области общей и прикладной психологии развития, возрастной и педагогической психологии. Разработал более 30 исследовательских и прикладных методик формирования различных видов и форм познавательной деятельности человека в условиях учебной и трудовой деятельности. Раскрыл закономерности процесса симультанизации, описал варианты формирования и функционирования гетерархической структуры ориентировочной деятельности человека, изучил специфику формирования моральных действий детей и подростков, проанализировал возрастную специфику формирования умственных действий, разработал принципы изучения психоэмоционального неблагополучия подростков и его коррекции. Сформулировал научно-прикладную концепцию, обеспечивающую переход от фундаментальных функционально-генетических знаний к непосредственному применению этих знаний в практике обучения (общего и профессионального). Под его руководством проведено исследование путей и возможностей повышения уровня психоэмоционального благополучия подростков. Читает курсы «Психология функционального развития», «Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий», «Введение в прикладную психологию развития», «Психологические основы современных обучающих технологий».
Лауреат премии Президента РФ в области образования (совм., 1999) за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии, Заслуженного профессора Московского университета Спиваковской Аллы Семёновны. Специалист в области теории и практики психотерапии. Создала концепцию анализа психотерапевтического процесса как особой системы психотехнических действий и психотехнических эффектов. Предложенная система применима для анализа самых разных форм и техник психотерапевтической работы. С 1998 г. разрабатывает концепцию беатотерапии, основанную на фундаментальных положениях отечественной теории личности и деятельности, а также на идеях радикальных гуманистов ХХ в., представляющую собой разработку личностно-ориентированного, гуманистического подхода в психотерапии со здоровыми людьми в целях повышения качества жизни.
 
Научная и учебная работа кафедр и лабораторий. Научно-исследовательская работа велась по 9 приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, утверждённых Учёными советами МГУ и факультета, в рамках 28 научных тем.
 
Кафедра возрастной психологии (зав. проф. А.И.Подольский). Продолжена научно-исследовательская и практическая работа по изучению закономерностей развития и функционирования детско-родительских отношений и семьи в целом. Под руководством доц. А.Г.Лидерса проводились исследования «Образ пробного брака у российской и китайской молодёжи: психологический анализ», «Психологическая готовность к школе детей с задержкой психического развития».
Доц. Е.И.Захарова представила сообщение «Смысловое содержание ценностной направленности матерей дошкольников». Показано, что реализация матерями направленности на такие ценности как работа, дружеское общение, удовлетворение личных интересов, супружеских отношений, не исключает высокой значимости мотивов, связанных с материнством. Однако сочетание мотивов, занимающих лидирующее положение в мотивационной структуре этих женщин, показывает, что смысловое содержание мотива «достижения счастья ребёнка», существенно различается (гармоничное развитие ребенка; благополучие семьи в целом; материальный достаток). Личностный смысл ведущего мотива оказался связанным с преобладающей ценностной направленностью матери. Было подтверждено одно из положений отечественной психологии о том, что смысловые образования личности могут выступать в качестве внутреннего источника жизненных целей человека и высшего контрольного органа регуляции всех побудителей его активности, определяя приемлемые формы их реализации. Под её руководством выполнены студенческие работы: «Психологические условия принятия матерью родительской позиции», «Партнерские роды как показатель и условие преобразования семейных отношений», «Изменения в мотивационной и ценностной сферах у мужчин в период до, после и во время ожидания рождения ребенка».
Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков рассматривался в исследованиях проф. О.А.Карабановой. Исследование обнаружило тревожные негативные тенденции развития родительско-детских отношений в семье, характеризующие особенности социальной ситуации развития современных российских подростков – рост амбивалентности и эмоциональной отстранённости, переживание подростками «дефицита» эмоционального принятия на фоне высокой значимости отношений с родителями, возрастание показателей враждебности со стороны отца, гипопротекции, особенно в отношениях с отцом, недостаточное участие отца в воспитательном процессе; замещение реальной помощи, заботы и поддержки со стороны матери формально-директивным стилем воспитания, противоречивость и непоследовательность поведения родителей подростков. Позитивным моментом, характеризующим социальную ситуацию развития, является рост активности самого подростка в проектировании, перестройке и трансформации этих отношений, выступающий как условие обретения самостоятельности и автономии в семье и сохранение семьей значимости важнейшего института социализации. Под её руководством выполнены студенческие работы: «Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста», «Психологические особенности морального сознания подростков», изучалась связь сформированности внутренней позиции младшего школьника и особенности Я-концепции учащихся 4-х классов.
Под руководством доц. Г.В.Бурменской выполнены студенческие работы: «Установки эмоционального реагирования у девушек и юношей с разными типами привязанности к матери», «Связь особенностей привязанности ребенка к матери с характерологическим своеобразием в младшем школьном возрасте», «Личностные особенности младших школьников из семей с разным социо-экономическим статусом», «Отношение к школе младших школьников с разным уровнем тревожности», «Стратегии преодоления трудных ситуаций младшими школьниками и подростками с выраженными характерологическими особенностями», «Фрустрация самостоятельности младших подростков и их агрессивность».
Под руководством доц. Ю.И.Фролова выполнены работы: «Влияние характера детско-родительских отношений на формирование профессиональных намерений подростков», «Представление о наставнике подростков, включённых в систему социальных отношений», «Кроссгенерационные особенности восприятия старости», «Сновидческая продукция как составная часть ориентировки в кризисных ситуациях», «Движущие основания для принятия решения о смене профессии в зрелых возрастах».
В работах, выполненных под руководством проф. Л.Ф.Обуховой исследовалась роль игры и игрушки китайских детей (Дэн Ин, магистрант) и роль родителей в системе семейного воспитания в Китае (Чжань Цзянь, магистрант).
В рамках темы «Познавательное, эмоциональное и ценностно-моральное развитие современных детей и подростков: актуальное состояние и возможности коррекции» продолжено изучение социоморального развития в детском и подростковом возрасте. Под руководством проф. А.И.Подольского выполнено исследование «Влияние контекста проблемной ситуации на решение моральной дилеммы в подростковом возрасте». Под руководством доц. С.М.Чурбановой выполнено исследование «Динамика художественных переживаний в подростковом и юношеском возрасте», продолжено исследование творческого развития младших школьников как психологического условия успешного обучения в школе.
 
