МГУ–2008: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 90 лет со дня рождения профессора-консультанта кафедры педагогической психологии и педагогики, Заслуженного профессора Московского университета, лауреата премии им. М.В.Ломоносова Решетовой Зои Алексеевны. Участник Великой Отечественной войны. Специалист в области психологии обучения. Читала курсы «Педагогическая психология», «Психологический анализ учебного процесса», «Психологические основы профессионального обучения».
Лауреат премии Президента РФ в области образования (1998).
 
Исполнилось 85 лет со дня рождения Заслуженного профессора Московского университета, лауреата премии им. М.В.Ломоносова, академика РАО Талызиной Нины Фёдоровны. Выпускница Ярославского педагогического института (1945) Н.Ф.Талызина работает в МГУ с 1950 г., в 1966–1995 гг. заведовала кафедрой педагогической психологии и педагогики, с 1989 г. – декан Учебного центра по переподготовке работников системы образования. Читает курсы «Педагогическая психология», «Психологическая диагностика интеллекта», «Зарубежные теории учения».
Лауреат премии Президента РФ в области образования за цикл работ по психологическим основам управления процессом усвоения знаний (1998).
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего лабораторией психологии общения и психосемантики члена-корреспондента РАН Петренко Виктора Фёдоровича. Специалист в области психологии сознания, психосемантики, политической и этнической психологии, психологии искусства и массовых коммуникаций. Читает курсы «Психология сознания», «Психосемантика».
Лауреат премии им. С.Л.Рубинштейна (1999, РАН).
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры психологии образования и педагогики Рождественской Наталии Андреевны. Специалист в области проблем развития межличностного познания и самопознания у учителей, родителей, школьников. Читает курсы «Педагогическая психология», «Педагогика: теории воспитания», «Диагностика и развитие личностных особенностей подростков и юношей в школьной психологической службе», «Психологическое консультирование и воспитание».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры психологии труда и инженерной психологии Кабаченко Татьяны Сергеевны. Специалист в области психологии управления, психологии труда и психологического воздействия, психологической безопасности в рамках различных профессий и организаций. Читает курсы «Психология управления», «Методы психологического воздействия».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры методологии психологии Матвеевой Лидии Владимировны. Специалист в области общей психологии коммуникаций, проблем психологической безопасности человека в информационном пространстве, коммуникаций в телевидении и рекламе. Читает спецкурсы «Визуальная коммуникация в телевидении и рекламе», «Психология рекламного воздействия».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры психологии труда и инженерной психологии Носковой Ольги Геннадьевны. Специалист в области истории отечественной и зарубежной психологии труда, психологии управления, организационной психологии, экономической психологии, психологии профессий. Читает курсы «Психология труда», «Психология профессий», «История психологии труда», «Тектология А.А.Богданова и психология».
 
Наука. В 2008 г. научно-исследовательская работа велась по следующим направлениям фундаментальных научных исследований.
Психология безопасности и противодействие терроризму
Это направление стало новым для психологической науки. Методологический и теоретический анализ проблем психологии безопасности в антитеррористической деятельности позволил выявить индивидуально-психологические и личностные характеристики, выступающие как фактор риска и фактор устойчивости при решении задач первичной профилактики, психологической коррекции и реабилитации в ходе проведения антитеррористических мероприятий. Особое внимание было уделено мотивационно-смысловому аспекту террористической деятельности человека на этапах вовлечения в террористические организации и участия в них. Разработанные методические рекомендации по комплексному психологическому сопровождению ликвидации последствий террористических актов создали необходимую основу преодоления их психотравмирующего воздействия и уменьшения социальных рисков. Была разработана психологическая модель специалистов, работающих с пострадавшими в результате террористических актов, позволившая создать технологию профессионального подбора и обучения специалистов соответствующего профиля.
Методология, теория и история психологии; методики психологического исследования
Проблемы методологии научного исследования занимают особое место в научной деятельности факультета. В рамках этого приоритетного направления разрабатывались две темы – «Человек как субъект общественных изменений: общепсихологические проблемы» и «Психосемантика сознания».
