МГУ–2014: Факультет журналистики

Юбилеи. 29 октября исполнилось 85 лет со дня рождения президента факультета журналистики, заведующего кафедрой зарубежной журналистики и литературы, Заслуженного профессора Московского университета Засурского Ясена Николаевича. Выпускник Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М.Тореза (1948) работает на факультете журналистики с 1953 г., заведует кафедрой с 1955 г., был деканом факультета в 1964–2007 гг. Специалист в области зарубежной журналистики и международной коммуникации, американской литературы. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1976) за монографию «Журналистика в политической структуре общества». Читает курсы «История зарубежной журналистики», «Зарубежная литература», «Современные зарубежные СМИ», «Глобальные, региональные и национальные модели СМИ». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (1998).
Награждён орденами «Знак Почёта» (1961, 1976), Трудового Красного Знамени (1980), «За заслуги перед Отечеством» (IV ст. – 1999), Дружбы (2005), «Академические пальмы» (Франция, 2002), Дружбы (Социалистическая Республика Вьетнам, 2012), Почётной грамотой президента РФ Д.А.Медведева.
 
29 января исполнилось 80 лет со дня рождения старшего научного сотрудника кафедры периодической печати, Заслуженного преподавателя Московского университета Лазутиной Галины Викторовны. Выпускница Уральского государственного университета им. М.Горького (1956) работает в МГУ с 1971 г. Специалист в области технологии и методики профессиональной деятельности журналиста, профессиональной этики журналиста, жанров журналистского творчества. Читала курсы «Основы творческой деятельности журналиста», «Профессиональная этика журналиста».
 
3 ноября исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры телевидения и радиовещания, Заслуженного преподавателя Московского университета Болотовой Людмилы Демьяновны. Выпускница факультета журналистики (1957) с 1986 г. работает на факультете. Специалист в области истории и современного состояния российского и зарубежного радиовещания, выразительных средств радио. Читает курсы «История отечественного радиовещания», «Основы радиожурналистики», «Современные проблемы радиожурналистики», «Радиодокументалистика: звуки времени», «Мастера радиоэфира», ведёт спецсеминары «Журналисты – легенды отечественного радио», «Информационно-разговорные радиостанции московского FM- диапазона».
 
1 декабря исполнилось 75 лет со дня рождения преподавателя кафедры рекламы и связей с общественностью Горчевой Аллы Юрьевны. Выпускница факультета журналистики (1968) работает на факультете с 1976 г. Специалист в области исследований проблем корпоративных изданий; особенностей политического маркетинга и менеджмента; истории прессы ГУЛАГ. Читает курсы «Политический менеджмент», «Корпоративные СМИ», «Введение в PR», «Журналист в корпоративном СМИ».
 
28 декабря исполнилось 75 лет со дня рождения доцента кафедры зарубежной журналистики и литературы, Заслуженного преподавателя Московского университета Трубицыной Инессы Витальевны. Выпускница исторического факультета (1963) работает на факультете журналистики с 1964 г. Специалист в области истории зарубежной журналистики. Ведёт семинарские занятия по курсу «История зарубежной журналистики».
 
25 мая исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры периодической печати Тертычного Александра Алексеевича. Выпускник факультета журналистики (1973) с 1980 г. преподаёт на факультете. Специалист в области журналистского творчества. Читает курсы «Аналитическая журналистка», «Расследовательская журналистика», «Основы подготовки журналистских текстов», «Методы профессиональной деятельности журналиста», «Современные печатные СМИ». Ведёт спецсеминары: «Аналитические жанры», «Развлекательная журналистика», «Логическая культура журналиста».
 
1 апреля исполнилось 65 лет со дня рождения доцента кафедры редакционно-издательского дела и информатики Иншаковой Наталии Григорьевны. Работает на кафедре с 1975 г. Специалист в области теории и практики редактирования, типологии издательской продукции, редактирования рекламной и пиар-литературы. Читает курсы «Методика редактирования», «Редактирование отдельных видов литературы», «Редактирование и рецензирование», «Основы редактирования медиатекста», ведет спецсеминары «Редакторская культура и культура редактора», «Особенности редактирования рекламных и пиар-текстов».
 
