МГУ–2013: Социологический факультет
Юбилеи. 6 февраля исполнилось 75 лет со дня рождения заведующего кафедрой политологии и социологии политических процессов, Заслуженного профессора Московского университета Федоркина Николая Семёновича. Выпускник философского факультета (1966) Н.С. Федоркин заведует кафедрой с 1991 г. Специалист в области мировой и отечественной социально-политической мысли, политологии, политической социологии, политического консалтинга. Читает курсы «Политология», «История политических учений», «Социология выборов в органы власти».
28 марта исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры политологии и социологии политических процессов Самсоновой Татьяны Николаевны. Выпускница философского факультета (1975) Т.Н. Самсонова работает в МГУ с 1979 г. в должности профессора кафедры – с 1991 г. Специалист в области политической социализации, политического лидерства, истории социально-политической мысли. Читает курсы «Политология», «Социология политики», «Социология политического лидерства», «Политическая социализация», «Основные социально-политические парадигмы современности».
15 июня исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего кафедрой экономической социологии и маркетинга Исправниковой Наталии Револьдовны. Выпускница экономического факультета (1975) Н.Р. Исправникова заведует кафедрой с 2004 г. Специалист в области реформирования отношений собственности, проблем институциональных основ российского предпринимательства, взаимодействия власти и бизнеса, неформальной экономике, социальным последствиям экономических преобразований в России. Читает курсы «Экономическая теория», «Экономическая социология».
Наука.
«Историческое наследие и тенденции развития российской и мировой социологии»
Тема 1. Человек в системе цивилизационного диалога и конфликта цивилизаций. Проведена методологическая подготовка, разработаны программы исследования вопросов антропологии в международных отношениях. Разработаны программы исследования антропологического плюрализма в контексте теории многополярного мира. Проведены теоретических исследований проблем антропологии в геополитике и международных отношениях. Проведены семинары, научные конференций по вопросам антропологии в международных отношениях, геополитике, цивилизационных исследованиях. Подготовлены курсы в рамках профиля «Социология международных отношений»: «Глобальная политическая антропология», «Теория многополярного мира».
Тема 2. Социально-культурные основы международных отношений. Изучены основные причины и типичные последствия культурных войн в международных отношениях. Определены и исследованы на практических примерах основные методы участия в культурных войнах на международной арене. Показаны проявления культурных войн на серию революций в странах Ближнего Востока и Северной Африки в 2010–2011 гг., явившихся следствием культурной раздробленности их обществ, вызванной агрессивной экспансией ряда крупных держав и её последствиями. Доказано, что культурные войны представляют собой один из наиболее эффективных инструментов расширения политического влияния в современных условиях, в то же время, являясь основным фактором нестабильности на международной арене. Сформулирован ряд рекомендаций по предотвращению культурных войн в международных отношениях и защите национального культурного кода.
Тема 3. Историческое наследие и тенденции развития российской и мировой социологии. Отобраны для изучения социально-коммуникативные системы и технологии. Подготовлены и проведены практические исследования.
Тема 4. Роль культурных ценностей в консолидации общества. Произведена селекция культурологических и социологических исследований, исследованы зарубежные и отечественные литературные источники.
Тема 5. Историко-социологические традиции в исследовании модернизационных процессов российского общества. Основное внимание было уделено исследованию теоретических проблем модернизации современного российского общества и его инновационному развитию; кризисным процессам современности, проблемам социального неравенства в России и мире; теориям развития, теории урабанизационных процессов; роли различных конфессий и идеологий в оформлении современной российской социальной политики; роли современного государства в процессах модернизации современного общества.