Кафедра методологии психологии (зав. проф. Ю.П.Зинченко).
– Методологические проблемы психологии безопасности и антитеррористической деятельности. Выявлены индивидуально-психологические характеристики, являющиеся значимыми при решении задач первичной профилактики, психокоррекции, психологической реабилитации при проведении антитеррористических мероприятий.
Психотравмирующая ситуация во взаимодействии с конституционно-типологическими и соматическими индивидуальными особенностями человека и его жизненным опытом определяет развитие специфической картины психических расстройств. При этом частота и характер этих расстройств зависит как от внезапности и остроты экстремальной ситуации, так и от своевременности и адекватности оказанной психологической помощи.
В результате анализа исследований удалось выявить основные параметры психотравмирующей ситуации теракта, влияющие на интенсивность психологического стресса: враждебность ситуации (угроза жизни, физической и психической целостности самого человека или его близких); внезапность; интенсивность негативных воздействий; продолжительность негативных воздействий; неопределенность ситуации (ее непредсказуемость, многозначность); невозможность контроля над ситуацией (происходящее совершается против воли человека); недостаток социальной поддержки; неприятие своего поведения в экстремальной ситуации; несовместимость нового опыта с привычной реальностью; невозможность рационального объяснения происходящего.
Выработаны методические рекомендации для СМИ о принципах, правилах и этических нормах информирования населения о террористических актах и угрозах. Учитывая высокую актуальность, значимость происходящего и роль личной ответственности каждого за происходящие события, важно избежать неадекватной травматичности, способной деформировать личность.
– Методология и методы фундаментальных и прикладных психологических исследований. По направлению «Изучение особенностей внимания и памяти у детей и подростков с девиантным поведением» (куратор доц. Р.С.Шилко):
а) Выполнен анализ базы психодиагностических данных, полученных в ходе проведения предыдущего этапа исследований;
б) Выбрана методика «Оперативная память», с обоснованием её адекватности для изучения особенностей кратковременной памяти и внимания у учащихся с девиантным поведением, обучающихся в условиях спецшкол открытого типа;
в) Модифицирована и апробирована методика «Оперативная память» применительно к изучению познавательных процессов учащихся с девиантным поведением;
г) Выполнен анализ результатов использования модифицированной методики «Оперативная память» для выявления специфики внимания и памяти у подростков с девиантным поведением;
д) Обоснована необходимость применения экспертных оценок для описания педагогами особенностей деятельности учащихся с девиантным поведением;
е) Для применения экспертных оценок особенностей деятельности учащихся спецшколы для детей с девиантным поведением подобрана и обоснована методика Ахенбаха «Список параметров поведения детей и подростков», которая широко применяется для изучения подростков с девиантным поведением;
ж) Проведено исследование с использованием методики Ахенбаха «Список параметров поведения детей и подростков», в котором экспертами выступили: психолог, дефектолог, учитель;
з) Установлено, что экспертные оценки психолога, учителя и дефектолога по производным шкалам методики Ахенбаха в целом обладают высокой (статистически значимой) согласованностью. Вместе с тем по отдельным первичным шкалам экспертные оценки учителя и дефектолога более согласованы, чем экспертные оценки психолога и учителя, а также психолога и дефектолога;
и) Обоснована целесообразность разработки методических руководств для дефектологов и учителей, в которых были бы отражены основные сведения о психологических механизмах и закономерностях, определяющих поведение детей и подростков с учетом специфики учебного заведения данного типа.
– Психометрический и психосемантический анализ личностных психодиагностических методик. Этап 2007 г. «Проверка психометрической обоснованности пилотажной версии “Опросника защитных стилей” М.Бонда». Психометрическая обоснованность разработанной на предыдущем этапе русскоязычной версии опросника М.Бонда проводилась по критериям дискриминативности, надежности и репрезентативности. Пилотажная выборка составляла 89 человек.
Дискриминативность проверялась по критерию 85% информативности. В результате 9 пунктов были признаны неинформативными (более 85% испытуемых одинаково отвечали на вопрос).
Надёжность – согласованность опросника проверялась по критерию Альфа Кронбаха. В результате после удаления несогласованных пунктов (N=12) удалось добиться приемлемой согласованности и избирательности оставшихся в опроснике пунктов.
Итоговый опросник, состоящий из информативных и надёжных пунктов проверялся на репрезентативность путём случайного разделения пунктов пополам и подсчёта критериев Колмогарова-Смирнова и U-тесту Манна-Уитни.
Результаты показали, что значимого различия между подгруппами не обнаружено. Таким образом, пилотажная версия опросника может быть признана репрезентативной.
В результате проведенного исследования психометрической обоснованности пилотажной версии опросника удалось сформировать перечень утверждений удовлетворяющих критериям информативности (дискриминативности, надежности и репрезентативности). Данную версию предлагается проверить по критериям конструктной и дискриминативной валидности на более представительной выборке.
Подготовлены курсы: Основы интегрирования данных психодиагностического обследования и построения обратной связи (доц. М.А.Джерелиевская, мл.н.с. Л.Л.Яшина, с/к, 32–64 ч.); Психологический практикум (доц. Р.С.Шилко, географический факультет); Общая и политическая психология (проф. Ю.П.Зинченко, факультет мировой политики); Психология переводческой деятельности (проф. Ю.П.Зинченко, Высшая школа перевода).
 
Кафедра нейро- и патопсихологии (зав. проф. А.Ш.Тхостов).
1. Нейропсихологический анализ психических функций на разных этапах онтогенеза. В разделе «Нейропсихология детского возраста» осуществлялась работа по нейропсихологическому обследованию когнитивной сферы в целом, а также отдельных психических функций детей с определёнными формами мозговой патологии: состояния ВПФ в динамике у младших школьников (30 человек) в возрасте 7–9 лет с признаками задержки психического развития и школьной дезадаптацией, проходящих курс коррекционных занятий; состояния ВПФ у детей (26 человек) с рассеянным склерозом и другими димиелинизирующими заболеваниями (на базе РДКБ) и их сопоставление с клиническими, нейровизуализационными данными, для решения вопроса о специфическом или неспецифическом характере нарушений когнитивной сферы при данной нозологии (грант РГНФ); разработка нейропсихологического подхода к изучению когнитивных расстройств при эндогенной психической патологии (шизофрении и шизоаффективных расстройств); исследование особенностей высших психических функций при различной патологии комиссурной системы мозга в онтогенезе (на базе НЦПЗ РАМН); комплексное нейропсихологическое и психометрическое исследование особенностей психического отражения времени в младшем школьном возрасте, анализ данных об индивидуальных особенностях ориентировки здоровых и умственно отсталых детей в прошлом, текущем и будущем времени, о возможностях непосредственной и опосредованной оценки времени в норме и при отклонениях в развитии (60 человек); нейропсихологическое исследование специфики формирования произвольного и непроизвольного запоминания у детей и подростков в связи с созреванием мозга; особенностей межполушарного взаимодействия в двигательной сфере у психически здоровых детей старшего дошкольного возраста, у детей с задержками психического развития и у больных синдромом Дауна (на базе ряда дошкольных и школьных учреждений г. Москвы); завершено исследование по применению методики Струпа (модификация Р.С.Шилко) к оценке сопряженного функционирования памяти и внимания у больных юношеской шизофренией (на базе НЦПЗ РАМН).
В разделе «Нейропсихология возраста зрелости» проводилась работа: по разработке модели работы нейропсихолога в составе реабилитационной междисциплинарной бригады (МДБ) в клинике сосудистых нарушений мозга (острый и отдалённый период поражения мозга в результате инсульта); по изучению нарушений: рабочей (оперативной) памяти у больных с ЧМТ и локальными поражениями мозга; произвольной регуляции мышления при поражении префронтальных отделов мозга; неречевого слуха при органических повреждениях мозга; регуляторных функций у больных рассеянным склерозом; по анализу состояния ВПФ у больных с черепно-мозговыми травмами и у больных, находящихся в вегетативном состоянии.
В рамках проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия проводилось: изучение особенностей межполушарной асимметрии в сенсорной и моторной сферах у музыкантов разной специализации; исследование особенностей распределения внимания у лиц с разными вариантами профиля латеральной организации функций; исследование памяти на лица у больных с локальными поражениями мозга; изучение межполушарной организации регуляторных функций у больных с локальными поражениями мозга различного генеза.
Продолжалось клинико-психологическое исследование границ нормы и патологии; оптико-пространственных функций в норме, а также комплексное (нейропсихологическое и культурологическое) исследование навыка определения времени по часам.
В разделе «Нейропсихология позднего возраста» проводился анализ основных принципов формирования комплексного подхода к оказанию психологической поддержки стареющим людям с проблемами адаптации к возрастным ограничениям, связанным с изменениями в нейрокогнитивной сфере.
2. Восстановление ВПФ при органических поражениях мозга. Проводилась работа по исследованию роли и места компьютерных технологий в восстановительном обучении больных с органическими поражениями мозга.
Аномалии психического и психосоматического развития, их коррекция и психотерапия. Проведены серии теоретических и эмпирических исследований по тематическим разделам:
а) Патопсихология. Проведён историко-теоретический анализ истории формирования категории инсайт (осознание собственной психической болезни), предложена методика исследования осознания психической болезни у пациентов с психической патологией различной степени тяжести.
б) Аномалии психического развития в детском возрасте. Изучались развитие регуляции эмоций, особенности социальной адаптации и коммуникации со сверстниками у детей аутистического спектра дошкольного и школьного возраста. Изучались особенности самоотношения, специфика защитных механизмов и копинг-стратегий, характер страхов у подростков с агрессивным поведением. Продолжалось изучение образа будущей семьи у подростков с эмоциональной депривацией (из детских домов).
3. Закономерности формирования расстройств личности. В рамках интегративной био-психо-социальной модели исследовались взаимосвязи саморегуляции, самоидентичности и социальных отношений. В эмпирических исследованиях уточнялись функции когнитивной опосредованности, символизации, рефлексии в регуляции содержания, эмоциональной инвестированности, временной устойчивости и пространственной организации интрапсихической репрезентации инвариантных и устойчивых коммуникативных стилей при расстройствах личности пограничного и психотического уровней в качестве преддиспозиционных факторов аутодеструктивного поведения.
4. Клиническая психология телесности. Продолжены исследования психологических механизмов и факторов возникновения психосоматических расстройств у взрослых и детей: многофакторной структуры нормального и аномального пищевого поведения; роли детско-родительских отношений и состояний тревожности при бронхиальной астме; влияния психотравматического жизненного опыта на переживание и протекание беременности. Исследованы психологические факторы невротической инсомнии, апробирована и валидизирована для русскоязычной выборки шкала дисфункциональных убеждений в отношении сна, разработанная Ч.Морином.
5. Культура и патология. Продолжалась работа по исследованию психологических механизмов формирования различных форм культурной патологии, обусловленных применением современных технологий удовлетворения потребностных состояний. Исследование страдающих различными видами зависимостей от нехимических агентов лиц позволило получить новые данные о роли социо-культурных трансформаций при возникновении и развитии нехимических зависимостей, предложить новые методические и методологические подходы, определить ведущие факторы появления зависимостей.
Сотрудниками кафедры проведена работа по обновлению дисциплин специализации: Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте, Патология памяти, Проективные методы психодиагностики, Расстройства самосознания, Диалогический подход к анализу психотерапевтического процесса, Личностные расстройства, Введение в психоаналитическую психотерапию, Дифференциальная психосоматика, Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии, Психология стресса: клинико-психологические аспекты проблемы.
 
