Поиск формы

Обладавший прекрасным чувством монументального стиля, Б.М. Иофан в своих эскизах определил идею замысла сооружения. Прототипом высотной части послужили сразу несколько зданий Нью-Йорка, виденных Б.М. Иофаном еще до войны во время творческой командировки в США. Однако неизбежное сходство с американскими зданиями зодчий постарался ослабить, предусматривая размещение скульптурной композиции наверху центрального объема. Кроме того, существует свидетельство, что Б.М. Иофан компоновал высотную композицию, руководствуясь устной просьбой Сталина «сделать университет по возможности именно русским зданием». (Автограф СА России. 2005. № 4. Май. С. 16-17).

 

Б.М. Иофан. Варианты здания МГУ (больше изображений).
 
А.Н. Несмеянов вспоминал, как познакомился и встречался с Б.М. Иофаном:
 «…Я бывал у него, пил очень вкусный кофе, за которым излагал ему свои мысли по поводу «высотного здания МГУ», как это официально называлось, а по сути дела университетского городка с главным высотным зданием. Основная мысль заключалась в том, чтобы как можно больше кубатуры в городке отдать не высотным зданиям. Допустимо размещать в высотной части МГУ лишь парадные помещения, массовые аудитории, жилье и такие факультеты, где не производят работы с точной измерительной аппаратурой: математический, географический, геологический.
Как я уже говорил, гуманитарные факультеты решили оставить на Моховой, и мне передавали, что это встретило одобрение Сталина. Народ, дескать, привык, что университет в Москве на Моховой. У Иофана начало вырисовываться ориентировочное распределение объемов. Факультеты физики, химии, биологии размещались в отдельных зданиях. Это открывало доступ к высотному зданию...»
(Несмеянов А.Н. На качелях ХХ века. М., 1999. С. 123).
Высотку на Ленинских горах с самого начала рассматривали как важнейшую градообразующую доминанту Москвы, однако многие, и в том числе и ректор А.Н. Несмеянов сомневались, будет ли силуэт здания виден из-за бровки Ленинских гор.
 
По плану Иофана здание должно было разместиться ближе к реке.
 
Внимательное изучение макетов и перспективных планов убедило, что здание, расположенное у самой реки, проигрывает: не удастся построить перед его центральным фасадом зеленого партера, не будет перспективы, необходимой для четкого зрительного представления о здании. Не раз группа архитекторов побывала на Ленинских горах, с разных точек рассматривая местность. И, наконец, зодчие пришли к убеждению: здание следует расположить поодальше от излучины.
 

Авторы архитектурного проекта МГУ – действительные члены Академии архитектуры СССР Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, архитекторы А.Ф. Хряков, П.В. Абросимов - на фоне старого университетского здания на ул. Моховой. 1950-е.

3 июля 1948 года Б.М. Иофан был освобожден от проектирования здания университета, разработка проекта поручалась группе архитекторов под руководством Л.В. Руднева. Кроме того, для постройки комплекса теперь отводилась и новая площадка – на расстоянии 700 метров от существующего Рублевского шоссе в сторону юго-западного района.

С учетом нового местоположения Главного здания МГУ Л.В. Руднев переработал и эскизный проект. Новый участок более располагал к центрально-симметричной, а не к фасадной композиции здания, которой, в свою очередь, отдавал предпочтение Б.М. Иофан.

Для наглядной оценки масштабов будущего сооружения, в воздух было запущено несколько серебристых аэростатов, сохранившихся со времени обороны Москвы. Самый большой подняли на высоту 240 метров (запроектированная высота здания), другие послужили для обозначения восемнадцати- и девятиэтажных крыльев. Архитекторы, дежурившие в разных уголках города, видели еле заметные на горизонте точки и убеждались, что силуэт университетского здания будет виден издалека, оно действительно станет новой примечательной особенностью города. (Воронков А., Балашов С. Дворец науки. М., 1954. С. 137-138).

К работе над проектом МГУ Л.В. Руднев приступил с творческим коллективом состоявшихся авторов - С.Е. Чернышеым, П.В. Абросимовым, А.Ф. Хряковым и конструктором В.Н. Насоновым. Перечень их осуществленных и неосуществленных проектов хорошо известен в архитектурной среде. К середине 1948 года сам Руднев уже являлся автором нескольких проектов высотных композиций, в том числе конкурсного проекта здания адмиралтейства в Москве (1947) и проекта реконструкции центра Воронежа (1946). Чуть позже им был выполнен и проект реконструкции центра Сталинграда (1950). (Асс В.Е. и др. Архитектор Руднев. М., 1963. С. 75–78.).

 

Л.В. Руднев. Варианты здания МГУ (больше изображений)
 
Подлинной находкой авторского коллектива стало архитектурное решение четырех башен главного корпуса, расположенных вокруг центрального высотного объема. При кажущихся небольших размерах башни имеют высоту восьмиэтажного дома. Размеры башен были выбраны отнюдь не случайно, а определялись авторами из соображений пропорциональности проектируемого сооружения.
Сравнительная схема башенных элементов
Главного здания
Схема пропорционального построения фасада Главного здания
Авторы проекта Дворца науки придали пространственной композиции в плане очертания буквы «Ж». Это решение выглядело на первый взгляд необычно, однако являлось чрезвычайно удачным. Как правило, сооружения, состоящие из многих корпусов, имеют планировку, при которой здания соединяются друг с другом, образуя замкнутые темные дворы. Даже при высоте в пять-шесть этажей помещения, выходящие во дворы, получают мало света. Как же поступить? Вытянуть корпуса в одну шеренгу? Расположить по горизонтали? Но это бы непоправимо испортило архитектурную перспективу. А так комплекс зданий нигде не замыкается, не образует никаких дворов. Каждая сторона каждого корпуса является фасадом. (Воронков А., Балашов С. Дворец науки. М., 1954. С. 136).

Своеобразие силуэту здания придает и его родство с силуэтом кремлевской стены: создав поистине новаторское сооружение, авторы искусно запечатлели в его облике достижения русской национальной архитектуры, снискавшей славу в веках.