Слово о Московском университете: 1997

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И КУЛЬТУРА РОССИИ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Совета Учёных советов – Конференции МГУ. 25 января 1997 г.

При всём разнообразии взглядов на отечественную историю, на калейдоскоп событий, то объявляемых национальными праздниками, то вычёркиваемых из числа таковых, в русском календаре, тем не менее, остаются даты, на которые не покушается ни одна властвующая десница. Случившееся тогда, одинаково свято для всех живших когда-то и живущих ныне. Таким же – святым и почитаемым останется оно и для тех, кто будет после нас жить на земле, имя которой Россия.

Заглянем в «Учебную книгу русской истории» С.М.Соловьёва, написанную более века тому назад и предназначенную для гражданского и нравственного воспитания юношества. Там приведена хронологическая таблица из 76 важнейших событий в истории России, начиная с 862 г. – года возникновения Русского государства и кончая серединой прошлого столетия. В этой хронологии в одном ряду с Крещением Руси (988), Куликовской битвой (1380), рождением Петра Великого (1672), основанием Петербурга (1703), учреждением Академии наук (1724) стоит и основание Московского университета (1755).

Случайно или нет великий учёный, автор 29-томной «Истории России с древнейших времён», так высоко поднял значение этого события для судеб нашего народа и Отечества? Не потускнело ли оно по прошествии 242 лет на фоне других ярких и мощных свершений русской культуры?

Чтобы убедиться в том, что основание Московского университета причислено к главным вехам русской истории не случайно, достаточно вызвать в памяти древо российской культуры. Мы увидим в самых глубоких корнях его Московский университет. Почитайте предисловие к любой написанной истории художеств и наук в России. В первых же строках вы найдёте имена Московского университета и его людей. Всё это вместе взятое не может быть отнесено за счёт случайности и случайного. Можно случаем объяснить создание в Московском университете Российской академии художеств. Можно случаем объяснить создание в Московском университете Музея изящных искусств и Малого театра. Но нельзя случаем объяснить создание в Московском университете одновременно и Академии художеств, и Музея изящных искусств, и Малого театра. Можно каждый раз случаем объяснить возникновение по отдельности, например, Казанского университета в далёком 1804 г. и Ульяновского университета в близком 1995 г., Харьковского университета в 1805 г. и Московского физико-технического института в 1952 г. Но нельзя слепым случаем объяснить то, что на протяжении двух столетий всё это происходило при самом прямом и непосредственном участии Московского университета.

А ведь речь идёт о создании крупнейших центров образования и науки. Одни из них первоначально были нашими факультетами. В других стартовое ядро профессорско-преподавательского корпуса почти сплошь состояло из наших воспитанников. И таких центров науки, образования и культуры в национальном послужном списке Московского университета более 60.

Потому-то день основания Московского университета – великий праздник русской культуры. Он таковым был в прошлом, таков он сейчас и таковым останется в будущем. Однако, скорее, значение Татьянина дня как дня основания Московского университета ещё больше возрастёт, поскольку, несмотря на все превратности и суетность текущего момента, роль и вес настоящей культуры в жизни России и нашего народа велики. Я уверен, что мы получим больше духовных ценностей, чем имели, больше науки, чем имели, больше подлинной культуры, чем имели.

Если на эти непростые вопросы мы ответили – нет, не случайно, а закономерно – основание Московского университета относится к величайшим праздникам российской культуры, то должны открыть и секрет такой уникальной жизнеутверждающей стойкости Московского университета.

В IV главе «Евгения Онегина» есть слова, которые, как мне кажется, если и не дают буквального ответа на поставленный вопрос, то, по крайней мере, достаточно точно указывают направление, где его следует искать. Позвольте, я прочитаю короткий отрывок, содержащий эти слова:

Но тише! Слышишь? Критик строгий
Повелевает сбросить нам
Элегии венок убогий
И нашей братье рифмачам
Кричит: «Да перестаньте плакать,
Жалеть о прежнем, о былом:
Довольно, пойте о другом!»
Тут можно бы
Поспорить нам, но я молчу:
Два века ссорить не хочу.

Если сквозь эту пушкинскую метафору – «Два века ссорить не хочу» – посмотреть на Московский университет как на феномен национальной культуры, то станет понятно почему против дня 25 января 1755 г. как праздника никто и никогда не ставил знака минус.

Как феномен подлинной культуры Московский университет несёт в себе исключительно созидательное, творческое начало. Ему чужды какие бы то ни было разрушительные инстинкты. Да иначе и быть не может. Вспомним, ведь первоначально слово «культура» имело источником своим процесс выращивания растений, возделывания почвы. Следовательно, слово «культура» является для нас синонимом исключительно созидательной деятельности человека.

У Московского университета нет иного предназначения, как только созидать, взращивать, культивировать высеянные на его почву семена, будь то молодёжь, жаждущая приобщиться к настоящей человеческой культуре, или достижения «художеств и наук», которые нужно переплавить в достояние высокой культуры. Ни один, даже самый откровенный недоброжелатель Московского университета, не приведёт ни одного примера в противовес сказанному.

Я, конечно, не придаю сколько-нибудь серьёзного значения время от времени появляющимся нападкам на университет. Но не хочу обходить их молчанием, чтобы его не восприняли, как «молчание – знак согласия». Здесь всё банально. Просто, имевшие место в прошлом формы «всеподданейшего» или «классового» доноса на Московский университет переименованы ныне в «либеральный» донос.

Когда во времена Первой французской революции, содержатель типографии Московского университета Николай Иванович Новиков стал подозреваем в революционных замыслах, генерал-губернатор Москвы, князь Прозоровский, посчитал его сообщниками всех, кто тогда в университете служил. О том своём заключении и донёс непременно наверх согласно учреждённой инструкции. К сожалению, и в наши дни «прозоровские» не перевелись. К счастью, в обществе это хорошо понимают. Скажу больше. Мы благодарны руководству страны, которое понимает и принимает Московский университет таким, каков он есть. Свидетельством тому – новый указ Президента России, который расширяет автономию Московского университета. Нам нет теперь необходимости согласовывать и утверждать Устав университета. Мы сами его разрабатываем и принимаем, сами несём полную ответственность за собственные действия перед законом. В свою очередь, Московский университет энергично ищет пути и возможности содействовать продвижению реформ в России, свойственными ему средствами культуры, которые полностью исключают большие, средние и малые ссоры. Это – наша принципиальная линия.

В этой связи я считал бы уместным отреагировать на одну дискуссию, которая имеет самое непосредственное отношение к проблеме нашей культуры. Я имею в виду дискуссию о новой общенациональной «русской идее». Я не противник дальнейших научных разработок «русской идеи», но я не поддерживаю установку на искусственное изобретение в который раз очередной «общенациональной идеи», а точнее – господствующей идеологии. Не поддерживаю потому, что не верю, как меня убеждают, в то, что она многих помирит. Скорее всего, это ещё больше всех в России перессорит. «Государственное правило, – пишет Н.М.Карамзин, – ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Его поддерживает А.С.Пушкин, говоря: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Как ни печально, но нет у нас сегодня такого государственного правила, а непрекращающиеся попытки перессорить века и поколения, свидетельствуют, что ныне дикости, видимо, не меньше, чем образованности. Значит «партия культуры» действительно пока терпит поражение.

Я не поддерживаю мысли о создании новой общенациональной идеи и потому, что в моём понимании она у нас вот уже без малого три века как существует. Она выстрадана и успешно прошла испытания в практической жизни многих поколений национально достойных людей России. Эта идея исчерпывается одним-единственным словом – культура. Но для нас, со времён Петра I, синонимом слова «культура» было слово «просвещение» во всём многообразии его оттенков – просвещение научное, просвещение художественное, просвещение религиозное и так далее. Пётр I понял, что для русского народа кратчайший путь приобщения к достижениям наиболее развитых в экономическом отношении государств, к овладению эффективным хозяйственным механизмом лежит через обучение наукам и правилам хорошего тона, через культивирование уважительных отношений человека к человеку. Мы должны понять, что свернув с магистрального пути просвещения, пути, которым идут в будущее все справедливо причисляющие себя к цивилизованным страны и народы, окончательно и навсегда вычеркнем Россию из их круга. Это не пустые слова, хотя бы потому, что их сегодня вслух произносят все выдающиеся люди России.

Мераб Мамардашвили, наш выпускник и один из крупнейших философов страны, которую ныне стеснительно начали именовать «исторической Россией», наблюдая происходящее, незадолго до своей смерти, писал: «России свойственно иметь все недостатки современных явлений, не имея их преимуществ, т.е. самих этих явлений». Давайте действовать так, чтобы не одни недостатки от осуществляемых нововведений нам доставались. Быть может, нужно, наконец, понять, что 6 лет непрерывного спада и ухудшения положения дел в образовании и науке нельзя вразумительно объяснить, ни тем более оправдать «тяжёлым наследием», доставшимся от так называемой «исторической России». Давайте, наконец, честно и откровенно скажем, что многие недостатки преобразований связаны с тем, что при их проведении культуре, науке и образованию должной поддержки пока не оказано. Давайте, наконец, поймём простую истину. С тех давних петровских времен и до совсем ещё не пожелтевших календарей категория «просвещение», «просвещённость», «просвещённый» была в нашем народе наивысшей нравственной и практической оценкой как отдельного человека, так и государственной власти. «Учитель», «врач», «профессор», «студент», «просвещённый человек», «просвещённый монарх», «просвещённое правительство» – были высшими нравственными титулами. Восстановив эти наши национальные ценности и нравственные ориентиры, мы перестанем «ссорить века»! «В школе всё будущее России, – говорил обращаясь к императору Николаю II С.Н.Трубецкой, – и никакие жертвы, необходимые для её устроения и подъёма, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет». Повторял и буду повторять эти пророческие слова одного из величайших умов и патриотов России, ибо они правдивы и честны.

В своих выступлениях я не раз говорил о собственном времени Московского университета, которое измеряется его внутренними часами. Сегодня они отбили 242-й год со дня его рождения. Внешне год этот выглядит обычным, рядовым годом. Однако, тем уникальна и неповторима история Московского университета, что каждый год его жизни несёт в себе что-то особо значимое для нас и России, непреходящее, исторически весомое. Историческое значение этого года заключается в том, что он как порог отделяет Московский университет XX в. от Московского университета XXI в. Мы его перешагнём, когда юноши и девушки, ставшие нашими студентами и студентками в 242-м году летоисчисления Московского университета, выйдут из его стен специалистами. Именно они составят его первый выпуск в XXI в. Их дипломы будут помечены первым годом нового века и нового тысячелетия – 2001-м. Произойдёт это очень скоро – всего через 205 недель или 1434 дня. Но и сделать за эти дни предстоит невероятно много.

Мы живём в условиях, когда всё стараются подчинить рыночной экономике. Чтобы удовлетворить спрос на образовательные услуги Московский университет должен был бы принять 1 сентября не 3500 по утверждённому плану, а 15 тыс. талантливых ребят, пожелавших у нас учиться. Так почему бы не пойти навстречу спросу на Московский университет? Почему бы не помочь ему открыть новое дыхание? Реальной помощью могло бы стать строительство нового комплекса МГУ.

Ведь, собственно говоря, всегда Московский университет строился и создавался всенародно. Его самый первый комплекс – плод усилий правительства, народных пожертвований и собственных университетских вложений. Тем же путём университет восстанавливался после войны 1812 г. Как свидетельствуют очевидцы, «университетское здание почти полностью сгорело, лишилось всех перекрытий. Остались одни стены. Огонь уничтожил актовый зал с библиотекой и музеем при нём». Тем же путём прирастал он во второй половине прошлого века, когда на Девичьем поле в Москве был построен целый город для его медицинского факультета. Вспомним Московский университет сразу после окончания Великой Отечественной войны. Страна, понёсшая неслыханные дотоле потери, принимает и осуществляет решение о создании нового комплекса Московского университета, того, где мы сейчас находимся. Что это дало Родине? Сразу вдвое возросло число студентов. В период с 1951 по 1973 гг., т. е. за годы ректорства И.Г.Петровского, наш университет окончило около 100 тыс. специалистов. Для сравнения: до 1917 г. из университета вышло 40 тыс. специалистов, примерно столько же за период с 1917 по 1951 гг.

Что даст России строительство нового комплекса Московского университета на территории за Ломоносовским проспектом? Не буду называть цифры – они очень внушительны. Подчеркну другое, быть может более важное с точки зрения изменившихся государственных приоритетов. Построив новый комплекс, государство реализует в действительности гарантии, данные гражданам России на получение того образования, которое они хотят иметь. Получить образование в Московском университете хотят лучшие из лучших, талантливейшие из талантливых представителей молодой России. В вопросе о строительстве нового комплекса Московского университета есть и другая, не менее важная сторона. Она состоит в следующем. Какой бы «не исторической» не была нынешняя Россия по своим географическим контурам, она есть и будет важнейшим источником культуры для всех стран, вновь образовавшихся после распада «исторической России». Более того, нынешняя Россия есть и будет культурным оплотом для нового многомиллионного «русского зарубежья». Московский университет – крупнейший по масштабам подготовки студентов из «ближнего зарубежья» вуз России. В наших аудиториях и лабораториях более 2000 студентов и аспирантов из стран СНГ и Балтии. Новый комплекс Московского университета позволит многократно умножить эти связи. Думаю, что России это не безразлично.

Но вот на пороге век XXI. Каким он станет для России? Для Московского университета ответ очевиден: он будет для России таким, с каким багажом культуры и какой культуры пересечёт она рубеж веков.

Я заканчиваю Слово о Московском университете, приуроченное к 242-й годовщине его основания. В толковом словаре «слово» означает «единицу языка». Уверен, что в словаре русской культуры такое же значение имеют слова «Московский университет», а день его основания, как был, так навсегда останется в хронологии русской истории великим днём Русской культуры, науки и образования.