МГУ–2013: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 95 лет со дня рождения профессора-консультанта Учебного центра по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса, Заслуженного профессора Московского университета Решетовой Зои Алексеевны. Специалист в области разработки психологических оснований профессионального обучения и в области построения учебных программ в русле системной методологии. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (2003) за цикл работ «Формирование системного мышления и общего механизма усвоения знаний в обучении». Читала курсы «Педагогическая психология», «Психологический анализ учебного процесса», «Психологические основы профессионального обучения», «Теоретические проблемы формирования мышления в обучении».
Участник Великой Отечественной войны. Награждена орденом Отечественной войны (II ст. – 1985), медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1986).
Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Заслуженный деятель науки РФ (1999). Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
 
Исполнилось 90 лет со дня рождения профессора-консультанта кафедры психологии образования и педагогики, Заслуженного профессора Московского университета Зосимовского Анатолия Владимировича. Специалист в области педагогики в направлениях: воспитание общественной активности школьников, формирование общественной направленности личности в школьном возрасте.
Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Отечественной войны (II ст.), медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда», «За доблестный труд».
 
Исполнилось 90 лет со дня рождения профессора Учебного центра по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса, Заслуженного профессора Московского университета, академика РАО Талызиной Нины Фёдоровны. Специалист по исследованию закономерностей процесса усвоения и возможностей управления им; выявлению функций учебника в учебном процессе; по составлению методик обучающих программ; анализу функции контроля при усвоении знаний; в области дидактики, построенной на деятельностной теории учения. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (2001) за цикл работ «Деятельностная теория учения и обучения». Читает курсы «Педагогическая психология», «Деятельностный подход в психологии», «Деятельностная теория учения», «Психологическая диагностика интеллекта», «Зарубежные теории учения».
Награждена орденом Кубы (1988), медалями им. К.Д.Ушинского, им. Н.К.Крупской. Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Заслуженный деятель науки. Отличник высшего образования.
 
5 января исполнилось 75 лет со дня рождения доцента кафедры психологии образования и педагогики, Заслуженного преподавателя Московского университета Володарской Инны Андреевны. Специалист по разработке принципов проектирования учебно-воспитательного процесса на разных ступенях образования, выделения психолого-педагогических основ диагностики и коррекции целей обучения, условий, обеспечивающих самостоятельность личности. Читает общий курс педагогики, курсы по психологическому анализу процесса обучения, спецкурсы «Деятельностная теория учения – основы современной дидактики», «Формирование общих приёмов познавательной деятельности». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (2002).
Награждена медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда». Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997).
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения заведующей лабораторией психологии восприятия, Заслуженного научного сотрудника Московского университета Меньшиковой Галины Яковлевны. Специалист по изучению проблем перцептивных взаимодействий параметров зрительного образа и анализу проблем восприятия зрительных иллюзий, по разработкам «Использование технологии виртуальной реальности в психологических исследованиях», «Движения глаз и когнитивные процессы». Читает курсы «Общая психология. Ощущение и восприятие», «Парадоксы восприятия», «Зрительные иллюзии и их теоретическое значение», «Современные методы психофизики».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего кафедрой психофизиологии, Заслуженного профессора Московского университета Черноризова Александра Михайловича. Специалист в области фундаментальных исследований сравнительной психофизиологии цветовосприятия человека и животных по оригинальной методологической схеме «Человек–Нейрон–Модель», по разработке современных психофизиологических комплексов (3-го поколения), по «диагностике скрываемых знаний» и систем коррекции функциональных состояний человека с использованием «биологической обратной связи». Читает курсы «Физиология сенсорных систем», «Психофизиология», «Актуальные проблемы нормальной и клинической психофизиологии», «Сравнительная психофизиология цветового зрения», «Нейронные механизмы цветового зрения», «Моделирование в психофизиологии», «Мозг и искусство».
 
Наука. Фундаментальные и прикладные исследования осуществлялись в соответствии с ПНР «Комплексные исследования человека» и «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества», конкретизированными для психологической науки как «Культурно-историческая психология развития сознания и личности», «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания», «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала», «Психология социального познания», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическое консультирование», «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках».
Факультет активно развивает контакты с: Пекинским университетом (КНР), Университетом Люмьер Лион-2 (Франция); Институтом прикладной и педагогической психологии в Лиссабоне (Португалия) и Сан-Паулу (Бразилия); Сити университетом Лондона (Великобритания); Университетом Париж 10 Нантерр, Лаборатория клинической психологии и психопатологии: Университетом штата Нью-Йорк, Кампус Олбани; Университетом Луи Пастера г. Страсбурга (Франция).
При построении и реализации договорных отношений с зарубежными вузами-партнёрами факультет выступает с инициативой открытия новых образовательных программ, подтверждаемых сертифицирующими документами, в частности, программ «совместной аспирантуры» и «совместной магистратуры»; участвует в разработке принципов взаимного признания на равноправной основе документов о психологическом образовании. В настоящее время факультетом ведется активная работа по созданию совместных магистерских программ со следующими университетами: Сити университетом Лондона (Великобритания); Университетом Лион-2 Люмьер (Франция); Университетом штата Нью-Йорк SUNY (США); Киевским национальным университетом им. Т.Шевченко (Украина).
Исследование воздействия СМИ и СМК на развитие и здоровье детей и подростков
В соответствии с поручением Роскомнадзора РФ совместно с факультетом журналистики и с участием аппарата Уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ была разработана Концепция информационной безопасности детей и подростков (чл.-корр. РАО Ю.П.Зинченко). Информационная безопасность детей и подростков рассматривается как сложная саморазвивающаяся система, включающая в качестве основных элементов законодательно-правовое регулирование, медиа-регулирование в информационном сообществе, психолого-педагогический компонент и культурно-художественный компонент. Исходным для разработки Концепции стало положение о двух аспектах информационной безопасности детей и подростков – аспекте защиты от вредного воздействия информационной среды и аспекте создания условий развития на основе проектирования информационной среды, обеспечивающей позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка. Было определено понятие информационной безопасности детей и подростков, выделены основные направления воздействия информационной продукции на здоровье и развитие ребёнка, релевантные критериям информационной безопасности. Основой разработки методологии оценки вредного воздействия СМИ и других СМК, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, на психическое развитие и здоровье детей и подростков стала культурно-историческая деятельностная концепция развития ребёнка. Основными принципами возрастно-психологического подхода к анализу вредного воздействия СМК, разработанного на её основе, стали принцип социально-исторической обусловленности психики и её развития, определяющий роль культуры и информационной среды для личностного и умственного развития ребёнка; деятельностный принцип, утверждающий активно-действенный характер восприятия и осмысления ребенком информационной продукции; принцип возрастной периодизации, определяющий специфику чувствительности и уязвимости/устойчивости ребёнка к воздействию контента информационной продукции и необходимость учёта возрастных психологических особенностей восприятия информационной продукции.
Создана модель и инструментарий проведения экспертизы информационной продукции. Разработаны критерии контента информационной продукции, представляющей вред здоровью и развитию детей, критерии информационной безопасности и соответствующие им требования к информационной продукции с учётом возрастных психологических особенностей детей и подростков.
Культурно-историческая психология развития сознания и личности
На основе разработанной стратегии социокультурной модернизации образования была создана и реализована методология ФГОС дошкольного образования как ступени общего образования (акад. РАО А.Г.Асмолов). Разработаны и апробированы психологические технологии формирования установок толерантного сознания в условиях глобализации и высокой неопределённости. Исследованы особенности поведения детей и подростков в Интернет-сети и разработаны рекомендации по созданию безопасной Интернет-сети и профилактике кибербуллинга.
Сотрудниками факультета совместно с Фондом развития Интернет разработана программа повышения цифровой компетентности подростков и учителей «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», которая прошла успешную апробацию в пяти регионах РФ (чл.-корр. РАО Г.У.Солдатова).
Был продолжен анализ истории и современного состояния проблемы соотношения гуманитарной и естественнонаучной ориентаций в психологии и перспектив их развития. Рефлексия итогов развития психологии в России ХХ в. в соотношении и взаимосвязи с мировым научным процессом позволила наметить перспективы развития психологической науки. Был проведён исторический и теоретический анализ идей школы А.Н.Леонтьева на основе выявления философско-мировоззренческих оснований психологического познания (чл.-корр. РАО Б.С.Братусь, чл.-корр. РАО А.Н.Ждан).
На основе разработанных фундаментальной категории сознания и психосемантической методологии было проведено исследование евразийской ментальности и российской идентичности, религиозной картины мира в различных культурах. В рамках изучения политического сознания рассмотрена проблема национальной идентичности, разработан опросник политических ориентаций и установок. Показана возможность и эффективность применения психосемантического метода множественной идентификации для валидизации диагностических личностных опросников (чл.-корр. РАН В.Ф.Петренко).
Исследование мотивационно-смысловой регуляции деятельности позволило выделить механизмы и уровни смысловой регуляции и самодетерминации личности. Традиции научной школы исследования мышления О.К.Тихомирова получили дальнейшее развитие в исследованиях психологии принятия решения, где на основе модели саморегуляции как метаконтроля, не сводимого к рефлексии, а включающего процессы актуалгенеза личностной саморегуляции были изучены психологические механизмы принятия решения в условиях неопределённости.
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания
Продолжено теоретическое и эмпирическое изучение закономерностей психического развития детей и подростков в школьном и семейном окружении, функционирования детско-родительских отношений, развития автономии подростка в общении с родителями и сверстниками, социоморального развития, мотивационной, эмоциональной и когнитивной сферы детей и подростков. Исследована роль детско-родительских отношений и привязанности в формировании Я-концепции и психологического благополучия, исследована связь развивающего потенциала содержания различных дошкольных образовательных сред, психологической готовности детей к школе и успешности психологической адаптации к обучению в первом классе. Изучены универсальные и групповые особенности образа мира современного подростка и показана связь конкретных характеристик социальной ситуации развития и особенностей образа мира в отрочестве. В исследовании роли изобразительной деятельности в развитии форм и функций речи дошкольника впервые выделена единица анализа – изобразительный замысел, открывающий новые перспективы в изучении развития детей с нормальным развитием речи и детей с общим недоразвитием речи (проф. О.А.Карабанова). Проведён сравнительный анализ базовых компетенций в американском, британском, европейском и российском подходах и предложена новая обобщённая модель базовых компетенций. Показано, что учащиеся с познавательной мотивацией, мотивацией достижения и престижа характеризуются конкретными целями и планами на ближайшее будущее, которые связаны с учебными достижениями, преодолением препятствий, свободой и самосовершенствованием, а также статусными ценностями. Выявлено, что академические достижения студентов могут быть предсказаны системой мотивационных переменных, включающих мотивационно-смысловые, регуляторно-целевые, когнитивно-мотивационные и интегративно-поведенческие составляющие (проф. А.И.Подольский). Проведён анализ причин трудностей вхождения детей в школьную жизнь, разрабатывались диагностические и коррекционные программы. Выявлены условия порождения внутренней учебной мотивации и повышения её уровня посредством обучения эвристическим приёмам решения задач. Изучен содержательно различный характер мотивации, стоящий за достижениями в сдаче ЕГЭ и победах на олимпиадах, что позволило повысить достоверность предикторов успешного обучения будущих студентов. Продолжена разработка дидактических приложений к решению педагогических проблем на базе деятельностной теории учения (проф. С.Д.Смирнов, акад. РАО Н.Ф.Талызина).
Продолжено изучение роли генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивной сфере, в т.ч. в области эмоционального интеллекта. Проведено сопоставление школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей с учётом особенностей семейной среды и внутрипарных взаимоотношений (чл.-корр. РАО М.С.Егорова).
Изучение психологических условий становления, развития и функционирования человека как субъекта труда в различных профессиях, в т.ч. проблем профессионального становления студентов-психологов позволило выявить условия профессионального развития на различных этапах обучения, в т.ч. роли и места профессиональных ценностей и разработать систему рекомендаций по психологическому сопровождению процесса профессионального становления (акад. РАО Е.А.Климов).
Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала
Разработана и эмпирически верифицирована комплементарная модель распределения внутренних ресурсов с точки зрения эффективности привлекаемых средств саморегуляции функциональных состояний для ситуативной и опережающей адаптации сотрудников к динамичным условиям организационной среды. Определены основные особенности индивидуальных стратегий и средств мобилизации внутренних ресурсов, влияющих на успешность психологической адаптации профессионалов к изменениям в организационной среде. Выделены значимые индивидуально-личностные предикторы развития дезадаптационных состояний и нарушений психического здоровья специалистов с точки зрения эффективности затрат внутренних ресурсов и надёжности деятельности. Разработаны модули обучающих программ укрепления адаптационного потенциала и развития стрессоустойчивости специалистов на основе формирования новых навыков психологический саморегуляции (проф. А.Б.Леонова).
Психология социального познания
На основе методология исследования социального познания в условиях социальных фундаментальных перемен разработана концепция исследования переживания социальных проблем представителями различных групп современного российского общества. Исследована феноменология социального познания в различных социальных контекстах, в т.ч. в образовательной среде. Изучены особенности восприятия, переживания и реагирования на различные социальные проблемы некоторых групповых субъектов (в т.ч. различных Интернет-сообществ). Выявлены факторы, формирующие потребительские аттитюды и поведение в изменяющихся социальных условиях. Проведено исследование управленческого консультирования и психологического сопровождения масштабных организационных изменений. Значительное внимание уделено разработке критериев валидности качественного исследования в социальной психологии. Выявлены особенности развития национальной экономической идентичности и экономического поведения россиян (акад. РАО Г.М.Андреева, проф. Т.Г.Стефаненко).
Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическое консультирование
Изучение аномалий психического и психосоматического развития проводилось по направлениям: патопсихология, аномалии психического развития в детском возрасте, закономерности формирования расстройств личности, клиническая психология телесности, культура и патология. Проанализированы закономерности становления клинико-психологического знания в контексте нового уровня развития клинической культурно-исторической психологии, что позволило определить ключевые точки роста и перспективы развития исследований в области психического и психологического здоровья (проф. А.Ш.Тхостов).
Разработаны теоретические и эмпирические основания синдромного анализа психосоматических явлений в норме и патологии; описаны психосоматические синдромы, характерные для пациентов с различными формами патологии сердечно-сосудистой системы. Рассмотрены проблемы психосоматического дизонтогенеза в детском возрасте. Описаны типы мотивации принимающих семей и выделены динамические характеристики мотивации к приёму ребенка в семью, значимые для профилактики вторичных отказов. Продолжено психологическое изучение различных видов зависимостей от нехимических агентов – патологического гемблинга и Интернет-аддикции.
Исследован синдром нарушения психических функций при эндогенных психических расстройствах, личностных расстройствах, психосоматических заболеваниях, Экспериментально доказаны структурно-функциональные нарушения когнитивного, мотивационно-операционального и коммуникативного компонентов перфекционного стиля личности, подтверждающие разработанную теоретическую модель системно-стилевой организации перфекционизма в качестве предиктора аффективных и психосоматических расстройств, суицидального поведения, комплаентности, эффективности психотерапии. Проведено исследование нарушений функции планирования при шизофрении, что имеет особое значение для качества планирования в процессе лечения, прогнозе становления ремиссии, разработке индивидуальных программ реабилитации (ИПР) и ресоциализации больных. В контексте психологии здоровья создана и апробирована теоретико-эмпирическая модель изучения ценностных представлений о здоровье и факторах его нарушения.
Исследованы нарушения когнитивной сферы у детей и подростков при фармакорезистентных формах эпилепсии; непроизвольных мнестических процессов при патологии комиссуральных систем мозга, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в норме и патологии, особенности нарушений межсистемных взаимодействий при локальных поражениях левого и правого полушарий мозга.
Проведено изучение феноменологии и закономерностей старения в норме и патологии, нейропсихологическое исследование психического отражения пространства и времени в разные возрастные периоды.
Разработана система нейропсихологической диагностики и реабилитации в клинике многоочаговых и диффузных поражений мозга подростков; в клинике острых нарушений мозгового кровообращения (инсульта). Реализован нейропсихологический подход к анализу структуры и динамики нейрокогнитивного дефицита при эндогенной психической патологии. Продолжено изучение межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, а также исследований нарушений психических функций при патологии комиссуральных систем мозга. Продолжена разработка новой парадигмы восстановления высших психических функций и восстановительного обучения больных с поражениями мозга органического генеза с нарушениями когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы. Разработаны теоретические основы применения нейропсихологических методов диагностики и коррекции в современной школе, в частности в инклюзивном и коррекционном образовании (проф. Ю.М.Микадзе, проф. Т.В.Ахутина).
Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках
Изучены механизмы когнитивных процессов (восприятие, внимание, принятие решений, рабочая память) и функциональных состояний (эмоции, стресс). Разработаны метод микроструктурного анализа осцилляторной активности мозга, новые методы аппаратной коррекции психо-эмоциональных нарушений, метод интегральной диагностики функциональных состояний. В нейрофизиологических исследованиях на животных моделях (простые нервные системы) изучено влияние висцеральной электростимуляции на фоновую электрическую активность нейронов, отвечающих за пассивно-оборонительное поведение. Исследованы процессы различения яркости на фоторецепторном уровне и доказана применимость классической сферической модели различения яркости на этом уровне (проф. А.М.Черноризов).
Выполнена теоретическая и эмпирическая разработка принципов системно-деятельностного подхода к анализу сенсорных и перцептивных процессов. Исследования выполнялись по двум направлениям: изучение индивидуально-личностных стратегий решения пороговых сенсорных задач и исследование актуалгенеза зрительного перцептивного образа (проф. А.Н.Гусев). Продолжено исследование нисходящих влияний на обработку зрительной информации в задачах на зрительное внимание на материале «эффекта превосходства слова». Проделана работа по обобщению новых тенденций в развитии современной когнитивной психологии и когнитивной науки в целом.
Выполнены исследования уровневой структуры зрительных признаков в процессе формирования зрительного образа при помощи технологии виртуальной реальности. Предложена теоретическая модель процесса зрительного восприятия, которая включает выделение уровней для обработки определённой информации и описание зрительных признаков, характерных для каждого уровня. Проведены экспериментальные исследования для подтверждения трёхуровневой модели формирования иллюзий в трёхмерной и двухмерной конфигурациях, предъявленных с использованием технологии виртуальной реальности CAVE. Результаты показали, что трансформация двумерной в трёхмерную конфигурацию приводит к изменению иллюзорного эффекта в соответствие с когнитивной интерпретацией трёхмерной сцены (зав. лаб. Г.Я.Меньшикова).
Обоснована теоретическая модель множественной многоуровневой регуляции принятия решений, где выделены динамические регулятивные системы, интегрирующие когнитивные и личностно-мотивационные процессы актуалгенеза регуляции решений человека в условиях неопределённости (проф. Т.В.Корнилова).
Центр «Психология спорта»
Созданный в рамках факультета инновационно-образовательный центр проводит научно-исследовательскую и педагогическую работу. На базе современного высокотехнологичного оборудования сотрудники центра участвуют в разработке методов и технологий психолого-педагогического сопровождения профессиональных спортсменов, тренеров, учащихся детско-юношеских спортивных школ.
Центр коллективного пользования факультета. Центр включает 3 научно-исследовательских междисциплинарных комплекса – Виртуальная реальность; Психофизиология; Движения глаз и научно-образовательный комплекс мультимедийного образования.
В 2013 г. были созданы:
– установка для диагностики мотивационной сферы и умышленно скрываемой информации (детектор лжи нового поколения). Детектор предназначен для проведения психофизиологического обследования (тестирования) с целью диагностики мотивационной сферы поступающих на работу и выявления скрываемой информации в процессе кадрового профотбора или при проведении служебных расследований;
– программно-аппаратный комплекс оценки функционального состояния человека. Комплекс предназначен для психофизиологических и психологических исследований, диагностики, мониторинга и коррекции функциональных состояний человека (операторов различного профиля), представителей силовых структур и служб безопасности). Он включает следующие блоки: виртуальной реальности (кэйв-система); психологической и психофизиологической оценки функционального состояния (тесты, 256-канальный электроэнцефалограф, система регистрации движений глаз); сбора и математического анализа данных с использованием супервычислителя;
– реабилитационный психофизиологический комплекс с использованием технологий виртуальной реальности и биоуправления. Комплекс может быть использован для проведения коррекционных и психофизиологических сеансов терапии лиц с психосоматическими нарушениями стрессового генеза (посттравматическое стрессовое расстройство, фобии, панические атаки, страхи, функциональные расстройства) и для формирования и развития специфических профессионально важных качеств (стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, высокой работоспособности, способности к экстренной мобилизации и концентрации).
В целях повышения эффективности научных исследований проведён цикл обучающих семинаров по ознакомлению научно-педагогических работников факультета с инновационными методами научно-исследовательской и образовательной деятельности с использованием современного оборудования, закупленного по Программе развития МГУ и комплексами Центра коллективного пользования.
 
Учебная работа. Педагогическую и научную деятельность осуществляют более 75 докторов и 150 кандидатов психологических наук, в т.ч. 4 члена-корреспондента РАН и 13 действительных членов и членов-корреспондентов РАО.
Обучались 695 человек на дневной и 240 – на вечерней формах обучения, 120 – по программе второго высшего образования, 24 – в магистратуре, 103 – в аспирантуре, 180 – по программе профессиональной переподготовки, 220 – на программах повышения квалификации, 80 человек – на общеобразовательных программах.
Студенты I–III курсов обучаются по новым образовательным стандартам, самостоятельно устанавливаемым МГУ, по специальностям 030301.65 «Психология служебной деятельности», 030302.65 «Клиническая психология» и 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения». Студенты дневного отделения обучаются 6 лет, вечернего – 7. Подготовка специалистов по новому образовательному стандарту позволит выпускникам факультета получить Европейский диплом по психологии EuroPsy, соответствующий стандарту EuroPsy, который включает в себя: Академический диплом о высшем психологическом образовании, соответствующий Европейскому стандарту психологического образования, и Квалификационный сертификат, подтверждающий готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в области практической психологии.
Факультет осуществлял подготовку студентов IV и V курсов дневного и вечернего отделения первого высшего образования, студентов второго высшего образования по специальности «Психология» с присвоением квали­фикация «Психолог. Преподаватель психологии»; по специальности «Клиническая психология» с присвоением квалификация «Психолог. Кли­нический психолог. Преподаватель психологии». Осуществлялась подготовка бакалавров по направлению подготовки «Психология» с присвоением степени бакалавра психологии (для иностранных студентов). Подготовка магистров по направлению «Психология» с присвоением степени магистра психологии (4 семестра).
Специальность «Психология служебной деятельности» в соответствии с учебными планами включает следующие специализации: Психология СМИ и связей с общественностью; Организационное консультирование; Психология развития и обучения; Психология кадрового менеджмента; Психология переговоров и разрешения конфликтов; Социально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности; Психологическое обеспечение деятельности силовых структур; Психолого-эргономическое обеспечение профессиональной деятельности.
Специальность «Клиническая психология» в соответствии с учебными планами включает следующие специализации: Психотерапия, психоаналитическая психология и консультирование; Клиническая психофизиология; Патопсихология. Психосоматика. Психология аномального развития; Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций; Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология; Нейропсихология, нейрореабилитация, коррекционно-развивающее обучение; Когнитивные нейронауки; Психология спорта.
Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» в соответствии с учебными планами включает специализации: Психологическая помощь семье; Психологическое консультирование в образовательной среде; Профилактика и коррекция девиантного поведения.
 
Приём. На факультет было подано 633 заявлений на группу специальностей «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология» и «Педагогика и психология девиантного поведения». Проходной балл на группу специальностей – 311. На бюджетную основу обучения были зачислены 116 человек; в магистратуру – 19 человек (15 на бюджетную основу); с общежитием – 35% от общего числа поступивших.
 
Выпуск. Дипломы специалиста по специальностям «Психолог. Преподаватель психологии» и «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии»  получили 135 выпускников дневного и 35 – вечернего отделений, 5 – магистратуры, 65 – спецотделения для лиц с высшим образованием.
Государственный экзамен 37% студентов сдачи на «отлично», 54% – на «хорошо», 9% – на «удовлетворительно». Процедура государственного экзамена по психологии проходила в три этапа: тестовое компьютеризированное испытание, часть которого проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; письменное испытание по экзаменационным билетам, часть которого проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; защита проекта решения специализированной профессиональной задачи. Изучаемые иностранные языки: английский, немецкий, французский, португальский, итальянский, испанский, японский.
 
Аспирантура. Подготовка высококвалифицированных кадров осуществлялась по 8 научным специальностям: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.02 – Психофизиология; 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.04 – Медицинская психология; 19.00.05 – Социальная психология; 19.00.07 – Педагогическая психология; 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки) и 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки). Обучались 103 человека.
 
Дополнительное образование. В 2013 г на факультете проходили обучение свыше 500 слушателей по 4 программам профессиональной переподготовки, 9 программам повышения квалификации и одной общеобразовательной программе.
Программы профессиональной переподготовки включали программы «Психологическое консультирование и психодиагностика личности» (доц. С.Р.Пантилеев, 702 ч.), «Организационная психология и управление персоналом» (доц. С.Р.Пантилеев, 506 ч.), «Практическая психофизиология (проф. А.М.Черноризов, 540 ч.), «Клиническая психология» (проф. А.Ш.Тхостов, 1080 ч.).
Программы повышения квалификации (72 ч.) – «Психология государственной службы» (чл.-корр. РАО Ю.П.Зинченко), «Клиническая психология» (проф. А.Ш.Тхостов), «Психологические технологии проектирования и проведения интерактивных обучающих программ бизнес-тренинга» и «Бизнес-тренинг как инструмент организационного развития» (н.с. Д.А.Григорьев), «Психология спорта» (доц. З.А.Сагова), «Экспертиза информационной продукции в целях её возрастной классификации» (проф. О.А.Карабанова, проф. Л.В.Матвеева), «Психолого-педагогические основы учебного процесса» (доц. И.А.Володарская) «Психолого-педагогическое сопровождение реализации новых школьных стандартов», (проф. О.А.Карабанова, доц. И.А.Володарская), «Диагностика и психотерапия детей с аутизмом и аффективными нарушениями» (доц. М.К.Бардышевская). В 2013 г. была открыта новая образовательная программа «Основы психологии» (доц. С.А.Капустин).
 
МГУ-школе. Продолжала работу Школа юного психолога. В 2013 г. в неё поступили 350 школьников, а всего обучались свыше 650 человек. Занятия проводят студенты и аспиранты факультета.
На подготовительных курсах обучались свыше 80 человек.
Были организованы и проведены однодневные семинары для учителей и школьных психологов Москвы и Московской обл. по темам:  Проблемы делового и межличностного общения в работе современного педагога и администратора; Деятельностный подход в преподавании естественнонаучных дисциплин в средней школе: проблемы и решения; Стресс в современной школе: источники, проявления, пути преодоления; Как научить школьника учиться самостоятельно; Профессиональная ориентация школьника (25 окт. – 20 нояб.).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– научно-практический конгресс «Вклад образования в охрану здоровья и населения, оздоровление окружающей среды и экологическую безопасность» в рамках II межгосударственного форума СНГ «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества» (29–31 мая);
– V всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (6–8 мая);
– XI международная научно-практическая конференция «Дети России образованы и здоровы» (19 дек.);
– конференция «Общепсихологическая теория деятельности: прошлое, настоящее, будущее. К 110-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева» (15–16 февр.);
– всероссийская научная конференция «Идеи О.К.Тихомирова и А.В.Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии» (30 мая);
– летняя школа для учителей «Психолого-педагогическое сопровождение реализации новых школьных стандартов» (21–22 июня);
– российско-японский круглый стол по психологии в рамках II российско-японского форума социальных и гуманитарных наук (9 окт.).
Факультет принял участие в работе международных форумов и конференций, в т.ч.: ХХ международного конгресса по геронтологии и гериатрии (г. Сеул, Республика Корея, июнь); XIII Европейского конгресса по психологии (г. Стокгольм, Швеция, июль).
 
Выставки. Факультет принял участие в выставке на «Дне инноваций Министерства обороны РФ». Одной из главных разработок стал детектор лжи нового поколения. Наряду с уже ставшими традиционными методами полиграфии, регистрирующими периферические показатели уровня эмоциональной напряжённости человека (работа сердца, дыхания, кожно-гальванические реакции), была представлена инновационная установка определения лжи по энцефалограмме, динамике ритмов мозга, по ряду параметров периферических показателей, а также по анализу движений глаз и изменению величины зрачка.
Была представлена установка виртуальной реальности и установка для диагностики и коррекции различных психических и соматических расстройств на базе биотехнологий и виртуальной реальности. Технологии коррекции панических и постстрессовых расстройств востребованы в армии и силовых структурах.
Факультет принял участие в выставке, организованной в рамках VIII фестиваля науки (11–13 окт.). Были представлены инновационные разработки, направленные на диагностику, профилактику и коррекцию психологических процессов и состояний, оптимизацию когнитивных функций человека.
В рамках всероссийского форума «Национальный антинаркотический съезд» прошла выставка-презентация деятельности крупнейших сетевых реабилитационных центров (свыше 30 организаций) из различных регионов России, в которой факультет принял участие (6 дек.). Были представлены материалы, связанные с профилактикой, реабилитацией и ресоциализацией зависимых лиц.
Факультет принял участие в выставке достижений психологической науки в области сохранения здоровья населения, в рамках II межгосударственного форума СНГ «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества» (29–31 мая).
 
Персоналии. Декан факультета Ю.П.Зинченко награждён Золотой медалью РАО.
Победителем конкурса 2013 г. по государственной поддержке научных исследований молодых российских учёных-кандидатов наук по общественным и гуманитарным наукам стал доцент кафедры методологии психологии А.Н.Веракса «Изучение развития когнитивных процессов в детском возрасте с применением современных технологий».
 
Публикации. Опубликовано 45 монографий и учебных пособий, 318 статей в научных журналах, в т.ч. 85 – в зарубежных (из них 27 в журналах, индексируемых в базах данных WOS и Scopus). Студентами опубликовано более 10 статей в отечественных и зарубежных научных журналах и более 20 тезисов докладов в сборниках всероссийских и международных конференций.  В т.ч.:
 
Монографии
 
Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы;
Капустин С.А. Экзистенциальный критерий нормальности и аномальности личности в классических направлениях психологии и психотерапии;
Меньшикова Г.Я. Психологические механизмы восприятия зрительных иллюзий; Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И. и др. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты Всероссийского исследования;
Шмелёв А.Г. Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом.
 
Учебники, учебные пособия
 
Петренко В.Ф. Психосемантика искусства;
Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся.