МГУ–2009: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 120 лет со дня рождения члена-корреспондента АН СССР, профессора кафедры психологии философского факультета Рубинштейна Сергея Леонидовича (1889–1960). Выпускник Марбургского университета (Германия, 1913) С.Л.Рубинштейн работал в МГУ в 1942–1949, 1953–1958 гг. Один из организаторов отделения психологии, заведующий кафедрой психологии (1942–1949) философского факультета. В 1949 г. освобождён от работы в университете по обвинению в космополитизме. Специалист в области теории и методологии общей психологии, педагогической психологии, психологии мышления, истории психологии, психологии эмоций, темперамента, способностей. Лауреат Государственной премии СССР (1942) за учебное пособие «Основы общей психологии» (1940). Читал лекции по философским проблемам психологии.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1945). Действительный член АПН РСФСР (1945).
Факультет психологии провёл секцию «Нейрофизиологические основы психики» в рамках всероссийской научной юбилейной конференции «Психология человека в современном мире», посвященной юбилею (15–16 окт.).
 
Исполнилось 85 лет со дня рождения профессора кафедры социальной психологии, Заслуженного профессора Московского университета, академика РАО Андреевой Галины Михайловны. Специалист в области социологии, социальной психологии. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1984) за учебник «Социальная психология». Читает курсы «Социальная психология», «Психология социального познания». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (2001).
Участник Великой Отечественной войны. Награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны (II ст.), Дружбы народов (1994), Почёта (2004), медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
 
Исполнилось 80 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии, Заслуженного профессора Московского университета Цветковой Любови Семёновны. Специалист в области нейропсихологии, афазиологии. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1998) за цикл работ по проблемам нейропсихологии и реабилитации больных с локальным поражением мозга.
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения заведующей лабораторией психологии труда, Заслуженного научного сотрудника Московского университета Леоновой Анны Борисовны. Специалист в области развития принципов деятельностного подхода и методологии системно-функционального анализа современных видов профессиональной деятельности, разработки комплексных диагностико-превентивных программ повышения работоспособности человека, разработки проблем организационной психологии. Читает курсы «Введение в организационную психологию», «Психология стресса».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего кафедрой психологии личности, Заслуженного профессора Московского университета, академика РАО Асмолова Александра Григорьевича. Специалист в области культурно-исторической психологии, психологии личности, психологии бессознательного, политической психологии, практической психологии образования. Читает курсы «Психология личности», «Введение в психологию переговоров», «Методологические основы психологии», спецкурс «Культурно-историческая психология личности».
Работал заместителем и первым заместителем министра образования России (1992–1998). Заслуженный работник высшей школы РФ (2005).
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры социальной психологии, Заслуженного профессора Московского университета, академика РАО Донцова Александра Ивановича. Специалист в области психологии малой группы, проблем групповой сплочённости, психологии массового сознания. Читает курсы «Социальная психология», «Психология малых групп», «Психология конфликта».
Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» (II ст. – 2005).
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры психологии образования и педагогики Габай Татьяны Васильевны. Специалист в области проблем учебной деятельности, её структуры, использования технических средств обучения.
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры социальной психологии Мельниковой Ольги Тимофеевны. Специалист в области методологии и методов качественных социально-психологических исследований, рекламы и маркетинга, методологии и техники фокус-группы. Читает курсы «Качественные методы социально-психологического исследования», «Методика и техники фокус-группового исследования», «Психология маркетинга».
 
Новое в структуре. Создана кафедра психологии языка и преподавания иностранных языков (зав. проф. О.В.Раевская, приказ №843 от 21.10.2009).
 
Наука. Научная работа ведётся по грантам РФФИ и РГНФ (31 грант), ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. Наибольшее число грантов было получено по направлениям: психология познания и когнитивных процессов (16 гранта и контракт), психология безопасности и противодействия терроризму (4 гранта и 2 проекта ФЦП), психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала (5 грантов и контракт).
В контексте реализации государственных программ развития физкультуры, спорта и здорового образа жизни граждан и решения задач подготовки Олимпиады 2014 г. в Сочи была начата разработка теоретико-методологических основ и инновационных методов работы со спортсменами, в т.ч. с детьми и подростками.
К приоритетным направлениям научных исследований относятся:
Психология безопасности и противодействие терроризму
Продолжено изучение проблемы психологических аспектов безопасности и её прикладных аспектов. В междисциплинарном контексте были выделены внешняя, внутренняя, международная, политическая, военная, экономическая, социальная, информационная, экологическая, интеллектуальная, генетическая, общественная безопасность. Основными направлениями практико-ориентированных психологических исследований терроризма стали: ликвидация последствий террористических актов (работа с пострадавшими и специалистами служб); психологическое сопровождение проведения антитеррористических мероприятий; профилактика распространения террористической идеологии; предупреждение вовлечения в террористическую деятельность; психологическая подготовка специалистов по противодействию терроризму. Методологический и теоретический анализ проблем психологии безопасности в антитеррористической деятельности позволил выявить индивидуально-психологические и личностные характеристики, выступающие как фактор риска и фактор устойчивости при решении задач первичной профилактики, психологической коррекции и реабилитации в ходе проведения антитеррористических мероприятий. Разработанные методические рекомендации по комплексному психологическому сопровождению ликвидации последствий террористических актов создали необходимую основу преодоления их психотравмирующего воздействия и уменьшения социальных рисков. Была разработана психологическая модель специалистов, работающих с пострадавшими в результате террористических актов, позволившая создать технологию профессионального подбора и обучения специалистов соответствующего профиля. Полученные результаты составили научно-методическую основу организации деятельности психологических служб в области обеспечения безопасности и противодействия и профилактики терроризму. Были выявлены факторы информационной безопасности в СМИ.
В разработке темы «Развитие познавательной деятельности в условиях информационной культуры и информационная безопасность» рассмотрена специфика видоизменения процессов общения, познания и развлечений (в первую очередь игры), опосредствованных применением компьютеров и Интернета. Изучены мотивационные механизмы опосредствованной компьютером познавательной, игровой и коммуникативной деятельности на примере игроков в ролевые групповые онлайновые игры. Продолжена работа по анализу перспективных применений в психологии систем виртуальной реальности, а также перспектив применения психологических знаний при разработке систем виртуальной реальности (рук. к.п.н. А.Е.Войскунский).
Проведено исследование образа России, а также образ России в СМИ в сравнении с другими геополитически значимыми государствами (объединённая Европа, Япония, Китай, Турция, Израиль, США, Казахстан, Украина) (рук. проф. Л.В.Матвеева). Выявлено, что своего рода эталоном, идеалом для респондентов выступает образ будущей России, целиком положительный и дифференцированный, что свидетельствует об оптимизме респондентов в оценке перспектив развития страны.