Кафедра общей психологии (зав. проф. Б.С.Братусь).
– История и философия психологии. Работа была сконцентрирована на теме осознания и научной рефлексии итогов психологии в России ХХ в. в соотношении и взаимосвязи с мировым научным процессом и шла по двум направлениям:
1. Историко-методологические проблемы исследования ведущих научных школ.
Проведены: а) историко-психологическая реконструкция научного творчества Г.И.Челпанова (В.В.Умрихин); б) исторический и теоретический анализ идей школы А.Н.Леонтьева, выявление новых аспектов общепсихологической теории А.Н.Леонтьева (Е.Е.Соколова); в) впервые представлен целостный анализ истории развития психологии в МГУ (А.Н.Ждан, Б.С.Братусь, Е.Е.Соколова, А.Г.Чеснокова, В.В.Умрихин).
2. Анализ философско-мировоззренческих оснований психологического познания.
Проведены: а) анализ философско-методологических предпосылок развития психологии в России в ХХ в. (А.Н.Ждан); б) выделены новые аспекты философских оснований концепций Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, ряда категорий, введённых А.В.Петровским, М.Г.Ярошевским (А.Г.Чеснокова); в) рассмотрены основания соотношения науки и религии в исследовании психических явлений (Б.С.Братусь, А.В.Лызлов).
– Основные этапы и факторы развития психики животных. Полученные данные подтверждают исходную гипотезу исследования об игре как одном из ведущих психологических механизмов адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде (Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович).
– Мотивационно-смысловая регуляция жизнедеятельности. Главным направлением работы было изучение механизмов самодетерминации, саморегуляции и личностного потенциала. Продолжались анализ и разработка методологии и методик гуманитарного познания, в частности качественной исследовательской методологии и методологии комплексной гуманитарной экспертизы; проводились теоретические и экспериментальные исследования по психологии искусства и рекламы, по междисциплинарным проблемам чтения.
Научная группа проф. Л.В.Бороздиной продолжала исследования соотношения уровня самооценки и уровня притязаний. Показано, в частности, что в возрасте ранней юности (16 лет) самооценка и уровень притязаний являются независимыми образованиями, способными соответствовать друг другу по высоте и не соответствовать. Рассогласование уровней самооценки и притязаний сопряжено с резким ростом личностной тревожности, что составляет «триаду риска» – патогенный фактор возникновения ряда расстройств различных нозологий. Показано, что рассогласование оценки себя и притязаний по показателям стабильности и адекватности не вызывает эмоционально-мотивационного комплекса изменений, подобного тому, который возникает при дивергенции конструктов по параметру высоты.
В рамках прикладной темы «Построение коррекционной схемы гармонизации уровней самооценки и притязаний» начата работа по созданию психотерапевтической схемы, направленной на приведение в соответствие высотных параметров самооценки и притязаний.
Проф. В.К.Вилюнасом разрабатывались новые темы по методологическим установкам и результатам исследований эволюционной психологии: филогенетические предпосылки социальных отношений (альтруизм, доминирование подчинение, асоциальность), психологии языка, религии и религиозности, характерологии и др.
– Экспериментальная психология познания. Проведён теоретический анализ влияния концепции Я.А.Пономарёва на развитие психологии мышления (И.А.Васильев). Проанализирован вклад в общую психологию О.К.Тихомирова – создателя школы психологии мышления в Московском университете (И.В.Корнилова, А.Е.Войскунский). Исследования в психологии принятия решений рассмотрены в контексте новой модели саморегуляции как метаконтроля, не сводимого к рефлексии, а включающего процессы актуалегенеза личностной саморегуляции (Т.В.Корнилова). Проанализированы взаимосвязи эмоционального интеллекта и психометрического в регуляции учебной деятельности студентов (Т.В.Корнилова, Е.В.Новотоцкая-Власова). Продолжено исследование мотивационной регуляции решения проблем, предполагающего опоры на базовые знания (М.В.Чумакова). Проведено теоретико-эмпирическое исследование функционального характера изменений интеллектуальной деятельности в ситуации острого мотивационного конфликта (О.А.Арестова). Одно из проявлений такого состояния мотивационно-смысловой сферы – сосуществование понятийных полей, устроенных по принципу собственно понятийного и, например, комплексного мышления. Разработан специализированной методики изучения свойств внимания шахматиста – СМИСВ (Е.Е.Васюкова). Теоретической основой послужили результаты анализа невербализованных компонентов мыслительной деятельности шахматиста, значимого для раскрытия ее механизмов, а именно, выводы о важной роли исследовательских операций установления взаимодействий между фигурами (О.К.Тихомиров).
Продолжена научно-исследовательская работа по теме «Психология автобиографической памяти личности» (В.В.Нуркова). Проанализированы проблема феномена «жизненного обзора», динамика отношения к имени в различные жизненные периоды и имя как фактор формирования гендерной идентичности.
– Развитие и функционирование психики в условиях информационной культуры. В процессе исследования общения, познания и игры, опосредствованных применением Интернета, изучены мотивационные механизмы опосредствованной компьютером познавательной, игровой и коммуникативной деятельности (на примере игроков в ролевые групповые игры, а также хакеров). Рассмотрена связь между проблематикой виртуальной реальности и проблематикой измененных состояний сознания, начато эмпирическое изучение последних с применением специально разработанных методических средств. Рассмотрены исторические аспекты становления и развития, а также современное состояние исследовательского направления, именуемого психологией информатизации. Проанализированы современные представления о формализации в психологии, о преимуществах и недостатках опосредствованного интернетом экспериментального психологического исследования. Разработана психологическая схема построения образа России в коллективном и индивидуальном сознании. Проведено исследование представлений об образе России у молодежной аудитории России и стран СНГ.
Читаются курсы: Психология коммуникации (V курс), Психология воздействия СМИ на человека (IV–V курс, с/к) (вед.н.с. Л.В.Матвеева); Общая характерология (проф. Л.В.Бороздина, с/п); Современные методики исследования познавательных процессов: методики регистрации глазодвигательной активности (ст.н.с. Е.Е.Васюкова, с/к); Качественная методология психологического исследования (А.М.Улановский, с/к); Современные исследования внимания в когнитивной психологии (асс. М.В.Фаликман, с/к); Античный человек как историко-антропологический тип, Средневековый человек как историко-культурный тип (А.В.Лызлов, факультативы).
Разработаны программы новых курсов для модулей «Психология посредничества и переговоров» и «Психология конфликта и кризисных ситуаций»: Совершенствование стилей общения и самовыражения личности в переговорном процессе (вед.н.с. Л.В.Матвеева); Имидж человека в переговорном процессе. Самопрезентация личности в общении (лаб. Е.Е.Караванова); Мотивация и креативность в общении (асс. Т.Я.Аникеева); Психология компьютерной безопасности (ст.н.с. А.Е.Войскунский, с/к); Актуальные проблемы современной теоретической психологии (доц. Е.Е.Соколова).
 
Кафедра психогенетики (зав. проф. М.С.Егорова). Обработаны и проанализированы результаты исследования «Cравнение академической успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей». Исследуемая выборка включает в себя около 9000 одиночнорожденных детей и близнецов школьного возраста и репрезентативна населению РФ.
Рассматривалось влияние общей и индивидуальной среды на межиндивидуальную вариативность показателей академической успешности школьников в зависимости от возраста, зиготности и социальной ситуации развития. Полученные результаты свидетельствуют, что структура семьи оказывается значимым фактором формирования внутрипарных различий у близнецов по академической успеваемости. Наличие в семье большого количества детей приводит к увеличению различий в академической успеваемости близнецов за счёт меньшей ориентации близнецов друг на друга и возможности образовывать разные внутрисемейные взаимосвязи (подгруппы) и меньшем акцентировании внимания родителей на «близнецовости». У монозиготных близнецов, чаще ориентированных друг на друга, этот эффект возникает при большем количестве детей в семье. Дизиготные близнецы больше отличаются по успеваемости по предметам математического и естественнонаучного цикла, а монозиготные – по гуманитарным предметам. Интересно, что возрастные рамки проявления данного феномена также различаются: для дизигот количество сиблингов оказывается более значимым в старшем, а для монозигот – в младшем школьном возрасте. Зиготность оказывается тем фактором, который опосредует влияние фактора количества сиблингов на сходство близнецов по успеваемости в школе.
 
Кафедра психологии личности (зав. проф. А.Г.Асмолов).
– Культурно-историческая психология личности и сознания. Группа проф. А.Г.Асмолова продолжила анализ «образования» как института социализации личности. В рамках ФЦП «Развитие образования» выполнен ряд научно-исследовательских проектов.
В теоретическом плане: 1. Разработана стратегия социокультурной модернизации образования. 2. Развита культурная антропология вариативного образования. 3. Разработаны представления о социальных эффектах образования.
В прикладном направлении: 1. Разработана теория универсальных учебных действий как методологическая основа проектирования стандартов школьного образования. 2. Разработаны представления о гражданской, этнокультурной (региональной) и общечеловеческой идентичности в контексте проектирования стандартов школьного образования. 3. Разработаны программы социальной компетентности классного руководителя в контексте системно-деятельностного подхода. 4. Развиты представления об общей одарённости как основе универсального общего образования.
Группа проф. В.А.Иванникова получила новые данные о развитии волевой регуляции в процессе трудовой адаптации и о гендерных отличиях в оценке уровня развития волевых качеств. Выявлено, что развитие волевой регуляции происходит только при успешной адаптации к условиям трудовой деятельности. При этом наблюдается переход от регуляции деятельности через волевые усилия (в первый год трудовой деятельности) к регуляции её на основе волевых качеств. Снижение роли волевой регуляции приводит к усилению влияния на деятельность индивидуальных особенностей молодых специалистов (темперамент, тревожность и пр.).
Группа доц. Е.Е.Насиновской в рамках темы «Психология альтруизма» продолжила работу по изучению проблемы в русле философской этики. Уделялось внимание исследованию эволюционных корней альтруистического поведения. Продолжалась работа по эмпирическому исследованию механизмов альтруистического поведения, среди которых важное место занимают механизмы идентификации и эмпатии. В совместном исследовании с О.В.Деснянской разрабатывалась проблема борьбы с терроризмом на воздушном транспорте. В рамках диссертационного исследования О.С.Шалиной разрабатывалась проблема роли символа как социокультурного средства овладения миром личностных переживаний в критических ситуациях. В диссертационной работе О.Л.Чучи изучалась роль личностных установок в восприятии поэтического ритма: разработана концептуальная схема установок разного уровня, принимающих участие в восприятии и понимании смысла поэтических текстов, разработан комплекс методик для диагностики индивидуально-типологических особенностей восприятия и понимания стихотворных текстов.
Группой проф. А.Н.Гусева продолжено исследование роли индивидуально-личностных и стимульных детерминант процесса обнаружения зрительных и слуховых сигналов. Экспериментальные результаты, показали, что при выполнении задачи на пространственное внимание в процесс обнаружения зрительного сигнала включены произвольные и непроизвольные механизмы пространственной ориентировки, обусловленные характером стимульной подсказки и индивидуальной стратегией решения сенсорной задачи. В 2007 г. закончен цикл психофизических экспериментов по изучению сенсорной тренировки. Обнаруженные изменения сенсорной чувствительности и критерия принятия решения проинтерпретированы как перестройки топологии и метрики сенсорного пространства испытуемых.
Группа А.М.Аламазьян продолжила эмпирическую разработку темы «Смысловая моторика личности».
– Психология формирования толерантного сознания. Дальнейшее развитие получил системно-деятельностный подход как методологическая основа для создания государственного стандарта общего образования второго поколения. В ходе теоретических и прикладных разработок были подготовлены программы по формированию гражданской идентичности и диалога культур в системе общего образования. Создана комплексная модель многофакторного тестирования социальной напряженности для подростков, молодежи и мигрантов в системе образования.
Группой проф. Г.У.Солдатовой: 1. Разработана и апробирована программа коррекции и профилактики агрессивного поведения детей и подростков. 2. Разработана и апробирована программа технологий обучения ведению переговоров как социальных действий, обеспечивающих достижение согласия и снижения риска конфликтов в ситуации конкурирующих альтернатив. 3. Проведено эмпирическое кросскультурное исследование по проблеме домашнего насилия (методы: анкетирование, фокус-группы) на выборке из 233 человек. 4. Апробирована на выборке в более чем 700 человек в различных регионах страны разработанная методика по оценке социальной напряжённости для подростков, молодёжи и мигрантов.
Группа Е.И.Шлягиной продолжила теоретические и эмпирических исследования в рамках направления «Дифференциальная психология толерантности». Проведено исследование по изучению влияния таких личностных предикторов, как уровень объективного контроля, личностная тревожность, эмоциональный интеллект на выбор толернатных стратегий преодоления проблемно-кризисных ситуаций. Выполнено эмпирическое исследование обенностей этнопсихологического статуса русских среди представителей разных поколенческих групп.
Группа доц. Е.Е.Насиновской разрабатывала основы концепции гражданской идентичности и программа формирования гражданской идентичности личности и диалога культур. Актуальность данной разработки связана с необходимостью разрешения кризиса гражданской и национальной идентичности в современном российском обществе. При разработке темы «Психология альтруизма» особое внимание уделялось исследованию эволюционных корней альтруистического поведения личности.
Т.А.Нестик провёл теоретический анализ феномена социальной интеграции в образовательной среде; выявлены его ключевые психологические аспекты; проведено эмпирическое исследование роли доверия, образа будущего и социальных сетей в процессах социальной интеграции школьников, учащихся ПТУ и студентов. По теме «Формирование социальной компетентности педагогических кадров» проведён теоретический анализ переговорных компетенций и методов развития переговорных навыков, разработана модель коммуникативных компетенций переговорщика, необходимых работникам системы образования для эффективной поддержки процессов социальной интеграции.
Сотрудниками кафедры разработаны курсы: Эмпирические методы в психологии личности (А.Н.Гусев,  с/к, 32 ч.); Психология диалогического взаимодействия с элементами деловой игры (Ю.В.Мочалова, с/к 16 ч.); Контент-анализ в эмпирическом исследовании личности (А.К.Юсупова, с/п).
 
Кафедра психологии образования и педагогики (зав. проф. С.Д.Смирнов).
– Психологические закономерности и педагогические условия познавательного и личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса. В эмпирическом исследовании на больших выборках зафиксированы многочисленные статистически значимые связи интеллектуальных и личностных характеристик студентов с их академической успеваемостью, что позволяет использовать их в качестве предикторов успешности обучения (С.Д.Смирнов, Е.Л.Григоренко). Выявлены свойства личности связанные с благоприятными и неблагоприятными для учебной деятельности каузальными атрибуциями успехов и неудач. Установлено, что понимание научных текстов старшекурсниками по ряду существенных характеристик является более высоким, чем у студентов младших курсов, но не достигает нормативного уровня и требует дальнейшего развития в послевузовском обучении (И.И.Ильясов). В кросскультурном (российско-китайском) исследовании выявлено, что в реальной практике отечественного образования роль положительных эмоций недооценивается учителями, что снижает эффективность школьного обучения (Н.Ф.Талызина). Проанализировано соотношение социальной желательности и внутренней позиции школьника с точки зрения структуры, динамики становления, значения при переходе в новую социальную ситуацию развития. Разработана методика диагностики социально-желательного поведения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Н.Г.Салмина). Разработан новый эффективный вид тренинга личностного роста для старшеклассников, основанный на использовании художественных средств самовыражения и психотехнических упражнениях. Он может быть использован как в исследовательских, так и практических целях (Н.А.Рождественская). Выявлены качественные особенности способов работы с учебным текстом у старшеклассников с различным «подходом к учению» (стилем учения) (И.Л.Можаровский, О.Е.Мальская). Предложены и апробированы новые методические приемы преодоления эгоцентризма у детей-дошкольников. Показано, что созданная методика не позволяет преодолеть эгоцентризм в полной мере, но формирует высший (3-ий) уровень конкретных операций классификации и сериации и частично снимает феномены несохранения у детей-дошкольников (И.Н.Погожина). Обнаружены различия во взаимосвязях содержания целевой сферы и психологического благополучия у подростков разного пола: показана связь экстринсивных (внешних) целей с психологическим благополучием у девушек и отсутствие такой связи в мужской части выборки. Результаты, свидетельствующие о том, что психологическое здоровье связано с целями, которые ставит перед собой человек, ставят под сомнение ценности, культивируемые средствами массовой информации и основанные главным образом на идеологии гедонизма и потребления (Т.О.Гордеева). Выявлена гендерная специфика структуры мотивации и самооценки учащихся младшего школьного возраста (8–9 лет). Показана гетерохронность их личностного развития и мотивации учебной деятельности (И.И.Вартанова). Предложена и апробирована методика формирования познавательных мотивов и элементов исследовательской деятельности у школьников младших классов (И.В.Коротаева).
– Разработка деятельностной теории учения и ее приложение к решению педагогических проблем. В исследованиях, проведенных в 2007 г.:
Наибольшая эффективность обучения достигается при использовании действий по усвоению теоретических понятий (Н.Ф.Талызина). Выявлены предварительно универсальные учебные действия когнитивного и личностного содержания (Н.Г.Салмина). Дополнены представления о составе учения действиями оценки исходной ситуации учения и принятия решения о его начале. Разработана методика их выявления. Показана роль познавательного и мотивационного подкрепления для формирования самостоятельности учения (Т.В.Габай). Выделены принципы организации деятельности по формированию общего механизма усвоения: предметности, системности, единства теории и практики, интериоризации, развития. (З.А.Решетова). Проведён анализ компонентов языков программирования как видов методологических знаний, способствующих творчеству, а также анализ деятельности говорения на иностранном языке (И.П.Калошина). Выявлены положения теории П.Я.Гальперина касающиеся содержания предмета педагогической психологии (М.А.Степанова). Показано, что специфика инноваций в образовании определяется особым характером обучаемых как объектов воздействия тем, что они являются личностями (И.А.Володарская). Выявлены варианты структуры задач и их связь со способом решения (Н.Е.Дерябина). Сформулировано положение об основной функции предметных действий в учении – построение учащимся общего типа усвоения. Предложена концепция построения общего способа освоения новой предметной области через введение в предмет (Е.В.Высоцкая).
Сотрудниками кафедры разработаны курсы: Педагогическое общение (проф. С.Д.Смирнов, V курс); программа курса «Методологические основы психологии»; Психология усвоения и обучения (проф.-конс. З.А.Решетова, с/к);  Введение в аналитическую психологию (доц. С.О.Раевский, с/п);  Формирование способов работы с учебными текстами у старших школьников и студентов (ст. препод. О.Е.Мальская, доц. И.Л.Можаровский, с/п); Формирование навыков взаимодействия (н.с. С.Л.Шелина, с/к).
 
