Слово о Московском университете: 2008

СТУДЕНТЫ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА – КТО ОНИ?

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Совета Учёных советов – Конференции МГУ. 25 января 2008 г.

В 1755 г., 12 января по старому стилю, 25 января – по новому, когда православная церковь чтит память святой Татианы, рукой императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, был подписан Высочайший Указ об учреждении Московского университета.

Этот день, который сначала был праздником только Московского университета, с годами стал общероссийским, и, по словам Льва Толстого, праздником «самых просвещенных людей».

Три года назад, в годовщину 250-летнего юбилея Московского университета, указом Президента РФ был учреждён новый государственный праздник – «День российского студенчества», который должен отмечаться в Татьянин день – 25 января.

Накануне сегодняшнего дня прошло чествование лауреатов премий Ломоносова и Шувалова 2007 г., новых заслуженных профессоров, преподавателей, научных сотрудников и работников Московского университета. Сегодня же состоялось праздничное студенческое шествие от памятника Ломоносова к памятнику Шувалову, мы зажгли символическую чашу знаний. Изюминка в Татьянин день – угощение особой университетской медовухой.

Слово ректора о Московском университете в этом году я хочу посвятить студентам. Они – не только самая многочисленная, но и самая динамичная часть университетской корпорации. Глядя на сегодняшних студентов, многие из нас вспоминают своё прошлое. Да, они требуют много забот, с ними много хлопот, но ведь в них – наше будущее. Можно сказать, что в них – сам смысл существования университета.

Действительно, кто те более полумиллиона юношей и девушек, которые за годы существования Московского университета получили в нём путевку в жизнь? Какими они были, трепетно вступая в его священные стены, и кем становились, покидая университет с дипломом в руках? В чём состоит та историческая, нравственная и профессиональная связь между многими сменявшими друг друга поколениями студентов? Что неизменно передаётся от одного поколения следующим, а что исчезает в дымке времён?

С первых же лет существования университета стало ясно, что в российском обществе появился новый, особый тип людей – студенты: серьёзные и в то же время бесшабашные, с жаждой знаний, стремлением к новому и уважением к традициям, всегда готовые прийти друг другу на помощь. Тогда же складывались и принципы отношений между профессорами и студентами. Как позднее писал об этом выпускник и профессор Московского университета В.О.Ключевский: «Студенты ценили профессоров, профессоры понимали студентов; те и другие гордились университетом, тех и других уважало общество».

Это поколение студентов первым освоило русский язык как язык науки и широкого культурного общения и в этом качестве принесло его в другие российские учебные заведения.

Через 50 лет, в «дней Александровых прекрасное начало», была проведена реформа российской системы образования и принят первый Устав Московского университета, который затем был распространён и на другие вновь создаваемые университеты страны. А наши выпускники составили основную часть профессорско-преподавательского корпуса этих новых высших учебных заведений.

Студенческое братство становилось всё крепче.

Вот, например, известный поэт Афанасий Фет в своих воспоминаниях признавался, что, когда он был студентом юридического факультета, то не отличался особым прилежанием. А его студенческий приятель Сергей Соловьёв, который впоследствии стал выдающимся историком и ректором университета, постоянно записывал лекции и находил ещё время давать уроки. Соловьёв неоднократно выручал его из беды, давая 10 рублей взаймы.

Вторая половина XIX в. – это время, когда фактически формируется российская наука, складываются первые всемирно известные научные школы. И образ студента дополняется новыми чертами, которые все мы хорошо представляем себе, вспоминая, например, тургеневского Базарова, студента-медика с его микроскопом и инструментами, с его материалистической уверенностью, что человек, как он говорил, «всё в состоянии понять – и как трепещет эфир, и что на солнце происходит».