Тема 6. Научная поддержка сохранения социокультурных кодов России. Разработана перколяционная модель распространения информации в социальной сети. Моделируемый социальный процесс заключается в постепенном принятии обществом новой для него, привносимой извне ценностной ориентации – чужеродных социокультурных кодов. Общество представляется как социальная сеть, в узлах которой расположены акторы, понимаемые как социальные группы. В силу своего социально-экономического положения, культурных, политических и географических факторов, некоторые акторы подвергаются «заражению» чужими ценностями ранее других, и затем распространяют их по сети. При этом, принятый здесь подход существенно отличается от «эпидемиологического», поскольку он имеет ряд особенностей, связанных с социологическим смыслом задачи. В рамках данной модели каждый актор характеризуется переменной, имеющей смысл уровня «заражённости», причем динамика её зависит не только от сетевых факторов (уровень «заражённости» соседей по сети, интенсивность связей), но и от социально-экономических (демографическая динамика, переток индивидов из одних социальных групп в другие в связи с экономической ситуацией и т.д.). Модель нацелена на прогнозирование агрегированного показателя «заражённости».
Тема 7. Безопасность виртуальных социальных сред в информационном обществе. Изучены информационные технологии защиты конфиденциальной информации, используемые в виртуальных социальных средах. Определены основные виды субъектов информационных отношений в этих средах (легальный пользователь, нелегальный пользователь, владелец или администратор ресурса), а также наиболее распространённые информационные угрозы. Предложена классификация видов информации, распространение которой может нанести ущерб пользователю (регистрационные данные; время посещения сети – распорядок дня; текстовые сообщения и записи – материальное положение, политические взгляды; фотогалерея – материальное положение, профессиональные и личные связи, безопасность жилища; круг контактов – материальное положение, личные связи. Также предложена классификация средств защиты информации в социальных сетях. Разработаны предложения по повышению безопасности конфиденциальной информации в социальных средах.
Тема 8. Теоретико-методологическая и информационная подготовка исследования темы. Анализ и теоретическая реконструкция социологических теорий, посвящённых теме инновационных процессов российского общества в условиях глобализации. Создание целостной социологической картины инновационного развития России в условиях глобализации.
«Социология российского общества: стратегия, процессы, изменения и безопасность социального развития»
Тема 1. Модернизация в рамках многополярного мира. Последовательно исследуются основные принципы модернизации в рамках многополярного мира, даётся всестороннее описание ведущих парадигм и течений теории многополярного мира. Особое внимание уделяется социологическим трактовкам международных отношений, новейшим «конструктивистским», «постструктуралистским» и постмодернистским школам в науке о международных отношениях. Впервые в российской науке произведён детальный анализ основных направлений и тенденций во внутренней политике России (анализируются «доктрина Примакова», «доктрина Козырева», «доктрина Путина» и др.). Исследуются особенности рассмотрения наиболее актуальных проблем международных отношений, таких как война, мир, безопасности, суверенитет, интересы, ценности, могущество, международная политическая экономия, масс-медиа в международных отношениях с точки зрения позитивистских и постпозитивистских подходов в науке о международных отношениях. Рассматривается возможность построения особой концепции в международных отношениях, «теории многополярного мира».
Тема 2. Роль образовательных структур в процессе модернизации России. Разработан теоретико-методологический аппарат исследования. Подобрана и проанализирована научная литература. Рассмотрена социальная миссия образовательных структур современной России. Исследовано моделирование модернизационного контекста в деятельности образовательных структур.
Тема 3. Инновационная Россия в условиях глобализационных процессов. Основное внимание уделено исследованию роли и места России в современном глобальном порядке; анализу противоречивых тенденций, характеризующих современный глобальный мир; проблемам глобального неравенства, урбанистическим процессам в современном глобальном мире.
Тема 4. Управление человеческими ресурсами: социальные основы и инновационные походы.
Тема 5. Модернизация социально-экономических систем и институтов.
Тема 6. Социология образования: подготовка и воспроизводство кадров нового поколения. Проведён мониторинг с целью изучения мнения студентов об организации образовательного процесса на социологическом факультете. Параметрами анализа выступили: интегральная оценка организации образовательного процесса, оценка отдельных аспектов организации образовательного процесса, частота использования различных ресурсов при подготовке к занятиям, распространённость получения студентами дополнительного образования в процессе обучения на факультете, отношения среди студенческого коллектива, между студентами и преподавателями и администрацией факультета, желание студентов получать дополнительное образование, готовность и возможную включённость студентов в жизни факультета, поступление на другие факультеты МГУ и другие вузы, мотивы и факторы выбора социологического факультета, представления студентов о своем будущем после окончания факультета. Изучались конкретные предложения студентов по улучшению образовательного процесса на факультете.
Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о том, что разработка основных образовательных программ по направлению «Социология», их эффективное позиционирование для реальной и потенциальной целевой аудитории (абитуриентов, студентов и их родителей, преподавателей, специалистов в области социологии и в целом – социогуманитарного сообщества) посредством разных каналов коммуникации и, прежде всего, в сети Интернет, становится одной из важных задач в контексте формирования социально позитивного образа вуза на рынке образовательных услуг и одним из инструментов эффективной маркетинговой стратегии современного российского вуза. Кроме того, мониторинг выявил основные критерии динамики перехода отечественных вузов на новые образовательные стандарты и ориентиры оптимизации этого процесса с целью повышения качества подготовки специалиста-социолога (как бакалавра, так и магистра) в рамках диверсификации профилей, способствующей в перспективе формированию перманентной востребованности социологов в разных сферах специализированной деятельности, представленных на современном рынке труда.
Исследование динамики качества подготовки специалистов в каждом российском вузе, а также на отдельных факультетах, кафедрах, является важной составляющей управленческой деятельности в сфере образования. В этом аспекте актуальной представляется, в частности, проблема формирования социолога в современных вузах и уровень его подготовки как универсального специалиста с учётом потребностей рынка труда и шире – запросов общества. И, как следствие, необходимость изучения вопросов адаптации студентов-социологов в образовательном пространстве вуза, как на начальном этапе овладения ими профессиональными знаниями и умениями, так и в течение всего процесса обучения в нём, а затем – в поствузовский период, в аспекте динамики рынка труда. Важным в этом контексте представляется выявление отношения студентов-социологов к образовательному процессу в целом, а также оценки студентами уровня и качества предлагаемых им образовательных услуг, спектр которых обусловлен научным учебным и воспитательным потенциалом современного вуза.
Тема 7. Кросскультурные отношения на предприятиях с иностранным капиталом.
Тема 8. Социология политических процессов российского общества: власть, демократия, личность.
Тема 9. Социокультурные особенности демографического поведения семьи и личности и демографические проблемы социального воздействия на ценностные ориентации и установки населения. Проведён анализ степени фамилизма по данным фреймирования отечественных фильмов и телесериалов; имиджа семьи и брака в российских кино и телефильмах (брачные и родительские роли и образы), СМИ как одного из каналов формирования семейной Идентичности; образа семьи и брака в русском фольклоре (трансформация брачно-семейных ролей с конца XXI до начала XXI в. (27 тыс. фольклорных произведений). Разработаны модели семейно-детного образа жизни, необходимые для обеспечения замещения поколений (мать-домохозяйка с зарплатой за родительство или пособия-льготы, отдающая детей или нет в детское дошкольное учреждение и т.д.).
Тема 10. Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI в.
Тема 11. Инновационная Россия в условиях глобализационных процессов.
«Социология инновационного развития: наука и техника как факторы социального развития»
Тема 1. Моделирование развития общества знаний. Построен и программно реализован вариант математической модели системы общественного воспроизводства РФ, учитывающий информационную компоненту и предназначенный для изучения влияния социального неравенства на социально-экономическое развитие. В качестве характеристики, определяющей социальное неравенство выступает распределение занятости по степеням развитости технологий. Проведены вычислительные эксперименты с моделью, построены оптимистический и пессимистический сценарии эволюции социально-экономической ситуации. Оптимистический сценарий (для реализации которого необходим выпуск не менее 150 тыс. молодых специалистов для новых производств в год) характеризуется численным ростом среднего класса и формированием инновационного сектора общественного воспроизводства и, в связи с этим, поддержанием социального неравенства в пределах, обеспечивающих устойчивое развитие социума. Пессимистический сценарий (существенно недостаточный выпуск молодых специалистов) описывает рост социального неравенства, приводящий в перспективе к социальному взрыву.
Построен прогноз динамики показателя степени доверия среднего класса властным структурам РФ в посткризисных условиях. Для этой цели разработана математическая модель, основанная на следующих положениях. В среднем классе выделены семь слоёв (групп индивидов, характеризуемых своей ролью в системе общественного воспроизводства – чиновники, специалисты в области высоких технологий, работники сферы услуг и т.д.), каждый слой описывается своей численностью и характерным уровнем протестности, понимаемой как недоверие к власти. В модели описывается динамика перехода индивидов из одного слоя в другой, а также их пополнение и выбытие из среднего класса по демографическим причинам. Агрегирование по всем слоям позволяет получить величину общего уровня протестности среднего класса для каждого момента времени. С помощью данной модели построен прогноз динамики показателя степени близости российского социума к социальному взрыву на основе рассчитанной динамики доверия среднего класса к властным структурам РФ после мирового кризиса 2008 г. в предположении отсутствия подобных кризисов до 2026 г. В соответствии с построенным прогнозом, наиболее сильные колебания протестных настроений среднего класса ожидаются в течение 7 лет, считая от мирового финансового кризиса 2008 г. Далее колебания протестной активности затухают. При реализации заявленных правительством инвестиций, в 20-летней перспективе доля наиболее продуктивных слоёв среднего класса (специалисты в области высоких технологий) составит около 30%, что согласуется с прогнозами других экспертов.
Тема 2. Разработка и развитие компьютерных и суперкомпьютерных технологий исследования социальных структур и процессов. Разработаны способы математического описания ряда факторов распространения информации в социуме, предназначенные для инкорпорирования их в базовую модель распространения информации:
– неполный охват социума СМИ описан путём выделения в обществе двух групп, одна из которых получает информацию лишь при межличностном взаимодействии (т.е. через слухи), другая – как через слухи, так и от СМИ;
– готовность индивида принять информацию лишь тогда, когда определённое количество других членов группы уже приняли её, описана путём введения для каждого индивида соответствующего порогового значения количества членов группы, усвоивших информацию (так называемых адептов);
– усвоение информации лишь после двукратного её получения – по сравнению с базовой моделью распространения информации введена переменная, имеющая смысл количества индивидов, получивших её ровно один раз (предадептов);
– забывание информации – в уравнение для численности адептов вводится отрицательное слагаемое, описывающее переход некоторой доли адептов в предадепты, а в уравнение для численности предадептов – слагаемое, описывающее переход некоторой их доли в число индивидов, не знакомых с информацией.
Построена математическая модель распространения информации в социуме, учитывающая перечисленные факторы. Она является обобщением базовой модели (А.П.Михайлов, Н.В.Клюсов, 2002) и имеет вид нелинейной системы четырёх обыкновенных дифференциальных уравнений для переменных, имеющих смысл количества адептов и предадептов в двух частях социума: получающей информацию из СМИ и через слухи, а также только через слухи. Аналитически получено одно из стационарных решений этой системы – так называемое безадептное состояние, характеризуемое отсутствием в системе индивидов, воспринявших информацию. Методом исследования устойчивости по первому приближению изучена устойчивость этого состояния. Показано, в частности, что оно является асимптотически устойчивым при достаточно высокой интенсивности забывания информации индивидами.
Тема 3. Социальные сети как фактор инновационного развития России. Изучены социальные последствия информатизации и инновационного развития России. Разработан качественный критерий стабильного развития социальной сети в Интернете, под которой понимается сообщество Интернет-пользователей, объединённых общим кругом интересов. В качестве эмпирической основы для исследования рассмотрены русскоязычные Интернет-сообщества инвалидов с синдромом ДЦП на блог-платформе livejournal.com. Из рассмотренных 9 сообществ, появившихся после 2008 г., лишь 6 стабильно продолжают свою работу. Анализ показал, что дискриминирующим признаком является наличие в сети «точек сгущения» – так называемых квалифицированных пользователей, вокруг которых организуется дискуссия. Их отсутствие приводит к стагнации сообщества, к прекращению его активной деятельности. Таким образом, наличие квалифицированных пользователей является критерием стабильного развития социальной сети в Интернете. Также построена модель функционирования в Интернете социальной сети, отвечающей сообществу с несколькими типами пользователей. Сеть функционирует на основе информационной системы, обеспечивающей взаимодействие участников. Модель содержит описания профилей участников, ресурсов, доступных пользователям различных типов и ограничений для этих типов, а также описание взаимодействий (личных сообщений) между участниками.
Конференции. Организованы и проведены:
– XX международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2013». Секция «Социология». В рамках конференции состоялись: всероссийский конкурс студентов, аспирантов и молодых учёных им. Н.И.Кареева; московская весенняя социологическая школа; V международная олимпиада студентов, аспирантов и молодых учёных по социологии;
– Ломоносовские чтения. Секция «Социология» (17–19 апр.). Было сделано более 70 докладов;
– конференция «Россия и Европа: Геополитический диалог в XXI в.» (16 мая);
– международная конференция «Россия и Европа: диалог сопротивления» (23 мая);
– всероссийская научно-практическая конференция «Стратегия демографического развития России: рождаемость и семейная политика» (Москва-Самара, 19–20 июня);
– международная конференция «Ислам и Запад» (4 июля);
– VIII фестиваль науки (11–13 окт.).
– международная конференция «Мессианизм новой Атлантиды и афроамериканская политическая мысль (28 окт.);
– международный симпозиум «Диалог цивилизаций» (Родос, Греция, окт.).
– научный семинар «Грани социального неравенства в современном мире: проблемы и перспективы» (1 нояб.);
– международная научная конференция «Социальное неравенство как глобальная проблема современности. VIII Сорокинские чтения» (5–6 дек.).
Доктора и кандидаты наук 2013 г. Доц. кафедры истории и теории социологии Рахманов Азат Борисович защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук «Антиномия социальной философии и развитие концепции Макса Вебера».
Кандидатские диссертации защитили: ст. препод. кафедры теории и истории социологии Ардельянова Яна Андреевна («Социальный контроль коррупционных отношений: теоретико-методологический анализ», кандидат политических наук); мл.н.с. кафедры социологии международных отношений Бовдунов Александр Леонидович («Современные альтернативные модели геополитической организации Восточной Европы», кандидат социологических наук).
Публикации.
Монографии
Аверин Ю.П., Добреньков В.И., Добренькова Е.В. Качество жизни российских граждан и его влияние на их политические и экономические предпочтения;
Антонов А.И. Семейная лира. Антология русской поэзии и живописи о семье, детях, материнстве и отцовстве;
Добреньков В.И. Сталинградский рубеж: история и современность;
Добреньков В.И., Афонин Ю.А., Жабин А.П. и др. Современные механизмы управления социальными изменениями/Contemporary control mechanisms of social change;
Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Пирамиды упущенных возможностей: российская версия «капитализма для своих»;
Дугин А.Г. В поисках тёмного Логоса: философско-богословские очерки;
Дугин А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология;
Исправникова Н.Р. Модернизация системы социально-экономических институтов – основной фактор преодоления коррупционных отношений;
Мамедов А.К., Бабосов Е.М., Бабосова Е.С. Теоретическая социология Толкотта Парсонса;
Монахов Д.Н. Визуальная грамотность и информационная культура российского общества;
Монахов Д.Н., Монахова Г.А., Монахов Н.В. и др. Дистанционные образовательные технологии в условиях инновационного развития России;
Монахов Д.Н., Монахова Г.А., Прончев Г.Б. Формирование ИК-компетенций в условиях информатизации общества;
Новосёлова Е.Н. Фамилистический анализ массового сознания;
Сушко В.А., Сушко А.И. Рынок труда иностранных рабочих в России и состояние качества их жизни.
Учебники, учебные пособия
Васецкий Н.А., Жириновский В.В., Добреньков В.И. Социология мировых цивилизаций;
Васецкий Н.А., Жириновский В.В. Современная история политических и правовых учений;
Викторов А.Ш. Философский словарь нулевого поколения. Социологическая рефлексия;
Володенков С.В., Гаман-Голутвина О.В., Гуторов В.А. и др. Политическая социология;
Новосёлова Е.Н. Молодая семья в контексте демографической политики.