МГУ–2017: Кафедра физического воспитания и спорта

Юбилеи. Юбилеи отметили:
Бурова Алла Константиновна, старший преподаватель, мастер спорта по прыжкам на батуте, многократный чемпион г. Москвы и призёр Всесоюзных соревнований, член сборной команды СССР по прыжкам на батуте. Работает на кафедре с 1980 г., отвечает за учебную и спортивную работу на историческом факультете. Подготовила множество спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников и судей по спорту. Разработала ряд методических рекомендаций для студентов. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой декана исторического факультета. Имеет почётное звание «Ветеран труда». Заслуженный преподаватель Московского университета.
Ворончихина Татьяна Константиновна, старший преподаватель. Работает на кафедре с 1964 г. На протяжении длительного времени являлась руководителем отделения гимнастики. Подготовила множество спортсменов от III до I спортивных разрядов. Более 25 лет была членом Учёного совета кафедры. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, благодарностью ректора МГУ, медалью «Ветеран труда». Заслуженный преподаватель Московского университета.
Гришина Светлана Михайловна, доцент, судья республиканской категории по баскетболу. Работает на кафедре с 1960 г. Более 30 лет являлась ответственной за спортивно-массовую и учебную работу на факультете журналистики, более 20 лет была членом Учёного совета кафедры, является председателем Совета ветеранов и заместителем председателя профкома кафедры. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта», медалями «Ветеран труда», «100 лет Профсоюзам России», грамотами МГУ. Заслуженный преподаватель Московского университета.
Давыдова Людмила Ивановна, старший преподаватель, кандидат в мастера спорта по плаванию и морскому многоборью, неоднократный призёр первенств СССР по морскому многоборью в составе сборной команды г. Москвы. Работает на кафедре с 1978 г. Подготовила 56 спортсменов I разряда и около 230 спортсменов младших разрядов. Под её руководством 800 студентов выполнили нормативные требования комплекса «Спортивный знак МГУ», около 400 – стали инструкторами-общественниками, а 300 – судьями по спорту. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой ректора МГУ, благодарностью ректора. Заслуженный преподаватель Московского университета.
Ерёмина Любовь Павловна, старший преподаватель. Работает в МГУ с 1975 г, на кафедре – с 1992 г. Отвечает за учебную и спортивную работу химического факультета. Проводит занятия со студентами по ОФП и лыжному спорту. За время работы подготовила большое число спортсменов-разрядников по лыжному спорту, инструкторов и судей по спорту, значкистов «Спортивного знака МГУ». Награждена медалью «Ветеран труда», Почётной грамотой ректора МГУ и Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Турова Татьяна Алексеевна, старший преподаватель, кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике. Работает на кафедре с 1981 г. в отделении гимнастики. Подготовленные ею студенты-гимнасты успешно выступают в спартакиадах вузов г. Москвы, являются неоднократными победителями и призёрами соревнований по спортивной и художественной гимнастике. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой Министерства спорта РФ. Имеет почётное звание «Ветеран труда». Заслуженный преподаватель Московского университета.
Фёдорова Надежда Андреевна, старший преподаватель. Работает на кафедре с 1978 г. На протяжении почти 40 лет отвечает за учебную и спортивную работу на механико-математическом факультете. Является автором методических разработок по подготовке гандболистов в условиях вуза. Награждена нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта», Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой ректора МГУ. Имеет почётное звание «Ветеран труда». Заслуженный преподаватель Московского университета.
Шачнева Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта по художественной гимнастике. Работает на кафедре с 1981 г. в отделении гимнастики. Проводит занятия с учебными группами, группами спортивного совершенствования, руководит центральной секцией художественной гимнастики. Под её руководством сборные команды МГУ по художественной и ритмической гимнастике успешно выступают в соревнованиях различного ранга и являются многократными призёрами и победителями Московских студенческих игр, чемпионатов России среди вузов. Продолжительное время являлась режиссёром-постановщиком массовых спортивно-концертных программ на Красной площади, в Кремлёвском Дворце Съездов, на крупных площадках и стадионах Москвы. Награждена нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта», грамотами и благодарностями Министерства образования и науки РФ, оргкомитета Всемирных юношеских игр, Международного лагеря «Артек». Имеет почётное звание «Ветеран труда». Заслуженный преподаватель Московского университета.
Ширяева Галина Борисовна, старший преподаватель. Работает в отделении спортивных игр с 1974 г., проводит занятия по общей физической подготовке со студентами учебных групп. Тренирует сборную команду МГУ по большому теннису, которая неоднократно становилась призёром первенств вузов г. Москвы и международных студенческих соревнований. Разработала учебную программу для групп спортивного совершенствования по большому теннису. Награждена почётным знаком «За развитие студенческого спорта в г. Москве». Заслуженный преподаватель Московского университета.
 
