МГУ–2018: Философский факультет

Юбилеи отметили:
85 лет
Вертоградова Виктория Викторовна, профессор кафедры истории и теории мировой культуры.
80 лет
Гобозов Иван Аршакович, профессор кафедры социальной философии и философии истории, Заслуженный профессор Московского университета (2011).
Перминов Василий Яковлевич, профессор кафедры философии естественных факультетов, Заслуженный профессор Московского университета (1998).
70 лет
Гиренок Фёдор Иванович, заведующий кафедрой философской антропологии.
Караев Теймураз Муссаевич, профессор кафедры истории русской философии, Заслуженный профессор Московского университета (2015).
Кузина Елена Борисовна, доцент кафедры логики, Заслуженный преподаватель Московского университета (2005).
Момджян Карен Хачикович, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории, Заслуженный профессор Московского университета (2006).
Пороховская Татьяна Ивановна, доцент кафедры этики.
Яковлев Владимир Анатольевич, профессор кафедры философии естественных факультетов, Заслуженный профессор Московского университета (2011).
60 лет
Дзикевич Сергей Анатольевич; доцент кафедры эстетики.
Маркин Владимир Ильич, заведующий кафедрой логики, Заслуженный профессор Московского университета (2014).
Мелих Юлия Биляловна, профессор кафедры философии естественных факультетов.
Руднев Вадим Петрович, вед.н.с. кафедры философской антропологии.
Шаронов Дмитрий Иванович, доцент кафедры философии языка и коммуникации.
Шклярик Елена Николаевна, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов.
 
Наука. Завершены научно-исследовательские работы, выполнявшиеся в рамках государственного задания:
 
«Модернизация как тип социального изменения в условиях глобализации»
 
Основное внимание было уделено таким важным темам социальной философии как идеология и социальный прогресс. Исследования вопросов идеологии и общественного прогресса сегодня являются как никогда актуальными. Трактовка понятия идеологии порождает множество аналитических сложностей, учитывая, что этот феномен проявляет себя практически во всех сферах жизни общества, будучи неотъемлемой составной частью культуры. Требует прояснения и понятие общественного прогресса, а именно то, что является его субъектом и возможен ли он в принципе. Анализ понятия идеологии показал, что его следует трактовать как социализированное в массах ценностное и проектное сознание, программирующее политические действия, направленные на защиту фундаментальных потребностей и интересов, связанных с сохранением или переустройством социальных отношений внутри общества или между обществами. Сформулировано определение данного феномена в качестве особой формы духовной деятельности, включающей в себя проектные и ориентационные, ценностные и рефлективные компоненты, имеющей целью легитимацию социально-экономического и общественно-политического строя или его изменение.
 
«Русская философия: единство в многообразии»
 
Принципиальная новизна этой научно-исследовательской работы заключается в том, что она предполагает освоение традиций русской философской мысли во всём многообразии её течений, как рационалистически-ориентированных, так и религиозных, взятых на всем протяжении её развития, от Древней Руси до ХХ–ХХI вв. включительно, с опорой на новейшие зарубежные концепции русской философии, в т.ч., ранее не освещённые в отечественной научной литературе. Проанализировано главное ориенталистское сочинение С.С. Уварова – «Проект Азиатской академии», показана оценка проекта со стороны российских и западных мыслителей, обосновано сходство проекта с идеями евразийцев, мыслителей русского зарубежья ХХ в. Исследования учёных были посвящены цивилизационной идентичности России, актуальным аспектам наследия Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Грота, М.Н. Каткова, В.С. Соловьёва, В.В. Розанова, А.С. Хомякова, Л.И. Шестова.
 
«Философия культуры, основные этапы развития культуры»
 
Проделана работа, связанная с изучением философских аспектов основных этапов развития культуры, истории культуры – Античности, Средневековья, Ренессанса, Нового и новейшего времени, анализом ключевых категорий и учений, относящихся к области философии культуры.
Особое внимание было уделено рассмотрению отдельных аспектов философии музыки. В частности, раскрывается вопрос о принципах организации звуковысотных структур в гармонике – античной науке о свойствах звука и звукового пространства. Рассмотрены личность и творчество французского учёного и философа X в. Герберта; проведено сопоставление поэтики живописца Караваджо с идеями Бруно; исследована философия датского мыслителя С. Керкегора, и его двойственное отношение к политическим переменам 1848–1849 гг.
Подготовлены и представлены материалы к курсу истории европейской культуры 1790–1914 гг.
Проанализировано философское наследие П.А. Флоренского, вопрос об основных линиях влияния идей Н.Ф. Фёдорова на конкретную метафизику П.А. Флоренского, прежде всего на его концепцию времени и памяти. Рассмотрена концепция Ренессанса в работе «Джиордано Бруно» Л.П. Карсавина, кризис романа в интерпретациях К.В. Мочульского и В.В. Вейдле, критика формальной школы в трудах В.В. Вейдле, критика Л. Февра позитивистской парадигмы в рамках исторических исследований школы Анналов.
 
«Актуальные проблемы философии политики и права»
 
Проведены исследования в сфере совершенствования категориального аппарата и других когнитивных инструментов философии политики и права; оценка эффективности и применимости различных количественных и качественных методов исследования; сопоставление отечественных и зарубежных теоретико-методологических подходов, с целью разработки и развития актуальных подходов к указанной проблематике.
Особое внимание было уделено исследованию политико-философских и политико-правовых оснований, фундирующих современные интеграционные и дезинтеграционные, стабильные и нестабильные процессы, трансформации национальной, этнической, культурной, политической идентичности, связанные с вызовами современности.
Специфицированы смысловые пласты, составляющие содержание концептов политической власти и права; выявлена специфика исторических и современных интерпретативных практик, определяющих политику и право в качестве социальных регуляторов в условиях стабильного (эволюционного) и нестабильного (революционного) развития.
 
«Философия образования как область философского знания»
 
Выявлены основные проблемы, актуальные для развития философии образования как самостоятельной исследовательской области в России: проблемы соотношения глобального и национального в понимании целей развития образования; проблемы трансформации отношений между ключевыми субъектами образования; изменение процесса образования под влиянием новых технологий коммуникации; проблемы доступности образования, включённости в образование различных категорий населения; взаимосвязи образования с социальными установками населения. Рассмотрена философско-образовательная методология и её потенциал в исследованиях развития современной педагогической практики. Изучены процессы цифровой социализации во взаимосвязи с базисными (эпистемологическим, аксиологическим) аспектами философского анализа образования. Анализируется значение философской рефлексии для осмысления сущности современного парадигмального сдвига в образовании. Определены различные аспекты внедрения наукометрического подхода к оценке академической деятельности. На материалах межстранового исследования рассмотрена связь образования и энергосберегающего поведения жителей европейских государств. Проанализирована взаимосвязь межличностного доверия с наличием высшего образования у жителей европейских стран. Определены масштабы включённости россиян в получение дополнительного профессионального образования.
 
«Современные концепции философии языка и коммуникации»
 
Выделены два основных исследовательских направления: теоретическое и прикладное. В рамках теоретического направления проведено исследование концепций языка и коммуникации, выдвигавшихся различными отечественными и зарубежными философско-социологическими школами; проанализированы коммуникационные концепции; исследованы социально-философские основания коммуникативных процессов; исследованы субъект-субъектные и субъект-объектные взаимодействия; исследованы теории коммуникации с искусственным интеллектом и посредством искусственного интеллекта; рассмотрены процесс становления теории «больших данных» и вопросы этики «больших данных»; проанализированы структура и формирование обыденного сознания; исследованы пути развития личности.
В рамках прикладного направления проанализированы реальные процессы стратегических коммуникаций, достижения в сфере коммуникации с искусственным интеллектом и посредством искусственного интеллекта; разработана методология построения коммуникативных стратегий разного уровня; проанализированы реальные процессы использование «больших данных» как инструмента коммуникации и манипуляции и этические проблемы, возникающие в связи с этим; изучены ценностные предпочтения человека; исследованы новые феномены «сетевой культуры» – т.н. «клиповое», «торопливое» мышление, «вики-знание» и т.п.; разработаны методы выявления «фейковых новостей», противодействия проводимым с их помощью информационным атакам и манипулятивному воздействию.
 
«Философские проблемы естественных, математических и технических наук»
 
Проведены исследования по темам: «Научный реализм как стратегия обоснования современной науки», «Трансформация онтологической проблематики в современной философии науки», «Сравнительный анализ методологических подходов к исследованиям искусственного интеллекта», «Тренды XXI века в исследованиях искусственного интеллекта», «Специфическая комплексность проектов искусственных интеллектуальных функций», «Современные тенденции в области философии сознания и когнитивных наук».
Тематика «Трансформация онтологической проблематики в современной философии науки» получила развитие в направлении включения в область исследований философских, исторических и методологических вопросов химии, биофизики и когнитивных наук.
 
«Дискуссии о свободе воли в Московском психологическом обществе. 1887–1889»
(грант РФФИ)
 
Проведено исследование философии Л.М. Лопатина, в частности, его учения о причинности и свободе воли в контексте западной философии XIX в. и современной философии. Установлено влияние на Лопатина А. Риля и А. Бэна, проанализирована критика Лопатиным Ф. Ланге и А. Риля. Показано, что теория свободы воли Л.М. Лопатина является примером агентного либертарианства и имеет многие важные черты, свойственные либертарианским теориям XX–XXI вв. В частности, Лопатин использует аргумент, однотипный с аргументом представимости, известным сегодня благодаря Д. Чалмерсу. Этот аргумент Лопатин заимствует из «Истории материализма» Ф. Ланге. Сравнительный анализ аргументов Лопатина и современных философских концепций показал актуальность его идей для современной философии. Представления Лопатина о причинности близки взглядам современного философа Р. Суинберна, а его агент-либертарианская теория свободы воли содержит положения, которые защищали и защищают такие философы как Р. Чизом, Т. О’Коннор, Р. Кейн, К. Гине.
 
«Онтология и эпистемология в компьютерной культуре»
(грант РФФИ)
 
Проведено исследование способа существования виртуальных объектов, влияние, оказываемое широким вторжением IT-технологий и их продуктов на человеческую экзистенцию и на культуру, на медицинские и научно-исследовательские практики. Показаны возможности и пределы трактовки онтологического статуса виртуальных объектов как «подручного» в хайдеггеровском смысле (в отличие от наличного). Произведён обзор новейших отечественных и зарубежных публикаций, в которых к исследованию цифровой реальности применялись методы и понятия феноменологической философии. Показано, что феноменология плодотворна в исследовании проблем компьютерной культуры. Сформулированы основные принципы нового понимания субъекта.
1. Субъект традиционно определялся как обладатель знания. Теперь это субъект сообщества распределённых знаний.
2. Источники знания, его проверка и обоснование для субъекта принципиально в той или иной мере недоступны.
3. Критичность необходима современному субъекту, но в полном объёме она и невозможна для него, да и достижение предельной ясности, обоснованности, не входит в число его задач.
4. Если некогда Галилео Галилей гордо заявлял, что человеческий ум познаёт истинные геометрические доказательства с той же степенью достоверности, с какой знает их Бог, ибо большая степень в принципе недоступна, то современный субъект не имеет подобных претензий, и, что наиболее интересно и характерно, он и не рассматривает себя в сопоставлении с Богом.
5. Этот субъект стремится к коллективности, ищет вовлечённости, склонен создавать виртуальные объединения.
6. Если субъект классической философии безусловной взрослый и во всех проявлениях своих серьёзен, то субъект современной компьютерной культуры склонен играть при любой возможности, и даже любую серьёзную деятельность сопровождать игровыми элементами, красочными презентациями и т.п.
7. Современный субъект является компьютерозависимым и интернетзависимым. Ему некомфортно без виртуального посредника между собой и другим субъектом, между собой и объектами своей деятельности.
 
Учебная работа. Факультет осуществлял обучение по программам подготовки бакалавров и магистров на основе образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых МГУ для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования – «Философия», «Религиоведение», «Реклама и связи с общественностью», «Культурология» («Прагматика и менеджмент культуры»).
 
Подготовлены и прочитаны межфакультетские курсы:
– Введение в индоевропеистику (асс. О.А. Зотов);
– Герменевтика мифа (доц. Е.В. Фалёв);
– Еврейская философия Нового и Новейшего времени (проф. З.А. Сокулер);
– Логический анализ языка (проф. В.И. Маркин);
– Мифологические и религиозные образы в современной массовой культуре (доц. В.В. Винокуров, ст. препод. П.Н. Костылев);
– Наука и реальность (к.филос.н. А.А. Фурсов);
– Прагматика музыкального текста (асс. А.Г. Богомолов);
– Религиозно-философская эстетика русского зарубежья (ст. препод. А.Г. Рукавишников);
– Русская философия за рубежом (проф. М.А. Маслин);
– Теория и практика формирования убеждения (проф. Ю.В. Ивлев);
– Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье (доц. А.В. Миронов);
– Философия русского авангарда (проф. Ф.И. Гиренок, ст. препод. Н.Н. Ростова);
– Философия Серебряного века (доц. А.П. Козырев);
– Философия фотографии: теории и практики (доц. Е.А. Кондратьев);
– Этика общения (доц. Т.И. Пороховская);
– Сознание и мозг: последний рубеж.
 
Практика. Расширена база возможных мест прохождения практики студентами, обучающимися по действующим направлениям подготовки «Культурология», «Политология», «Реклама и связи с общественностью». Практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки.
Основными видами практик являются преддипломная и производственная – в образовательных учреждениях Москвы и Московской области и на факультетах МГУ; музейная – на базе учреждений музейно-выставочной деятельности и арт-бизнеса, в пресс-службах и отделах по связям с общественностью министерств и ведомств, местных администраций, в аппаратах политических партий, общественных организаций и неправительственных объединений, фондах, консалтинговых центрах и рекламных агентствах; крупных коммерческих структурах; в международных экономических и политических организациях; в средствах массовой информации.
Кроме того, студенты всех направлений подготовки в случае хорошей успеваемости имеют возможность пройти факультативно практику в рекомендованных учреждениях при наличии договора или соглашения, подтверждающего готовность организации принять студентов для прохождения практики.
 
Дополнительное образование. Организованы лекции и мастер-классы по популярным философским темам ведущих специалистов: «Современная философия сознания» (совместно с Центром исследования сознания), «Методы идентификации фальшивых данных и противодействия манипулятивным техникам», «Философия видеоигр», «Концепты современного искусства», «Университетский философский лекторий (для поступающих в аспирантуру)», «Индуизм и философия йоги», «Интернет вещей: философия цифровых технологий», «Практика эффективной аргументации», «Христианская мысль сегодня: между секулярностью и постсекулярностью».
Среди программ дополнительного образования – курсы повышения квалификации:
для врачей и лиц, чья деятельность связана с медициной – «Коммуникативные практики в современной медицине»;
для широкой аудитории – «Теория и индустрия моды», «Арт-рынок», «Модный бизнес»; «Прикладная эстетика и эстетическая экспертиза социальных проектов», «Философия искусственного интеллекта»;
для преподавателей вузов – «История и философия науки»; «Современные теории власти»;
для учителей и управленцев системы среднего образования – «Теория и методика преподавания обществоведческих дисциплин в школе»; Летние школы для учителей; «Содержание и методика преподавания курса «Основы мировых религиозных культур» на уровне начального общего образования»;
программы профессиональной переподготовки – «Связи с общественностью» и «Эстетика: арт-бизнес»;
программы MBA – «Арт-менеджмент», «Индустрия моды», «Корпоративное управление».
Преподавателям вузов факультет предоставляет возможность пройти повышение квалификации в форме стажировки (с выдачей свидетельства о повышении квалификации установленного образца).
 
МГУ–школе. На факультете работают довузовские образовательные программы, которые включают в себя обучение на очных восьми- и четырёхмесячных подготовительных курсах по обществознанию, истории России и русскому языку, а также программы дистанционного обучения по перечисленным дисциплинам и экспресс-курсы по обществознанию. Школьники 9–11 классов могут познакомиться с выбранной профессией и системой вузовской подготовки на занятиях в профориентационных школах:
– «Школа юного философа» знакомит с основными предметами философского цикла – историей философии, онтологией и гносеологией, этикой, эстетикой, социальной философией, философией культуры и религии;
– «Школа юного религиоведа» знакомит с религиозными традициями народов мира, раскрывает сложный мир религиозной культуры, истории и современного состояния религиозной мысли и практики;
– «Школа будущего специалиста по связям с общественностью и рекламе» знакомит с азами профессии;
–  клуб «Культурные среды» приглашает интересующихся проблемами современной культурологии.
Работает кружок «В поисках мудрости» для детей младшего (8– 12 лет) и среднего (12–16 лет) школьного возраста. Программа нацелена на развитие навыков критического мышления, логичного рассуждения, умения рационально подходить к разрешению проблемных ситуаций, расширяет кругозор на основе философского знания.
Ежегодной традицией стало проведение Летних школ для учителей обществознания, в программу которых включаются как лекции, так и мастер-классы ведущих преподавателей факультета.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– всероссийская научно-практическая конференция «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегия развития» (15–16 мая);
– всероссийская научно-практическая конференция «Запад-Восток-Россия: философские сравнения» (1 нояб.);
– IV всероссийская научная конференция «Типология культур и проблемы культурной памяти» (9 нояб.);
– II конгресс Русского религиоведческого общества «Понимание религии: исторические и современные аспекты» (19–20 окт.);
– международный форум «Маркс–ХХI», посвящённый 200-летию со дня рождения К. Маркса (17–19 мая);
– всероссийская научная конференция «Сердце отдаю детям: к 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского (25 окт.);
– научная конференция «“Мир цивилизаций” и “современное варварство”: роль России в преодолении глобального нигилизма. XVI Панаринские чтения» (8–9 нояб.);
– XVI международная научная конференция «Лосевские чтения. Философ и его время: к 125-летию со дня рождения А.Ф. Лосева» (17–20 окт.);
– XX международная научная конференция «Ильенковские чтения. Ильенков и Маркс» (19–20 апр.);
– XIV международная научная конференция «Аристотелевские чтения. Философия Аристотеля в контексте европейского и российского культурного самосознания» (23–26 мая).
 
Кандидаты наук 2018 г. Кандидатскую диссертацию защитил специалист по УМР кафедры логики Беликов Александр Александрович («Отношения следования в логиках с обобщёнными истинностными значениями и их формализация»).
 
Публикации.
 
Монографии
 
Алексеев А.Ю. Великая когнитивная революция свершилась, дорогие товарищи?!;
Апполонов А.В. Наука о религии и её постмодернистские критики;
Брызгалина Е.В., Аласания К.Ю., Вархотов Т.А. и др. Биобанкинг: социально-гуманитарные аспекты;
Вевюрко И.С. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли;
Ветушинский А. Во имя материи: критические и метафизические исследования;
Ивлев Ю.В. Квазиматричная (квазифункциональная) логика.
Костылев П.Н., Бабинцев Е.О. Кораническая антропология: основные аспекты;
Кротов А.А. Философия истории философии во Франции: проблема закономерностей в развитии интеллектуальной культуры;
Кузина Е.Б. Теория и практика аргументации;
Кузнецов В.Г., Егоров Ю.Д. Логика: основы рассуждения и научного анализа;
Мельников С.А. Введение в философию Аристотеля;
Северикова Н.М. Воинствующий философ. Хасхачих Фёдор Игнатьевич. О теории познания;
Яковлев В.А. Пролегомены к настоящему;
Peсhenkin A. The History of Research on Chemical Periodic Processes.
 
Учебники, учебные пособия
 
Лебедев С.А., Миронов В.В., Чумаков А.Н. и др. История и философия науки.