Слово о Московском университете: 2001

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ДВА МИРА В ОДНОМ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Совета Учёных советов – Конференции МГУ. 25 января 2001 г.

Нынешний Татьянин день – первый в новом столетии и в новом тысячелетии. И уже потому он особенный, единственный, уникальный. Московский университет переступил невидимый порог смены веков, как и все в этом мире, с новыми ожиданиями и новыми надеждами. Но, переступив его, мы, естественно, обращаем свой взор в прошлое, пытаясь увидеть, что же университет оставил там, по ту сторону порога веков: что им сделано и остаётся с нами, что сделано, но исчезнет из нашей жизни навсегда, что в силу исторической традиции и набранной инерции перенесётся в новое время? Наконец, как всё созданное Московским университетом в течение двух с половиной столетий отзовётся на будущем, в нём нарождающемся, возникающем?

И.А.Гончаров, выпускник словесного отделения 1834 г., мудро писал: «Удят из прошлого какую-нибудь личность, отделяют её от её времени, точно отдирают старый портрет от холста, от освещения, колорита, аксессуаров обстановки, и неумолимо судят её современным судом и казнят, забывая, что она носит девизы и цвета своего века, его духа, воспитания, нравов и прочих условий. Это всё равно, что судить, зачем лицо из прошлого века носило не фрак, а камзол с кружевными манжетами, и, пожалуй, ещё зачем не ездило по железным дорогам. Не подумают эти легкомысленные судьи, что через какие-нибудь полсотни, сотню лет, если последующие поколения будут смотреть на них сквозь подобные очки, они предстанут перед ними куда в непривлекательном виде!»

Вот почему, говоря о прожитом, мы должны быть предельно ответственными и внимательными.

Ответственными потому, что собственное время Московского университета, о котором я часто говорю, это одновременно и стрелка на часах возмужания российской нации, становления и укрепления российской государственности, роста научного и культурного потенциала российского общества. Предельно внимательными, чтобы не просмотреть, не пропустить ни одного имени тех наших людей, кто самоотверженно создавал Московский университет, ни одного имени тех, кто был сам нашим университетом создан. И тогда возникнет удивительная картина, которую хорошо передают следующие строфы Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Сегодня есть и совершенно конкретные поводы говорить об этом образе Московского университета, как слиянии «двух миров в одном».

Вчера в Московском университете прошла крупная научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения нашего выдающегося выпускника, одного из создателей отечественной космонавтики М.В.Келдыша, трижды удостоенного звания Героя Социалистического Труда. Почти 15 лет Мстислав Всеволодович возглавлял Академию наук, а после окончания физико-математического факультета в 1931 г., непрерывно был связан преподавательской и научной работой с Московским университетом.

Неделю тому назад, 18 января исполнилось 100 лет со дня рождения ещё одного великого человека Московского университета – И.Г.Петровского.  Он – ярчайшее воплощение этих поэтических строк: студент, аспирант, ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан, ректор. Иван Георгиевич – «кровь от крови, плоть от плоти» Московского университета: 50 из отведенных ему жизнью 73-х лет, прошли непрерывной чередой в стенах Московского университета. Из этого полувека 22 года 7 месяцев и 15 дней Иван Георгиевич самоотверженно трудился на посту его ректора. З0 лет связывают И.Г.Петровского с Академией наук, из которых – 24 года он состоял членом её Президиума.

Это была огромная эпоха в жизни Московского университета. Страна входила в научно-техническую революцию. Но таковым «Время Петровского» смогло стать и стало потому, что органично продолжило, развило, укрепило, а главное – не забыло, не отбросило всё то лучшее, что было создано предшественниками во «времена» Ломоносова и Шувалова, Герцена и Грановского, Трубецкого.

За каждым из этих «времён», за каждым из этих великих людей Московского университета – кардинальные, общенационального масштаба деяния и свершения, драмы, а порой и трагедии первопроходцев. Времена этих людей не ограничены годами их земной жизни. Это вечные времена Московского университета. Мысли и дела за ними стоящие, не исчерпают себя, пока университет существует. Ломоносов и Шувалов первыми утвердились сами и затем утвердили всю Россию в убеждении, что все высшие достижения мировой культуры и науки вполне доступны русскому народу, что в России, как и в других странах, также «довольно будет национальных достойных людей в науках...» и ей по плечу «рождать собственных Платонов и Не- втонов». Так оно и стало. 300 тыс. специалистов высшей квалификации в области естествознания и гуманитарных наук дал стране один только Московский университет и 34 тыс. из них за последние 10 лет, не самых, скажем, простых в его истории. Каждый четвёртый академик и член-корреспондент Российской академии наук – выпускник и профессор Московского университета, а каждый пятый наш профессор и ученый – имеет почётное звание одного или нескольких зарубежных университетов и научных учреждений.

