МГУ–2016: Кафедра физического воспитания и спорта

Юбилеи. Юбилеи отметили:
– преподаватель Астахова Наталия Павловна, мастер спорта по лёгкой атлетике. В МГУ работает с 1978 г., на кафедре – с 1989 г. Принимала участие в разработке рабочей учебной программы по физическому воспитанию, в составлении планов занятий по лёгкой атлетике для студентов специальных медицинских групп. Постоянно участвует в судействе кафедральных соревнований. Исполняла обязанности администратора спортивного зала, оборудованного для занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Награждена Почётной грамотой Министерства высшего образования РФ, знаком «Отличник физической культуры и спорта». Имеет почетное звание «Ветеран труда».
– доцент Василевский Юрий Иванович. Работает в МГУ с 1966 г. Руководитель методической комиссии водных видов спорта. Работал со сборной командой пловцов МГУ – многократной победительницей и призёром Всероссийских и Московских студенческих игр. Подготовил 10 мастеров спорта по плаванию. На протяжении многих лет являлся председателем профкома кафедры. Заслуженный преподаватель Московского университета, Почётный работник высшего профессионального образования, Отличник физической культуры и спорта. Награждён медалью «Ветеран труда», «Почётным знаком МГСК “Буревестник”», юбилейными медалями. Неоднократно поощрялся благодарностями и грамотами ректора и спортивного клуба МГУ, Спорткомитета РФ, МГСК «Буревестник».
– старший преподаватель Волконская Галина Николаевна. Работает на кафедре с 1978 г, является ответственной за учебную и спортивную работу на физическом факультете и факультете мировой политики. Активно пропагандирует новые виды спорта, такие как «скандинавская ходьба», «алтимат-фризби». Сборная команда МГУ по алтимат-фризби выступает на первенстве России среди студентов. Подготовила большое количество спортсменов младших разрядов и мастеров спорта, более 250 инструкторов-общественников и судей по спорту. Заслуженный преподаватель Московского университета. Награждена медалью «Ветеран труда», Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, благодарностями и грамотами ректора, профкома и спортклуба МГУ, МГСК «Буревестник».
– старший преподаватель Горностаева Валентина Михайловна, кандидат в мастера спорта по теннису. Работает в МГУ с 1977 г., является ответственной за физическое воспитание и спорт на факультете физико-химической инженерии и подготовительном факультете. Является членом профкома кафедры и входит в состав Союза женщин МГУ. Награждена медалью «Ветеран труда», Почётной грамотой Госкомспорта СССР и Федерации тенниса России, Почётной грамотой и благодарностью ректора МГУ, грамотами факультетов психологии, философии и факультета искусств.
– преподаватель Дёмин Анатолий Александрович, кандидат в мастера спорта по акробатике. В МГУ работает с 1974 г. Проводит занятия с группами учебного отделения на факультетах вычислительной математики и кибернетики, психологии, ИСАА. Главный секретарь (2014–н.вр.), главный судья (1992–2014) Спартакиады МГУ. Принимает активное участие в организации и проведении общеуниверситетских соревнований и спортивных праздников. Длительное время работал в спортивно-оздоровительных лагерях МГУ. Награждён знаком «Отличник физической культуры и спорта», благодарностями и грамотами ректора МГУ, Объединённого профкома МГУ, МГСК «Буревестник», имеет звание «Ветеран труда».
– старший преподаватель Зеленцова Екатерина Валерьевна, мастер спорта по спортивному туризму, старший инструктор.. Работает на кафедре с 2005 г., ответственная за секцию горного туризма. Является действующим спортсменом, принимая участие в соревнованиях по различным видам туризма: горного, пешеходного, лыжного, скалолазанию. Студенты, занимающиеся в группах горного туризма и в учебных группах факультетов, успешно выполняют программу и нормативы «Спортивного знака МГУ», а также выступают в соревнованиях, защищая честь факультета. Награждена почётными знаками «Заслуженный путешественник России» и «За заслуги в развитии спортивного туризма в России», благодарностями и грамотами ректора МГУ.
– доцент Митянин Юрий Павлович, мастер спорта СССР международного класса, серебряный призёр чемпионатов мира и Европы, четырёхкратный чемпион СССР по водному поло. На Олимпийских играх 1980 г. в Москве был факелоносцем олимпийского огня. В МГУ работает с 1979 г. В 2003–2004 гг. являлся старшим тренером женской сборной России по водному поло. Его воспитанницы в этот период завоевали бронзовые медали на чемпионатах мира и Европы. Продолжительное время тренировал команду МГУ по водному поло, которая регулярно занимала первые места в Московских студенческих играх. Заслуженный преподаватель Московского университета, Заслуженный тренер РФ, Заслуженный работник физической культуры РФ, Отличник физической культуры и спорта. Председатель Ревизионной комиссии Федерации водного поло России. На протяжении нескольких лет был членом экономического совета Федерального агентства по физической культуре и спорту России. Награждён грамотами Министерства образования и науки РФ, Спорткомитета СССР и РФ, Москомспорта и ректора МГУ.
– старший преподаватель Тухлов Игорь Адольфович, мастер спорта СССР по вольной борьбе. Работает на кафедре с 2006 г. Старший тренер сборной команды России среди студентов по вольной борьбе (2008–н.вр.). Сборная команда МГУ по вольной борьбе регулярно занимает призовые места в Московских студенческих играх, первенствах России среди студентов. В 2012 г. сборная МГУ стала чемпионом России среди студентов. За период работы на кафедре подготовил 4 мастеров спорта, 9 кандидатов в мастера спорта, десятки разрядников. Под его руководством подготовлено 6 чемпионов мира среди студентов, 9 призёров чемпионатов мира среди студентов, 5 чемпионов и 1 призёр Всемирных студенческих игр в г. Казани. Заслуженный тренер РФ. Награждён Почетной грамотой Министерства спорта РФ, медалью Российского студенческого спортивного союза, Почётной грамотой губернатора Московской области, ведомственными медалями.
 
Наука. Научно-исследовательская работа проводилась по двум основным научным направлениям, включенным в перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований МГУ.
 
Направление 1. «Комплексное исследование динамики мозговых процессов для выявления сочетаний молекулярно-генетических и психофизиологических признаков, связанных с повышением функционального резерва организма и улучшением здоровья»
(рук. чл.-корр. РАН А.Г. Тоневицкий)
 
Продолжено комплексное изучение психологических и психофизиологических особенностей утомления, а также их ассоциации с молекулярно-генетическими характеристиками, в частности с полиморфизмами гена DRD2, ассоциированного с плотностью дофаминергических рецепторов второго типа. Основное внимание было уделено изучению тенденции к проявлению определённых личностных черт (в соответствии с опросником М.Цукермана) в зависимости от наличия у испытуемых определённого полиморфизма гена DRD2, а также динамики психофизиологических параметров в условиях когнитивной нагрузки у спортсменов-борцов вольного стиля. В частности, проанализирована такая личностная черта, как поиск ощущений, на поведенческом уровне выражающаяся в стремлении к поиску разнообразных, новых и интенсивных ощущений и переживаний, а также в готовности принять на себя физические, социальные, юридические и финансовые риски. Для измерения данной черты личности используется опросник Цукермана «Поиск ощущений» («Sensation seeking scale»), включающий в себя 6 шкал. В ряде исследований показана отрицательная корреляция между плотностью рецепторов к дофамину (DRD2 и DRD4) и склонностью человека к поиску ощущений. Известно, что дофаминергическая система играет важную роль в обеспечении адаптационных процессов человека. Полиморфные варианты гена рецептора к дофамину второго типа (D2-рецептор) являются маркерами для изучения генетической природы поведения. Наиболее изученным является полиморфизм TaqI A, который локализован в 3-й фланкирующей области гена DRD2 (GeneBank AF050737). Он определяет плотность рецепторов дофамина второго типа в синаптической щели. У мутантов в данной области происходит замена цитозина на гуанин C→T (TCGA→TTGA). Аллель А1 встречается с частотой 0,172, а аллель А2 – 0,828. У носителей аллеля А1 наблюдается 30–40% уменьшения плотности этих рецепторов, по сравнению с плотностью рецепторов у носителей генотипа А2А2.
В проведённых по рассматриваемому приоритетному направлению исследованиях проанализировано 2 психофизиологических параметра электроэнцефалограммы (ЭЭГ): индивидуальный альфа-ритм (ИАР) и индекс функционального состояния (ИФС). Когнитивное (умственное) утомление моделировалось с помощью непрерывного решения испытуемым когнитивных заданий на внимание и рабочую память в течение 2,5 часов.
Анализ данных ЭЭГ группы «А1+» (носители полиморфизмов A1A1 и A1A2) выявил значимое увеличение показателя ИАР после длительной когнитивной нагрузки, наблюдаемое преимущественно в правом полушарии. Полученные данные позволяют говорить о доминировании низкочастотной ритмики в ЭЭГ и свидетельствуют о динамике функционального состояния в сторону снижения активации по сравнению с фоном. В группе «А1-» (носители полиморфизма A2A2) такая динамика не была обнаружена. Также не было найдено значимых различий между группами в фоновом состоянии. Анализ полученных данных ИФС продемонстрировал обширное увеличение этого параметра у обеих групп. Однако следует отметить, что группа «А1-» характеризуется значимо более высокими значениями параметра ИФС по сравнению с группой «А1+» как до, так и после длительной когнитивной нагрузки. Данный параметр отражает отношение медленно-волновой ритмики к быстро-волновой. Полученные результаты говорят о недостаточной активации мозга и преобладании медленной ритмики над быстрой у группы «А1-».
Выявленная при помощи опросника Цукермана у носителей А1-аллеля гена DRD2 тенденция чувствительности к скуке и избеганию (рутинного) повторяющегося опыта на электрофизиологическом уровне проявляется в меньшей активации коры (по индексу функционального состояния), а также предрасположенностью к более быстрому утомлению в условиях когнитивных нагрузок (индивидуальный альфа-ритм).
Таким образом, материалы проведённых исследований свидетельствуют о положительной связи плотности рецепторов к дофамину второго типа с активацией коры больших полушарий, что в свою очередь может отражаться на тенденции человека к определённым типам поведения, связанным с увеличением поиска новизны (риск, опасность, новые переживания, постоянный приток новой информации). Данная закономерность согласуется с литературными данными.
 
Направление 2. «Совершенствование форм и методов физического воспитания и спортивного мастерства студенческой молодёжи»
(рук. профессора В.А. Уваров, Н.К. Ковалёв)
 
Тема 1. Лонгитюдное исследование физической подготовленности (рук. проф. В.А. Уваров)
 
Лонгитюдное исследование проводилось с 2007 по 2015 гг. на студентах I и II курсов МГУ, относящихся к основной медицинской группе. В исследованиях приняли участие 16 646 человек (из них 8163 мужчин и 8483 женщин). Программа тестирования состояла из бега на 100 м, прыжков в длину с места, подтягиваний на высокой перекладине (мужчины), на низкой перекладине (женщины), измерения гибкости из положения стоя на гимнастической скамье. Результаты измерения фиксировались в сантиметрах вверх («минусовые» значения) и вниз («плюсовые» значения) от уровня поверхности скамьи.
Сравнение данных исследований различных лет проводилось на основе расчёта средней арифметической величины, максимальных и минимальных значений результатов, стандартного отклонения и дисперсии.
Анализ динамики изменений в беге на 100 м у юношей свидетельствует о наличии вариаций результатов в пределах от 13,8 с до 14,5 с. При этом средний показатель за все годы равен 14.0 с. Этот результат превышает норматив серебряного знака действующего комплекса ГТО.
Динамика результатов в беге на 100 м у девушек более стабильна и соответствует нормативу серебряного знака, однако уступает показателям 2007–2008 гг.
В прыжках в длину с места результаты юношей в 2007–2009 гг. соответствуют бронзовому знаку комплекса ГТО, а в период 2010–2015 гг. – серебряному знаку. Результаты девушек на протяжении всего периода обследования находятся на уровне серебряного знака, однако в 2007–2008 гг. они имели более высокие средние значения чем в последующие годы.
Уровень развития силовой подготовленности у юношей (подтягивание на высокой перекладине) практически на всём периоде исследования находится близко или соответствует нормам бронзового знака.
Силовая подготовленность девушек (подтягивание на низкой перекладине) стабильна на протяжении всего периода исследований и, так же, как и у юношей соответствует нормам бронзового знака.
Развитие гибкости у юношей превышает нормативы серебряного знака, но их результаты недостаточны для выполнения нормативов золотого знака. Результаты девушек в 2007–2008 гг. соответствовали требованиям золотого знака, но в последующие годы их уровень снизился, хотя и оставался близким требованиям золотого знака. Следует отметить, что показатели юношей значительно уступают результатам девушек. Так, если юноши продемонстрировали результаты в пределах 8–10 см ниже уровня поверхности скамьи, то девушки показали более высокие результаты: 13–16 см.
В беге на 100 м у юношей средние результаты превышают нормы серебряного знака. У девушек в последние годы показатели стабильны и также находятся на уровне серебряного знака, но уступают результатам первых лет исследования.
В прыжках в длину у юношей имеются незначительные тенденции к улучшению результатов от уровня бронзового знака к серебряному, а у девушек они находятся на уровне серебряного знака.
Данные настоящего исследования позволяют считать, что уровень достижений студентов, характеризующих различные стороны физической подготовленности в различные годы, подвержен разнонаправленным изменениям.
Уровень развития скоростных способностей, как у юношей, так и у девушек можно оценить как «хороший». Уровень развития силовых способностей у юношей и девушек находится на невысоком уровне и соответствует требованиям бронзового знака на протяжении периода исследования. Развитие гибкости у девушек находится на высоком уровне, но снизилось по отношению к первым годам исследования. У юношей показатели стабильны.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что применяемая преподавателями кафедры методика развития общей физической подготовленности в целом обеспечивает студентам уровень, необходимый для выполнения норм серебряного знака Комплекса ГТО, за исключением норм в подтягивании на низкой и высокой перекладинах, что требует внесения соответствующих корректив в методику преподавания дисциплины «Физическая культура».
 
Тема 2. Анализ физической подготовленности студентов специальных медицинских групп в зависимости от методики занятий по физическому воспитанию
(рук. ст.н.с. А.Т. Рубцов)
 
Анализ литературных данных и результатов научно-исследовательской работы, проведённой по рассматриваемой теме ранее, показывают, что на протяжении последних лет прослеживается ухудшение состояния здоровья студентов и уровня их физической подготовленности. В связи с этим на настоящем этапе исследования была поставлена задача выявить динамику уровня физической подготовленности студентов специального медицинского отделения в течение года под влиянием использования различных методов физического воспитания.
Под наблюдением находились студенты специальных медицинских групп. В содержание занятий входили: общая физическая подготовка, легкоатлетические упражнения, спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол), лыжная подготовка. Физическая подготовленность определялась по тестам: бег на 30 м, бег на 60 м, по тесту Купера, результатам выполнения прыжков в длину с места, результатам оценки силы сгибания рук в упоре, гибкости, числа подниманий туловища, из положения лежа на спине, количества подтягиваний. Тестирование проводилось в начале и конце семестра.
Результаты проведённых исследований показали, что уровень физической подготовленности обследованных студентов специального медицинского отделения в течение года возрос. Так, в частности, средний показатель в беге на 30 м в течение года улучшился с 4,8±0,3 до 4,7±0,24 с; в беге на 60 м – с 9,1±0,7 до 8,7±0,6 с. Результаты 12-тиминутного бега по Куперу изменились с 1905±8 м до 2047±6,2 м, в прыжках в длину с места от 200,4±5,0 см до 209,7±5,2 см. Результаты оценки сгибания рук в упоре увеличились с 16,2±2,1 до 20,4±2,7 раз, гибкости – с 6,2±0,7 до 8,9±6,3 см, число подниманий туловища из положения лёжа на спине увеличилось с 17,4±2,7 до 20,6±3,7 раз, а количество подтягиваний на перекладине возросло с 3,9±4,4 до 6,8±0,8 раз.
Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что по всем тестам результаты их выполнения за проанализированный период возросли. Это говорит об улучшении физической подготовленности обследованных студентов специального медицинского отделения (под воздействием различных методов занятий). Наряду с повышением физической подготовленности отмечена положительная динамика в улучшении функционального состояния студентов.
 
