МГУ–2015: Музей землеведения

На 30 этаже Музея землеведения создан новый экспозиционный зал, в котором размещена уникальная учебно-научная экспозиция «Земля во Вселенной» (рук. вед.н.с. О.П. Иванов), состоящая из 15 стендов: Системность мира; Вселенная; Галактики; Звезды; Солнечная система; Солнце; Земля; Солнечно-земные связи; Литосфера; Атмосфера; Климатическая система; Гидросфера; Магнитосфера; Ионосфера; Биосфера.
Впервые среди музеев мира показана структура Земли, её сферы и положение в Солнечной системе и во Вселенной с позиций теории сложных систем. Научная часть экспозиции создавалась силами сотрудников музея при участии специалистов ГАИШ и Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН.
Художественное оформление стендов и роспись зала произведены при участии профессиональных художников и дизайнеров, включая представителей Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова.
 
Юбилеи. 19 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Кузьминской Киры Сергеевны. К.С.Кузьминская работает в музее с 1953 г., научный сотрудник сектора минерагении и истории Земли (1989‒2009). Специалист в области геологии и биологии современных и древних морских бассейнов. Занималась разработкой тем «Развитие представлений о главнейших экзогенных процессах в море», «Реконструкция палеотечений и палеобатиметрии в мезозое и кайнозое» (совместно с проф. Н.А.Ясамановым). Автор и соавтор ряда учебно-методических пособий и учебника «Океаны и материки».
Заслуженный работник Московского университета (2004). Ветеран труда (1997). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
 
15 февраля исполнилось 75 лет со дня рождения ведущего научного сотрудника сектора геодинамики Иванова Олега Петровича. Выпускник геологического факультета, работает в музее с 1979 г., руководитель и автор экспозиционного комплекса «Земля во Вселенной»; заведовал отделом «Происхождение и строение Земли и история её изучения», был зам. директора по научной работе. Специалист в области динамики эволюции и взаимодействия сложных систем в области геодинамики, сейсмотектоники, экологии, природных катастроф, эволюции и строения Вселенной, Земли и биосферы. Руководитель общемосковского междисциплинарного научного семинара «Синергетика».
Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2007). Ветеран боевых действий (2015). Ветеран труда (1992). Награждён бронзовой медалью ВДНХ (1972), почётной грамотой Лойя джирги г. Кабула (1986).
 
7 апреля исполнилось 70 лет со дня рождения старшего научного сотрудника сектора космического землеведения и рационального природопользования Роминой Лилии Викторовны. Выпускница географического факультета, работает в музее с 1975 г. Специалист в области региональной географии, природного и прикладного районирования, геоэкологии, охраны природы, опасных природных и техногенных явлений, методики и методологии музейного дела, музейной педагогики. Разработала и принимала участие в создании более 30 экспозиционных стендов.
Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2009). Ветеран труда.
 
Наука. Научные исследования в Музее землеведения проводятся в рамках трёх приоритетных направлений, включающих 4 научные темы.
 
«Музееведение в университетском образовании в области наук о Земле и жизни»
 
Тема 1. Музееведение и образование музейными средствами в области наук о Земле (научн. руководители А.В. Смуров, В.В. Снакин).
Проведено исследование истории формирования музеев Московского университета как центров науки, образования и культуры с 1755 г. до наших дней. В 1755 г. – в год открытия – университету была подарена коллекция для будущего кабинета натуралиев, получившего в 1791 г. статус университетского музея натуральной истории. В соответствии с университетским Уставом 1804 г., музей получил статус учебно-вспомогательного подразделения. С развитием предметного знания возникали и новые университетские музеи, по составу и содержанию коллекций соответствующие новой научной дисциплине. Достаточно длительное время возникающие профильные музеи числились отделами (кабинетами) музея естественной истории. Однако уже в середине ХIХ в. тенденция к дифференциации наук способствовала выделению кабинетов музея естественной истории в самостоятельные музеи определённого профиля, состоящие при соответствующих кафедрах или факультетах. Эта тенденция коснулась не только университетских музеев, но и в целом определила формирование музейного дела в России. В России нет национальных музеев естественной истории, хотя во многих странах они составляют значимую часть научного, образовательного, просветительского и культурного пространства. Во многих европейских (и не только) университетах музеи естественной истории сохранились и, даже сформировавшись самостоятельно (вне университетов), как, например, французский Национальный музей естественной истории (Museum national d’Histoire naturelle), составляют серьёзную конкуренцию классическим университетам. Уникальным российским опытом сочетания фундаментальных исследований в области естественных, а отчасти и гуманитарных наук и трансляции их достижений в образовательные программы, стал Музей землеведения МГУ.
 
