МГУ–2018: Высшая школа государственного администрирования

Наука. Программа научных исследований направлена на совершенствование учебного процесса и повышение качества подготовки выпускников, на решение конкретных практических задач социально-экономического развития страны; нацелена на развитие института государственной гражданской службы РФ и подготовку кадров высшей квалификации.
Приоритетные направления науки были отражены в тематике защищённых магистерских диссертаций:
 
Направление I. «Эффективное взаимодействие субъектов инновационного развития, бизнеса, власти и гражданского общества»
 
Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в процессе комплексного освоения территорий РФ: на примере ЯНАО;
Взаимодействие государства и бизнеса в управлении социально-экономическим развитием российских моногородов: на примере г. Лузы Кировской области;
Внедрение системы менеджмента качества в сфере здравоохранения;
Государственная поддержка предприятий малого бизнеса в РФ: на примере ООО «Тепло Казань»;
Государственная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в РФ;
Государственная политика в сфере работы с одарёнными детьми;
Государственное регулирование агропромышленного комплекса: на примере Волгоградской области;
Инновации в государственном управлении КНР: по материалам XIX Всекитайского съезда КПК;
Ключевые показатели эффективности профессиональной деятельности государственных служащих: на примере Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ;
Межведомственное взаимодействие субъектов в организации межевания жилых кварталов Москвы;
Организационно-экономический механизм становления и развития коллективного предпринимательства на региональном уровне: на примере Липецкой области;
Организация эффективной системы федерального государственного лесного надзора на землях лесного фонда;
Особенности формирования и перспективы развития Особой экономической зоны в Калининградской области;
Оценка эффективности государственных программ в сфере межнациональных отношений;
Повышение эффективности государственного управления в межотраслевых областях регулирования в РФ: на примере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Повышение эффективности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих: на примере Министерства промышленности и торговли РФ;
Преемственность в системе государственной власти в РФ;
Применение современных кадровых технологий в государственных и коммерческих структурах;
Природное и культурное наследие как фактор развития регионального туризма в РФ: на примере Алтайского края и Республики Алтай;
Пути повышения результативности деятельности государственных корпораций в РФ: на примере госкорпорации «Росатом»;
Пути повышения эффективности функционирования Камского инновационно-производственного кластера;
Пути совершенствования деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ: на примере АО Концерн ВКО «Алмаз-Антей»;
Развитие инструментов государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве в РФ;
Развитие лидерского потенциала российской молодёжи: организационно-управленческий аспект;
Реализация принципов открытости в государственном администрировании: на примере Министерства иностранных дел РФ;
Система индикаторов оценки инновационного развития страны: зарубежный и отечественный опыт;
Совершенствование государственного регулирования экономического развития Арктического региона РФ;
Совершенствование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в РФ;
Совершенствование механизма проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов: на примере деятельности Министерства юстиции РФ;
Совершенствование механизма ценообразования в оборонно-промышленном комплексе РФ;
Совершенствование управления персоналом проектных команд в государственном секторе;
Социальные медиа как инструмент информационно-коммуникационного взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом;
Управление рисками в системе государственного стратегического планирования РФ;
Фестивальное движение в контексте реализации государственной молодёжной политики;
Формирование инновационных компетенций у учащихся в системе общего и среднего общего образования в РФ;
Эффективность государственного регулирования малого бизнеса в сфере общественного питания: на примере Москвы;
Эффективность государственного регулирования малого бизнеса: на примере ООО «Mercada Group».
 
Направление II. «Стратегическое планирование в РФ»
 
Государственное стратегирование устойчивого развития регионов Северного Кавказа с учётом их этнокультурного разнообразия: на примере Республики Дагестан;
Организация системы стратегического планирования и контроля на предприятиях оборонно-промышленного комплекса РФ;
Стратегические приоритеты развития атомной отрасли в РФ: на примере госкорпорации «Росатом»;
Управление рисками в системе государственного стратегического планирования РФ.
 
Направление IIII. «Навыки управления на государственной службе»
 
Ключевые показатели эффективности профессиональной деятельности государственных служащих: на примере Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ;
Повышение эффективности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих: на примере Министерства промышленности и торговли РФ;
Профессиональное выгорание на государственной службе: профилактика и механизм преодоления;
Факторы формирования образа государственной гражданской службы в РФ.
 
Направление IV. «Государственная политика в цифровой экономике»
 
Внедрение системы блокчейн в процессы государственного администрирования;
Государственное управление цифровой трансформацией российской экономики;
Использование потенциала предприятия оборонного комплекса в решении государственной задачи цифровой трансформации российской промышленности;
Перспективы развития электронной торговли на межгосударственном уровне: на примере стран Таможенного союза ЕАЭС;
Применение технологии блокчейн в органах государственной власти: на примере Министерства финансов РФ;
Цифровая трансформация электроэнергетики РФ.
 
Учебная работа. Учебный процесс ведёт квалифицированный профессорско-преподавательский состав, в т.ч. 4 академика РАН, 10 докторов и 20 кандидатов наук. К преподаванию привлекались руководители подразделений Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, ведущие специалисты-практики министерств, ведомств и крупных бизнес-структур, академики и профессора РАН, МГУ, других ведущих учебных и научных заведений Москвы, руководители органов власти различных уровней и бизнеса, известные российские и иностранные учёные и практики, обладающие опытом управления на государственной и муниципальной службе.
Студенты слушают курсы: Административное право России; Государственные финансы; Инновационный менеджмент в государственном администрировании; Коммуникативный менеджмент на государственной службе; Методы программного и проектного государственного управления; Навыки управления на государственной службе; Проблемы международного государственного управления; Программно-целевое планирование и управление; Процесс принятия и реализации управленческих решений; Публичный и персональный менеджмент; Риск-менеджмент в государственном управлении; Современные проблемы государственного администрирования; Стратегическое планирование и прогнозирование в государственном управлении; Управление изменениями в административной сфере; Управление человеческими ресурсами на государственной службе.
Часть управленческих практикумов, отрабатываемых магистрантами в ходе обучения: Деловой этикет: имидж успешного менеджера; Жёсткие переговоры; Коммуникации в организации; Конфликт в организации; Мастер переговоров; Мотивационный менеджмент; Навыки по управлению временем; Подготовка и проведение презентаций; Практический менеджмент; Прикладные методы экономического анализа; Принципы результативных менеджеров; Публичное выступление; Рациональная организация рабочих мест; Собственная психологическая устойчивость и противостояние манипуляциям; Создание эффективной команды; Стратегии письменных коммуникаций; Умение строить отношения с ключевыми фигурами; Управление изменениями; Управление организационным поведением; Управление собственной карьерой; Управленческие ошибки руководителей; Эффективное принятие решений.
 
На факультете выступили с лекциями:
– «Менеджеры и творцы в культуре: кто главнее?! Опыт России, США, Европы, Азии» И. Янбухтин (12 марта).
– «Государственная военная политика РФ» Г.В. Иванов (26 марта).
– «Евразийский экономический союз. Преимущества и препятствия на внутреннем рынке» Д.Ю. Хоршева (24 сент.);
– «Состояние и перспективы развития взаимодействия России и США» Л.Н. Доброхотов (1 окт.);
– «Стратегическое лидерство профессионалов в управлении и бизнесе: наука, практика, эффективность» А.Н. Карпенко (12 окт.);
– «Онтология и практическая цифровая экономика» В.П. Куприяновский (29 окт.);
– «Принципы правового государства в административных процедурах» К. Экштайн (19 нояб.);
– «Системы управления национальными проектами: состояние и перспективы» Н.И. Ильин (26 нояб.).
 
Выпуск. Проведён 11-й выпуск магистров. Дипломы получили 46 человек, среди которых представители 15 регионов России и Китая. К достижениям магистерской программы можно отнести вхождение её в шестерку лучших среди программ по государственному администрированию региона Восточная Европа согласно проведенному рейтингу Международного рейтингового агентства Eduniversal (Международный рейтинг проводился среди 4000 магистерских программ в 154 странах мира).
Более 40% выпускников уже находились на государственной гражданской службе и занимали должности от ведущего специалиста до советника и начальника департамента. По состоянию на июль ‒ 70% выпускников были трудоустроены, 14 человек находились в стадии трудоустройства.
Всего за время реализации программ дипломы различного уровня на факультете получили более 1000 выпускников, в т.ч. – 418 магистров.
 
Практика. В 2018 г. профессиональную практику магистранты проходили в Совете Федерации РФ, Министерстве финансов РФ, Министерстве экономического развития РФ, Министерстве промышленности и торговли РФ, Министерстве энергетики РФ, Федеральной антимонопольной службе РФ, Центральном Банке РФ, Федеральном казначействе РФ, правительстве Москвы, правительстве Московской области, администрации губернатора Московской области, Министерстве экономики Кыргызской Республики, мэриях и управах городов федерального, регионального и муниципального уровня.
Магистранты 2-го года обучения посетили Китай и прошли обучение и практику в Китайской академии управления, которая является образовательным учреждением в статусе министерства и входит в структуру Госсовета КНР (дек.). Эта практика организована уже в четвёртый раз.
Магистранты приняли участие в организации и проведении заседания рабочей группы при Комитете Совета Федерации РФ по социальной политике по подготовке предложений законодательного регулирования вопросов о молодёжи и государственной молодёжной политике в России. Они проанализировали сводную информацию 85 субъектов РФ о реализации программ и приоритетных направлений, непосредственно связанных с молодёжью. Информация включала в себя все аспекты деятельности законодательной и исполнительной властей субъекта – финансирование государственной молодёжной политики, законодательное обеспечение, существующее в субъекте на данный момент, молодёжные организации – их численность и деятельность, актуальные проблемы реализации государственной молодёжной политики. В задачи магистрантов входила координация с аппаратом комитета, разработка раздаточного материала для членов рабочей группы и организация самого мероприятия.
В рамках VIII пленарного заседания Палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ проведена образовательная программа «Система распределённых ситуационных центров – интеграционная платформа цифровой трансформации государственного управления» (19 июля). В заседании приняла участие председатель Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко. С палатой подписано соглашение о сотрудничестве в целях поддержки двухсторонних научных и образовательных контактов, осуществления научно-технических мероприятий, а также совместных исследовательских проектов.
 
Аспирантура. Первый набор в аспирантуру по направлению 38.06.01 «Экономика» по направленности (профилю) 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)» состоялся в 2016 г. В 2018 г. проведён третий набор – 7 человек. Аспиранты слушают курсы: «Государство в современной экономике: теории, концепции, модели», «Информационно-коммуникационное взаимодействие в системе государственного администрирования», «Проектный менеджмент в государственном секторе», «Экономика и управление народным хозяйством. Менеджмент», «Экспертно-аналитические методы проблемно-ориентированных исследований на государственной службе», участвуют в научно-практических семинарах, конференциях, вовлечены в исследовательскую практику и подготовку научных статей и научно-квалификационной работы.
На факультете разработана программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Экономика и управление народным хозяйством. Менеджмент» (проф. О.И. Маликова; проф. А.С. Карпенко, доц. Е.Ю. Антюхова).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– XXV международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2018. Секция “ Государство, бизнес, гражданское общество: стратегическое партнерство в современных условиях и взгляд в будущее”» (9 апр.);
круглый стол
– «Государство, наука, бизнес: стратегическое партнёрство в развитии электроэнергетики РФ» (2 марта):
научно-практические семинары:
– «Экономическая киберсистема как инструмент выхода из глобального кризиса» (12 февр., рук. проф. Е.Н. Ведута);
– «Государство и экономика: альтернативный взгляд с позиции системной парадигмы» (26 февр., чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнер).