МГУ–2012: 15 лет факультету педагогического образования
Факультет был организован в 1997 г. в соответствии с решением Учёного совета МГУ. Основная функция факультета – обеспечение отечественной высшей школы (и, прежде всего, Московского университета) преподавательскими кадрами с высокой психолого-педагогической, информационно-компьютерной и методической подготовкой. Эта подготовка даётся программой «Преподаватель высшей школы» (для магистрантов и аспирантов). Предварительная ориентация на преподавательскую деятельность и психолого-педагогическая подготовка еще на этапе получения высшего образования обеспечивается программой «Преподаватель» (для бакалавров и студентов). Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре и докторантуре по педагогическим наукам. Непрерывное повышение квалификации осуществляется в рамках программ повышения квалификации для педагогических работников высшей и средней школы. Обучение по программам «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» для студентов и аспирантов МГУ – бесплатное. По программе «Преподаватель» за 15 лет подготовлены 499 слушателя, по программе «Преподаватель высшей школы» – 115, аспирантуру и докторантуру (включая соискателей) – 52.
Состав Учёного совета факультета утверждён приказом №828 от 30.10.2007. Работает диссертационный совет по педагогическим наукам. В Учебно-методическом объединении по классическому университетскому образованию действует Учебно-методический совет по педагогическому университетскому образованию (председатель проф. Н.Х. Розов).
Факультет издаёт журнал (входящий в список ВАК) «Вестник Московского университета. Сер. XX. Педагогическое образование» и периодический сборник «Труды Ломоносовских чтений».
С 2004 г. на факультете открыта магистратура по программе «Менеджмент образования» для подготовки специалистов широкого профиля по вопросам организации образования и руководства образовательным процессом, куда могут поступать лица с дипломом бакалавра по конкретной научной специальности.
С апреля 2005 г. функционирует межфакультетский клуб «Дебаты», объединяющий студентов, изучающих китайский язык, и шиноязычных учащихся МГУ. Цель клуба – развитие у студентов навыков аргументации и оппонирования. Активно работает Клуб педагогического мастерства, объединяющий интересующихся психологическими и методическими проблемами обучения и изучения.
Действуют программа дополнительного образования «Семейная педагогика» и 9 программ повышения квалификации.
Деканом факультета является чл.-корр. РАО Н.Х. Розов. С 1999 г. на факультете существуют кафедра истории и философии образования (зав. проф. Г.А. Китайгородская) и кафедра образовательных технологий (зав. проф. Н.Х. Розов). В составе факультета работает лаборатория развития гендерного образования (рук. доц. И.В. Костикова).
Занятия ведут: академики РАО В.И. Купцов, В.А. Попков, чл.-корр. РАО А.А. Вербицкий, М.А. Лукацкий, Т.С. Назарова, Н.Х. Розов, профессора А.А. Андреев, С.В. Девятова, В.А. Змеев, Г.А. Китайгородская, М.Н. Кочагина, Н.С. Пряжников, С.Д. Смирнов, О.В. Суходольская-Кулешова, Ю.В. Фокин.
Помимо обязательных традиционных курсов «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания», имеется большое количество инновационных, изучаемых по выбору («Психология инновационного обучения», «Режиссура педагогического процесса», «Основы техники саморегуляции», «Конфликтология в педагогической деятельности», «Педагогический менеджмент», «Мировая экономика и образование», «Основы публичного выступления»). Разрабатываются и внедряются курсы: «Инструментальная дидактика», «Конкретная педагогика», «Методика раскрытия творческих способностей детей», «Личностно-ориентированная философия образования», «Основы преподавания в Интернете», «Дистанционное обучение».
Факультет активно участвует в повышении квалификации учителей, осуществляя в рамках программы «МГУ–школе» обучение по программам «Профилактика зависимого поведения в школьной среде», «ИКТ в школьном математическом образовании», «Конкретная педагогика», «Основы преподавания в Интернете», «Семейная педагогика», «Педагогические исследования в современном образовании», «Педагогическое сопровождение одарённых детей», «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся», часть из которых реализуется в дистанционной или смешанной форме.
Значительное внимание факультет уделяет международному сотрудничеству в области образования, в магистратуру на подготовку по специальности «Менеджмент образования» ежегодно приходят около 15 иностранных студентов.
Научные исследования проводятся в рамках 9 направлений, в т.ч.: организация педагогического образования в непедагогических вузах России, философия и методология инновационной педагогики, деятельностный подход в психологии и педагогике, изучение отечественной и зарубежных образовательных систем, методика обучения конкретным предметам, ряд направлений математической науки.
Работает еженедельный научно-практический семинар. Факультет проводит конференции и симпозиумы, в т.ч. международного уровня, представляет свою экспозицию на «Фестивале науки».
Факультет сотрудничает с управлениями образования Москвы, с рядом школ, лицеев, гимназий; поддерживает постоянные связи с коллегами в Ярославле, Новосибирске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Новгороде.