МГУ–2010: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 80 лет со дня рождения профессора кафедры общей психологии Гиппенрейтер Юлии Борисовны. Специалист в области теоретических вопросов общей психологии, теории и исследования восприятия, внимания, мышления, воли, характера, эмоциональной компетентности, роста личности, эффективного общения. Читала лекции по общей психологии, введению в психологию, по теориям восприятия, нейролингвистическому программированию.
 
Исполнилось 80 лет со дня рождения заведующего лабораторией профессий и конфликта академика РАО Климова Евгения Александровича. Специалист в области дифференциальной психологии, проблем индивидуального стиля деятельности, педагогической психологии и профессиональной педагогики, психологического профессиоведения, психологии профориентации и профессионального самоопределения, психологии становления профессионала, проблем теории, истории и методологии психологии труда, психологии профессионального сознания и самосознания человека как субъекта труда. Читает курсы «Психология труда», «Психологические проблемы профконсультации», «Образ мира в разнотипных профессиях», «Введение в профессию». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (1999).
Президент Российского психологического общества (1994–2003). Награждён орденом Почёта (2001), медалями «За освоение целинных земель» (1957), «Ветеран труда» (1987). Заслуженный деятель науки Татарстана (2000). Отличник профтехобразования СССР (1979). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения ведущего научного сотрудника лаборатории нейропсихологии, Заслуженного научного сотрудника Московского университета Глозман Жанны Марковны. Специалист в области нейропсихологии, нейролингвистики, нейропсихологии старческого возраста, детской нейропсихологии. Читает курсы «Нейропсихология общения», «Нарушения общения и личность».
Награждена медалью «Ветеран труда» (1994).
 
Исполнилось 65 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии, Заслуженного профессора Московского университета Соколовой Елены Теодоровны. Специалист в области исследования психологических закономерностей аномального развития личности и расстройств самосознания. Читает курсы «Теории и методы психотерапии», «Основы индивидуальной психотерапии», «Проблема личности в теориях психотерапии», «Пограничные личностные расстройства: генез, диагностика и психотерапия», «Базовые теории и практики психотерапии в клинической психологии».
Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
 
