Слово о Московском университете: 2009

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ И В ОБЩЕСТВЕ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Конференции МГУ. 24 января 2009 г.

Сегодня мы отмечаем главный праздник Московского университета и всего образовательного сообщества России – Татьянин день.

Как писал университетский поэт А.Кавалеров:

Вошло у нас в обыкновенье
Чтить almas matris день рожденья.
В кружке её родных сынов
Обычай сей уже не нов:
Из поколенья в поколенье
Он переходит от отцов…

Уже в новой России наша идея возродить этот красивый праздник нашла горячий отклик в обществе. К празднику Московского университета постепенно присоединилась вся страна, и в год 250-летия МГУ президентским указом Татьянин день стал Днём российского студенчества.

Московский университет сохраняет все традиции этого праздника. С утра – праздничное богослужение в Храме святой мученицы Татианы, потом – торжественное заседание Конференции МГУ, студенческие гулянья и, конечно, знаменитая университетская медовуха. По традиции в этот день ректор выступает с торжественным Словом о Московском университете. Каждый год в этой речи раскрывается одна из многочисленных граней этого уникального явления, которое носит название «Московский университет». В этом году я хочу рассказать о месте и роли Московского университета в мире и в обществе.

Об особом статусе Московского университета в современной России красноречиво свидетельствуют два события. В конце марта прошлого года правительство РФ утвердило новую редакцию Устава Московского университета, где закреплены основные положения нашей автономии. В сентябре вышел указ Президента РФ, закрепляющий нашу академическую самостоятельность – право самим устанавливать образовательные стандарты и программы.

Теперь – о позиции МГУ в мировой университетской табели о рангах. В последние годы мы часто слышим о разных рейтингах университетов. К сожалению, они зачастую основываются на недостоверной информации и являются орудием недобросовестной конкуренции. На днях были обнародованы результаты исследований, которые проводило независимое агентство «РейтОр». Подготовленный этим агентством рейтинг основан на критериях, которые объективно отражают самое главное в деятельности университетов – качество образования. Среди параметров, по которым оценивались университеты – и количество студентов, и учебные специальности, и содержание учебных планов, и квалификация преподавательских кадров, и индекс цитируемости учёных, и ряд других. Очень важно, что все данные брались из официальных источников и метод их обработки может быть воспроизведён любым желающим. Только такой – научный – подход может обеспечить достоверность результатов. Только таким может быть настоящее соревнование «по гамбургскому счёту». В проведённом рейтинге участвовало большинство ведущих университетов мира. Московский университет занял V место. При этом по ряду показателей, связанных непосредственно с качеством образования и уровнем науки, мы среди первых.

Какой ещё университет ко дню своего рождения запускает собственный спутник? А Московский университет к своему юбилею в 2005 г. запустил спутник «Татьяна», благодаря которому были открыты новые физические явления в околоземном космическом пространстве. А сейчас готовится к запуску в ближайшие месяцы новый университетский спутник – «Татьяна-2», который будет изучать, как воздействует Солнце на атмосферу Земли.

Конечно, в рейтинг входит не только оценка уровня науки и качества образования. Есть и другие показатели, которые объективно зависят не только от университета. По некоторым из них мы отстаём – например, по числу иностранных студентов.

Есть ещё один важный показатель места и роли университета в мире и в обществе. Он не такой формализованный, как рейтинги, но не менее наглядный. Это – институт почётных профессоров и докторов, который убедительно свидетельствует о престиже университета. Известные учёные, писатели, государственные и общественные деятели, мастера искусств – люди, которые хотя и не работали в университете, но считали за честь стать членами корпорации Московского университета, своими заслугами, своим авторитетом служить ему. Среди них – такие всемирно известные имена, как Н.В.Гоголь, А.Гумбольдт, Гёте, Н.И.Лобачевский, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, Н.И.Пирогов, Н.В.Склифосовский, Л.Пастер, И.Р.Пригожин, Н.Бор, П.Дирак, Т.Хейердал, М.ДеБейки, А.И.Солженицын, патриарх Алексий II, Е.Ф.Светланов, М.Л.Ростропович.