5 июня исполнилось 65 лет со дня рождения научного сотрудника лаборатории по изучению зарубежной печати Чечеткиной Галины Игоревны. Выпускница факультета журналистики (1971) работала редактором Издательства Московского университета. Специалист в области рекламы и СМИ зарубежных стран, новых информационных технологий. Ведёт семинарские занятия по курсу «История зарубежной журналистики».
 
25 июня исполнилось 65 лет со дня рождения старшего преподавателя кафедры стилистики русского языка Тен Инны Игоревны. Выпускница филологического факультета (1974) работает на кафедре с 1992 г. Специалист в области методики преподавания русского как иностранного.
 
31 мая исполнилось 60 лет со дня рождения заведующего кафедрой истории русской литературы и журналистики Орловой Екатерины Иосифовны. Выпускница факультета журналистики (1976), специалист в области истории русской литературы, литературной журналистики ХХ в., теории литературы. Читает курсы «Русская литература», «Поэты 1910-х гг.: знаменитые и неизвестные», «Интерпретация литературного произведения», «М. Булгаков и журналистика».
 
1 сентября исполнилось 60 лет со дня рождения старшего научного сотрудника проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики Михайловой Ларисы Григорьевны. Выпускница филологического факультета (1977), с 1980 г. работает на факультете журналистики. Специалист в области изучения научной фантастики, гендерных исследований и художественного перевода. Читает курсы «Страноведение и медиаландшафт. США», «История и перевод англоязычной научной фантастики», «Мультикультурализм в литературе США», «Англоязычные научно-фантастические телесериалы: визуальные образы современной культуры», «”Звёздный путь” как феномен американской культуры».
 
9 ноября исполнилось 60 лет со дня рождения доцента кафедры зарубежной журналистики и литературы Зайцева Евгения Борисовича. Выпускник Военного института иностранных языков (1976) работает на факультете журналистики с 1990 г. В качестве зам. декана занимался административной деятельностью, в т.ч. организацией работы с иностранными студентами и развитием международного сотрудничества. Специалист в области СМИ Китая, ведёт спецсеминар «История развития СМИ Китая от Опиумных войн до Синьхайской революции».
 
8 декабря исполнилось 60 лет со дня рождения старшего преподавателя кафедры редакционно-издательского дела и информатики Стыкалиной Ольги Сергеевны. Выпускница факультета журналистики (1977) работает на факультете с 1988 г. Специалист в области книжного дела России. Читает курсы «История книгоиздательского дела России», «Экономика и организация книгоиздательского дела», «Книжный маркетинг и реклама книги».
 
19 марта исполнилось 55 лет со дня рождения доцента кафедры стилистики русского языка Кузнецовой Татьяны Владимировны. Выпускница факультета журналистики (1981), специалист в области синтаксической стилистики. Читает курс «Современный русский язык и культура речи. Синтаксис».
 
6 мая исполнилось 55 лет со дня рождения доцента кафедры литературно-художественной критики и публицистики, Заслуженного преподавателя Московского университета Скарлыгиной Елены Юрьевны. Выпускница факультета журналистики (1981), специалист в области литературы и журналистики третьей волны русской эмиграции. Читает курсы «История новейшей отечественной литературы», «Осмысление литературы и искусства в СМИ», «Миф в литературе. Мифологическая картина мира в современной литературе», «Русская литература 1960–1990-х гг. на родине и в эмиграции».
 
5 декабря исполнилось 55 лет со дня рождения доцента кафедры социологии массовых коммуникаций Разина Павла Владимировича. Выпускник факультета журналистики (1986) читает курсы «Социология», «Основы социальной психологии», ведёт семинары по курсу «Социология СМИ», дисциплины специализации «Социология журналистики».
 