Культурно-историческая психология развития сознания и личности
Разработана методология проектирования образования на основе прогнозирования основных направлений и результатов развития образования как института социализации в целях предупреждения возможных рисков в условиях социокультурной модернизации общества (рук. проф. А.Г.Асмолов). Разработаны методологические основы проектирования национальной программы развития образования, в которой рассмотрены социальные и психологические эффекты образования как института социализации личности. Разработаны показатели особенности и обоснованы принципы диагностики социальной интеграции молодёжи и подростков в образовательной среде. Продолжена разработка методологии культурно-исторических исследований образования как института социализации общества и личности. Сформулированы методологические принципы формирования социальной и личностной идентичности в системе непрерывного образования. На примере изучения личности в рамках принципов историко-эволюционного подхода рассмотрены механизмы поддержки разнообразия как условие устойчивого развития сложных систем. Завершено исследование проблема роли символа как социокультурного средства овладения миром личностных переживаний в критических жизненных ситуациях. Проведён анализ природы социальной и личностной идентичности в контексте методологии современного гуманитарного познания. Группой проф. Г.У.Солдатовой выполнен анализ теоретических и методических подходов к повышению социальной компетентности педагогических кадров. Завершена и апробирована теоретическая модель сложных педагогических и управленческих ситуаций в образовательной среде. Разработана и апробирована эмпирическая модель разрешения сложных педагогических ситуаций. Проанализированы существующие подходы и методы работы по профилактике социальной дезадаптации у подростков группы риска. Разработана практическая модель психолого-педагогического воздействия, конструирующего социальные ситуации самоопределения подростков группы риска. Завершено исследование индивидуальных различий мотивационной сферы личности переговорщика в рамках семантического пространства переговоров. Исследованы индивидуальные различия в структуре соотношения значений и выраженных в них мотивах переговорщиков. Установлены связи особенностей мотивационной сферы личности переговорщика с их возрастом, стажем, образованием и отношением к переговорной практике. Эмпирически установлены зависимости индивидуальных различий в структуре соотношения значений и выраженных в них мотивов переговорщиков от ряда ситуативных детерминант. В качестве одного из условий формирования гражданской идентичности личности рассмотрена толерантность как императив сознания субъекта, свидетельствующий о нравственной рефлексии культурной, конфессиональной и этнической вариативности субъекта гражданского общества. Рассмотрены механизмы формирование толерантных установок личности и профилактика ксенофобии в системе образования. В соответствии с полученными данными и пониманием толерантности проанализированы закономерности формирования гражданской идентичности личности и толерантности в поликультурном обществе в контексте социализации подростков и молодёжи. Выделены показатели социальной интеграции детей и молодёжи в образовательной среде и возможные риски.
В рамках темы «Методология и методы психологии» было проведено исследование связи философии и развития современной психологии и её научных школ. Проанализировано становление идей школы А.Н.Леонтьева в сопоставлении с постнеклассической традицией, вопросах философской антропологии и методологии гуманитарного познания и анализе истоков экзистенциального направления в психологии (С.Кьеркегор) (рук. проф. Б.С.Братусь, проф. А.Н.Ждан). Были выделены методологические принципы разработки и применения методов психологии.
Продолжалась работа над темой «Становление и пути развития психологии деятельности. Школа А.Н.Леонтьева» (рук. доц. Е.Е.Соколова). Особое внимание было уделено изучению и анализу философских оснований психологической теории деятельности (Б.Спиноза, Г.Гегель, Э.В.Ильенков). Проведено соотнесение идей школы А.Н.Леонтьева как неклассической психологии с идеями авторов, позиционирующих себя как сторонников «постнеклассической» традиции.
Были продолжены исследования психосемантических особенностей политического, этнического и религиозного сознания (рук. чл.-корр. РАН В.Ф.Петренко).
Фокусом исследований мотивационно-смысловой регуляции деятельности человека стало изучение механизмов самодетерминации, саморегуляции и личностного потенциала, и процесса целеобразования, включая выбор способов их достижения с учётом возможностей субъекта, условий среды и «цены» способов поведения (рук. профессора В.А.Иванников, Д.А.Леонтьев).
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания
Продолжена работа над Программой развития универсальных учебных действий для начальной и основной школы (рук. профессора А.Г.Асмолов, О.А.Карабанова). Важным направлением научных исследований стало изучение закономерностей развития и функционирования детско-родительских отношений и семьи в целом: закономерностей становления родительской позиции матери на ранних этапах родительства; адаптации семьи с приёмными детьми, выявлена роль родительской семьи в формировании представлений о будущей семье у подростков и молодёжи, изучены особенности гражданского брака. Продолжена работа по выделению типологии индивидуальных вариантов развития.
На основе деятельностной теории учения была продолжена работа по проектированию технологий создания образовательных предметных программ (рук. проф. Н.Ф.Талызина).
В рамках темы «Изучение структуры, свойств и факторов учебной деятельности, закономерностей познавательного и личностного развития субъектов образовательного процесса» с помощью метода иерархического линейного моделирования результатов лонгитюдного исследования обнаружен гетерогенный профиль изменения академической успеваемости студентов на протяжении всего времени обучения. Уровень развития академических способностей значимо предсказывает успешность обучения на его начальных этапах, в то время как уровень развития креативности и практического интеллекта хорошо предсказывает темп изменения показателей успешности обучения (рук. проф. С.Д.Смирнов). Выявлены особенности мотивации и представлений об учебной деятельности успешных и неуспешных студентов. Обнаружено, что у учащихся с доминирующей мотивацией достижения и учебно-познавательной мотивацией, ценности учебной деятельности достаточно хорошо согласованы; в то время как для учащихся с мотивацией аффилиации, престижа и конкурентной мотивацией, эти ценности менее значимы и плохо согласованы.
Проведена классификация и разработаны критерии психологической экспертизы развивающих настольных игр для детей.
Психология формирования, функционирования и развития человека как профессионала
Исследование позволило выявить комплекс факторов, влияющих на надёжность деятельности и стрессоустойчивость профессионалов, продуктивную адаптацию человека к сложным условиям работы в динамичной организационной среде. Для реализации комплексной методологии оценки и психологической поддержки профессионалов в процессе внедрения инноваций и преодоления кризисных ситуаций были разработаны структурно-динамическая модель оценки индивидуальной стресс-резистентности и иерархическая модель анализа организационного стресса (рук. проф. А.Б.Леонова). Анализ личностного ресурса как важного средства преодоления экстремальных ситуаций и успешности профессиональной деятельности позволили выявить функции эмоций, времени и опыта, как составляющих личностного ресурса (рук. проф. Ю.К.Стрелков). Была разработана концепция и конкретные модели методических средств оценки психологической составляющей инновационного потенциала предприятия.
Психология познания и когнитивных процессов; общепсихологический, психофизиологический, нейропсихологический и социально-психологический аспекты
Продолжены исследования в области восприятии: разработана методика исследований построения зрительного образа на материале зрительных иллюзий; изучен процесс опознания эмоции лица. Проведены эксперименты по исследованию константности восприятия размера с использованием технологии виртуальной реальности (рук. к.п.н. Г.Я.Меньшикова).
В общепсихологическом аспекте изучения познания продолжены исследования смысловой регуляции мышления и принятия решений как выбора в условиях неопределенности. Предложены структурные модели, связывающие уровни нравственного самосознания личности и эмоционального интеллекта, самооценки интеллекта и интеллектуального потенциала человека; теоретические модели саморегуляции, позволяющие оценивать взаимодействия личностных и интеллектуальных составляющих (рук. проф. Т.В.Корнилова). Завершён цикл теоретико-экспериментальных исследований автобиографической памяти на основе культурно-исторической концепции. Проведены экспериментальные исследования ряда феноменов зрительного восприятия и внимания: мигания внимания, слепоты, вызванной движением, метаконтрастной маскировки и прайминга скорости восприятия, неосознаваемого категориального прайминга и др. Разработан и апробирован ряд новых модификаций исследовательских методик на базе компьютерного тахистоскопа. Завершён цикл теоретико-экспериментальных исследований автобиографической памяти, раскрывающих этот вида памяти как новую форму, понимание которой предполагает дальнейшее развитие культурно-исторической концепции.
В рамках темы «Психология социального познания» были проанализированы новые парадигмы, школы и течения, новая роль социальной психологии в обществе в условиях радикальных социальных изменений, выделены новые проблемы исследования, высказан прогноз о развитии дисциплины в ХХI в. Исследованы проблемы трансформаций в современной России и их влияние на массовое сознание (изменения социальных стереотипов, новая шкала ценностей, кризис идентичности) (рук. проф. Г.М.Андреева). Разрабатывалась область социальной психологии здоровья и болезни с опорой на теорию социальных представлений.
