Слово о Московском университете: 2006

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ГОД ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Совета Учёных советов – Конференции МГУ. 25 января 2006 г.

Сегодня мы собрались, чтобы торжественно отметить 251-й год со дня учреждения Московского университета. Но впервые вместе со всей Россией, мы встречаем его как официальный государственный праздник – «День российского студенчества». В зале присутствуют приглашённые на Татьянин день студенты 50 российских университетов и все Татьяны – студентки V курса всех факультетов Московского университета. Давайте сердечно поздравим их, а в их лице – всё студенчество России с нашим прекрасным праздником!

Указ Президента России В.В.Путина о праздновании этого дня не просто закономерная дань великому прошлому Московского университета. Это признание того благотворного воздействия, которое оказывает Московский университет на наше настоящее. Это, одновременно, кредит доверия на будущее, которое российское общество и государство выдали своему ведущему национальному университету.

Минул первый после юбилея год. Чем он для нас знаменателен?

Думаю, прежде всего, тем, что университет удержал тот высокий темп развития, который мы набрали в годы подготовки к 250-летию. Это было очень и очень непросто. Известно, что после огромного напряжения сил и достижения больших результатов часто наступает чувство самоуспокоенности. Мы, надеюсь, не поддались этому чувству и приняли новую, весьма динамичную, в чём-то и амбициозную программу действий: «Московский университет: к устойчивому развитию».

Почему мы так поступили?

Потому, что, работая упорно и самоотверженно все предыдущие годы, мы смогли преодолеть тяжесть борьбы за физическое и нравственное выживание и тем укрепили веру нашего коллектива в собственные силы. Мы не просто сохранили для России Московский университет. Мы всесторонне приумножили его потенциал, высоко подняли авторитет университета в стране и за её пределами. В юбилейных торжествах участвовали более 500 зарубежных гостей, которые представляли 217 зарубежных учебных и научных центров и организаций из 90 стран, а так же свыше 400 ректоров университетов России.

Московский университет стал и по существу, и по форме университетом нового типа, который органично сочетает в себе важнейшие составляющие традиционного классического университета с быстро нарождающимся инновационно-ориентированным сектором, с широкой открытостью всему миру.

Мы смогли принять новую программу действий сейчас ещё и потому, что к России пришло осознание опасности для её будущего – «деградации экономического и интеллектуального потенциала нации». Взят курс на создание «эффективного государства», построенного на «экономике знаний». Россия возвращается на свой исторически выверенный путь развития в первую очередь через образование, науку и знание.

Вполне понятно, что Московский университет может и должен сказать своё веское слово в достижении этих архиважных для нашего народа и страны целей. Мы это сделаем, как делали и прежде. Как писал один из крупнейших русских философов ХХ в. В.В.Розанов: «Московский университет – центральный в России; Москва собрала, выковала, выучила, как-никак, Россию».

В настоящее время Московский университет – это 30 факультетов, 13 научно-исследовательских институтов, почти 750 кафедр, отделов, секторов и лабораторий. В университете работает почти 200 академиков и членов-корреспондентов РАН, более 10 тыс. докторов и кандидатов наук. На всех формах обучается более 40 тыс. студентов, аспирантов и докторантов. Каждый год университет даёт стране более 6000 новых высококвалифицированных специалистов, около 1000 кандидатов и более 200 докторов наук. Суммарно за последние 15 лет эта цифра составит примерно 100 тыс. человек. Это очень много.

Не за горами завершение строительства нового комплекса за Ломоносовским проспектом в составе Интеллектуального центра, двух мощных учебных корпусов, медицинского центра, и ещё двух гуманитарных корпусов рядом с Главным зданием. Это в 2 раза увеличит площади учебных аудиторий университета. Наши академические, научные, инновационные, информационно-технологические возможности увеличатся многократно. Один только приём студентов практически удвоится. Новое качество приобретёт второе образование, повышение квалификации и переподготовки специалистов. Московский университет существенно увеличит свой вклад в наращивание интеллектуальных ресурсов России, особенно в их высшем научном звене – магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Сейчас принято говорить, что Россия перешла к рынку. Так вот, для того чтобы удовлетворить спрос на образовательные услуги, Московский университет должен был бы принять 1 сентября 2005 г. не 4500, как нам запланировано, а все 20 тыс. талантливых ребят, пожелавших учиться у нас. Надо идти навстречу такому спросу на Московский университет.

И мы делаем это, развёртывая освоение новой территории, создавая свои филиалы за рубежом.

Что даст России строительство нового комплекса Московского университета на территории за Ломоносовским проспектом? Цифры я уже называл. Подчеркну другое, быть может, более важное с точки зрения изменившихся государственных приоритетов. Построив новый комплекс, мы реально поможем государству реализовать в действительности гарантии, данные гражданам России на получение того образования, которое они хотят иметь. А получить образование в Московском университете хотят лучшие из лучших, талантливейшие из талантливых представителей молодой России.

В вопросе о строительстве нового комплекса Московского университета есть и другая, не менее значимая сторона. Она состоит в следующем. Какой бы «не исторической» по своим географическим контурам не была нынешняя Россия, она есть и будет оставаться могучим государством, важнейшим источником культуры для всех стран, вновь образовавшихся после распада «исторической России». Более того, нынешняя Россия есть и будет культурным оплотом для нового многомиллионного «русского зарубежья».

Московский университет – крупнейший вуз России по масштабам подготовки студентов из стран бывшего СССР и, по-видимому, сегодня – самый надёжный мост, связывающий её с новым «русским зарубежьем». Новый комплекс Московского университета позволит существенно расширить этот мост. В то время, как в этих странах идёт активный процесс «суверенизации» их истории и культуры, конструктивная роль Московского университета в жизни этих стран практически нигде не подвергается сомнению. Думаю, что России это не безразлично.

Напомню, что в конце 2002 г. Президентом РФ В.В.Путиным была одобрена «Концепция государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях». В ней говорится о том, что «приоритетными направлениями государственной политики в области подготовки национальных кадров специалистов для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях являются: подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира. Использование кадрового потенциала зарубежных специалистов-выпускников российских вузов для создания долговременных благоприятных условий развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, а так же усиление роли России как главного образовательного центра в СНГ».

В образовательном пространстве СНГ у Московского университета так же очень прочные позиции. Вы знаете, что открыты и эффективно работают наши филиалы в Севастополе (Украина), в Астане (Казахстан), в Ташкенте (Узбекистан). Прорабатывается вопрос об открытии филиала Московского университета в Кыргызстане. Мы изучаем аналогичные инициативы и по ряду других стран СНГ.

В прошлом году при активном участии Московского университета уже состоялась одна встреча представителей интеллигенции стран СНГ. В марте текущего года здесь, в Интеллектуальном центре мы будем приветствовать Первый форум творческой и научной интеллигенции стран СНГ. В центре его внимания будут проблемы сохранения общего гуманитарного пространства, расширения обмена студентами.

Мне приятно сообщить вам, что спецпредставителем президента России по гуманитарному сотрудничеству со странами СНГ назначена Д.Р.Поллыева, помощник президента и выпускница юридического факультета, присутствующая на нашем торжестве.

Московский университет активно действует и на других направлениях международной деятельности. Так, мы инициативно предложили включить для обсуждения на «круглом столе» ректоров России и Китая вопросы развития университетского образования в рамках программы «Года России в Китае», который скоро откроется в Пекине. Другой масштабной инициативой Московского университета является наше предложение о проведении накануне предстоящей в июне в России встречи глав стран «Большой восьмёрки» конференции ректоров ведущих вузов этих стран, а так же вузов тех государств, которые разделяют позиции «Большой восьмёрки» по проблемам развития образования.

Хочу подчеркнуть и следующее. Когда мы говорим об интеллектуальных ресурсах России, необходимо понимать, что они не так уж неисчерпаемы, как часто можно услышать. Формирование постиндустриальной цивилизации предполагает интеллектуальный передел мира, его перераспределение между странами, между областями знания – естественнонаучного, гуманитарного и ненаучного. Идёт перераспределение интеллектуального потенциала между образовательными, научными и культурными учреждениями, с одной стороны, и сферами, не производящими знания, – с другой. Потери России от «утечки умов» огромны, приобретения же пока незаметны.

Понимая это, Московский университет недавно предложил проект Национальной программы «Образование и развитие». Её цель состоит в том, чтобы переломить существующие негативные тенденции в динамике формирования интеллектуальных ресурсов страны, самым решительным образом повысить в нашем обществе престиж высокообразованного и высококультурного человека, убедить молодое поколение интеллектуалов в том, что от их работы в России, от их работы на благо России зависит не только их личное будущее, но и будущее нашего народа, нашей страны.

В России студенчество всегда было самой динамичной и целеустремлённой частью нашей молодёжи, главным источником пополнения и обновления интеллектуальных ресурсов страны.

Так повелось с момента основания Московского университета, где возник сам феномен российского студента, где складывались основные черты его характера, где через студенческое самоуправление и самоорганизацию зарождалось студенческое движение с его абсолютно новыми для тогдашней России демократическими началами. Со временем всё это растекалось и растекалось по необъятным просторам страны, создавая новую интеллектуальную среду, рождая новые идеалы и надежды, другие взгляды на историю страну и её будущее.

Этому во многом способствовало то обстоятельство, что в количественном отношении студенты Московского университета вплоть до 1930-х гг. составляли львиную долю всего студенчества России. Другим ещё более весомым обстоятельством было то, что студенты Московского университета всегда являли собой единое целое, где сословные, религиозные, да и политические различия имели малое значение. Главным было чувство товарищества и общей принадлежности миру Московского университета. Безусловно, все эти качества нашего студенчества были отражением и прямым следствием такого же единства и товарищества среди профессоров и преподавателей университета, их весьма уважительного от- ношения к студенчеству.

Перелистывая историю Московского университета, мы постоянно будем встречать яркие факты такого единения.

В прошлом году наша страна всенародно отметила 60-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. На этой войне плёчом к плечу, в одних и тех же окопах вместе воевали профессора и студенты. Но точно так же было и во время Отечественной войны 1812 г., в Крымской войне при обороне Севастополя.

Ещё больше примеров плодотворности такого единения и товарищества мы найдём в истории развития науки в Московском университете. Ведь те десятки всемирно известных научных школ, которыми мы гордились и продолжаем гордиться, во все времена включали в себя большую долю студентов, а многие руководители этих школ вышли из самых скромных кафедральных студенческих семинаров и коллоквиумов. Как-то один из наших профессоров справедливо отметил: «Думаю, что не преувеличу, сказав: и самые крупные работы делаются во многом руками студентов. Если бы каждый учёный, генерирующий идеи, сам же их и воплощал, наука бы недалеко ушла».

К другим ярким особенностям студенчества Московского университета я бы отнёс почитание «культа отличника» и огромную общественную инициативу.

Учиться на «хорошо» и «отлично» в университете всегда было престижно. Имена отличников, именных стипендиатов знал каждый студент. Так было прежде. Так есть и сейчас. Вот только мы мало о таких студентах пишем и говорим. Ещё меньше знакомим других студентов с тем, как отличники работают, чтобы так учиться. Нетрудно получить первую пятёрку. Гораздо труднее подтвердить этот уровень, а тем более держать его во всё время учёбы. «Университет, – говорил наш великий профессор, академик А.Н.Колмогоров, – это огромный коллектив, в котором подлинные таланты выделяются позднее, а все способные и умеющие систематически упорно трудиться юноши и девушки могут найти себе место и увлекательную работу, если они правильно оценили свои склонности и выбрали легко дающуюся им и кровно интересующую их специальность». В конце 1980-х и в 1990-х гг. было падение «культа учёбы», вызванное пропагандой «культа лёгких денег». Но время понемногу возвращает всё в естественное русло. Сегодня студент стал больше задумываться не только о заработке, но и о смысле будущей работы, о качестве и глубине приобретаемого знания, о том внутреннем удовлетворении, которое приносит человеку осознание собственного высокого профессионализма. Мы радуемся тому, что студенты Московского университета – непременные победители и призёры самых разных научных олимпиад и конкурсов от российских, до международных и мировых.

Вообще, поиск и воспитание талантливой научной молодёжи – важнейшая задача и, я бы сказал, – призвание Московского университета. Мы активно боремся за то, чтобы поднять эту задачу на государственный уровень. Слова же М.В.Ломоносова – «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» – сделаем девизом подготовки к грядущему празднованию 300-летия со дня его рождения.

Вы все хорошо знаете о том замечательном опыте работы с одарёнными ребятами, которая вот уже более 40 лет ведётся школой-интернатом имени академика А.Н.Колмогорова. У нас есть проект объединения двух школ, строящихся на новой территории, в мощный интеллектуальный центр для талантливой школьной молодёжи.

Одним из самых крупных проектов, которым Московский университет будет заниматься в наступившем году, станет укрепление и дальнейшее развитие всероссийского олимпиадного движения школьников. В нём очень важное место занимают такие наши собственные олимпиады, как «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы!» О масштабах этих олимпиад говорят следующие цифры. В 2005 г. в двух этих олимпиадах приняло участие свыше 9000 школьников.

На фоне общего падения уровня школьного образования, роль олимпиадного движения, в котором ключевая роль отведена университетским профессорам и преподавателям, а так же хорошо успевающим студентам и аспирантам, – огромна. Олимпиады являются очень мощным стимулом для самостоятельной работы школьников над углублённым изучением учебного материала, самоорганизации и дисциплинированности.

Вот почему Московский университет, поддерживаемый всем ректорским корпусом, упорно борется за то, чтобы зачисление в вузы по результатам олимпиад стало законодательной нормой, наряду с зачислением по результатам ЕГЭ. Это – наша принципиальная позиция и мы будем отстаивать её до конца.

Для Московского университета наступивший 2006 г., как впрочем и почти всё следующее десятилетие, будет насыщен крупными юбилейными событиями, неразрывно связанными с его основанием.

Сегодня отмечу только три из них: 250-летие со дня создания Издательства МГУ, Театра Московского университета, преобразованного в 1958 г. в Студенческий театр МГУ, а так же первую годовщину Интеллектуального центра – Фундаментальной библиотеки МГУ, где мы сегодня и проводим наше торжественное собрание.

25 апреля 1756 г. (8 мая по новому стилю) занимает особое место в истории российского образования, науки и культуры. С этого дня ведёт своё начало история отечественного университетского книгоиздания и научного книгопечатания. А через день, 26 апреля, со станов университетской типографии сходит первый номер первой столичной газеты «Московские ведомости». Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько и чего было издано за эти два с половиной столетия Московским университетом. Можно только повторить слова А.И.Герцена, который сказал о книге так: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах… Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего… она – программа будущего».

История нашего Студенческого театра так же является одной из важнейших страниц истории культуры России. Я бы сказал более определённо – важнейшей страницей в развитии интеллектуального потенциала страны. Среди широко известных артистов московских театров наши успешные выпускницы – Ия Савина и Алла Демидова. В Студенческом театре начинали свою артистическую и режиссерскую деятельность: Ролан Быков, Марк Розовский, Марк Захаров, Сергей Юткевич. Всё имена, имена…

Сразу же по окончании нашего собрания мне предстоит выполнить приятную миссию – вручить Студенческому театру специальную памятную награду в киноконцертном зале «Россия», где в эти минуты идёт праздничный галла-концерт в его честь.

Конечно, год со дня рождения и 250 лет – величины разнопорядковые. Но, согласитесь, что в любой семье первый год новорожденного – самое трепетное и памятное событие. Все ждут ответа на вопросы – каков же новорожденный, на кого похож, какие подаёт надежды?

Так и с нашим Интеллектуальным центром. Ему только один год, а на его счету уже немало мероприятий, полностью подтверждающих данное ему при рождении имя. Назову только несколько из них. Это:

– встреча ветеранов Великой Отечественной войны со студентами, посвящённая 60-летию Великой Победы;

– круглый стол Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России», который прошёл под руководством председателя Совета Федерации С.М.Миронова;

– конференция «История парламентаризма в России», которой руководил председатель Государственной думы Б.В.Грызлов. На конференции добрым словом были помянуты имена С.А.Муромцева, первого председателя Первой Государственной думы, других профессоров и преподавателей университета, избранных в её состав;

– встреча-беседа с председателем правительства Республики Беларусь С.С.Сидорским;

– встреча с делегацией Верховной Рады Украины во главе с её председателем В.М.Литвиным и многие другие мероприятия.

Здесь же 1 сентября прошла Актовая лекция для первокурсников, на которую собралось около 4000 наших самых молодых коллег. Они заполнили не только этот зал, но и всю площадь имени И.И.Шувалова перед Центром, где были установлены огромные телевизионные экраны.

За 160 лет, в течение которых университет празднует Татьянин день, сложился определённый порядок и ритуал его проведения, содержащие в себе глубокий смысл, опыт многих поколений преподавателей и студентов, предшествовавших нам.

13 января состоялась традиционная для программы празднования Татьянина дня встреча всех работающих в Московском университете академиков и членов-корреспондентов РАН, РАО, РАМН. Как число её участников, а это более 200 человек, так и их профессиональный состав свидетельствуют о высочайшем научно-педагогическом потенциале Московского университета, многообразии наших научных школ и диапазоне фронта исследовательской работы. В принципе, Московский университет готов к постановке у себя практически любой научной тематики с хорошими перспективами на выходе.

174 заслуженным профессорам, преподавателям, научным сотрудникам и работникам Московского университета 20 января были вручены соответствующие дипломы. 27 наших коллег стали лауреатами премий имени М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова. Все они находятся в этом зале. Чествование в Татьянин день Московским университетом своих выдающихся людей всегда было кульминацией празднества. И это понятно. Наш университет потому и уникальный, потому и неповторимый, потому и общенациональный, коль скоро имена его профессоров, преподавателей, учёных уникальны, неповторимы и общенациональны. Ведь не просто так только в одной Москве запечатлены они почти в 260 названиях улиц, площадей, музеев, научных и культурных учреждений, изваяны более чем в 40 монументах и мемориальных досках.

Сегодня утром в Домовой университетской церкви состоялась торжественная литургия в память святой Татианы, которую отслужил Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Разрешите от вашего имени сердечно поблагодарить Его Святейшество за то постоянное и огромное внимание, которое он уделяет Московскому университету, уже одним своим высоким участием в ежегодных мероприятиях по случаю Татьянина дня подчеркивая его общенациональное значение.