Наука. Научно-исследовательская работа проводилась по двум основным научным направлениям, включенным в перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований МГУ.
 
Направление 1. «Комплексное исследование динамики мозговых процессов для выявления сочетаний молекулярно-генетических и психофизиологических признаков, связанных с повышением функционального резерва организма
и улучшением здоровья»
(рук. чл.-корр. РАН А.Г. Тоневицкий, отв. исполнитель ст. преподаватель А.В. Исаев)
 
Исследовательская работа включала два раздела.
Раздел 1. Основная задача – поиск психофизиологических и поведенческих индикаторов, позволяющих количественно и качественно оценить степень развития антиципации у спортсменов. Фундаментальные исследования феномена антиципации, поиск новых методических подходов к изучению её механизмов и процессов формирования являются актуальными задачами современной психофизиологии. Особый интерес проблема антиципации представляет для спортивной деятельности, где вероятностный прогноз развития наличной ситуации имеет решающее значение для победы.
В проведённом исследовании участвовали студенты-спортсмены, занимающиеся вольной борьбой. Из них 30% имели стаж занятий от 3 до 5 лет, 70% – от 1 до 3 лет. В контрольную группу вошли студенты, не занимающиеся спортом. Средний возраст составил 19 ± 1,8 лет.
Предложена методика развития способности к антиципации для борцов. Процедура формирования навыка была основана на подкреплении правильного выбора поведения в смоделированной ситуации принятия решения в условиях множественного выбора. Стимулами выступали видеозаписи смоделированных ситуаций осуществления приёмов вольной борьбы. Параллельно проводились регистрация глазодвигательной активности и запись многоканальной электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
Результаты исследования продемонстрировали эффективность предложенной методики. Её использование в тренировочном процессе способствовало увеличению количества выполняемых борцами предвосхищающих действий по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Обучающие тренинги приводили к формированию знаний ориентировочных основ технических действий и самостоятельному воспроизведению их в практической тренировке на ковре. После прохождения тренингов снижалось количество ошибок и время принятия решения при выборе ответа. Экспертная оценка по основным квалификационным факторам показала их достоверное увеличение у членов экспериментальной группы.
В целом, полученные результаты свидетельствовали о том, что на психофизиологическом уровне наблюдалась редукция глазодвигательной активности при выборе правильных ответов в видеозаписи, сокращалось количество фиксаций и реверсивных саккад на тексте вопросов и ответов. Анализ параметров ЭЭГ показал постепенное снижение индекса активации мозга во время анализа моделируемых ситуаций и динамическое перемещение максимумов активности из лобных отделов в затылочные и теменные области по мере прохождения серии тренингов.
Раздел 2. Задача состояла в сопоставлении показателей реактивности кардиореспираторной системы у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. При проведении исследования базировались на известных данных о том, что спортивные физические нагрузки повышают функциональные возможности человека. Дополнительным фактором, способствующим улучшению, в частности, показателей работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, несмотря на высокоинтенсивные нагрузки спортсменов, может выступать учёт биологических ритмов в процессе спортивных тренировок.
Были обследованы студенты-спортсмены, занимающиеся борьбой и имеющие разный уровень спортивной квалификации (1-й и 2-й разряды), студенты, не занимающиеся спортом. Возраст испытуемых – 18–24 года.
Студентов-спортсменов обследовали в годичном цикле подготовки в четыре этапа: 1-й этап – осенний период подготовки (сент. – окт.);
2-й этап – зимний период, характеризующийся интенсивными физическими тренировками (дек. – янв.);
3-й этап – весна, период подготовки к соревнованиям (март – апр.);
4-й этап – лето, начало соревновательного периода (май – июнь).
Анализ показателей функционального состояния кардиореспираторной системы нетренированных лиц (контрольная группа) осуществляли в те же временные периоды года, что и обследование борцов. Использовали стандартные показатели, характеризующие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (ЧСС, МОК, САД, ДАД, ЖЕЛ, ЧД, МОД и др.).
Результаты исследования позволили проследить колебания проанализированных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, связанные с сезоном года, как у спортсменов, так и у не занимающихся спортом студентов. Сравнительный анализ данных, полученных в выборках спортсменов и не спортсменов, обнаружил значимо меньшие показатели ЧСС, САД и ДАД у спортсменов в состоянии покоя. Величины МОК у борцов были достоверно выше, чем у студентов, не занимающихся спортом. Преимущество студентов-спортсменов прослеживалось и по параметрам, характеризующим функциональное состояние дыхательной системы: у них была значимо выше жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) на всех этапах обследования, реже частота дыхания (ЧД), больше минутный объём дыхания (МОД). Отмечены различия сезонных колебаний показателей респираторной системы для исследованных выборок студентов. Так, в покое максимальные значения параметров функционального состояния дыхательной системы у студентов-спортсменов были выявлены в зимнее время (2-й этап годичного цикла тренировок), что, предположительно, связано с началом периода усиленных физических тренировок. Отмечено, что по мере повышения аэробных возможностей у спортсменов значимо снижалась частота сердечных сокращений (ЧСС) покоя. У студентов-не спортсменов лучшие значения проанализированных показателей выявлены в весенний период (3-й этап). Полученные материалы в целом послужили основанием для описания сезонных ритмов колебаний характеристик кардиореспираторной системы студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
 
Направление 2. «Совершенствование форм и методов физического воспитания и спортивного мастерства студенческой молодёжи»
(рук. профессора В.А. Уваров, Н.К. Ковалёв)
 
Тема 1. Лонгитюдное исследование физической подготовленности с целью совершенствования нормативов в различных видах испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: оценка трудности нормативных требований в беге на длинные дистанции(рук. проф. В.А. Уваров)
 
На основе многолетних исследований (2007–2016) физической подготовленности студентов I–II курсов, относящихся к основной медицинской группе, выявлена динамика изменений в отдельных тестах, характеризующих физические качества: быстроту, силу, гибкость, скоростно-силовую подготовку. Проведён анализ результатов тестирования по отношению к действующим нормативам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В исследованиях приняли участие 17 290 человек (из них 8465 мужчин и 8825 женщин). Программа тестирования состояла из бега на 100 м, прыжков в длину с места, подтягиваний на высокой перекладине (мужчины), на низкой перекладине (женщины), измерения гибкости из положения стоя на гимнастической скамье (результаты измерения фиксировались в сантиметрах вверх и вниз от уровня поверхности скамьи). Сравнение данных исследований различных лет проводились на основе расчёта средней арифметической величины, максимальных и минимальных значений результатов, стандартного отклонения и дисперсии.
Целью исследования в 2017 г. являлось изучение трудности нормативных требований Комплекса ГТО в беге на длинные дистанции: 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши). В тестировании приняли участие 644 студента (302 мужчины и 342 женщины). В результате анализа полученных данных было установлено, что нормативы действующего Комплекса в беге на выносливость доступны 56% юношей и 26% девушек. Для более полной характеристики трудности выполнения нормативов была предпринята попытка получения дополнительной информации о результатах выполнения нормативов на выносливость в различных вузах России. С этой целью был проведён анализ опубликованных данных, которые показали, что нормативы в беге среди юношей выполнили большее количество студентов МГУ. У девушек лучшие результаты показаны студентками Марийского госуниверситета. Из содержания публикаций следует, что при подготовке студентов к выполнению норм Комплекса ГТО во всех вузах применялась стандартная методика учебных занятий и лишь в Марийском ГУ использовалась трёхэтапная методика подготовки. Эффективность данной методики позволила уже на I курсе подготовить к выполнению норм в беге на выносливость 72% девушек, а на II курсе – 75%. Важно отметить, что произошло значительное увеличение (на 14,6%) количества выполнивших нормативы на золотой знак.
 
Тема 2. Исследование двигательных и познавательных функций студентов с учётом специфики физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных особенностей (рук. ст.н.с. Е.В. Будыка)
 
Исследования проводились по двум направлениям.
Направление 1. Проведён сравнительный анализ показателей зрительно-пространственных функций спортсменов групп айкидо и каратэдо с учётом пола испытуемых. Его актуальность определялась разноречивостью данных, представленных в литературе. В исследовании приняли участие студенты различных факультетов, занимающиеся в группах спортивного совершенствования по айкидо и каратэдо (19 девушек и 31 юноша с разными уровнями квалификации). Для оценки зрительно-пространственных функций использовали методики, направленные на изучение особенностей пространственной ориентации в «схеме тела» (методика «Рука»), а также возможностей ориентировки при наличии системы координат с опорой на упроченные знания (пробы «Часы» и «Компасы»).
Полученные данные свидетельствовали о том, что в обследованной выборке значимых различий показателей зрительно-пространственных функций не прослеживалось за исключением времени выполнения методики «Рука». Последнее было более продолжительным у спортсменок (106,5 ± 40,2 с против 96,3 ± 35,3 с, различия значимы). Другие характеристики выполнения указанной методики, включая полученные расчётным методом величины среднего времени одного верного решения, значимо не различались.
На фоне обнаруженного отсутствия значимых различий зрительно-пространственных функций у спортсменов разного пола, занимающихся боевыми искусствами, успешнее овладевали специальными навыками данных видов испытуемые обоего пола, имеющие лучшие характеристики зрительно-пространственных процессов.
Направление 2. Решало задачу выявления индивидуальных различий тактильной чувствительности, лежащей в основе комплексного специализированного восприятия, у студентов, занимающихся плаванием, в зависимости от уровня плавательной подготовленности и особенностей функциональной асимметрии.
Исходным пунктом было представление о том, что для совершенствования в различных видах спорта большое значение имеют специализированные восприятия, обеспечивающие лучшее отражение условий среды, в которой осуществляется спортивная деятельность. Одним из специализированных восприятий у пловцов является «чувство воды», под которым понимается сложное кинестетическое восприятие сопротивления воды. Очевидно, что основой формирования специализированных восприятий выступают различные виды афферентации и их сочетания, обеспечиваемые разными анализаторными системами. В возникновении и поддержании «чувства воды» у пловцов наряду с двигательным немалую роль играет кожно-кинестетический анализатор. Учитывая это, были проанализированы индивидуальные различия тактильной чувствительности, важной для обеспечения комплексного специализированного восприятия, у студентов, занимающихся плаванием. В исследовании участвовали 44 юноши, специализирующиеся по плаванию, занимающиеся в учебном отделении и в отделении спортивного совершенствования. Особенности функциональной асимметрии в мануальной моторной, слухоречевой и зрительной системах исследовали по методике Е.Д.Хомской, И.В.Ефимовой (1991), описывая их в виде профиля латеральной организации (ПЛО) моторных и сенсорных функций. Тактильную чувствительность оценивали на основании определения порога различения двух одновременных прикосновений. Измерения проводили на подушечках средних пальцев, а также на внутренних поверхностях правой и левой кистей испытуемого.
Результаты распределения испытуемых по типам ПЛО обнаружили, что среди обследованных студентов, специализирующихся в плавании, было 27% «чистых правшей», 55% праворуких, 11% амбидекстров, 7% леворуких. По сравнению с предыдущим исследованием обнаружена большая доля «чистых» правшей и меньшая – амбидекстров.
Анализ полученных данных не выявил значимых различий усреднённых показателей тактильной чувствительности для студентов групп учебного и спортивного отделений. В то же время была обнаружена тенденция уменьшения величины порога различения двух прикосновений в обследованных точках кистей у испытуемых, имеющих в латеральном профиле симметричные и левосторонние признаки. Последнее подтверждали и результаты корреляционного анализа, которые указывали на слабую связь показателей тактильной чувствительности с суммарным баллом оценки латерализации. Описанные данные продемонстрировали бόльшее влияние на индивидуальные различия тактильной чувствительности у пловцов специфики латерального профиля испытуемых.
Обобщение материалов свидетельствует об эффективности анализа индивидуальных особенностей двигательных и познавательных процессов студентов в зависимости от специфики их физкультурно-спортивной деятельности, а также латеральной организации моторных и сенсорных функций.
 