Кафедра психологии труда и инженерной психологии (зав. проф. Ю.К.Стрелков). Продолжались работы в рамках темы «Психология формирования, функционирования и развития человека как субъекта труда» по направлениям:
1. Психология труда. Продолжалась теоретико-методологические разработка представлений о длительности действия, реализуемого человеком в рамках технологического процесса в профессиональном сообществе. Рассмотрено богатство процессов составляющих человеческое действие, его двигательная и когнитивная организация, и роль в функционировании различных систем организма. Обогащены содержания понятий «экстатичность» и «интенциональность». Описаны концептуальные представления о многомерных сетях интенциональностей (Ю.К.Стрелков). В рамках этого направления различные формы диалога и их временные структуры рассмотрены как важные средства для разработки центральных проблем психологии, таких как деятельность, личность, сознание. В работе показано, что в представлениях времени синхронизация, срок, ритм становятся менее значимыми понятиями по сравнению с длительностью, её содержанием, и переживанием её людьми, озадаченными ею. Таким образом, на первый план выходит спонтанность, а систематически организованная упорядоченность отступает на задний план (Ю.К.Стрелков, Л.П.Стрелкова).
Проводились теоретические изыскания по разведению понятий «компетенция» и «компетентность». Первое понимается как область порученных обязанностей, задач, как продукт организационного проектирования, вторая – как характеристика субъекта профессиональной деятельности, отражающая его готовность и способность выполнять порученные задачи. Представляется непродуктивным использовать термины компетенция и компетентность в отрыве от конкретной профессиональной деятельности, абстрактно, а также не рекомендуется смешивать, отождествлять эти термины, что часто встречается в современных работах, посвящённых «компетентностному подходу» в образовании (О.Г.Носкова).
Продолжались разработки психологических средств и механизмов самоуправления и саморегуляции функционального состояния профессионалов при решении рабочих и учебных задач» (А.С. Кузнецова).
2. Инженерная психология и эргономика. Продолжались исследования проблем труда и личности оператора железнодорожного транспорта. Рассмотрены такие составляющие профессиональной деятельности железнодорожников как мастерство, профессиональный опыт и проблемы принятия решения. Описаны профессиональные качества и личностные портреты специалистов железнодорожного транспорта (Ю.К.Стрелков).
Сформулирован новый подход к постановке и решению психофизической проблемы с позиций деятельностной психологии. Проведено различие между понятиями психологическая и психическая реальность. Разработана деятельностная концепция психологических часов (Б.И.Беспалов).
Продолжалось изучение морфологической составляющей профессиональной предметной деятельности человека. Были выявлены психологические механизмы выделенных ранее фаз морфологической стадии в процессе взаимодействия субъекта деятельности со средствами труда при реализации профессиональной деятельности (О.Н.Чернышёва).
3. Психология управления и организационная психология. Продолжались работы по теме «Психологические особенности конкурентоспособного менеджмента». Выделены проблемы для изучения психологических особенностей корпоративного управления. Наиболее актуальными представляются исследования содержания субъектно-образной, мотивационно-волевой и операционально-мыслительной составляющих психологической готовности действовать в условиях гибкого изменения организационных структур, должностных обязанностей, систем оплат. Показано, что не менее актуальным с организационно-управленческой точки зрения является оптимизация процессов идентификации персонала с организацией, ее целями, задачами, организационной культурой.
Проводились работы по Государственному контракту по теме «Разработка, апробация и внедрение методики тестирования государственных гражданских служащих», применение которой допустимо при проведении конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и зачислении в кадровый резерв» (Т.С.Кабаченко).
Продолжалась работа по международному проекту «Сравнительное исследование корпоративной культуры в странах Востока-Запада и России».
 
