Слово о Московском университете: 2002

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: 10 ЛЕТ АВТОНОМИИ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Совета Учёных советов – Конференции МГУ. 25 января 2002 г.

Сегодня – Татьянин день, день рождения нашего университета.

Его отпразднует, отметит, вспомнит множество людей как в России, так и за её пределами, чья судьба прямо или косвенно оказалась связанной с Московским университетом. Вспомнят и оценят то огромное значение, которое Московский университет сыграл в истории нашей страны, о чём поэт сказал так:

Где царство есть Руси славней,
А Русь он просветил,
Он воспитал её детей,
Бессмертных гениев для ней
На путь он выводил!

Впервые Татьянин день Московский университет отметил в 1805 г. Это был его 50-летний юбилей. Произносивший приветственное Слово профессор кафедры римской словесности и древностей П.А.Сохацкий сказал, что отныне на этом торжественном акте будет зачитываться краткая история университета.

Так в дальнейшем и праздновался Татьянин день. Следуя этой давней традиции, я сегодня тоже буду говорить о нашей истории, о наших делах и заботах. Но основное внимание уделю последнему десятилетию нашей жизни. Поэтому настоящее Слово я озаглавил: «Московский университет: 10 лет автономии».

Чем ближе мы будем подходить к 25 января 2005 г., к своему 250-летию, тем плотнее, насыщеннее и ярче будет выглядеть наш исторический календарь. Всё чаще и чаще оценки сделанного поколениями людей Московского университета будут сопровождаться сравнительными и превосходными степенями. Слова «первый», «первым», «впервые», произносимые не из праздного пустословия, тщеславия или бахвальства, а в силу исторической достоверности, воспроизведут в памяти соотечественников, общества и власти действительную хронологию «культурных поступков» Московского университета.

С 2001 г. связан один из важнейших по своему значению и интереснейших по совокупности происшедших событий отрезок в истории современной России – завершение первого десятилетия автономии Московского университета.

24 января 1992 г. вышел Указ Президента РФ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова», в соответствии с которым нам был предоставлен статус «самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России, осуществляющего свою деятельность на основе законодательства Российской Федерации и собственного устава». Что дала автономия Московского университета обществу и стране? Сегодня торжество, а потому первым назову праздник «Татьянина дня». Из нашего, во многом как бы внутреннего события – дня учреждения Московского университета – Татьянин день вырос за последние 10 лет сначала до общемосковского, а теперь и до масштабов неформального общенационального праздника.

Наверное, не сильно ошибусь, если скажу, что в новой России пока нет другого такого праздника, душевно тёплого и близкого многим и многим тысячам наших соотечественников, праздника, который никого не разъединяет и не ожесточает, праздника цветущей молодости и, одновременно, удовлетворённости старших прожитыми годами. Татьянин день, как свой собственный, отмечает большинство университетов и институтов, многие учреждения культуры и науки. Его отмечают наши выпускники и их семьи, родные и близкие нынешних наших студентов.

Пользуясь случаем, хочу поздравить с Татьяниным днём 111 выпускников Московского университета – жителей города Курска, создавших свою Ассоциацию, и в их лице множество других объединений наших питомцев, разбросанных по городам и весям России, да и за её пределами. Нас, действительно, много. В настоящее время в России и в зарубежных странах живёт и здравствует около 80 тыс. выпускников Московского университета, в т.ч. более 30 тыс. тех, кто окончил его в 1990-х гг.

Счастья всем им и благоденствия!

Автономия Московского университета явила собой едва ли не самый первый по времени шаг России к новой государственности, к зарождению в стране гражданского общества. Потом были другие шаги. Были, но потом. Автономия Московского университета, безусловно, способствовала глубокой консолидации высшей школы страны и осознанию нашим образовательным сообществом собственных профессиональных и национальных интересов страны. У Московского университета многие вузы искали поддержки и помощи и находили их. Мы всегда были искренними и бескорыстными.

Автономия Московского университета послужила отправным пунктом для формирования принципиально новых отношений между высшей школой и государственной властью новой России, в которых постепенно изживаются элементы административного подчинения и подавления. Кстати, в этом году исполняется 200 лет со дня учреждения Министерства народного просвещения Российской империи. К тому моменту Московский университет уже более полувека в одиночку строил основы будущей высшей школы России. А тогда, в 1802 г., совместными усилиями Московского университета и этого министерства были разработаны и введены в жизнь «Предварительные правила народного просвещения», написан Устав Московского университета, который одновременно стал и уставом всех вновь создававшихся в начале ХIХ в. при прямом участии наших профессоров и преподавателей российских университетов – Дерптского (1802), Виленского (1803), Казанского (1804), Харьковского (1805) и Санкт-Петербургского (1819). В этих документах провозглашались принципы бессословности и бесплатности обучения. Очень надеюсь, что эти принципы будут вновь востребованы, а совместная и дружная работа над объявленной программой модернизации системы образования, как и два века тому назад, послужит культурному и хозяйственному подъёму России.