Проанализированы временные выставки Музея землеведения в Ротонде за последнее десятилетие, иллюстрирующие многогранную образовательную и научную деятельность МГУ. Временные выставки представляют собой самостоятельное направление музейной работы и существенно расширяют возможности интеграции музея в образовательный процесс. Тематика временных выставок касается разных сторон университетской жизни: истории университета и музея, юбилеев выдающихся сотрудников и учеников, формирования музейных коллекций, важнейших событий в стране и др. поводов.
Основные выставки последнего десятилетия: «Кин-Алтай» (2009–2010); «Учебно-научные станции Московского университета», посвящённая 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова; «Недаром помнит вся Россия», посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года (2012); «Национальный парк “Онежское Поморье”» (2015); «Московский университет и Зырянский край» (совместно с Музеем просвещения Коми края Сыктывкарского государственного университета, 2015); выставка работ художника Льва Алексеевича Постнова (1927–2009); «Воробьёвы горы: от Храма Христа Спасителя к Храму Науки. К 60-летию Главного здания МГУ» (2013); «50 лет теории тектоники литосферных плит» (2013); выставки, посвящённые 60-летию и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005, 2015); «История развития естественных наук в Московском университете» (2015); «Горные породы и минералы Австралии»; «Удивительные граниты Финляндии»; «Современное рудообразование в Мировом океане»; «Исландия – страна вулканов»; многочисленные выставки из фондов Музея землеведения – фианиты, малахиты, янтарь, яшма и др.);
выставки, посвящённые юбилеям деятелей отечественной науки и культуры:
– 200-летию К.Ф. Рулье;
– 200-летию М.Ю. Лермонтова;
– 170-летию К.А. Тимирязева;
– 150-летию В.И. Вернадского;
– 150-летию В.А. Обручева;
– 100-летию академика В.Е. Хаина;
– 100-летию Ю.К. Ефремова – директора-организатора Музея землеведения;
– 100-летию Н.П. Ермакова – первого директора Музея землеведения;
– 80-летию С.А. Ушакова – директора Музея землеведения в 1979–2005;
– 80-летию академика Г.А. Заварзина.
Выставки музея осветили существенный пласт жизни и истории университета; представили новые стороны фондов музея; стали частью университетской образовательной системы; служат важным элементом внутриуниверситетской и межмузейной коммуникации; вызывают неизменный интерес студентов, сотрудников и гостей университета.
Разработан и опубликован каталог, в котором приведены сведения по 24 монографическим музейным коллекциям аммонитов юрского и мелового возраста различных территорий России и сопредельных стран. Дана информация по 940 оригиналам и 488 видам аммонитов.
Подготовлено 5 документальных фильмов – учебных пособий.
 
Тема 2. Методологические принципы музееведения для вузовского образования (научн. руководители А.В. Смуров, В.В. Снакин).
Проведён анализ тенденций развития музейной педагогики в России и за рубежом, охарактеризованы такие современные направления, как интеграция музейных программ, непрерывность дополнительного образования (образование через всю жизнь) и внедрение интерактивных методов в музейную образовательную среду.
Разработаны конкурсные задания для олимпиады «Ломоносов» по экологии и олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» Департамента образования и Департамента культуры г. Москвы. Проведён Форум молодых исследователей в форме научной конференции.
Выполнен ретроспективный анализ создания и использования игровых форм в учебном процессе. Разработаны комплексные методические материалы к тематическим занятиям и экскурсиям в музее: «Развитие органического мира», «Имена исследователей на карте мира», «Химические элементы в природе», «Москва – развивающийся мегаполис». Подготовлена и записана видео лекция в музее «Природа в мегаполисе»
Проведён анализ государственных документов (ФГОС ООО и ПООП ООО), регламентирующих образовательный процесс в средних учебных заведениях и предложены возможные пути развития дополнительного образования и внеурочной деятельности с использованием методов музейной педагогики. По данной теме проведен научно-методический семинар для преподавателей средних школ г. Москвы (19 нояб.).
Разработано методическое обеспечение к 12 лекциям и записаны три видео сюжета в музее к дистанционному межфакультетскому учебному курсу «Современные экологические проблемы и устойчивое развитие». Онлайн курс размещён на национальной платформе Министерства образования и науки РФ в проекте «Открытое образование» (http://www.open.edu.ru) и проведена его апробация – обучение первого потока слушателей в осеннем семестре 2015 г. Осуществлён анализ эффективности онлайн обучения на основе анкетирования слушателей курса, позволивший выявить ряд закономерностей: высокая востребованность онлайн обучения, одобрение диалоговой формы подачи материала, обучение для саморазвития, обучение занятых людей и др.
 