В те же годы студенты впервые заявили о себе и как о самостоятельной и влиятельной общественной силе, встав на сторону демократической части профессуры в борьбе за университетскую автономию. С 1860-х гг. и до революции 1917 г. вопрос об автономии оставался наиболее острым для российской высшей школы. Именно из этого поколения студентов университета впоследствии выросли многие активные политические деятели, в т.ч. первый председатель Первой Государственной думы С.А.Муромцев, П.Н.Милюков, А.И.Гучков, Г.Е.Львов.

Для любого поколения студентов самое серьёзное испытание – это, конечно, экзамен. Вот как вспоминает об экзаменах Андрей Белый; я думаю, что и сегодняшние студенты найдут много знакомого в его словах: «К письменному экзамену не готовились ... тетради ответов хранились под спудом годами; с них и списывали ... это делалось перед комиссией, молча глаза опускавшей; Анучин просил: «Дали бы мне посмотреть трафареты: в них вкрались ошибки».

А вот как он готовился к устному экзамену: «...перед каждым экзаменом... я мысленно гнал перед собою весь курс; и неслись, как на ленте, градации схем, ряби формул... и так до десятого часа, когда уходил на экзамен; вздёрг нервов, раскал добела ненормально расширенной памяти длился до мига ответа; ответив, впадал в абулию: весь курс закрывался туманом».

Революция кардинально изменила жизнь всей страны, и, конечно, университета. Студенты стали другими, изменился их социальный состав, уровень подготовки.

Стремление к массовости образования обернулось многочисленными непродуманными реформами. Среди них – бригадный метод обучения, при котором готовились к экзамену вместе, а отвечал за всю бригаду на экзамене один студент. Да и главными в таком процессе обучения были не столько учебно-методические, сколько идеологические соображения. Были и положительные результаты. Благодаря доступу к высшему образованию более широких масс, в университет пришло много талантливых молодых ребят. Для всей страны это было непростое время, но стремление к науке было так велико, что трудностей жизни они просто не замечали. Вот что вспоминает один из крупнейших математиков XX в. А.Н.Колмогоров о своих студенческих годах: «Сдав в первый же месяц экзамены за первый курс, я, как студент второго курса, получил право на 16 килограммов хлеба и 1 килограмм масла в месяц, что, по представлениям того времени, обозначало уже полное материальное благополучие. Одежда у меня была, а туфли на деревянной подошве я изготовил себе сам».

Когда стране стали нужны настоящие профессионалы, которые должны были создавать новую промышленность, новую экономику для нового общества, потребовался высокий уровень подготовки студентов. Из этого предвоенного поколения студентов выросли те учёные, которые заложили основы могущества советской науки.

Патриотизм и гражданская ответственность студентов Московского университета особенно ярко проявились в военные годы. На следующий же день после начала войны все студенты МГУ объявили себя мобилизованными на фронт. Из 26-тысячного коллектива Московского университета в самом начале войны более 5000 ушли в армию и ополчение. 3000 из них погибли. Их имена высечены на памятных досках наших факультетов и институтов. В память о них перед университетом горит Вечный огонь. Особо хочу сказать о подвиге наших студенток, которые взвалили на свои хрупкие плечи неженскую военную тяжесть. Они были санитарками, зенитчицами, связистками, а 18 девушек стали лётчицами, и 6 из них было присвоено звание Героя Советского Союза. А всего более 2000 наших фронтовиков отмечено боевыми наградами.

Очень важно, что в День Победы на митинг к Вечному огню приходит всё больше студентов. Студенты шефствуют над памятником ополченцам – студентам и преподавателям МГУ, погибшим в боях под Ельней, который величественно возвышается посреди поля, на котором шло жестокое сражение.

После войны в аудитории университета пришли одновременно фронтовики и вчерашние школьники, чьё детство было опалено войной, – уникальный сплав, придавший студенчеству новый облик. Для молодых университет становился особой жизненной школой: у своих однокурсников-фронтовиков они учились ответственному отношению к жизни, принципиальности и стойкости. Все они были объединены огромной жаждой знаний, стремлением к поиску истины.