Исторический анализ возникновения психологической науки, дифференциации её отраслей, изменения соотношения фундаментальной, прикладной и практической психологии, рассмотрение логики развития научных школ и направлений с учетом прогресса наук и социальных запросов, выступает основой прогнозирования и проектирования развития психологической науки. Большое внимание было уделено анализу истории и современного состояния проблемы соотношения гуманитарной и естественнонаучной ориентаций в психологии в их качественном своеобразии и перспективах развития, позволившему на основе выделения закономерностей развития научного знания определить традиции и перспективные направления развития фундаментальных и прикладных психологических исследований.
Исследования были сконцентрированы на осознании и рефлексии итогов психологии в России ХХ столетия в соотношении и взаимосвязи с мировым научным процессом. Был проведен исторический и теоретический анализ идей школы А.Н.Леонтьева на основе выявления философско-мировоззренческих оснований психологического познания. Большое внимание было уделено философским основаниям концепций Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна – основоположникам отечественной школы психологии. Одним из направлений исследования стало соотнесение методов психологического исследованиями с основными научными парадигмами в психологии.
Исследование личностной сферы человека осуществлялось с позиций культурно-исторического, историко-эволюционного и деятельностного подходов.
В рамках исследования фундаментальной проблемы мотивационно-смысловой регуляции деятельности были проанализированы механизмы и уровни смысловой регуляции и самодетерминации личности.
В развитие традиций научной школы исследования мышления О.К.Тихомирова было проведено всестороннее исследование современного состояния смысловой теории мышления, ее становления и «точек роста», обосновано ее существование и статус в современной психологической науке. Результаты исследований в области мотивации мышления, смысловой и целевой регуляции, методического аппарата стали значительным вкладом в психологию познания.
Был осуществлён теоретический и эмпирический анализ познания, игры, средств общения и деятельности человека, опосредованной новой информационной культурой и технологиями, в частности, Интернетом. Были рассмотрены исторические аспекты становления и развития нового исследовательского направления – психологии информатизации. Изучение психологических особенностей пользователей компьютеров позволило выделить особую возрастную сенситивность детей и подростков в применении компьютеров. Фокусом внимания стало изучение мотивации опосредствованной компьютером познавательной, игровой и коммуникативной деятельности (на примере игроков в компьютерные игры и хакеров). Было осуществлено кросс-культурное исследование игровой деятельности на материале российских, китайских, американских, французских игроков ролевые групповые онлайновые игры. Выполнен анализ перспективных применений в психологии систем виртуальной реальности и сопоставление виртуальной реальности и измененных состояний сознания.
Общеметодологический анализ проблем изучения сознания был осуществлен в контексте обсуждения проблем конструктивистской психологии. Психосемантический анализ политического, этнического, религиозного сознания, восприятия и осмысления произведений искусства, нетрадиционных психопрактик и форм познания (в частности, медитации) позволил выделить категориальную сетку, определяющую семантику сознания человека. В рамках проекта кроссконфессионального исследования менталитета и систем ценностей представителей различных религий был проведен сравнительный анализ восточных психотехник и существующих западных видов и методов психотерапии. В контексте разработки новых методов исследования в психологии в равной мере внимание было уделено как проблеме систематизации методов математического анализа данных, так и качественным методам исследования, в частности нарративному анализу.
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания
Это направление было представлено тремя темами – «Человек как субъект общественных изменений: возрастно-психологические аспекты», «Деятельностный подход в психолого-педагогической науке», «Роль генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивных характеристиках».
Теоретические и эмпирические исследования роли семьи в развитии личности на разных этапах онтогенеза, закономерностей развития и функционирования семьи были посвящены актуальным проблемам – роли детско-родительских отношений в развитии ребенка, становлению родительской позиции матери и отца, новым формам брачно-семейного союза («пробные» и гражданские браки), имплицитной теории семьи, соотношению психологической совместимости супружеской пары и удовлетворенности браком. Предметом особого интереса стал процесс становления автономии у подростков, рассмотренный в контексте отношений с родителями. Отличительной особенностью этого цикла работ была их практическая направленность и верифицируемость основных гипотез не только в исследовании, но и в практической работе с семьями, обращавшимися в психологическую консультацию «Семья и детство» факультета.
Проблема вариативности конкретных форм осуществления нормативного развития детей в онтогенезе получила свое разрешение в разработке основных положений типологического подхода к онтогенетическому развитию ребенка. Центральное место в исследованиях заняла привязанность ребенка к близкому взрослому как системообразующий фактор, определяющий тип развития и обуславливающий развитие личности на последующих стадиях развития.
