Московская архитектурная школа – Школа Казакова

Точное время создания этой школы при Экспедиции Кремлевского строения неизвестно. Первые ученики перешли к М.Ф.Казакову от Баженова в 1774 и 1775 гг., но вряд ли он продолжал с ними систематические занятия. Сначала подготовка велась в рамках традиционного обучения в архитекторской команде. Школа сформировалась к середине 1780-х гг., когда здесь появились ученики бывшего Каменного приказа и команды Баженова с Царицынского ансамбля. Она всегда оставалась неофициальной, но преподавание в ней было поставлено настолько серьезно, что спустя годы бывшие ученики называли ее «архитектурным училищем».

Первоначально школа Казакова располагалась там же, где с 1768 г. находилась Кремлевская экспедиция, – в Потешном дворце Кремля. Вот как вспоминает об этом В.А.Бакарев, сын ученика Казакова Алексея Бакарева: «Отец мой еще при жизни своей родительницы был записан в Архитектурное училище, бывшее тогда в Кремле и находившееся в древнем корпусе нынешнего Комендантского дома; этот корпус был так уже ветх, что он грозил разрушением, и потому его поддерживали бревнами, которые упирали в его стены и стены Комендантского дома, более известного тогда под названием Потешного дворца. В этом-то столь опасном строении помещалось училище, где отец учился рисовать».

В начале 1790-х гг. из-за тесноты и аварийного состояния Потешного дворца зодчий перевел школу и команду в собственный дом в Златоустинском переулке, где была устроена «чертежная», в которой и происходило «учение арифметике, геометрии, рисованию и чертежам архитектуры». В 1792 г. Казаков предложил открыть здесь же и под «его же... главным надзиранием и смотрением» школу строительного ремесла. Таким образом, зодчий пытался создать учебное заведение нового типа – своеобразный комплекс по обучению архитектуре и строительному искусству, считая, что архитекторские ученики и ученики «мастерства» смогут «обучаться и заимствовать от сотоварищей».

В течение 1775–1801 гг. в команде и школе Казакова обучались более 30 учеников и почти половина их достигла звания помощника. Это свидетельствует о том, что обучение было очень эффективным. Сроки учебы сильно различались в зависимости от первоначальной подготовки, способностей и трудолюбия учеников. Так, И.Т.Таманскому для достижения звания помощника хватило года, И.Д.Мерцалову – 3-х лет, а Ф.В.Кликунову потребовалось целых 19. У Казакова завершали образование многие ученики других школ и команд. Например, Н.И.Козмин последовательно обучался в школе Каменного приказа, в команде Баженова, а затем у Казакова, где и получил звание помощника.

Занятия в основном вел сам Казаков. Он имел значительный педагогический опыт – преподавал рисование своим товарищам еще будучи учеником в школе Ухтомского. Использовал он и принципы организации учебного процесса и теоретические идеи Баженова. Зодчему помогали его помощники по команде – Р.Р.Казаков, И.В.Еготов. Лишь в 1796 г. в школе появился первый специальный «педагог при обучении... рисованию, начальных правил арифметики и прочего» – выпускник Петербургской академии художеств скульптор Захар Урядов (вместе с Казаковым он работал еще в баженовской архитекторской команде).

Летом 1801 г., незадолго до своей отставки, Казаков подвел итоги своей педагогической деятельности, устроив всем ученикам экзамен, по результатам которого большинству повысили жалованье, некоторых перевели в более высокий класс. Всего в школе-команде было три класса, означавших степень профессиональной подготовки ученика и уровень получаемого им жалованья. Высшим был первый класс.

Казаков фактически подготовил создание в декабре 1801 г. на основе его школы-команды официального архитектурного училища при Экспедиции Кремлевского строения (известного как Кремлевское архитектурное училище). Оно более 60 лет оставалось центром архитектурного образования в Москве, а возглавляли его в начале XIX в. ученики великого зодчего – Р.Р.Казаков, И.В.Еготов, А.Н.Бакарев. Роль М.Ф.Казакова в деле воспитания молодых зодчих высоко оценили современники. Вот что говорил главноначальствующий Экспедиции П.С.Валуев: «Знаменитейший и искуснейший архитектор Казаков... разделив талант свой на учрежденные и бывшие в его ведении архитекторские училища, наполнил не только Москву, но и многие города России хорошими архитекторами».

Подробнее

Назад