МГУ–2017: Факультет фундаментальной физико-химической инженерии

Наука. К приоритетным направлениям научной работы относятся: физика твердотельных наноструктур; энергоресурсосбережение и энергоэффективные технологии; повышение эффективности комплексного использования природных топлив; физическое материаловедение и новые материалы; теория химического строения и химической связи; кинетика и механизмы химических реакций; реакционная способность химических соединений; стереохимия; кристаллохимия; синтез и изучение новых веществ; разработка материалов и наноматериалов с заданными свойствами и функциями (полимеров и полимерных материалов, композитов, сплавов, керамик, продуктов биологического и медицинского назначения, оптических, сверхпроводящих, магнитных материалов и особо чистых веществ); химическая аналитика: создание методов и средств определения и контроля веществ в окружающей среде, разработка новых методов и средств химического анализа веществ и материалов; химия и физикохимия твёрдого тела, расплавов и растворов; химические процессы в веществах, находящихся в экстремальных состояниях или подвергнутых экстремальным воздействиям; процессы горения; химическое сопротивление материалов; защита металлов и других материалов от коррозии; инженерное материаловедение.
Завершено выполнение научно-исследовательских работ по теме «Моделирование транспорта ионов при автокаталитическом механизме электрохимического процесса» (грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных, рук. к.ф.-м.н. А.Е. Антипов).
Выполнены научно-исследовательские работы по 2-му этапу проектов, финансируемых Министерством образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг.»:
– «Разработка комплексного метода детекции и экспресс диагностики сверхмалых количеств лекарственных и взрывчатых веществ»;
– «Разработка принципов и оптимизация условий функционирования электрохимического реактора для регенерации окислителя проточной H2/BrO3- полимер-электролитной редокс-батареи».
Продолжается выполнение научно-исследовательских работ, целью которых является разработка функциональных органических цеолитов – самоорганизующихся материалов с заданными геометрией и иерархической организацией нанопор.
Сотрудниками лаборатории инженерного материаловедения (зав. Д.А. Иванов) по темам указанных грантов опубликовано 6 статей, подано 2 заявки на патент.

В качестве наиболее значимых можно отметить научные результаты, полученные с участием сотрудников, студентов и аспирантов:

«Индустрия наносистем» (ПНР–4), «Энергоэффективность, наноматериалы и бионаносистемы» (ПНР–5),
«Рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России» (ПНР–6)

Исследованы органические солнечные элементы на основе двух новых производных фуллерена с подходящими энергетическими уровнями, а именно пирролидинофуллерен (PyF5) и метанофуллерен (FAP1). Показано, что смешиваемость между донором и акцептором является существенным критерием повышенной стабильности солнечных батарей. Солнечные элементы на основе PyF5 и FAP1 достигают сопоставимых показателей эффективности в сравнении с элементами на основе классического акцептора, PCBM. Установлено, что солнечные элементы на основе PyF5 и FAP1 обладают высокой устойчивостью при изотермическом отжиге при 140°C в инертной атмосфере. Комбинация перспективных оптоэлектронных свойств и термостабильности показывает необходимость разработки новых требований к акцепторам, которые обеспечат баланс между производительностью и стабильностью органических солнечных батарей.

Предложен новый способ контроля и стабилизации структуры тонких плёнок жидкокристаллических низкомолекулярных мезогенов. Используя набухание в парах растворителей при повышенной температуре, в плёнках была сформирована кубическая гироидная фаза, содержащая трёхмерную сетку наноразмерных ионпроводящих каналов. Используя метод рентгеновской дифракции на малых углах при различных температурах, установлено, что кубическая структура устойчива в широком диапазоне температур и относительной влажности, что является очень необычным для этой фазы. Следует отметить, что биконтинуальные кубические фазы, в т.ч. гироидная фаза, являются чрезвычайно интересными для использования в качестве мембран с высокой протонной проводимостью. В гироидной фазе присутствуют две непересекающиеся сетки наноразмерных ионных каналов, которые могут обеспечить эффективный ионный транспорт через мембрану даже в отсутствие макроскопической ориентации. Основным недостатком, препятствующим применению подобных самоорганизующихся систем, является их узкое окно термодинамической стабильности на фазовой диаграмме в зависимости от температуры и/или влажности. Установлено, что метастабильность кубической фазы может быть обеспечена за счёт локального упорядочения алкильных боковых групп, формирующих жёсткую физическую сетку, непроницаемую для молекул растворителя. Открытая возможность формирования гироидной фазы и её стабилизация может послужить отправной точкой для практического использования подобных самоорганизованных систем.

Реализован новый подход к изготовлению ионпроводящих полимерных мембран, в которых наноразмерные ионные каналы, имеющие заданный размер и топологию, организованы в структуры, обладающие дальним порядком. Следует отметить, что на сегодняшний день изготовление ионпроводящих полимерных мембран основывается на фазовом разделении в сополимерных системах, содержащих ионогенные фрагменты. При этом в силу полидисперсности и медленной динамики макромолекулярных цепей конечные морфологии фазоворазделенных систем не имеют ни дальнего порядка, ни определённой топологии. Для того, чтобы повысить селективность ионпроводящих мембран, предложен метод, позволяющий создавать наноструктурированные полимерные материалы с точно заданным размером каналов и их топологией. Метод основан на молекулярной самосборке низкомолекулярных амфифилов, имеющих реакционоспособные группы. При этом подход «bottom-up» состоит в предварительной организации молекул в жидкокристаллической фазе с последующей обработкой (например, отжиг в парах растворителя) и фотополимеризацией. Показано, что образование химически сшитых сеток значительно улучшает термическую стабильность мезофаз. Ионная проводимость полученных мембран зависит от поглощения воды, предшествующего реакции полимеризации. По данным ЯМР-диффузометрии коэффициент диффузии воды в мембране с биконтинуальными кубическими структурами может приближаться к значениям, типичным для коммерческих перфторсульфонированных мембран.

С использованием методов оптической металлографии, рентгенофазового анализа, растровой и высокоразрешающей просвечивающей электронной микроскопии (с возможностью энергодисперсионного микроанализа) исследованы особенности микроструктуры, фазового состава и закономерности высокотемпературной пластической деформации жаропрочных сплавов систем Ni-Cr(Х) и Fe-Cr(Х), полученных двумя методами аддитивных технологий: прямого лазерного выращивания и послойного лазерного синтеза. Впервые проведены сравнительные исследования закономерностей формирования и термической стабильности структуры, высокотемпературных механических свойств жаропрочных сплавов системы Ni-Cr(Х) и Fe-Cr(Х), получаемых аддитивными технологиями послойного лазерного синтеза и прямого лазерного выращивания. Показана возможность повышения жаропрочности и термостабильности микроструктуры получаемых методами аддитивных технологий жаропрочных сплавов за счёт нанофазного упрочнения (преимущественно силицидов размером 5–10 нм).

Разработан метод получения твёрдых частиц сульфидов металлов VI подгруппы in situ из эмульсий водных растворов прекурсоров соединений металла в углеводородной среде. Размер частиц дисперсной фазы при этом не превышает 140 нм. Установлены основные закономерности термолиза данных дисперсий, идентифицирован фазовый состав образующихся материалов. Показано, что модификация катализатора крекинга с помощью полученных эмульсий значительно влияет на закономерности превращения углеводородного сырья. В присутствии вольфрамсодержащих частиц наблюдается увеличение конверсии сырья на 6,7–7,2%, в основном за счёт увеличения выхода жирного газа и бензиновой фракции.

В рамках работы «Каталитический крекинг углеводородов в условиях наногетерогенного катализа» методом капельного термолиза приготовлены дисперсии каталитически активных частиц Al2O3 в углеводородном сырье. Полученные образцы охарактеризованы методами динамического светорассеяния (dynamic light scattering) и ИК-спектроскопии. Показана возможность получения наноразмерных дисперсий с размером частиц 2–3 нм, предложено их применение в наногетерогенном катализе крекинга углеводородов.