Изучение особенностей образа России позволило выявить факторы построения этого образа в ситуации глобальных социальных изменений – формирования многополярного мира с новыми центрами влияния. Было завершено лонгитюдное изучение трансформации межкультурной компетентности китайских студентов в процессе обучения в России и взаимосвязи её уровня с адаптированностью к инокультурному окружению (рук. проф. Т.Г.Стефаненко).
Продолжена теоретическая и экспериментальная работа по обоснованию и апробации нового психофизиологического подхода к изучению и анализу когнитивных процессов, базирующегося на векторном принципе кодирования информации в нервных сетях. Психофизиологические исследования восприятия позволили выявить двухканальные модули кодирования размера, ориентации и сложности двумерных геометрических фигур. Разработана трёхуровневая нейронная сеть зрительного различения сложных конфигураций, где «квазирецепторы» составляют первый уровень сети, двухканальные модули – второй, нейроны-детекторы – третий. Исследована контролирующая функция антиципации в процессах восприятия и рабочей памяти. Изучены психофизиологические механизмы обучения с помощью метода биологической обратной связи (БОС) (рук. профессора А.М.Черноризов, Ч.А.Измайлов, Н.Н.Данилова). Продолжено теоретическое и эмпирическое исследование роли активности личности – стратегий и когнитивных стилей при выполнении задач в ситуации сенсорной неопределенности (рук. проф. А.Н.Гусев).
Продолжены работы по исследованию контролирующей функции антиципации в процессах восприятия и рабочей памяти (рук. проф. Н.Н.Данилова). Показано, что активированные перед стимулом частотно-селективные гамма и бета генераторы выполняют контролирующую функцию в отношении восприятия ожидаемых стимулов, предвосхищая и навязывая ответную реакцию. Эта функция реализуется через механизм синхронизации осцилляторной активности мозга со стимулом и в пространстве между локальными источниками активности.
Продолжается цикл работ, посвящённых изучению психофизиологических механизмов обучения с помощью метода биологической обратной связи (рук. доц. С.А.Исайчев). Целью исследований, являлось изучение динамических изменений комплекса психофизиологических параметров, регистрируемых во время прохождения БОС-коррекции психологических и психосоматических нарушений различного генеза. Полученные результаты показали, что в процессе БОС-обучения происходит ряд модификаций и перестроек в различных звеньях поражённой травмой функции и формируется новая система её морфологической организации и регуляции.
Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическая помощь и консультирование
Исследование аномалий осуществлялось по тематическим разделам: патопсихология; аномальное развитие ребенка; закономерности формирования расстройств личности; клиническая психология телесности; культура и патология. Обобщены ключевые результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований социокультурных и культурно-исторических закономерностей и механизмов психологического онтогенеза телесности и психосоматического симптомообразования. Впервые в рамках клинической психологии телесности предложены теоретико-экспериментальные модели изучения психологической структуры и трансформации телесного опыта женщины на разных этапах жизненного цикла, теоретически обоснованы взаимосвязи социокультурных детерминант развития телесного опыта и факторов его отклонения в виде психосоматических расстройств (рук. профессора А.Ш.Тхостов, В.В.Николаева).
Теоретически и эмпирически обоснована необходимость введения в категориальный аппарат отечественной клинической психологии операционального понятия «инсайт». Для оценки уровня инсайта у пациентов с психическими расстройствами, в частности с шизофренией, была адаптирована и апробирована специальная шкала оценки нарушения осознания психического расстройства (Тhe Scale to Assess the Unawareness of Mental Disorder), позволяющая исследовать структуру и динамику осознания психической болезни у пациентов с психическими расстройствами различной степени тяжести. Данная методика может быть рекомендована для применения в различных областях клинической и медико-психологической практики, главным образом при решении задач клинической диагностики в динамике наблюдения больных, а также выбора и прогноза эффективности терапевтической стратегии.