Кафедра психофизиологии (зав. проф. А.М.Черноризов) проводит исследования психофизиологических механизмов психических процессов и состояний – ощущений и восприятия, памяти и научения, мышления и сознания, эмоций и стресса, функциональных состояний и индивидуальных различий.
В рамках темы «Психология когнитивных процессов: общепсихологический, психофизиологический, нейропсихологический и социально-психологические аспекты» продолжается работа по обоснованию и апробации нового психофизиологического подхода к изучению когнитивных процессов, базирующегося на векторном принципе кодирования информации в нервных сетях. Проведено экспериментальное исследование кортикальных механизмов зрительной категоризации. В частности, механизмов преобразования двумерных паттернов (плоских изображений, различающихся по яркости, цвету и конфигурации) в предметный образ, характеризующийся константностью цвета и формы. Установлено, что во всех случаях – сенсорным механизмом различения и спецификации простых, «одномерных» стимулов в зрительной системе является трехуровневая нейронная сеть. На этом основании заново формулируется классическая гипотеза о сложном двухстадийном процессе формирования предметного образа в зрительной системе. На первой (сенсорной) стадии процесс направлен снизу вверх, от сетчатки к зрительной коре. Поскольку характеристики нейронов и синаптические связи между элементами этой нейронной сети жестко фиксированы, выходная информация здесь однозначно определяется входными характеристиками светового излучения. На второй (перцептивной) стадии информационный процесс направлен сверху вниз, от височной коры к зрительной, и, кроме того, параллельно идет обмен информацией между зрительной корой левого и правого полушарий. Отсюда неоднозначная зависимость таких свойств предметного образа, как константность цвета и формы, от характеристик светового излучения, попадающего на сетчатку. Для решения этой проблемы механизмы детекции стимулов предлагается соединить с механизмами категоризации.
Под руководством проф. Е.Н.Соколова, президента Международной психофизиологической организации проф. К.Мангины и проф. А.М.Черноризова начата работа по изучению механизмов улучшения специфических аналитических способностей в зрительной модальности. На первом этапе проекта было установлено, что перцептивное пространство стимулов теста Мангины (направленного на диагностику специфических аналитических способностей в зрительной модальности) является шестимерным и сферичным. Оказалось, что одна пара осей этого пространства отражает механизм кодирования размера двумерных фигур-стимулов, вторая пара –  механизм кодирования количества углов, третья пара – механизм кодирования ориентации стимулов. На следующих этапах проекта будет показано, как в ходе тренинга зрительно-аналитической способности происходит расширение перцептивного и построенного по данным вызванных потенциалов «кортикального» пространств под влиянием пластических перестроек в зрительной системе. Эти данные позволяют продвинуться в понимании общих механизмов пластичности мозга в процессах обучения.
Продолжались исследования по теме «Психофизиология семантического кодирования». Изучение мозговых механизмов, ответственных за определение значения слова исследовалось на модели искусственно сформированной системы бимодальных знаков, которая позволяет организовать управляемый семантический конфликт. Разработан вариант модели из нейроподобных элементов, описывающий принципы формирования и функционирования знаковой (понятийной) системы человека. Продолжалось также комплексное междисциплинарное (совместно с кафедрой нейропсихологии и Психологическим институтом РАО) исследование нейропсихологических и психофизиологических параметров индивидуальных различий при заикании. Были получены новые данные о нейрокогнитивных механизмах заикания, выявлен нейропсихологический синдром заикания, локализованы мозговые структуры, порождающие этот дефект, описаны связи мозговых дефектов с паттерном вторичных когнитивных, эмоциональных и поведенческих нарушений в психической деятельности. Проанализирована динамика восстановления нормального мозгового, когнитивного и эмоционального функционирования в ходе успешной коррекции заикания. Выявлен более широкий, чем речевой фактор – фактор готовности к действию, нарушающийся при заикании. Построена оригинальная авторская типология заикания на основе кластеризации нейропсихологических и психофизиологических паттернов по критерию межполушарной асимметрии по речи.
На основе сопоставительного анализа исследовались механизмы зрительного восприятия различных сложных характеристик (красота и привлекательность) и эмоциональных выражений человеческого лица. Изучались гендерные особенности восприятия собственного внешнего облика и тревожность подростков. Изучалась структура мотивации и самооценки младших школьников. Продолжалось комплексное (совместно с кафедрой нейропсихологии и ЦМТС МГУ) исследование роли и функции гиппокампа в процессах памяти на основе метода дифференциальной морфометрии. Сопоставлялись нейропсихологические показатели памяти и креативности со структурными особенностями гиппокампа у лиц пожилого возраста. Выявлялись факторы эффективного опосредования запоминания при нормальном старении.
На клеточном уровне выполнена серия экспериментальных работ по теме «Привыкание нейронов при эпилептиформной активности». Получены данные, подтвердившие гипотезу о возникновении эпилептиформной активности в нейронах при действии низких доз блокатора кальциевых каналов, хлорида кобальта в концентрациях, не влияющих на синаптическую передачу. Получены данные, подтверждающие гипотезу о возникновении внутриклеточной реверберации возбуждения в нейронах в условиях минимального снижения кальциевой проводимости. Теоретическое значение полученных данных обсуждается в терминах взаимодействия разнонаправленных процессов синаптической пластичности – «позитивного и негативного» научения. Практическое значение результатов обсуждается в связи их важностью для оценки последствий загрязнения окружающей среды солями тяжелых металлов.
В рамках темы «Психофизиология функциональных состояний и эмоций человека» продолжается экспериментальная работа по выявлению роли гамма-ритма в регуляции функциональных состояний и изучению мозговых механизмов сенсорных и когнитивных процессов на основе интеграции многоканальной электроэнцефалографии со структурной магнитно-резонансной томографией мозга человека. Выявлена роль частотно-специфических генераторов гамма-ритма в процессах восприятия, внимания и кратковременной (рабочей) памяти. Впервые данный метод был использован для изучения процессов рабочей памяти. Было найдено, что выполнение задания на перемножения двухзначных чисел активирует частотно-специфические гамма генераторы в нейронных сетях префронтальной, цингулярной коре, мозжечке, а также в модально-специфической – зрительной коре. Фокусы гамма активности, представленные локализацией эквивалентных дипольных источников на магнитно-резонансных томографических срезах мозга возникают в зрительной коре, носят локальный характер и характеризуются большой устойчивостью. Активное внимание к звуковым стимулам для выполнения сенсомоторной реакции также представлено совместной активностью частотно-специфических гамма генераторов во фронтальных системах мозга и модально-специфической слуховой коре. Методом микроструктурного анализа гамма-ритма выявлено взаимодействие структур мозга, указывающее на управляющую функцию передних областей коры в когнитивных процессах, которая реализуется за счет частотно-фазовой синхронизации активности частотно-специфических гамма генераторов и носит циклический характер.
Продолжается теоретический и экспериментальный поиск метода, позволяющего получить интегральную оценку психофизиологического статуса человека, которая может быть использована для мониторинга ФС в процессе моделирования наиболее сложных аспектов его профессиональной деятельности. В рамках НИР кафедры с ОАО РЖД РФ было проведено экспериментальное исследование по выявлению и оценке профессионально важных качеств (ПВК) машинистов инструкторов. С помощью программной реализации алгоритма искусственной нейронной сети – самообучающейся карты Кохонена (СКК) был успешно апробирован векторный метод объективной оценки комплекса психологических и психофизиологических показателей, коррелирующих с профессионально важными качествами машинистов-инструкторов. Результаты исследования показали, что исследуемые параметры, можно рассматривать не по отдельным показателям, а в виде целостного вектора. В этом случае каждый из использованных показателей служит компонентом входного вектора для искусственной нейронной сети. В дальнейшем, после решения задачи отбора минимально необходимых и достаточных для анализа психологических и/или психофизиологических параметров, для преодоления ограничений имеющихся универсальных программных нейросетевых пакетов предполагается создание специализированной программы на языке высокого уровня в среде Windows 9x/2000/XP на базе алгоритма самообучающихся карт Кохонена. Эта программа будет адаптирована к специфике комплексной оценки профессионально важных качеств, в таких видах деятельности, которые связанны с высоким риском возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Совместно с кафедрой психологии труда и инженерной психологии, также по договору с ОАО РЖД, ведутся работы по теме «Разработка концепции и нормативной базы эргономического обеспечения профессиональной деятельности работников локомотивных бригад».
Продолжаются экспериментальные исследования по использованию психофизиологических методов для диагностики и коррекции психологических и психосоматических нарушений. Перспективным направлением в этой области считается использование количественных показателей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и показателей вегетативной НС, как для диагностики, так и для коррекции таких расстройств с помощью метода биологической обратной связи (БОС). В частности, проведено экспериментальное исследование по применению психофизиологических методов диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Базовой гипотезой исследования выступило положение о том, что СДВГ сопровождается функциональными изменениями в работе нейрофизиологических механизмов и систем, обеспечивающих нормальное функционирование и протекание процессов произвольного и непроизвольного внимания. В процессе БОС-тренинга с регуляцией определенных (контролируемых) параметров ЦНС у пациента формируется новая система регуляции функционального состояния, обеспечивающая оптимальное протекание процессов внимания. Установлено, что в результате тренинговых сессий с использованием метода биологической обратной связи произошли явные изменения в контролируемых показателях – мощности спектров ритмов бета- и тета-диапазонов. Рост мощности спектра бета-диапазона составил в среднем 30%, снижение мощности тета-дапазона составило в среднем 20%. В ходе БОС тренингов также значительно меняется характер взаимоотношений между отдельными областями мозга, что отражается в структуре, количестве и величине связей между различными отведениями и сопровождается изменениями функциональных значений. Динамические изменения всех анализируемых параметров (контролируемых и сопутствующих), происходящие под воздействием БОС-тренинга, прямо свидетельствуют об изменении структуры корково-подкорковых взаимодействий. Эти изменения можно интерпретировать как проявление активности структурных и функциональных механизмов, возникающих в процессе формирования новой функциональной системы, обеспечивающей оптимальное протекание процессов произвольного и непроизвольного внимания.
Разработан спецкурс «Современные методы локализации мозговой активности» (А.В.Вартанов, IV курс).
 
