МГУ–2013: Факультет государственного управления
Юбилеи. Исполнилось 15 лет кафедре управления персоналом. Её создание, в 1998 г., было обусловлено превращением менеджмента персонала в ключевой фактор успеха в глобальной конкурентной борьбе. В этих условиях особенно ярко проявилась потребность страны в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно управлять сотрудниками на государственной службе и в сфере бизнеса. Кафедра является базовой по специальности «Управление персоналом». У кафедры существует профильная учебная магистерская программа «Управление человеческими ресурсами» и специализация «Управление персоналом» в рамках программы дополнительного образования «Менеджмент организации». Заведует кафедрой со дня основания проф. В.П.Пугачёв.
9 мая исполнилось 75 лет со дня рождения заведующего кафедрой отраслевого и природно-ресурсного управления чл.-корр. РАН Данилова-Данильяна Виктора Ивановича. Выпускник механико-математического факультета (1960) В.И.Данилов-Данильян заведует кафедрой с 2009 г., работал на экономическом факультете (1978–1990). Специалист в области экономики природопользования, экономико-математического моделирования, теории устойчивого развития, экологии. Наиболее важные достижения имеет в разработке проблем системного анализа социально-экономических и эколого-экономических процессов, построения и анализа оптимизационных и равновесных экономико-математических моделей, экологии России и глобальной экологии, методологии устойчивого развития.
Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1991–1996), Председатель Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (1996–2000). Лауреат Премии Правительства РФ (1996).
3 ноября исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего кафедрой теории и технологий управления Сурина Алексея Викторовича. Выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики (1975) А.В.Сурин заведует кафедрой с 1995 г., декан факультета (2000–2010), директор-организатор Института государственного управления и социальных исследований (1993–2000). Специалист в области теории и методологии управления, проблем управления образованием.
Юбилей отметили:
– старший научный сотрудник кафедры теории и технологий управления, Заслуженный научный сотрудник Московского университета Беляева Галина Фёдоровна. Специалист в области социологических исследований проблем женских научных и педагогических кадров. Зам. председателя президиума Совета женщин МГУ.
– старший преподаватель кафедры управления персоналом Опарина Наталья Николаевна. Специалист в области стратегического управления человеческими ресурсами, управления лидерством, управления развитием персонала.
– доцент кафедры управления персоналом Черняева Галина Владимировна, Зам. заведующего кафедрой по работе с аспирантами. Выпускница философского факультета (1982) Г.Ф.Черняева работает на факультете с 1999 г. Специалист в области социальной психологии, организационного поведения, организационной культуры, персонального менеджмента, научных методов управления персоналом, применения тренинговых методов в обучении и развитии персонала.
Наука. Исследования проводились в рамках проектов, финансируемых министерствами РФ. Выполнялись очередные этапы исследований по проектам Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг» (ПНР 1):
– Образ власти в российском общественном сознании в периоды социально-политических трансформаций. Конец XIX – середина ХХ в.» (рук. проф. А.Я.Лившин);
– Социальные факторы демографического поведения: проблема бездетности в РФ (рук. В.А.Куштанина; отв. на ФГУ – Н.С.Григорьева, И.В.Яковлева).
Кафедра управления персоналом разработала «Научно-методическое сопровождение внедрения в отдельных федеральных государственных органах системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам». Подготовлены отчёты по результатам анализа кадровой работы по исследуемым ФГО и предложения по совершенствованию кадровой работы. Подготовлен проект квалификационного справочника и определены ключевые функциональные квалификационные требования по исследуемым направлениям профессиональной деятельности. Разработаны примеры профилей должностей на примере конкретных должностей ГГС в исследуемых ФГО. Разработан проект методических рекомендаций по формированию и применению квалификационных требований. Подготовлены проекты Указа Президента РФ «О квалификационных требованиях к должностям государственной гражданской службы РФ», проект ФЗ «О внесении изменения в ст. 12 ФЗ “О государственной гражданской службе в РФ”».
Сотрудники кафедры финансового менеджмента проф. А.З.Бобылёва, доц. Е.Н.Жаворонкова, ст. препод. О.А.Львова участвовали в проекте «Развитие концептуальных подходов к формированию государственной политики цен в РФ», реализованного на базе межфакультетского экспертно-аналитического научного центра по исследованию рынков и ценообразования (заказчик Торгово-промышленная палата РФ). Проф. А.З.Бобылёва и ст. препод. О.А.Львова участвовали в проекте юридического факультета по развитию образования в области несостоятельности (банкротства, поддержан американо-российским фондом по экономическому и правовому развитию USRF). Проф. А.З.Бобылёва проводила обучение представителей государства Республики Татарстан в органах управления и контроля акционерных обществ с долей по теме «Развитие механизма антикризисного государственного управления».
Учебная работа. Факультет государственного управления предоставляет классическое университетское образование в области управления и готовит квалифицированные кадры для всех уровней государственной власти.
В 2013 г. студенты обучались по 5 специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Антикризисное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Политология» и 4 направлениям бакалавриата: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Политология» (профиль «Стратегическое управление экономическими и политическими процессами»).
Помимо обязательных дисциплин студентам были предложены новые спецкурсы: Стратегия и экономическая политика государства; Управление операционной и стратегической эффективностью бизнеса; Кризисы и международная безопасность; Корпоративное управление в российских государственных компаниях: основные институты и принципы функционирования; Финансовые рынки в условиях неустойчивости.
Студенты магистратуры проходили обучение в рамках программ: Современные механизмы и технологии государственного управления (направление «Государственное и муниципальное управление»); Бизнес-аналитика (направление «Менеджмент»); Стратегическое управление человеческими ресурсами (направление «Управление персоналом»). Ряд курсов читали приглашённые специалисты, в т.ч. на английском языке.
На факультете осуществлялась подготовка бакалавров в рамках программы второго высшего образования по направлению «Государственное и муниципальное управление».
В рамках различных образовательных программ студенты проходили практику в организациях, соответствующих их специализации: в Федеральном Собрании РФ, Правительстве РФ, федеральных министерствах, государственных корпорациях и коммерческих компаниях.
Продолжает работать программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров», направленная на подготовку участников к роли лидеров и реформаторов, развитие у слушателей управленческих компетенций, коммуникативных навыков и способностей к непрерывному обучению.
Конференции. Организованы и проведены:
– XI международная научная конференция «Государственное управление: РФ в современном мире» (30 мая – 1 июня);
– выездная конференция «Финансовые технологии в управлении»;
– VI зимняя школа по имитационным моделям и играм;
– III международная научно-практическая Интернет-конференция «Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами»;
– методическая конференция «Компетентностный подход в преподавании исторических дисциплин»;
– I научно-практическая конференция «Философия управления», посвящённая памяти проф. М.И.Панова;
круглые столы:
– Мюнхен 1938;
– Революция и парламентаризм;
– Революция, насилие и армия.
Доктора и кандидаты наук 2013 г. Доц. кафедры математических методов и информационных технологий в управлении Китова Ольга Викторовна защитила докторскую диссертацию «Концепции и информационная инфраструктура обеспечения управления результативностью маркетинга: теория и методология». В работе получили развитие теоретические и методологические основы управления результативностью маркетинга в рамках современных концепций и методов управления маркетингом, в т.ч.: в формировании концептуального подхода; разработке и апробации методологии управления результативностью маркетинга; создании и апробации авторского понятия «система управления результативностью маркетинга»; обосновании авторской экономико-математической модели и метода целевого планирования развития фирмы; выборе комплекса целевых показателей результативности; развитии методологических и методических аспектов управления результативностью продуктовых инноваций; разработке информационной инфраструктуры обеспечения управления результативностью маркетинга с использованием возможностей современных информационно-коммуникационных технологий и систем. Определены предпосылки возникновения и развития концепции управления результативностью маркетинга. Дано авторское определение научного понятия «управление результативностью маркетинга», проанализированы его место и роль в концепции управления маркетингом. Разработана и апробирована методология управления результативностью маркетинга, включая логическую структуру данной деятельности (субъект, объект, предмет, цели и задачи, формы, средства, методы, процессы и результат), её принципы, условия, нормы и особенности, а также временную структуру деятельности (фазы, стадии и этапы). Проведена логико-методологическая систематизация основных принципов управления результативностью маркетинга. Предложено и апробировано авторское понятие «система управления результативностью маркетинга» фирмы, рассмотрены основные элементы, бизнес-процессы, этапы проектирования и цикл управления в данной системе. Уточнены и систематизированы подходы к построению системы измеримых стратегических целей, инициатив и ключевых показателей результативности (КРГ) на основе ценностно-ориентированных маркетинговых стратегий. Предложен метод управления результативностью маркетинга с использованием сбалансированной системы показателей и комплекс наиболее важных показателей, отражающих положение фирмы на рынке и результативность реализации её маркетинговой стратегии и тактики. Обоснована авторская экономико-математическая модель целевого планирования развития фирмы и выбора КР1, ориентированная на стоимость, предложен метод на основе алгоритма анализа иерархий, модифицированного автором с учётом направленной генерации альтернатив стратегического развития, разработана его программная реализация и проведены расчёты для конкретных фирм. В рамках авторского подхода к управлению результативностью маркетинга разработаны методологические и методические аспекты управления результативностью продуктовых инноваций, включая комплекс соответствующих показателей результативности. Впервые обоснованы концептуальные положения в области развития информационной инфраструктуры обеспечения управления результативностью маркетинга, предложен метод использования информационных систем различных классов для управления результативностью маркетинга с учётом российских особенностей и стандартов. Установлены особенности управления результативностью маркетинга на электронном рынке с учётом специфики маркетинговых стратегий и особенностей информационной инфраструктуры обеспечения в Интернете. Теоретически обоснованы, разработаны и внедрены проектные решения в области управления результативностью маркетинга для фирм из разных отраслей экономики (ведущей софтверной компании, фирмы в сфере дополнительного профессионального образования и др.). Установлены основные направления развития и особенности управления результативностью маркетинга в условиях современной экономики.
Доц. кафедры теории и технологий управления Купряшин Геннадий Львович защитил диссертацию «Политико-административные институты модернизации государственного управления» (учёная степень доктора политических наук). Целью исследования являлось определение места и роли политико-административных институтов в процессе модернизации государственного управления с учётом конкретных культурных, социально-экономических и политических условий страны и выявление ограничений, объективно наложенных на его развитие. Гипотеза проведённого исследования может быть описана следующим образом. Модернизация государственного управления как эволюционная инновация не имеет доминантного процесса, вследствие чего актуальны тенденции к появлению гибридных форм. Многослойность в условиях ригидной институциональной среды может приводить к сбоям политико-административного механизма институциональных изменений, когда институциональные реформы или их имитация будут увеличивать транзакционные издержки. Институциональные реформы в этом случае означают лишь новые возможности для специальных групп интересов получить дополнительный доход как следствие влияния гибрида политической и переходной ренты. Фактически возникает новый неформальный промежуточный политико-административный институт, своеобразно отражающий противоречие между преемственностью и изменением в условиях слабого государственного управления, когда мобилизационно-распределительная способность последнего находится под воздействием патримониальных социальных практик. В итоге возможен эффект блокировки модернизации государственного управления. Политико-административный выход из такого рода институциональных ловушек может быть связан с трансформацией подхода к стратегии модернизации, когда приоритетом выступает не выбор желаемой модели государственного управления с заданными извне характеристиками, а институциональное строительство, цель которого – модернизационные способности государственного управления. Институциональное строительство должно опираться на определённые блоки многоуровневой системы норм, что позволяет добиться локального соответствия между операциональными, коллективными и конституционными правилами. Такое соответствие результирует целенаправленное выстраивание цепи промежуточных институтов, минимизирующих неизбежные реакции отторжения со стороны существующей институциональной среды и вероятность новых институциональных ловушек.
Доц. кафедры правовых основ в управлении Лексин Иван Владимирович защитил докторскую диссертацию «Конституционно-правовые проблемы территориального устройства современного государства: особенности РФ и зарубежных стран». Выделены логические взаимосвязи территориального устройства государства со смежными правовыми явлениями (предметом конституционно-правового регулирования, правовой деятельностью, нормативным выражением конституционно-правового регулирования, результатами последнего). Показано, что территориальная единица государства (территориальное образование) не существует как целостное правовое явление: в правовой реальности территориальное образование в разных контекстах выступает или в качестве пространственной сферы осуществления публично-значимой деятельности, или как субъект права. Установлено, что нормативное выражение территориального устройства государства может быть охарактеризовано лишь как комплексное правовое образование, включающее ряд норм-принципов и правовых институтов (причём относящихся к различным отраслям права), но не как правовой институт или подотрасль конституционного права, – поскольку это устройство в своём практическом выражении не едино, его составляющие (системы территориальных единиц разных типов) основываются на разных принципах, а правовые нормы, которые распространяли бы своё действие на все общественные отношения, составляющие предмет регулирования для предполагаемого правового института (или подотрасли), и при этом являлись бы специфичными именно для данного правового института (подотрасли), отсутствуют. Конечно, правовые нормы общего характера, относящиеся к территориальному устройству России, существуют, но они характеризуются либо избыточно, либо недостаточно широким предметным действием, чтобы служить основой отдельного правового института или подотрасли.
Придано системного единства правовым нормам, регулирующим отношения в сфере территориального устройства государства, тем не менее, желательно. Во-первых, существуют обстоятельства, не имеющие региональной специфики и, следовательно, подлежащие единообразной регламентации. Во-вторых, необходима системная рационализация процедур осуществления территориальных изменений: сложность процедур должна быть более согласована с масштабностью осуществляемых изменений и фактической значимостью достижимых посредством них результатов. В-третьих, представляется допустимым установление общих стандартов, относящихся к хронологической последовательности этапов процедуры осуществления территориальных изменений (проведения референдума, заключения соглашения, законотворчества). Продемонстрировано, что конституционно-правовое осмысление сферы территориального устройства государства на данный момент не обладает достаточной критической направленностью, что способствует укоренению в научных работах, а также в законодательстве неудачных и неверных логических конструкций, не вполне обоснованных преувеличений и допущений.
Доц. кафедры социологии управления Осипов Егор Михайлович защитил докторскую диссертацию «Институционализация социального партнёрства как условие развития малого бизнеса в России» (специальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы). Рыночные трансформации способствовали коренному изменению социальных отношений на всех уровнях российского социума. Несмотря на внешнюю стабильность социального порядка, в обществе идут процессы, которые способствуют нарастанию социальной напряжённости в различных сферах. Помимо углубления противоречия между трудом и капиталом, обостряется социальное неравенство, усиливается социально-экономическая дифференциация регионов и отраслей народного хозяйства, нарастает нагрузка на социальную сферу. Эти процессы в перспективе могут вызвать социальные конфликты и дезинтеграцию российского общества. Как показывает опыт развитых стран, малый бизнес является одним из значимых факторов, способствующих решению названных проблем. Потенциал предпринимателей малого бизнеса является поистине уникальным ресурсом, позволяющим им выступать значимой движущей силой развития национальной экономики и роста народного благосостояния. Важным преимуществом малого бизнеса является его способность активизироваться в период экономических спадов, решать многие экономические и социальные задачи, такие как: влияние на конкурентную среду, содействие развитию инфраструктуры экономики, эффективное использование и развитие трудовых ресурсов общества, оперативное реагирование на потребительский спрос, генерирование и внедрение инновационных идей. Однако институциональные преобразования в российском обществе в последние 20 лет, осуществлявшиеся в русле неолиберальной политики и с упованием на «невидимую руку рынка», привели к тому, что малый бизнес как один из значимых институтов рыночной экономики не оправдал надежд, на него возлагавшихся.
Для преодоления этих негативных тенденций в сфере малого бизнеса необходимо использовать действенный механизм согласования интересов социальных субъектов – институт социального партнёрства. В отечественной науке и практике длительное время преобладал узкий подход к социальному партнёрству, которое рассматривалось преимущественно как технология регулирования трудовых отношений в организациях. В последние годы все более проявляется научный интерес к социальному партнёрству как специфическому виду общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом.
Институционализация социального партнёрства является решающим ресурсом и условием развития малого бизнеса в современной России, так как объективно в этой сфере необходим механизм, способный согласовывать и корректировать социальные взаимодействия предпринимателей не только с субъектами, включёнными в эту область социально-экономических отношений, но и с обществом. Роль бизнеса, в том числе и малого, в создании национального богатства и прогресса общества настолько значима, что правомерно рассматривать институт социального партнёрства в его развитии как способ достижения компромисса между социальными субъектами, представляющими различные интересы экономического, политического и социального характера, как фактор социальной интеграции социумов различного уровня и роста качества жизни населения.
Публикации.
Монографии
Зайцева Т.В. и др. Организация научно-исследовательской и экспертно-консалтинговой проектной деятельности управленческих факультетов (вузов);
Иноземцев В.Л., Зубов В.М. Сибирское благословение;
Иноземцев В.Л. Потерянное Десятилетие;
Кудина М.В., Сажина М.А. Экономика инновационного развития;
Лексин И.В. Территориальное устройство России: конституционно-правовые проблемы;
Михайлова О.В. Сети в политике и государственном управлении;
Наумов А.О. и др. «Цветные революции» на постсоветском пространстве;
Никонов В.А, Кошкидько В.Г., Полунов А.Ю. и др. Российская государственность в конце XIX – начале ХХ в.;
Петрунин Ю.Ю., Рязанов М.А., Абанина О.Н. Лидерство, деловая этика и антикризисное управление;
Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения.
Учебники, учебные пособия
Борзенков В.Г. и др. Концепции современного естествознания;
Борисенко Т.И., Валентей Т.В., Салиева Л.К. и др. Global world – global english: International Organizations: Pros and Cons;
Купряшин Г.Л., Соловьёв А.И. Теория и механизмы современного государственного управления;
Опарина Н.Н., Батоврина Е.В. Построение системы кадрового резерва;
Сенотрусова С.В. и др. Таможенное право.