МГУ–2016: Высшая школа бизнеса

Юбилеи. 27 апреля исполнилось 70 лет со дня рождения декана факультета, профессора Виханского Олега Самуиловича. Выпускник (1969), заведующий кафедрой управления организацией экономического факультета. В 1989 г. им была создана одна из первых бизнес-школ в России – Школа управления МГУ. В 2000 г. школа получила в подарок от японского правительства здание, а в 2001 г. ей был присвоен статус факультета МГУ и название Высшая школа бизнеса.
О.С.Виханский является вице-президентом международной ассоциации школ бизнеса ABEST21 (Alliance for Business Education in XXI Century). Автор более 170 научных работ, первых на русском языке учебников «Менеджмент» и «Стратегическое управление». Награждён орденом Почёта (2005). Заслуженный работник высшей школы РФ (1996).
 
Общие сведения. Высшая школа бизнеса занимается подготовкой высококвалифицированных, этичных и стратегически мыслящих менеджеров международного уровня, способных ответственно принимать решения в условиях неопределённости и риска. Отличительной особенностью обучения является успешное сочетание преподавания теоретических основ по экономике и менеджменту с развитием практических навыков управленческой деятельности, а также формированием современного взгляда на управление. ВШБ предлагает образовательные программы «бакалавр менеджмента», «магистр менеджмента» (направления «Международный бизнес и стратегия» и «Менеджмент информационных технологий»), программы МВА и дополнительного образования, соответствующие самым высоким требованиям российских и иностранных студентов. На сегодняшний день ВШБ – это более 500 студентов и 2500 выпускников. Факультет имеет более 40 партнёрских зарубежных бизнес-школ и 150 компаний-партнёров.
 
 
Здание факультета Высшая школа бизнеса
Международные рейтинги и аккредитации. В 2016 г. программа «Бакалавр менеджмента» ВШБ успешно подтвердила международную аккредитацию EPAS.
Наличие аккредитации EPAS свидетельствует о признании международным сообществом соответствия этой программы самым высоким международным стандартам качества и развития. Программа является одной из 102 лучших образовательных программ в области бизнеса и менеджмента в мире.
Школа снова вошла в Top-100 лучших бизнес-школ мира и Top-10 лучших бизнес-школ в Восточной Европе как «бизнес-школа, имеющая наивысшее международное влияние». Результаты независимого международного рейтинга Eduniversal были объявлены на IX международной конвенции (28 нояб. – 1 дек., Перт, Австралия) – ежегодном форуме, объединяющем лучшие университеты и бизнес-школы из 154 стран с целью обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере высшего образования. ВШБ участвует в рейтинге с 2008 г. Впервые она получила награду в 2012 г.
 
Учебная работа. Одним из важнейших направлений деятельности факультета является сотрудничество с российскими и зарубежными компаниями. Студенты программ «акалавр» и «Магистр» проходят в компаниях учебно-производственную практику. Представители компаний активно участвуют в учебном процессе, проводят мастер-классы, учебные курсы и экскурсии в компании. Ежегодно проводится День карьеры.
В 2016 г. на встречах со студентами выступили: Кодзи Цумагари и Масааки Сакаи, специалисты в области кайдзен из Японии (консалтинговая компания «ЛОГО», Япония); Е.Фролова, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности и внутренним коммуникациям SAP СНГ; В.Захаров, руководитель отдела маркетинга компонентов ASUS; М.Паолески, финансовый директор Ferrero по странам СНГ и Центральной Азии; З.А.Кучкаров, директор Центр инноваций и высоких технологий «Концепт»; М.Крашенинников, руководитель проектов в сфере Интернет-коммуникаций, Е.Голованова, менеджер по Интернет-маркетингу и электронной коммерции (L’Oreal); Е.Свердлова и Р.Дарсания, основатели Event-агентства Wedstory; Э.Остроброд, вице-президент компании Sela.
 
Образовательные проекты. Проведён День компании ASUS (9 апр.). Участники смогли не только познакомиться с последними достижениями компании, но и побыть в роли её менеджеров и предложить интересные бизнес-решения.
Проведена международная творческая неделя «Sustainability Week», в которой приняли участие представители ведущих зарубежных бизнес школ и компании L’Oreal, JLL, Hitachi, Roland Digital, Roland Music, Мастерславль, Sengenta, Charities Aid Foundation, ПрофДиалог и др. (16–21 мая, на англ. яз.).
В рамках учебных курсов «Международный бизнес» (препод. С.В.Шапошников) и «Финансовый учёт, анализ и аудит» (препод. Е.А.Сенаторова) совместно со студентами Азиатско-Тихоокеанского университета Рицумейкан (АТУР) и Университета Мэйдзё разрабатывались стратегии развития международного бизнеса для компаний DyDo Drinco Rus (Япония) и Napoly LLC (Россия), проводился финансовый анализ деятельности российских и азиатских компаний с целью оценки их финансовой устойчивости (весенний семестр). Защита проектов прошла в формате вебинара (30 мая).
Проведена международная осенняя бизнес-школа «Предпринимательство и бизнес-инжиниринг» совместно с Университетом Саксион (Нидерланды), реализуемый при поддержке Всемирного торгового центра Twente, Nuffic Neso Russia и крупнейшего бизнес-инкубатора России и Голландии – Generation S (нояб.). В течение двух месяцев студенты работали в совместных международных группах над формированием стратегии вывода инновационных продуктов российских компаний «Globallab», «TFT Sensor» и «Разряд» на зарубежный рынок. В рамках проекта голландские студенты посетили ВШБ для подведения итогов и защиты результатов исследовательской работы (28 нояб. – 2 дек.).
В рамках курса «Управленческое консультирование» студенты IV курса в течение трёх месяцев работали над консалтинговыми проектами для компаний Rail Commerce, L’Oréal, Sela, Молком и Pony Express.
В рамках курса «Инновационный менеджмент» студенты работали над проектами для IT-стартапов AMARKET (платформа для автоматического маркетинга), GlobalLab (международный образовательный сетевой проект), iCoin Software (интернет-биржа), Mayak (приложение для вызова помощи на дороге). Используя навыки в сфере брендинга и Интернет-маркетинга участники проанализировали рынок и предложили свои рекомендации по продвижению этих продуктов, а также решили ряд практических задач для стартапов.
 
Международное сотрудничество. ВШБ имеет долгосрочные программы студенческого обмена с более чем 40 партнёрскими вузами в странах Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, и краткосрочные – с Японией, США, Италией, Германией и Китаем.
34 иностранных стажёра из Франции, Германии, Финляндии, Швеции, Эстонии, Нидерландов и Сингапура прошли обучение в ВШБ в 2016/2017 уч. г.
С 2016 г. на магистерской программе по направлению «Международный бизнес и стратегия» открыт набор в англоязычную школу. На программе обучаются студенты из США, Италии, Мальты, Кореи, Таиланда.
ВШБ приняла делегацию студентов программы МВА-Логистика швейцарского университета ETH Zürich (Швейцария) и делегацию студентов магистерской программы миланского Университета SDA Bocconi (Италия).
ВШБ приняла участие в программе академических обменов STEPS между Московским и Токийским университетом. 3 студента ВШБ прошли стажировку в Токио, и 1 студент из Токийского университета стажировался в ВШБ.
Ряд курсов в ВШБ провели приглашенные иностранные преподаватели:
– Commercialisation of Intellectual Property/Коммерциализация интеллектуальной собственности (Russell Smith, Университет Мальты);
– Cross-cultural  Management/Кросс-культурный менеджмент (Guntram Kaiser, Университет EBS, Германия);
– E-commerce/Интернет-бизнес (Martin Kuetz, Университет Анхальт, Германия);
– Fundamentals of Entrepreneurship/Основы предпринимательства (Jacques Basen, Университет Саксион, Нидерланды);
– Supply Chain Management/Управление цепями поставок (Ёнг Вон Сео);
– Transportation infrastructure management and city logistics/Управление транспортной инфраструктурой и городской логистикой (Kiichiro Hatoyama, Токийский университет, Япония).
А.Дамодаран (Институт менеджмента Бангалор, Индия) провёл семинары и бизнес-игры для магистрантов ВШБ и открытый мастер-класс «Новые направления в управлении культурным наследием».
 
Экскурсии. В 2016 г. проведены экскурсии:
– для студентов бакалавриата: в Красногорскую типографию, банк ВТБ24, Ярославский моторный завод «Автодизель», на завод Hitachi Construction Machinery (производство экскаваторов) в индустриальном парке Раслово Тверской обл.;
– для студентов магистратуры: в дата-центр IXCellerate (Москва);
– для студентов бакалавриата и магистратуры: на завод компании «ПСМА Рус», совместное предприятие PSA Peugeot Citroen (Франция) и Mitsubishi Motors (Япония) в г. Калуга; на завод ООО «Самсунг Электроникс Рус».
 
 
День первокурсника 2016 г. Студенческие билеты получили 117 будущих бакалавров
День выпускника 2016 г. Дипломы получили 160 человек, в т.ч.: 65 бакалавров и 21 магистр
Конференции. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения. Секция «Менеджмент» (15 апр.). Темой обсуждения стало бизнес-образование нового поколения. Рассматривались как концептуальные вопросы роли бизнес-образования в современном обществе, так и практические аспекты, связанные с внедрением новых образовательных и профессиональных стандартов и развитием у студентов управленческих компетенций, необходимых для их успешной карьеры;
– XXIII международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов–2016. Секция “Менеджмент”» (13 апр.);
– международная конференция «Интернационализация образования в области менеджмента» (29 сент.);
– заключительный этап II международной универсиады «Менеджмент, международный бизнес и предпринимательство» (февр.). В заключительном этапе приняли участие 75 студентов более чем из 20 городов России.