Наука.
Психология безопасности и противодействия терроризму
Продолжено изучение проблемы психологических аспектов безопасности и её прикладных аспектов. Разработаны научно-методические основы применения технологий виртуальной реальности для профилактики террористической деятельности и обеспечения безопасности. Исследованы личностные особенности террористов, факторы риска и условия вовлечения различных возрастных групп, включая молодёжь и подростков в террористическую деятельность. Разработана система научно-практических рекомендаций по организации деятельности психологических служб в области обеспечения безопасности и противодействия и профилактики терроризму.
Культурно-историческая психология развития сознания и личности
Разработана методология, стратегия и тактика реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» для решения задач социокультурной модернизации российского общества (рук. проф. А.Г.Асмолов). Концептуально охарактеризовано универсальное образование, которое представляет собой расширение возможностей развития личности, основанное на системе универсальных учебных действий. Разработана методология гражданской идентичности как ведущей ценностной ориентации общего образования, описаны подходы к формированию основных компонентов гражданской идентичности (когнитивного, ценностного, эмоционального, деятельностного). Проведён масштабный мониторинг, направленный на выявление психологической готовности педагогов к работе в условиях поликультурного образовательного пространства и сформированности гражданской идентичности и установок толерантного сознания.
Изучены педологические труды Л.С.Выготского в их отношении к содержанию культурно-исторической теории и педологии как области мировой науки. Произведена реконструкция становления и этапов развития Московского психологического общества, философских оснований психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, аксиологической базы теорий личности, включая позитивную психологию (профессора Б.С.Братусь, А.Н.Ждан). Исследованы особенности саморегуляции в трудных жизненных ситуациях (суицидальные тенденции, экономический кризис и др.). Разработаны методики психологической диагностики личностного потенциала. Выделены методологические принципы разработки и применения методов психологии. Продолжены исследования психосемантических особенностей политического, этнического и религиозного сознания (чл.-корр. РАН В.Ф.Петренко).
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания
Созданы научно-методические основы разработки программ формирования универсальных учебных действий для основного и полного общего образования. Продолжено изучение закономерностей развития и функционирования семейной системы. Изучено влияние детско-родительских отношений на развитие личности, включая формирование личностной автономии подростков, самостоятельности у младших школьников и дошкольников с разным типом привязанности к матери. Продолжена работа по выделению факторов риска и типологии индивидуальных вариантов развития. Показана роль социального интеллекта и социальной компетентности в выборе стратегий взаимодействия младших школьников и младших подростков.
Исследованы личностные особенности учащихся (атрибутивный стиль, мотивация) и исследовательские компетенции, обуславливающие успешности обучения школьников и студентов (проф. С.Д.Смирнов). Разработана методика формирования умения децентрации у старших дошкольников, продолжена работа по разработке диагностического инструментария выявления значимых личностных и познавательных особенностей обучающихся.
В рамках исследования психологии формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала разработана комплексная методология анализа психологических механизмов адаптации профессионалов к динамичной среде современных российских организаций на основе интеграции регуляторно-динамической модели оценки индивидуальной стресс-резистентности и иерархической модели анализа профессионального стресса. Экспериментально апробированы комплексные батареи методических средств, закончено оснащение оригинального компьютеризованного стенда для проведения экологически валидных исследований моделирующего типа с помощью применения современных технологий сбора и обработки данных о ресурсном обеспечении трудового поведения в режиме on-line. Разработаны и реализованы программы психологического сопровождения деятельности персонала в условиях внедрения инноваций и преодоления кризисных ситуаций (проф. А.Б.Леонова).
Изучены роль корпоративной культуры и стратегии, применяемые в конкурентной среде, определяющие социально-психологические особенности поведения сотрудников организации в условиях социальных изменений. Исследована связь временной формы трудового процесса (длительности, синхронизации, синтеза временной перспективы) и эффективности профессиональной деятельности (проф. Ю.К.Стрелков). Проведён историко-психологический анализ зарождения проблематики социальной психологии труда в России.
Психология познания и когнитивных процессов: общепсихологический, социально-психологический, нейропсихологический, психофизиологический аспекты
Продолжены исследования по обоснованию и апробации нового психофизиологического подхода к изучению и анализу когнитивных процессов, базирующегося на векторном принципе кодирования информации в нервных сетях (профессора А.М.Черноризов, Ч.А.Измайлов, Н.Н.Данилова). Уточнена уровневая модель механизмов зрительной категоризации и предложено её математическое выражение. Исследования с многоканальной регистрацией ЭЭГ и предъявлением зрительных стимулов позволили дифференцировать вербальный и образный компоненты рабочей памяти. Выявлены мозговые механизмы семантического кодирования на примере понимания высказываний искусственного языка. Разработаны методологические основы и основные методы современной спортивной психофизиологии диагностики и коррекции функционального состояния спортсмена.
В общепсихологическом аспекте изучения познания продолжены исследования смысловой регуляции мышления и принятия решений, связи интеллектуальных и личностных особенностей человека с толерантностью к неопределённости. Выявлена зависимость предпочтений продуктивных и непродуктивных копинг-стилей с успеваемостью, академическим и практическим интеллектом, имплицитными теориями интеллекта и личности, целевыми ориентациями в обучении, готовностью к риску и рациональностью (проф. Т.В.Корнилова).
В рамках темы «Психология социального познания» были исследованы особенности социальной идентичности в условиях глобализации, регуляторы социальных конфликтов (проф. Г.М.Андреева). Изучены этнопсихологические и социально-психологические особенности образа России во многополярном мире (проф. Т.Г.Стефаненко).
Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование
Исследование аномалий психического и психосоматического развития позволило выделить структуру и динамику когнитивных, аффективных и коммуникативных нарушений при шизофрении, аффективных расстройствах, тревожно-фобических состояниях, соматоформных и личностных расстройствах, наркомании, алкоголизме и создать модель взаимодействия аффекта и интеллекта, выделить факторы риска нарушений психических нарушений, разработать систему методов профилактики и коррекции указанных форм патологии. Получила дальнейшее развитие интегративная структурно-функциональная модель перфекционизма. В области применения нейропсихологического подхода к анализу психических функций на разных этапах онтогенеза была разработана не имеющая аналогов Шкала нейропсихологической оценки когнитивной сферы. Продолжена работа по изучению актуальных проблем нейропсихологии детского возраста, возраста зрелости и позднего возраста. Описаны синдромы нарушений высших психических функций у детей и подростков при хирургическом лечении эпилепсии; продолжается плановая работа по исследованию особенностей высших психических функций при различной патологии мозолистого тела, описываются особенности структуры и динамики нейрокогнитивного дефицита при разных формах эндогенной психической патологии. Осуществлена апробация батареи новых нейропсихологических методик, позволяющих анализировать состояние регуляторных функций. Получены новые результаты в области разработки эффективных путей восстановления высших психических функций на основе новых технологий и техник восстановительного обучения (профессора Ю.В.Микадзе, Т.В.Ахутина).
Применение информационных технологий супервычислений в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях и образовании
Разработаны научно-методические принципы создания системы психологического мониторинга интеграции новых технологий виртуальной реальности в жизнедеятельность современного социума. Изучены когнитивные и мотивационные механизмы опосредствованной компьютером игровой деятельности взрослых игроков, опосредствованной Интернетом.
В рамках реализации Программы развития МГУ факультетом разрабатываются научно-методические основы применения технологий виртуальной реальности в исследовательской, образовательной и практической деятельности в психологии. Осуществлён ряд мероприятий, направленных на развитие междисциплинарного центра виртуальной реальности. Новейшие технологии, к которым относится создание виртуальной реальности, предлагают новые методологические возможности для получения новых фундаментальных знаний о когнитивных процессах и механизмах, регулирующих психическое состояние человека в сложной информационной среде, о поведении человека в экстремальных ситуациях, об особенностях коммуникации в информационном обществе. Важнейшей задачей деятельности междисциплинарного центра является координация когнитивных технологий, полученных в области психофизики, психофизиологии, нейропсихологии с теми методами и подходами, которые развиваются в рамках «машинного интеллекта» и современных цифровых информационных технологий, что позволит получить фундаментальные знания о когнитивных процессах и механизмах, регулирующих получение и обработку информации человеком в сложной информационной среде. Создание виртуальных сред и апробация их возможностей для решения проблем в области когнитивной психологии; реабилитации и коррекции различного рода мозговых нарушений когнитивных процессов; психофизиологии придаст новый импульс развитию когнитивных наук о человеке.
Для развития междисциплинарного центра виртуальной реальности была осуществлена закупка, монтаж и уcтановка оборудования в составе графического генератора класса CAVE и класса разработки приложений виртуальной реальности (8 рабочих мест). Развитие междисциплинарного центра виртуальной реальности позволит создать обучающие технологии, требующие визуализации реальных зрительных сцен и осуществления движений человека внутри созданной виртуальной реальности; компьютерные программы-симуляторы для демонстрации основных феноменов восприятия пространства и движения; провести исследования в области психологии восприятия пространства; реализовать научные исследования в области космической психологии (в рамках научного сотрудничества и ИМБП РАН), моделирующей особые условия деятельности человека-оператора; исследования в области изучения человека в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях и психологии спорта; создать тренажёры для проведения тренингов, моделирующих чрезвычайные (экстремальные) условия профессиональной деятельности; изучить особенности восприятия человеком окружения, создаваемого системами виртуальной реальности с точки зрения представления зрительной информации и отображения движений человека.
В 2010 г. осуществлены закупка и монтаж аппаратно-программного комплекса для высокоточной регистрации движений глаз для научно-исследовательского центра по изучению когнитивных процессов в составе установки для регистрации микродвижений глаз, анализа эмоциональных выражений лица, системы презентации и анализа данных трекинга глаз, системы для наблюдения, записи и анализа поведения наблюдателя в виртуальной среде.
Переоборудование позволит осуществлять анализ и диагностику когнитивных процессов в задачах поиска информации, для оценки неосознаваемого распределения внимания в процессах принятия решения, для определения когнитивных стилей при решении сложных задач; анализа экспрессии лиц в различных задачах организационной психологии, психологии труда, при проведении тренингов по оценке эмоционального напряжения, в процедурах тестирования реабилитации стрессовых состояний.
Осуществлена закупка и монтаж комплекса оборудования для исследований когнитивных процессов и их психофизиологических механизмов в составе комплекта портативного телеметрического оборудования для групповых исследований когнитивных процессов и их психофизиологических механизмов, комплекта портативного телеметрического оборудования для формирования ПВК и реабилитационных процедур с использованием биоуправления, комплекта оборудования для проведения психофизиологических исследований (полиграф), электроретинографа, инфракрасной камеры для научных исследований.
 
Учебная работа. Научно-педагогическую деятельность ведут более 70 докторов и 140 кандидатов психологических наук, в т.ч. 1 член-корреспондент РАН и 12 действительных членов и членов-корреспондентов РАО.
Факультет осуществлял подготовку специалистов по образовательным программам:
по специальности 030301.65 «Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии»; по специальности 030302.65 «Клиническая психология» с присвоением квалификации «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии»; по направлению 521000 «Психология» с присвоением степени бакалавра психологии (для иностранных студентов); по направлению 521000 «Психология» с присвоением степени магистра психологии.
Студенты специализировались по направлениям: общая психология, психология личности, возрастная психология и психология развития, психология семьи, педагогическая психология, клиническая психология, психология труда и инженерная психология, организационная психология, психофизиология, психогенетика, экстремальная психология и психологическая помощь, социальная психология, психология спорта, психология безопасности, психология переговоров и разрешения конфликтов, психология развивающего и инновационного образования.
Из 5044 часов аудиторных занятий, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и практические занятия, 20% приходится на общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; 15% на общеобразовательные дисциплины естественнонаучного и математического цикла; 38% на общеобразовательные психологические дисциплины; 22% на дисциплины специализации; 5% на факультативные дисциплины и дисциплины по выбору. Более 1000 часов учебных занятий занимают курсы, непосредственно направленные на подготовку студентов к практической работе: психологической диагностике, различным видам и формам психологической помощи, проведению консультативной работы и тренингов. Подготовка к практической работе осуществлялась так же через систему спецпрактикумов и учебных практик на местах будущей работы. На V курсе проводится производственная практика. Базовыми учреждениями для практики являются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и школы, психологические лаборатории клиник и предприятий, психологические центры и консультации.
 