Сегодня я хочу рассказать о некоторых из них. Это – люди разных стран и разных времён, разных профессий и разных судеб. Тех, о ком я буду говорить, уже нет с нами, но все они вошли в историю науки и культуры своими делами во имя человека, во благо цивилизации и во славу Московского университета.

В фундаментальном труде великого историка, ректора Московского университета С.М.Соловьёва «История России с древнейших времён» в один ряд с такими важнейшими событиями в жизни страны, как крещение Руси, Куликовская битва, основание Санкт-Петербурга, стоит и основание Московского университета. В этом нет никакой корпоративной предвзятости. Выдающийся учёный оценивает значимость событий по их влиянию на судьбу России. Историком Сергей Соловьёв готовился стать с детства. В 9-летнем возрасте Серёжа с родителями поехал к их родственнику архиепископу Аврааму, знаменитому строителю церквей. Мальчик увидел поэтическую красоту старинных русских городов: Ярославля, Сергиева посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого. С тех пор его главным интересом и делом всей жизни стала история родной страны. К 13 годам Серёжа прочитал всего Н.М.Карамзина не меньше 12 раз. В студенческие годы он выделялся своими незаурядными успехами и усердием. Посещал все лекции, много читал и даже успевал давать уроки для заработка. Год назад я рассказывал о том, как прилежный студент Соловьёв часто выручал своего приятеля Афанасия Фета, нерадивого студента юридического факультета, давая ему деньги взаймы. Придёт время, когда он, С.М.Соловьёв, займет своё место на университетской кафедре, а В.О.Ключевский, один из его внимательных слушателей, напишет: «Чтение Соловьёва … заставляло размышлять. С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а учёный, размышляющий вслух в своём кабинете…».

С.М.Соловьёв был известен как самый аккуратный профессор во всём университете. Он никогда не опаздывал на лекции, всегда входил в аудиторию минута в минуту, так что студенты проверяли часы по началу соловьёвских лекций. В 30 лет С.М.Соловьёв задумал написать подробную историю России. Каждый год 29 лет подряд выходил том соловьёвской истории! И ещё он читал несколько лекций в неделю. И ещё он был 30 лет заведующим кафедрой русской истории, 14 лет деканом историко-филологического факультета и 6 лет ректором! Как ректор он вписал своё имя в историю Московского университета важными делами: он открыл при университете первые в России Высшие женские курсы, организовал кафедру судебной медицины, содействовал основанию Хирургического и Медицинского обществ. В период правительственных нападок на университетскую автономию ректор С.М.Соловьёв в знак протеста ушёл в отставку. С.М.Соловьёв был, прежде всего, человеком долга, свято исполнявшим свои обязанности. Главным в жизни он считал служение государству на своём университетском посту и своему семейству.

Внешне жизнь С.М.Соловьёва выглядела размеренной и однообразной. Он вставал в 6 утра и, выпив полбутылки сельтерской воды, принимался за работу; ровно в 9 часов пил утренний чай, в 10 отправлялся в университет и возвращался в 15.30; в 16.00 обедал и потом работал над своей «Историей» до глубокой ночи. И так каждый день! Но какая страсть кипела внутри, когда он оставался один на один со своим грандиозным трудом! Именно она давала силы для научного подвига, которому нет равных в исторической науке! 30 лет своей жизни он посвятил этой работе. Думал отдохнуть, когда всё напишет, но не дожил до этой счастливой минуты. Все силы были отданы работе.

Недавно отмечалось 50-летие подписания соглашения о сотрудничестве Московского и Берлинского университетов. Берлинский университет носит имя Вильгельма Гумбольдта, крупнейшего немецкого филолога, старшего брата естествоиспытателя Александра Гумбольдта, Почётного члена Московского университета. Александр Гумбольдт возглавил научную экспедицию в азиатскую часть России, которая состоялась в 1829 г. по предложению императора Николая I. Почти год немецкие учёные путешествовали по российским просторам, проехали более 15 тыс. километров, сменили 12 тыс. 244 лошади, 53 раза переправлялись через реки, в т.ч. 10 раз через Волгу, 8 раз через Иртыш, по 2 раза через Каму и Обь…Путешественники занимались географией, ботаникой и геологией, проводили химико-минералогические анализы, изучали явления земного магнетизма и составили общее описание Северо-западной Азии. В дороге А.Гумбольдт отметил своё 60-летие, в полной мере познав хлебосольство и радушие местных жителей. Д.Н.Мамин-Сибиряк писал о том, как начальство тех мест устраивало пышные обеды и как Гумбольдт вместо шампанского пил рябиновку, которую называл «Уралвайн».