Есть ещё одно историческое событие, тоже 10-летней давности, которое мы должны сегодня вспомнить. Я имею в виду Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации». Этим указом Московский университет объявлен «достоянием народов России» вместе с Академией наук, архитектурным ансамблем «Московский Кремль», Большим театром, Третьяковской галереей и десятью другими центрами науки, образования и культуры. Согласитесь, что оказаться в столь тесном и узком круге национальных символов, уже само по себе дорогого стоит.

Для нас слова «культурное наследие», «достояние народов» – не высокопарные высказывания, обычно произносимые в торжественных случаях. Наследие, даже национальное, равно как и достояние, пусть и народное, можно растерять, растратить, попросту говоря, «промотать». Мы это хорошо знаем. Но даже откровенный недоброжелатель Московского университета не скажет, что за эти 10 крайне трудных и утомительных лет, мы что-то растеряли, растратили или «промотали». Мы приросли и притом заметно. Московский университет по всем параметрам – крупнейший вуз России. У нас 40 тыс. студентов против 28 тыс. в 1991 г.; 27 факультетов против 19 в начале 1990-х гг.; 9000 докторов и кандидатов наук, 600 профессоров; мы нарастили выпуск специалистов до 3500 в год и, что особенно приятно для нас, их учителей, – каждый 4-й выпускник оканчивает университет с «красным дипломом». Всё это и есть то, что мы понимаем под словами «культурное наследие», «достояние народов» России. Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть, что всего этого мы смогли добиться в весьма непростых, мягко говоря, условиях последних лет, конечно, благодаря большому вниманию, пониманию и поддержке со стороны правительства страны и нашего Федерального Собрания.

Подтверждением этих моих слов является присутствие на нашем сегодняшнем торжестве заместителя председателя правительства И.И.Клебанова, председателя Государственной думы Г.Н.Селезнёва.

Вполне естественно, не обошлось из без потерь. За истекшее десятилетие из Московского университета ушло, главным образом, по причинам материального характера и отъезда в дальние края, пример- но 15% наших ведущих профессоров и учёных. И хотя цифра эта существенно меньше потерь, например, Академии наук и других университетов России, нас и такая пропорция не утешает: потеря даже одного профессора высшего класса трудно восполнима, а тем более в сжатые сроки. Но эффективно противодействовать «утечке умов» силами одного университета, да даже и всей высшей школы, без радикального изменения в лучшую сторону отношения государства к своему главному интеллектуальному богатству, невозможно.

В учебной сфере мы продолжаем следовать начатому в последнее десятилетие курсу на расширение академических рамок Московского университета. Создаются новые учебные структуры и специальности, принципиально новые учебные программы, которые полнее удовлетворяют потребности нашего преобразующегося общества в фундаментальном университетском образовании. Мы приросли факультетами наук о материалах, фундаментальной медицины, государственного управления, педагогического образования, факультетом искусств. При поддержке правительства Японии мы построили Высшую школу бизнеса. В ближайшей перспективе создание структур, где мы будем готовить специалистов по современной биотехнологии и информационно-компьютерным технологиям и системам.

В сфере развития университетской науки основной задачей будет наша дальнейшая интеграция с Российской академией наук. Это не только актуальная, но исторически выверенная линия. По вкладу в развитие отечественной фундаментальной науки Московский университет близок к Академии наук. В её истории – треть действительных членов и членов-корреспондентов – выпускники и профессора Московского университета. Первый из них – профессор права Ф.Г.Баузе, был избран в академию 200 лет тому назад, в самом конце 1801 г. В последние выборы 26 мая 2000 г. в состав РАН было избрано 43 наших выпускника или профессора, из которых 35 являются действующими сотрудниками Московского университета.

