МГУ–2014: Факультет педагогического образования
Общие сведения. Факультет был организован в 1997 г. Основная его задача – обеспечение отечественной высшей школы (и, прежде всего, МГУ) преподавательскими кадрами с высокой психолого-педагогической, информационно-компьютерной и методической подготовкой. Эта подготовка в настоящее время осуществляется через реализацию программы «Преподаватель высшей школы» (для магистрантов и аспирантов). Предварительная ориентация на преподавательскую деятельность и психолого-педагогическая подготовка ещё на этапе получения высшего образования обеспечивается программой «Преподаватель» (для бакалавров и студентов). Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре и докторантуре по педагогическим наукам. Повышение квалификации учителей реализуется в рамках более чем 10 программ.
Деканом факультета является чл.-корр. РАО Н.Х.Розов; зам. декана – доц. Л.В.Попов, доц. О.А.Машкина, проф. А.В.Боровских.
В составе факультета работают кафедры: истории и философии образования (зав. проф. Г.А.Китайгородская), образовательных технологий (зав. проф. Н.Х.Розов); лаборатория развития гендерного образования (рук. доц. И.В.Костикова).
В УМО по классическому университетскому образованию действует Учебно-методический совет по педагогическому университетскому образованию (пред. - проф. Н.Х.Розов).
Издаётся журнал (входящий в список ВАК) «Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование» и периодический сборник «Труды Ломоносовских чтений».
Факультет сотрудничает с факультетами психологии, социологическим, химическим, географическим; НИВЦ, СУНЦ им. А.Н.Колмогорова; с Комитетом образования Москвы, с РАО, с Центром образовательных проектов «Сигма» (г. Новосибирск). Осуществляется активное сотрудничество с рядом педагогических университетов России (МПГУ, МГПУ, РГПУ, ЯрГПУ, ВГУ и др.) и средних школ.
В области международного сотрудничества факультет поддерживает деловые связи с Белградским университетом, Юго-Западным университетом им. Неофита Рильского (Благоевград, Болгария), университетом г. Ариэль (Израиль), Центральной Академией педагогических исследований КНР и Университетом им. Сун Ятсена. В 2014 г. подписан меморандум о сотрудничестве с Университетом образования Вьетнамского национального университета.
Наука. Научные исследования проводились по темам: Педагогическое образование в непедагогических вузах; История и философия науки и образования; История университетского образования; Философия и методология инновационной педагогики; Деятельностный подход в психологии и педагогике и подготовка специалистов; Проектирование воспитательной системы вуза; Предметная подготовка (содержание, методика, информационно-компьютерное обеспечение); Теория дифференциальных уравнений.
Проведено соотнесение компетентностного и деятельностного подходов в педагогике; описано развитие личностного рационально-аффективного опыта студента в процессе философского образования; исследована роль «рефлексивной педагогики» в подготовке современного педагога высшей школы; осуществлена дальнейшая разработка деятельностных принципов в педагогике и их использования в педагогической логике.
Разработана модель надпредметного развития учащихся; апробирован ряд приёмов использования надпредметного развития в обычных классах и в классах компенсирующего обучения. Описано надпредметное содержание школьного математического образования (начальная школа).
Проанализированы рейтинги университетов мира как средства управления качеством образования. В рамках разработки мониторинга качества высшего образования внедрена методика проведения мониторинга программ обучения.
Осуществлён комплексный анализ проблем психолого-педагогического образования и подготовки преподавательских кадров в непедагогических вузах: проведён анализ уровней и квалификаций систем образования; разработана методика профилактики зависимого поведения в сфере образования; определены направления совершенствования качества образования в непедагогических вузах; проведён сравнительный анализ современных российских теорий воспитания. Разработан комплекс диагностических материалов, предназначенный для определения уровня организации воспитательной работы в вузе.
В соответствии с теорией образовательного пространства проведён анализ типичных ошибок научных педагогических исследований, ошибок, возникающих в ходе подготовки преподавателя-исследователя. Рассмотрена проблема понимания сущности образования как явления, а также рассмотрены типичные ошибки, возникающих в ходе научных педагогических исследований на разных этапах, ошибки, которые повторяются и регулярно воспроизводятся.
Рассмотрены так называемые конечномерные флаттерные системы обыкновенных дифференциальных уравнений, возникающие при галёркинских аппроксимациях некоторых краевых задач теории аэроупругости. Исследуется вопрос о малых параметрических колебаниях этих систем. Показана возможность появления у флаттерных систем, наряду с устойчивым нулевым состоянием равновесия, как устойчивых инвариантных торов любой конечной размерности, так и хаотических аттракторов.
Исследованы релаксационные автоколебания в нейронных системах, в уравнении Хатчинсона и реакции Белоусова. Изучены автоколебания в решётках связанных осцилляторов. Получен аналог формулы распространяющихся волн для неоднородной среды с памятью. Получены условия на параметры системы типа Ван дер Поля с кусочно-линейной характеристикой нелинейного элемента, обеспечивающие существование цикла-утки.
Работает диссертационный совет по педагогическим наукам, в 2014 г. в нём были защищены две докторских диссертации соискателями факультета: Е.Р.Зинкевич («Когнитивно-ориентированная технология повышения квалификации врачей – преподавателей высшей медицинской школы»); А.С.Соколова («Карьероформирующее обучение как компонент дополнительного профессионального образования преподавателя высшей школы»).
Работает научно-практический семинар (рук. проф. Н.Х.Розов, проф. А.В.Боровских).
Учебная работа. На факультет ежегодно зачисляется около 150 слушателей из числа студентов других факультетов МГУ, изъявивших желание добровольно пройти, параллельно с освоением избранной области науки на своих факультетах, дополнительную подготовку для получения педагогической квалификации «Преподаватель» с целью иметь в дальнейшем возможность преподавать предмет, соответствующий основной специальности. Для магистрантов и аспирантов факультетов МГУ, проявляющих интерес к педагогической карьере, проводится подготовка в рамках образовательной программы для получения педагогической квалификации «Преподаватель высшей школы». Всем успешно завершившим обучение вручается диплом государственного образца о присвоении преподавательской квалификации.
Учебный план предусматривает изучение теоретических и прикладных аспектов психологии и педагогики, дидактики и методики преподавания, современных образовательных информационно-компьютерных технологий, организуется приобщение к преподавательскому мастерству (режиссура педагогического процесса, риторика и техника речи, культура мышления в преподавании и дискуссии и т.д.) и получение дополнительной общекультурной и специальной подготовки.
По программе «Преподаватель» за 17 лет подготовлены 645 слушателей, по программе «Преподаватель высшей школы» – 169, аспирантуру и докторантуру (включая соискателей) закончили 69 человек. В магистратуру факультета на подготовку по специальности «Менеджмент образования» ежегодно приходят 12–15 иностранных студентов.
Стажировку на факультете прошли 18 преподавателей из иностранных вузов. На магистерской программе «Менеджмент образования» и в аспирантуре обучаются 22 студента и аспиранта из КНР.
Помимо обязательных традиционных курсов «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания», имеется большое количество инновационных, изучаемых по выбору – «Мотивация учебной деятельности», «Режиссура педагогического процесса», «Педагогический менеджмент», «Информатизация образовательного процесса», «Психология и педагогика семьи», «Технология презентаций в профессиональной деятельности» и др.
Занятия на факультете ведут крупные специалисты в области педагогики и психологии: академики РАО В.И.Купцов, В.А.Попков, чл.-корр. РАО А.А.Вербицкий, М.А.Лукацкий, Т.С.Назарова, Н.Х.Розов, профессора А.А.Андреев, А.В.Боровских, С.В.Девятова, М.Н.Кочагина, Н.С.Пряжников, С.Д.Смирнов, О.В.Суходольская-Кулешова, Ю.В.Фокин, И.Г.Хангельдиева.
Довузовская подготовка. Факультет участвует в повышении квалификации учителей, осуществляя в рамках программы «МГУ-школе» обучение по программам: Профилактика зависимого поведения в школьной среде; ИКТ в школьном математическом образовании; Конкретная педагогика; Основы преподавания в Интернете; Семейная педагогика; Педагогические исследования в современном образовании; Педагогическое сопровождение одарённых детей; Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Часть из этих программ реализуется в дистанционной или смешанной форме.
Конференции. Сотрудники факультета принимали участие в 32 конференциях различного профиля Организованы и проведены:
– XXI международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2014. Секция “Педагогического образования и образовательных технологий”» (7–11 апр.);
– Ломоносовские чтения. Секция педагогического образования (14–23 апр.);
– IV международная командная педагогическая олимпиада-универсиада;
– международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (12–16 сент.).
Публикации. В 2014 г. с авторским участием сотрудников опубликованы 75 работ научного, методического, научно-популярного и информационного характера, в т.ч.:
Андреев А.А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет / Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации;
Андреев А.А. Distance Learning. Book on Education in Eastern Europe and Eurasia / Ed.by N.Ivanenko;
Гуляев Ю.Ю. Гуманистическая психология образования личности – от младенчества до юности;
Купцов В.И. Образование в современном обществе» // «Педагогические воззрения выдающихся отечественных деятелей образования и культуры. В 4-х т.»;
Пономарёв Р.Е. Образовательное пространство;
Машкина О.А. Евразийство: истоки, концепция, реальность;
Назарова Т.С. Теоретические основы стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования;
Попков В.А. Общая и неорганическая химия: учебник для медицинских училищ и колледжей;
Хангельдиева И.Г. Креативные технологии в образовании, или как стать креатором. Опыт переосмысления;
Шухардина В.А Актуальные вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Адрес официальной страницы: www.fpo.msu.ru