Поистине триумфальной была встреча, устроенная путешественникам на обратном пути. В Москве А.Гумбольдту был вручён диплом Почётного члена Императорского Московского университета. На встречу явились при полном параде все титулованные лица первопрестольной во главе с генерал-губернатором. Профессора при шпагах и с треугольными шляпами подмышкой… А.Гумбольдт внимательно присматривался к «учёным людям», на которых лежала миссия «давать в этой обширной империи общий импульс культуре …, поощрять работы, гармонирующие с современным состоянием человеческих знаний, оживлять и умножать мысль в областях высшей математики, физике мира, истории народов, освещаемой памятниками различных эпох».

Пребывание в России и в Москве оставило яркий след в памяти А.Гумбольдта, который признавался: «1829 г. был светлой точкой в моей жизни, обогатившей моё воображение великим множеством идей»… В последние годы Немецкая ассоциация выпускников и друзей Московского университета организует совместные экспедиции в рамках проекта «По следам Александра Гумбольдта в России».

Как настоящие учёные, и С.М.Соловьёв, и А.Гумбольдт своим трудом приближали познание истины. А вот что говорил об этом другой Почётный член Московского университета митрополит Московский Филарет: «Чего ищет наука в неизмеримом пространстве вселенной и в тайных хранилищах природы человеческой? – Истины. Утвердите, что нельзя найти её, вы поразите науку смертельным ударом. Истина есть одна из естественных и существенных потребностей духа человеческого». Благодаря своим выдающимся способностям уже в 30 лет он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии. В течение нескольких лет он прочитал студентам почти полный курс богословских наук. По воспоминаниям слушателей, он был профессором блестящим и вдохновенным: «Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития». Делом жизни Филарета стал перевод Библии на русский язык. Он разработал принципы перевода, лично перевёл многие тексты, был редактором всего перевода и главным защитником самой идеи русской Библии.

О его авторитете свидетельствует такая история. В день своего 29-летия, находясь в состоянии мрачного уныния, А.С.Пушкин написал известное стихотворение:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена? …
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Святитель Филарет, высоко ценивший талант Пушкина, увидел в этих словах «стон потерявшейся души» и, как духовный врач, стихами отвечал поэту:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена…
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Поэт отозвался с признательностью:

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты…
Твоим огнём душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Митрополит Филарет смело высказывал своё мнение, не страшась царского гнева. Вот его оценка одного из указов: «Данное жандармской команде право доносить со слухов и безо всякой ответственности за ложные сведения стесняет свободу … и … лишает подданных спокойствия». Известен и случай, когда он отказался выполнять царское поручение освятить Триумфальные ворота, украшенные скульптурами греческих богов. 

В 1837 г. митрополит Филарет освятил храм св. Татианы при Московском университете, в котором он потом неоднократно выступал в день рождения университета. В 1855 г., в день университетского юбилея, он обратился к Московскому университету с такими словами: «Так теки царским путём, царская обитель знаний, от твоего первого века в твой второй век. Оглянувшись на достигнутые успехи, благодари Бога и поревнуй достигать больших. Не прикрывай лестью неразлучных с делами человеческими несовершенств, но в беспристрастном их признании найди наставление и побуждение к усовершенствованиям. Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проницающее от ума до сердца, и да будет плодом знания добродетель и истинное благо, частное и общее. Подвизайся образовать подвижников истины и правды».

***

Практически сразу после своего основания Московский университет стал очагом просвещения для всей России: он создал первую публичную библиотеку, издательство и типографию, курировал и обеспечивал преподавательскими кадрами открывающиеся гимназии, а затем и новые университеты.

