МГУ–2012: Факультет педагогического образования

Наука
Предложена программа системного решения проблемы повышения качества диссертаций по педагогическим наукам. Выявлены основные дефекты диссертаций и три основных инструмента решения проблемы: специализированные научные семинары, специализированные научные журналы и специализированные научные конференции.
Исследованы вопросы методики формирования образовательных стандартов: установлены критерии качественности стандартов, предложена их классификация, охарактеризованы их функции.
Ведётся работа по описанию надпредметного содержания школьных учебников и лабораторных работ. Осуществлён эксперимент в нескольких гимназиях г. Москвы, в результате которого разработан двухфакторный опросник для оценки эмоциональной удовлетворённости школьников обучением.
Исследована сущность проблемы взаимосвязи в триаде средства-среды-технологии обучения: обоснована необходимость разработки вопроса подготовки и использования когнитивных технологий; необходимость разработки мультидисциплинарных комплексов.
Подготовлены отдельные части двух монографий: «Гуманистическая психология свободного развития (от младенчества до студенчества)» и «Деятельностная педагогика».
Исследованы автоволновые процессы в системах диффузионно связанных обыкновенных дифференциальных уравнений с запаздыванием, в системах дифференциально-разностых уравнений с запаздыванием. Изучены проблемы существования, локализации, устойчивости и асимптотического поведения их периодических решений. Рассмотрены приложения к математическим моделям из экологии, нейродинамики, нейронных систем. Разработан аналог формулы распространяющихся волн для ряда одномерных неоднородных сред с памятью.
На факультете работает диссертационный совет по педагогическим наукам, в 2012 г. в нём были защищены две кандидатских и две докторских диссертации, все они подготовлены аспирантами, докторантами, соискателями факультета.
Работает научно-практический семинар (рук. проф. Н.Х. Розов, доц. А.В. Боровских), на котором в 2012 г. было сделано 28 докладов по актуальным проблемам педагогики.
 
Учебная работа
На факультет ежегодно зачисляется около 150 слушателей из числа студентов других факультетов, изъявивших желание добровольно пройти, параллельно с освоением избранной области науки на своих факультетах, дополнительную подготовку для получения педагогической квалификации «Преподаватель» с целью иметь в дальнейшем возможность преподавать предмет, соответствующий основной специальности. Для магистрантов и аспирантов, проявляющих интерес к педагогической карьере, проводится подготовка в рамках образовательной программы для получения педагогической квалификации «Преподаватель высшей школы». Всем успешно завершившим обучение вручается диплом государственного образца о присвоении преподавательской квалификации.
Учебный план предусматривает изучение теоретических и прикладных аспектов психологии и педагогики, дидактики и методики преподавания, современных образовательных информационно-компьютерных технологий, организуется приобщение к преподавательскому мастерству (режиссура педагогического процесса, риторика и техника речи, культура мышления в преподавании и дискуссии и т.д.) и получение дополнительной общекультурной и специальной подготовки. В 2012 г. состоялся 14-й выпуск слушателей (100 человек), успешно окончивших факультет.
В 2012/13 уч.г. проведена II всероссийская командная педагогическая олимпиада-универсиада.
 
Конференции
Сотрудники принимали участие в 46 конференциях различного профиля. На факультете были проведены:
– Ломоносовские чтения. Секция «Педагогическое образование» (19–24 апр.);
– XIX международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция «Педагогическое образование и образовательные технологии» (10–12 апр.).
 
Публикации
С авторским участием сотрудников вышла в свет 61 работа научного, методического, научно-популярного и информационного характера, в. т.ч.:
Боровских А.В., Розов Н.Х. Категория деятельности и деятельностные принципы в педагогике // Вопросы философии. 2012. №5, с. 90–102;
Боровских А.В., Розов Н.Х. Эволюция целей и ценностей образования // Известия МАН ВШ. 2012. №1, с. 63–80;
Драгнев М.В., Жаров М.И., Розов Н.Х. Русско-французский математический словарь. Около 28 000 терминов;
Шадриков В.Д., Розов Н.Х., Боровских А.В. Автореферат полностью отражает... // Педагогика. 2012. №4, с. 100–111