Новые образовательные стандарты. Работа над новыми образовательными стандартами по направлениям подготовки «Психология» и «Клиническая психология» проходила по направлениям:
– Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Утверждены ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 «Психология» с присвоением квалификации (степени) бакалавр и магистр; по направлению подготовки 030400 «Клиническая психология» с присвоением квалификации (степени) специалист.
В соответствии с утвержденными стандартами разработаны примерные основные образовательные программы (ПООП), включающие: требования к результатам освоения ООП (систему общекультурных и профессиональных компетенций); примерный учебный план; программу всех дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную базовую подготовку бакалавра и магистра.
Программы ряда базовых учебных дисциплин подготовлены совместно с представителями Санкт-Петербургского государственного университета, Ярославского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета и др. (общая психология, психология развития и возрастная психология, основы нейропсихологии, основы патопсихологии, педагогика, математическая статистика, математические методы в психологии, психодиагностика, основы психогенетики и др.).
– Образовательные стандарты, устанавливаемые МГУ самостоятельно. Разработаны проекты образовательных стандартов: по направлению подготовки 030300 «Психология» с присвоением квалификации (степени) «специалист» по специальности 030301 «Психология служебной деятельности»; по направлению 030400 «Клиническая психология» с присвоением квалификации (степени) «специалист» по специальности 030401 «Клиническая психология»; по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогического образование» с присвоением квалификации (степени) «специалист» по специальности 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения».
Разработаны проекты образовательных стандартов по подготовке магистров: по направлению подготовки 030300 «Психология» и направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование».
По каждому из направлений подготовки специалистов определены специализации, ведется работа по составлению примерных учебных планов и программ дисциплин, обеспечивающих как базовую, так и специальную профессиональную подготовку.
Объявлен приём в 2011 г. по подготовке специалистов по направлениям «Психология служебной деятельности» и «Клиническая психология» и магистров по направлению «Психология».
 
