МГУ–2014: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 85 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии, Заслуженного профессора Московского университета Цветковой Любови Семёновны. Специалист в области нейропсихологии и афазиологии. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1998) за цикл работ по проблемам нейропсихологии и реабилитации больных с локальным поражением мозга.
 
Исполнилось 80 лет со дня рождения профессора кафедры общей психологии, Заслуженного профессора Московского университета, члена-корреспондента РАО Ждан Антонины Николаевны. Специалист в области истории психологии и общей психологии. Развивая традиции и идеи П.Я.Гальперина, предложила новый концептуальный подход к историко-психологическому анализу, согласно которому история психологии предстает как процесс изменения её предмета, методов и основных проблем, совокупно раскрывающих природу психического как объекта научного познания. На основе этого подхода разработала новый вариант учебного курса по истории психологии для студентов психологических факультетов, составила программы и создала учебные пособия.
 
Исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры психофизиологии, Заслуженного профессора Московского университета Аракелова Геннадия Гургеновича. Специалист в области психофизиологии, нейронных и молекулярных механизмов функционирования мозга, механизмов стресса. Читает курсы «Психофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности».
 
Исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры психологии образования и педагогики факультета Габай Татьяны Васильевны. Специалист в области деятельностного подхода при анализе усвоения социального опыта у человека. Исследует фундаментальные проблемы педагогической психологии, связанные с выявлением нормативного состава и структуры учебной деятельности. Разработала общую модель структуры учебной деятельности. Читает курсы «Педагогическая психология», «Структура учебной деятельности», «Деятельностный подход в педагогической психологии», «Психология и педагогика».
 
Исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры психологии труда и инженерной психологии Самоненко Юрия Анатольевича. Читает курсы «Экономика труда и проблемы индустриальной психологии», «Психологические основы профессиональной подготовки», «Психология и педагогика в кадровой службе», «Трудовое право в деятельности психологов-практиков», «Психология безопасности эргатических систем».
 
Исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего лабораторией психологии труда, Заслуженного научного сотрудника Московского университета Леоновой Анны Борисовны. Автор многочисленных экспериментально-прикладных исследований и разработок, направленных на повышение работоспособности, сохранение психического здоровья и эргономическую оптимизацию труда в ряде важных отраслей народного хозяйства, в т.ч. микроэлектронике, авиации, космонавтике, телекоммуникационных системах. Читает курсы «Функциональные состояния человека в труде», «Профессиональный стресс», «Введение в организационную психологию», «Психология состояний человека».
 
Исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего кафедрой психологии личности, Заслуженного профессора Московского университета, академика РАО Асмолова Александра Григорьевича. Автор оригинальной концепции личности, реализующей общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающей роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, её предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности. Разработал концепцию уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения. Обосновал парадигму развивающего вариативного образования, способствовавшую изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.
Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010).
 
Исполнилось 65 лет со дня рождения доцента кафедры возрастной психологии Лидерса Александра Георгиевича. Специалист в области проблем семьи, возрастно-психологического консультирования и психологического тренинга, развивающей психологической работы с детьми. Автор оригинальной методики тренинга личностного роста с подростками. Читает курсы «Теория и практика психологического тренинга», «Психология отцовства», «Диагностика и коррекция познавательного развития», «Психология утраты».
 
Исполнилось 65 лет со дня рождения профессора кафедры социальной психологии, Заслуженного профессора Московского университета Донцова Александра Ивановича. Автор оригинальной концепции интеграции малой группы. Предложил новый взгляд на проблему социального влияния меньшинства, на изучение закономерностей массового сознания. Читает курсы «Социальная психология», «Психология конфликта», «Психология мифа», «Психология масс», «Психология малых групп», «Психология общения».
 
Исполнилось 65 лет со дня рождения профессора кафедры социальной психологии, Заслуженного профессора Московского университета Мельниковой Ольги Тимофеевны. Читает курсы «Качественные методы социально-психологического исследования», «Методика и техники фокус-группового исследования», «Психология маркетинга».
 
Исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего кафедрой социальной психологии, Заслуженного профессора Московского университета Стефаненко Татьяны Гавриловны. Выпускница исторического факультета МГУ (1972), заведующий кафедрой с 2006 г. Специалист в области этнопсихологии и межгрупповых отношений. Разработала концепцию этнической идентичности с позиций социального конструкционизма, является автором программ тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе. Читает курсы «Этнопсихология», «Психология межгрупповых отношений».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры психологии труда и инженерной психологии, Заслуженного профессора Московского университета Шмелёва Александра Георгиевича. Специалист в области экспериментальной психосемантики, психодиагностики и психометрики. Читает курсы «Основы психодиагностики», «Психология конкуренции».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры общей психологии Корниловой Татьяны Васильевны. Специалист в области методологических проблем психологии. Разработала новое научное направление – множественной и уровневой психологической регуляции выбора человека в условиях неопределённости. Читает курс «Экспериментальная психология».
 
Исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры возрастной психологии Пряжникова Николая Сергеевича. Читает курсы «Личностное и профессиональное самоопределение», «Профориентация в семейных отношениях», «Возрастная психология», «Психология профессионального становления», «Теория и практика профессионального самоопределения», «Активные методы профконсультирования», «Этические проблемы профессиональной деятельности психолога», «Психология профессионального развития».
 
Новое в структуре. Подписано Соглашение с Университетом Тохоку (Япония) о разработке магистерской программы двойного диплома по психологии, включающее, в т.ч. положения об основных условиях проведения студенческих обменов.
Создана Студенческая научная лаборатория (рук. асп. А.И.Ковалёв). Идея создания лаборатории появилась в процессе совместной работы молодых психологов над междисциплинарным проектом «Разработка проекта комплексной программы медико-психологической реабилитации и психологической коррекции в системе МЧС России» (рук. проф. Ю.П.Зинченко), когда возникла необходимость кооперации действий психологов различных специальностей и сопоставления результатов психологических и приборных измерений и воздействий. Студенческая научная лаборатория решает задачу пропаганды использования современного оборудования студентами, аспирантами и молодыми учёными и задачу проведения совместных исследований с другими факультетами университета и иными организациями. В данный момент лаборатория работает над проектом по изучению механики глазодвигательного аппарата вместе с механико-математическим факультетом, исследованиям в области маркетинга вместе с Высшей школой бизнеса МГУ, изучением вестибулярной функции фигуристов в сотрудничестве с Российским государственным университетом физической культуры, спорта, молодёжи и туризма.
 