«Строение Земли и геодинамика; взаимодействие внутренних и внешних геосфер»
 
Тема 3. Глобальная эволюция Земли и природные процессы (научн. руководители Е.П. Дубинин, П.А. Чехович).
Анализ данных по новейшим (плиоцен-четвертичным) поднятиям на докембрийских кристаллических щитах показал, что традиционные представления о механизмах таких поднятий (латеральный стресс, динамическая топография на кровле астеносферы, плюм-литосферное взаимодействие) не могут удовлетворительно объяснить наблюдающиеся амплитуды и скорости вертикальных движений. Предложены два альтернативных механизма – замещение нижней части мантийной литосферы менее плотным веществом астеносферы (как правило, на глубинах более 145 км), либо разуплотнение на более высоких уровнях коры в результате регрессивного метаморфизма под воздействием мантийных флюидов. Модельные расчёты показывают, что в условиях древних кратонов предпочтение следует отдавать разуплотнению в пределах корового слоя. Полученные результаты имеют важные приложения для прогнозно-металлогенической оценки докембрийских провинций, а также для оценки сейсмических рисков в гражданском строительстве и при проектировании сейсмостойкости транспортных магистралей и коммуникаций. Исследования выполнены совместно с Институтом физики Земли РАН.
Изучение макроэволюции палеозойских панцирных рыб позволило усовершенствовать их систематику. Установлено, что в основе происхождения надродовых таксонов антиарх лежали механизмы гетерохроний (независимое развитие сходных признаков). В онтогенезе надродовых таксонов происходило замедление развития (ретардация) ключевых элементов скелета. Поэтому своеобразное строение панциря этих рыб во взрослом состоянии является признаком, сохранившимся с ювенильных стадий. В то же время сходное строение брюшной стенки панциря является следствием параллельного развития в двух разных ветвях – аспераспидидных и тубалепидидных антиарх.
В музейных образцах минерализованной древесины из верхнетриасовых отложений плато Колорадо (Аризона, США) с помощью инновационных инструментальных методов (XRF-спектрометрия) впервые выявлена аномально высокая концентрация редкоземельных элементов. Минерализация такого типа относится к малоизученному, но весьма перспективному промышленному типу, известному из стратиформных месторождений российского Дальнего Востока и Китая.
На основе атомистического моделирования изучена кристалломорфология природных соединений группы корунда. Этот материал широко используется в лазерной технике, ювелирной промышленности и других областях. С использованием программы Metadise были рассчитаны поверхностные энергии всех возможных граней, которые могут принимать участие в огранке, и получены термодинамически равновесные габитусы этих кристаллов. Показано, что ключевым параметром для их оценки является поверхностная энергия граней. Этот параметр является мерой термодинамической стабильности грани кристалла, и даже её малое изменение существенно меняет его облик. При расчёте габитуса кристаллов использована также оригинальная методика «комбинированного» подхода. Она позволяет наряду с особенностями атомного наполнения в поверхностном слое материала учитывать информацию о геометрии кристаллической структуры. Показано также, что появление различных морфологических типов кристаллов обусловлено входящими в него элементами-примесями. Небольшие добавки могут существенно влиять на внешний облик кристаллов, изменять особенности его морфологии и физические свойства. Это открывает перспективы для создания новых материалов с заранее заданными свойствами.
Экспериментальные исследования в зонах трансформных разломов показали, что на особенности структурообразования существенное влияние оказывают следующие параметры: величина офсета, скорость спрединга, ширина трансформной зоны. При больших смещениях оси и хрупких деформациях формируются узкие сдвиговые системы трансформных разломов. В трансформной зоне может образовываться промежуточная рифтовая трещина (локальный центр спрединга), которая при дальнейшем растяжении даёт начало формированию структуры пул-эпарт. При малых смещениях оси (20–30 км в природе) и при значительном наращивании новой модельной коры крупные разломы не формировались. При малых смещениях часто образуются перекрытия осей спрединга.
При любых скоростях растяжения верхняя и нижняя границы трансформного сегмента могут являться структурными барьерами, для продвижения рифтовой трещины и вдоль них идет реализация сдвиговых деформаций. Таким образом, угол между направлением растяжения и простиранием зоны главных сдвиговых деформаций, а также длина смещения между рифтовыми сегментами контролирует природу деформаций трансформной области.
Аналоговое моделирование разрушения литосферы при рифтогенезе показало, что при встречном продвижении двух рифтовых трещин, с небольшим смещением происходит их перекрытие и образование изолированного микроблока коры. Образование микроблоков заключённых между двумя перекрывающимися рифтовыми трещинами, является результатом разрушения коры, при переходе от рифтинга к спредингу и является естественным процессом. Микроблоки, как правило, имеют удлиненную форму (3:1) и их размеры определяются первоначальным разносом разрезов или ослабленных зон и в 5–10 раз превышают толщину модельной плиты. Экспериментальные исследования показали, что для отделения микроблока от материнской плиты в процессе перехода от континентального рифтинга к океаническому спредингу, необходимо наличие термо-механических («горячая точка») неоднородностей в литосфере, которые приводят к изменению геометрии (перескоку) рифтовых осей.
Численный анализ изменений нефтегазогенерационных свойств предполагаемых материнских пород при переходе от западной к восточной части осадочного бассейна Оренбургского поднятия и оценка роли соляных отложений кунгура в этом процессе показали, что изменение зрелости органического вещества, объёма генерации и типа генерируемых УВ пород девона, карбона и перми при переходе от западной к восточной части осадочного бассейна Оренбургского поднятия связано с охлаждающим влиянием соляных отложений кунгурского возраста.
 