Исследование познавательного, эмоционального и ценностно-морального развития современных детей и подростков было сосредоточено на основных линиях личностного развития. В рамках подготовки федерального государственного стандарта общего образования нового поколения была продолжена работа над Программой развития универсальных учебных действий как универсальных способов познания и освоения мира, выступающей неотъемлемой частью проекта нового стандарта. Изучение закономерностей становления гражданской идентичности личности на различных возрастных ступенях выступило основой разработки программ формирования гражданской идентичности учащихся средней школы. Были изучены особенности эмоционально-личностной сферы детей и подростков, включая факторы и формы выражения тревожности, агрессивность, особенности стратегий совладания у подростков. Фокусом внимания в исследовании познавательного развития детей стала проблема закономерностей развития социального интеллекта и креативности.
Реализация деятельностного подхода в педагогической практике позволила разработать модель связи личностных и интеллектуальных характеристик студентов с их академической успеваемостью. Предметом исследования стала учебная деятельность на всех уровнях образовательной системы. Большое внимание было уделено аспектам реализации формирующего метода в практике работы образовательного учреждения – при обучении способам работы с учебными и научными текстами подростков, формировании элементов исследовательской деятельности и общего способа освоения новой предметной области у учащихся. Мотивация учения стала предметом экспериментального и теоретического анализа, что позволило сформулировать психолого-педагогические рекомендации по воспитанию мотивации у младших школьников и подростков. В исследовании психологических условий организации образовательного процесса в высшей школе были выделены предикторы успешности обучения, в частности такие личностные особенности как каузальная атрибуция успехов и неудач. Для старшеклассников разработаны программы тренинга личностного роста и программы формирования приемов работы с текстом. Разработаны новые приемы преодоления эгоцентризма у дошкольников.
В рамках дальнейшего развития деятельностной теории учения была показана связь содержания обучения и его эффективности; выделены принципы организации деятельности по формированию общего механизма усвоения: предметности, системности, единства теории и практики, интериоризации, развития.
Исследования в области психогенетики были направлены на уточнение представлений о роли генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивной сфере. Сравнительное исследование когнитивного развития близнецов и одиночнорожденных детей позволило установить значимые факторы когнитивного развития – пол, внутрипарные отношения близнецов, социально-демографический фактор, регион проживания. Выявлено, что наиболее уязвимым оказывается речевое развитие близнецов, что приводит к трудностям овладения чтением в начальной школе и к отставанию по учебным предметам, связанным с изучением языков, включая родной язык.
Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическая помощь и консультирование
Это направление охватывало широкий спектр исследований, реализуемых в пределах тем «Клинико-психологические проблемы человека как субъекта общественных изменений», «Когнитивная нейропсихология и нейропсихологическая помощь детям и взрослым», «Психология человека в экстремальной ситуации: методология и технология психологической помощи».
В клинической психологии был проведён всесторонний теоретический и эмпирический анализ структуры и динамики когнитивных, аффективных и коммуникативных нарушений при психических и поведенческих расстройствах. Изучены особенности структурно-динамических факторов интеллекта в структуре социального функционирования больных с зависимостями от психоактивных веществ (больных героиновой наркоманией и алкоголизмом). Последовательная реализация принципа единства аффекта и интеллекта позволила выявить взаимосвязь эмпатии и социального интеллекта, социального интеллекта и способов реагирования на конфликтные ситуации у индивидов с дисоциальным расстройством личности.
Нейропсихологическое исследование когнитивного развития детей с рассеянным склерозом позволило установить критерии оценки текущего состояния и прогноза последующего развития. Показаны различия нейропсихологического профиля детей и подростков с рассеянным склерозом в зависимости от возраста, дебюта заболевания, стажа, пола, частоты обострений и клинического статуса.
На основании теоретико-эмпирических исследований в области нейропсихологической диагностики и коррекции высших психических функций в детском возрасте был проведен анализ трудностей обучения детей с целью выявления индивидуальных различий и выработки эффективных путей коррекции. Обобщены результаты исследования эффективности методов коррекции обучения у учащихся 1–2 классов коррекционно-развивающего обучения, включая обучение письму. Значительное внимание было уделено обобщению и систематизации методов нейропсихологической диагностики, в том числе разработке компьютеризованных вариантов нейропсихологических проб.