Проведена серия каталитических экспериментов по превращению прямогонного дизельного топлива на промышленном микросферическом катализаторе ИК-17-1 (НЗХК). Исследована возможность селективного крекинга нормальных парафинов в прямогонной дизельной фракции с получением топлива с пониженной температурой замерзания. Полученные результаты применимы для получения низкозастывающего топлива, соответствующего ГОСТ 305-2013, при низких операционных затратах.

Показано влияние размерного фактора дисперсной фазы каталитических суспензий на активность контактов в реакциях разрыва углеводородной цепи. Установлено влияние введения оксидных добавок в состав данных систем на характер молекулярно-массового распределения продуктов, образующихся в ходе синтеза Фишера-Тропша, показана возможность управления вкладом реакций разрыва длинноцепочечных парафинов в общее распределение продуктов реакции. В ходе работы по изучению каталитических суспендированных систем для осуществления синтеза Фишера-Тропша методами термопрограммированной адсорбции-десорбции СО разработана оригинальная методика анализа дисперсий in situ без извлечения металлсодержащих частиц из дисперсионной среды. Показано влияние температурного режима формирования каталитических систем на сорбционную активность металлсодержащей фазы суспензии в отношении моноокиси углерода. Установлено, что посредством управления сорбционной способностью активных центров катализатора возможно оказывать влияние на селективность катализатора в отношении образования бензиновой либо дизельной фракции углеводородов, образующихся по реакции Фишера-Тропша: увеличение времени пребывания реагента на активном центре способствует формированию продуктов большей длины цепи.

Получены оригинальные результаты по влиянию добавок водяного пара на процесс матричной конверсии углеводородных газов в синтез-газ с использованием конверторов матричного типа в сверхадиабатических условиях. Показано существенное снижение сажеобразования и стабилизация термодинамических режимах даже при небольших (до 5%) добавках водяного пара. Полученные результаты использованы для усовершенствования конструкции генераторов синтез-газа матричного типа.