Кафедра социальной психологии (зав. проф. Т.Г.Стефаненко).
– Психология социального познания. Продолжено изучение социально-психологических проблем становления среднего класса в современной России. При условии нечёткости критериев выделения среднего класса как особой социальной группы в современной стратификации российского общества:
1) выявлена значимость такого критерия, как самоидентификация представителей среднего класса;
2) установлена связь ценностей представителей среднего класса с уровнем их самоидентификации;
3) зафиксирована динамика ценностей и ценностных ориентаций от поколения первых представителей среднего класса ко второму поколению («дети»);
4) получены данные о соотношении ценностей представителей среднего класса и их политических ориентаций.
Была предпринята попытка построения теоретической модели функционирования предубеждений как феномена межгрупповых отношений и ее эмпирическая проверка на примере межэтнических отношений. Предубеждение определяется как негативная социальная установка, основной функцией которой является защита от потенциальной опасности со стороны аутгруппы. В качестве основного фактора, приводящего к проявлению предубеждений к аутгруппе, рассматривается восприятие угрозы. Помимо этого, в качестве фактора, опосредующего восприятие угрозы со стороны аутгруппы, была выделена выраженность этнической идентичности (проф. Т.Г.Стефаненко, асп. А.М.Арбитайло).
Продолжалась работа над проблемой образа времени как элемента образа социального мира. Эмпирически образ времени операционализировался как временная перспектива личности. Исследовались взаимосвязи временной перспективы со стратегиями совладания, способами организации времени, отдельными личностными особенностями (локусом контроля, тревожностью, самоэффективностью). Получены следующие эмпирические результаты:
1) установлена достоверная взаимосвязь показателей по графическому тесту Коттла и опроснику Ф.Зимбардо «Временная перспектива»;
2) установлены корреляционные связи особенностей временной перспективы личности и выбора стратегий совладания, а именно – конструктивных копинг-стратегий с ориентацией на настоящее;
3) установлены корреляционные связи особенностей временной перспективы личности и уровня тревожности, а именно – высокой тревожности и ориентации на будущее;
4) установлены корреляционные связи особенностей временной перспективы личности и локуса контроля, а именно – интернального локуса контроля и ориентаций на прошлое/будущее (проф. Е.П.Белинская).
Продолжена разработка социальной психологии здоровья и болезни с позиций теории социальных представления. Полученные результаты касаются особенностей представлений о здоровье и болезни в различных группах молодёжи, а также динамики этих представлений (в т.ч. на примере представлений о раке):
1) выявлены особенности представлений о здоровье и болезни, обусловленные русской культурой (доц. И.Б.Бовина, мл.н.с. Н.Г.Малышева);
2) изучались представления о здоровом образе жизни в группах некурящей молодёжи, в разной степени вовлечённой в занятия спортом (мл.н.с. Н.Г.Малышева).
Рассматриваются механизмы динамики представлений о здоровье и болезни, обсуждается связь представлений о риске с представлениями о здоровье и болезни (доц. И.Б.Бовина).
Проводился дальнейший теоретический анализ и эмпирические исследования социально-психологических аспектов функционирования организаций на основе концепций психологии социального познания (в первую очередь, теории социальной идентичности и самокатегоризации). Проведены эмпирические исследования, направленные на изучение социально-психологических и индивидуальных факторов организационной идентификации и организационной приверженности: возраст, стаж работы, мотивация достижений работников, а также стили управления, межгрупповые отношения, воспринимаемый престиж отдела и организации, различные аспекты удовлетворенности трудом (доц. С.А.Липатов).
Продолжена разработка подхода и методик исследований роли бренда в процессе социальной категоризации. Получены следующие результаты:
1. В процессе социальной категоризации бренды могут выступать в качестве признаков социальных категорий.
2. Эффективность опознания социальных категорий с использованием брендов в качестве признаков категорий немого ниже, чем в случае, когда в качестве категорий используются человеческие качества. Это может указывать на тот факт, что использование брендов как признаков категорий в процессе социальной категоризации не столь распространено, как использование человеческих качеств.
3. Использование брендов в качестве признаков социальных категорий может варьироваться в зависимости от объекта и субъекта социальной категоризации.
4. Процедура ранжирования брендов, выбираемых в качестве признаков социальных категорий, позволяет выделить ядро и периферию признаков категорий для какого-либо социального объекта (доц. Т.В.Фоломеева).
– Активные формы социально-психологического воздействия. В связи с изучением научного наследия проф. Л.А.Петровской была проведена работа по методологическому и теоретическому осмыслению социально-психологического тренинга как формы активного воздействия (с применением экспертного опроса), а также анализировалась специфика тренинга как метода практической работы психолога (по сравнению с диагностикой и консультированием). Была разработана модель социально-психологического тренинга на материале перцептивно ориентированного тренинга Л.А.Петровской (доц. О.В.Соловьёва).
Проведено диссертационное исследование асп. А.С.Купавской «Социально-психологический тренинг как метод развития этнокультурной компетентности подростков», посвящённое теоретическому обоснованию модели тренинга развития этнокультурной компетентности и изучению его эффектов. В основе исследования лежит теоретическое и методологическое обоснование понятия этнокультурной компетентности, переосмысление данного понятия с точки зрения компетенциарного подхода и создание его модели, что имеет особую значимость для системы образования в России, развивающейся в ситуации межэтнической напряжённости, а также в контексте принятия идей Болонской декларации.
Созданы программы тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе – в рамках городской программы «Москва многонациональная. Формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия» (проф. Т.Г.Стефаненко). Проведена работа по включению современных мифов и юмористического материала в программы редукции этнических предубеждений (проф. Т.Г.Стефаненко, асп. А.М.Арбитайло).
Продолжалась диагностика и разработка программ повышения уровня адаптации иностранных студентов в российских вузах. Разработана программа повышения квалификации специалистов, работающих с иностранными студентами (проф. Т.Г.Стефаненко совместно с кафедрой психологии РУДН).
Разработан системный социально-психологический подход и метод диагностики организаций, применяемый в рамках организационного консультирования (ст.н.с. М.А.Иванов).
Разработаны новые курсы: Психология менеджмента (проф. Т.Ю.Базаров); Психология общения» (доц. О.В.Соловьёва, V курс д/о, VI курс в/о); Гендерная психология (мл.н.с. Н.Г.Малышева).
Существенно обновлена тема «Контент-анализ» в общем практикуме по психологии (ст.н.с. А.В.Журавлёв, ст.н.с. Е.Н.Павлова, мл.н.с. Н.Г.Малышева).
 
Кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. М.Ш.Магомед-Эминов). Работа была продолжена в направлении изучения позитивных последствий экстремального стресса, а также развитии методологии и технологии оказания психологической помощи. Для объяснения позитивных последствий экстремального стресса разработан метапсихологический подход, рассматривающий экстремальную ситуацию не только со стороны негативных последствий, но и позитивных. Индивидуально-психологические и ситуационные детерминанты экстремальности нашли своё отражение в разработке классификации модусов бытия личности и соответствующих этим модусам видов психологических последствий для человека. На основе разработки феномена транзитности (бытия-между), трансгрессии и других стало возможным описание и психотерапевтическое видение экстремальной ситуации, а также методологическое обоснование методов оказания психологической помощи уцелевшему, утратившему и другим людям с целью достижения позитивного результата. Продолжалась разработка теории травмы, горя и утраты, изучение темпоральных основ психологической помощи, выделение психологических механизмов стресса и их связи с физиологическими показателями. Также продолжалось теоретическое исследование конкретных видов стрессовых состояний человека: посттравматических стрессовых реакций, острых стрессовых реакций, синдрома выгорания, экзаменационного стресса и других.
Методология и технология оказания психологической помощи разрабатывалась как на метапсихологическом уровне, так и на практическом. Концепция психологии психологической помощи рассматривает данную область практики как нуждающуюся в собственной методологии, основанной на рассмотрении живого человека, что требует развернуть конкретную психологию жизни сингулярного человека. Кроме объяснения явления, описания феноменов, психология выходит в особую помогающую ситуацию, в которой клиент выступает не только со стороны описания и объяснения его поведения, но и со стороны развития его личности. Также продолжалась разработка и апробация новых методов и техник оказания психологической помощи: позитивно-негативной психотерапии, сублиминальных методов диагностики и избавления от зависимостей, дистанционных методов психологической помощи (Интернет-консультирование, телефонное консультирование), использования виртуальной реальности в психологической помощи и других.
Сотрудниками кафедры подготовлены: новые спецкурсы специализации по тематике «Феномен экстремальности в современном мире»: Психология терроризма и насилия; Психология смерти и умирания; Психоанализ кризисных состояний культуры; Психология утраты; спецпрактикум «Стрессменеджмент».
 
Лаборатория психологии труда (зав. проф. А.Б.Леонова). Психическая надежность и устойчивость персонала к стрессу в условиях технологических и организационных инноваций. Этап «Психологические средства и механизмы обеспечения надежности деятельности и здоровья профессионала».
В рамках структурно-интегративного подхода к анализу функциональных состояний человека и когнитивно-транзактного подхода к изучению стресса проведена разработка концептуальной модели анализа психической надежности профессионалов как индивидуальной характеристики устойчивости к стрессу, обеспечивающей успешную регуляцию трудовой деятельности и сохранение здоровья в условиях повышенной напряженности. По результатам циклов экспериментально-прикладных исследований (общая численность обследованных контингентов составила более 2000 человек) проведена верификация предложенной модели и доказано, что разработанная система интегральной оценки психической надежности по показателям индивидуальной стресс-резистентности обладает высокой диагностической чувствительностью и конструктной валидностью. Проведена комплексная оценка эффективности внедрения программ психологической поддержки персонала в организациях разного типа, направленных на устранение факторов риска для надежности деятельности и формирование эффективных навыков саморегуляции состояния в стрессовых ситуациях. Разработаны и научно обоснованы принципы комплектации специализированных программ психологической профилактики и коррекции для повышения уровня индивидуальной стресс-резистентности, рекомендованных к использованию в различных условиях выполнения профессиональных задач.
Сотрудниками лаборатории подготовлены спецкурсы для студентов IV–V курса д/о, VI курса в/о и спецпотока: Основы психосемантики профессий, Прикладные аспекты профессиональной психосемантики: семантические особенности переговорного процесса (М.М.Абдуллаева); Психология межличностной координации в бизнесе, Психология предпринимательской активности и частной инициативы, Основы психологического консультирования (Ю.О.Сливницкий); Подготовка и проведение организационного тренинга (н.с. А.А.Качина).
В рамках проекта «Реализация инновационных образовательных программ в области психологии» разработаны новые спецкурсы: Управление стрессом при ведении профессиональных переговоров (А.Б.Леонова, И.А.Мотовилина); Инновационные процессы и кризисы в развитии организации  (И.А.Мотовилина).
 