22 декабря исполнилось 55 лет со дня рождения декана факультета Вартановой Елены Леонидовны. Выпускница факультета журналистики (1981), с 2004 г. заведует кафедрой теории и экономики СМИ, избрана на должность декана в 2008 г. Читает курсы «Основы журналистики», «Медиаэкономика», «Концепции медиаэкономики», «Современные теории СМИ». Лауреат премии им. И.И.Шувалова (1997) за монографию «Северная модель в конце столетия: печать, ТВ и радио между государственным и рыночным регулированием».
Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» (II ст. – 2013).
 
30 декабря исполнилось 55 лет со дня рождения преподавателя кафедры стилистики русского языка Васильковой Натальи Николаевны. Выпускница факультета журналистики (1982) работает на кафедре с 2007 г. Специалист в области классической риторики и теории эффективной коммуникации, проблем употребления контекстных средств выразительности и типология стилистических фигур. Читает курсы «Риторика», «Русский язык и культура речи. Лексика. Фразеология. Словообразование. Морфология», ведёт спецсеминар «Экспрессивный синтаксис как фактор оптимизации медиатекста».
 
23 июня исполнилось 50 лет со дня рождения доцента кафедры социологии массовых коммуникаций Хруля Виктора Михайловича. Выпускник факультета журналистики (1986) с 1995 г. преподаёт на факультете. Специалист в области социологии массового сознания и медиатизации религии. Читает курсы «Введение в теорию журналистики», «Профессиональная этика журналиста», «Социология СМИ», «Религия и СМИ», «Медиасобытие: герои, сюжеты, эффекты», ведёт дисциплины специализации «Социология журналистики».
 
26 декабря исполнилось 50 лет со дня рождения старшего преподавателя кафедры теории и экономики СМИ Чернявской Виктории Викторовны. Выпускница филологического факультета (1989), специалист в области финского языка и культуры стран Северной Европы. Преподаёт финский язык.
 
Наука. Ведущие темы и результаты:
 
«Медиа в современном обществе: конвергенция, интерактивность, мобильность»
(науч. рук. проф. Я.Н.Засурский)
 
– Гуманитарные измерения общества знаний. В 2014 г. внимание исследователей сосредоточилось на изучении современных медийных процессов и современной коммуникативистики, на сравнительно-комплексном изучении стимулов и результатов эволюции медийных процессов в разных странах мира на разных этапах их истории. Анализировались новые тенденции в развитии коммуникативистики. Результаты работы нашли отражение в статьях Л.М.Земляновой.
– СМИ в мировых информационно-коммуникационных процессах. Продолжено изучение основных направлений развития мировых информационно-коммуникационных процессов. Внимание было уделено изучению контекста меняющегося информационно-коммуникационного пространства, обновляющейся стратегии политической коммуникации и умножающейся роли СМИ во всех сферах политической жизни. Результаты работы нашли отражение в сборнике «Выборы в новом медийном пространстве» (под ред. Я.Н.Засурского). Работа по изучению практических аспектов коммуникации территориальных брендов, технологиям формирования идентичности, имиджа, оценки репутации в интернете нашла отражение в книге «Геобрендинг: практическая коммуникация в продвижении территорий» (2013). Было продолжено изучение медиаполитического взаимодействия в западных странах, результатами деятельности группы учёных стали статьи «Особенности финского политического постмодернизма: по материалам финских СМИ» и «Медиаполитическое взаимодействие в Италии и его изучение в России».
– Политическая коммуникация во время выборов. Особый акцент научно-исследовательская группа делала на изучение роли и места интерактивных цифровых мультимедийных сервисов в процессе массовой и демассифицированной политической коммуникации, проводила сравнительный анализ международных и национальных коммуникационных каналов, выявляла сочетаемость и взаимовлияние новых медиа с традиционными СМИ (периодическая печать, радиовещание, телевещание).
– Дизайн периодических изданий. Группой исследователей было определено понятие медиадизайна как особого вида деятельности в журналистике и проанализированы основные этапы его формирования и современные тенденции развития. Проведено исследование графической иллюстрации как компонента медиатекста. Изучены принципы дизайна онлайн-изданий.
 
