Науки составляют подлинное счастье. И.Ф.Литке

Речь
 
Науки составляют подлинное счастье
(перевод)
 
Милостивые государи!
 
Стремиться совершать великие дела, пламенно желать их, прилагать невероятные усилия для их достижения, это вне всякого сомнения чув­ство, идущее от самой природы, и присущее всем разумным существам. Человек вообще устремляет свои мысли к предметам, которые он рас­ценивает как самые благородные и самые достойные него самого. Но порой, соблазненный обманчивой видимостью, он утверждается в лож­ном мнении. Но сущность остается неизменной, и все способности его души и его разума объединяются, чтобы содействовать приобретению желаемого им блага. Эта истина находит свое подтверждение в том событии, которое сегодня разворачивается у нас на глазах. Мы видим определенное число лиц, заблуждающихся насчет предмета, который мог бы им понравиться, постигающих совершенно противоположные его стороны, и тем не менее стремящиеся принять его по той одной единственной причине, что они считают его самым достойным всех их забот и поисков. Все люди хотят быть счастливыми. Все, что ни делает­ся, совершается во имя счастья, каждый ищет его, желает его. Открыты тысячи дорог и все они ведут к той самой единственной цели, на кото­рую направлены желания всех человеческих существ. Сегодня одно дело, одна ситуация, завтра другая, но человек никогда на ограничива­ется узкими рамками, никогда он не бывает доволен тем, чем располагает, он всегда ненасытен в своих желаниях и поэтому он никогда не бывает слишком долго удовлетворен плодами своих изысканий. Едва достигнув каких-либо результатов, он начинает питать к ним отвраще­ние, обладание ими утомляет его, очарование пропадает, и то, что вначале притягивало все его внимание, вскоре становится низменным и презренным предметом. Именно в этом заключается печальная участь всех вещей, существующих в этом мире, цену и значимость которым одно лишь воображение. Наша бесконечно благородная душа бесконеч­но высоко возвышается над этими химерами. Ей требуются более дос­тойные цели. Я надеюсь вам доказать, милостивые государи, что одни лишь только науки представляют из себя предмет, способный привлечь внимание души и дать ей удовлетворение. Для того, чтобы неопровер­жимо доказать это высказывание, достаточно определить в чем соб­ственно говоря заключается состоит благополучие человека и указать средства для достижения этого благополучия. И тогда мы обнаружим, что науки наделены этим двойственным свойством и мы с удовлетворе­нием сделаем вывод, что они являются самым благородным и самым достойным предметом наших желаний.
 
Истинное благополучие есть ничто иное как продолжительное бла­госостояние и удовлетворение. Для того, чтобы добиться этого состо­яния столь обычно желаемого и столь редко достигаемого, необходимо знать подлинные блага, которые его образуют и уметь пользоваться ими; это талант мудреца, а этот титул присваивается людям, которые не прельщаются мнимым великолепием блестящей видимости, этого слиш­ком обыденного соблазна, а выносят основательное суждение и умеют отличать хорошее от плохого и выбирать наилучшие и наиболее корот­кие пути, чтобы достичь одного и покончить с другим. Но эта мудрость, эта осмотрительность, разве не идет рука об руку с науками или, чтобы лучше выразиться, не является ли она плодом этих наук? Именно науки, развивая наш колеблющийся разум, придают ему решимость и делают его способным познать счастье и наделяют его умением правильно рас­порядиться им. Именно они очищают истинные блага от шелухи, кото­рая скрывала их от наших взглядов и учат нас познавать их. Одним словом, это они указывают нам путь к счастью тогда, когда мы уже по­теряли всякую надежду. Итак, без всяких колебаний сделаем вывод, что если счастье представляет собой высшее благо, самую благородную, самую достойную цель наших желаний, то и науки также являются тем, что есть самого благородного и самого выдающегося. Я бы сослался, милостивые государи, если бы в том возникла необходимость на свидетельства людей самых бестолковых, самых неспособных, самых невежественных, но полных восхищения и уважения к самим наукам. Не зная их, они воздают превосходству наук и со всей очевидностью доказыва­ют, что науки являются источником мудрости. Но обратимся к деталям и рассмотрим науки более подробно, пусть даже коротко расскажем о их силе, качествах, достоинствах, наконец посмотрим, в каком состо­янии они пребывают, осмелюсь это сказать, со всех предпочтительных точек зрения, чем они могут вызывать наши желания.
 
Для того, чтобы представить доказательства сказанного мною, при­ведем пример, который может служить сравнением. Вспомним о самом величественном здании, которым когда-либо мог восхищаться весь мир, вспомним о великолепном храме Соломона. В течении многих лет на его строительстве трудились тридцать тысяч человек. Там были исполь­зованы самые красивые породы деревьев и камни самых совершенных форм. Искусство изнурило свои силы, если можно так выразиться, со­вершенствуя этот шедевр, причем не прибегая ни к одному из исполь­зуемых в нынешнее время инструментов. Материалы были так умело подготовлены, что не слышалось ни единого удара молотка. Это чудес­ное творение было плодом наук, оно было плодом мудрости и знаний Соломона, и разве можно не согласиться с тем, что эта мудрость, это знание изобретателя заслуживают бесконечно большего признания, нежели сам восхитительный Храм. Такова участь всех произведений по своей сути в сравнении с науками, которым они обязаны своим суще­ствованием. Именно благодаря наукам люди сумели изменить земной шар, определить положение районов, куда путешественники еще не смогли проникнуть. Именно благодаря наукам астрономы, поднявшись до небесного свода, определили, совершив точные расчеты, расстоя­ние от солнца до земли, верный и периодический путь этого факела вселенной и соразмерность сияния, которое он излучает на определен­ную часть земного шара, в то время как другая часть погружена во мрак. Отныне нам известно о расположении каждой звезды, мы измеряем их удаленность, мы с уверенностью фиксируем сколько миль их отделяет от нас, мы знаем их путь, их соответственное движение, то простран­ство, которое они занимают, и всеми этими бесценными открытиями мы обязаны наукам: они не ограничиваются тем, что рассказывают нам об устройстве мирового механизма, о расположении пружин, которые приводят его в движение, они предупреждают нас о его изменениях и сбоях, а их сила такова, что даже если предположить, что может слу­читься глобальное нарушение в земных элементах и телах, то подобная перемена не нанесет им никакого вреда. Науки одни лишь неуязвимы. Они защищены от ударов судьбы и от ошибок времени, смерть не разрушает их, они следуют за человеком вплоть до его могилы, они сопровождают его в туманное будущее вечности для того, чтобы, вне всякого сомнения, указать там на его счастье и на его славу. Одним словом, науки – это самая восхитительная вещь, благородная в своем принципе и по своему происхождению, ибо она черпает свое начало в бесконечности мудрости и в божественных познаниях. Науки благородны своими по­следствиями, поскольку без их помощи физически невозможно проде­лывать какие-либо серьезные исследования, рассудительно мыслить, производить что-либо полезное. Они благородны своими усладами и очарованием, которое их окружает, поскольку именно науки формиру­ют ум, развивают способность суждения, просвещают рассудок и утеша­ют душу.
 
Самые могущественные и самые прославленные монархи оказывают покровительство наукам, тем самым выражая подлинное свидетельство превосходству наук. Петр Великий, светлая ему память, использовал свои благодатные таланты и свой величественный гений, которыми наделили его небеса только лишь для того, чтобы развивать искусства. Он проявлял активность во всем, что могло содействовать их продви­жению и никогда не упускал ни единой возможности для их процвета­ния. Наша августейшая государыня, достойная дочь героического отца наук и искусств, также хочет стать им матерью. Убежденная в полезно­сти, она старается распространить их по всей территории своей импе­рии и помочь им пустить росток, если можно так выразиться, в сердце своих подданных. Это поистине славное начинание, которое к тому же придает новый блеск сиянию короны. Абсолютная повелительница са­мой обширной империи, она отнюдь не ограничивается тем, что осчаст­ливливает мудростью своих законов и своего правления. Она вдобавок хочет обогатить сокровищницу разума. Это самая благородная и самая великодушная забота из всех забот монарха, которая возносит его выше всех самых великих примеров. К стыду античных времен я говорю сле­дующее: Елизавету Петровну можно сравнить лишь с нею самой, перед ее добродетелями меркнут все примеры, которые нам предлагает исто­рия. Я вспоминаю о великих деяниях Семирамиды, о прекрасных свер­шениях Кира, о подвигах Александра Великого и многих других, блеск славы которых врезался в память и вижу лишь отдельные искорки вели­чия, героизма, великодушия, снисходительности к слабости, но чаще всего я не нахожу равной замены. В Александре гораздо больше ужасно­го, нежели героического. Он внушает больше ужаса, а вовсе не вызыва­ет уважение. Чужестранные народы боялись его, не испытывая никако­го почтения. Елизавета, обласканная своими соседями, обожаемая и благославляемая своими поданными, повсеместно любимая за грани­цей, вызывает в сердцах уважение и любовь. Какая же разница! Я вновь повторю: проницательность ее просвещенного ума, обширность ее познаний, ее мудрость, ее добродетельность вот те умелые труженики, которым она доверила возведение Храма, который она посвящает наукам и искусствам; основы этого Храма были заложены на наших гла­зах основанием нового Университета, который можно сравнить с за­ботливой матерью, которая принимает в свои объятия детей и несет их на руках, чтобы направлять их, руководить ими и оказывать им необхо­димую помощь. Потомство никогда не забудет об этом достопамятном дне и о тех преимуществах, которые он нам сулит. В будущем иностра­нец приедет в Россию, как в былые времена он приезжал в Египет, для того, чтобы постигать науки, которые русский позаимствовал у него лишь на определенное время, а через несколько лет Москва превратит­ся в новые Афины. Как бы изумились наши отцы, если бы они могли вернуться из тьмы небытия, с каким бы изумлением взирали они на чудеса, которых лишила их смерть, с какой бы радостью насладились бы они утехами золотого века, который возродили Петр и Елизавета. Эта мудрая государыня, внимательная ко всему тому, что может обеспечить воплощение в жизнь задуманных ею замыслов полезных для ее народа, эта августейшая императрица, особым знаком своего благоволения к своим поданным, остановила свой выбор на гражданине самом достой­ным для такой достославной должности как руководство этим выдаю­щимся заведением. Она выбрала милостивейшаго государя камергера Ивана Ивановича Шувалова, чье имя и титулы украшены также самыми восхитительными качествами сердца и ума. Именно его науки и искусст­ва всегда признавали своим меценатом и процветали благодаря его за­ботам. Какие только благодарения не должны мы воссылать небесам! Какую только признательность не должны мы выразить нашей госуда­рыне! Да исполнит всемогущий наши пожелания и осыплет ее своими драгоценными благословлениями. Да продлит он ее дни и преумножит славу ее царствования. Пусть небеса пошлют ей крепкое здоровье, постоянное счастье и неизменное удовольствие. Пусть всевышний так­же возьмет под свое покровительство всю августейшую семью и свя­щенную персону великого князя Петра Федоровича, Екатерину Алексе­евну и выдающегося отпрыска этой благородной ветви. Пусть вечность прольет свою благодать над этим новым заведением, над этим универ­ситетом, над гимназией, которую мы собираемся открыть. Пусть она благословит наши труды и дарует процветание нашему куратору. Что касается вас, милостивые государи, то я, до глубины души растроганный той снисходительностью, с какой вы соизволили уделить мне внимание и простить незначительность моих высказываний, могу лишь только вас поблагодарить от имени нашего куратора за ту честь, которую вы оказали университету, превратив своим присутствием это деяние в общенародное, а этот день – в торжественный. Что касается меня, верного и нижайшего поданного нашей милостивой и милосердной государыни, то я могу лишь своим усердием восполнить недостающие мне таланты, чтобы должным образом исполнять свои обязанности, которыми меня любезно соизволили наделить.
 
Впрочем, я надеюсь, милостивые государи, что вы присоединитесь ко мне, чтобы поблагодарить нашего директора господина Аргамакова за ту точность, с какой он выполнил все замыслы нашего куратора, и за ту заботу, с которой он за столь короткий срок и с таким успехом завер­шил все приготовления, которые требовали, как это представляется, гораздо большего времени. Все те, равно как и я, кто имеет честь нахо­диться под его началом, бесконечно обязаны ему. Если небеса удовлет­ворят наши желания, что его руководство будет долгим и по-прежнему благополучным, и он беспрестанно будет пользоваться всеми благами, которые можно по-справедливости пожелать тем, кто их также досто­ин как и он.
 (История Московского университета: вторая половина XVIII – начало XIX в. Сборник документов. Т. 1. 1754–1755 / сост. Д.Н.Костышин. 2006. С. 330–334)