МГУ–2011: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 45 лет факультету психологии. Развитие научных школ психологии Московского университета, традиций, заложенных А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией, П.Я.Гальпериным, Е.Н.Соколовым, Б.В.Зейгарник, Д.Б.Элькониным воплощено в достижениях фундаментальной и прикладной психологической науки, получивших мировое признание. Сегодня факультет – флагман отечественного психологического образования и научных исследований.
 
Исполнилось 80 лет со дня рождения старшего научного сотрудника лаборатории психологии профессий и конфликта, Заслуженного научного сотрудника Московского университета Кринчик Елены Петровны. Специалист в области поведения и деятельности человека в ситуации неопределённости.
Награждена медалью «Ветеран труда».
 
Исполнилось 80 лет со дня рождения профессора Учебного центра по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса в высшей школе при кафедре психологии образования и педагогики, Заслуженного профессора Московского университета Салминой Нины Гавриловны. Специалист в области исследования структуры, функционирования, генезиса и формирования знаково-символической деятельности, символической функции; проблемы материализации в обучении; проблемы готовности детей к школе; разработки развивающих программ для детей.
Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Награждена медалью «Ветеран труда» (1986).
 
Исполнилось 75 лет со дня рождения доцента кафедры психологии труда и инженерной психологии, Заслуженного преподавателя Московского университета Чернышёвой Ольги Николаевны. Специалист в области проблем психологии труда и эргономики, методологии, теории и практики взаимодействия человека с предметно-пространственным окружением, психологических закономерностей организации различных видов трудовой деятельности, проблем профориентации молодёжи. Читает курсы «Эргономическая оценка и проектирование рабочих мест», «Предметная среда в спортивной деятельности», «Теория и практика эргодизайна», «Основы современного производства».
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры общей психологии Бороздиной Лидии Васильевны. Специалист в области проблем самооценки, её возрастной динамики, влияния на продуктивность деятельности субъекта, соотношение с уровнем притязаний, отражающим тактику целевого выбора. Читает курсы «Психология характера», «Самооценка и притязания в норме и патологии».
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения ведущего научного сотрудника кафедры психологии личности, Заслуженного преподавателя Московского университета Романова Валерия Яковлевича. Специалист в области психологии сознания, исследования процессов внимания и памяти человека, изучения психологических механизмов внимания. Читает курсы «Основы общей психологии», «Психология памяти и психология внимания». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (1995).
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения профессора, заведующего лабораторией нейропсихологии факультета психологии, Заслуженного научного сотрудника Московского университета Ахутиной Татьяны Васильевны. Специалист в области нейропсихологии и психолингвистики, проблемы детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Читает курсы «Специальная психология», «Нейропсихологический подход к диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения», «Нейропсихологические основы коррекционно-развивающего обучения».
Награждена медалью «Ветеран труда» (1998).
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения заведующего кафедрой психологии образования и педагогики, Заслуженного профессора Московского университета Смирнова Сергея Дмитриевича. Специалист в области психологии познавательных процессов, методологии психологии, педагогики и психологии высшего образования. Читает курсы «Педагогическая психология», «Методологические вопросы психологии», «Педагогика и психология высшего образования», «Психолого-педагогические основы инновационного развивающего образования», «Педагогическое общение».
 
Исполнилось 55 лет со дня рождения профессора кафедры психологии личности члена-корреспондента РАО Солдатовой Галины Уртанбековны. Специалист в области психологии межкультурных коммуникаций, культурно-исторической психологии, этнопсихологии, культурной антропологии. Читает курсы «Психология межэтнической напряжённости», «Психология межкультурных коммуникаций», «Основы психологии переговоров», «Культурно-историческая психология конфликта». Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010).
 
Наука. Фундаментальные и прикладные исследования осуществлялись в соответствии с ПНР «Комплексные исследования человека» и «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества», конкретизированных применительно к психологической науке как «Культурно-историческая психология развития сознания и личности», «Психология безопасности и противодействие терроризму», «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания», «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала», «Психология познания и когнитивных процессов; общепсихологический, социально-психологический, нейропсихологический психофизиологический аспекты», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическое консультирование», «Применение информационных технологий супервычислений в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях и образовании».
Управление рисками ксенофобии: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности
Разработана методология изучения толерантности и ксенофобии как основы проектирования общероссийской программы социальных действий государства, общества, различных профессиональных объединений, способствующей формированию идеологии консолидации, искусства жизни с непохожими людьми, уменьшения рисков ксенофобии и социальной напряжённости в условиях роста социального, культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества (рук. профессора А.Г.Асмолов, Ю.П.Зинченко). Разработаны рекомендации по реализации стратегии диалога культур и поддержки этнического, культурного, религиозного разнообразия российского общества как ресурса противодействия разжиганию ксенофобий, дискриминации национальных меньшинств, ущемления прав личности и других проявлений социокультурных и этнических предрассудков; рекомендации по конструированию в массовом сознании и социальной структуре общества цивилизационных норм, социального доверия и создание социальных институтов, являющихся носителями образцов толерантного поведения и защиты прав человека.
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания
Продолжено теоретическое и эмпирическое изучение закономерностей психического развития подростков в школьном и семейном окружении, функционирования детско-родительских отношений, развития автономии подростка в общении с родителями и сверстниками, социоморального развития, мотивационной, эмоциональной и когнитивной сферы детей и подростков; разработан типологический подход к анализу психического развития. Продолжено осуществление междисциплинарного проекта «Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия». Исследовано развитие социального интеллекта и социальной компетентности в младшем школьном и младшем подростковом возрасте (профессора А.И.Подольский, О.А.Карабанова). Выявлены факторы, определяющие возможность приобщения учащихся к личностному знанию преподавателя. Выявлены условия порождения внутренней учебной мотивации и повышения её уровня посредством обучения эвристическим приёмам решения задач. Изучен содержательно различный характер мотивации, стоящий за достижениями в сдаче ЕГЭ и победах на олимпиадах, что позволило повысить достоверность предикторов успешного обучения будущих студентов (проф. С.Д.Смирнов).
Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала
Проведена эмпирическая верификация комплексных психологических технологий диагностико-превентивной направленности для оценки и повышения адаптационных возможностей профессионалов к деятельности в инновационной среде российских организаций. Обоснована концептуальная схема анализа индивидуальных ресурсов профессионалов и определена её пригодность для оценки адаптационного потенциала сотрудников при внедрении инноваций в традиционных организациях (проф. А.Б.Леонова).
Исследованы кооперативные стратегии и конкурентная среда в организации в зависимости от типов организационно-культурных предпочтений. Обнаружено, что органической организационной культуре наиболее соответствует стратегия групповой рефлексии; бюрократической – синхронизация; предпринимательской – идентификация; партнёрской – импровизация. Предпочтение предпринимательского типа организационной культуры ведёт к менее кооперативному поведению. Предложена оригинальная технология экспресс диагностики состояния организации и системы управления, а также апробирована технология взаимодействия консультанта с клиентами.
Психология познания и когнитивных процессов: общепсихологический, социально-психологический, нейропсихологический, психофизиологический аспекты
Проведены теоретические и эмпирические исследования восприятия членами общества инноваций, формирования индивидуального и коллективного принятия нововведений (проф. Г.М.Андреева); особенности самоидентификации в условиях социальных трансформаций. Исследованы особенности образа России как одного из центров влияния в современном мире и участника международных конфликтов на американской и китайской выборках (проф.Т.Г.Стефаненко).
Верифицирована векторная психофизиологическая модель различения простых зрительных признаков. Изучены процессы различения яркости на фоторецепторном уровне и анализ применимости классической сферической модели различения яркости на этом уровне (проф. А.М.Черноризов).
Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическое консультирование
Разработана система нейропсихологической диагностики и реабилитации в клинике многоочаговых и диффузных поражений мозга подростков и в клинике острых нарушений мозгового кровообращения (инсульта). Реализован нейропсихологический подход к анализу структуры и динамики нейрокогнитивного дефицита при эндогенной психической патологии. Продолжено изучение межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и нарушений психических функций при патологии комиссуральных систем мозга. Продолжена разработка новой парадигмы восстановления высших психических функций и восстановительного обучения больных с поражениями мозга органического генеза с нарушениями когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы. Разработаны теоретические основы применения нейропсихологических методов диагностики и коррекции в современной школе, в частности в инклюзивном и коррекционном образовании (профессора Т.В.Ахутина, Ю.В.Микадзе). Обнаружены закономерности становления клинико-психологического знания в контексте нового уровня развития клинической культурно-исторической психологии. Эмпирически верифицирована теоретическая модель системно-стилевой организации перфекционизма личности, подтверждающие возможность предиктора аффективных и психосоматических расстройств, суицидального поведения, комплаентности, эффективности психотерапии. Проведено исследование нарушений функции планирования при шизофрении, результаты которого значимы для планирования в процессе лечения, прогноза становления ремиссии, разработки индивидуальных программ реабилитации и ресоциализации больных. В контексте психологии здоровья создана и апробирована теоретико-эмпирическая модель изучения ценностных представлений о здоровье и факторах его нарушения (проф. А.Ш.Тхостов).
Разработка инновационных методов научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности психолога с применением технологии виртуальной реальности
Разработаны методические рекомендации по применению технологий виртуальной реальности для психологического изучения проблем конструирования виртуальных сред и формирования различных виртуальных объектов. Описаны психологические и психофизиологические механизмы, обеспечивающие работу интерфейсов «мозг-компьютер» с использованием технологий виртуальной реальности. Выполнены исследования уровневой структуры зрительных признаков в процессе формирования зрительного образа при помощи технологии виртуальной реальности. Проведены экспериментальные исследования для подтверждения трёхмерной уровневой модели формирования иллюзий, в т.ч. в трёхмерной и двухмерной конфигурациях, предъявленных с использованием технологии виртуальной реальности.
Теоретически обоснованы и экспериментально исследованы условия формирования оптимальных методов психологической подготовки спортсменов, с учётом конкретных видов спорта. Выявлены факторы, влияющие на эффективность умственной тренировки, в частности, личностные характеристики спортсмена и психологический климат команды, специфика содержания образов, оптимальное количество и продолжительность образных сессий.
 
Учебная работа. Научно-педагогическую деятельность ведут более 70 докторов и 140 кандидатов психологических наук, в т.ч. 1 член-корреспондент РАН и 12 действительных членов и членов-корреспондентов РАО.
Факультет осуществлял подготовку специалистов по образовательным программам: по специальности 030301.65 «Психология» с присвоением квали­фикация «Психолог. Преподаватель психологии»; по специальности 030302.65 «Клиническая психология» с присвоением квалификация. «Психолог. Кли­нический психолог. Преподаватель психологии»; по направлению 521000 «Психология» с присвоением степени бакалавра психологии (для иностранных студентов); по направлению 521000 «Психология» с присвоением степени магистра психологии.
Студенты специализировались по направлениям: общая психология, психология личности, возрастная психология и психология развития, психология семьи, педагогическая психология, клиническая психология, психология труда и инженерная психология, организационная психология, психофизиология, психогенетика, экстремальная психология и психологическая помощь, социальная психология, психология спорта, психология безопасности, психо­логия переговоров и разрешения конфликтов, психология развивающего и инновационного образования.
Из 5044 часов аудиторных занятий, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и практические занятия, 20% приходится на общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; 15% на общеобразо­вательные дисциплины естественнонаучного и математического цикла; 38% на общеобразовательные психологические дисциплины; 22% на дисциплины специализации; 5% на факультативные дисциплины и дисциплины по выбору.
Более 1000 часов учебных занятий занимают курсы, непосредственно направ­ленные на подготовку студентов к практической работе: психологической диагностике, различным видам и формам психологической помощи, проведению консультативной работы и тренингов. Подготовка к практической работе осуществлялась так же через систему спецпрактикумов и учебных практик на местах будущей работы. На V курсе проводится производственная практика. Базовыми учреждениями для практики являются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и школы, клиники и организации, психологические центры и консультации.
 
Новые образовательные стандарты. Продолжалась работа над утверждёнными ФГОС ВПО 3-го поколения по направлению подготовки 030300 «Психология» с присвоением квалификации (степени) бакалавр и магистр и 030401 «Клиническая психология» с присвоением квалификации (степени) специалист: внесены редакционные изменения, предложенные вузами и УМС и скорректирована трудоёмкость (зачётные единицы) по каждому из циклов и разделов ООП в соответствии с требованиями Научно-методического центра анализа Рособрнадзора (г. Шахты). Проведён анализ хода внедрения новых стандартов в различных вузах России.
Работа по образовательным стандартам, устанавливаемых МГУ самостоятельно с присвоением квалификации (степени) специалист по специальности 030301 «Психология служебной деятельности», 030401 «Клиническая психология», 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» включала: внесение редакционных изменений и дополнений по результатам внешней экспертизы стандартов, составление и утверждение рабочих учебных планов, доработку программ дисциплин, обеспечивающих как базовую, так и специальную подготовку, положений о практиках (учебной, производственной, научно-исследовательской, супервизии); составление требований к государственной итоговой аттестации.
Разработаны магистерские программы по направлению подготовки 030300 «Психология»: «Организационная психология», «Психология СМИ и связей с общественностью», «Экзистенциально-феноменологическая психология».
 