В 2010 г. совершенствовались инновационные программы обучения на основе межкафедрального сотрудничества: «Психология безопасности», «Психология развивающего инновационного образования», «Психология переговоров и разрешения конфликтов».
C 2010 г. введено изучение английского языка как первого иностранного языка; второй язык (европейский или восточный: немецкий, французский, португальский, итальянский, японский, китайский, вьетнамский) изучается студентом по выбору.
Проведён IV студенческий конкурс докладов по психологии на иностранных языках. Участие приняли 54 человека. Программа включала туры: 1. Участие в научной конференции: доклад по научной тематике. 2. Написание эссе на одну из 3 предложенных тем (по психологии). 3. Участие в свободной дискуссии.
В 2010 г. работали Китайский и Японский клубы; читался курс «Японский язык и культура».
Продолжала работу Школа юного психолога (ШЮП).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– IV всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (4–6 мая);
– международная научно-практическая конференция «Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла» (окт).
– круглый стол «Социально-психологические технологии профилактики терроризма» (12 нояб.) в рамках VI международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму.
 
Кандидаты наук 2010 г. Кандидатские диссертации защитили: н.с. лаборатории психологии общения В.В.Кучеренко; ст. препод. кафедры психологии личности Е.Ю.Патяева; психолог 2 категории кафедры возрастной психологии Н.Н.Поскрёбышева; мл.н.с. кафедры психологии образования и педагогики А.Н.Сиднева.
 
Персоналии. Премия Правительства РФ в области образования присуждена группе сотрудников в составе профессоров А.Г.Асмолова, А.Н.Гусева, Ю.П.Зинченко, О.А.Карабановой, Г.У.Солдатовой – за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактики рисков ксенофобии в системе общего образования». Разработаны и внедрены социокультурные и образовательные технологии формирования толерантности и гражданской идентичности личности и методы мониторинга социальной напряжённости в системе общего образования. Разработаны и внедрены в систему образования всех уровней программы и учебные материалы, способствующие формированию установок толерантности, веротерпимости, миролюбия у подрастающего поколения, созданы научно-методические основы профилактики экстремизма и повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, способности противодействовать экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации. В рамках ФЦП образования были разработаны и внедрены программы формирования гражданской идентичности личности как основы укрепления российской государственности и диалога культур в системе поликультурного образования в современной России, а также методология проектирования современной школы как ресурса обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта.
Членом-корреспондентом РАО избрана  проф. Г.У.Солдатова за заслуги в разработке проблем формирования установок толерантного сознания и поведения, профилактики межэтнической напряжённости.
 
Публикации. Опубликовано 9 монографий, 26 глав и разделов в коллективных монографиях, 26 статей в зарубежных журналах, 47 учебников, учебных пособий и учебно-методической литературы, в т.ч.:
 
Монографии
 
Войскунский А.Е. Психология и Интернет;
Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма;
Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания.
 
Учебники и учебные пособия
 
Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание человека;
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе;
Гусев А.Н., Уточкин И.С. Практикум по психологическим измерениям: теория и методы.