«Организация и биосферные функции природных экосистем – лесных, морских, пресноводных и других. Динамика и механизмы устойчивости сообществ»
 
Тема 4. Экология, рациональное природопользование и природоведческое образование музейными средствами (научн. руководители: А.В. Смуров, В.В.Козодёров).
Опубликована серия статей в ведущих журналах, в которых приведены примеры реализации информационной технологии распознавания объектов на гиперспектральных самолётных изображениях с точностью, близкой к данным наземных обследований тестовой территории; приведены новые приложения данных гиперспектрального зондирования для распознавания объектов лесного покрова разного породного состава и возраста; описаны примеры реализации когнитивных технологий (pattern recognition) оптического дистанционного зондирования лесного покрова, которые позволяют автоматизировать процесс обработки получаемых изображений.
На основе анализа современного состояния экосистем урбанизированных ландшафтов арктической зоны России произведено районирование территории Крайнего Севера. Выделены регионы риска развития опасных природных процессов и техногенных катастроф. Проанализировано влияние антропогенного фактора на состояние природной среды, атмосферы, поверхностных вод, почвенного покрова, растительности отдельных регионов России (Карелия, Крымский п-ов).
Подана заявка В.М. Макеевой и А.В. Смуровым о выдаче патента РФ на изобретение: «Способ поддержания жизнеспособности популяций животных и растений на урбанизированных территориях». Способ разработан по результатам 40-летнего эколого-генетического мониторинга, в рамках обоснованного авторами нового научного направления – геноурбанологии.
Разработана новая гипотеза о механизме массовых вымираний видов в биосфере. В качестве причины динамики биоразнообразия в истории биосферы рассматривается изменение степени географической изоляции в результате движения материков, периодически объединяющихся в суперматерики. Снятие географических барьеров, изменение климата ведёт к сокращению разнообразия экологических ниш, росту конкуренции видов и соответствующему снижению видового разнообразия (массовым вымираниям) в соответствии с принципом конкурентного исключения, подтверждаемому палеонтологическими данными.
Исследована история возникновения и развития статистических учреждений в России. На примере научных работ и мемуаров П.П.Семёнова-Тян-Шанского показана его роль по налаживанию в России государственной статистики.
 
Учебная и экскурсионная деятельность. В 2015 г. в музее занимались студенты I–V курсов географического, геологического, биологического факультетов и факультета почвоведения по дисциплинам: «Динамическая геология», «Геология с основами геоморфологии», «Историческая геология», «Минералогия», «Почвоведение», «Биогеография», «Гидрологии моря», «Экология растений».
Сотрудники музея прочитались курсы для:
географического факультета
– Геофизика (IV курс), Морская геодинамика (1 год магистратуры) (Е.П.Дубинин);
геологического факультета
– Тектоника и геодинамика океанов (IV курс), Внутриплитная тектоника океанической литосферы» (1 курс магистратуры) (Е.П.Дубинин);
– Морские сообщества в экосистеме (А.В.Смуров, II курс);
факультета почвоведения
– Взаимосвязь наук при изучении почв (Е.Д.Никитин, I курс);
– Экологическое образование (1 год магистратуры), Педагогика и психология высшего образования (1 год аспирантуры) (Л.В.Попова);
филиал МГУ в г. Душанбе
– Введение в экологию (А.В.Смуров, II курс);
Открытые курсы Московского университета (www.distant.msu.ru)
‒ Современные экологические проблемы и устойчивое развитие (Л.В.Попова).
На базе лаборатории физического моделирования геодинамических процессов (рук. А.Л.Грохольский) проходили производственные практики и проводились практический занятия со студентами географического и геологического факультетов.
Были реализованы две программы повышения квалификации для преподавателей средних школ «Проектная и исследовательская деятельность в области наук о жизни и Земле» (36 ак.ч.) и «Интерактивные методы в экологическом образовании» (36 ак.ч.).
Общее количество учебных занятий в музее за год – 2534 ак.ч.
В 2015 г. музей посетило 850 экскурсионных групп, что составило 1700 ак.ч.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– юбилейная научная конференция «Землеведение: история, достижения, перспективы», посвященная 65-летию образования Музея землеведения и 60-летию открытия первой экспозиции (17–18 нояб.);
– Ломоносовские чтения. Секция «Музееведение»;
– конференция: «Форум молодых исследователей» (10 окт.). Издан сборник тезисов, электронная версия сборника размещена на сайте музея;
– международный научный семинар «Экологические проблемы Восточного/Японского моря» (2–4 дек.), на котором выступили ученые России, КНДР и Южной Кореи. Этот семинар стал первым подобным трёхсторонним научным мероприятием в области экологии и биологии.
Продолжалась работа научных семинаров:
– Эко Среды (рук. проф. А.В.Смуров, д.ф.-м.н. В.В.Козодёров);
– Синергетика (рук. к.г.-м.н. О.П.Иванов);
– Методология образования для устойчивого развития (рук. профессора Н.Н.Марфенин, А.В.Смуров);
– секция «Музеологии» (рук. проф. А.В.Смуров, при МОИП);
Проведён научно-практический семинар «Восстановительное природопользование и экологическая безопасность» для молодых специалистов дочерних обществ ОАО «Газпром» по экологическому образованию и просвещению (2–3 июня).
Продолжил работу ежемесячный музыкальный лекторий на 31 этаже (Ротонда), проводимый совместно с Камерным оркестром МГУ под руководством А.А.Константинова.
Сотрудники музея приняли активное участие в организации экологических олимпиад школьников и конкурсов разного уровня, в т.ч.:
‒ олимпиады «Ломоносов» по экологии;
– регионального (Московского) и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии;
– всероссийского конкурса школьных проектов «Человек на Земле»;
– олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» Департамента образования и Департамента культуры г. Москвы.
 
Публикации.
Монографии
 
Бурлыкина М.И. Московский государственный университет: История музейного дела. 1755–2015 / под ред. А.В.Смурова, В.В.Снакина;
Крупина Н.И., Присяжная А.А. Каталог монографических палеонтологических коллекций, хранящихся в Музее землеведения МГУ: Аммониты / под ред. А.В.Смурова;
Никитин Е.Д. Музей. Наука. Творчество. Музееведение, геоэкология, почвоведение, философия.
 
***
 
17 июня 2015 г. музей понёс тяжёлую утрату. Скончался один из старейших работников Музея землеведения, проработавший в нём 35 лет, Пелымский Глеб Андреевич (1.07.1925 – 17.06.2015). В первые годы войны, будучи учеником старших классов школы, он работал старателем в тресте «Миассзолото» в Ильменских горах в группе, руководимой А.Е.Ферсманом. Здесь, на Урале, Г.А.Пелымский увлекся коллекционированием редких минералов. После войны он начал учиться в Московском геологоразведочном институте, окончил его без отрыва от производства, работая геологом в тресте «Ленслюда» на месторождениях редкометальных пегматитов. В 1950–1970 гг. изучал урановые месторождения в Центральной и Восточной Европе, провёл важные исследования в области региональной металлогении.
В музее Глеб Андреевич развивал научное направление по эволюционной металлогении, исследовал вопросы состояния и перспектив развития минерально-сырьевых ресурсов России и Мира. Им написано более 120 научных работ. Его страстным увлечением была живопись. Художественные миниатюры Г.А.Пелымского, написанные в оригинальной живописной технике, не раз выставлялись в залах музея, в библиотеке геологического факультета. Некоторые из них были подарены автором университету и останутся в его стенах памятью об учёном.
Г.А.Пелымский награждён правительственными наградами СССР, РФ, ряда других государств.
 
Адрес официальной страницы музея: www.museum.msu.ru