МГУ–2013: Кафедра физического воспитания и спорта

Юбилеи. Исполнилось 80 лет кафедре физического воспитания и спорта. История кафедры начинается с 1929/30 уч. г., когда академические занятия по физическому воспитанию, физкультурно-массовой и оздоровительной работе в университете проводила группа преподавателей военной кафедры. Самостоятельная кафедра физической культуры при военном кабинете была создана в 1933 г., а в 1937 г. она получила статус общеуниверситетской. В настоящее время кафедра является одной из самых больших в вузах России. Она насчитывает более 200 сотрудников, из которых 102 – преподаватели. В 2013 г. учебный процесс осуществлялся на 34-х факультетах, охватывая более 12,5 тыс. студентов дневного отделения.
 
Исполнилось 50 лет научно-исследовательской лаборатории проблем физического воспитания студенческой молодёжи. Лаборатория как структурное подразделение кафедры была создана в 1963 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР №144 от 11 марта. Первым научным руководителем лаборатории был к.пед.н. В.Э. Нагорный. Лабораторией руководили д.б.н. В.В. Михайлов (1972–1978), к.б.н. Г.С. Мокиенко (1980–1986), к.пед.н. Б.И. Новиков (1986–1989), с 1989 г. – проф. В.А. Уваров. Темы научной работы лаборатории на протяжении многих лет входят в Перечень приоритетных направлений фундаментальных исследований МГУ. Научно-исследовательская деятельность лаборатории характеризуется значительным разнообразием и включает комплексное изучение связей динамики мозговых процессов и различных функциональных состояний; совершенствование форм и методов физического воспитания и спортивного мастерства студенческой молодёжи; анализ влияния двигательной активности студентов на психофизиологические показатели здоровья; обоснование особенностей методики занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Лаборатория организует совместные межуниверситетские исследования с учёными московских и региональных вузов (Ростовским, Иркутским, Марийским, Владимирским, Ижевским, Казанским, Нижегородским государственными университетами и др.), является участником и организатором российских и международных научно-методических конференций.
 
Юбилеи отметили:
 
Преподаватель Филатов Владимир Петрович, ветеран Великой Отечественной войны, Заслуженный преподаватель Московского университета. Работает на кафедре 55 лет, около 50 лет был ответственным за профессионально-прикладную физическую подготовку студентов полевых факультетов. Входил в Правление городского клуба г. Москвы по туризму, являлся председателем Московской секции водного туризма, членом Всесоюзной секции водного туризма при ВЦСПС, членом Совета ветеранов туризма.
Награждён орденом Отечественной войны (II ст.), медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда». Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Отличник физической культуры и спорта СССР.
 
Доцент Ваньков Александр Андреевич, Заслуженный преподаватель Московского университета. Работает на кафедре 30 лет, на протяжении длительного времени выполнял обязанности зам. заведующего кафедрой по учебной работе. Является ответственным за проведение внутренней Спартакиады МГУ и старшим тренером сборной команды МГУ по плаванию.
Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
 
Преподаватель Дахно Надежда Юрьевна, мастер спорта СССР, серебряный призер Чемпионата мира по лыжным гонкам, многократная чемпионка летнего и зимнего первенств г. Москвы по лёгкой атлетике. Работает на кафедре 15 лет в отделении лыжного спорта. Является главным секретарем соревнований МГУ по лыжным гонкам и массовому лыжному кроссу.
 
Профессор Ковалёв Николай Кузьмич, Заслуженный профессор Московского университета. Работает на кафедре более 40 лет, на протяжении 20-ти лет занимал должность заведующего кафедрой. Является членом Методической комиссии по водным видам спорта, председателем Координационного научно-методического Центра кафедр физического воспитания Евразийской ассоциации университетов, членом исполкома Ассоциации физической культуры и спорта высших и средних учебных заведений г. Москвы.
Отличник физической культуры. Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный работник физической культуры РФ.
 
Старший преподаватель Конюшко Валерий Павлович, чемпион Москвы по спортивному туризму, Заслуженный преподаватель Московского университета. Работает на кафедре 43 года, является ответственным за работу по туризму, организует слёты и соревнования по туризму в МГУ.
Награждён медалью «Ветеран труда». Отличник физической культуры и спорта РФ.
 
Старший преподаватель Костенко Галина Григорьевна, мастер спорта международного класса, призёр чемпионата СССР по прыжкам в высоту, Заслуженный преподаватель Московского университета. Работает на кафедре 42 года, является ответственной за учебную и спортивно-массовую работу на филологическом факультете.
Отличник физической культуры.
 
Старший преподаватель Лагуто Валентина Фёдоровна, кандидат в мастера по велосипедному спорту. Работает на кафедре 48 лет, более 20-ти лет была ответственной за учебную и спортивно-массовую работу на экономическом факультете. Под её руководством факультет неоднократно становился победителем и призёром Спартакиады Московского университета.
Награждена медалью «Ветеран труда».
 
Старший преподаватель Матвеева Наталья Владимировна, мастер спорта по гребле на байдарках и каноэ. Работает на кафедре 16 лет в отделении специальных медицинских групп. Является ответственной за работу по физической культуре и спорту на экономическом факультете и зам. руководителя учебного отделения специальных медицинских групп.
 
Преподаватель Пензина Элеонора Викторовна работает на кафедре 22 года в специальном медицинском отделении. Принимала активное участие в разработке учебной программы и планов для студентов специальной медицинской группы.
 
Доцент Симонов Вячеслав Николаевич, работает на кафедре 21 год. Отвечает за подготовку сборной команды по боксу. Председатель тренерского совета по боксу московского городского клуба «Буревестник», участвует в организации и проведении чемпионатов вузов г. Москвы. Участвует в судействе соревнований в качестве судьи республиканской категории.
 
Старший преподаватель Смирнова Людмила Борисовна, Заслуженный преподаватель Московского университета. Работает на кафедре 52 года, является руководителем учебного отделения подготовительных групп.
Награждена медалью «Ветеран труда».
 
Учебная и спортивно-массовая работа. В 2013 г. были закончены широкомасштабные работы, предусмотренные планом поэтапного капитального ремонта 25-метрового плавательного и прыжкового бассейна Главного здания МГУ общей площадью 650 м2. Появились новые спортивные секции: бальных танцев, регби, скалолазания. Планируется открытие секций акробатического рок-н-ролла и академической гребли.
В июне завершилась 74-я Спартакиада МГУ. Соревнования, в которых участвовали около 8000 студентов и сотрудников всех факультетов, проходили по 43 видам спорта. В абсолютном зачёте 1-е место завоевала команда механико-математического факультета, 2-е – вычислительной математики и кибернетики, 3-е – физического факультета. Среди «средних» факультетов (численностью от 500 до 1000 человек) 1-е место у социологического факультета, 2-е – у философского, 3-е – у факультета политологии. Среди «малых» факультетов (численностью менее 500 человек) 1-е место занял факультет фундаментальной медицины, 2-е – Московская школа экономики, 3-е – факультет почвоведения.
На XXV московских студенческих играх студенты МГУ завоевали 1-е место в своей группе и 2-е место в абсолютном зачёте. Победителями и призерами стали сборные команды по следующим видам спорта: армрестлингу, бадминтону, водному поло, волейболу (женщины), гандболу, греко-римской борьбе, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, плаванию, полиатлону зимнему и летнему, самбо (женщины), спортивной гимнастике, спортивному ориентированию, теннису, художественной гимнастике, шахматам.
Спортсмены успешно выступают в крупнейшем спортивном проекте – Международной студенческой баскетбольной лиге (МСБЛ). Во II чемпионате МСБЛ команда МГУ заняла 1-е место в своей группе.
Второй год команда МГУ по баскетболу успешно участвует в крупнейшем спортивном проекте – Международной студенческой баскетбольной лиге (МСБЛ). Во II чемпионате МСБЛ команда МГУ заняла 1-е место в своей группе.
На чемпионате мира по каратэдо в Токио в личных соревнованиях среди женщин 3-е место заняла О. Островская (асп. геологического факультета).
В соревнованиях VI Кубка мира по каратэ (KWF) в Дании 3-е место заняла М. Рыбникова (I курс, юридический факультет).
На чемпионате мира по водным видам спорта в Барселоне синхронистка С. Ромашина (магистрант Высшей школы культурной политики и управления) завоевала 4 золотые медали, она стала также двукратным чемпионом (соло и дуэт) на Универсиаде в Казани. 
Е. Коротышкин (магистрант Высшей школы культурной политики и управления) выиграл золотую медаль на чемпионате Европы по плаванию на короткой воде в Дании на дистанции 100 метров баттерфляем.
В 2013 г. в университете был учреждён Студенческий спортивный клуб МГУ. Кафедра совместно с клубом провела многочисленные массовые спортивные мероприятия, в т.ч. ряд соревнований под общим девизом «Навстречу Универсиаде». Уровень их организации был отмечен оргкомитетом Универсиады в Казани.
 
Наука. 26 июня 2013 г. под председательством министра спорта В.Л. Мутко состоялось совместное заседание Межведомственной комиссии по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта и коллегии Министерства спорта РФ. Одним из вопросов, внесенных в повестку дня, стало рассмотрение концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, который в настоящее время разрабатывается по поручению Президента РФ. В разработке данного документа активное участие принимает научно-исследовательская лаборатория кафедры физического воспитания и спорта (зав. проф. В.А. Уваров).
Кафедра участвует в рабочей группе, занимающейся подготовкой совместного заседания Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, посвящённого вопросам внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в РФ.
Научно-исследовательская работа велась по двум основным научным направлениям, включённым в Перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований МГУ:
 
«Комплексное исследование динамики мозговых процессов для выявления сочетаний молекулярно-генетических и психофизиологических признаков, связанных с повышением функционального резерва организма и улучшением здоровья»
(рук. чл.-корр. РАН А.Г. Тоневицкий)
 
Продолжено исследование процессов утомления, их динамики и выявление объективных признаков для его диагностики. Продолжено комплексное изучение утомления на разных уровнях (психологическом, психофизиологическом и молекулярно-генетическом). Проведён подробный статистический анализ с использованием различных методов. Выявлены несколько наиболее объективных и сензитивных параметров для диагностики утомления.
В ходе исследования показано, что длительная когнитивная нагрузка наиболее сильно отражается на комплексе показателей: субъективных (снижение самочувствия и активности), поведенческих (снижение скорости простой зрительно-моторной реакции, увеличение скорости реакции выбора с одновременным возрастанием количества ошибок, замедление комфортного теппинга), электрофизиологических (снижение частоты индивидуального альфа-ритма в правом полушарии, увеличение индекса утомления почти по всем исследованным мозговым областям, увеличение средней мощности тета-, альфа- и бета-ритмов).
 
«Совершенствование форм и методов физического воспитания и спортивного мастерства студенческой молодёжи»
(рук. профессора В.А. Уваров, Н.К. Ковалёв)
 
Разрабатывались обобщённые темы:
 
1. Физическое состояние, двигательная активность и спортивное мастерство студентов в процессе обучения в вузе (рук. проф. В.А. Уваров)
 
Подтема «Продолжение мониторинга тестирования физической подготовленности студентов МГУ основного и подготовительного отделений». Проведена работа с обобщёнными данными с 2007 по 2013 гг. Накоплен банк данных о физической подготовленности на 10 тыс. студентов. На основе статистического материала определён процент выполнения студентами существующих нормативов и разработаны новые нормативы «Спортивного знака МГУ». Разработанный проект содержит нормативы по 10 видам испытаний комплекса на оценку «хорошо» и «отлично» для юношей и девушек (всего 28 нормативов).
Подтема «Научное обоснование содержания контрольного раздела примерной программы 3-го поколения дисциплины “Физическая культура” Министерства образования и науки РФ». Среди всех составляющих, определяющих успеваемость студента по дисциплине «Физическая культура», одной из важнейших является оценка его физической подготовленности. Объективная оценка уровня физической подготовленности студента возможна лишь в том случае, если нормативы разработаны на данных, отражающих современное состояние физической подготовленности молодёжи. Нормативы действующей Примерной программы Минобрнауки РФ не отвечают этому условию, так как они без изменений перенесены из программы, утверждённой в 2000 г., для которой они были разработаны на основе информации о физической подготовленности студентов середины 1990-х гг. Проведённый анализ свидетельствует о том, что во всех тестах контрольного раздела действующей программы дисциплины «Физическая культура» нормативы не соответствуют современному уровню физической подготовленности студенческой молодёжи.
Вне плана научных исследований в совместном сотрудничестве с Министерством спорта РФ были проведены исследования по тестированию физической подготовленности населения различных возрастно-половых групп в 12-ти регионах РФ. Было обследовано около 32 тыс. человек. На основании полученных данных разработаны нормативы, которые были включены в проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса и будут представлены на утверждение Совета по физической культуре и спорту при Президенте РФ.
 
2. Двигательная активность студентов и психофизиология здоровья (рук. ст.н.с. И.В. Ефимова)
 
Подтема «Адаптационные возможности студентов учебного отделения». Проанализированы некоторые показатели вариационных пульсограмм студентов основного учебного отделения, являющиеся информативными для определения градаций здоровья, с учётом особенностей латеральной организации моторных и сенсорных функций испытуемых. Выявлена связь градаций здоровья обследованных студентов с особенностями латерализации моторной мануальной и сенсорных систем. Обнаружено, что в обследованной выборке для вегетативной регуляции сердечного ритма определяющей является, зрительная, а не мануальная асимметрия. Выявлено, что при «накоплении» левосторонних признаков в зрительной системе увеличивается преобладание влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на регуляцию ритма сердца и снижается степень напряжения регуляторных систем.
Подтема «Нейропсихология индивидуальных различий». Исследования проводились по двум направлениям:
– Были сопоставлены характеристики зрительно-пространственных функций студенток, занимающихся в группах начальной подготовки по художественной гимнастике, с особенностями функциональной асимметрии и успешностью освоения элементов данного вида. Материалы исследования свидетельствовали о том, что разные характеристики зрительно-пространственных функций по-разному связаны с признаками функциональной асимметрии и успешностью усвоения элементов художественной гимнастики. Корреляционный анализ выявил тесную положительную связь оценок за освоение базовых элементов художественной гимнастики с оценками за выполнение их пространственно-ориентированных компонентов. Также результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что чем лучше показатели выполнения модельной пространственно-конструктивной деятельности, тем успешнее студентки осваивают элементы гимнастики. Выявлены лучшие характеристики зрительно-пространственной памяти у студенток, лучше выполняющих пространственно-ориентированные элементы художественной гимнастики.
– Были изучены проявления агрессивности студентов-юношей, занимающихся боксом в учебных группах и отделении спортивного совершенствования, в зависимости от особенностей их функциональной асимметрии. Результаты показали, что в отличие от выборок представителей других видов единоборств, преобладающими типами латеральной организации среди боксеров являются «чистые» правши и праворукие. Обнаружено, что выраженность разных форм агрессивных реакций (проанализированная при помощи опросника Басса-Перри) увеличивалась с «накоплением» симметричных и левосторонних латеральных признаков в моторной и сенсорных системах. При этом проявления агрессивности (особенно физической) выше у лиц, начинающих заниматься боксом, по сравнению с регулярно занимающимися в группе спортивного совершенствования. Более низкие показатели агрессивности, возможно, объясняются её большей контролируемостью, приобретаемой с опытом, и описанной в ряде исследований, как в ситуации покоя, так и тренировок.
Координационный научно-методический Центр кафедр физического воспитания Евразийской ассоциации университетов. Центр продолжал работу по координации совместных межуниверситетских научных исследований, по организации и проведению международных межуниверситетских научно-методических конференций на базе различных университетов.
 
Конференции. Сотрудники кафедры приняли участие в работе 8 научно-методических конференций, в т.ч. в 2-х зарубежных. Было сделано 7 докладов и опубликовано 29 статей в сборниках научных трудов и журналах.
Организованы и проведены:
– II международная научно-практическая конференция «Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодёжи» совместно с Владимирским ГУ имени А.Г. и Н.Г.Столетовых. Проведено совместное заседание участников конференции и Научно-методического совета по физической культуре Минобрнауки РФ, посвящённое проблемам возрождения общенациональной системы оценки физической подготовленности населения от 6 до 60 лет и старше в качестве программно-нормативной основы российской системы физического воспитания;
– всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и пути реализации “Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.”».
 
Персоналии. Проф. В.А. Уваров удостоен звания «Почётный работник науки и техники РФ».
Грамотой Департамента физической культуры и спорта г. Москвы награждены ст. преподаватели Е.П. Вишневска, И.В. Рыжова; препод. Н.П. Шаповалова, ст.н.с. И.В. Ефимова.