Важнейшим шагом в направлении общего подъёма учебно-научной, культурной деятельности Московского университета станет строительство здания Научной библиотеки на территории за Ломоносовским проспектом. Площадь этой библиотеки – более 42 тыс. м2, хранилище сможет принять 4 млн книг, а в читальных залах одновременно будут работать до 1600 человек. Там же распложаться 3 большие лекционные аудитории и, как мы планируем, – Музей истории Московского университета. Здание предполагается ввести в строй к нашему 250-летнему юбилею, т.е. к началу 2005 г. Параллельно со строительством библиотеки на новой территории будет возводиться жильё, формироваться клиническая база нашего медицинского факультета, прокладываться линии общей инфраструктуры. Строительство библиотеки и перечисленных объектов ведётся как за счёт собственных средств Московского университета, так и при значительной помощи мэрии Москвы.

Хочу от имени всего коллектива Московского университета выразить присутствующему на нашем торжестве Ю.М.Лужкову самую сердечную признательность и искреннюю благодарность за поддержку в решении вопроса об освоении нашей новой территории.

Понятно и почему это освоение мы начинаем со строительства именно библиотеки. В своё время Н.И.Пирогов, наш выпускник и великий русский военный хирург, говорил: «Книги – это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы. Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты». Вот мы и хотим, чтобы первым в ХХI в. вкладом Московского университета в приращение культурного наследия, достояния народов России, стал вклад в улучшение нашего общества, в «облагораживание чувств и нравов». И, одновременно, в повышение научного потенциала Московского университета, ибо, как весьма справедливо и ярко выразился И.Г.Петровский: «Современная наука живёт и развивается во многих лабораториях, часто с весьма сложным и разнообразным оборудованием, но в каждом из научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений первой лабораторией является его библиотека».

Строительство нового здания Научной библиотеки – это логичное продолжение той исторической традиции, которая свидетельствует об особом внимании Московского университета к созданию «книжной» культуры России.

Московский университет ещё в XVIII в., пожалуйста, вдумайтесь, как это было давно, – начал издавать первую русскую газету «Московские ведомости», первые русские журналы: «Магазин натуральной истории, физики и химии» (1790), «Детское чтение для сердца и разума» (1785), «Музыкальные увеселения» (1774), «Журнал изящных искусств» (1807), «Сельский житель, экономическое в пользу деревенских жителей служащее издание» (1778). Московский университет издал первое в России пособие по методике преподавания в школе – «Способ учения» (1771), первую в России адресную книгу – «Указатель Москвы, показывающий по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы» (1793).

Все эти издания в различной форме продолжают существовать и по сей день. Но тогда они были первыми, и первыми дал им путевку в жизнь Московский университет. Мы этим можем заслуженно гордиться и гордимся. По хрестоматиям, составленным во второй половине ХIХ в. выпускником университета А.Д.Галаховым, в школьную программу вошли имена Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Гоголя, Майкова, Фета. Мы прилагали и будем прилагать большие усилия для расширения и укрепления влияния Московского университета в сфере международного образования.

А.И.Герцен называл Московский университет «Севастополем русской культуры». Я думаю, что эта метафора вполне адекватно отражает сущность наших действий по организации филиалов университета в странах СНГ и «дальнего зарубежья». Такие филиалы уже созданы в Пекинском университете и в городе Олбани (США). Они действуют в столице Республики Казахстан г. Астане, на Украине в г. Севастополе.

Хочу сообщить вам, что сейчас в Актовом зале на этом торжественном заседании по случаю Татьянина дня присутствует большая делегация студентов университетов Украины, приглашенная на наш праздник, студенты из Азербайджана, переведённые к нам на старшие курсы для завершения образования, более 100 студентов из других за- рубежных стран, обучающихся в Московском университете. Я думаю, что все они, так же как и мы, воспримут празднование Татьянина дня тепло и сердечно.

Очень приятно сознавать, что предстоящий 250-летний юбилей встретил самое благоприятное отношение со стороны Президента России, который 27 октября 2000 г. подписал Указ «О праздновании 250-летия основания Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова». Позвольте от вашего имени выразить нашу сердечную благодарность и признательность Президенту России.

Минувший 2001-й год, конечно, был сложным. Сложности эти нам с вами хорошо известны. Тем не менее, его общий итог оптимистичен. Главное в том, что профессора и студенты продолжали честно делать своё дело. Университетская корпорация продолжала оставаться единой в своём стремлении быть полезной Отечеству.

Волненья чуждый и сует,
Как будто миг один,
Он бремя снёс столь многих лет
И разрушения в нём нет,
Стоит как исполин.

Этими словами из старой студенческой песни о Московском университете я заканчиваю своё Слово, посвящённое 247-й годовщине со дня его основания.