Слово о Московском университете: 1999

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: РОДИНА! ЧЕСТЬ! НАУКА!

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Совета Учёных советов – Конференции МГУ. 25 января 1999 г.

Сегодня Татьянин день – день основания Московского университета!

Для нас, его людей, этим всё или почти всё сказано о предмете происходящего торжества. Ежегодно в день 25 января мы отрешаемся на несколько часов от повседневной суеты, чтобы, собравшись вместе, поздравить друг друга, сердечно сказав: «С днём рождения, мой дорогой, мой единственный и любимый Московский университет! Счастья тебе и долгие века!»

Воспетый в стихах и прозе, увековеченный в камне и на холстах, запечатлённый в звуках музыки и на кадрах кинолент, Московский университет, первый и несменяемый символ интеллектуального могущества России, и в наши дни столь же ярок и притягателен для всех, кто видит смысл своей жизни в поисках научной истины и одержим стремлением поставить добытое знание на службу Отечества.

А таковых, каждый год приходящих в приёмную комиссию Московского университета со страстной надеждой осуществить свою заветную жизненную мечту, многие и многие тысячи. В июле 1998 г. у нас держало экзамен более 17 тыс. абитуриентов. Они приходят в Московский университет потому, как твёрдо знают – это то место в России, где их ждут, место, для них и только для них предназначенное. И это так.

Московский университет во все свои времена всем жаждущим научного знания и высокой культуры давал желаемое, щедро и бескорыстно наделял своих воспитанников богатством, накопленным в науках, наставлял в нравственности.

Московский университет притягивал и притягивает Молодую Россию потому, что она твёрдо уверена в профессиональной честности, гражданской ответственности и личной порядочности профессоров и преподавателей, которым бестрепетно вручает в ожидании отеческого руководства свои лучшие молодые годы и надежды на будущее. И не обманывается в этом. Московский университет воспитал для России множество людей, которые олицетворяют собой в народном сознании высшие воплощения учёности, духовности и бескорыстия, так высоко ценимые русским человеком.

Наши прекрасные юноши и девушки стремятся в Московский университет, движимые высокими идеалами патриотизма и чувствами преданности Отечеству. Идеалами и чувствами, в его стенах рождёнными и неразрывно связанными с именем первого и старейшего университета России.

Что ж, Московский университет может быть только счастлив тем, что, как и в былые годы, он олицетворяет собой вечно Молодую Россию!

Наверное нет нынче более популярной, чаще и горячее всего обсуждаемой темы, чем тема: «На рубеже веков», «На пороге XXI века», «На старте III тысячелетия». Все на эту тему говорят. Все строят прогнозы, кто оптимистичные, кто противоположного знака. Но все, тем не менее, надеются на лучшее, хотя каждый и понимает его по-своему. Московский университет также имеет своё представление о лучшем для себя, для России и нашего народа, надеется на то, что лучшие времена не за горами. Их приближению он решительно содействует.

В каком образе видится Московскому университету это лучшее?

Лучшее для России – это динамичное продвижение по естественному и исторически выверенному ею пути развития. А это – путь науки, образования и твёрдой приверженности национальным духовным ценностям и традициям. Идя именно этим путём, Россия за три с небольшим века превратилась из конгломерата удельных княжеств в мировую научную и культурную державу. Это ведь русские писатели – Толстой и Достоевский – среди наиболее читаемых в мире! Это русский балет Большого театра до сих пор остаётся никем не превзойдённым! Это российским умом созданы первые в мире спутники и лунники, первые атомные электростанции и реактивные самолеты «ТУ»! Наконец, кто бы и чтобы не говорил, это благодаря силе русского народа мир был спасён от угрозы гитлеровского порабощения. Русский народ стоял непреклонно и мужественно сопротивлялся тогда, как иные страны были повержены, опустились на колени и сдались на милость победителя.

Будучи сброшенной с этого естественного и исторически выверенного пути, наша огромная и богатейшая по своим природным и интеллектуальным ресурсам страна в одночасье скатилась в число прозябающих и нищенствующих государств с федеральным бюджетом на уровне сметы средней руки западной корпорации.

Почему? Думаю, что в значительной мере из-за того, что образование, наука, чувство здорового патриотизма оказались невостребованными. Я могу совершенно твёрдо и ответственно заявить с этой трибуны, что иной альтернативы, кроме как опоры на национальный интеллект, на отечественную науку, нашу культуру и высшую школу, у России нет.

Да ведь её нет ни у одной только России. Её нет ни у какой другой страны мира, думающей о будущем. Не из фантастических романов, а на основе всей практики XX столетия видно, что место в цивилизованном мире забронировано лишь для тех стран, которые делают и сделают своё хозяйство предельно науко- и информационно ёмким, а собственное население – высокообразованным и духовно здоровым. Странам, которые этого не поймут, придётся довольствоваться грустными воспоминаниями о далёком прошлом, когда все были равны в общем незнании и невежестве.

Я говорю с этой трибуны – Московский университет отчётливо осознаёт дилемму, перед которой оказалась Россия, а потому многократно умножит свои усилия, чтобы вместе со всем патриотически мыслящим большинством российского народа добиться для Отечества достойного среди других стран места в наступающем столетии!

Недавно ОО Н опубликовала «Доклад о развитии человека» за 1998 г. В нём дано сравнение стран по хорошо известному в науке «индексу развития человеческого потенциала», исчисляемому по средней продолжительности жизни, качеству образования, уровню реальных доходов. При ранжировании 174 государств Российская Федерация оказалась на 72-м месте. Первые места принадлежат Канаде, Франции, Норвегии, США, Исландии. Россия же соседствует с Оманом, Эквадором и Румынией. Но и на этом, прямо скажем, далеко не почётном 72-м месте, России удалось удержаться лишь благодаря высокой оценке качества образования, которое в процессе всем известных реформ не удалось окончательно развалить.

Не удалось во многом, если не в основном, по причине жёсткой и принципиальной позиции Московского университета. Это не пустое бахвальство и не желание порисоваться. Это факты, факты и ещё раз факты, причём факты всем хорошо известные. Этим мы можем только гордиться. Но при существовавшем в последние годы отношении государства к образованию и науке, России не грозит долго задержаться и на 72-м месте. Тем более нет оснований думать о возможности движения вверх по строкам этой таблицы. По оценкам ЮНЕСКО, Россия к началу XXI столетия станет, судя по всему, единственной из ведущих стран мира, в которой численность студентов на 100 тыс. населения существенно сократится.

М.В.Ломоносов обращаясь в лице И.И.Шувалова к высшей власти писал: «Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не такмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются». Иван Иванович прислушался, просветил императрицу. В результате дело развития образования и науки в России двинулось вперёд и начало давать свои ощутимые плоды.

Печаль наших дней не в том, что в России 1990-х годов не нашлось людей, готовых действовать «по Шувалову». Они были и есть. Печаль в том, что на властном Олимпе нас не хотели слушать и не слушали. Зато внимали тем, кто, нашептывая и повторяя, что «в России слишком много образования и много науки», хотел и довёл страну до научно-технического и культурного «дефолта».

Действительно, ещё совсем недавно государство, с всеобще грамотным населением, наукой и культурой мирового уровня, оказалось отброшенным на многие десятилетия назад. Сегодня России на рынке высоких технологий принадлежит 0,3%! Но это отнюдь не от того, что в России перевелись выдающиеся учёные и научные коллективы.

Российские учёные долго слушали речи из высоких кабинетов. Пришло время, чтобы и там были услышаны наши слова. Например, слова выдающегося нашего учёного и инженера, нашего современника, профессора университета академика А.Ю.Ишлинского: «Присутствие учёного в производстве незаметно, заметно его отсутствие». Вот точно поставленный диагноз всем болям и неустройствам российской экономики текущего дня, предельно деинтеллектуализированной, а от того быстро угасающей.

Ну, да ладно. Не верим своим, послушаем хотя бы чужих, но умных. Например, либерала из либералов, рыночника из рыночников «железную» Маргарет Тэтчер. «Хотя теоретическая наука, – поучала она собственное правительство и поучала правильно, – может приносить колоссальные плоды в области экономики, они абсолютно непредсказуемы. И потому об этих плодах нельзя судить по непосредственным результатам. Всё же ценность трудов Фарадея сегодня должна быть выше, чем капитализированный доход от всех акций на фондовой бирже... Наибольший полезный экономический эффект научного исследования всегда обусловлен достижениями в области фундаментальных знаний, а не поиском конкретных применений. Открытие транзисторов было сделано не индустрией по организации развлечений. Их открыли люди, работающие в области волновой механики и твёрдого тела. Атомная энергия была открыта не нефтяными компаниями с крупными финансовыми средствами... а учёными, такими, как Эйнштейн и Резерфорд».

Мне в последние годы не раз и не два приходилось подчёркивать то обстоятельство, что Московский университет никогда не мыслил себя в роли стороннего наблюдателя, когда на поле брани или на фронте труда решалась судьба Отечества. Московский университет всегда, когда требовалось полное единение национальных сил перед лицом нависших над страной угроз, первым показывал пример ответственного служения и гражданского мужества.

Так было в грозные моменты военного лихолетья 1812–1814, 1853– 1856, 1941–1945 гг. Так было в периоды ожесточенного внутреннего социально-политического противостояния 1825, 1905, 1917 и 1991 гг. Так должно быть и сейчас. Наше Отечество в опасности! Меру этой опасности, все последние годы скрываемой от народа за плотной завесой лжи и откровенного фарисейства, нашёл в себе мужество назвать вновь назначенный глава российского правительства Е.М.Примаков, первыми словами которого при вступлении в должность были: «Правительство, которое будет создано, должно особое внимание уделить единству России. Мы сталкиваемся с серьёзнейшей опасностью раздела на части нашей страны».

Опасность эту все здравомыслящие соотечественники ощущают, что называется «кожей спины». Но сейчас проблема уже не столько в диагнозе, сколько в абсолютно конкретных шагах и методах лечения постигшего Россию тяжёлого заболевания.

Ситуация не терпит промедления. Наступивший 1999-й год даёт немало возможностей для перелома неблагоприятного хода в движении страны. Прежде всего, потому, что этот год, я уверен, пройдёт в стране под знаком всеобщего внимания к российской науке. 28 января Российской академии наук исполнится 275 лет. Этот юбилей станет огромным праздником и для Московского университета.

У нас есть, чем порадовать отечественную науку. Не далее, как час тому назад, произошло событие именно такого ранга. Первый заместитель председателя правительства РФ Ю.Д.Маслюков разрезал ленту на дверях нового научного корпуса Московского университета. Мы открыли здание Информационно-аналитического центра, общая площадь которого составляет примерно 10 тыс. м2. Скоро в него придут сотни наших профессоров и студентов, чтобы в самых достойных и комфортных условиях продолжить свой исследовательский труд, существенно прирастить научный потенциал родного университета и всей нашей науки.

Согласитесь, что во времена, когда в стране всё ещё разрушение доминирует над созиданием, когда науку и образование продолжают теснить и обескровливать, строительство такого суперсовременного научного объекта событие – из ряда вон выходящее. Оно тем более незаурядно, что свершилось в условиях крайнего безденежья и потребовало преодоления всех мыслимых и немыслимых препятствий. Но всё уже позади. Позади, благодаря самоотверженному труду наших коллег по университету, которые всё-таки смогли сделать поистине бесценный подарок ко дню рождения своей АLMА MАTER! Сердечное им спасибо и наш общий низкий поклон!

Исключительно важной по своей значимости для безопасности России продолжает оставаться сфера образования как одна из краеугольных скреп единства и целостности страны. Мы много добились, борясь за высшую школу, защищая её от попыток обвальной приватизации и необдуманной регионализации. Сейчас на первый план выдвинулась не менее решающая борьба за среднюю школу. Школьные учителя оказались в ряду самых социально обездоленных.

Но не только проблемы с несвоевременной выплатой зарплаты заставляют учителей прибегать к несвойственным им акциям общественного протеста. В ещё большей мере учителя обеспокоены губительными экспериментами над школой, которые продолжаются вот уже более 10 лет. И как результат – массовый исход детей из школ уже на ранних её ступенях, бродяжничество и детская преступность. Ну, а известные псевдо новаторы, которые видят нашу школу не иначе как «отстойник», как «место хранения людей определённого возраста», настойчиво продолжают навязывать России свои из заграничных командировок привезённые образцы переустройства школьного дела.

Не так давно мне довелось присутствовать на торжестве в Академии наук, где крупнейшему американскому учёному Франку Прессу вручалась Большая золотая медаль Академии. Подчеркнув в своей благодарственной речи, что, как в США, так и в России основу их успеха в наступающем столетии будет составлять наука и техника, этот умудрённый жизненным опытом человек, сказал следующее: «Однако обе наши страны сталкиваются с определёнными трудностями, которые должны быть устранены для использования их полного потенциала. В отношении моей страны – это низкое качество обучения в рамках образовательной системы в течение первых 12 лет... Что касается вашей страны, это отсутствие в настоящее время разумной управленческой и экономической политики, которая позволит вам воспользоваться ведущим положением вашей науки и техники, а также вашими необычайно богатыми природными ресурсами».

Вот ведь парадокс, Франк Пресс, бывший советником президента США по науке, возглавлявший в течение 12 лет Национальную академию наук США, говорит нам, россиянам, повторюсь, «о низком качестве обучения» в школах его страны, а наши собственные пусть и экс-руководители образования настаивают на том, чтобы перекроить российскую школу на такой вот лад.

Московский университет уже сформулировал свою позицию по нашему школьному вопросу. Эта позиция нашла своё более чем конкретное воплощение в создании в прошлом году нового университетского факультета – факультета педагогического образования. Организуя его, мы думали не только о том, чтобы начать подготовку педагогов качественно нового уровня. Мы думали, прежде всего, о том, чтобы самым активным образом поставить потенциал Московского университета на службу народному образованию в самом широком его понимания, ещё сильнее укрепить одну из самых давних наших традиций – традицию похода университетских выпускников в учительство.

Должен сказать, что наши, ставшие традиционными для празднования Татьянина дня встречи с воспитанниками Московского университета, собирают всё более и более широкий их круг и оставляют неизгладимые по своей теплоте впечатления. Но наши встречи с выпускниками имеют и ещё очень важное для университета значение. Как-то уж повелось, но достижения и свершения Московского университета принято отмечать главным образом рубежами, взятыми им в науке и подготовке специалистов. Наверное, это в принципе верно, поскольку таково основное предназначение университета. Действительно, все знают о мирового уровня научных школах в естествознании и гуманитарных областях, возникших в этих стенах. Но мы то ли по причине скромности, то ли по причине необычности звучания, стесняемся говорить об университетских школах иного характера. А они в жизни России сыграли и играют исключительное значение.

Разве нет оснований говорить о том, что именно в Московском университете находятся истоки школы управления народным просвещением и образованием? Вспомним имя почётного члена Московского университета С.С.Уварова – выдающегося министра просвещения России. Или истоки школы российского парламентаризма? Вспомним имя С.А.Муромцева, выпускника юридического факультета, профессора университета, ставшего председателем Первой Государственной думы. С ним и вслед за ним в отечественный парламент последовали многие воспитанники Московского университета и ярко о себе там заявившие. Разве нет оснований говорить о том, что именно в Московском университете находятся истоки школы частного российского предпринимательства? Вспомним имена братьев Демидовых, Саввы Морозова и Саввы Мамонтова – воспитанников университета, чья благотворительная деятельность на ниве отечественной науки и образования и по сей день не имеет себе равных.

Разве нет оснований говорить о том, что именно в Московском университете находятся истоки российской школы градоуправления? Кто, как не наш воспитанник князь Владимир Михайлович Голицын и наш профессор Б.Н.Чичерин на заре зарождавшегося земства стояли у руля столицы нашей страны – Москвы.

Разве не от воспитанника Московского университета – Н.И.Новикова, основателя первой общероссийской газеты и первой российской типографии, ведут своё начало здоровые традиции в средствах массовой информации современной России?

Даже там, где казалось бы меньше всего можно ожидать увидеть «руку Московского университета», мы находим свои глубокие корни. Из наших – генерал-фельдмаршал Григорий Потёмкин. Из наших – отец отечественной водородной бомбы Андрей Сахаров. Из наших же – выдающиеся бойцы разведки – Алексей Филиппов, первый выведенный за рубеж российский нелегал, его же коллеги – Александр Орлов, Фёдор Папаров, Исхак Ахмеров.

Так что, дорогие друзья, в час, когда Россия оказалась в столь остром критическом положении, у Московского университета есть чем сослужить ей в очередной раз верную службу. И мы это сделаем.

Сегодня Татьянин день. Он изначально возник как внутренний праздник Московского университета. Но сразу с момента его основания этот праздник стал непрерывно расширять свои границы. Расширять не огнём и мечом, не обманом и фальсификацией отечественной истории. Он раздвигал свои пределы по мере того, как люди, выпестованные Московским университетом, расселялись по России, входя учителями в классные комнаты и лекарями во врачебные кабинеты обеих столиц и российской глубинки, постепенно обновляя собственным присутствием наше общество. Сегодня в России и за её пределами активно трудится более 80 тыс. воспитанников Московского университета.

Не будучи официальным признанным государственным праздником, Татьянин день по своей культурной и общественно-политической значимости давно уже превзошёл в умах и сердцах наших сограждан практически все праздничные листки календаря. И вот – первая ласточка. Благодаря постоянной поддержке Ю.М.Лужковым Московского университета мэрия Москвы внесла Татьянин день в число основных общегородских праздников столицы России наряду с праздником «Дня города». Теперь, как я представляю, дело за Федеральным Собранием. Мы предлагаем депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации последовать примеру Москвы и объявить Татьянин день общенациональным государственным праздником Российской Федерации.

Моё выступление подошло к концу. Поставить в нём точку я хотел бы следующим. В 1911 г. студенты Московского университета, солидаризуясь со 130 его профессорами и преподавателями, которые нашли в себе мужество гордо выступить против действий правительства, направленных на разгром высшей школы, в принятом воззвании заявили: «До сих пор московские академисты были молчаливыми зрителями, теперь же... мы поднимаем свой голос, призывая студенчество присоединиться к девизу: “Родина, честь, наука!”» Таков, дорогие мои друзья, простой и недвусмысленный по сути девиз русского патриотизма. Московский университет следовал ему изначально. У нас нет никаких оснований изменять ему сегодня.