Лаборатория нейропсихологии (зав. проф. Т.В.Ахутина).
– Теория нейропсихологии и нейролингвистики. Проанализирован вклад Л.С.Выготского в теоретические основания нейропсихологии, сделан обзор новейших зарубежных исследований (нейробиологических, нейропсихологических и экономических) о развитии психики ребёнка и её коррекции (Т.В.Ахутина). Обобщены современные отечественные и зарубежные работы в области детской нейропсихологии (Ж.М.Глозман).
– Нейропсихологическая диагностика и коррекция ВПФ в детском возрасте. Обобщены данные по разработке и апробации методов нейропсихологической диагностики детей 5–9 лет, включая лонгитюдное исследование младших школьников. Обобщены методические разработки по преодолению трудностей учения у детей с помощью нейропсихологических методов. Продолжен анализ трудностей письма и чтения; проведен анализ наглядно-образного мышления и зрительных функций детей с разной успешностью обучения; изучено влияние занятий музыкой на ВПФ младших школьников. Проведён анализ двигательных нарушений у детей. Анализируются механизмы и методы коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Исследуется волевая организация поведения детей 5–7 лет.
Проводится анализ смысловой стороны речи детей с различными нейропсихологическими профилями.
– Исследование ВПФ у больных с различной нозологией. Изучаются факторы болезни/здоровья в их взаимосвязи с качеством жизни и внутренней картиной болезни. Проводится работа по обобщению опыта нейропсихологической диагностики больных с эпилепсией. Рассмотрены индивидуальные различия у больных с заиканием. Анализируется варианты лобных синдромов и проводится нейропсихологический анализ выполнения методики Выготского-Сахарова.
 
Лаборатория психологии восприятия. Проведён анализ и подготовлен обзор современной англоязычной литературы по проблеме константности восприятия ахроматического цвета поверхности. С точки зрения современных подходов пересмотрены и проанализированы данные экспериментальных исследований, проведенных в лаборатории за период 1994–2006 гг. Проведена серия экспериментов по проверке гипотезы о влиянии одного субъективно параметра образа на другой в процессе восприятия сложной сцены, а именно ахроматического цвета одного участка сцены на ахроматический цвет другого участка, для иллюзии Бенари. Проведено также пилотное исследование, направленное на выявление факторов, определяющих «иерархию» элементов образа. 
Проведены экспериментальные исследования динамических характеристик формирования иллюзорных цветов методом подпороговой суммации. В качестве стимулов использовались иллюзии цветового одновременного контраста и «неоновых» цветов. Для иллюзии «неоновых» цветов на начальной стадии формирования (70–450 мс) наблюдается взаимодействия реального и иллюзорного цвета, характерные для иллюзии цветового одновременного контраста. При больших временах это явление исчезает. Для объяснения использовалась модель нейронных сетей Гроссберга. Однако инверсию взаимодействия реальных и иллюзорных цветов на начальной стадии их формирования модель описать не может. Полученный результат предполагает существенно изменить параметры модели для объяснения формирования иллюзорных цветов.
Продолжен цикл теоретических исследований, связанных с использованием геометрических методов интерпретации результатов психофизических экспериментов. Эффективность такого геометрического подхода обусловлена его независимостью от тех специфических наборов тестовых стимулов, которые используются в конкретных исследованиях, играя роль «базиса». Геометрическая интерпретация, не связанная с выбором базиса, позволяет выявить инвариантные структуры, которые характеризуют саму зрительную систему и не зависят от методики эксперимента. В рамках этого подхода работу испытуемого можно интерпретировать, как наделение пространства стимулов некоторой геометрической структурой. Психофизические измерения определяют в этом пространстве некоторую метрическую структуру, обусловленную различной степенью субъективной близости предъявленных стимулов.
Подготовлены спецкурсы: Зрительные иллюзии: что они нам говорят о зрительном восприятии? (Г.Я.Меньшикова, IV курс); Память в психологии и психолингвистике  (О.В.Фёдорова, Е.В.Печенкова, филологический факультет).
 
Лаборатория психологии профессий и конфликта. Ведётся изучение общих проблем психологического профессиоведения; психологических проблем профессиональной подготовки и профессионального становления студентов-психологов. В их числе: исследование мотивации к освоению профессии как главного фактора профессионализации; анализ и развитие ценностно-смысловой сферы, работа по осознанию в ней места и роли профессиональных ценностей; анализ условий профессионально-личностного самоопределения; исследование индивидуально-личностных особенностей студентов, способствующих профессиональному становлению; выявление проблемных областей становления профессионализма и возможных путей и форм их устранения. Особенное внимание уделяется становлению профессионала в условиях неизбежной, особенно в современных условиях, неопределенности.
Выполняется профессиографический анализ специальностей Московского университета. По единой схеме составлено 35 развернутых профессиограмм психологов, занимающих трудовые посты в системе образования и социального обслуживания, в здравоохранении, в производственных организациях. Осуществлён углубленный анализ работы психолога-профконсультанта.
Разрабатывается компьютерно-информационная поддержка профессионального самоопределения школьников; компьютерная программа «Team Creator», позволяющая оценивать наиболее удачные комбинации состава команды на предмет более оптимальной психологической совместимости (совместно с ИЭ МАЭП).
Получена информация о внутренней картине профессионального становления студентов-психологов. Выявлен комплекс серьезных проблем обучения и профессионализации студентов, решение которых требует внесения определенных корректив, как в саму парадигму обучения, так и в методы взаимодействия кафедр и лабораторий факультета со студентами. Многие студенты остро нуждаются в индивидуальной работе – в наставниках на пути профессионального самоопределения. Выявлена острая негативная реакция студентов на дефицит активных форм обучения в структуре учебного процесса.
Вновь ставится вопрос о налаживании «Консультационной службы профессиональной поддержки студентов-психологов».
 
Лаборатория психологии общения и психосемантики вела работу по направлениям: разработка общеметодологических проблем изучения сознания и проблематики конструктивистской психологии (В.Ф.Петренко, Ф.И.Барский, А.М.Улановский); психосемантический анализ политического, этнического и религиозного сознания (В.Ф.Петренко, О.В.Митина, И.А.Каменев); анализ нетрадиционных психопрактик и форм познания (В.Ф.Петренко, В.В.Кучеренко, А.В.Россохин), исследование особенностей восприятия, категоризации и осмысления различных произведений искусств (В.Ф.Петренко, А.Х.Киракосян, Е.Коротченко, Т.И.Менчук), разработка математических методов анализа данных в психологии (О.В.Митина), разработка качественных методов исследования и нарративного анализа (А.М.Улановский, Ф.И.Барский). Проведён ряд эмпирических исследований с использованием психосемантического подхода и методологии (исследования религиозного менталитета, восприятия и категоризации произведений искусства, измененных состояний сознания). Осуществлено экспедиционное исследование в республики Бурятия и Тува в рамках проекта кроссконфессионального исследования менталитета и систем ценностей представителей различных религий.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– III всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» (9–13 апр.);
– IV съезд Российского психологического общества; симпозиум «Социальная и психологическая безопасность человека в информационном пространстве» (Ростов-на-Дону; 18–21 сент.);
– Лурия-2007: Наследие А.Р.Лурия и современность (10 окт.);
– III международная научно-практическая конференция «Развитие научного наследия А.Р.Лурия в отечественной и мировой психологии»,  посвященная памяти А.Р.Лурия (г. Белгород, 10–12 окт.);
– всероссийская конференция с международным участием «Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России», посвящённая памяти Н.Н.Ладыгиной-Котс, (г. Пенза, 24–26 окт.);
– III международная научная конференция по проблемам безопасности и противодействия терроризму (25–27 окт.);
– международная научно-практическая конференция «Психология общения: тренинг человечности», посвящённая 70-летию со дня рождения Л.А.Петровской (1937–2006) (15–17 нояб.).
 
Кандидаты наук 2007 г. Кандидатские диссертации защитили: инж. кафедры общей психологии Битюцкая Екатерина Владимировна («Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях»); лаборант кафедры общей психологии Петракова Екатерина Евгеньевна («Образная регуляция в опосредованном общении: на примере телевизионной коммуникации»); н.с. лаборатории психологии труда Злоказова Татьяна Андреевна («Психологическая саморегуляция как средство оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе бизнес-тренингов»); мл.н.с. кафедры психологии труда и инженерной психологии Чумаков Александр Алексеевич («Методика конструирования тестов профессиональных достижений с использованием интернет-технологий»).
 
Персоналии. Проф. Н.Ф.Талызина награждена Золотой медалью РАО.
Чл.-корр. РАН В.Ф.Петренко стал победителем конкурса научно-популярных статей по результатам исследований, проведенных в рамках проектов, поддержанных грантами РФФИ «Динамика измененных состояний сознания: психосемантический анализ».
 
Публикации.
Монографии
 
Асмолов А.Г., Солдатова Г.У. и др. Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий;
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса;
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием;
Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология: от психологии жизни к психологии бытия;
Tsvetkova L.S. Neuropsychology and learning. Problems in the school.