Вот яркий пример научной принципиальности. В конце 1940-х гг., во времена гонений на генетику, группа студентов-физиков организовала научный семинар, на котором они изучали последние достижения в области биологии. Тогда это было просто небезопасно. После печально известной сессии ВАСХНИЛ они добились, чтобы их принял сам Лысенко, и прямо в кабинете президента ВАСХНИЛ около часа они пытались его переубедить. Конечно, безуспешно, но, к счастью, без неприятных последствий для их судьбы.

1950-е гг. отмечены открытием новых зданий МГУ на Ленинских горах. Это событие было важно не только для Московского университета, оно ознаменовало новый этап развития высшей школы всей страны. Число студентов Московского университета возросло в 4 раза. Всё тогда было необычным: просторные и светлые лекционные и семинарские аудитории. Не совсем привычные для советского быта комфортабельные студенческие общежития, квартиры для профессоров, чистые столовые, где студенты могли полноценно питаться на свою стипендию, огромные стадионы. Но важнее комфорта и удобств была особая атмосфера духовного подъёма, научного энтузиазма, веры во всемогущество науки.

Делом особой государственной значимости стали такие научные проблемы, как освоение космоса и создание ядерного щита, чуть позже – широкое развитие химической промышленности. И студентов целенаправленно готовили для решения этих задач.

В эти годы, в условиях соперничества двух геополитических лагерей резко возросла потребность в специалистах с глубокой фундаментальной научной подготовкой. В это время авторитет университетов, престиж науки и образования в обществе стал чрезвычайно высок.

Студенты тех лет не только учились, но и проявляли большую социальную активность и инициативу.

Трудно нам представить целину, не зная –
Небо голубое, дымка голубая...
День и ночь работа, рук не покладая –
Целина родная, вот ведь ты какая!

Эти поэтические строки студента физфака стали своего рода гимном грандиозного движения студенческих строительных отрядов. А зародилось оно 50 лет назад, когда первый отряд студентов физического факультета выехал в Северный Казахстан. И было всё это не по принуждению, а по зову души.

Замечу, что в наши дни идея ССО возрождается, и студенты Московского университета вновь, как и прежде, в первых рядах этих энтузиастов. Престиж науки, точнее естественных наук, был так высок, что как магнитом притягивал талантливых, творчески одарённых молодых людей. Отсюда – особое увлечение студенчества тех лет поэзией, музыкой, искусством. Именно к этому времени относятся известные споры «физиков» и «лириков». В гостиных общежития МГУ устраивали диспуты о роли науки и искусства в современном обществе, о социальной ответственности интеллигенции. Яркая примета тех лет – расцвет студенческой самодеятельности. Нильс Бор, побывавший в МГУ на студенческом празднике – Дне Архимеда, сказал: «Это остроумно, это замечательно, это что-то необыкновенное... Если студенты работают так же, как веселятся, я спокоен за завтрашнюю науку». Феномен студенческой среды таков, что всё хорошее, возникающее в ней, передаётся следующим поколениям и развивается применительно к своей эпохе.

Так и студенчество 1990-х гг. проявило высокий уровень гражданской сознательности, так необходимой университету в это сложное время. В борьбе за сохранение и единство Московского университета перед многочисленными угрозами приватизации, отказа в государственном финансировании и другими попытками разрушить науку и образование, руководство МГУ всегда чувствовало активную поддержку со стороны своего студенчества и поэтому было уверено в прочности своего тыла и устойчивости внутреннего мира в университетском коллективе.

Мы и сегодня уверены в своих студентах. И не только уверены.

Мы гордимся ими. Каждый 2-й студент Московского университета учится на хорошо и отлично, каждый 5-й продуктивно занимается научной работой, каждый 4-й получает диплом с отличием. Наши студенты – победители многих международных олимпиад по программированию, по химии и нанотехнологиям.

В чём причины таких успехов? Главная причина – фундаментальность нашего образования. Именно благодаря ей наши выпускники так высоко ценятся на мировом рынке труда, что многие зарубежные компании буквально «охотятся за их головами». Недавно один из руководителей компании «Майкрософт» сказал мне: «Если есть простая задача – мы можем решить её в Америке. Если есть сложная задача – мы решим её в Индии. А если есть неразрешимая задача – решить её можно только в России».