Координационный научно-методический Центр кафедр физического воспитания Евразийской ассоциации университетов. Под эгидой КНМЦ проведены конференции:
– всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе» (Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина). Издан сборник материалов;
– XV международная научно-практическая конференция «Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодёжи» (Ульяновский государственный технический университет). Издан сборник материалов;
– международная научно-методическая конференция «Физическая культура, спорт, туризм в жизни современной нации» (Иркутский государственный университет). Издан сборник материалов.
 
Учебная и спортивно-массовая работа. Обновлён и в значительной мере усовершенствован сайт https://www.sportmsu.ru, предоставляющий информацию по наиболее актуальным вопросам учебного процесса.
В 2017 г. введён новый порядок ликвидации задолженности по физической культуре для студентов, которую можно погасить в течение учебного семестра, а не только по его окончании. Через сайт организована электронная запись на дополнительные занятия по физической культуре и на различные спортивно-массовые мероприятия, проводимые в университете.
В кооперации с сайтом заработали две новостные ленты: https://vk.com/sportmsu, дающая информацию о результатах прошедших соревнований и событий и https://vk.com/msufanclub, анонсирующая ближайшие мероприятия.
Определён порядок организации и проведения спортивно-массовых мероприятий на спортивных сооружениях, находящихся в оперативном управлении кафедры.
В качестве пилотного проекта Учёным советом кафедры с 1 сентября 2017 г. введена балльная система оценки работы студентов по дисциплине «Физическая культура».
В рамках Спартакиады МГУ прошли межфакультетские соревнования по более чем 30 видам спорта, включая спортивные игры, лёгкую атлетику, единоборства, гимнастику, плавание, лыжные гонки.
Сборные команды МГУ приняли участие в первенствах вузов г. Москвы. В XXIX Московских студенческих спортивных играх команда МГУ заняла II место. Продолжает успешные выступления мужская сборная команда МГУ по баскетболу в рамках суперпроекта – Чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола.
Представители университета успешно участвуют и во внешних соревнованиях. На IX всероссийском фестивале студенческой молодёжи в г. Белгороде и в Спартакиаде Союзного государства в г. Бресте команда пловцов МГУ (М. Гарбуз, А. Беляева, К. Милутинович, М. Ашенгетвантрен) заняла II место.
 
Спартакиада Союзного государства. Брест
Фестиваль молодёжи. Белгород
Конференции. Преподаватели и сотрудники кафедры приняли участие в работе 6 научно-методических конференций. Было сделано 10 докладов, опубликовано 26 статей в сборниках научных трудов и журналах.