Тема 3. Исследование двигательных и познавательных функций студентов с учётом специфики физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных особенностей (рук. ст.н.с. Е.В. Будыка)
 
Подтема 1. Исследовались двигательные и познавательные процессы студенток основного учебного отделения с учётом колебаний функционального состояния в течение месячного цикла. Выявлен однонаправленный и разнонаправленный характер изменений в течение овариально-менструального цикла (ОМЦ) динамических характеристик двигательных и познавательных процессов у обследованных девушек (исследование каждой студентки проводили в общепринятые четыре фазы цикла). При изучении колебаний динамических характеристик двигательных процессов во время месячного цикла наиболее распространённым был вариант, когда минимальные значения латентного времени зрительно-моторных реакций регистрировались в фолликулярную фазу (на 5–7-й день цикла), а повышение латентного времени ЗМР наблюдалось в овуляторную или предменструальную фазы ОМЦ. При рассмотрении колебаний динамических характеристик познавательных процессов в течение ОМЦ прослеживалась их связь со сложностью познавательной деятельности. Так, динамические показатели выполнения простой познавательной деятельности (основанной на селективном внимании), были лучшими в овуляторную фазу, т.е. в середине цикла. В то же время более успешное выполнение сложной познавательной деятельности (базирующейся на более сложных произвольных формах внимания) отмечалось в первой половине цикла, точнее – в менструальную фазу. Кроме того, было обнаружено, что динамические характеристики двигательных процессов и выполнения сложной познавательной деятельности изменяются «согласованно», значительно ухудшаясь в предменструальную фазу цикла.
При использовании нейропсихологического подхода, позволяющего учитывать влияние на индивидуальные особенности фактора межполушарной организации моторных и сенсорных функций, обнаружено, что у обследованных девушек различия колебаний проанализированных показателей в большей степени определялись особенностями латеральной организации мануальных моторных и зрительных функций. Так, в частности, у девушек с правосторонними признаками в мануальной системе худшие динамические показатели и двигательных, и познавательных функций приходятся на предменструальную фазу ОМЦ (вторая половина цикла). Лучшие показатели ПЗМР (p<0,01) отмечались в фолликулярную фазу (первая половина цикла), а более высокие динамические характеристики выполнения сложной познавательной деятельности – в овуляторную фазу цикла. Значимых колебаний динамических характеристик выполнения простой познавательной деятельности в течение цикла не прослеживалось. Анализ результатов исследования девушек, различающихся признаками асимметрии в зрительной системе, показал, что у испытуемых с правым ведущим глазом статистически достоверно различались динамические компоненты только двигательных процессов. У лиц с симметричными и левосторонними признаками в зрительной системе обнаружены колебания показателей как двигательных, так и познавательных процессов.
 
Подтема 2. Продолжался анализ особенностей пространственных функций, способствующих успешности занятий боевыми искусствами – каратэдо и айкидо. Проанализированы разные составляющие зрительно-пространственных функций студентов-спортсменов, различающихся успешностью освоения специальных двигательных навыков в различных видах боевых искусств (айкидо и каратэдо). Успешность освоения двигательных навыков определяли на основании экспертных оценок. Анализ результатов оценки разных компонентов зрительно-пространственных функций свидетельствовал о том, что спортсмены, успешнее осваивавшие специальные навыки айкидо и каратэдо, быстрее и лучше ориентировались не только во «внутреннем» пространстве (в «схеме тела»), но и во внешнем, описываемом в определённых системах координат.
 
Координационный научно-методический Центр кафедр физического воспитания Евразийской ассоциации университетов. КНМЦ кафедр физического воспитания университетов был создан в 1990 г. на базе кафедры физического воспитания МГУ при Учебно-методическом объединении университетов. С 1996 г. КНМЦ работает в составе ЕАУ. Деятельность КНМЦ направлена на решение следующих задач:
– координацию научно-исследовательской и методической работы кафедр физического воспитания университетов по физическому воспитанию студенческой молодёжи;
– обмен опытом организационной, научной и методической работы между кафедрами университетов;
– организацию научно-методических связей и обмена опытом по проблемам физического воспитания с зарубежными университетами;
– проведение межвузовских научно-методических конференций;
– рецензирование научной и учебно-методической литературы.
Под эгидой КНМЦ проведено 34 всероссийских и международных научно-методических конференций.
В 2016 г. проведены:
– XIV международная научно-практическая конференция «Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодёжи» (Ульяновский государственный технический университет, 25–26 июня). Издан сборник материалов;
– всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс “Готов к труду и обороне (ГТО)” и массовый спорт в системе здорового образа жизни населения» по программе VI Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» (Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г.Столетовых, 10–12 окт.). Издан сборник материалов.
 
Учебная и спортивно-массовая работа. Основной задачей кафедры является обеспечение учебного процесса по общеобразовательной дисциплине «Физическая культура» на всех факультетах по всем направлениям подготовки, а также организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности в МГУ. В 2016 г. к занятиям физической культурой в рамках основной образовательной программы присоединился факультет Высшая школа управления и инноваций.
Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» охватывает более 13 тыс. студентов, которые имеют возможность в рамках элективных часов по физической культуре выбирать виды спорта или системы физических упражнений. Широкий спектр подобного выбора позволяет уникальная по своим масштабам спортивная база МГУ, которая модернизируется и растет с каждым годом.
Ректорский центр студенческого спорта. В сентябре 2016 г. создано структурное подразделение МГУ «Ректорский центр студенческого спорта». Два зала центра оснащены современными тренажёрами, представлена кардиолиния и зона силовых нагрузок; третий – инвентарём для групповых занятий фитнесом и аэробикой. В центре имеются современные раздевалки и душевые, проведён бесплатный Интернет. В соответствии с решением ректората предполагается расширение центра и передача в его состав двух тренажёрных залов в общежитиях МГУ. Ежедневно на безвозмездной основе в центре занимаются от 600 до 900 студентов, из них около 300 по индивидуальным программам.
Начат капитальный ремонт легкоатлетического манежа МГУ. Разработан проект капитального ремонта бассейна в Главном здании МГУ. На территории спортивного комплекса МГУ построена площадка для воркаута, оснащённая турниками, брусьями, скамьей для тренировки мышц живота и шведской стенкой.
В мае 2016 г. закончилась 77-ая Спартакиада МГУ, охватившая более 30 спортивных видов, а в сентябре стартовала 78-ая Спартакиада. В 77-ой Спартакиаде участвовали более 5000 студентов и сотрудников. Первые три места заняли команды механико-математического, геологического и физического факультетов.
 
Конференции. Преподаватели и сотрудники кафедры приняли участие в работе 7 научно-методических конференций. Было сделано 7 докладов, опубликовано 19 статей в сборниках научных трудов и журналах.