Выпуск. В 2011 г. с целью установления уровня подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач и соответствия подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по психологии процедура государственного экзамена по психологии проходила в несколько этапов: тестовое компьютеризированное испытание, часть которого дополнительно проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; письменное испытание по экзаменационным вариантам, часть которого дополнительно проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; защита студентом проекта решения специализированной профессиональной задачи.
 
В 2011 г. проводилось обучение английскому языку как первому иностранному языку; второй язык (европейский или восточный: немецкий, французский, португальский, итальянский, японский, китайский, вьетнамский) изучается студентом по выбору.
Проведён V студенческий конкурс по психо­логии на иностранных языках. Программа вклю­чала туры: Участие в научной конференции: доклад по научной тематике; Написание эссе на одну из 3 предложенных тем (по психологии); Участие в свободной дискуссии.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– VII всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» (15–17 сент.). Совместно с Институтом психологии и педагогики был организован научно-практический конгресс «Здоровье нации и образование». Конгресс работал по направлениям: «Социальное здоровье и информационное общество», «Профессиональное здоровье и стратегии совладающего поведения», «Роль семьи в обеспечении здоровья нации», «Социальное и психологическое здоровье нации: толерантность, профилактика ксенофобии, безопасность». Работала выставка «Профилактика табакокурения в студенческой среде»;
– I российско-швейцарский медицинский форум (17–18 окт.). Рассматривались темы: социальные и эмоциональные способности детей с синдромом Дауна; проблемы нейропсихологической диагностики; восстановительный подход: принципы организации помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; влияние СМИ на психическое здоровье нации;
– российско-швейцарский семинар «Методологические проблемы развития психологической науки» совместно с Женевским университетом в рамках совместного исследовательского проекта «Исполнительные функции у недоношенных детей: когнитивные и поведенческие аспекты» (6–7 июня);
– летняя школа для учителей-предметников «Психолого-педагогические основы учебно-воспитательного процесса» (25–26 авг.);
– летняя школа для школьных психологов «Роль школьной психологической службы в решении задач модернизации образования» (25–26 авг.).
 
Кандидаты наук 2011 г. Диссертации защитили: мл.н.с. кафедры общей психологии С.А.Емельянова; ст. препод. кафедры психологии труда и инженерной психологии В.В.Пчелинова; инж. кафедры социальной психологии В.Е.Спиваковский.
 
Публикации. Опубликовано 33 монографии, 101 глава и раздел в коллективных монографиях, 38 статей в зарубежных журналах, 50 учебников, учебных пособий и учебно-методических изданий, в т.ч.:
 
Монографии
 
Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования;
Асмолов, А.Г., Семёнов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие;
Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования;
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Психологическая концепция идентичности Э.Эриксона в зеркале личной истории автора;
Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения: Теория. Методы;
Кривцова С.В. Буллинг в школе vs. сплочённость неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию;
Кувшинова О.Л., Насиновская Е.Е. Поэтическое произведение глазами читателей. Личностные особенности восприятия поэзии;
Лызлов А.В. Описательная психология Вильгельма Дильтея. Введение в проблематику;
Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической помощи;
Нестик Т.А. Отношение к времени в малых группах и организациях;
Скитяева Н., Ахутина Т.В. Развитие зрительно-предметного восприятия и речи у детей. Методика работы с детьми с нарушениями в развитии в группе подготовки к школе;
Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И. и др. Пойманные одной сетью: социально-психологический анализ представлений детей и взрослых об Интернете;
Чекалина А.И. Гусев А.Н. Когнитивно-стилевые особенности решения сенсорных задач;
Интеллектуально-личностный потенциал субъекта в принятии и преодолении неопределённости;
Психология субъективной семантики: Истоки и развитие / Под ред. И.Б.Ханиной, Д.А.Леонтьева.
 
Учебники, учебные пособия
 
Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты;
Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Социальная психология;
Глозман Ж.М. Детская нейропсихология. Сборник лекций;
Гордеева О.В. (авт.-сост., науч. ред.) Изменённые состояния сознания: природа, механизмы, функции, характеристики. Хрестоматия;
Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности;
Климов Е.А. К вопросу о становлении языковой картины психики у детей;
Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Математическая статистика для психологов;
Матвеева Л.В. Психология коммуникации: методология, модели, методы;
Митина О. Разработка и адаптация психологических опросников;
Павлов Е.И., Глозман Ж.М. Музыка и обучение ребенка. Нейропсихологический анализ музыкальной деятельности;
Пряжников Н.С. Психология элиты. Психология маленького человека.