МГУ–2014: Кафедра физического воспитания и спорта

Юбилеи. Юбилеи отметили:
 
Старший преподаватель Вишневска Елена Петровна. Работает на кафедре с 1994 г. в должности преподавателя, старшего преподавателя, отвечает за спортивную и учебную работу на факультетах Высшая школа бизнеса и Высшая школа телевидения. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой Москомспорта, имеет звание «Ветеран труда».
 
Преподаватель Гончаров Александр Николаевич, мастер спорта СССР по баскетболу, судья Всесоюзной категории. Работает на кафедре с 1981 г. в должности старшего преподавателя и преподавателя. Занимается организацией и проведением соревнований среди команд факультетов МГУ, судит соревнования на первенствах вузов г. Москвы. Награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.
 
Старший преподаватель Данишевская Ирина Николаевна, кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике. Работает на кафедре более 35 лет в должности преподавателя, старшего преподавателя, проводит учебные занятия со студентами факультета вычислительной математики и кибернетики и в отделении спортивного совершенствования по лёгкой атлетике. Главный секретарь соревнований в отделении лёгкой атлетики, участвует в судействе соревнований на первенствах вузов по лёгкой атлетике. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой Министерства спорта, имеет звание «Ветеран труда».
 
Старший преподаватель Иванова Наталия Николаевна, Заслуженный преподаватель Московского университета. Работает на кафедре более 35 лет в должности преподавателя, старшего преподавателя отделения водных видов спорта. Награждена юбилейным знаком «250 лет МГУ им. М.В.Ломоносова».
 
Преподаватель Исаев Виктор Георгиевич, мастер спорта по регби. Работает на кафедре с 1973 г. старшим преподавателем, с 2006 г. – преподавателем. Отвечает за спортивную и учебную работу на химическом, физическом факультетах и факультете мировой политики, руководит подготовкой спортсменов по гандболу. Награждён Почётной грамотой Спорткомитета СССР, Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, юбилейным знаком «250 лет МГУ им. М.В.Ломоносова», имеет звание «Ветеран труда».
 
Старший преподаватель Качан Александр Борисович, мастер спорта по плаванию. Работает на кафедре с 1989 г. с группами спортивного совершенствования и учебными группами по специализации каратэ-до и айкидо, подготовил большое количество мастеров спорта, кандидатов в мастера и разрядников. Команда МГУ по карате-до под его руководством успешно выступает на вузовских, всероссийских и международных соревнованиях. Награждён Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой Министерства спорта РФ, имеет звание «Ветеран труда».
 
Старший преподаватель Прошкина Елена Николаевна, мастер спорта по художественной гимнастике. Работает на кафедре более 30 лет в должности преподавателя, старшего преподавателя, ответственного за учебную и спортивную работу на философском факультете. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ,  Почётной грамотой Министерства спорта РФ, имеет звание «Ветеран труда».
 
Старший преподаватель Селиванник Вера Леонидовна, Заслуженный преподаватель Московского университета, мастер спорта по баскетболу. Работает на кафедре с 1997 г. преподавателем, старшим преподавателем, является ответственным секретарём соревнований по баскетболу. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, имеет звание «Ветеран труда».
 
Старший преподаватель Удовик Елена Николаевна, кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике. На кафедре работает с 1994 г. в должности преподавателя, с 1996 года – старшего преподавателя. Является ответственной за сложно-технические виды лёгкой атлетики, участвует в качестве главного секретаря легкоатлетических видов в спартакиаде МГУ, а также в судействе соревнований первенства вузов по лёгкой атлетике. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой Министерства спорта РФ, имеет звание «Ветеран труда».
 
Старший преподаватель Фейсханов Халид Мухсинятович, Заслуженный преподаватель Московского университета, мастер спорта по бейсболу, вице-президент Федерации бейсбола г. Москвы. Работает на кафедре более 25 лет в должности преподавателя, старшего преподавателя, ответственного за подготовку спортсменов по бейсболу. Сборные команды МГУ под его руководством успешно выступают в первенствах университета. Награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой Москомспорта, имеет звание «Ветеран труда».
 
Исполнилось 60 лет работы на кафедре Слесаревой Тамары Семёновны, Заслуженного работника Московского университета. Т.С.Слесарева работает на кафедре с 1954 г., заведует лыжной базой МГУ. Ежегодно лыжную подготовку проходят свыше 4000 студентов. Награждена Благодарностью ректора МГУ, медалью «В память 850-летия Москвы», юбилейным знаком «250 лет МГУ им. М.В.Ломоносова».
 
Новое в структуре. Введён в эксплуатацию спортивный комплекс «Ломоносовского» корпуса МГУ – три спортивных зала общей площадью более 2000 м2, предназначенных для занятий по дисциплине «Физическая культура» и работы спортивных секций университета.
 
Учебная и спортивно-массовая работа. Основным видом деятельности являлась организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов на 34-х факультетах МГУ.
В июне завершилась 75-ая Спартакиада МГУ по 43 видам спорта, а в сентябре стартовала 76-ая. В 75-ой Спартакиаде участвовали около 8000 студентов и сотрудников. Первые три места заняли команды механико-математического, геологического факультетов и факультета вычислительной математики и кибернетики.
Третий год команда МГУ по баскетболу принимает участие в соревнованиях Международной студенческой баскетбольной лиги (МСБЛ). Команда вошла в восьмерку сильнейших и заслужила право участвовать в дальнейших этапах соревнования в 2015 г.
Студенческий спортивный клуб (ССК) МГУ при взаимодействии с кафедрой во внеучебное время проводил многочисленные массовые спортивные мероприятия, а также занятия в рамках современных и развивающихся видов спорта.
Знаменательными событиями 2014 г. были Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи. Московский этап эстафеты Паралимпийского огня стартовал от Главного здания МГУ. Торжественную часть церемонии старта эстафеты огня открывал ректор МГУ В.А.Садовничий. Факел эстафеты на первом этапе приняла студентка факультета журналистики чемпионка России по плаванию Александра Агафонова.
Студенты и сотрудники МГУ участвовали в Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи не только в качестве спортсменов, но и как волонтёры и члены судейского корпуса. Ряд студентов добились высоких спортивных успехов. Так, магистрант 2-го года обучения Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере Фёдор Климов стал олимпийским чемпионом в командном первенстве по фигурному катанию и серебряным призёром в личных соревнованиях. Кроме того, Фёдор Климов и его сокурсник Владимир Морозов представили МГУ на московском этапе серии Гран-при по фигурному катанию среди спортивных пар. Ксения Столбова и Фёдор Климов стали победителями этапа; Евгения Тарасова и Владимир Морозов стали вторыми призёрами.
В Казани под эгидой Международной федерации фехтования прошёл чемпионат мира по фехтованию. Соревновались 132 участника из 50 стран мира. В дисциплине «Индивидуальная сабля» Россию представлял Алексей Якименко, магистрант Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере. Он завоевал бронзовую медаль.
Студентка I курса факультета журналистики Мария Рыбникова признана лучшей спортсменкой Федерации каратэ России и возглавила общероссийский рейтинг спортсменов. В 2014 г. она одержала победы на чемпионате мира по каратэ, Всероссийских играх по каратэ.
Студентка факультета фундаментальной медицины Анастасия Янина выиграла Всероссийские соревнования по отбору на чемпионат мира среди студентов по академической гребле, заняв при этом IV место в чемпионате России среди взрослых спортсменов.
Студентка I курса факультета журналистики Александра Агафонова успешно выступила в чемпионате России по паралимпийскому плаванию. Она завоевала 6 золотых медалей, установив два мировых рекорда и четыре рекорда России.
В Открытом Кубке России по паралимпийскому плаванию приняли участие 180 спортсменов из 32 субъектов РФ. Было разыграно 24 комплекта наград. В этих соревнованиях приняли участие студенты Александра Агафонова, Дмитрий Бартасинский и Кристина Репина. А.Агафонова стала чемпионкой на дистанциях 50 м баттерфляем и завоевала две серебряные награды на дистанциях 50 и 100 м на спине. Студент I курса геологического факультета Дмитрий Бартасинский, завоевал две бронзовые медали на дистанциях 400 м вольным стилем и 200 м комплексным плаванием. Дебютантка данных соревнований, первокурсница факультета психологии, Кристина Репина, успешно прошла квалификацию российского уровня и показала достойные результаты.
 
Наука. Научно-исследовательская работа велась по двум основным научным направлениям, включённым в Перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований МГУ:
 
«Комплексное исследование динамики мозговых процессов для выявления сочетаний молекулярно-генетических и психофизиологических признаков, связанных с повышением функционального резерва организма и улучшением здоровья» (рук. чл.-корр. РАН А.Г.Тоневицкий)
 
Продолжено комплексное исследование психологических и психофизиологических особенностей утомления, а также его ассоциации с молекулярно-генетическими характеристиками, в частности, с полиморфизмами гена DRD2, ассоциированного с плотностью дофаминергических рецепторов.
Анализ экспериментальных данных выявил связь развития когнитивного утомления с комплексом следующих показателей: субъективных (снижение самочувствия и активности по методике САН), поведенческих (снижение скорости простой зрительно-моторной реакции, увеличение скорости реакции выбора с одновременным возрастанием количества ошибок, замедление комфортного теппинга), электрофизиологических (снижение частоты индивидуального альфа-ритма в правом полушарии, увеличение индекса утомления почти по всем исследованным мозговым областям, увеличение средней мощности тета-, альфа- и бета-ритмов).
Показано, что носители полиморфизма A2A2 гена DRD2 характеризуются меньшим развитием утомления в условиях длительной когнитивной нагрузки по сравнению с носителями A1 аллеля («A1+» полиморфизмы) по комплексу исследуемых параметров. Группа «А1+» – носители A1A1 и A1A2 полиморфизмов, ассоциированных с меньшей плотностью рецепторов дофамина и, соответственно, с меньшим его уровнем, характеризуется снижением индивидуальной частоты альфа-ритма в обоих полушариях после когнитивной нагрузки, что по литературным данным свидетельствует о снижении функционального состояния. Одновременно с этим наблюдается увеличение скорости простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора. Группа «А1-» (носители полиморфизма А2А2) характеризуется отсутствием изменений индивидуального альфа-ритма и более быстрым и стабильным значением максимального теппинга. Полученные результаты свидетельствуют о отрицательной связи между плотностью рецепторов к дофамину второго типа и развитием утомления.
 
«Совершенствование форм и методов физического воспитания и спортивного мастерства студенческой молодёжи» (рук. профессора В.А.Уваров, Н.К.Ковалёв)
 
Разрабатывались обобщённые темы:
 
1. Физическое состояние, двигательная активность и спортивное мастерство студентов в процессе обучения в вузе (рук. проф. В.А.Уваров)
 
Подтема «Обоснование необходимости включения новых видов испытаний в содержание Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Разработка нормативных требований I–VI ступеней Комплекса, соответствующих современному состоянию физической подготовленности населения» (совм. с Министерством спорта РФ).
Для включения в содержание I–VI ступеней комплекса ГТО в качестве сквозных и взаимозаменяемых видов испытаний были предложены 8 тестов для лиц мужского и женского пола:
– челночный бег 3х10 м с учётом времени;
– бег на дистанцию 30 м с учётом времени;
– подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине;
– сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;
– бег на дистанцию 60 м;
– наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (измерения в см);
– прыжок в длину с места толчком 2-мя ногами;
– поднимание туловища из положения лёжа на полу.
Предложенные тесты как физические упражнения применяются в практике физического воспитания на уроках физической культуры в учебных заведениях и при занятиях различными видами спорта как средство повышения уровня общей физической подготовки и развития отдельных физических качеств. Они посильны лицам обоего пола и различного возраста, просты в техническом исполнении, не требуют дополнительного спортивного инвентаря и интересны для лиц различных возрастных и половых групп.
В процессе исследования физической подготовленности населения организаторы тестирования в регионах не высказали критических замечаний к видам испытаний, предложенных в качестве сквозных и взаимозаменяемых. О поддержке предложенных тестов свидетельствует и объём накопленного статистического материала (около 75 тыс. испытуемых) во всех возрастно-половых группах по каждой ступени комплекса ГТО. Такой объём информации свидетельствует о репрезентативности выборки и позволяет рассчитать достоверные нормативные требования по этим видам испытаний.
Рассматривая вопрос о методах разработки уровней норм, было установлено, что в различных областях науки, техники и производства нормативные показатели, как правило, устанавливаются в пределах симметричных границ в обе стороны от средней арифметической. Такой подход чаще всего не удовлетворяет требованиям разработки нормативов в сфере физического воспитания, поскольку распределение результатов в видах испытаний комплекса ГТО не отвечает нормальному. Кроме того, при разработке дифференцированных уровней норм следует исходить из требований управления процессом физического воспитания и необходимости планирования и прогнозирования уровней физической подготовленности.
При разработке нормативов комплекса ГТО-72 и ГТО-85 применялся принцип установления их определённой «трудности» и «равнотрудности». Соответствие нормативов комплекса этим понятиям требует рассчитывать нормативы таким образом, чтобы трудность их выполнения для участников различных возрастных и половых групп в каждом тесте была одинаковой. Выполнение этого условия обеспечивает гармоничное развитие физических качеств человека на различных возрастных этапах его жизни. Кроме того, соответствие нормативов этим понятиям позволяет обеспечить лицам различных возрастных и половых групп одинаковые (равнозначные) условия для достижения конечного результата – получения знака отличия физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Для того чтобы, стимулировать интерес населения к получению знаков комплекса ГТО, принято условие, что нормативы на бронзовый и серебряный знаки должны быть посильными более чем 50% населения, то есть они должны быть ниже среднестатистических показателей уровня физической подготовленности. При разработке комплексов нормативы рассчитывались таким образом, чтобы в каждом виде испытаний для соответствующих ступеней комплекса нормативы могли быть посильными на бронзовый знак – 70% испытуемых, на серебряный знак – 60% и на золотой знак – 20%. Постепенное увеличение трудности нормативов позволяет заинтересовать население в планомерном совершенствовании своей физической подготовленности и получении знаков более высокого достоинства.
В результате обработки статистической информации (более 130 тыс. испытуемых) был разработан проект нормативных требований комплекса ГТО I–VI ступеней.
Подтема «Мониторинг тестирования физической подготовленности студентов МГУ основного и подготовительного отделений».
Было продолжено накопление массива данных для изучения динамики физической подготовленности студенческой молодёжи в процессе многолетних исследований. Проведён очередной сбор статистических данных (по 8 видам испытаний) физической подготовленности студентов I–II курсов различных факультетов, занимающихся в группах общей физической подготовки. В исследовании принимали участие около 400 студентов.
Информация по физической подготовленности занесена в электронную базу данных, подготовлена для дальнейшей обработки и анализа.
 
2. Укрепление здоровья, повышение функционального состояния студентов средствами физической культуры и спорта (рук. ст.н.с. А.Т.Рубцов)
 
Подтема «Определение и оценка показателей внешнего дыхания у студентов в медицинских группах». Было продолжено комплексное изучение морфофункциональных показателей студентов в течение ряда лет. Было обследовано 160 студентов основной медицинской группы (из них 73 студентки), 61 человек специальной медицинской группы (из них 28 студенток). При обработке полученных данных основное внимание было обращено на показатели внешнего дыхания и их зависимости от других показателей при использовании расчётных методов. Дополнительно включена оценка ряда других показателей. Изучались масса тела, длина тела, динамометрия, окружность грудной клетки, задержка дыхания на вдохе и выдохе, функциональные пробы и другие показатели. Полученные данные зависят от возраста, пола, состояние здоровья. По расчётным формулам рассчитывались должная жизненная ёмкость лёгких, основной обмен дыхания, минимальная вентиляция лёгких, должный максимальный объём дыхания, дыхательный эквивалент, резерв дыхания; пробы Штанге, Лебедева, Циркина, показатели сердечно-сосудистой системы и другие характеристики.
Полученные данные использованы при определении содержания и методики занятий по физической культуре со студентами.
Подтема «Получение студентами сведений о коррекции двигательного режима в зависимости от специфики отклонений в их состоянии здоровья». Осуществлялся анализ рефератов, подготовленных студентами, освобождёнными от практических занятий по физической культуре. Тематика рефератов касалась основного заболевания, в связи с которым студент был освобождён. В 2014 г. проанализировано около 500 рефератов. Проводилась оценка содержания выбранных студентами средств физической культуры, изложенных в реферате, для коррекции собственного состояния.
 
3. Двигательная активность студентов и психофизиология здоровья (рук. ст.н.с. Е.В.Будыка)
 
Подтема «Психофизиологический анализ градаций здоровья студентов на основании объективных и субъективных показателей». Определялись градации индивидуального здоровья обследованных студентов. Анализ субъективных данных по разным шкалам использованного в работе опросника «SF-36» обнаружил, что показатели по большинству шкал были выше 50 баллов и свидетельствовали о достаточно высоких субъективных оценках качества жизни и уровня физического и психологического здоровья обследованных студентов. По результатам выполнения модифицированного теста Люшера рассчитывали коэффициент вегетативного тонуса (КВТ). Было обнаружено, что, по субъективным оценкам, 48,7% участвовавших в исследовании испытуемых находились в оптимальном функциональном состоянии, 25% – характеризовались чрезмерным возбуждением, а 26,3% – утомлением и низкой активностью.
Также исследовали влияние на объективные и субъективные показатели здоровья двух факторов: уровня двигательной активности студентов и особенностей латеральной организации моторных и сенсорных функций. Обнаружено, что у испытуемых с левосторонними признаками асимметрии были ниже средние значения показателей сердечно-сосудистой системы (ЧСС и АД) в разных функциональных состояниях, выше качество выполнения корректурных проб, а субъективные оценки их функционального состояния реже указывали на перевозбуждение. У лиц с правосторонними признаками асимметрии была выше средняя скорость выполнения и цифровой, и вербальной корректурных проб при худшем качестве, чаще отмечались более высокие показатели ЧСС и АД, субъективные оценки функционального состояния чаще отражали перевозбуждение и реже – оптимальное функциональное состояние. Испытуемые с симметричными признаками в моторной и сенсорных системах чаще характеризовались (по субъективным данным) оптимальным функциональным состоянием. Описанные результаты анализа показателей КВТ демонстрировали тенденцию «оптимизации» функционального состояния (по субъективным оценкам) при наличии симметричных и левосторонних признаков в ПЛО. Материалы проведенных исследований в целом свидетельствовали о том, что у студентов с правосторонними латеральными признаками прослеживалось большее влияние повышения уровня двигательной активности на субъективные проявления здоровья, а у лиц с левосторонними – на объективные физиологические показатели.
Подтема «Исследование зрительно-пространственных функций студентов, занимающихся в группах разных специализаций, с учётом латеральных признаков в моторной и сенсорных системах». Проведён анализ особенностей зрительно-пространственных функций на разных уровнях их осуществления (моторном, перцептивном, мнестическом) у студентов, занимающихся в группах со специализацией по художественной гимнастике и айкидо. Использовали тест ориентации линий Бентона, пробу «Рука», методику копирования и воспроизведения по памяти комплексной фигуры Рея-Остеррица. Учитывали уровень освоения испытуемыми специальных двигательных навыков, а также функциональную асимметрию в моторной и сенсорных системах.
Были выявлены более информативные характеристики зрительно-пространственных функций и пространственно-конструктивной деятельности. К ним, в частности, могут быть отнесены результаты решения пространственных задач на мнестическом уровне, а также стратегии выполнения конструктивной деятельности. Обнаружено, что у обследованных испытуемых особенности зрительно-пространственных функций в большей степени определялись асимметрией в мануальной и зрительной системах. Обобщение материалов исследования свидетельствует о большей успешности решения пространственных задач испытуемыми с правосторонними признаками асимметрии в зрительной сфере. Наряду с этим лица с симметрией и левосторонними признаками в каждой из проанализированных систем (мануальной моторной, слухоречевой и зрительной), имеющие одновременно минимальную степень правшества в других системах, демонстрировали лучшие стратегии выполнения конструктивно-пространственной деятельности (и по образцу, и по памяти).
 