Герцен и Грановский символизировали собой «идеальный тип людей Московского университета», русского студента и русского профессора, энциклопедически образованных и свободолюбивых. «Это Грановский, – писал В.О.Ключевский, – научил свою аудиторию ценить научное знание как общественную силу».

Такие студенты и профессора и сейчас составляют основу нашего коллектива. Исключительно благодаря своей преданности делу, благодаря высокому пониманию профессионального и нравственного долга российского учителя и наставника юношества, более 8000 профессоров и доцентов, докторов и кандидатов наук Московского университета самоотверженно трудятся на своих местах, несмотря на все неудобства времени и несовершенство высшей власти.

С.Н.Трубецкой за 27 дней своего пребывания на посту ректора доказал косной, архаичной и самовлюбленной власти общественную значимость не только Московского университета, но и всей высшей школы, добившись университетской автономии, пусть на тот момент и ограниченной по европейским представлениям, но немыслимо широкой в условиях самодержавия.

Для современной России проблема расширения и укрепления университетской автономии имеет и другое, быть может ещё более важное, чем чисто академическое, значение. Она входит в российскую действительность как имманентная составляющая, важнейшая компонента будущего гражданского общества в России. И всё это – наше бесценное наследие, наше несметное профессиональное и духовное богатство.

Прошлое создало Московскому университету славу: ну, а что мы можем ожидать в будущем, ближайшем будущем? Что сможет добавить к своей прежней славе и нынешнему высокому положению в России и в мировом образовании современный Московский университет? Конечно, чтобы нарисовать картину будущего, нужно прежде выбрать подходящие слова для его описания. Век ушедший мы во многом воспринимали сквозь призму таких понятий, как «ликвидация безграмотности», «народное здравоохранение», «индустриализация», «электрификация», «энергия атома». Они отражали в нашем сознании и в нашей практике целые этапы научно-технической революции ХХ в. Теперь, когда мы начина- ем говорить о будущем, о ХХI в., звучат слова «поп-культура», «высокие информационные технологии», «компьютеризация», «глобализация», «электронизация», «клонирование»… Но это отдельная и весьма серьёзная тема. Что касается ближайших и конкретных перспектив Московского университета, то в моём представлении они выглядят достаточно обнадёживающими.

У нас есть весьма значительный внутренний потенциал – кадровый, ресурсный, моральный, научный. Нужно дать ещё больший простор их использованию в направлении значительного расширения предоставления образовательных и научных услуг высшего качества обществу и государству. Одновременно, следует добиваться от высших органов управления в стране более целенаправленной и масштабной поддержки Московского университета как ведущего центра высшего образования, науки и культуры. Все должны ясно понимать, что на создание другого такого по своему реальному весу центра, если кто-то того захочет, потребуются многие и многие десятилетия. А такого времени России не отпущено.

Сейчас предоставляется прекрасная возможность для осуществления любых, даже самых амбициозных планов, в направлении культурного и технологического рывка России – приближающееся 250-летие Московского университета.

Я хотел об этом сказать так, чтобы об этом знаменательном и историческом в прямом смысле слова событии узнал каждый гражданин России, каждая семья, каждая организация и учреждение, международная общественность. И не только узнали, но и приняли день 25 января 2005 г. как свой собственный праздник, увидели в Московском университете воплощение своих идеалов и надежд.

И это действительно так, ибо нет в России края и области, города и посёлка, нет даже самого удалённого уголка, где бы не знали о Московском университете, где бы прямо или косвенно не присутствовали его выпускники. В этом наша огромная общественная сила!

Очень приятно сознавать, что предстоящий наш юбилей встретил самое благоприятное отношение со стороны Президента России, который 27 октября 2000 г. подписал Указ «О праздновании 250-летия основания Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова». Это, как мне помнится, первый случай в новейшей истории России, когда праздник, пусть даже такого крупного национального учебно-научного и культурного центра, каким является наш университет, поднят на столь высокий государственный уровень. Позвольте от вашего имени выразить нашу сердечную благодарность и признательность Президенту России. Позвольте мне также поблагодарить Его Святейшество Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II за постоянное внимание к традиции Московского университета. Сегодня он отслужил торжественную литургию в Успенском соборе Кремля по случаю Татьянина дня – дня рождения Московского университета.