Недавно в Казанском университете отмечался юбилей Казанской гимназии, созданной Московским университетом. Один из самых знаменитых выпускников Казанской гимназии – Почётный член Московского университета Н.И.Лобачевский. Он вошёл в историю науки как человек, который не только открыл новую эру в геометрии, но и заставил по-новому взглянуть на философию науки в целом. Сам «король математиков» того времени – Карл Фридрих Гаусс, познакомившись с работой Н.И.Лобачевского, переведенной на немецкий, стал учить русский язык и преуспел в этом до такой степени, что смог в оригинале познакомиться с его трудами. Работы Н.И.Лобачевского оказали существенное влияние на развитие математики в Московском университете и формирование всемирно известной Московской математической школы. Сегодня Н.И.Лобачевский известен как гениальный математик. Но ведь наукой ему приходилось заниматься урывками. Для своих современников он был, прежде всего, ректором Казанского университета. 6 раз его избирали на этот почётный пост. При нём были построены университетская клиника с анатомическим театром, новые здания библиотеки, химическая лаборатория, обсерватория. Московский университет, который ведёт грандиозное строительство новых корпусов, может себе представить, каких трудов тогда это стоило Н.И.Лобачевскому. Кстати, о нашем строительстве. Вчера состоялось торжественное открытие первой очереди нового III учебного корпуса МГУ. Завершается строительство IV учебного корпуса. Избрание Н.И.Лобачевского Почётным членом Московского университета уже тогда означало единство университетской корпорации России. Казанский и другие университеты создавались при помощи Московского. А сегодня университетское сообщество объединено Российским союзом ректоров, который ведёт большую работу по сохранению и развитию системы образования в России.

В следующем году исполняется 200 лет со дня рождения Почётного члена Московского университета Н.И.Пирогова. Он поступил в Московский университет в 14 лет, приписав себе 2 года. Крайне бедствуя в годы студенчества, Пирогов в неполные 18 лет блестяще закончил медицинский факультет, в 22 – стал доктором наук, а в 26 – профессором медицины. Его диссертация об операции на брюшной аорте была переведена на европейские языки, с этой работой считали необходимым знакомиться специалисты многих стран. Он был гениальным хирургом, и слава о нём распространилась далеко за пределами России. Когда в Италии лучшие европейские врачи не могли найти пулю в теле раненого Гарибальди, был приглашён Н.И.Пирогов, который не только извлёк пулю, но и вылечил знаменитого итальянца. В Риге он провёл уникальную операцию: безносому цирюльнику выкроил новый нос.

На фронте о его мастерстве ходили легенды. Как-то раз в палатку Н.И.Пирогова принесли тело мёртвого бойца. У тела не было… головы. Солдаты объяснили – голову несут следом, сейчас профессор Пирогов «оживит» их товарища, и он снова вернётся в строй…

Н.И.Пирогову принадлежат важнейшие открытия, буквально изменившие облик медицины и определившие новые пути её развития. Во время Крымской войны им были фактически заложены основы военно-полевой медицины. Он был первым, кто предложил проводить отбор раненых по степени тяжести. По его инициативе на фронте появились сёстры милосердия. К гениальным открытиям Н.И.Пирогова относятся и столь привычные сейчас гипсовые бинты. До него переломы фиксировали деревянными колодками. Вроде бы всё было и до него – и гипс был, и бинты были – но соединить их вместе и применить в медицине смог гениальный и одержимый своей профессией Пирогов.

Гениям бывает непросто в семейной жизни. Его первая жена рано умерла, и через несколько лет Н.И.Пирогов решил жениться во второй раз. К делу он подошёл обстоятельно и составил перечень требований, которым должна соответствовать его будущая жена. Такой подход вызвал осуждение всего светского общества, за исключением баронессы Александры Бисторм, которая была в него влюблена. Да и требования, похоже, он списал с неё, поскольку сам был к ней неравнодушен. Перед тем как отправиться после свадьбы в имение жены, он попросил её подобрать к его приезду увечных бедняков, которым нужна операция, чтобы ему было чем заняться в свой медовый месяц. Через три года началась Крымская война, и Н.И.Пирогов стал настоящим героем обороны Севастополя. День и ночь он оперировал раненых. Интересно, что именно на том самом месте были построены Лазаревские казармы. Сейчас там располагается Черноморский филиал Московского университета, построенный правительством Москвы.