По специальности «Фундаментальная и прикладная химия» при непосредственном участии студентов факультета разрабатывались следующие темы:
Антиоксидантные свойства водорастворимых пентааминокислотных производных фуллерена С60;
Влияние природы диизоцианатана на свойства полиуретановых плёнок на основе поли-ε-капролактондиола;
Влияние размера катиона на структуру и свойства анион-радикальных солей фталоцианинов;
Влияние состава композитного электролита на свойства потенциометрического газового сенсора;
Влияние ударно-волнового воздействия на реальную структуру алюминида никеля эквиатомного состава;
Влияние условий гидротермального восстановления пентаоксида ванадия щавелевой кислотой на структуру и морфологию наночастиц диоксида ванадия;
Влияние условий синтеза на свойства наночастиц железа стабилизированных полимерными лигандами;
Влияние фуллеренсодержащих амфифильных (со)полимеров N-винилпирролидона на мембраны фосфатидилхолиновых липосом;
Влияние легирования на структуру и морфологию наночастиц VO2 при гидротермальном синтезе;
Волокна на основе высокопроницаемого мембранного полимера поли(1-триметилсилил-1-пропина): получение и свойства;
Гидратация сульфогрупп в перфторированной мембране Nafion-H – исследование методами 1Н ЯМР-спектроскопии;
Гидротермальный синтез наночастиц V2O5;
Зависимость взрывчатых свойств смесей нитрата аммония с дизельным топливом от соотношения компонентов;
Зависимость степени превращения эпоксидных групп в эпоксиаминном связующем от соотношения компонентов и от температуры отверждения;
Зарядовое состояние и стабильность эндоэдральных фуллеренов с трёхвалентными атомами металлов Y, Gd;
Изготовление и испытание графиметрического сенсора с полиметаллопорфиновым покрытием в качестве чувствительного элемента;
Изучение каталитических систем полимеризации метилметакрилата на основе триизобутилалюминия и ацетилацетонатов кобальта и железа;
Изучение кинетических закономерностей селективной олигомеризации этилена;
Изучение продуктов деполимеризации полистирола в углеводородной среде;
Исследование формирования структуры биокомпозитов на основе углеродных нанотрубок и стереокомплекса полилактида;
Использование механической смеси графита и нанокристаллического кремния в качестве анодного материала литий-ионного аккумулятора;
Исследование кинетических закономерностей полиприсоединения азидо-ацетиленовых мономеров типа АВ2 в неизотермических условиях;
Исследование особенностей электрохимического осаждения тонких плёнок CdTe из водных растворов электролитов;
Исследование перовскитных солнечных батарей на основе CH3NH3PbI3;
Исследование проводимости композитов кремний-графит как компонентов анодного материала литий-ионного аккумулятора;
Исследование способов снижения плавкости зольного остатка при газификации торфа в режиме фильтрационного горения;
Исследование структуры физико-химических и электрохимических свойств оксида графена, восстановленного различными способами;
Исследование устойчивости к отравлению СО низкотемпературной твердотельной каталитической системы на основе платинированного смешанного оксида титана и рутения;
Исследование фазового состава и термической стабильности водородосодержащих композитов сплава Mg-Ni с углеродным наноматериалом;
Источники тока на основе фотопроводящего твёрдого электролита PbSnF4;
Калибровка калориметра сжигания и проверка корректности её проведения;
Катионный комплекс [FeIII(3-OMe-Sal2-trien)]+ с диамагнитным анионом [Au(dddt)2]-: синтез, структура, свойства;
Матричная конверсия метана в синтез-газ с использованием кислорода в качестве окислителя;
Новый способ получения 2,5-дигидроксибензол- и 2,3-дигидроксибензол-1,4-дикарбальдегидов;
Оптические свойства полимер-стабилизированных холестерических смесей;
Квантово-химические расчёты малых магниевых кластеров и их гидридов методом функционала плотности;
Особенности самодиффузии воды в мембранах Nafion по данным метода ЯМР с ИГМП;
Получение и свойства полиуретановых эластомеров на основе неполных нитратов циклодекстрина и некоторых энергетических производных олигомеров оксетана и оксирана;
Получение катализатора гидрирования/дегидрирования на основе карбида молибдена;
Получение композитного аэрогеля TiO2/графен и исследование его фотокаталитической активности на примере фотодеградации Родамина Б;
Получение нанопорошков кремния и изучение взаимодействия их с азотом и кислородом;
Получение новых гетерометаллических координационных соединений на основе комплекса Er(III) с пентадентатным (N3O2) лигандом 2,6-диацетилпиридин-бис(семикарбазоном);
Превращение этанола и растительного масла в алкановые и ароматические углеводороды в присутствии Au-Pd/ZSM-5/Al2O3 катализатора;
Разработка и исследование цитоксичности новых соединений на основе дикарбоновых кислот;
Разработка метода анализа антиоксиданта 4,4-ди-трет-бутилдифениламина и его применение;
Разработка метода жидкофазного синтеза коллоидных квантовых точек InP с высоким квантовым выходом люминесценции;
Разработка методов химической модификации хлоринов для таргетной фотодинамической терапии опухолей;
Разработка новых подходов электродугового синтеза сажи с высоким содержанием высших фуллеренов С76, С78, С80, С82, С84, С86 и др.;