Мы сохраняем уровень и качество нашего образования. Недавно мы провели ряд семинаров с участием ведущих учёных и преподавателей, академиков и профессоров, на которых сравнили учебные планы Московского университета и других ведущих университетов мира в части преподавания фундаментальных естественнонаучных дисциплин: математики, физики, химии, биологии. Оказалось, что по любой специальности в МГУ читается две трети от общего числа всех курсов из учебных планов всех ведущих университетов мира, в то время как в любом из этих университетов читается не более половины от этого числа.

Конечно, выдержать такую учебную нагрузку могут только способные и трудолюбивые студенты. И поэтому поиск талантливой молодёжи и её отбор – для нас дело первостепенной важности.

Очень важно, чтобы молодой человек осознал своё призвание, оценил свои способности и правильно выбрал будущую профессию. Вот, например, известный юрист, выпускник Московского университета А.Ф.Кони поступил сначала на физико-математический факультет и только через год осознал, что это не его призвание. Он вспоминал: «Я много занимался математикой и уверил себя, что люблю её, смешивая трудолюбие со способностью». Ему повезло, он смог найти свой путь в жизни. А сколько людей ошиблось в выборе пути.

Именно для поиска и развития талантов мы проводим различные школьные олимпиады, по результатам которых зачисляем более половины первокурсников.

Для этого же в Московском университете уже много лет существует Школа-интернат имени академика Колмогорова, в которой школьники со всей России проходят углублённую подготовку по математике, физике, химии, биологии и гуманитарным дисциплинам. Преподают им профессора Московского университета. И ребята уже в старших классах определяются со своим призванием.

Этот год объявлен в России «Годом семьи». В общежитии Московского университета живут около 250 студенческих семейных пар. Мы много внимания уделяем их социальной поддержке, создавая условия для сочетания учёбы и воспитания детей. Для нас студенческая семья – это привычно.

А вот что было раньше. В протоколах заседаний Совета университета есть такая запись: «был допрошен студент Юдин:

а) Когда он женился? Ответ: 8 сентября 1765 г.;
б) По чьему совету и с чьего дозволения это сделано? Ответ: по собственному произволу и без дозволения».

Совет решил, что «положить ему за это штрафа нельзя», но рекомендовал «исключить его из числа казённокоштных, примера ради другим и потому, что опасаться должно, что он по вступлении в брак не будет впредь оказывать такие успехи, какие должны быть у пользующихся этим благодеянием».

Сегодня мы стремимся помочь всем, и не только семейным. В университете для этого много самых разных социальных программ. Например, студенческий профилакторий для тех, кто особенно нуждается в укреплении здоровья.

Многое делается для привлечения студентов к занятиям физкультурой и спортом. В Спартакиаде МГУ, которая в 2007 г. прошла в 69-й раз, участвовали около 8000 студентов.

Московский университет славен и своими успехами в большом спорте. МГУ подготовил более 50 чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы. Не являясь профессионально спортивным вузом, университет на XIX студенческих играх в 2007 г. вышел победителем в командном зачёте среди 150 вузов Москвы и Подмосковья.

Сегодня Московский университет развивается беспрецедентными темпами. Рядом с новой библиотекой возведён университетский медицинский центр, уже построены и строятся новые учебные и научные корпуса, планируется новое здание для школы-интерната, общежития, стадионы. Культ успешной учёбы, культ высококачественного научного образования, гражданственность и патриотизм присущи большей части нашего студенчества, и мы стараемся эти основные профессиональные и нравст- венные черты развивать и укреплять.

Заканчивая свое Слово о Московском университете, я хотел бы сердечно поздравить всех российских студентов, профессоров и преподавателей, всю высшую школу с праздником и пожелать всем нам успехов и благополучия.