Н.И.Пирогов вошёл в историю не только медицины, но и образования и педагогики. Он был попечителем Киевского и Одесского учебных округов и оставил важный след на этом поприще. Он выступал за широкую автономию университетов, за доступ к образованию всех сословий, много сделал для развития начального образования, стремясь сделать его всеобщим. «Настало время, – писал он, – когда мы все ясно сознаём, что главною порукою за будущее благосостояние нашего общества, … главною его основою, – должно служить воспитание наших детей и даже отчасти перевоспитание нас самих».

В 1897 г. в Москве проходил Международный съезд врачей, во время которого был открыт памятник Н.И.Пирогову на территории Клинического городка на Девичьем поле. Там располагалась лечебная база медицинского факультета Московского университета, по признанию зарубежных медиков уникальная для своего времени. Сегодня, спустя столетие, на новой территории МГУ построен университетский медицинский центр, основанный на последних достижениях медицинской науки и технологий, который будет использоваться и как клиническая база нашего факультета фундаментальной медицины. 1 сентября прошлого года уже состоялось торжественное открытие учебного корпуса Медицинского центра.

Почётным доктором Московского университета был и один из великих учёных ХХ в. И.Р.Пригожин. Он родился в Москве в 1917 г. В 20-х гг. семья уехала из России и обосновалась в Бельгии, где он окончил Свободный университет Брюсселя. Там он выполнил и свои основополагающие работы. В 1977 г. И.Р.Пригожин стал лауреатом Нобелевской премии по химии «за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур». Он – признанный авторитет в области неравновесной статистической физики, много сделал для понимания механизмов самоорганизации в различных природных и общественных системах. У него огромное число научных наград и премий, среди которых и такое, может быть, достаточно экзотическое, отличие, как титул виконта, который пожаловал ему за научные заслуги король Бельгии.

Наше знакомство с Ильёй Романовичем началось с одного интересного математического вопроса, который он задал мне из области теории операторов, именно того раздела математики, которым я занимаюсь. Оказалось, что он знаком с моей книгой и приглашает поработать совместно над некоторыми математическими аспектами его новой теории. Здесь, наверное, будет уместно небольшое пояснение. Главная научная проблема, которой он занимался всю жизнь – это необратимость времени.

Известен такой забавный случай. Один аспирант, плохо говоривший по-английски, хотел спросить у И.Р.Пригожина «Сколько времени?», но пропустил артикль, и у него получилось «Что такое время?». На это И.Р.Пригожин совершенно серьёзно ему ответил: «Молодой человек, я думаю об этом всю жизнь!». Проблема состоит в том, что уравнения как классической, так и квантовой физики линейны и симметричны относительно обращения «стрелы времени». В реальных же термодинамических системах направление времени выделено, поскольку происходящие в системе процессы не могут приводить к уменьшению энтропии. Поэтому в последние годы Илья Романович предложил теорию, которая основывалась на более сложных математических структурах, чем те, что используются в обычной физике. И тогда он решил обратиться за помощью к российским математикам. Так началось наше тесное сотрудничество, которое продолжалось до самой его кончины. При его активном участии в Московском университете был создан Институт математических исследований сложных систем, почётным президентом которого он стал. Когда Илья Романович читал в МГУ свою лекцию о парадоксе времени, приуроченную к открытию института, в аудитории 02 не хватило места, чтобы разместить (хотя бы стоя!) всех желающих его послушать.

Я много раз бывал у Ильи Романовича в Брюсселе, и в возглавляемом им институте, и у него дома. Он всегда поражал меня глубиной своих суждений, неизменным интересом к науке, стремлением поддержать коллег, особенно тех, кто только начинает свой путь в науке. Как настоящий учёный, открытый всему новому, он был всегда окружён молодыми учениками, к которым относился с искренним уважением и общался как с равными. И.Р.Пригожин свободно владел русским языком, знал много других языков, включая латынь и греческий, любил историю и философию, к которой относился почти профессионально. Увлекался археологией и минералогией. В его обширной коллекции минералов есть и образцы, подаренные Московским университетом. И.Р.Пригожин с детства играл на пианино. Ноты, как вспоминала мать, он научился читать раньше, чем слова, и до определенного времени никого не удивляло, что в будущем он видел себя концертирующим пианистом. Профессиональным музыкантом он не стал, но любовь к музыке сохранил навсегда.

Через всю жизнь учёный пронёс очень тёплое отношение к своей Родине – России, безмерно любил и уважал её культуру и науку. Вот его слова: «Надо сделать всё, чтобы сохранить научный потенциал России, особенно в области фундаментальных наук. Даже в условиях тяжелейшего кризиса недопустимо забывать, что такая поддержка – дальновидное вложение в будущее страны». Он не ограничивался словесными призывами, а лично сделал многое для того, чтобы в 1990-е гг. европейское сообщество поддержало российскую науку. Так он хотел осуществить свою давнюю мечту о единой, не разделяемой границами, европейской науке. Мы с ним много говорили о проблеме компьютерного моделирования сложных систем. Наиболее адекватным инструментом для этого являются мощные вычислители. МГУ всегда славился своей компьютерной базой, а в последние 10 лет целенаправленно работал над созданием собственных супервычислителей.

До прошлого года нельзя было похвастаться тем, что наши супервычислители обладают рекордной мощностью. Но год назад для факультета вычислительной математики и кибернетики был куплен мощный вычислитель «Blue Gene» фирмы IBM, и, самое главное, мы создали в НИВЦ собственный суперкомпьютер уникальной отечественной разработки. Суммарная мощность наших вычислителей достигла почти 100 трлн операций в секунду. Это вывело нас на первое место в России и на третье место в Европе. На нашем суперкомпьютере решаются важнейшие задачи от создания лекарств до моделирования климатических изменений и природных процессов. В этом году по решению правительства РФ в Московском университете планируется создать суперкомпьютер мощностью 500 трлн операций в секунду, что выведет нас в число мировых лидеров. Учёные Московского университета совместно с другими ведущими российскими специалистами должны решить эту задачу.

Летом 2008 г., за месяц до своего 100-летия, ушёл из жизни всемирно известный американский кардиохирург, Почётный профессор Московского университета Майкл ДеБейки. За свою 70-летнюю врачебную практику он сделал около 60 тыс. операций на сердце. Он первым, более 40 лет назад, провёл операцию по аортокоронарному шунтированию. Разработанные им методы лечения сердечнососудистых заболеваний продлили жизнь сотням тысяч больных во всём мире. На вопрос, как сохранить здоровье, М.ДеБейки отвечал: «Сердце спасут книги, овощи и работа. А не коньяк». Несмотря на широкую известность, ДеБейки был очень скромным и душевным человеком. Он говорил, что мастерством обязан, прежде всего, своей маме, которая была рукодельницей и обучала этому детей в округе. Майкл тоже научился у неё шитью, и этот навык очень пригодился ему в его профессии.

У М.ДеБейки было особое отношение к России и Московскому университету. «Россия для меня как дом родной», – говорил он, прилетая в нашу страну почти каждый год. А ведь это 12 часов полёта! И ему было уже за 90! В каждый его приезд, независимо от того, по каким делам он прилетал в Москву, мы с ним встречались и обсуждали новости и перспективы факультета фундаментальной медицины, университетского Медицинского центра.

Хочу особо отметить, что именно он предложил идею строительства университетского медицинского центра и убеждал всех в необходимости создания в университете собственной клинической базы для обучения студентов-медиков и научных исследований. М.ДеБейки везде говорил, что в России очень хорошие учёные и врачи. Уверен, что наши выпускники всегда будут подтверждать эту репутацию.

Совсем недавно в Московском университете был создан Институт человека, который должен объединить учёных разных специальностей: биологов, медиков, химиков, физиков, математиков, психологов, антропологов и других, в т.ч. учёных-гуманитариев, для решения крупных, значимых задач, связанных с изучением человека. Идею организации такого института я выдвигал ещё в начале 1990-х. Сейчас, с вводом в строй Медицинского центра и закупкой уникального оборудования, у нас есть для этого все условия.

Ушедший год в России отмечен скорбными событиями, которые до сих пор болью отзываются в наших сердцах. В начале декабря, когда завершил свой земной путь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, страна как будто замерла от чувства невосполнимой утраты. Сейчас становится всё более очевидным величие этого человека, масштаб личности которого был соразмерен его высочайшему сану. Общеизвестно, какую поистине уникальную роль сыграл Святейший Патриарх Алексий в переломные годы истории России. Я же с особой благодарностью хочу отметить, как много сделал Его Святейшество для Московского университета. Каждый год в Татьянин день Его Святейшество совершал торжественное богослужение, которое неизменно заканчивал словами приветствия в адрес учащих и учащихся Московского университета. В начале 90-х гг. он высказал идею о том, что хорошо было бы возродить домовый храм Московского университета. Тогда это было почти невозможно себе представить. Но Московский университет восстановил в своих правах Храм св. Татианы – небесной покровительницы студенчества. Святейший Патриарх всегда подчёркивал важное значение образования и науки, воспитания подрастающего поколения в духе любви к Отечеству и верном служении ему. Московский университет высоко оценил великую подвижническую деятельность Святейшего Патриарха Алексия II на ниве просвещения, избрав его своим Почётным профессором. Мы благодарны ему не только за то, что он принял это звание, но и за то, что всегда помогал Московскому университету. Сегодня наш долг ещё раз сказать о том, что его мудрость и доброта, его благожелательное внимание и действенная поддержка в трудные моменты, когда Московский университет подвергался серьёзным опасностям, помогли нам выстоять, отстоять свою позицию и развиваться дальше.

Среди Почётных членов Московского университета – великий сын России, гениальный писатель, историк, публицист, мыслитель пророческого склада – А.И.Солженицын. Его творческое наследие – и исторические исследования, и повести, и публицистика – уникально своим масштабом, глубиной и силой воздействия. Оно содержит мощный заряд духовной энергии, является живым уроком нравственности, воплощённой совестью. Так писать – масштабно, мощно, глубоко – А.И.Солженицын смог, очевидно, потому, что так жил, стойко перенося все испытания и повороты судьбы, не склоняя головы, не кривя душой: прошёл всю войну, пережил лагерь и ссылку, вынужденную эмиграцию и возвращение на родину, Нобелевскую премию и Государственную премию РФ. Название одной из его статей – «Как нам обустроить Россию» – фактически главная тема всего, о чем он писал и говорил. Его волновало практически всё: и политическое устройство страны, и духовный кризис современного общества, и положение простого человека. Нам были особенно близки его заботы о школе, об образовании. Он ведь и сам одно время работал учителем математики и знал, что такое школа, не понаслышке. Когда несколько лет назад в Московском университете готовился сборник «Образование, которое мы можем потерять», Александр Исаевич с готовностью принял в нём участие. И со страниц этой книги, которая привлекла всеобщее внимание к проблемам образования, прозвучал его обеспокоенный голос. А.И.Солженицын живо интересовался проблемами университетского образования. Когда мы с ним беседовали, он всегда проявлял себя как наш единомышленник, всегда поддерживал позицию Московского университета в защиту доступного качественного образования. 

Очень важно, что в последние годы руководство страны стало уделять образованию особое внимание. Это – и приоритетный национальный проект «Образование», и президентская инициатива «Наша новая школа», которые создают современную материальную базу системы образования. Это – и широкое развитие олимпиадного движения школьников, которое облегчает талантливой молодёжи получение достойного образования. Во всех этих делах Московский университет принимал активное участие. И олимпиадное движение в России поручено возглавить именно МГУ. А.И.Солженицын оставил нам великий завет – «Жить не по лжи». Так называется одна из его статей, которая сегодня стала фактически его завещанием всем нам. Он так жил и тем самым – своей жизнью – учил других, что так жить можно, что так жить нужно.

В актовой речи сегодня мы вспомнили, конечно, не обо всех Почётных членах нашей альма матер. Университет велик и многогранен. И впереди – новые рассказы о его людях и делах. Вот уже 254 года Московский университет служит своему великому делу.

И вместе мы сошлись сюда,
С краёв России необъятной,
Для просвещённого труда,
Для цели светлой, благодатной!
Здесь развивается наш ум
И просвещённой пищи просит;
Отсюда юноша выносит
Зерно благих, полезных дум.
Здесь крепнет воля, и далёкой
Видней становится наш путь,
И чувством истины высокой
Вздымается младая грудь!
(К. Аксаков. 1835)

Заканчивая своё Слово о Московском университете, я хотел бы сердечно поздравить всех российских студентов, профессоров и преподавателей, всю высшую школу с праздником и пожелать нам всем успехов и благополучия.