«Система СМИ России»
(науч. рук. проф. М.В.Шкондин, проф. Я.Н.Засурский)
 
– СМИ как коммуникативная система. На основе приоритетного направления опубликован ряд научных статей, в т.ч. М.В.Шкондина «Функциональная целостность медиасистемы» и «Интегративные качества медиасистемы».
– СМИ и Интернет. Продолжено изучение мультимедиа как феномена эпохи всеобщей цифровизации, уточнялся терминологический аппарат, связанный с понятиями «конвергенция» и «мультимедийность». Результаты исследований нашли отражение в статьях «Конвергенция и мультимедийность: точки пересечения и отличия», «Мельтимедиа и постмодернизм: попытка теоретического осмысления двух понятий». Уделялось особое внимание изменениям, происходящим в профессии журналиста, блогосфере и социальных сетях, в частности, особенностям создания, редактирования и продвижения Интернет-медиа и создания медийных текстов с учётом специфики новой информационно-коммуникационной среды. По теме изданы статьи «Библиотека в “облаках”», «Электронная книга наступает», «Разработка и применение количественных моделей распространения новых информационных технологий», «Моделирование динамики глобальной аудитории интернета с учетом региональных различий», «Восприятие и манипуляция в цифровой фотографии в 1990–2000 гг.».
 
«Журналистика в XXI в.»
(науч. рук. проф. Е.Л.Вартанова)
 
– Актуализация теории журналистики и СМИ. Опубликован ряд статей в изданиях, входящих в перечень ВАК и базу данных Scopus. Рассматривались современные теоретические подходы как к медиа в целом, так и к журналистике в частности. Уточнялся теоретический аппарат, конкретизировалось понимание современной журналистики, исследовались зарубежные концепции журналистики, анализировались различные подходы к определению коммуникации и информации. Начата работа по созданию Энциклопедического словаря по журналистике (совм. с Национальной ассоциацией исследователей массмедиа).
– Технологии и проблемы творчества журналиста. Продолжается исследование изменений в социальной среде СМИ и влияние их на трансформацию профессиональной деятельности журналиста. Изучаются изменения профессиональной деятельности журналиста на разных уровнях: редакционного коллектива как совокупного субъекта деятельности; средств деятельности; характеристик продукта. Исследуется проблемы, возникающие в профессиональной журналистской деятельности как следствие влияния новых условий.
– Проблемы журналистского образования. Внимание было сосредоточено на наблюдении за условиями трансформации социальной сферы, на изменения, происходящие под влиянием этого процесса в содержании современных СМИ, которые оказывают существенное влияние на изменении роли и функции журналистики, и, соответственно, компетенциях современного журналиста и уровне его профессионального образования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, опубликованных в журналах из перечня ВАК Т.И.Фроловой, Н.Г.Иншаковой, О.Л.Кулагиной (Довгий), А.Н.Гуреевой, Л.А.Кохановой.
– Современная журналистика: тематика и проблематика. Уделялось внимание вопросам значимости современной медиакоммуникации в познании реальности, интенсификации медиавоздействия на сознание и подсознание адресата, возможностям российских массмедиа в условиях цифровой среды и мультимедийности, изменению медиландшафта и практикам медиапотребления под влиянием цифровых технологий. Рассматривалась гуманитарная повестка российских СМИ в контексте актуальных проблем качества медиатекста, обусловленных необходимостью отражения вопросов человеческого развития и испытывающих давление различных факторов современной медиаиндустрии. Результаты исследования нашли отражения в работах Т.И.Фроловой.
– Медиапсихология и её влияние на журналистику. Подготовлена к публикации и сдана в реферируемый журнал «Psychology in Russia: State of the Art» статья «Media Psychology: Modern Man and Nonlocality of Psyche», представляющая результаты исследования по проекту «Идентичность коммуникатора в глобализирующейся массовой коммуникации: журналистика, блогосфера, реклама и PR» (грант РГНФ). Разработаны и реализуются новые программы спецкурсов и спецсеминаров по проблемам медиапсихологии.
– Идентичность коммуникатора в глобализирующейся массовой коммуникации: журналистика, блогосфера, реклама и PR. Будут подведены итоги эмпирических исследований, подготовлены выводы общетеоретического и научно-практического характера, связанные с эволюцией идентичности коммуникатора и личности информационного общества, описана система профессиональных типо-синдромов в современной журналистике, рассмотрены факторы сохранения психологической суверенности в условиях информационного давления, разработаны рекомендации для системы профессионального образования в области журналистики, рекламы, PR и медиапсихологии.
 
«Закономерности развития и исторический опыт журналистики»
(науч. рук. профессора Б.И.Есин, Я.Н.Засурский, Н.А.Богомолов)
 
– История русской литературы XVIII – начала ХХ вв. Осмыслены закономерности развития литературы и филологии в России XIX–XXI вв., важные вехи в истории русской литературы и журналистики, судьбы и поэтику отдельных писателей и журналистов. Результаты этой работы нашли отражение в коллективном сборнике «Русская литература и журналистика в движении времени», книгах И.Л.Волгина, Е.И.Орловой, Е.В.Сартакова, а также подготовленном Т.Ф.Пирожковой, И.В.Петровицкой и Н.В.Фроловой издании «Журналисты, писатели, издатели – питомцы и профессора Московского университета. 1755-1917. Словарь.
– История русской журналистики XVIII – начала ХХ вв. Внимание исследователей было сосредоточено на изучении истории конкретных жанров журналистики, изданий и произведений XIX–XX вв. Изучались социальные, политические, общественные вопросы, споры о развитии культуры, литературы, искусства между журналами разных направлений, публицистами разных убеждений. Результаты этой работы нашли отражение в коллективном сборнике «Русская литература и журналистика в движении времени».
 
«Интегрированные коммуникации: теория и практика»
(науч. рук. проф. В.М.Горохов)
 
– Коммуникационная концепция рекламы. Опубликованы работы О.В.Муронец «Динамика развития рекламного менеджмента», Л.Н.Федотовой «Реклама для потребителя или потребитель для рекламы?» и «Реклама: взгляд социолога».
– ПР в системе массовых и корпоративных коммуникаций. Необходимо отметить работу В.М.Горохова и М.Г.Шилиной «Связи с общественностью: к вопросу определения сферы деятельности», статьи М.Г.Шилиной «Связи с общественностью: новый структурно-функциональный тип моделей в интернете» и Т.Э.Гринберг «Системные факторы развития связей с общественностью».
 
«Язык массовой и межличностной коммуникации»
(науч. рук. проф. Г.Я.Солганик)
 
– Нормативно-функционально-стилистическое исследование языка СМИ (прагматический и когнитивный аспекты). Проведение междисциплинарного исследования языка и стиля современного идеологического дискурса СМИ. Изучение лингвостилистических особенностей политических текстов СМИ, их жанровых особенностей, особенностей политической рекламы. Также рассмотрение семиотических, прагматических, риторических, лингвоэтических аспектов идеологического дискурса.
 
«Медиаиндустрия в эпоху цифровой революции»
(науч. рук. проф. Е.Л.Вартанова)
 
– Экономические механизмы функционирования СМИ в условиях рынка. В рамках данной темы анализировался опыт экономического функционирования средств информации. Особое внимание было уделено вопросам концентрации СМИ на медиарынке России, которые рассматривались в первой в нашей стране монографии об отечественных медиахолдингах. Продолжалось изучение менеджмента бизнес-процессов и вопросов мотивации в новостных СМИ
– Модели медиаиндустрии в России и за рубежом. Исследовательский интерес привлекли два наименее изученных сегмента телевизионной индустрии России – полновещательные региональные и неэфирные телеканалы. Результаты изучения особенностей экономики и структуры этих отраслей были представлены в отечественной научной литературе впервые. Начали разрабатываться вопросы воздействия государственного финансирования на региональные рынки СМИ.
 
Учебная работа. Введены новые специальные семинары для студентов бакалавриата:
– Актуальные вызовы журналистике в различных национальных медиасистемах (доц. И.А.Кумылганова);
– Англоязычные научно-фантастические телесериалы: визуальные образы современной культуры (ст.н.с. Л.Г.Михайлова);
– Взаимодействие средств массовой информации с органами государственной власти: современные модели (доц. А.А.Андреев);
– Власть, бизнес и общество: о ком говорят российские СМИ (доц. Д.В.Платонова);
– Глянцевые журналы в России: тенденции развития (ст. препод. Т.В.Яковлева);
– Гуманитарная и познавательная проблематика на отечественном телевидении (ст. препод. А.М.Райкин);
– ХХ век в зеркале писательских дневников и мемуаров (доц. Е.Ю.Скарлыгина);
– Деятельность журналиста в корпоративных изданиях (доц. А.Ю.Горчева);
– Документальный фильм-расследование на современном телевидении (препод. Д.В.Шкрылев);
– Жанр эссе в современной прессе (доц. И.П.Магай);
Издатели германоязычных стран Европы: XVIII – первая половина XX в. (проф. Г.Ф.Вороненкова);
– Информационно-аналитическая программа на телевидении как жанр спортивной журналистики (ст. препод. В.А.Гомельский);
– Информационно-разговорные радиостанции московского FM-диапазона (доц. Л.Д.Болотова);
– Информационные войны в западных медиа: история и современность (доц. Г.В.Прутцков);
– Искусство глазами журналиста XIX – начала ХХ вв. (доц. Г.С.Лапшина);
– История зарубежной фотографии (доц. О.А.Бакулин);
– История и перевод научной фантастики Великобритании и США первой половины ХХ в. (доц. Л.Г.Михайлова);
– История на языке экрана (ст.н.с. С.И.Борисов);
– История рекламы (н.с. К.С.Корнилова, ст.н.с. Н.В.Старых);
– Италия и Россия: диалог культур (ст.н.с. Н.В.Урина);
– Ключевые фильмы истории кино (н.с. С.А.Филиппов);
– Коммуникационное проектирование (ст.н.с. Н.В.Старых);
– Корпоративные средства информации (доц. В.А.Ткаченко);
– Литературное творчество Н.Гоголя: современное прочтение (ст. препод. Е.В.Сартаков);
– Литературные кумиры молодых читателей: учимся писать эссе (проф. В.И.Новиков);
– Медийное саморегулирование за рубежом (доц. И.А.Кумылганова);
– Методика совершенствования качества речи современного телеведущего (доц. Л.Т.Касперова);
– Методы эксперимента в журналистике (ст.н.с. Н.М.Лазутова);
– Молодёжная журналистика (доц. Е.В.Зеленина);
– Олимпийское движение и СМИ (препод. А.Б.Золотарёв);
– Опыт сетевой литературной критики (проф. В.И.Новиков);
– Орфоэпическая культура речи журналиста (доц. И.А.Вещикова);
– Особенности мультимедийных историй в СМИ (н.с. Д.Ю.Кульчицкая);
– Особенности подготовки текстов для социальных сетей (проф. Л.А.Коханова);
– Отражение английского национального характера в журналистике и художественной литературе Великобритании (доц. Л.С.Кустова);
– Печатные СМИ: позиционирование и продвижение (доц. С.П.Суворова);
– Политическое мифотворчество в СМИ (доц. Е.С.Козина);
– Пресса Крыма в условиях социально-политических трансформаций (доц. В.С.Виноградский);
– Пресс-служба как источник событийной информации для журналистов (доц. М.И.Пискунова);
– Принципы анализа драматического спектакля (доц. О.Н.Купцова);
– Промоушен-коммуникации в корпоративной деятельности (мл.н.с. С.В. Кравченко);
– Репортаж-расследование: от факта до публикации (проф. А.А.Тертычный);
– Российские СМИ: традиционные модели в новых условиях (ст. препод. М.Н.Абдуллаева);
– Русская драматургическая классика XIX в.: авторский замысел и театральные интерпретации (доц. О.Н.Купцова);
– Семейные ценности в отражении российской прессы (н.с. Н.Н.Замотина);
– Синтаксические способы привлечения внимания аудитории СМИ (доц. В.В.Славкин);
– Современная телеиндустрия России (доц. А.В.Толоконникова);
– Современный медиагерой в контексте социальной проблематики (доц. Т.С.Алексеева);
– Создатели французской прессы XVII – первой половины XX вв. (ст. препод. М.В.Захарова);
– Средства массовой информации Бразилии (ст. препод. К.М.Коробов);
– Стратегия и тактика продажи рекламы в СМИ (доц. А.Н.Назайкин);
– Тайм-менеджмент в системе связей с общественностью (н.с. О.В.Муронец);
– Творческие компоненты жанров в журналистике и рекламе (доц. В.А.Тищенко);
– Телевизионная политическая журналистика: формы и методы (доц. Ю.И.Долгова);
– Телевизионное интервью: формы и методы (доц. Г.В.Перипечина);
– Тележурналистика социального действия (ст. препод. Р.А.Лобашов);
– Технологии и творчество в работе современных журналистов (проф. А.А.Тертычный);
– Управление имиджем и репутацией (доц. Т.Э.Гринберг);
– Феномен информационного воздействия: механизмы и защита (доц. М.Б.Владимирова);
– Фирменный стиль СМИ (доц. В.В.Волкова);
– Фотография в мультимедийной истории (препод. М.А.Крашенинникова);
– Языковые составляющие этики и культура речи в профессиональной деятельности журналиста (доц. Т.И.Сурикова).
Новые специальные курсы:
– Глобализация культуры и медиадизайн XXI в. (препод. Л.В.Левицкая);
– Гуманитарные технологии в рекламном проектировании (ст.н.с. Н.В.Старых);
– Кинематограф стран Скандинавии: истории и соврменность (препод. А.А.Сельницын);
– Литературная критика 1990–2010-х гг. (ст.н.с. М.Ю.Эдельштейн);
– Литературный процесс второй половины ХХ в. в России и в русском зарубежье (доц. Е.Ю.Скарлыгина);
– Мастерство устного выступления в радиоэфире (препод. Р.Д.Ильина);
– Медиа в большом городе: общественно-политическая повестка дня (ст. препод. Е.В.Сивякова);
– Методы оценки эффективности рекламы (доц. А.Н.Назайкин);
– Мультикультурализм в литературе США (ст.н.с. Л.Г.Михайлова);
– Пластические искусства в Европе от античности до середины XIX в. как отражение культуры и инструмент массовой коммуникации (доц. Б.А.Максимов);
– Подготовка аналитического текста: от замысла до воплощения (проф. А.А.Тертычный);
– Специфика работы тележурналиста в кадре (доц. Г.В.Перипечина);
– Спортивная журналистика в условиях мультимедийности (доц. М.И.Бабюк);
– Фиджитал-технологии в интегрированном коммуникативном пространстве (ст.н.с. М.А.Кузьменкова).
МФК:
– «Американский век»: культура США и её мировое значение в ХХ столетии (проф. П.В.Балдицын);
– История зарубежной фотографии (доц. О.А.Бакулин);
– История кино (проф. Л.Ю.Малькова);
– История отечественного телевидения (доценты А.В.Раскин, Ю.И.Долгова);
– Медиариторика (проф. И.В.Анненкова);
– Русская классика как основа национального менталитета (проф. В.Я.Линков);
– Язык современных СМИ (профессора Г.Я.Солганик, Н.И.Клушина, доц. В.В.Славкин).
Курсы на иностранном языке:
– Медиасистема и журналистика Германии на современном этапе (Ю.Вильке, Р.Рикер, В.Мюль-Беннингхаус, Й.Вендланд, с/к, англ. яз.);
– СМИ и журналистика в Германии (Ю.Вильке, Р.Рикер, В.Мюль-Беннингхаус, Й.Вендланд, с/с, англ. яз.);
– Актуальные концепции масс-медиа (магистратура, англ. яз.).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2013 г. Регионы в российском медиапространстве» (7–9 февр.);
– Ломоносовские чтения (18 апр.);
– III международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра» (24–25 апр.);
– международная научно-практическая конференция «Дизайн СМИ: тренды XXI в.» (26–27 сент.);
– VI международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации-2013. Креативные индустрии в реиндустриализирующемся мире: медиапрактики Запада и Востока» (17–18 окт.);
– XXXIX международная конференция Общества по изучению культуры США «Американская культура: от становления нации к транснационализму» (5–12 дек.).
 
Доктора наук 2014 г. Диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук защитили: доц. кафедры рекламы и связей с общественностью Гринберг Татьяна Эдуардовна («Коммуникационная концепция связей с общественностью: модели, технологии, синергетический эффект»); зав. кафедрой редакционно-издательского дела и информатики Лащук Ольга Ростиславовна («Рерайтинг новостных Интернет-сообщений в России. 2000–2013»); ст.н.с. кафедры литературно-художественной критики и публицистики Сергеева-Клятис Анна Юрьевна («Поэзия Б.Пастернака 1920-х гг. в советской журналистике и критике русского зарубежья»).
 
Публикации. Факультет издаёт несколько периодических научных изданий: «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика», «Меди@льманах», электронный журнал «Медиаскоп», «World of Media» (на англ. яз.), «Журналистика и культура русской речи», «Медиатренды». Первые три издания входят в список рецензируемых изданий ВАК, первые четыре размещены в библиотеке РИНЦ.
Опубликовано 10 монографий, 29 сборников научных трудов, 4 учебника (2 с грифом УМО), 12 учебных пособий (1 с грифом Минобрнауки, 3 – с грифом УМО), 11 учебно-методических пособий, 19 научно-популярных изданий, 1 издание справочной литературы, более 140 научных статей в отечественных и зарубежных журналах.
 
Монографии
 
Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. [Академические монографии];
Евсеева Л.П. Медиа Польши на рубеже XX–XXI вв.;
Клушина Н.И., Борисова Е.Г., Горошко Е.И. и др. Человек и его дискурс – 4;
Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика;
Коханова Л.А., Дугин Е.Я., Горюнова Т.А. и др. Методы продвижения медиа;
Кульчицкая Д.Ю. Репортажные техники в журналистике;
Сартаков Е.В. Консервативная идеология в публицистике Гоголя и русской журналистике 1840-х гг.;
Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. [Академические монографии];
Фролова Т.И. Гуманитарная повестка СМИ. Журналистика, человек, общество;
Шарончикова Л.В. «Монд» в меняющемся мире.
 
Учебники, учебные пособия
 
Александрова И.Б. Учебный словарь по лексикологии;
Беляев А.А., Ковалёв Д.В. Adobe Indesign, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop: базовый курс;
Ганиев Ж.В., Вещикова И.А., Шаповал В.В. и др. Вузовская методика преподавания лингвистических дисциплин;
Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Деловые коммуникации: теория и практика;
Иншакова Н.Г. Рекламный и пиар-текст: Основы редактирования;
Колесниченко А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов;
Котариди Ю.Г. История зарубежной литературы Средневековья. Курс лекций;
Назайкин А.Н. Как оценить эффективность рекламы;
Назайкин А.Н. Наружная, внутренняя, транзитная реклама;
Щепилова Г.Г., Щепилов К.В. Реклама: теория и практика: [электронный учебник];
Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов / под ред. Е.Л.Вартановой.