Координационный научно-методический Центр кафедр физического воспитания Евразийской ассоциации университетов (КНМЦ ЕАУ). Центр продолжал работу по координации совместных межуниверситетских научных исследований, а также по организации международных межуниверситетских научно-методических конференций на базе различных университетов.
Совместно с Марийским государственным университетом были проведены исследования по разработке нормативов для ряда видов испытаний и проекта содержания спортивной части Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО», с Поволжским государственным технологическим университетом – по разработке проекта концепции информационно-технологического обеспечения комплекса ГТО. Продолжена совместная работа с Владимирским государственным университетом им. А.Г. и Н.Г.Столетовых по мониторингу адаптационных возможности студентов основного учебного отделения и выявлению факторов, определяющих их вариабельность.
Организованы и проведены:
– II международная научно-практическая конференция «Совершенствование учебного и тренировочного процессов в системе образования» совместно с Ульяновским государственным техническим университетом;
– всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы образования в сфере физической культуры и спорта в современной ситуации общественного развития» совместно с Череповецким государственным университетом;
– III международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» совместно с Институтом физической культуры и спорта Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г.Столетовых.
В связи с введением в практику физического воспитания населения РФ Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» (Указ Президента РФ №172 от 24.03.2014) на конференциях особое внимание было уделено обсуждению проблем, связанных с совершенствованием структуры, содержания, нормативных требований Комплекса, а также анализу организационно-методических и управленческих мероприятий, направленных на его внедрение в систему физического воспитания.
Координационный Центр работает в тесном сотрудничестве с Научно-методическим советом по физической культуре и спорту Министерства образования и науки РФ по вопросам организации в вузах учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», совершенствованию нового ФГОС «3+», разработке Примерной программы для всех направлений подготовки (специальностей). С целью повышения эффективности этой работы НМС Минобрнауки стал практиковать организацию выездных заседаний во время проведения научных конференций КНМЦ ЕАУ.
КНМЦ ЕАУ принял участие в конкурсе работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета по разделу «Организация научных конференций». На конкурс была представлена сложившаяся на протяжении 24 лет существования КНМЦ система организации и проведения Всероссийских и международных научно-методических конференций по проблемам физического воспитания и спортивной подготовки студенческой молодёжи. Опыт КНМЦ ЕАУ по проведению таких конференций получил положительную оценку и был поощрён премией.
 
Конференции. Преподаватели и сотрудники кафедры приняли участие в работе 6 научно-методических конференций, в т.ч. в одной зарубежной. Было сделано 9 докладов, опубликовано 15 статей в сборниках научных трудов и журналах, а также 2 учебно-методических пособия.
 
Персоналии. Нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта» Министерства спорта РФ вручён доц. А.А.Ванькову и ст. препод. Н.А.Фёдоровой.
Почётной грамотой Минспорта награждены: препод. Н.Ю.Дахно, старшие преподаватели О.С.Дежникова, А.К.Кветная, Л.В.Людскова, И.А.Тухлов, доц. В.Н.Симонов.
Благодарностью Министра спорта отмечены: мл.н.с. Т.А.Булавина, старшие преподаватели И.Н.Данишевская, З.Н.Мирошниченко, Е.Н.Удовик, препод. И.А.Коровкин.