Нейропсихологическое изучение детей и подростков с парциальными формами эпилепсии выявило два основных варианта метасиндромов (специфические и неспецифические). Показана их связь с возрастом манифестации заболевания, локализацией очага поражения (билатеральное расположение очага). Выявлены возрастные особенности и динамика изменения картины нарушения ВПФ при парциальных формах эпилепсии. Разработана и успешно апробирована экспресс-методика оценки мнестико-интеллектуальной сферы в позднем возрасте. Оптимизированы методы восстановления ВПФ и разработаны на их основе новые технологии и техники на основе компьютерной программы «Нейропсихологический реабилитатор». Разработаны методики, предназначенные для восстановления различных нарушений зрительного гнозиса, пространственного и временного восприятия (рук. проф. Ю.В.Микадзе).
Исследованы динамика и влияние индивидуально-типологических особенностей ВПФ дошкольников и младших школьников на формирование речи и письма в норме и патологии. Изучены особенности нарушения речевой функции, слухоречевой памяти у больных с височной эпилепсией (рук. проф. Т.В.Ахутина).
В рамках темы «Психологическая помощь: методология и технологии» разработано определение нового методологического и теоретического статуса психологической помощи. Четыре термина: «работа» (феномен работы), «переход» (транзитный феномен), «трансформация» (феномен трансформации), эквивокальность, или событийность, бытия личности задают горизонт феномена психологической помощи. Совместно эти понятия создают темпоральный горизонт, в котором личность помогающего трансформируется – оказывается в переходе форм, формаций, структур (в т.ч. смысловых), то есть форма, формация, структура существа личности открывается как временная форма. Таким образом, психологическая помощь трактуется с точки зрения принципа заботы, раскрываемого на основе культурно-исторической работы личности, в ходе осуществления которой формируется, развивается и восстанавливается культура заботы о себе и о Другом.
Продолжена работа по теме « Стресс и его механизмы» (рук. проф. Г.Г.Аракелов). Проведенные исследования позволили сделать вывод, что стрессорные нейроэндокринные механизмы являются основным механизмом обеспечения известного в психологии состояния «уровень бодрствования». Состояние уровня бодрствования зависит от зависимого от биологических часов содержания в крови гормонов стресса – адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов, воздействующих на мозговые структуры – ретикулярную формацию и гипоталамус. Перспективой является поиск объективных критериев оценки стрессоустойчивости с использованием регистрации вегетативных показателей, с целью найти такие объективные методы и критерии оценки стрессоустойчивости, выяснить возможности её повышения, определить является ли повышение стрессоустойчивости селективным только к одному стрессору или это генерализованная реакция ко всем стрессорам.
 
Учебная работа. Приём на д/о составил 105 человек на бюджет и 54 по договору (подано 880 заявлений, без вступительных испытаний зачислены 42 человека, вне конкурса – 33); на в/о приняты 50 человек на бюджет и 10 по договору.
На основных формах обучения по программам подготовки специалиста в 2009 г. обучались 983 студента. На дневном отделении – 762 (514 – на бюджетной основе, 248 – на контрактной). На вечернем отделении обучался 221 студент (207 – на бюджетной основе, 14 – на контрактной).
Выпуск составил 207 человек, из них с красным дипломом – 56 (из них: д/о, бюджет – 38 человек, на договорной основе – 9 человек; выпускники, обучавшиеся на бюджете очно-заочного (вечернего) отделения – 9 человек).
Кроме основных форм обучения в 2009 г.:
– в магистратуре проходили обучение 25 человек (в т.ч. 7 – иностранные граждане), на отделении второго высшего образования (спецотделение) – 390 студентов.
– в аспирантуре обучались 103 человека (90 – на очном отделении, 13 – на заочном).
Обучение велось по специальностям 030301 – «Психология», 030302 – «Клиническая психология». Продолжалась работа по созданию ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология», квалификация бакалавр и квалификация магистр и по направлению подготовки 030401 «Клиническая психология».
В рамках специальности «Психология» студенты проходили обучение по специализациям: Общая психология; Педагогическая психология; Психогенетика; Психология личности; Психология развития и возрастная психология; Психология труда и организационная психология; Психофизиология; Социальная психология; Экстремальная психология и психологическая помощь; а так же на существующих с 2007 г. межкафедральных специализациях: Психология безопасности; Психология развивающего инновационного образования; Психология переговоров и разрешения конфликтов. В 2009 г. для студентов межкафедральных специализаций были разработаны и апробированы следующие курсы:
– по психологии переговоров и разрешения конфликтов спецкурсы: Психология агрессии; Совладание как психологическая проблема; Психологическая саморегуляция участников переговорного процесса; Психологические конфликты в экономической сфере; Психология семейных конфликтов; Кризисные состояния в деятельности управленческого персонала; спецпрактикумы: Основы конфликтологической экспертизы; Семантическое пространство процесса переговоров; Методы психологической саморегуляции участников переговорного процесса; Диагностика копинг-стратегий; Тренинг убеждающей коммуникации;
– по психологии развивающего инновационного образования спецкурсы и спецпрактикумы: Личность в инновационном пространстве; Диагностика интеллектуального и личностного развития субъекта образовательной среды; Социально-психологические аспекты формирования развивающейся организации; Организационно-управленческое обеспечение инновационной образовательной деятельности; Развитие творческого мышления в инновационной деятельности;
– по психологии безопасности спецкурсы: Деятельность психолога при работе с кризисными состояниями; Психологическая диагностика в системе сопровождения специалистов экстремальных видов деятельности; Культурные и этнические особенности переживания в экстремальных ситуациях; Психологическая подготовка и профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов экстремального профиля; Психологическое сопровождение в профессиях экстремального профиля; Отсроченные психологические последствия травматического стресса; спецпрактикумы Дистанционные методы психологического консультирования; Методы оказания экстренной психологической помощи.
Факультет ведёт работу по созданию совместных магистерских программ с: Университетом Лион-2 Люмьер,  Университетом Париж-10 Нантерр, Университетом Страсбурга (Франция); Сити университетом Лондона (Великобритания); Женевским университетом (Швейцарская Конфедерация); Университетом штата Нью-Йорк (SUNY), Олбани (США); Университетом им. Зигмунда Фрейда г. Вены (Австрия).
Студенты и аспиранты факультета в 2009 г. прошли учебные стажировки в: Университете им. Гумбольдта (Германия); Пекинском университете (КНР); Католическом университете Милана (Италия); Сити университете Лондона (Великобритания); Университете Лион-2 Люмьер,  Университете Париж-10 Нантерр (Франция); Университете штата Нью-Йорк (SUNY), Стоуни Брук (США).
На факультете были организованы обучающие семинары (краткосрочные программы дополнительного образования, с выдачей сертифицирующих документов) с приглашением в качестве преподавателей профессоров зарубежных университетов:
– Основы эксзистенциальной психотерапии: теория и практика (проф. Венского университета А.Лэнгле, февр.);
– Психоанализ детского и подросткового возраста (проф. Университета им. Луи Пастера (Страсбург, Франция) Серж Лесур, ежегодные курсы лекций (с 2006 г.));
– Обучающий семинар по проведению Поведенческого теста памяти Ривермид (проф. Барбара Уилсон, проф. Полин Монро, Университет Глазго (Шотландия), янв.).
В апреле 2009 г. факультет организовал приём делегации студентов и аспирантов факультета психологии Пекинского университета (КНР) и делегации студентов Института прикладной и педагогической психологии Лиссабона (Португалия).
Факультет ведёт большую работу по привлечению ведущих зарубежных учёных и преподавателей для проведения занятий и научных исследований на факультете.
С лекциями в 2009 г. выступили более 80 профессоров из крупнейших научных и учебных центров, среди которых: Р.Стернберг (Йельский университет), Ф.Зимбардо (Стэнфордский университет), К.Маслач (Университет Беркли), Э.Трейсман (Принстонский университет), А.Жибо (Парижский институт психоанализа), А.Лэнгле (президент Общества экзистенциального анализа и Логотерапии, проф. Венского университета, Австрия), Нгуен Хыу Тху (Ханойский государственный университет), С.Лесур (Университет Страсбурга (Французская Республика), А.Ардила (Университет Майами, США), С.Соватски (Принстонский университет, Калифорнийский институт интегральных исследований), Я.Хаутамяки (Хельсинский университет, Финляндия).
В 2009 г. был проведен ставший традиционным конкурс докладов по психологии на иностранных языках, включающий туры: Научный доклад по интересующей теме по психологии на иностранном языке; Написание на иностранном языке работы на тему: «Психология в стране изучаемого языка: традиции и современность»; Участие в свободной дискуссии на иностранном языке (в рамках тематики письменных работ). Лингвистический конкурс проводился по секциям: английский язык; французский язык; немецкий язык; японский язык; португальский язык; итальянский язык; китайский язык; вьетнамский язык. Победители конкурса получили возможность стажировки на факультете психологии вуза-партнёра в стране изучаемого языка.
В работе Школы юного психолога приняли участие свыше 500 школьников.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– международная конференция «Психология общения ХХI в.: 10 лет развития» (8–10 окт.);
– IV международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи» (21–23 окт.);
– научная конференция «Университет – новой школе и новому учителю» (март);
– секция по психологии в рамках V всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России (18 сент.);
– секция «Нейрофизиологические основы психики» в рамках всероссийской научной юбилейной конференции «Психология человека в современном мире», посвященной 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна (15–16 окт.);
– секция по психологии в рамках V международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму (29–31 окт.);
– симпозиум «Психофизиологическая школа Е.Н.Соколова» в рамках V международной конференции по истории психологии (15–16 окт.);
– российско-китайский научный семинар «Методология психофизиологических исследований в России и Китае: теоретические и прикладные аспекты (7–11 дек.);
– круглый стол заведующих кафедрами социальной психологии вузов г. Москвы и Московского региона с обсуждением актуальных проблем введения стандартов двухуровневой системы профессиональной подготовки психологов (18 марта).
 
Доктора и кандидаты наук 2009 г. Докторские диссертации защитили: доцент кафедры социальной психологии Бовина Инна Борисовна («Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы»); доцент кафедры общей психологии Магомед-Эминов Мадрудин Шамсудинович («Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности»); доцент кафедры общей психологии Нуркова Вероника Валерьевна («Культурно-исторический подход к автобиографической памяти»); доцент кафедры общей психологии Россохин Андрей Владимирович («Психология рефлексии измененных состояний сознания»).
Кандидатские диссертации защитили: лаборант Учебного центра по переподготовке работников вузов в области основ учебного процесса в высшей школе при кафедре психологии образования и педагогики Ромащук Александр Николаевич («Функциональный анализ эгоцентрического мышления»), н.с. кафедры социальной психологии Ширков Юрий Эдуардович («Стратегии самокатегоризации в системе представлений о “своих” и “чужих”»).
 
Персоналии. Избраны в Российскую академию образования профессора: А.Г.Асмолов – действительным членом по отделению «Психология и возрастная физиология», декан факультета Ю.П.Зинченко – членом-корреспондентом по отделению «Психология и возрастная физиология».
 
Публикации. Издано 12 монографий, 315 статей, 5 учебников, 38 учебных пособий, в т.ч.:
Монографии
Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления;
Войскунский А.Е. и др. Архитектура виртуальных миров;
Ждан А.Н. Российская психология: Антология;
Тхостов А.Ш. Григорьева В.Н. Психологическая помощь в неврологии.
 
Учебники, учебные пособия
 
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей;
Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций;
Мотовилина И.А., Мотовилин О.Г. Оценка персонала в современных организациях;
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда;
Салмина Н.Г., Бурлакова И.А. Диагностика развития детей 5–9 лет;
Фоломеева Т.В. Социальная психология: практикум.