Наука. Фундаментальные и прикладные исследования осуществлялись в соответствии с Программой развития МГУ в рамках приоритетных направлений «Комплексные исследования человека» и «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества», конкретизированные для психологической науки следующими приоритетными направлениями «Культурно-историческая психология развития психики, сознания и личности», «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания», «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала», «Психология социального познания», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование», «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках».
Продолжалась работа Центра коллективного пользования факультета психологии, включающего в свой состав 4 научно-исследовательских комплекса: Виртуальная реальность; Психофизиология; Движения глаз; Мультимедийного образования.
Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках
Проводилось изучение условий и механизмов работы когнитивных процессов и функциональных состояний с помощью инновационного научного оборудования. На основе технологии виртуальной реальности изучались процессы формирования когнитивных карт пространства в виртуальном лабиринте и влияние негативных эмоций на процессы их формирования. Продолжены экспериментальные исследования для подтверждения уровневой модели формирования иллюзий. Проведён анализ влияния трёхмерного контента на выраженность на материале иллюзии послеэффекта движения (зав. лаб. Г.Я.Меньшикова).
Сформулированы основные принципы и подходы к изучению механизмов действия систем обратных связей в процессе формирования адаптивных и дезадаптивных типов поведения; предложены варианты психофизиологического анализа частных семантических связей для построения многоуровневых моделей субъективных пространств. Разработаны новые методы изучения нейрональных механизмов подкрепления поведенческих реакций на моделях простых НС; предложены и апробированы новые методы микроструктурного анализа осцилляторной активности мозга и интегральной диагностики функциональных состояний; разработаны новые психофизиологические технологии аппаратной коррекции психо-эмоциональных нарушений различного генеза. Разработана и экспериментально апробирована методология изучения многомерной структуры чувственной ткани сознания в парадигме векторной психофизиологии Е.Н.Соколова; получены экспериментальные данные об эмоциональных характеристиках названий эмоций русского языка, позволяющие описать прототипические и индивидуально-специфические характеристики эмоциональных выражений лица в субъективном семантическом пространстве названий эмоций (проф. А.М.Черноризов)
С помощью технологий виртуальной реальности разработана новая методика влияния операциональной, целевой и смысловой установок и эффектов их взаимодействия на время зрительного поиска при восприятии инвертированной зрительной сцены (проф. А.Н.Гусев).
Проведена разработка комплексной системы психологической, психофизиологической, молекулярно-генетической диагностики развития утомления у профессиональных спортсменов. Осуществлена разработка модели психологической подготовки спортсменов с применением технологии отслеживания глазодвигательной активности. Исследовалось изменение характеристик электроэнцефалограммы, индекса утомления при когнитивной нагрузке. Проведена апробация батареи методик нейропсихологического обследования NEPSY на русскоязычной выборке.
В рамках разработки и экспериментальной апробации проекта комплексной Программы медико-психологической реабилитации и психологической коррекции в системе МЧС России осуществлён выбор научно-обоснованных форм, средств и методов медико-психологической реабилитации, психологической коррекции профессиональных контингентов МЧС (рук. проф. Ю.П.Зинченко). Проведена экспериментальная апробация наиболее эффективных реабилитационных процедур. Разработаны стратегии реализации идеи здоровья в корпоративной культуре МЧС России и системы мотивации профессиональных контингентов МЧС России к сохранению и укреплению здоровья, прохождению медико-психологической реабилитации.
Культурно-историческая психология развития сознания и личности
Разрабатывались проблемы методологии психологии личности и общей психологии, проведён методологический анализ ряда современных направлений в развитии культурно-деятельностной психологии. Работа проводилась по исследовательским линиям: анализ кризиса культурно-деятельностной психологии; обоснование гипотезы взаимопомощи как фактора симбиотической эволюции; критика парадигмы гомеостаза как принципа интерпретации развития сложных эволюционирующих систем (проф. А.Г.Асмолов).
Продолжилась работа в области истории мировой и отечественной психологии, её основополагающих философских и методологических проблем. В связи со 150-летием со времени публикации «Рефлексов головного мозга» И.М.Сеченова, было проанализировано фундаментальное историческое значение ряда работ И.М.Сеченова для логики развития мировой психологии, физиологии, когнитивной науки.
В связи со 100-летием открытия Психологического института при Московском университете, проанализирована роль его основателя Г.И.Челпанова в восстановлении профессионального психологического образования в России.
В контексте связей психологии с философией рассмотрена деятельность Э.В.Ильенкова на материале его исследований проблем теоретической психологии, в частности, участие учёного в обучении на факультете в 1974–1979 гг. группы слепоглухих студентов (первый в мире успешный эксперимент такого рода).
Произведён сравнительный анализ московских и петербургских научных психологических школ, впервые выявлены их общие, фундаментальные особенности в области методологии, а также показаны истоки их различий в решении ряда конкретных проблем (проф. А.Н.Ждан).
Проводились исследования в рамках темы «Вера как общепсихологическая категория». Проведена классификация форм веры, дана психологическая структура различий предрассудков и суеверий (проф. Б.С.Братусь).
Была изучена взаимосвязь свойств, отражающих отношение к неопределённости, с показателями академического интеллекта, успеваемостью студентов, с эмоциональным интеллектом, индивидуальными особенностями принятия решений, самоэффективностью, самооценками, креативностью и выборами в вербальных задачах (проф. Т.В.Корнилова).
На основе использования средств структурного моделирования получила новое развитие идея единства интеллекта и аффекта: верифицировано функционирование измеренных психологических свойств не в качестве отдельных переменных, а как о составляющих (компонентах) единого интеллектуально-личностного потенциала человека. Построены структурные модели, отражающие взаимосвязи интеллектуальных и личностных переменных в регуляции морального выбора.
Продолжено исследование рисков и угроз сети Интернет для детей и подростков. Особенно выделены коммуникационные риски, среди которых на первый план по значимости восприятия для детей и подростков выходят агрессия, ненависть, оскорбления и буллинг. На материале всероссийского исследования цифровой компетентности российских подростков была выявлена связь моделей цифровой компетентности у подростков и их уязвимости к онлайн рискам (проф. Г.У.Солдатова).
В рамках изучения политического сознания выявлен и описан спектр политических, экономических, ценностных и моральных представлений, позиций и мнений у ведущих представителей политики и бизнеса. На основе проработки современного общественно-политического дискурса был сформирован опросник, позволяющий выявить политические ориентации респондентов (проф. В.Ф.Петренко).
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания
Были изучены основные этапы становления родительства в зрелом возрасте, выделены варианты развития позиции матери в связи с трансформацией ценностно-смысловой сферы; отношения взрослых сиблингов в зависимости от типа привязанности к матери. Разработана модель принятия решения и осуществления морального выбора в юношеском возрасте с учётом социо-культурных, личностных и когнитивных факторов, изучены особенности ориентации на моральные нормы в младшем школьном возрасте, разработана модель активизирующей профконсультации (проф. О.А.Карабанова).