В целях создания эффективной системы психологической помощи личности на основе культурно-исторического деятельностного подхода была разработана позитивная концепция психологии горя и утраты на основе трансформации привязанности посредством пространственно-временного размещения событий, связанных с утратой и смысловой реконструкции. Была начата работа по систематизации опыта разработки новых форм и методов психологической помощи с использованием сети Интернет.
Психология формирования, функционирования и развития человека как профессионала
Исследования проводились по темам «Психологические условия функционирования и формирования человека как субъекта труда», «Психическая надежность и устойчивость персонала к стрессу в условиях технологических и организационных инноваций» и «Выбор, становление и формирование профессиональной карьеры».
Изучение психологических условий становления, развития и функционирования человека как субъекта труда развертывалось в проблемных областях психологии труда, инженерной психологии, психологии управления и организационной психологии.
В целях психологического сопровождения процесса профессионального становления личности было развернуто исследование условий профессионального развития на начальном этапе профессионализации. Изучено профессиональное становление студентов психологических специальностей (на примере факультета психологии). Разработана модель профессионального самоопределения московских школьников в условиях профильного обучения. Созданная психологическая модель взаимодействия субъекта деятельности в предметно-пространственной средой в профессиональной деятельности позволяет обеспечить высокую эффективность организации профессионального труда. Разработанные психологические принципы обучения и развития персонала на промышленных предприятиях с учетом инноваций составляют основу оптимизации роли человеческого фактора в процессах производства.
Разработана системная методология анализа механизмов регуляции профессиональной деятельности в динамичной организационной среде с целью определения успешности психологической адаптации и стресс-факторов для психического здоровья и надежности функционирования персонала по показателям эффективности затрат внутренних ресурсов человека. Проведена разработка и оценка эффективности внедрения программ психологической поддержки персонала в условиях организационных изменений, направленных на повышение надежности деятельности и формирование эффективных навыков саморегуляции состояний в стрессогенных условиях.
Психология социальных групп и организаций
Исследование основывалось на теоретико-методологическом анализе состояния развития социально-психологических теорий на рубеже XXI в. Изучение проблемы особенностей социального познания в условиях социальных изменений позволило определить характеристики нового статуса социальной психологии в обществе в условиях социальных трансформаций. С целью изучения психологических механизмов категоризации сложных социальных объектов было проведено исследование категоризации молодежных политических движений. Изучены личностные предикторы эффективных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями в подростковом и юношеском возрасте – особенности временной перспективы и динамические характеристики временной перспективы.
Теоретическим вкладом в разработку проблем этнопсихологии стало построение модели функционирования предубеждений как феномена межгрупповых отношений, успешно верифицированной в эмпирическом исследовании. Изучены особенности стратегии и эффективность адаптации в инокультурной среде (на примере китайских студентов, приехавших учиться в Россию).
Была продолжена разработка социальной психологии здоровья и болезни с позиций теории социальных представлений, выявлены механизмы динамики представлений о здоровье и болезни и связь представлений о риске с представлениями о здоровье и болезни.
Получила дальнейшее развитие проблема активных форм социально-психологического воздействия, где центральное место заняло методологическое и теоретическое осмысление социально-психологического тренинга. Была разработана технология формирования и мониторинга сетевых команд, включая модель и методики построения учебных программ. На основе созданной модели принятия обратной связи, осуществляемой на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях, изучены характеристики критической обратной связи в процедурах оценки персонала на примере технологии Ассесмент-центра.
Исследование социально-психологических аспектов функционирования организаций было сосредоточено на факторах организационной самокатегоризации и организационной приверженности. Обнаружена взаимосвязь между различными социальными и психологическими факторами – организационной идентификацией и приверженностью работников и их трудовыми ценностями, типом организации, национальной принадлежностью. Была продолжена работа в направлении обогащения методического арсенала социально-психологических исследований проективными качественными методиками и техниками.
Психология когнитивных процессов; общепсихологический, психофизиологический, нейропсихологический и социально-психологический аспекты
Исследования были направлены на выявление механизмов, условий, факторов и феноменологии когнитивных процессов.
Исследование психофизиологических механизмов реализации психической деятельности на макро- и микроуровне осуществлялось на основе нового психофизиологического подхода к изучению когнитивных процессов, базирующегося на векторном принципе кодирования информации в нервных сетях, в рамках темы «Психофизиология когнитивных и эмоциональных процессов».
В исследованиях психофизиологии функциональных состояний и эмоций человека была выявлена роль частотно-специфических генераторов гамма-ритма в процессах восприятия и кратковременной (рабочей) памяти. Показано, что нейронный механизм, обеспечивающий активацию и интеграцию локальных зон мозга в системы, обеспечивающие протекание когнитивных процессов, представлен частотно-селективными генераторами осцилляций мозга, отображающими активность эндогенных гамма-пейсмекеров. Изучены специфические механизмы улучшения аналитических способностей в зрительной модальности и особенности функциональной когнитивной организации процессов восприятия объектов. Проведены анализ и экспериментальное исследование роли стресс-факторов, влияющих на экопсихологическое здоровье россиян.
Результаты исследований по теме «Механизмы построения перцептивных образов и сенсомоторные координации» выявили специфику движений глаз при восприятии иллюзий; позволили верифицировать и уточнить разработанную модель оценки цвета поверхности; изучить механизм выработки различных рейтинговых оценок испытуемого в пороговой зоне восприятия.
Культурно-историческая психология развития личности
Исследования основывались на теории и методологии культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов. Широкомасштабная исследовательская работа осуществлялась в рамках ФЦП «Развитие образования». Была разработана стратегия социокультурной модернизации образования, учитывающая социальные эффекты образования. В прикладных исследованиях была разработана теория универсальных учебных действий как методологическая основа проектирования стандартов школьного образования. Созданная теоретическая модель соотношения гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности стала основой проектирования программ социального и личностного развития учащихся. На основе теоретического анализа и ее эмпирической проверки создана модель социальной компетентности классного руководителя, а также программа ее формирования. Серьезным шагом вперед в развитии теоретических взглядов на общую одаренность стала разработка представлений об общей одаренности как основе универсального общего образования и программ формирования универсальных способов познания и освоения мира.
В рамках темы «Психология формирования толерантного сознания» были рассмотрены механизмы формирования толерантных установок личности и профилактики ксенофобии, разработаны и успешно апробированы программы по формированию гражданской идентичности, толерантности и диалога культур в системе общего образования.
Было продолжено изучение потребностей, мотивации и эмоционально-волевой сферы. Теоретически и экспериментально исследовалась проблема роли символа как социокультурного средства овладения миром. Исследована роль личностных установок в восприятии поэтического текста. Создана теоретическая модель становления и развития социальных компетенций для детей разного возраста (5–12 лет), разработаны диагностические и формирующие процедуры. Результаты экспериментального исследования влияния когнитивно-стилевых особенностей субъекта на эффективность выполнения различных сенсорных задач углубляют наши представления о функциональном органе как специфическом средстве их решения. Создана и успешно апробирована методика контент-анализа речи экипажей Международной космической станции в условиях космического полета. Проведен теоретический и эмпирический анализ культурной обусловленности телесности личности, раскрывающийся в моторных схемах поведения и внутренних образах движения.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– всероссийская научная конференция «Психология мышления: смысл в познании», посвященная 75-летию со дня рождения О.К.Тихомирова;
– всероссийская конференция «Современный образ России: проблемы и решения».
 
Публикации.
 
Аксёнова Е.А. Стратегический ассессмент: Как сформировать человеческий ресурс организационных изменений;
Андреева Г.М. Социальная психология;
Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Психология воспитания;
Асмолов А.Г., Ахутина Т.В., Битова А.Л. и др. Нейропсихолог в реабилитации и образовании;
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли;
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход;
Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни;
Богомолова Н.Н. Психология массовых коммуникаций;
Бороздина Л.В. Самооценка в структуре самосознания;
Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста;
Жуков Ю.М., Журавлёв А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования;
Зинченко Ю.П., Петренко В.Ф. (ред.) Психология в России сегодня;
Иванников В.А. Мотивационная сфера личности;
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии;
Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл;
Лидерс А.Г. Психологический тренинг со старшеклассниками;
Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе;
Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология. Т. 1, 2;
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста;
Нестик Т.А., Соснин В.А. Современный терроризм: социально-психологический анализ;
Носкова О.Г. Психология труда;
Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности;
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика;
Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика;
Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности.