МГУ–2014: К 100-летию открытия Психологического института

23 марта (ст.ст.) 1914 г. состоялась торжественная церемония открытия научно-исследовательского и образовательного Психологического института им. Л.Г.Щукиной при Московском университете. Вот как описывает это событие «свежий» журнал «Искры» от 30 марта 1914 г.: «На академический праздник университета явилось много профессоров, делегаций от учебных заведений, учёных обществ и культурно-просветительных организаций. После молебствия ректор университета М.К.Любавский произнёс речь, выразив сожаление, что на торжестве не может присутствовать И.С.Щукин, благодаря пожертвованию которого университет приобрёл ценное учебно-вспомогательное учреждение. Ректор, М.К. Любавский, прочёл текст приветственного адреса, который совет Московского университета поднёс жертвователю, оказавшему огромную услугу русской науке и просвещению. По предложению ректора, собранием была почтена память Л.Г.Щукиной, имя которой носит институт, и приват-доцента А.С.Белкина (<Алексей Сергеевич, приват-доцент историко-филологического факультета в 1895-1909 гг., исследователь философии Средневековья>), оставившего институту ценную библиотеку. После ректора произнёс речь профессор Г.И.Челпанов, директор, основатель и главный устроитель института. Его встретили шумными аплодисментами. Говоря о задачах психологического института, Г.И.Челпанов сказал: “Будем верить, что скоро настанет время, когда русские с гордостью будут говорить о русской психологии, как принято говорить о психологии немецкой, английской и американской. Когда это осуществится, пусть наши преемники не забудут тогда, что сделал для этого Щукин, подаривший Московскому университету психологический институт”. После речи профессора Челпанова следовал ряд приветствий и чтение приветственных телеграмм и писем (около 150-ти). Многие получены из-за границы».
Это действительно был подарок. Феномен русского купеческого меценатства составляет предмет многих исследований. Что заставляло людей, a priori стремящихся к финансовой выгоде, буквально «зарывать талант» в землю? Третьяковы, Морозовы, Бахрушины, Боткины, Мамонтовы и, конечно, Щукины – купеческие семьи, оставившие России и Москве железные дороги, картинные галереи, больницы, приюты, школы, библиотеки.
Вот коммерции советник Сергей Иванович Щукин (1854–1936), правнук богатого торговца мануфактурой Василия Петровича Щукина; глава семейного предприятия «И.В.Щукин с Сыновьями» после смерти отца; член правления товарищества одной из крупнейших в России ситценабивной фабрики «Эмиль Циндель». Успешный бизнес позволил ему собрать первоклассную коллекцию современной французской живописи – почти 300 полотен. С.И.Щукин подарил собрание городу, и его дом в Большом Знаменском переулке, превращённый в музей, стал по воскресеньям доступен для «жителей и гостей столицы». После национализации собрания в 1918 г. И.С.Щукин уехал за границу, а «импрессионисты» постепенно разошлись между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
И этот человек – к слову, первый и последний жертвователь – отдаёт 120 тыс. рублей на постройку Психологического института Московского университета. Почему? Для сравнения – его брат, Пётр Иванович Щукин (1853–1912), собиратель российских древностей, примерно за те же деньги строит для своей коллекции специальное каменное здание – частный общедоступный музей на Малой Грузинской улице.
Сергей Иванович не стал строить терем для своих картин, а поддержал модное на рубеже веков увлечение философией в лице её новой ветви психологии. Связь Щукина с этой наукой прослеживается достаточно чётко.
Первое личное впечатление он получил в клинике доктора Денхардта (Бургштейнфурт, Саксония), когда в возрасте 19 лет (весной 1873 г.), проходил курс лечения от заикания. Доктор Рудольф Денхардт (Rudolf Emil Denhardt, 1845–1908) был известен как основатель психотерапевтического метода лечения заикания, от которого страдали его отец и два брата. Задавшись вопросом «почему человек не заикается, когда поёт?» Денхардт разработал концепцию этой «воображаемой трудности», придумал серию специальных упражнений и применял свою оригинальную методику в основанной им больнице. Больница-санаторий пользовалась успехом: более 850 пациентов из-за рубежа, в т.ч. России, Швеции, Индии и даже Австралии лечились у него в то время. Известна его книга «Заикание. Психоз» («Das Stottern. Eine Psychose», 1890). Больница была закрыта в 1954 г.
Кроме особой связи с психологией, у И.С.Щукина были связи и с Московским университетом. Его брат Иван Иванович и старший сын тоже Иван окончили историко-филологический факультет Московского университета; младший сын Сергей занимался в психологическом семинарии у Г.И.Челпанова.
«Сочувствуя развитию и распространению философских и психологических знаний и желая оказать содействие Московскому университету в достижении этой цели устройством соответствующего учебно-вспомогательного учреждения, сим честь имею заявить Вашему Превосходительству <господину ректору Московского университета>, что я, прилагая при сем сохранную расписку Государственного Банка на внесенные сто тысяч рублей, жертвую их на устройство Психологического института при кафедре философии историко-филологического факультета Московского университета. Указанная сумма предоставляется в полное распоряжение профессора Георгия Ивановича Челпанова с условием, что она должна быть израсходована на постройку здания и его оборудование. Институту должно быть присвоено название “Психологический институт имени Лидии Григорьевны Щукиной”». Дарственное письмо С.И.Щукина подписано 5 мая 1910 г. Тяжёлое это было для него время: пережил С.И.Щукин смерть брата Ивана (1908) и своих сыновей Сергея (1905) и Григория (1910). Дочь богатых екатеринославских помещиков Кореневых, Лидия Григорьевна (1864–1907) в 1884 г. стала женой С.И.Щукина. Её безвременная кончина подвигла супруга построить, как говорится в одном из источников, «это здание, чтобы учёные, многие из которых увлекались тогда спиритизмом и прочими оккультными науками, помогли ему увидеть хотя бы тень, хотя бы призрак любимой жены».
По свидетельствам современников С.И.Щукин отличался эксцентричностью, и, несмотря на свою связь с научной психологией (он участвовал в заседаниях и был избран почётным членом Московского психологического общества) может быть, он «увлекался спиритизмом». По крайней мере, его кредо – «Если, увидев картину, испытал психологический шок, – покупай её» – можно толковать как осознание им мистического влияния искусства на душевное состояние человека. «Открытый» им миру Анри Матисс скажет: «Он всегда выбирал только самое лучшее».
Только «самое лучшее» можем мы сказать и о Психологическом институте и о его деятельности за прошедшие 100 лет.
За частным актом дарения стояла частная инициатива «главного устроителя института» Георгия Ивановича Челпанова (1862–1936), профессора кафедры философии историко-филологического факультета Московского университета. Выпускник Новороссийского университета (1887) Г.И.Челпанов среди своих учителей особо чтил Николая Яковлевича Грота (1852–1899) и в своей научной деятельности исповедовал его подходы к исследованию душевной жизни. Своё блестящее гуманитарное образование, полученное от отца – известного академика-филолога Якова Карловича Грота на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, Н.Я.Грот дополнил естественнонаучным. Годичная стажировка в Германии для подготовки к преподавательской деятельности, была наполнена лекциями Морица Лацаруса по экспериментальной психологии, Карла Рейхерта – по анатомии нервной системы, Фридриха Гольца – по физиологии, Генриха Вальдейера – по гистологии мозга. В обязательной для того времени поездке по Европе после окончания университета Г.И.Челпанов также много внимания уделил естественным наукам, прослушав курсы известных германских учёных: физиологию – у Эмиля Дюбуа-Реймона, Карла Геринга, Артура Кенига; психологию – у Вильгельма Вундта и Карла Штумпфа.
В 1907 г. Г.И.Челпанов был приглашён на кафедру философии в Московский университет. На тот момент он состоял профессором Киевского университета, и уже имел опыт организации небольшой психологической лаборатории-семинария. Самые известные его ученики того периода: Густав Густавович Шпет (1879–1937) и Павел Петрович Блонский (1884–1941), также, впоследствии, уехавшие в Москву. Москва представляла для психологов интересный вариант – уже более 20 лет там действовало Московское психологическое общество при историко-филологическом факультете университета. Организационное заседание общества состоялось 24 января 1885 г. Председателем был избран профессор кафедры философии Матвей Михайлович Троицкий (1835–1899), выступивший с речью «Современное учение о задачах и методах психологии». Психология осознавалась как одна из сложнейших научных дисциплин, требовавшая специальных знаний из антропологии, физиологии, анатомии, этнографии, истории, лингвистики. Ядро общества составили известнейшие профессора университета – представители различных научных направлений. Членами стали Л.Н.Толстой, Н.Я.Грот, Вл.С.Соловьёв, Г.Г.Шпет, сам Г.И.Челпанов.
Одним из необходимых условий перехода в Москву Г.И.Челпанов поставил создание психологического семинария. Университетское правление выделило новому профессору три комнаты для занятий: кабинет заведующего, читальню, лабораторию и некоторое количество средств. Это сразу позволило сформировать начальную библиотеку и закупить приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии. Членами семинария студенты становились после успешного прохождения предварительного испытания (психология, немецкий язык, сдача реферата). Новое учреждение быстро завоевало авторитет и, как следствие, начало страдать от тесноты помещений и недостатка средств. В этот момент необычайно вовремя среди действующих лиц появился С.И.Щукин.
Финансовая поддержка удачно катализировала челпановские размышления о дальнейшем развитии психологии и методах её преподавания, и он активно принялся за дело. Времени на обдумывание и обоснование проекта ему потребовалось немного. Министерство народного просвещения получило его летом 1910 г. Дав чиновникам время на изучение бумаг, Г.И.Челпанов и приват-доцент Г.Г.Шпет отправились в Германию для непосредственного ознакомления с деятельностью лабораторий Вильгельма Вундта, Карла Штумпфа, Освальда Кюльпе, Карла Марбе. Именно Лейпцигская лаборатория основателя экспериментальной психологии Вундта легла в основу московского проекта. А через год, когда строительство института шло полным ходом, Г.И.Челпанов провёл месяц в Америке, изучая работу лабораторий – ученика Вундта, «отца» психологии в США Эдварда Титченера, Джеймса Кэттела (James McKeen Cattell), Гуго Мюнстерберга (Hugo Münsterberg) и Чарльза Юдда (Charles Hubbard Judd).
Здание было готово в ноябре 1911 г. Строил его Александр Сергеевич Гребенщиков, архитектор Московского университета в 1908–1912 гг. Как писал Г.И.Челпанов: «С 1-го сентября 1912 г. все занятия психологического семинария перенесены в институт». Среди наиболее интересных помещений института – большая и малая аудитории, лаборатория по экспериментальной психологии, механическая мастерская, содержащая весь необходимый инструментарий для изготовления приборов. Оборудование было закуплено по проектам Челпанова, что сделало институт одним из лучших в Европе и в мире по оснащённости оборудованием, по количеству лабораторных исследований и применявшихся технологий. В годы Первой мировой войны здесь по заказам военно-промышленного комитета, казённых заводов, учреждений и фирм, работающих на оборону изготавливались точные измерительные приборы, штанген-циркули разных типов и точности, мерительные стальные линейки, производилась градуировка частей бомбомётов и минометов. С 15 сентября 1915 г. по 31 декабря 1916 г. было исполнено заказов почти на 13 тыс. рублей.
Первыми сотрудниками института стали крупные советские психологи, выпускники Московского университета: Константин Николаевич Корнилов (1879–1957), Николай Александрович Рыбников (1880–1961), Владимир Михайлович Экземплярский (1889–1957), Анатолий Александрович Смирнов (1894–1980), «киевлянин» П.П.Блонский (1884–1941). К деятельности института подключились члены Московского психологического общества.
«Психологический институт есть учёно-учебное учреждение университета, имеющее целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области», – гласили «Временные правила». Институт, будучи оснащён хорошо оборудованными лабораториями, дал студентам возможность самостоятельного исследования. А библиотека, устроенная на первом этаже открыла доступ к специальной литературе. Таким образом, институт объединил в себе обеспечение познавательной и научно-педагогической функций. Два входа в институт особенно ярко подчёркивали эти функции: парадный - для студентов, и боковой - для сотрудников. Институт отличала высокая экспериментальная культура проводимых в нём исследований. В 1917 г. под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета институт начинает издавать «Психологическое обозрение», декларирующее главенство аналитического метода в психологии и показания самонаблюдения в качестве предмета изучения. Школу Челпанова прошли не менее 150 человек.
Много испытаний выпало на долю, как самого института, так и его сотрудников. Много раз менял он названия, «хозяев». В составе Московского университета он находился до 1926 г., вернулся в 1941 г. при восстановлении в структуре университета философского факультета, но уже в 1944 г. передан в ведение Академии педагогических наук РСФСР.
Оглядываясь на 100-летний путь Психологического института, стоявшего у истоков отечественной науки, можно ответить Г.И.Челпанову, что во многом именно благодаря нему, настало время, когда в мире о психологии начали говорить, как о самостоятельной науке, а «о русской психологии, как принято говорить о психологии немецкой, английской и американской».
А.И.Ильченко, студентка факультета психологии