Продолжено изучение роли генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивной сфере, в т.ч. в области эмоционального интеллекта (проф. М.С.Егорова).
Проанализирован процесс формирования умений и навыков (познавательных, коммуникативных, двигательных) в разных возрастных группах (дошкольники, школьники, студенты). Показана роль интерактивных форм, игровых форм взаимодействия как условий, обеспечивающих продуктивность процесса усвоения познавательных и коммуникативных навыков. Проведено многоаспектное исследование логического интеллекта. Выделена одна из детерминант развития логического мышление: знание о структуре логических операций (проф. А.И.Подольский).
В соответствии с реализацией современной реформы образования на принципах деятельностного подхода проведён анализ современного состояния развивающего обучения, выявлены проблемы адаптации принципов развивающего обучения к изменившимся условиям функционирования массовой общеобразовательной школы. Изучены теоретико-методологические основы проектирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования, виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся, лежащих в основе умения учиться. Предложена новая модель мотивации учебной деятельности, способствующей академическим и профессиональным достижениям (проф. Н.Ф.Талызина).
Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала
Разработана единая концептуально-методическая схема анализа мотивационных факторов произвольной регуляции деятельности персонала на разных уровнях организационных взаимодействий – индивидуальном, групповом и организационном, предполагающая сквозное рассмотрение особенностей функционирования человека в структуре организации. Выделены ключевые факторы, опосредующие успешность произвольной регуляции деятельности индивидуального и коллективного субъекта труда в ординарных и субъективно напряжённых организационных условиях. Подготовлены и апробированы критерии оценки оптимальности распределения функциональных ресурсов и минимизации внутренних затрат по комплексу рефлексивно-оценочных, когнитивных, психофизиологических и поведенческих показателей, отражающих степень когнитивной напряжённости деятельности (проф. А.Б.Леонова).
В рамках изучения психологических условий становления, развития и функционирования человека как субъекта труда, психологического сопровождения карьерного выбора были проанализированы когнитивный и мотивационно-оценочный компоненты карьерной готовности выпускников вузов. Проводились работы по разработке диагностических показателей и подбор методических средств, позволяющих оценивать экономическую успешность деятельности молодых предпринимателей. Осуществлено теоретическое исследование и обобщение эмпирических и экспериментальных материалов, вскрывающих особенности психологического и психосоматического взаимодействия человека с предметно-пространственным окружением в рамках трёхстадийной схемы реализации перцептивно-действенной активности человека (проф. Е.А.Климов).
Психология социального познания
Феноменология социального познания исследовалась в различных социальных контекстах: были выявлены социальные и психологические факторы, определяющие особенности переживания социальных проблем различными социальными группами, а также разработана система эмпирических индикаторов, раскрывающих характер данных переживаний; изучались особенности социального познания в образовательной среде; продолжился анализ специфики представлений о семье у различных социальных групп; изучались межличностные и социальные конфликты; анализировались факторы, формирующие потребительские аттитюды в изменяющихся социальных условиях; исследовались различные аспекты социализационных процессов. Проведено исследование управленческого консультирования и психологического сопровождения масштабных организационных изменений (проф. Г.М.Андреева, проф. Т.Г.Стефаненко).
Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическое консультирование
Исследования проводились по направлениям: патопсихология, аномалии психического развития в детском возрасте, закономерности формирования расстройств личности, клиническая психология телесности, культура и патология. В контексте культурно-деятельностной традиции разработана концептуальная модель исследования ценности здоровья в подростковом возрасте как взаимосвязанной системы представлений, эмоциональных установок и регуляторных действий. Предложена операционализация концептуальных положений в виде модели эмпирического изучения роли ценности здоровья у подростков с бронхиальной астмой и их здоровых сверстников. Ведется разработка подходов к выделению и описанию синдрома нарушений регуляции эмоций у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями (проф. А.Ш.Тхостов).
Сформировано новое направление исследований в нейропсихологии, посвящённое оценке и анализу нарушений психических функций, являющихся следствием поражения проводящих систем головного мозга. Описан нейропсихологический синдром при различной по этиологии патологии мозолистого тела. Апробирован метод групповой нейропсихологической диагностики состояния высших психических функций у учеников начальной школы, в т.ч. на детях с расстройствами аутистического спектра. Проведена модификация методического материала для оценки оптико-пространственных функций и уточнения состояния право- и левополушарных функций (проф. Ю.М.Микадзе, проф. Т.В.Ахутина).
Продолжено изучение механизмов и закономерностей существования человека в экстремальной ситуации. Осуществлена классификация и описание позитивных феноменов роста, стойкости, преодоления применительно к разработке теоретических оснований практики психологической помощи людям в экстремальной, кризисной ситуации. Проводилась разработка вопросов формирования идентичности у лиц из группы риска (проф. М.Ш.Магомед-Эминов).
В рамках выполнения работ по проекту «Реализация программы повышения квалификации работников системы образования в области специального педагогического, психологического и родительского попечения и сопровождения групп риска возможного вовлечения школьников в число потребителей наркотических средств», проводимому в рамках ФЦП развития образования на 2011-2015 гг., были выделены психологические факторы риска формирования зависимости от наркотиков и алкоголя, определены способы диагностики предрасположенности подростков к наркозависимости, цели и задачи психологической профилактики зависимостей от ПАВ среди детей и подростков. Разработана концепция педагогического, психологического и родительского попечения и сопровождения групп риска возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств. Создана программа повышения квалификации работников образования «Психолого-педагогическое сопровождение групп риска возможного вовлечения школьников в потребление наркотических веществ». Разработан методический комплекс для выделения предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических веществ и сформулированы рекомендации по применению методического комплекса и осуществлению педагогического, психологического и родительского попечения групп риска.
Исследованы психологические способы управления социально-перцептивными процессами партнеров, в коммуникации в социальных сетях.
Факультет принял участие в создании Исследовательского научно-координационного методического центра по научно-методической и экспертной поддержке комиссий Социальной платформы в вопросе поиска путей решения актуальных проблем социальной сферы и повышения эффективности их работы. Подготовлены методические рекомендации для комиссии по физической культуры и спорта «О пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди молодежи».
Разработаны и сформулированы рекомендации по использованию каналов коммуникативного воздействия информационных и методических материалов по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП с учётом возрастных психологических особенностей.
 
Учебная работа. Педагогическую и научную деятельность ведут более 75 докторов и 150 кандидатов психологических наук, в т.ч. 4 члена-корреспондента РАН и 13 академиков и членов-корреспондентов РАО. К чтению лекций и проведению мастер-классов привлекались профессора и преподаватели: Де Паскалис Вильфредо, Риццетто Адриана (Университета Рима «La Sapienza», Италия); Росселли Моника (Florida Atlantic Universiti, США); Ардила Альфредо (Международный университет Флориды, США); Браун Норман Ричард (Университет Альберты, Канада); Пёппель Эрнст, Рунау Ева Мария (Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, Германия); Клод Лорэн (Университет г. Реймс, Франция); Хатояма Киичиро (Университет Токио, Япония).
 
По программам специалитета первого высшего образования обучались 695 человек на дневной и 240 на вечерней формах обучения; по программам магистратуры – на дневном отделении 25 человек, на очно-заочном (вечернем) – 38, в аспирантуре – 102; слушателей по программам дополнительного образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации – более 500 человек. На подготовительных курсах проходили обучение свыше 70 человек. В Школе юного психолога проходили обучение свыше 700 старшеклассников.
Факультет окончили 285 выпускников дневного и 52 вечернего отделений, 5 выпускников магистры и 1 бакалавр.
Студенты I–IV курсов обучаются по специальностям:
Психология служебной деятельности (направление 37.05.02). Специализации: «Психология СМИ и связей с общественностью», «Организационное консультирование», «Психология развития и обучения», «Психология кадрового менеджмента», «Психология переговоров и разрешения конфликтов», «Социально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности»;
Клиническая психология (направление 37.05.01). Специализации: «Психотерапия, психоаналитическая психология и консультирование», «Клиническая психофизиология», «Патопсихология. Психосоматика. Психология аномального развития», «Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций», «Нейропсихология, нейрореабилитация, коррекционно-развивающее обучение», «Психология спорта»;
Педагогика и психология девиантного поведения (направление 44.05.01). Специализации: «Психологическая помощь семье», «Психологическое консультирование в образовательной среде».
Срок обучения на дневном отделении – 6 лет, вечернем – 7.
 
Подготовка студентов в магистратуре по направлению «Психология» велась по магистерским программам: «Теоретическая и экспериментальная психология» (бюджет), «Психология спорта» (бюджет), «Социальная психология развития» (бюджет), «Психология переговоров» (договор), «Семейная психология и семейное консультирование» (договор), «Клинический психоанализ и психоаналитическая психотерапия» (договор), «Психология здоровья» (договор), «Психофизиология» (договор), «Социальная психология» (договор), «Психология развития» (договор).
 
Подготовка в аспирантуре (102 человека) по образовательным программам послевузовского профессионального образования велась по 8 научным специальностям: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии, 19.00.02 – Психофизиология, 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика, 19.00.04 – Медицинская психология, 19.00.05 – Социальная психология, 19.00.07 – Педагогическая психология, 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки) и 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).
 
МГУ – школе. Проведена Летняя школа для учителей «Психолого-педагогические условия формирования учебных действий». С сообщениями выступали доц. И.А.Володарская («Деятельностная теория учения, как основа формирования универсальных учебных действий»); проф. О.А.Карабанова («Формирование универсальных учебных действий на уроке и вне учебной деятельности»); доц. С.В.Молчанов («Возрастные особенности морального развития детей и подростков»); доц. Л.С.Печникова («Психология детей с аномальными развитиями»); проф. Н.А.Рождественская («Психология девиантного поведения в подростковом возрасте: условия, факторы, пути коррекции»). Проведены семинары для учителей: «Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий в средней школе» (проф. О.А.Карабанова, доц. И.А.Володарская), «Современные подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин в средней школе: проблемы и решения» (проф. И.А.Подольский, доц. Н.Е.Дерябина); «Интеграция основного и дополнительного образования» (проф. Ю.А.Самоненко, н.с. М.С.Белоховская); «Психологические проблемы профессиональной ориентации и пути их решения» (проф. О.Г.Носкова).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– VIII всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» (18–20 июня). Предствлен стенд достижений психологической науки в области сохранения здоровья населения;
– международная научная конференция «Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы» (6–8 февр.);
– международная конференция «Психология общения и доверия: методология, теория и практика» (6 нояб.);
– научно-практическая конференция-фестиваль с международным участием «Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика. К 100-летию музыкального движения» (11–13 дек.)
– конференция «Современные проблемы нейропсихологии и психофизиологии, посвященная 85-летию со дня рождения Е.Д.Хомской» (5 дек.);
– IX фестиваль науки (10–12 окт.). Были представлены инновационные разработки факультета, направленные на диагностику, профилактику и коррекцию психологических процессов и состояний, оптимизацию когнитивных функций человека;
– летняя школа для учителей «Психолого-педагогические условия формирования учебных действий» (июнь 2014 г.);
 
Доктора наук 2014 г. Доцент кафедры нейро- и патопсихологии Ковязина Мария Станиславовна защитила докторскую диссертацию «Нейропсихологический синдром у больных с патологией мозолистого тела» (специальность 19.00.04 – Медицинская психология (психологические науки)). Определена функциональная роль комиссуры в мозговом обеспечении психики и поведения – реализация взаимодействия задней правой и передней левой ассоциативных зон мозга, необходимого для регуляторных ресурсов адаптационных возможностей человека; разработан новый диссоциативный нейропсихологический синдром и выделен нейропсихологический интегративный фактор. Доказано, что в нейропсихологических синдромах односторонних поражений мозга присутствуют симптомы нарушения межполушарного взаимодействия.
Заведующий лабораторией психологии восприятия Меньшикова Галина Яковлевна защитила докторскую диссертацию «Зрительные иллюзии: психологические механизмы и модели» (19.00.02 – Психофизиология (психологические науки)). Разработана многоуровневая модель формирования иллюзий, согласно которой иллюзорный эффект является результатом одновременного взаимодействия средне- и высокоуровневых механизмов обработки информации. Разработаны и апробированы оригинальные экспериментальные методики, позволяющие создавать и предъявлять трёхмерные иллюзии, при использовании современных HMD и CAVE технологий виртуальной реальности. Экспериментально доказана важная роль зрительных признаков глубины, группировки и принадлежности в процессах формирования зрительных иллюзий.
 
Персоналии. Декан факультета Ю.П.Зинченко избран действительным членом Российской академии образования.
 
Публикации. Опубликовано 45 монографий и учебных пособий, 310 статей в научных журналах, в т.ч. 56 – в зарубежных журналах (из них 49 в научных журналах, индексируемых в базах данных WOS и Scopus). В т.ч.:
 
Монографии
 
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики;
Глозман Ж.М., Соболева А.Е. (ред.) Комплексная коррекция трудностей обучения в школе;
Наумова В.А., Глозман Ж.М. Арт-терапия и успешное старение;
Glozman J.M., A prática neuropsicológica fundamentada em Luria e Vygotsky: Avaliação, habilitação e reabilitação.
 
Учебники, учебные пособия
 
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий;
Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. (ред) Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников;
Матюшкина А.А. и др. Психология.
 
***
Памяти Галины Михайловны Андреевой
31 мая 2014 г. факультет психологии понёс тяжелую утрату. Скончалась профессор кафедры социальной психологии Андреева Галина Михайловна (13.06.1924 – 31.05.2014) – академик РАО, Заслуженный профессор Московского университета, Заслуженный деятель науки РФ.
Участник Великой Отечественной войны. В 17 лет Г.М.Андреева ушла добровольцем на фронт, пройдя курсы радистов, и до июня 1945 г. находилась в действующей армии.
После демобилизации окончила философский факультет МГУ (1950) и осталась на нём работать – создала и заведовала кафедрой методики конкретных социальных исследований (1969–1971).
В 1971 г. перешла на работу на факультет психологии, где создала и заведовала кафедрой социальной психологии (1972–1989). Г.М.Андреева является основателем научной школы отечественной социальной психологии. Её учебник «Социальная психология» стал первым университетским учебником по этой дисциплине и в 1984 г. был удостоен премии им. М.В.Ломоносова. Г.М.Андреева читала курсы «Социальная психология», «Зарубежная социальная психология XX столетия», «Психология социального познания». Она стала лауреатом премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность.
Награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны (II ст.), Дружбы народов (1994), Почёта (2004), медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Памяти Евгения Александровича Климова
31 мая 2014 г. факультет психологии понёс тяжелую утрату. Скончался академик РАО, заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта, Заслуженный профессор Московского университета Климов Евгений Александрович (11.06.1930 – 31.05.2014). Е.А.Климов работал в МГУ с 1980 г.: заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983–2002), декан факультета (1986–2000). В 1994–2003 гг. был президентом Российского психологического общества. Е.А.Климов был специалистом в области психологии труда и её истории. Автор классификации профессий как многопризнаковых объектов. им установлен факт неслучаных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (1999). Соавтор исследовательского проекта «Профессии Московского университета».
Награждён орденом Почёта (2001).