Разработка плазмохимического метода получения нанокристаллических оксидов никеля, циркония и иттрия;
Разработка технологии низкотемпературной активации плёнок теллурида кадмия;
Распыление и осаждение углеродных плёнок при обработке поверхности титана ускоренными ионами С60;
Расчёт потенциалов окисления производных 2,2,6,6-тетраметилпиперидин-1-оксила и 2,2,5,5-тетраметилпирролидин-1-оксила в растворе квантово-химическими методами;
Синтез 1,10-бис[(2-стирилхинолин-8-ил)окси]декана;
Синтез 1-трихлорсилил-1-триметилсилилэтена;
Синтез бифункционального азидного реагента на основе 4-пиридилбороновой кислоты для «click»-модификации терапевтических олигонуклеотидов;
Синтез гексахлорфталоцианина дихлорида олова (IV);
Синтез диады мезо-замещённого коррола с фталоцианином олова (IV) и исследование её физико-химических свойств;
Синтез диоксида титана, допированного диоксидом церия (Ti1-xCexO2);
Синтез дисульфида вольфрама в наноразмерной форме;
Синтез железосодержащих композиционных материалов на основе полимеров;
Синтез и анализ фотофизических свойств конъюгатов гиалуроновой кислоты с красителями 5-аминофлуоресцеином и рубоксилом;
Синтез и изучение оптических свойств фталоциановых ИК-абсорберов;
Синтез и исследование 4,5-[(3,4-тетрагидротиофен-1,1-диоксид) этилендитио]-1,3-дитиол-2-тиона;
Синтез и исследование анион-радикальной соли трифенилкоррола;
Синтез и исследование анион-радикальных солей фталоцианинов тианила и ванадила;
Синтез и исследование комплексных соединений диоксотетрацианоренат-иона с органическими катионами;
Синтез и исследование новых протонпроводящих полимер-полимерных нанокомпозитов на основе Nafion и сульфированного полистирола;
Синтез и исследование производных фталоцианинов с расширенной p-системой;
Синтез и исследование процессов формирования новых макромолекулярных нанообъектов – высокоразветвленных поли(уретан-со-триазолов);
Синтез и исследование свойств вододисперсионных полиуретанов на основе удлинителей цепи различной природы;
Синтез и исследование хитозан-полинитроксилолов;
Синтез и метатезисная полимеризация фторсодержащих трициклононенов;
Синтез и физико-химическое исследование ZnO/Al2O3 и катализатора для процесса получения бутадиена из этанола;
Синтез карбоксилатных и хлоридных комплексов платины и меди – предшественников активных ионов для реакционной масс-спектрометрии;
Синтез катализатора алкилирования бензола пропиленом;
Синтез катализатора алкилирования изобутана олефинами;
Синтез катионных Fe3+ спин-кроссовер комплексов N4O2 типа с парамагнитными бис-дитиоленовыми комплексами металлов (Ni, Fe) в качестве анионов;
Синтез коньюгатов гиалуроновой кислоты с хлориновыми красителями;
Синтез металлокомплекса мезо-замещённого коррола с марганцем (IV);
Синтез мономолекулярных магнетиков на основе 3d и 4f металлов с лигандом 2,6-диацетилпиридинбис(семиоксамазид);
Синтез наночастиц диоксида ванадия гидротермальным методом;
Синтез низших олефинов на цеолитных катализаторах;
Синтез новых полиядерных координационных соединений на основе комплекса Ni(II) c пентадентатными (N3O2) лигандом 2,6-диацетилпиридинбис(семикарбазоном);
Синтез полифункциональных материалов на основе органических p-доноров с металлокомплексными анионами ReIV;
Синтез полифункциональных материалов на основе органических акцепторов с комплексами MnIII с основаниями Шиффа;
Синтез тетра(нафталопиразино)порфиразина железа (II);
Синтез Фишера-Тропша в присутствии наноразмерных кобальтовых систем в сларри-реакторе;
Синтез цеолитсодержащих катализаторов для получения жидких углеводородов из ДМЭ;
Синтез, исследование структуры и свойств триазатетрабензокоррола дигидроксида фосфора;
Создание нового поколения устройств оптической памяти на основе органических полевых транзисторов;
Сопряжённое окисление метана и этилена, инициируемое продуктами богатого пламени;
Спектральные и фотохимические свойства гибридной органо-неорганической системы на основе квантовых точек CdS и S-{11-[2-(E-2-антрацен-9-ил-винил)-хинолин-8-илокси]-ундецил}-тиуроний бромида;
Сравнительное изучение фотохимических свойств фталоцианина цинка и его производных;
Теоретические исследования строения и процессов литиирования поли(2,4-диазапарахинона) – органического катодного материала для литиевых источников тока;
Термическая деполимеризация полистирола в углеводородной среде;
Физико-химические свойства и строение координационных полимеров на основе непредельных карбоксилатов металлов;
Физико-химический анализ гибридных наноструктурированных модификаторов для укрепления грунтов;
Формирование наночастиц серебра в полимерной матрице амфифильного разветвленного сополимера N-винилпирролидона с диметакрилатом триэтиленгликоля;
Формирование электропроводящих композитов гидроксида никеля с углеродными наноструктурами;
Хромато-масс-спектрометрический анализ кластеров рутения, образующихся из биядерного оксосульфатного комплекса;
Электрокаталитическое окисление метаналя на нанокомпозитах «палладий-полипиррол» в водных и водно-спиртовых растворах;
Электрохимическое окисление ацетальдегида в водных и водно-этанольных растворах.

По направлению «Прикладные математика и физика» при непосредственном участии студентов факультета разрабатывались следующие темы:
Анализ и оптимизация матричной конверсии метана кислородно-азотными смесями различного состава;
Анализ электрохимического поведения кобальтата лития в зависимости от его морфологии;
Взаимодействие водорода с кварцевым стеклом при высоком давлении;
Газификация высокодисперсного топлива в фильтрационном режиме;
Дигидрид тантала – первый дигидрид переходного металла с гексагональной кристаллической структурой;
Дискретная модель для нелокальных процессов тепломассопереноса;
Диэлектрические исследования сорбции-десорбции атмосферного кислорода и воды на поверхности тонких полупроводниковых слоёв;
Затухание магнитного поля, находящегося внутри тонкостенной проводящей оболочки;
Изучение спин-переориентационного перехода в гематите методом эффекта Мёссбауэра;
Изучение физических механизмов высокотемпературной пластической деформации сплава системы Ni-Cr-W;
Исследование влияния стехиометрии на электрофизические свойства кестеритов Сu1-δZn2-xSnxSe4(CZTSe);
Исследование влияния стехиометрии на электрофизические свойства халькопиритов Сu1-δIn0.7Ga0.3Se2(CIGS);
Исследование времени задержки излучения радикала ОН во фронте ударной волны в ударной трубе при движении волн различной интенсивности через смесь O2-H2-Ar;
Исследование вычислительной эффективности различных способов интеграции реакционных механизмов большой размерности в уравнения Навье-Стокса;
Исследование зависимости времен жизни люминесценции коллоидных квантовых точек CdSe/CdS;
Исследование кинетики процессов рекристаллизации сплавов на основе системы никель-хром;
Исследование магнитной релаксации и низкотемпературного магнетизма в одноцепочечных молекулярных магнитах Mn(dapsc)Fe;
Исследование мембран Нафион с градиентным распределением кислых солей гетерополикислот в топливных элементах;
Исследование методом рентгеноструктурного анализа кристаллов соединений: Li4[каликс[4]арен сульфат]*8H2O, K4[каликс[4]арен сульфат]*9H2O, (NH4)4[каликс[4]арен сульфат]*6,5H2O;
Исследование механизма роста нанопроволок в сверхтекучем гелии;
Исследование неоднородностей во фронте детонационной волны жидких взрывчатых веществ;
Исследование обратимой реакции [2+2]фотоциклоприсоединения на примере бис-стирилбензохинолиновой диады;
Исследование процесса депарафинизации бензина на цеолитах методом хромато-масс-спектрометрии;
Исследование рабочих процессов при горении твёрдых топлив в ПВРД;
Исследование радиационной стабильности солнечных батарей;
Исследование структуры и свойств новых полиуретанмочевинных мультиблочных термоэластопластов и нанокомпозитов на их основе;
Исследование твёрдых топлив в обеспечении формирования облика ПВРД;
Исследование термостабильности субмикрокристаллического титана марки ВТ1-00;
Исследование устойчивости фронта фильтрационного горения бидисперсных топлив в наклонном вращающемся реакторе;
Исследование фотофизических свойств и фотохимической активности гибридных наноструктур на основе производных фуллерена и хлорина;
Квантово-химическое исследование реакций внедрения в связь типа MY2+H2→MY2H2 (M = C, Si, Y = H, F, Cl);
Квантовые корреляции в двухспиновой системе в многоимпульсном спиновом локинге;
Кинетические закономерности тепловыделения при термическом разложении 1,1-диамино-2,2-динитроэтилена;
Коллапс sII клатрата кремния при высоких давлениях водорода;
Компьютерное моделирование фёрстеровского резонансного переноса энергии в нанокластерах коллоидных квантовых точек;
Конкуренция зонного и прыжкового механизмов переноса носителей заряда в тонких плёнках Ge:Mn с перколяционным магнитным упорядочением;
Контроль чистоты тетрасульфокаликсарена методом ЯМР;
Латеральная диффузия в мембране эритроцитов по данным ЯМР с импульсным градиентом магнитного поля;
Мембраны для термопервапорационного выделения бутанола из водных сред;
Методы структурирования поверхности для снятия биопотенциалов;
Механизм двухфазного распада твёрдых растворов Pd-Au-H;
Моделирование закономерности сублимации твёрдого горючего в газогенераторе;
Наноразмерные сверхпроводящие структуры NbN для высокоэффективных однофотонных детекторов: исследование электрофизических свойств, состава и структуры;
Низкотемпературная ЭПР-спектроскопия высокоспиновых комплексов кобальта с необычной валентностью Co(III);
Низкотемпературная ЭПР-спектроскопия высокоспиновых тетраэдрических комплексов кобальта с высокой магнитной анизотропией;
Общность процессов спонтанного и вынужденного перемагничивания кластеров MnSb, внедренных в тонкие плёнки GaMnSb;
Определение влияния дозвуковых и сверхзвуковых сопел на формирование покрытий из аэрозольных струй порошков в вакууме;
Определение времени жизни свободных носителей тока в полупроводниках Cu-In-Ga-Se;
Определение протонной проводимости сульфосодержащих твёрдых электролитов;
Определение теплофизических характеристик и исследование кинетики полимеризации сверхразветвленных полимеров на основе энергоемких триазинов;
Определение теплофизических характеристик малых и сверхмалых количеств лекарственных препаратов с использованием метода сверхбыстрой калориметрии на чипе;
Оптический метод детектирования каталитического H/D обмена на нанопроволоках;
Оценка потенциалов ионизации материалов для органических светоизлучающих диодов методом фотоэлектронной спектроскопии на воздухе;
Оценка проницаемости биологических мембран для молекул воды с использованием метода ЯМР с импульсным градиентом магнитного поля;
Передача квантовой информации по спиновой цепочке с XY-взаимодействием с учетом градиента магнитного поля для адресации кубитов;
Переключение бистабильных магнитных состояний сплава (NdSmDy)(FeCo)В вблизи спин-переориентационного перехода;
Порфиразин как перспективная основа в создании соединений для диагностики и терапии онкологических заболеваний;
Разработка и анализ эффективного автоматического алгоритма редуцирования детальных кинетических механизмов термического разложения и окисления сложных углеводородных топлив;
Рентгеноструктурный анализ молекулярной и кристаллической структуры катион-радикальных солей на основе анионов ReF6, ReO4 и катионов 2,5-бис(1,3-дитиолан-2-илиден)-1,3,4,6-тетратиапенталена, бис(этилендиоксо)тетратиофульвалена;
Рентгеноструктурный анализ молекулярной и кристаллической структуры комплексов 3d и 4f металлов на основе каликсареновых и гексафторацетилацетонатных полидентатных лигандов;
Рентгеноструктурный анализ молекулярной и кристаллической структуры комплексов бис-(гексафторацетилацетоната)меди с нитроксильными радикалами;
Синтез и изучение электрохимического поведения катодных материалов ТОТЭ на основе купрата празеодима, допированного оксидом лантана;
Синтез и исследование физико-химических свойств слоистых оксидов с перовскитоподобной структурой на основе купратов РЗЭ;
Система алюминий-дейтерий при высоком давлении;
Создание квазиодномерной модели КС ГЛА с учётом химических реакций и длины смещения;
Спад свободной индукции и солид-эхо в двухспиновых системах;
Спектроскопия ЭПР квинтетного динитрена 1-фтор-2,4,6-трибром-3,5-динитренобензола, изолированного в твёрдом аргоне;
Сравнительный анализ фрагментации ядер при действии комплексов платины на опухолевые клетки M-HeLa и MCF-7;
Стабильность катион-радикала пиррола в неводных растворах электролитов;
Транспортные измерения нанонитей;
Ударная адиабата образцов алюминида никеля эквиатомного состава;
Фиксация излучения радикала ОН во фронте ударной волны в ударной трубе для случая гремучей смеси кислорода и водорода, разбавленной гелием с малой добавкой ксенона;
Флуктуационная проводимость в гибридных структурах сверхпроводник/ферромагнетик;
Формирование решётки параллельных квантованных вихрей в сверхтекучем гелии;
Штарковская ионизация атома водорода;
Эволюция ударных волн в горячепрессованном карбиде бора различного состава и спечённом карбиде кремния;
Электропроводность ударносжатого титана в области его фазовых и структурно-морфологических превращений.

Учебная работа. В 2017 г. состоялся 7-й выпуск. По направлению «Прикладные математика и физика»: дипломы бакалавров получили 15 человек, в т.ч. 6 – с отличием; дипломы магистров – 8 (5 – с отличием). Дипломы специалистов по специальности «Фундаментальная и прикладная химия» получили 11 человек, в т.ч. 7 – с отличием.
В рамках расширения преподавания гуманитарных курсов по выбору студенты факультета имеют возможность изучать китайский и немецкий языки, получая затем соответствующую отметку в дипломе. Также студентам старших курсов в рамках учебного плана были прочитаны лекции на английском языке.
Разработан и читается новый учебный курс «Основы автоматизированного конструирования», доработан курс «Общеинженерная подготовка».
Аспиранты факультета приняли участие в 9 стажировках в западноевропейских организациях, таких как European Synchrotron Radiation Facility (Grenoble, France) и Institut de Sciences des Materiaux de Mulhouse (CNRS UMR 7361, France).

Олимпиады. Проведён отборочный тур олимпиады «Ломоносов» по инженерным наукам 2017/2018.
Проведена III универсиада «Ломоносов» по фундаментальной физико-химической инженерии – Фестиваль инженерных проектов. Победители и призёры получили льготы при поступлении в магистратуру.

МГУ–школе. На факультете осуществлён 4-й набор слушателей-школьников 10–11 классов на платные очные подготовительные курсы. Подготовка ведётся по математике (ЕГЭ, ДВИ), физике (ЕГЭ, олимпиады, общая подготовка) и химии (ЕГЭ, олимпиады, общая подготовка).

Спортивные достижения. Проведен первый шахматный чемпионат.
Футбольная команда факультета завоевала II место на Кубке ФНМ 2017.

Публикации. С участием студентов и аспирантов в отечественных и зарубежных научных журналах опубликовано 145 статей. Сделано 157 докладов на конференциях, симпозиумах и съездах, опубликованы тезисы 81 доклада. По итогам выступления на конференциях студентами и аспирантами получены 7 дипломов за научные достижения.